Е.М. Чайтанья Чандра Чаран Прабху - "Высший вкус", Лекция по БГ 5.10, Екатеринбург, 21 апреля 2009 г., часть 1

"Меняете вкусы - меняется направление судьбы"

"Шримад Бхагавад-Гита как Она есть",
Глава 5, Карма-йога. Текст 10.

Подобно тому как вода не смачивает лист лотоса, грех никогда не пятнает того, кто исполняет свой долг без привязанности к плодам своего труда, жертвуя их Верховному Господу.

Комментарий Шрилы Прабхупады: В данном случае слово брахмани означает "в сознании Кришны". Материальный мир - это совокупное проявление трех гун материальной природы, которое на санскрите называется прадханой. Ведические гимны гласят: сарвам хй этад брахма (Мандукья-упанишад, 2) и тасмад этад брахма нама рупам аннам ча джайате (Мундака-упанишад, 1.2.10). В "Бхагавад-гите" (14.3) также говорится: мама йонир махад брахма. Иными словами, все в материальном мире есть проявление Брахмана, и, хотя следствия принимают различные формы, они неотличны от причины.

В "Ишопанишад" сказано, что все сущее связано с Верховным Брахманом - Кришной, и принадлежит Ему одному. Тот, кто полностью осознал, что все принадлежит Кришне, что Господь - хозяин всего и что, стало быть, все должно использоваться для служения Господу, никак не связан последствиями своих действий, как благочестивых, так и греховных. Даже материальное тело, которым Господь наделяет живое существо для той или иной деятельности, можно использовать в сознании Кришны. В этом случае оно не оскверняется грехом, так же как лист лотоса не намокает, хотя касается воды. В "Гите" (3.30) Господь Кришна говорит: майи сарвани кармани саннйасйа - "Отрекшись от мира, посвящай все свои действия Мне". Итак, человек, лишенный сознания Кришны, действует, отождествляя себя с материальным телом и органами чувств, а человек, обладающий сознанием Кришны, действует, зная, что его тело является собственностью Кришны и потому должно использоваться в служении Кришне.

Это революционная тема. То, чего боятся современные люди больше всего, что касается религиозности. Эта тема сложна, вызывает всякие опасения, недоверие. Тем не менее, в Бхагавад-Гите это утверждается как истина, что на самом деле человек никогда не обретет счастья, если будет действовать ради плодов своего труда, ради того, чтобы стать богаче, умнее, красивее, выше других, бороться за власть. То, что называется прогрессом в современном мире. Здесь говорится - проблема, человек никогда не будет счастлив таким образом. Единственная формула счастья дается вкратце так, что деятельность, карма, предназначена для ягьи, для совершения жертвы. То есть любая деятельность, йаджнартхат кармано 'нйатра, любая деятельность совершается как жертва, в духе бескорыстия.

Конечно, это нужно объяснять, потому что слово жертва вызывает тоже неприязнь у новых людей, ассоциируется с чем-то ужасным. Здесь имеется в виду любое усилие - жертва. Читаете ли вы книгу, или едите пищу, или ходите на работу, неважно что вы делаете, или поддерживаете семью - все это жертва. Вы жертвуете своей энергией ради чего-то на каждом шагу. Чтобы поесть, нужно совершить великую жертву, великий труд нужно совершить, чтобы обеспечить себя на протяжении всей жизни.

Жертва налицо. Но на самом деле, истинная ягья совершается ради Верховного Господа. Что это означает? Ради блага полного целого. Каждый вкладывает свою энергию, чтобы полное целое было счастливо. Все, для всех это предназначается. Наши усилия, наша деятельность предназначается для блага всех. Это называется ягья. Это то, что делает человека счастливым. Осознание того, что он совершает ягью, делает его счастливым, свободным. То есть счастье и свобода - это синонимы. Какое же это счастье, если вы несвободны?

И что же сковывает человека, что лишает его свободы? Несомненно, привязанность к плодам своего труда. Дается хорошее сравнение в Ведах - шелкопряд работает, трудится день и ночь. И формирует вокруг себя кокон. И он оказывается в ловушке собственных усилий. Есть другой пример - ловушка для обезьян. Вы знаете, что это такое? Простейшая вещь, ничего сложного. Просто ящик на цепи, в этом ящике есть небольшая дырка, куда шимпанзе просовывает ладонь. Берет апельсин в ящике, но с апельсином высунуть руку не может. Это ловушка на обезьян. Она не выпустит апельсин, ее желание сильнее разума. Разум говорит - отпусти апельсин, и ты будешь свободен. Но желание сильнее разума, в данном случае животного. Животное попадает в плен собственных желаний.

Где находится охотник, посмотрите внимательно? Где сидит охотник? Именно в том месте, куда животное придет на водопой или за своей пищей. Таким образом, вкусы связывают нас. Если вы хотите знать свое будущее - изучите свои вкусы и вы поймете свое будущее. Потому что вкусы вас поведут соответствующим путем. Несложно. Вы же знаете, что будет, если человек встал на путь алкоголизма. Совершенно понятно, куда он придет, любой это знает. Если он встал на путь чувственных наслаждений, сексуальных, тоже понятно как сложится его жизнь, совершенно ясно. Более или менее, но картина ясная.

Итак, судьбу человека или будущее определяют его нынешние вкусы. Если мы исследуем этот момент, то увидим, что редко мы найдем счастливого человека, с гарантией на будущее. Вкусы сейчас весьма извращенные, совершенно ясно что будет в будущем. И люди, тем не менее, верят в счастье. Не имея возвышенных качеств, представьте себе. Это логично? Не имея высшего вкуса, как это вообще возможно? Только высший вкус может указать, где это счастье! Если я никогда не испытал высшего вкуса и даже не знаю о чем идет речь, у меня просто есть какое-то свое мизерное понятие счастья от того, что я поем, или посплю, или погуляю, или просто хорошо устроюсь в жизни.

То, что люди называют счастьем, это просто рабство. Это усредненное счастье, никто не будет доволен этим. И если мы хотим изменить свою судьбу, это возможно для человека - непростое дело, но для человека это возможно - мы должны изменить вкусы. Вот такая наука. Меняете вкусы - меняется направление судьбы. Но конечно очень трудно, практически невозможно изменить свой вкус. О вкусах вообще не спорят. Это сложно, изменить свой вкус. Я бы сказал, что практически никто не сможет это сделать. Если вы имеете соответствующий вкус, данный природой - это трудно изменить. Что же с этим делать? С какими-то вкусами, которые даны мне уже природой? В Ведах говорится - предлагай их в жертву, и ты возвысишь свой вкус, единственный путь возвышения, больше нет ничего.

Все, что не предлагается в жертву, становится причиной нашего рабства. Например, большие деньги - что плохого? Хорошо. Но в чем проблема? Проблема в том, что развивается сильная жадность в присутствии больших денег. Сильное отождествление с телом укрепляется, телесная концепция увеличивается. Это означает, что деньги дороже жизни стоят сейчас. Люди за деньги могут убить кого-то, легко, за большую сумму. Без разговоров. Многие готовы на это. Власть денег. Скованность сознания, рабство сознания. Человек за какую-то выгоду может совершать грехи. Ради какой-то выгоды. Это слабое сознание, неразвитое сознание называется.

Почему неразвитое? Потому что, совершая грех, человек получает реакции в будущем. За каждое свое действие, которые мы не совершили как ягью, обязательно получим результат, либо хороший, либо плохой, в зависимости от того, что мы делали. Все, что мы делаем хорошего с вами - это хорошо для нас также, в будущем. Что-то хорошее получаем, благоприятное в своей жизни, мало ли что. Можем получить хорошее здоровье, крепкую психику, хороший друзей, хороший интеллект, нам будет легко получить образование, занять какое-то место в обществе, высокое социальное в мире. Т.е. есть большие преимущества в благочестивой деятельности, она дает человеку разум, красоту, физическую силу, нравственность, религиозность, честность. Это результат хороших действий в прошлом.

Ну а что такое плохая, греховная деятельность? Греховная деятельность побуждает человека совершать новые грехи. Грех исходит из греха. И больше ниоткуда, только из греха. Итак, если человек совершал грехи в прошлом, он будет стараться это делать и сегодня, у него останется привычка, склонность к этому. Что такое грех? Это эгоистические желания, которые проникли в сердце человека. В сердце человека. Есть эгоистические желания, которые не навредят нам, то есть они на поверхности чувств и ума появляются.

Например, вы идете и видите на улице киоск, там спиртные напитки продаются. Думаете, - "вот, когда то тоже пробовал все это", и проходите мимо. Коснулась память, но не навредила вам, пошли дальше, вы свободны. Но если подумали, - "я раньше наслаждался этим+ может быть испытать еще раз этот вкус?". Это уже ближе к разуму, смотрите, вы хотите принять решение, меняете свою судьбу, меняете решение, вам нужно вообще на работу идти, а хочется зайти в киоск выпить бутылку пива или еще что-то покрепче. Это простой пример, элементарный пример.

Может быть, так быстро все не бывает, но в конце концов к этому все приходят - к сильнейшей зависимости от объекта. И когда это желание проникнет в разум, вы ни на какую работу больше никогда не пойдете. Вам будет все равно даже до семьи вашей, до ваших детей, просто пойдете и будете пить день за днем, с утра до вечера. Называется запой. Просто полная потеря рассудка. Означает, что желание проникло в разум. Вот в чем опасность.

Те желания, которые мы не совершаем как ягью, становятся все ближе и ближе, становятся привычкой, второй натурой, они заполняют наш разум и становятся целью существования. Просто поесть, поспать, выпить что-нибудь, посовокупляться, поработать, заработать, чтобы снова поспать, поесть, совокупиться, что-то принять, насладить свои органы чувств в комфортабельных условиях. Это становится принципом жизни и смыслом жизни. Но это ничем не отличается от животной жизни, там нет никакого высшего смысла.

Интересно, что животное не нарушает никаких законов природы, живя таким образом. А человек, живя как животное, уже нарушает закон природы, потому что у него есть другое предназначение вообще, другая миссия. То есть можно забыть об этом, если в разум проникают какие-то низшие желания, мы забываем, что такое человек, для чего он вообще существует в этом мире, предназначение. Мы принадлежим к человеческому роду. Это велика миссия оказывается. Это означает, что мы должны сотрудничать с Богом, мы представители Бога в этом мире. Высшее понятие.

То есть представитель Бога - это не тот, кто совершает насилие в этом мире, это низшая энергия, это представитель Сатаны, дьявола, злых сил. Человек опасен может быть, крайне опасен, опаснее любого животного, потому что он разумен. Если он злой и разумный, он опаснее даже тигра или льва. Тигр, в конце концов, у него лишь когти и клыки, но человек может сделать ядерное оружие и истреблять просто виды жизни, может уничтожить всю планету в своем развитии в этом направлении. Это не представитель Бога, это представитель низших энергий.

Зло плюс разум - очень опасное сочетание. Но представитель Бога означает представитель высших энергий - добра, любви, знания, мудрости. И плюс с этим сила, отвага и многие другие качества, которые помогают воплощать эти духовные принципы в обществе людей. Это - миссия человека, устанавливать мир в этом мире. Принципы добродетели. Что такое принципы добродетели - это то, что мы с вами сегодня называем "религия". Должно быть так по идее. Все эти заповеди, которые описываются в священных книгах - это принципы добродетели, так говорится в Ведах. Есть принципы добродетели, принципы страсти и принципы невежества.

Что такое принципы невежества? Это просто потребности тела, их тоже нельзя игнорировать. Есть надо на самом деле, факт. Спать тоже надо. Семья, продолжение рода - надо. Но это просто обычная невежественная деятельность, тело так работает, для этого не нужны какие-то знания, чтобы совокупляться, есть, обороняться. Так устроено физическое наше естество. Это принципы невежества, их тоже нужно удовлетворять, но как? В соответствии с разумными возможностями.

Принципы в страсти - это принципы культуры. Человеческие законы. То, что человек устанавливает здесь, в соответствии с местом, временем и обстоятельствами, тоже принимает решения, заботясь об обществе, о мире, о порядке, чтобы было меньше преступности, и он в чрезвычайных обстоятельствах может издавать новые и новые законы, чтобы поддерживать какую-то гармонию, равновесие, чтобы мир не разрушил сам себя. Как сейчас, накопив ядерный потенциал, мир может разрушить сам себя. Для этого существуют принципы страсти, чтобы все-таки какая-то гармония была в мире. Мир поддерживают при помощи войн, еще каких-то политических трюков, экономики, но так или иначе люди балансируют, пытаются поддерживать. Это страсть.

Но истинное назначение человека - утвердить принципы добродетели. Это великая миссия. Это трудное дело. Трудное дело - привнести мир в сердца, в умы людей. Они привязаны к плодам, они жадные все, по своей природе жадные. Ленивые, жадные и завистливые. Человек - он по своей природе такой, материальной природе. Ему трудно поверить в принципы бескорыстия, которые описываются здесь. "Бескорыстие - опасная философия. Что вы имеете в виду, бескорыстно? То есть куда я должен деньги отдавать, кому? Покажите мне все до конца. Я должен проверить, что у вас за философия такая опасная. Бескорыстно - значит куда, кому? Я заработал миллион долларов, старался-старался, а вы говорите - вам не принадлежит, предложите их в жертву!" Этого люди боятся больше всего. Верно. Хотя здесь так описывается, так надо делать. Кому, скажите, они принадлежат? Они принадлежат всем, ваши деньги, на самом деле. Они через вас проходят, но принадлежат всем, это энергия Бога.

Пример. Что касается денег, может быть непонятно, все пытаются заработать. Например, я читаю Бхагавад-Гиту 25 лет. Что-то могу объяснить в этой книге, есть опыт такой. То есть много слушал духовного учителя, и слушаю до сих пор, и по его наставлениям тоже объясняю смысл этой книги. Это тоже какое-то богатство - знания. Собственно говоря, это лучшее богатство. Знание самое сильное, высшее богатство, потому что оно формирует разум. Не нужно с собой носить большие деньги, носите с собой большой разум, и будете свободны, и везде сможете жить, в любом месте, времени и обстоятельствах сможете жить нормально.

И для чего человек обретает такие знания, скажите? Мы тоже все изучаем Бхагавад-Гиту, а для чего? Чтобы показать свою ученость? Нет. Это для всех предназначается. Мы собираемся и слушаем все вместе. А для чего эта книга? Для всех. Если мы обретаем власть какую-то, для кого? Для всех, для блага всех. Руководить для блага всех. Так же и деньги, если мы зарабатываем большие деньги, для кого? Для блага всех, чтобы правильно распределять собственность.

Итак, если какая-то часть вашего тела теряет силу, туда нужно направить энергию. Идете к врачу, говорите, - "что тут такое, подлечите меня", - туда должна пойти энергия, вы заботитесь об этом. Вот так, куда направляются средства? Там где люди страдают, туда направляются определенные усилия - финансы, знание, управление. Например, когда в Армении случилось землетрясение, я вспоминаю это часто, потому что был там, и я видел, что очень много людей приехало со всего Советского Союза туда. Бескорыстная помощь была. Мгновенно послали туда помощь, и деньги потекли туда, и люди пришли туда, и техника поехала туда, и продукты стали направляли туда, чтобы кормить людей, потому что они без дома, без крова, без электричества, без отопления, все закрыто. Очень опасная ситуация для людей, могут умереть все, все что угодно может начаться, от нечистот может вспыхнуть эпидемия, голод естественно там.

И мы же сразу обращаем на это внимание, верно? Верно. Таким образом, деньги должны использоваться для того, чтобы главным образом дать людям духовное образование, развивать их разум, это настоящая ягья. Просто если мы удовлетворяем материальные потребности тела, невежества, это еще неполная ягья. Потому что человек невежественный снова попадет в подобную ситуацию. Ребенка нужно образовывать, если его не образовать, он снова и снова будет делать эти глупости, и когда он уже станет взрослый, глупости буду дорого стоить.

Подобно этому, чтобы человек не совершал новые ошибки, не попадал снова в плохое положение - нищету или в условия войны, не создавать снова эти вещи - нужно дать знание, как совершать деятельность очищающую, а не обременяющую. Люди страдают потому, что деятельность их неверная, греховная. Здесь же говорится о том, что лист лотоса не смачивается водой. Так же и деятельность человека, даже если он ошибается в каких-то вещах, не навлекает на него греха, если эта деятельность посвящена Верховному Господу.

Однажды ко мне пришла одна женщина, преданная. Есть ятры, есть общины во всех городах, по всей России, хорошо развиваются духовные общины, многие люди воспевают Харе Кришна, читают Гиту, принимают духовного учителя. И вот эта женщина также пришла и сказала, что руководство наше поступает не очень справедливо, иногда они давят на нас, иногда они не очень хорошо к нам относятся в силу может быть наших несовершенств, лени, ошибок, то есть иногда они жестко поступают. И указывала на ошибки этих старших преданных. Это так и было. Были некоторые ошибки. Поэтому они очень сильно беспокоились. "Как это, руководство, что с ним делать вообще? Они могут дальше нами руководить? Они себе позволяют немножко злоупотреблять своей властью". Хорошо.

Я ей задал вопрос, - "как вы думаете, они это делают для себя или для Кришны?" Она села, подумала, - "для Кришны, для себя нет, для них тут нет никакой выгоды. Хотя они действую иногда не совсем правильно, но для них выгоды нет, они бескорыстны". Значит, они чисты. Она поняла, они чисты. Дареному коню в зубы не заглядывают.

Здесь, в этом стихе говорится об этом. Если вы заняты бескорыстной деятельностью, грех вас не касается. Но даже если вы делаете все правильно, но корыстно - греховная деятельность. Мотив важнее всего. Не сама деятельность, не сама сумма пожертвованная, не сами усилия, не сами знания прославляют нас. Прославляет мотив, ради чего вы это делаете. Итак, мир подобен шоу, люди демонстрируют, то они делают, все они делают, чтобы получить какую-то славу, какое-то положение, признание. Слава очень привлекательна. Многие хотят получить славу. Но этот мотив означает, что люди скатятся до уровня греха. 

Слухаємо Книги Прабгупади