Лесной фестиваль – Пушкино
Итак, поймите, проповедь – это мое искреннее желание говорить о Кришне, и всё. Всё. Никаких других способов не нужно. Нужен только этот способ. Моё искреннее желание проповедовать, распространять это знание. И чем глубже это желание, тем более квалифицирована проповедь. Можно быть оратором, можно не быть оратором, но люди почувствуют это сильное желание. Они это оценят. То есть по форме это может быть не очень совершенно выражено, мы можем путать какие-то предлоги, спряжения или глаголы, или ставить не туда ударения.
Люди очень чувствительны. Это называется гнилая интеллигенция. Они чувствительны к тому, как вы преподносите информацию, насколько вы грамотны, как вы умеете подбирать интонации, и при этом вы еще должны быть для них немножко актером, то есть развлечь их чем-то интересным, смешным. Они скажут – «о, это другое дело, Сознание Кришны хорошо преподнесено, можно принять. Можно этот диск послушать». Вот всё что их интересует.
Я удивлялся, как в Средней Азии они примут любую философию, если за нее платят деньги. В Средней Азии в этом плане люди больше расположены к зарабатыванию денег. Если это принесет мне богатство – почему нет, хорошая религия. То есть это один из важных аргументов. «Да, Прабхупада говорил – повторяйте четыре круга маха-мантры, и ваши материальные дела пойдут в гору». «О, это другое дело, надо попробовать. Если дела пойдут в гору – надо рискнуть».
Или там ценят родственников, родственные связи очень крепкие, они помнят своих предков. Ко мне приходили местные люди, которые живут в Средней Азии, и они приносили списки, свои родословные, далеко-далеко уходящие, по именам, они знают чем их прадед занимался. Здесь я не знаю, есть ли такие списки с России. Сейчас обычно никто эту родословную не помнит, мы не знаем кто наш дед или прадед тем более, или троюродный брат, всё забываем. А там люди более внимательны к этому. И им также интересно, какие же можно обряды провести, чтобы родственников умерших вспомнить, благо им принести какое-то. Они этим интересуются серьезным образом.
И на них другой аргумент действует, когда вы им говорите, что род, в котором нет ни одного святого – проклятый род, они задумываются об этом. «У вас есть списки родословной? Есть там хоть один святой? Нет? Так вот вы можете спасти весь свой род, если начнете повторять Святые Имена». Для них это тоже очень важно. То есть разные культуры, разные ценности. И это всё правда. Но здесь если вы скажете про их род, люди на это не обратят внимания. «Я сам по себе, я даже с родителями долго не общаюсь, долго уже не живу рядом». Независимое существование.
Здесь может быть нужно другое настроение проповеди. Сейчас люди очень интересуются семейным счастьем. Мы с женой сейчас ездим по всем городам, проповедуем вместе. Она поет бхаджаны, киртаны, я ей подпеваю. Люди слушают ее пение, хотят запись получить, голос как правило всем нравится. Семейная пара очень сильный аргумент для обычных людей. Просто потому что семейная пара это делает. И у них есть еще ребенок, выросший в этой культуре. У них доверие увеличивается. «Вот у меня дочь, 25 лет, с рождения никогда не ела ни мясо, ни рыбу, ни яиц, вообще не знает этого вкуса». Это аргумент для них. «Вот она сейчас танцует, пожалуйста».
Люди иногда на лекциях просто плачут, оказывается такие семьи могут быть… Ведь у них есть мечта. Не разрушайте эту мечту. Хорошо, если будут хорошие семьи. Да, но говорите как это сделать, что нужно привнести, чтобы у нас были хорошие семьи, и традиции возродились. Всё это привлекательно распространяет Сознание Кришны. Всё это используется, культуру надо возрождать. Культура мира – это культура также и семьи. Но культура войны означает, что семья отходит на другой план, а сейчас война, сейчас нужны брахмачари и санньяси. Война идет, на передовую выходят люди, которые не привязаны к семье, не боятся за жизнь, сам идет один и рискует жизнью. Это тактика войны, такой проповеди, когда необходимо это делать.
Прабхупада создал для проповеди ашрам брахмачариев и армию санньяси, вот с этого всё начиналось. Потому что была серьезная война с майей, надо было распространять по всему миру то, что Прабхупада заложил. А теперь мы всё больше и больше тактику мира вводим, уже мирные отношения с властями, с государством, с их законами, с их культурой, отношения уже начинаем устанавливать. Верно же? Это другая тактика, тактика мира. А тогда мы не учитывали никаких законов, всё было запрещено, нам ничего не разрешали, мы всё делали вне закона. Мы просто воевали. Нельзя на харинаму? Пойдем на харинаму. Нельзя книги распространять? Пойдем книги распространять. Всё делали наоборот. Что там еще нельзя, говорите? Всё будем делать так, как вот вы говорите нельзя, так и будем делать. Так мы вначале распространяли Сознание Кришны.
Но теперь нет, мы учитываем закон, мы учитываем культуру, в которой мы находимся, то есть тактика мира, меняется форма проповеди, теперь нужно привносить форму культуры, более чистой культуры, чтобы люди привлекались более чистыми стандартами. Почему преданные занялись «Общим делом»? (антиалкогольный проект в России) Насколько это трансцендентно? А это привлекательно, что делают это преданные. Вот эти отреченные люди, смотрите, помогают культуре, заботятся, чтобы культура очистилась, чтобы Россия не деградировала до животного состояния. Алкоголизм - это серьезная вещь. Наркомания – это серьезная вещь.
Итак, это тоже очень важно - учитывать место время и обстоятельства, и нужно думать, какие еще формы проповеди можно найти. Это очень важно, потому что многие преданные чувствуют, что они не могут занять себя в преданном служении. Не могут найти какую-то деятельность. Но просто мы еще недостаточно думаем об этом. Очень много есть форм деятельности преданного служения.
Как один преданный однажды всех поразил. В те времена, когда книги было опасно на улице распространять, он распространял около 10 книг каждый день. Мы не понимали, как он это вообще делает. А он говорит – «я иду на Исаакиевскую площадь там стоит много «Икарусов», экскурсионных автобусов». Там же люди съезжаются со всей страны в Петербург. Это центр культуры России. И там экскурсии с экскурсоводами, они ездят по городу, смотрят все эти места, достопримечательности, там где был Пушкин, где Фонтанка, где Петр Первый и всё остальное. И он заходил в автобус, подходил к экскурсоводу и говорил - «у нас есть совершенно новое издание для петербуржцев, на русском языке, недавно переведенное, «Бхагавад-Гита». Можно представить ее приезжим, познакомить с ней?». А они - «О, да! Еще одна достопримечательность Петербурга! Пожалуйста!» Экскурсовод говорит пару слов и дает микрофон преданному. Он говорит минут 10-15 о книге, и практически все люди у него покупали книги, очень многие, десятки книг распространял. Он просто думал, как это делать.
Итак, все приносили какие-то свои новые и новые формы. А затем один преданный в России в 90-х годах один за марафон распространил вагон книг. Вагон! Вы скажите – «как он мог это сделать? Это же нужно с такой скоростью выдавать книги, что вы не успевали бы даже деньги собирать. Как он смог всё это сделать один?» Но он это делал другим способом. Он заходил к начальству фабрик, заводов и по подписке распространял. Он просто заходил в цеха, людям раздавал эти книги, а потом с них снимались постепенно деньги с зарплат. Нашел такой способ распространения книг.
Я просто говорю о том, что преданные сами находили эти способы. Гуру не говорил – делайте так или делайте так. Просто – думайте, думайте, думайте. Вы живете в этом месте, и вы поймете как это делать. Вы знаете местные обстоятельства, вы знаете менталитет людей, вы здесь выросли – вот тут и проповедуйте, вот тут вы сможете это сделать привлекательно. То есть культура, знание, внешний вид, конечно же, должен быть приятный для людей. Вот для этого мы стараемся поддерживать культуру, а не для себя.
Харе Кришна!
Ответы на вопросы:
Прабху: Как правильно поправлять другого человека? Ты видишь, что человек делает что-то не так, и когда начинаешь анализировать, то видишь, что у тебя в сердце те же самые проблемы.
Гуру Махарадж: Не нужно никого поправлять. Этого должны требовать обстоятельства. Но не нужно никого поправлять. Если это относится к вашему долгу, то нужно. Но если нет – не нужно никого поправлять. Например, старший должен поправить младшего, это нормально. Старший не должен просто смотреть, старший должен поправить. Но равный уже не обязан это делать. Младший не поправляет вообще никого из старших. Итак, есть долг. Считает ли он вас старшим? На самом деле являетесь ли вы старшим? То есть нужно правильно оценить обстоятельства, чтобы сделать правильный вывод. Не нужно никого поправлять, не об этом думайте. Нужно служить. Поправлять – это исключение. Гуру должен поправлять своих учеников, и то он еще должен найти подходящее время, место и обстоятельства. Это не главный наш менталитет.
Прабху: Что же тогда делать со своим сознанием, когда хочется поправить?
Гуру Махарадж: Повторять Харе Кришна. Вы же знаете ответ, вы забыли. Именно в этом заключается вся суть - повторять Харе Кришна. При всех обстоятельствах.
Прабху: Если человек следует определенным стандартам чистоты, и попадает в общество, где этому не следуют, они живут по другим стандартам. И ты понимаешь, что не вправе указывать им на эти недостатки, это определенная гордость, ты чувствуешь себя выше.
Гуру Махарадж: В Гите говорится, что не нужно указывать на недостатки этим людям, но нужно подать пример. Личный пример. На это требуется время и терпение, прежде чем они обратят на это внимание, отреагируют каким-то образом. Именно пример.
Вопрос: Что является критерием культуры, чистые привычки или уважение к личности?
Гуру Махарадж: А как вы думаете, уважение к личности можно назвать привычкой? Ведь если рассматривать природу, то привычка – это вторая природа, еще говорят. Мы должны привыкнуть уважать личность. Автоматически, кого бы ни увидели – мы должны быть настроены на уважение. Автоматически. Это должно быть нашей вайшнавской природой. Это чистая привычка, надо рассматривать с этой точки зрения. Уважение – это также стандарт чистоты.
Прабху: Внутренние изменения происходят просто за счет нахождения в обществе естественным образом или за счет внутренней работы? Просто оставаясь в обществе, внутренние изменения произойдут или необходима еще какая-то внутренняя работа?
Гуру Махарадж: Оставаться в обществе – это главное, что говорил Прабхупада. «При всех обстоятельствах оставайтесь в обществе Сознания Кришны». Даже если вы не можете занять себя должным образом. Всё равно он сравнивал это общество с поездом. Общество движется, продвигается. Мы видим, что есть пассивные преданные, не очень занятые служением, но они остаются в обществе. И есть преданные, которые неплохо следуют стандартам, но они не общаются с обществом близко, есть такие примеры в жизни, бывают. И можно видеть, что те преданные, которые хотя и тверды в своей садхане, но не общаются с обществом преданных, они остаются на том же уровне развития, на котором когда-то ушли из общества. А те не очень активные преданные, которые все же остаются в обществе, они продвигаются дальше. Вместе с обществом. Это поезд, где даже если вы пролежали всю дорогу на третьей полке, всё равно он едет. Вот такой пример Прабхупада давал, как важно оставаться в обществе преданных. Кто-то там что-то делал, а кто-то просто на третьей полке всё это время лежал. Но поезд то едет.
Прабху: Зачем стандарт разделения на мужскую и женскую половину?
Гуру Махарадж: Хороший вопрос. Это дает нам сосредоточенность. Чтобы мы могли сосредоточенно думать о Кришне. Только две вещи выводят из равновесия ум человека. Две вещи – это золото и женщины. А строго говоря одна – это женщины. Противоположный пол. Поэтому хорошо, когда мы соблюдаем это разделение.
Прабху: Но они же все равно рядом, не в соседнем храме. Всё равно смотрят.
Гуру Махарадж: Нет, если кто-то хочет, он может и на расстоянии поддерживать связь с женщинами. Это вопрос желания. Но если человек настроен контролировать чувства, это поможет ему. Если он не настроен контролировать чувства, то какая разница, он может издали смотреть похотливым взглядом, рассматривать. Это вопрос уже желания. Но мы же хотим культуры, и вот этот порядок способствует культуре чистоты.
Прабху: Какими мыслями задаться, чтобы понять, как распространять Сознание Кришны?
Гуру Махарадж: Должно быть просто искреннее желание. И потом будет процесс. Каким он будет конкретно у вас или еще у кого-то – я не знаю. Вот у меня это тоже было своеобразно. Например, я прошел через очень сложный опыт проповеди в институтах и университетах Петербурга. Очень болезненный опыт у меня был. Это были 90-е годы. Мне дали задание в петербуржском храме, чтобы я проповедовал в университетах и институтах студентам, молодежи. Но время уже было такое, когда нас стали признавать опасной сектой. То есть в институты нас не пускали. Раньше мы приходили куда угодно, и нас пускали. Не знали что это, Восток, учение, интересно, люди сбегались со всех курсов, там был ажиотаж, киртаны начинали с ними петь, танцевать, прыгать до потолка. Но а потом была обратная реакция. И вот в этом время я должен был ходить по университетам и проповедовать. Именно в это время. Это было примерно в течение двух лет. Около двух лет тяжелого опыта. И куда бы мы ни пошли, нас нигде не принимали. Как только слышали «Сознание Кришны» - нет, только не кришнаиты.
Тогда тактика изменилась. Мне дали одну самую красивую брахмачарини. У нее прическа была, она макияж делала в то время, вот ее и выбрали, и она ходила к этим всевозможным ректорам, и говорила что-то косвенное. Что мы расскажем о вегетарианстве, о чистом образе жизни, «у вас студенты курят? - вот мы об этом тоже поговорим». Она могла представить всё это. И вид у нее был тоже соответствующий. Тогда двери открылись сразу же повсюду. А я даже не знал, что она предлагала им. Понятия не имел, просто проповедовал и всё. И нас иногда просто посреди лекции останавливали и выгоняли, бывало такое. Просто преподаватель вставал и говорил – «всё понятно, вон отсюда вообще!» Вот так было.
А потом ситуация изменилась, они вдруг открыли двери. «Сознание Кришны? Хорошо, заходите». Но они работали со студентами, им было интересно, кто кого победит. Они прорабатывали студентов – «вот перед вами секта, сейчас придут сектанты, у них есть своя философия и учение, у них есть свои сети, вам нужно распознать эти сети. Разоблачить и одержать победу». Я не знал этой установки.
То есть ситуация менялась постоянно. И они слушали лекцию очень внимательно, записывали всё, я думал – «вот, здорово!» А потом, боже мой, это был ад! На меня все нападали, я только успевал отбиваться. Иногда преподаватели мне потом жали руку, трясли – «это было потрясающее, это запомнится на всю жизнь, такая битва!» Просто как битва, просто как гладиаторы показывают свое искусство, вот в таком духе. Не столько учение их задевало, сколько способность отвечать на вопросы, знание какое-то, искусство отвечать, опровергать аргументы. Это было около двух лет.
Потом я подумал – «нужно что-то делать по-другому. Видимо, моя проповедь не доходит, неквалифицированна, неубедительна». У них есть какая-то установка, у всех есть какая-то установка, правильно же? Но проповедь должна быть убедительной, более сильной. Как же им всё это убедительно представить, логично?
И тогда у меня появилась вот эта схема в уме, из стиха Бхагавад-Гиты – «Живые чувства выше мертвой материи, ум еще выше…» И у меня появилась схема, всё. Я попробовал. И интересно, что произошло на первой же такой лекции. Я им показал схему, все эти уровни сознания, до Сверхдуши уже добрались, стали говорить о сверхъестественных вещах, которые в жизни тоже существуют, и подтверждения им. И атмосфера стала меняться.
Преподаватель сказал – «можно с вами поговорить после лекции?» Он почувствовал доверие. И он спросил:
- Вы же, наверное, со Сверхдушой связаны? Ведь вы же сказали, что занимаетесь йогой.
- Да, как то связан. А что вы хотите?
- У меня сын пропал. Он уехал в Америку и не вернулся. Вы можете сказать, где он и когда вернется?
Я не знаю что сказать.
- Вернется осенью.
Я просто подумал, что зимой же холодно, как только холода наступят, он наверняка вернется в Россию. Денег нет, жить негде, холодно будет и осенью вернется. И он вернулся осенью (аплодисменты). И я их потом случайно увидел в метро, в Петербурге. Я зашел в метро, он уже с сыном сидел. И он ко мне идет, улыбается, через весь вагон, прямо ко мне в объятья. «Как вы сказали – так и произошло! Он вернулся, вон он сидит! Вернулся осенью! Всё как вы сказали – был разочарован, денег не было, вернулся. Приходите в институт! Я вам открою двери во все аудитории, проповедуйте».
И потом я понял, что здесь важно быть убедительным, находить какие-то аргументы. Я просто думал об этом. И вот появилась эта схема, на этой основе я стал говорить везде одно и то же, но всегда разные вещи. Она помогла людям как-то логично воспринимать знание.
Grisha Olibash (Одесса), большое спасибо за предоставленный материал