Февраль - созвездие замечательных праздничных дат, предваряющих главное событие - Гаура-пурниму, или явление Шри Чайтаньи Махапрабху. В этот день вайшнавы отмечают не только Васанта-панчами, но также явление Шри Вишнуприи Деви (супруги Господа Чайтаньи до принятия Им санньясы), явление Шри Пундарики Видьянидхи, явление Шри Рагхунанданы Тхакура, явление Шри Рагхунатхи даса Госвами и уход Шри Вишванатхи Чакраварти Тхакура.
Сарасвати-пуджа, почитание богини учености Сарасвати:
Сарасвати-пуджа посвящена богине реки Сарасвати, супруге Брахмы, изобретательнице санскрита (древнего языка священных текстов Индии) и покровительнице искусств и наук. В этот день Васанта-панчами (пятый день первого лунного месяца) отмечается день рождения Шри Сарасвати. Женщины и мужчины стараются непременно надеть что-нибудь желтое, поскольку именно этот цвет угоден Сарасвати. Специально к празднику готовятся цукаты из фруктов – угощение друзьям и родственникам. В этот день младенцев стараются научить первым словам.
О Шри Рагхунандане Тхакуре:
Мукунда Дас был врачом. Как-то его позвали к пациенту, и он попросил своего младшего сына Рагхунандану поднести семейному Божеству Гопинатха раджа-бхогу*. Рагхунандана приготовил все вовремя, с тщанием и с великой преданностью. Поднеся традиционное угощение, он вспомнил слова отца: «Убедись, что Божество вкушает». Мальчик позвонил в колокольчик и просто сказал Божеству Гопинатха: «Кушай, кушай!» Но увидев, что на тарелке все осталось нетронутым, он горько заплакал. Тут уже Гопинатх не смог далее сохранять нейтралитет и выполнил пожелание ребенка - съел все без остатка.
Настроение, в котором Лалита служит Божественной Чете, полностью противоречит таким понятиям, как богобоязненность, кротость, послушание. Ибо выступает она в роли старшей подруги Радхики, которой известны все Ее секреты. Лалита - своего рода гуру и защитница Радхики, охраняющая Ее от любовных "посягательств" Кришны. Она учит Ее быть неприступной и дерзкой с сыном Нанды, и даже, когда требуется, выполняет обязанности Ее телохранительницы, "разнимая" влюбленных. Когда Радха и Кришна играют в кости, Лалита становится советчицей Радхики. Защищая гопи от назойливого пения флейты Кришны, Лалита крадет флейту и прячет ее в свою великолепную, пышную, черную косу.
Лалита-деви - одна из троих личностей, милостью которых человек получает доступ во Вриндаван и в игры Радхи и Кришны. Двое других - это Паурнамаси (Йога-майя) и Вринда (Туласи). О милостивая Лалита-деви, суждено ли мне увидеть Вриндаван в этом году? Суждено ли мне увидеть тебя, стоящей по правую руку от Шьямасундары со шкатулочкой листьев бетеля?..
Его дед был парамахамсой - он беспрестанно повторял святые имена Господа и плакал перед Божеством Гопал Джиу. Дед показал Браджабандху, как нужно повторять маха-мантру Харе Кришна, считая мантры на пальцах. Вместе со своими дядьями Браджабандху часто ходил по деревням, они пели маха-мантру и песни Нароттама даса Тхакура. Со времен Шьямананды Прабху потомки рода Гири славились в Ориссе как самые искусные исполнители киртанов. Из книги записей, ведущейся в храме Джаганнатха Пури, мы узнаем, что триста лет назад царь Ориссы повелел пускать исполнителей киртанов из деревни Гадай-гири в храм Господа Джаганнатхи и позволять им устраивать для Него киртаны. В Ориссе потомков рода Гири до сих пор почитают как киртана-Гуру.
С шести лет Браджабандху поклонялся Божеству, которого звали Гопал: сплетал для Него гирлянды из цветов, а иногда, при свече, пел для Гопала священные гимны, записанные на пальмовых листьях. Он не дотрагивался до еды, если она не была предложена Гопалу.
К восьми годам Браджабандху прочел всю "Бхагавад-гиту", "Шримад-Бхагаватам", "Шри Чайтанйа-чаритамриту" и умел их толковать. По вечерам жители деревни часто собирались послушать, как Браджабандху читает переводы "Бхагаваты", "Рамаяны" или "Махабхараты". Так, с ранних лет Браджабандху повторял мантру Харе Кришна, изучал священные писания вайшнавов и поклонялся своему любимому Гопалу. Друзья и родные вспоминают, что он был очень спокойным и задумчивым ребенком. Его не привлекали ни игры, ни кино, ни театр.
Рассматривая в целом культурную традицию Индии, можно сказать, что "Макар Санкранти" один из самых значимых праздников. Он означает "Санкраман", т.е. день, который приносит изменение. В этот день солнце начинает свое движение в направлении северного полушария. Люди по всей Индии празднуют его с большим энтузиазмом. В других странах его также отмечают.
По словам Пуран, в этот день Сурья (Солнце) посещает дом своего сына Шани (Сатурн), который является господином Макар раши (зодиака Козерог). Хотя отец и сын обычно "не ладят", Сурья приходит встретиться со своим сыном в этот день. Этот день, таким образом, символизирует важность особых отношений между родителями и детьми.
С Макар Санкранти начинается "день" для Дэват (богов), в то время движение солнца на юг, как говорят, является "ночью" полубогов, поэтому большинство благоприятных вещей делается в их "дневное время".
Дорогие преданные, примите наши смиренные поклоны. Слава Шриле Прабхупаде!
ЕС Бхану Махараджа поделился с нами нектаром славы Пурушоттама-враты, которая в 16 раз превосходит славу Картики-враты, соблюдаемой во Вриндаване, и других святых месяцев – Вайшакхи, Чайтры, Магхи. Поскольку возвышенные преданные придают большое значение соблюдению этой враты, мы смиренно предлагаем преданным отведать ее нектарный вкус и так обрести безмерное духовное благо. Пожалуйста, донесите эту "Пурушоттама-махатмью" до как можно большего числа преданных и вы также будете облагодетельствованы.
ЕС Джаяпатака Свами в своем недавнем обращении к ученикам попросил их соблюдать Пурушоттама-врату в 2015. У нас также есть предложение для всех учеников, последователей и доброжелателей Его Святейшества. Дорогие преданные, давайте посвятим результаты этой могущественной Пурушоттама-враты нашему дорогому Гуру Махарадже за его полное восстановление. Это было бы замечательной поддержкой настойчивости и целеустремленности Гуру Махараджи в следовании миссии Шрилы Прабхупады в таких непростых условиях его борьбы за собственное здоровье, поддержкой тех усилий, которые Гуру Махараджа и все его последователи прилагают к восстановлению его здоровья. Шрила Гурудева ки – джай! Пурушоттама-врата ки – джай!
Результаты Пурушоттама-враты вы предлагаете сами Господу 16 июля на восходе луны в последний день, прося Его отдать благо враты на полное восстановление здоровья Гуру Махараджи, если это будет Ему угодно, или же на исполнения ваших сокровенных духовных желаний.
Введение
Месяц Пурушоттама, или адхика-маса (дополнительный месяц), для карма-канди черный месяц в календаре, поскольку они не получают никаких материальных результатов своего поклонения в этот месяц. Только действия в преданности дают результат, который превосходит все ожидания.
В этот день начинается священный месяц — Картика (он также называется месяц Дамодара). В этот месяц вайшнавы дважды в день поют Шри Дамодараштаку и предлагают фитильки (светильники) Господу Дамодаре.
Картика, последний месяц Чатурмасьи, очень благоприятна для духовной практики. Многие преданные дают в это время дополнительные обеты — повторять больше кругов джапы, тщательнее следовать садхане, чаще приходить в храм… Еще одна хорошая традиция — каждый вечер собираться всей семьей перед алтарем и петь Дамодараштаку — для тех у кого нет возможности ездить в храм.
В этот месяц, в храмах ИСККОН по всему миру, преданные собираются вместе, чтобы, следуя древней традиции, предложить Господу горящий фитилек — и свое сердце. В это время к традиционным песням на утренней (мангала-арати) и вечерней службе поется Дамодараштака — молитва Господу Дамодаре из "Падма-пураны".
Картику празднуют по всей Индии, но основные церемонии проводятся во Вриндаване, святой земле, где Господь Кришна явил Свои детские игры. Каждый вечер во всех храмах Вриндавана Кришне преданные предлагают Кришне множество светильников под пение Харе Кришна и других песен преданности.
Верховный Господь не нуждается в наших подношениях, но все же милостиво принимает даже самое скромное служение Своих преданных, отвечая на их любовь, и тем самым помогая очиститься, чтобы они могли скорее придти к Нему.
Другой вид преданного служения, особенно благоприятного в месяц Дамодара, это лила-смаранам — медитация на игры Кришны. В месяц Картика преданные обычно вспоминают Дамодара-лилу. Это удивительная игра, в которой Кришна — Всемогущий Господь, которого боится сам страх — позволил связать Себя веревкой, подчиняясь чистой любви Своей матери.
Верховный Господь — источник всех живых существ, и поэтому у Него нет ни отца, ни матери — но отзываясь на желание Своих чистых преданных заботиться о Нем, Он принимает облик ребенка и играет роль самого прекрасного, самого удивительного сына. Иногда Он шалит, или плачет, как самый обыкновенный ребенок, но при этом остается Верховным Господом, которому поклоняются во всех мирах.
В этот месяц, в храмах ИСККОН по всему миру, преданные собираются вместе, чтобы, следуя древней традиции, предложить Господу горящий фитилек - и свое сердце. В это время к традиционным песням на утренней (мангала-арати) и вечерней службе поется Дамодараштака - молитва Господу Дамодаре из "Падма-пураны".
Картику празднуют по всей Индии, но основные церемонии проводятся во Вриндаване, святой земле, где Господь Кришна явил Свои детские игры. Каждый вечер во всех храмах Вриндавана Кришне преданные предлагают Кришне множество светильников под пение Харе Кришна и других песен преданности.
Верховный Господь не нуждается в наших подношениях, но все же милостиво принимает даже самое скромное служение Своих преданных, отвечая на их любовь, и тем самым помогая очиститься, чтобы они могли скорее придти к Нему.