Карттика – самый лучший и славный месяц, чистейший из чистых. Он особо дорог Господу Кришне, поскольку это месяц Шримати Радхарани. Этот месяц полон любви Господа к Своим преданным. Любой обет в этот месяц, даже небольшой, приносит огромные результаты. Суть карттика-враты – удовлетворить Шри Шри Радху-Дамодару своим бoльшим и лучшим преданным служением Им.
Кирттика – это имя третьей дочери Дакши. Во Врадже был обычай называть девочек именами дочерей Праджапати Дакши. Так именем матери Радхарани стало Кирттика (или Киртида), а Радхарани стали называть Карттики, что значит "рожденная Кирттикой". Шри Санатана Госвами дал нам ключ к пониманию святого месяца карттика. Кришна говорит: масанам марга-ширшо’хам – "Из всех месяцев Я – месяц маргаширша (ноябрь-декабрь)". Карттика предшествует маргаширше. Поэтому карттика представляет Шримати Радхарани.
Гаудия-вайшнавы следуют карттика-врате особенно, чтобы удовлетворить Шримати Радхарани поклонением Ей в этот месяц. Шримати Радхика больше всего славится Своим состраданием, поэтому мы следуем правилам и предписаниям карттика-враты, нияма-севе, с тем, чтобы Шримати Радхарани пролила на нас Свое божественное сострадание. Пусть Шри Радхика и Ее сакхи благословят нас вечным любовным преданным служением в рощах Вриндавана.
Для Гаудия-вайшнавов, карттика-врата является более важной, чем любой другой обет на протяжении года. Большинство других обетов для удовлетворения Шьямасундары и Его экспансий соблюдают в течение лишь половины дня или одного дня – Джанмаштами, Рама-навами, Нрисимха-чатурдаши, Вамана-двадаши, но для удовольствия Шри Радхи обет карттики длится целый месяц.
Конечно, на протяжении этого месяца вайшнавы поют о Господе Гокулы – Дамодаре. Они от всей души славят Его и с преданностью поклоняются Господу Шри Kришне в этой самой озорной и красивой форме. Но Гаудия-вайшнавы особенно сосредотачиваются в этом месяце на поклонении нашей самой почитаемой Арадхья-деви Шримати Радхарани и выполнении особого служения для Ее удовольствия.
Карттика – месяц особого обета, карттика-враты (Дамодара-враты, урджджа-враты, нияма-сева-враты). Одно из названий этого обета – урджджа-врата. Урджджешвари – это одно из имён Шримати Радхарани, которое означает повелительница урджджа-враты. Слово урджджах означает богатства, средства, могущество. Все богатства и силы находят своё высшее выражение в Ней для служения Шри Кришне. Она ведает всеми богатствами и могуществом, которые призваны служить господину Ее сердца. Поэтому обет урджджа-врата, которому следуют в месяц карттика, восходит к Урджджешвари, Шри Радхике, и поэтому вайшнавы придают очень большое значение соблюдению карттики, особенно в стремлении удовлетворить Шримати Радхарани, чтобы обрести служение Ей и так Ее возлюбленному Шри Кришне. Кроме того, в этот месяц гопи совершали поклонение Катьяяни, с сокровенной целью удовлетворить высшую Богиню, Шримати Радхарани. Нанда-гопа-сутам деви патим ме куру те намах. Такой была их внутренняя молитва Катьяяни* (ШБ10.22.4):
"Пожалуйста, о Деви, устрой всё таким образом, чтобы мы могли служить сыну Нанды так, как просит наше сердце". С этой молитвой они соблюдали карттика-врату. (* Катьяяни – одно из проявлений йога-майи в Шри Враджа-дхаме. Катьяяни-врата продолжается и в месяц, следующий за карттикой).
Поэтому мы придаём особое значение соблюдению этой последней части чатурмасьи – карттика-враты. Этот месяц связан исключительно со служением возлюбленным Кришны – Радхарани и гопи – и Кришне. "Шримад-Бхагаватам" также вдохновляет нас на умонастроение поклонения Катьяяни, которое совершали гопи. С таким внутренним чувством мы соблюдаем последний месяц Чатурмасьи с ещё большим вниманием.
Карттика также известна как месяц нияма-севы. Нияма означает «правила» - дополнительные молитвы, пуджи, чтение, проповедь, дополнительное служение Господу Хари, гуру и вайшнавам. А значит обет нияма-севы – это подчинение жизни садхаки определенному особому режиму служения, когда каждую минуту он использует ради своего высочайшего блага. Наша устремленность должна быть таковой, но в особенности в этот месяц, и Кришне это очень понравится. Если же мы делаем это для удовлетворения Радхарани, Кришна тем более будет доволен, ведь это дарит радость Его высочайшей возлюбленной. А Ее счастье привлекает к нам Кришну. Если Радха будет довольна нами, Она сострадательно очистит нас и сделает нас достойными обрести наше вечное служение в рощах Вриндаваны в настроении Ее подруг.
Сатьяврата Муни говорит: намо радхикайай твадийа прийайаи — «Я приношу поклоны Твоей самой дорогой возлюбленной — Шри Радхике». Этим он указывает на то, что единственным занятием в течении дамодара-враты должно быть поклонение Шри Радхе-Дамодаре.
Урджджа-врата – один из шестидесяти четырех видов преданного служения, которые исполняют Гаудия-вайшнавы. Чатурмасья-врата будет полной, только если соблюдать в ее последний месяц урджджа-врату.
Последние пять дней карттики называются Бхишма-панчака, и мы также следуем особым обетам в эти дни (их описание см. ниже).
Соблюдение карттика-враты — одно из главных занятий для вайшнава. Обязательно соблюдайте всю карттика-врату, лучше вместе с вайшнавами. Если не получается провести во Вриндаване или Маяпуре всю карттику, то пробудьте там хотя бы несколько ее дней.
Вот основные правила карттика-враты, приведенные в «Шри Хари-бхакти-виласе» (из «Сканда» и «Падма-пуран»), а также в статье Бхактивинода Тхакура, посвященной карттика-врате, Они следующие. (Старайтесь делать как можно больше из ниже приведенного).
Предупреждение: «Шри Кришна отвергнет того, кто не следует какой-то врате в месяц карттика. Тот, кто не следует карттика-врате, как-будто убивает своих отца и мать. Он сжигает дотла все свое благочестие. Но тот, кто следует ей становится очень дорог Шри Кришне и отправляется в духовный мир».
Благо следования карттика-врате
«Благо от соблюдения карттика-враты в МИЛЛИОНЫ раз больше, чем от всех других врат, обетов, парикрам по святым местам, омовений в святых реках и благотворительности. Другие враты дают плоды всей благочестивой деятельности, совершенной за одну жизнь, но карттика-врата дает плоды благочестивой деятельности, совершенной за тысячи жизней. Шри Кришна делает живое существо обитателем духовного мира в ответ даже на небольшое подношение во время карттики. Карттика-врата очень дорога Шри Кришне. Соблюдение карттика-враты гарантирует живому существу освобождение и возвращение в духовный мир. Ограничивая привычки в еде, человек определенно достигает освобождения и получает духовное тело.
III. Начиная врату
A. Живя во ВРИНДАВАНЕ. Все святые места, святые реки и озера проживают во Вриндаване в течение месяца карттика; человек радует Шри Кришну, достигает Его и обретает Враджа-бхакти, просто соблюдая карттика-врату во Вриндаване.
IV. Хари-катха.
Ежедневно слушать Хари-катху, особенно «Шримад-Бхагаватам» с преданными, – получить результаты 10000 ягй; ежедневно читать даже один стих «Шримад-Бхагаватам» – получить благо ежедневного чтения всех восемнадцати Пуран; ежедневно обсуждать «Бхагавад-гиту» – не родиться вновь в этом мире; тот, кто прославляет имя, форму, качества и игры Шри Кришны освобождается от всех последствий грехов и освобождает сто поколений своей семьи; Шри Кришна очень доволен всеми, кто читает священные писания и стотры в течение месяца карттика; тот, кто читает Вишну-сахасра-нама и «Гаджендра-мокша-стотру» (из 8-й Песни "Бхагаватам" (главы 1-4)). достигает освобождения. Эта история Гаджендры учит нас полной зависимости от Кришны и преданию Ему; нужно повторять Гопала- и Радха-сахасра-нама; ежедневно читать Радха-крипа-катакша-става-раджью и Нанда-нанданаштаку; ежедневно предлагать другие аштаки Радха-Кришне; читать 10 Песнь «Шримад-Бхагаватам» и другие книги, описывающие игры Радхи-Кришны во Вриндаване; ежедневно повторяйте "Шри Шикшаштаку" и размышляйте над её смыслом; ежедневно читайте "Шри Бхаджана-рахасью" (комментарий Шрилы Бхактивинода Тхакура к "Шикшаштаке") и "Шри Упадешамриту" Шри Рупы Госвами («Нектар наставлений»), как советует Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур.
V. Поклонение.
A. Введение: Какое-либо предложение Божествам, особенно блюда из зерна, награждает вечными, неубывающими результатами (акшая-пхалам); поклоняясь Шри Кришне в месяц карттика, человек достигает Голоки Вриндаваны; тот, кто поклоняется Божеству Радхики, доставляет огромное удовольствие Господу Дамодаре («Хари-бхакти-виласа»,197).
Б.
1. Поднимайтесь в Брахма-мухурту и посещайте мангала-арати – достигнете духовного мира.
2. Предлагайте благовония, лампаду с гхи, цветы (малати, лотос, роза, жасмин, лилия) и светильник с камфорой три раза в день.
3. Ежедневно предлагайте лампаду с гхи Радха-Дамодаре (любым Божествам Радха-Кришны или Их изображениям). Просто предлагая лампаду с гхи Шри Кришне, человек достигает совершенства и возвращается к Нему.
4. Пойте Дамодараштаку, размышляя над её смыслом. Ее пение очаровывает самого Шри Дамодару (Х.-б.-в., 16.95 – 96). Это вечно совершенная молитва, явившая себя посредством Шри Сатьявраты Муни, и она привлекает Шри Дамодару-Кришну.
5. Повторяйте больше предписанных кругов на четках, воспевайте больше в киртане. Так, сосредоточившись на святых именах, постоянно помните о Всевышнем Господе Хари.
6. Ежедневно слушайте "Шримад-Бхагаватам" и другие писания в обществе преданных (см. раздел IV. Хари-катха). Отвлекающее от слушания, следует оставить, чтобы слушать священные писания от садху в течение этого особого месяца.
7. Постоянно поддерживайте огонь в светильнике с топленым или сезамовым маслом перед Божествами и/или Туласи – достигнете духовного мира.
8. Предлагайте сладкий рис, смешанный с топленым маслом, вкусные яства и разнообразные фрукты, особенно в праздники. Как можно лучше отмечайте экадаши, раса-пурниму, Шри Говардхана-пуджу, Шри гопаштами и го-пуджу, Бахулаштами, день ухода Шрилы Прабхупады и другие. .
9. Каждый день обходите храм четыре раза, читая молитвы, – каждый шаг обхода даст вам благо жертвоприношения коня.
10. Предлагайте воду и прасад предкам.
11. Предлагайте светильник с камфорой и маслом агуру, особенно в экадаши – и вы не родитесь вновь в этом мире.
12. Предлагайте гирлянды из свежих цветов (роз или лотосов) и сандаловую пасту.
13. Предлагайте новую одежду.
14. Предложите Кришне 100000 листьев туласи.
15. Ежедневно проводите арати Шри Туласи-деви и предлагайте ей благовония, лампаду (ей приятнее, если эта лампада предложена Шри Шри Радха-Кришне), а также цветы, и молитесь ей о том, чтобы вечно жить в Шри Вриндаван-дхаме и совершать служение лотосным стопам Шри Шри Радха-Говинды. Поливайте и обходите Шри Туласи (4 раза).
16. Зажигайте кому-то другому лампаду для предложения Кришне – достигнете безграничных результатов и не увидите Ямараджи.
17. С энтузиазмом танцуйте, пойте, играйте на музыкальных инструментах и читайте молитвы перед Божеством – достигнете духовного мира вместе с вашими предками.
18. Повторяйте Гаятри 108 раз, сидя перед Божествами.
В. Благотворительность. Чтобы угодить Господу Дамодаре, пожертвуйте золотые или серебряные лампады с гхи, драгоценности или жемчуг; жертвуйте брахманам семена кунжута, обувь, одежду, золото, коров, топленое масло, зонтик, мед и т.д..
VI. Действия.
1. Соблюдайте целибат и спите на полу в месяц карттика – освободитесь от всех последствий грехов.
2. Вставайте в Брахма-мухурту – отправитесь в духовный мир.
3. Омывайтесь на рассвете (6-8 часов утра) в священной реке или водоеме; омывайтесь в тишине; брахмачари перед омовением посыпают голову землей, в которой растет туласи; грихастхи используют семена кунжута; мантра перед омовением: картике ‘хам каришьями, пратах снанам джанардана / притьяртхам тава девеша, дамодара майя саха – «O, Радха-Дамодара! В месяц карттика каждый день на рассвете я омываюсь для вашего удовольствия".
4. Ежедневно предлагайте 108 поклонов.
5. Ежедневно кормите коров зеленой травой.
6. Никого не критикуйте, не ищите недостатков и не испытывайте неприязни к кому-либо; всегда видьте хорошее в других.
7. Не стрегите ногти или волосы. (Пуджари держат ногти короткими).
8. Не умащивайте маслом тело или волосы.
9. Регулярно служите вайшнавам.
10. Омываясь, предлагайте тарпану (подношение воды) предкам.
11. Все обеты, соблюдаемые в карттику, соблюдайте и в месяц магха следующего года.
Краткое изложение карттика-враты.
Действия: соблюдать целибат и спать на полу; вставать в 4 часа утра; посещать мангала-арати и играть на музыкальных инструментах; читать и слушать «Шримад-Бхагаватам» от преданных; омываться на рассвете в священной реке; ежедневно обсуждать игры Радхи и Кришны во Вриндаване; больше повторять святых имен и участвовать в киртане; ежедневно предлагать Божествам лотосы и/или розы и вкусную, приготовленную на огне, пищу; ежедневно предлагать лампады с гхи изображениям или Божествам Радхи и Кришны, петь Дамодараштаку, ежедневно обходить храм; ежедневно проводить туласи-арати; кормить коров зеленой травой; есть один раз в день после полудня.
Особые обеты в карттику, дарующие освобождение: ночное бдение в экадаши, омовение на рассвете, предложение лампадок Радхе и Кришне, воспевание Дамодараштаки, завершение благого дела (постройки храма, школы, гошалы, рытья колодца и т.д.)
VII. Пища
A. Введение. Ешьте один раз в день в тишине – станете сильным, мужественным и известным; предлагайте воду и прасад предкам – дает вечные результаты; почитайте махапрасад Кришны – достигнете освобождения; ежедневно ешьте из листьевых тарелок— исполнятся все желания и обретете результаты посещения всех святых мест; ешьте с листьев палаша – исполнятся все желания, освободитесь от всех грехов и получите освобождение; избегайте пищи, приготовленной другими – достигнете полного совершенства в исполнении карттика-враты и вернетесь к Кришне.
Б. Продукты, которых следует избегать: урад дал, раджма (фасоль), лауки, пиклс, помидоры, баклажаны, асафетида, тмин (джира), морская и черная соль, редис, парвал, горох, горчичное масло, красная фасоль, кукуруза, неочищенный пальмовый сахар (гур), листовые овощи (все), жареное, стебель лотоса, амалаки (включая Чьяванпраш), бел (также Мураббу), большие лимоны, плоды бадри, морковь, огурцы, кокосы, датри, зеленые манго, мед, тамаринд (имли), джекфрут, любимые фрукты, листья нима, дал масур, плоды семейства тыквенных, семена кунжута, арбузы, вкусные блюда, любимые блюда, магазинную пищу, приготовленную на огне, подгоревшую или старую пищу, остатки пищи кого-либо за исключением вайшнавов, излишнюю пищу, пищу, раздаваемую большому количеству людей (бхандара).
В. Продукты, которые можно есть. (Есть один раз в день, лучше после полудня).
Пшеница, рис, картофель, сладкий картофель, арби, зеленая папайя, зеленые бананы, кашипхал, карела, каменная соль (экадашная), имбирь, черный перец, куркума домашнего помола, сырые орехи, мунг дал, чана дал (не в дашами и двадаши).
VIII. Поклонение в особые дни.
1. Бахулаштами (явление Шри Радха-кунды). Те, кто омывается в Радха-кунде в день Бахулаштами, доставляют большое удовлетворение Шри Кришне и становятся очень дорогими Ему преданными. Каждый должен омываться в Радха-кунде в день Бахулаштами и поклоняться Радха-Кришне.
2. Говардхана-пуджа (аннакута). Следует выполнить Говардхана-пуджа между 6-8 часами утра; если вы не во Вриндаване, сразу после восхода солнца поклоняйтесь Говардхане, сделав его из навоза в форме человека. Сделайте отверстие в его желудке и положите туда ваши подношения. Если вы во Врадже, поклоняйтесь холму Говардхана непосредственно, с любовью и преданностью – предлагайте ему пуджу и обходите его. Так человек отправляется в духовный мир. Мантра для поклонения холму Говардхана: говардхана дхарадхара, гокула транакарака / вишнубаху криточчхрая, гавам коти прадо бхава – "O Говардхана, ты поддерживаешь всю вселенную. Ты освободил гокулаваси, когда Шри Кришна держал тебя в руке как зонтик. Благослови нас миллионом коров»; украсьте и накормите коров, предложите поклоны; также устройте ночное бдение (джагарана) для удовольствия Кришны.
3. Гопаштами. Поклоняйтесь коровам и кормите их свежей зеленой травой, гуром и зерном. Обходите коров и следуйте за ними. В этот день Шри Радха дает даршан Своих стоп.
4. Уттхана-экадаши. Соблюдая нирджала-врату и ночное бдение в этот экадаши, человек разрушает последствия грехов, совершенных в уме, словами и телом в течение тысячи жизней и достигает освобождения; все святые места начинают обитать в том, кто соблюдает Уттхана-экадаши-врату; человек обретает нетленные результаты от любой благотворительности, аскез или омовений в святых реках в этот день; предлагая много лампад с топленым маслом и поставив их в ряд перед Божествами, человек отправляется в духовный мир; следует предлагать Божествам разнообразные цветы и фрукты, камфору, кумкуму и воду аргхья в раковине; соблюдая джагарану, человек доставляет большое удовольствие Шри Кришне и освобождает десять тысяч поколений своей семьи – прошлые, настоящие и будущие; тот, кто омывается на рассвете, предлагает лампаду с гхи, соблюдает джагарану и поклоняется Туласи – достигает освобождения и получает духовное тело; человек должен провести ночь в пении, танцуя и играя на музыкальных инструментах для удовольствия Божеств; человек должен предлагать Божествам постоянно горящий светильник, а также лампаду с гхи каждые три часа; предлагайте Божествам сандаловую пасту и воду аргхья в раковине; предлагайте арати (лампаду с гхи, благовония, воду в раковине, платочек, цветы, чамару); предлагайте фрукты и дарите подарки Божествам и брахманам в этот день; поклоняйтесь Верховному Господу радостно, с энтузиазмом и не ленитесь; предлагайте поклоны Божествам и обходите Их; читайте «Шримад-Бхагаватам», детские игры Кришны; читайте «Шримад-Бхагаватам», Гаджендра-мокшу (8 Песнь, 1-4 главы) – и вы не родитесь вновь.
5. Прерывание враты (в день, предшествующий пурниме). Омойтесь на рассвете, проведите пуджу Божеству и Туласи-деви, предлагая им воду из разных святых мест, смешанную с чанданой; выполните все обеты вашей враты; накормите брахманов сладким рисом, йогуртом, медом, жареным рисом, гуром, ладду и т.д.; предложите брахманам все продукты, на которые вы постились в карттику и чатурмасью (шпинат, молоко, йогурт, урад дал, сладости, мед и т.д.); предложите брахманам сандаловую пасту и ароматные цветы; раздайте лакшми и подарки – обувь, зонтик, семена кунжута и горшки с водой; поклоняйтесь коричневым коровам; предложите поклоны и предложи врату Шри Кришне; попросите Его простить вам оскорбления, совершенные во время карттики и чатурмасьи; прервите пост тем, на что вы постились в карттику и чатурмасью, то есть шпинатом, йогуртом, молоком, урад далом, сладостями, медом и др.
IX. Специальные пожертвования в последний день враты
– Если ели только раз в день – накормите брахманов.
– Если ели только фрукты – пожертвуйте рис лучшего качества.
– Если не ели масло – пожертвуйте топленое масло.
– Если не ели мед – пожертвуйте сахар мишри и сладкий рис, смешанный с гхи.
– Если не стриглись – пожертвуйте зеркало.
Бхишма-панчака
Последние 5 дней карттики традиционно называются Бхишма-панчака или Вишну-панчака. В "Хари-бхакти-виласе" говорится, что в Бхишма-панчаку ради удовлетворения Господа человеку по возможности следует соблюдать пост на определенные виды пищи. Хотя этот пост не является обязательным, Кришна даволен тем, кто соблюдает эту аскезу как способу удовлетворить Его. "Падма-пурана" говорит о том, что благодаря такой аскезе можно удовлетворить Господа и совершить духовный прогресс. Если вы не соблюдали пост в чатурмасью, то, соблюдя пост в Бхишма-панчаку, вы получите все благо от соблюдения поста чатурмасьи. Необходимо следовать обету брахмачарьи во время Бхишма-панчаки. Также рекомендуется в эти дни читать больше святых имен.
Пост прерывается в последний день карттики и чатурмасьи – чатурдаши во время второго приема прасада.
Есть три уровня строгого соблюдения этого поста.
1) Первый уровень (самый высокий) – на панча-гавье (в каждый из 5 дней принимать только один из 5 продуктов, которые получают от коровы).
1 день – навоз, 2 день – моча, 3 день – гхи, 4 день – йогурт, 5 день – молоко. В этот день прервать пост панча-гавьей и сладким рисом.
Но обычно этот пост длится только 4 дня, поэтому ниже приведены правила соблюдения этого поста на протяжении 4 дней.
Первый день – Уттхана-экадаши. До восхода солнца съешьте немного коровьего навоза (го-майя), Это должен быть навоз от молодой нерожавшей телочки, не касавшийся земли. Затем держите нирджала-экадаши.
Второй день – двадаши. После восхода солнца прервать пост водой с листиком туласи во время прерывания экадаши (время прерывания см. в вайшнавском календаре). Затем выпейте коровью мочу (го-мутра),от молодой нерожавшей телочки, не касавшуюся земли. В течение дня пейте воды столько, сколько нужно. После заката съешьте экадашный прасад.
Третий день – трайодаши. После восхода солнца и до 7.30 утра съешьте гхи. Затем после 12.00 съешьте коровий йогурт (дадхи) (сколько хотите). В течение дня пейте воды столько, сколько нужно. После заката съешьте экадашный прасад.
Четвертый день – чатурдаши. После восхода солнца выпейте коровьего молока (кшира) (сколько хотите). В этот день нужно прервать пост. Благоприятное время для прерывания 12.30 до 14.00
Прерывание поста (см. раздел VIII 4. «Прерывание враты»). Раздайте пожертвования брахманам, накормите их сладким рисом. Съешьте панча-гавью. Это смесь всех продуктов коровы: навоза, мочи, гхи, йогурта и молока. После этого съешьте сладкий рис и примите зерновой пир.
Если вы не можете следовать этому посту, можно принять второй уровень поста.
В Маяпуре преданные вместе с ЕС Джаяпатакой Свами каждый год соблюдают именно этот пост.
2) Второй уровень – на кореньях, фруктах, орехах. (Все отварное или сырое, не жареное, можно с каменной солью (не морская и не черная), без какого бы то ни было масла или гхи). Обычный набор "корешков" и "вершков" в этот пост следующий:
вареный картофель (обычный и сладкий), сакалу (сладкая сырая картошка, вкусом напоминает репу), арахис (вареный), изюм с фисташками, апельсины (сладкие), яблоки, груши, финики, манго, бананы. Из специй – корень имбиря и куркумы (не порошок, т.к. в нем рисовая мука). Такой пост в Маяпуре скорее напоминает пир, не правда ли? (Морковка или свекла, хотя это тоже "корешки", не рекомендуются. Нельзя употреблять и то, в чем много косточек (огурцы, гранаты, папайу, арбузы, дыни, гуаву).
Подавая пример того, как следовать этому посту, Е.С. Джаяпатака Свами в качестве Бхишма-панчака враты пил лишь фруктовые соки.
Если вы не можете следовать этому посту, примите третий уровень поста.
3) Третий уровень – на хавишье (разновидность кичри: рис и мунг дал (любой).
(Соль только каменная (не морская и не черная) без специй, без масла какого бы то ни было вида, но можно после окончания готовки добавить гхи). По желанию в нее можно также добавить молоко, определенные виды шака наподобие шпината; другие немногочисленные ингридиенты мы не упоминаем, поскольку о них в России никто даже не знает. Хавишья должна быть приготовлена за один раз, мунг-дал и рис кладут вместе. Когда вы снимаете хавишью с огня, готовка считается законченной. Больше ее доваривать нельзя. Незамужние гопи принимали хавишью, когда молились богине Катьяяни.
Выберите тот уровень поста из трех, который более удобен для вас. Этот пост не должен мешать вашей садхане и обычному преданному служению. Время приема прасада и количество – обычные для вас.
Источники: "Падма-пурана", Брахма-кханда, гл. 23; "Сканда-пурана",
Вишну-кханда, Карттика махатмья. гл. 32; Гаруда-пурана, Пурва-кханда, гл. 123
Посты Бхишма-панчака-враты, карттика-враты и чатурмасьи прерываются одновременно (см. раздел VIII 4. «Прерывание враты»).
В дни Бхишма-панчаки нужно также каждый день принимать омовение в Ганге (матери Бхашмадевы) или другой святой реке и затем поклоняться в ней махаджану Бхишмадеве следующими образом. (Если вы не живете возле Ганги или другой святой реки, то можно просто повторять "Ганга", "Ганга", когда вы принимаете омовение, и проделывать это поклонение в уме).
Вода зачерпывается в сложенные ладони, предлагается ниже приведенной мантрой и затем выливается в Гангу через правую сторону (между большим и указательным пальцами правой руки) все также сложенных ладоней. Ганга передает деду Бхишме это подношение воды. Предложение делается 3 раза.
Тарпана
ом вайягхра падья готрая / самкрити праварая ча
апутрая дадамьетат / шалилам бхишмавармане
Далее вода зачерпывается в сложенные ладони, предлагается ниже приведенной мантрой и затем выливается в Гангу с кончиков пальцев все также сложенных ладоней. Предложение делается 3 раза
Аргхья
васунамаватарая / шантаноратмаджая ча
аргхьям дадами бхишмая / аджанма брахмачарине
Затем со сложенными ладонями, произносим следующую пранаму Бхишмадеве.
Пранама
ом бхишмах шантанаво бирах / сатьявади джитендриях
абхирадбхиравапнату / путрапаутрочитам криям
В соответствии с "Гаруда-пурана" во время этой враты также предписано совершать различные виды поклонения Господу, которые перечислены ниже. Вот те подношения, которые рекомендуется предлагать Господу во время Бхишма-панчаки.
В первый день следует предлагать падму (лотос) стопам Господа.
На второй день следует предлагать листья билвы бедрам Господа. (Поскольку дерево билва (бел) родилось из сердца Лакшми, оно очень дорого Господу Вишну, поэтому оно также очень дорого и Господу Шиве. Каждый лист состоит из 3 вытянутых частей и такое их соединение напоминает по форме тризубец Господа Шивы; Без этих листьев поклонение Шиве считается неполным).
На третий день следует предлагать гандху (благовония – нечетное количество) пупу Господа.
На четвертый день следует предлагать цветок джава плечам Господа.
На пятый день следует предлагать цветы малати голове Господа.
Если у вас нет всех этих цветов и листьв, то можно предлагать их Господу в уме.
А если вы никогда не видели джавы, малати, лотоса и даже билвы, то можете заменить их вашими любимыми цветами (а билву – туласи) и с любовью предлагать
Господу, но уже наяву. Привлеките милостивое внимание Господа, произнося следующее: "Мой дорогой Господь, пожалуйста, прими мою любовь с этим цветком (благовонием)". Помолитесь о чем-то сокровенном. Главное делать это с любовью.
Счастливой вам карттики!
Карттики-деви Шримати Радхарани ки джая!
Шри Шри Радха-Дамодара ки джая!
Шрила Прабхупада ки джая!
Нитай-гаура-премананде хари-харибол!