Лекция Шрилы Гопал Кришны Госвами — В чем состоит долг ученика?

Лекция Шрилы Гопал Кришны Госвами на Вьяса-пудже, 2008Итак, сегодня я прочитаю вам из Шримад Бхагаватам 11.10.6. В этой шлоке Господь Шри Кришна говорит Уддхаваджи, в чем состоит долг ученика.

Сегодня проводится церемония Вьяса-пуджи и оказывается почтение Гуру, и как сказал Макхан Лал Прабху, если посторонний человек увидит эту церемонию, он может сказать, что Гуру выражают чрезмерное почтение, и он может задасться вопросом, почему это они проводят Вьяса-пуджу с такой пышностью? Шрила Прабхупада учил нас в этой связи, что Вьяса-пуджу празднуют, потому что Гуру Махарадж – это представитель Вьясадевы и он передает послание Шрилы Вьясадевы, и в этой связи Шрила Рупа Госвами говорит о тех качествах, которыми должен обладать Гуру :

вачо вегам манасах кродха-вегам
джихва-вегам ударопастха-вегам
этан веган йо вишахета дхирах
сарвам апимам пртхивим са шишйат

Гуру должен обладать контролем над умом и разумом и он должен получить знание (шикшу) из Гуру парампары и его поведение всегда должно основываться на наставлениях писаний.

В нашем ИСККОН есть много духовных учителей, многие преданные служат в роли Гуру. Это служение, потому что для того, чтобы продолжать парампару, также требуются Гуру. Иногда бывают разные несчастные случаи, но это не означает, что процесс Парампары не должен продолжаться. В ИСККОН есть много строгих правил. Как вы знаете, есть строгие правила относительно инициации, и также есть много строгих правил касающихся принятия ответственности духовного учителя, также есть строгие правила относительно принятия санньясы. Поскольку Шрила Прабхупада хотел, чтобы все мы стали чистыми преданными, нам нужно чем-то пожертвовать, чтобы стать чистыми преданными. И в этой шлоке Господь Шри Кришна говорит Уддхаве:

аманй аматсаро дакшо
нирмамо дридха-саухридах
асатваро ртха-джигьясур
анасуюр амогха-вак

Слуга или ученик духовного учителя должен быть свободен от ложного престижа и никогда не должен считать себя делателем.

Он должен быть активным и никогда не должен лениться, он должен оставить чувство собственичества относительно объектов чувств, включая жену, детей, дом и общество.

Он должен испытывать к духовному учителю чувство любовной дружбы и никогда не должен отклоняться от наставлений или впадать в заблуждение.

Слуга или ученик должен всегда желать продвижения в духовном постижении.

Он не должен никому завидовать и должен всегда избегать бесполезных разговоров.

Итак, здесь Господь говорит о долге ученика. В «Нектаре преданности» Шрила Рупа Госвамиджи говорит, что для духовного преображения прежде всего человек должен принять прибежище у духовного учителя, затем он должен служить духовному учителю, затем ученик должен получить инициацию у духовного учителя, затем он должен спрашивать духовного учителя, чем нужно пожертвовать ради прогресса в преданном служении. Таким должно быть настроение.

И Чайтанья Махапрабху дает прекрасный пример в Чайтанья Чаритамрите. Однажды Пракашананда Сарасвати и другие санньяси маявади спросили Шри Чайтанью Махапрабху: «Ты такой знаменитый ученый-знаток санскрита, почему же, вместо того чтобы изучать Веданта Сутру, ты поешь и танцуешь, уподобляясь безумцу?» Шри Чайтанья Махапрабху ответил: «Мой духовный учитель считал, что у меня недостаточно разума, он считал меня глупцом, и поэтому он сказал мне – ты можешь лишь повторять Харинаму». Итак, Чайтанья Махапрабху своим поведением показал пример, который должен принести нам пользу. Чайтанья Махапрабху устанавливает пример, каким должно быть поведение ученика. Ученик должен быть свободен от ложного престижа. В материальном мире все мы стремимся к ложному престижу. Все мы хотим уважения, а здесь говорится, что мы должны ограждать себя от ложного престижа. Иногда, мы делаем какое-нибудь служение и ждем, чтобы нам оказали за это служение какое-то уважение и почет. Чайтанья Махапрабху говорит нам, что если вы хотите всегда повторять святое имя Господа, тогда «аманина манадена», вы всегда должны оказывать почтение другим, не ожидая никакого почтения к себе. И если вы всегда будете практиковать такое настроение, то вы сможете всегда повторять святое имя Господа.

Дальше Господь говорит нам не думать, что «я - делатель». Мы никогда не должны считать себя делателями. Никто в истории не достигал того, что достиг Шрила Прабхупада, и никто никогда не сможет сделать то, что он сделал. За короткое время Шрила Прабхупада перевел почти 100 книг, открыл центры во всех уголках мира. И он создал план, результаты и блага от которого, мы видим даже сегодня. Уже прошло почти 31 год со дня уходя Шрилы Прабхупады. Время проходит очень быстро. Шрила Прабхупада ушел в ноябре 1977 года. Обычно в этом мире мы видим, что когда уходим основатель-ачарья, его общество раскалывается на множество частей. Когда ушел Шрила Прабхупада, в то время было около 150  центров по всему миру и его книги были напечатаны на примерно 20 языках. Сегодня по милости Шрилы Прабхупады существует около 500 центров по всему миру, а книги Шрилы Прабхупады издаются на более ста международных языков, даже на китайском. В прошлом году правительство Китая издало Бхагавад-гиту Шрилы Прабхупады на китайском языке.

Итак, Шрила Прабхупада создал такой план, что ИСККОН будет продолжать направлять все общество 10000 лет. Это не маленькая задача. Шрила Прабхупада подчеркивал: «Чистота – это сила». Кем бы мы ни были: духовным учителем или учеником, наша цель должна быть достичь чистоты. Мы не должны смотреть на то, кто сладко поет, кто своей красноречивой лекцией привлекает большие аудитории, мы должны смотреть на то, что мы делаем, чтобы достичь чистоты. В конце концов, победу можно достичь только чистотой. Мы должны защищать себя от ложного престижа. А не так, что мы немного послужим, а затем ожидаем почет и престиж, и мы не должны думать, что мы делатели. Что сделал Шрила Прабхупада было чудом. Однажды кто-то спросил Шрилу Прабхупаду: «Свамиджи, можете ли вы творить чудеса?» И Свамиджи ответил: «Нет, нет я не творю чудес, хотя одно чудо я совершил, я превратил тысячи млеччх и яванов в брахманов». Млеччха – это человек, который ведет греховный образ жизни, а брахман это человек, который действует в соответствии с наставлениями писаний.

Итак, Шрила Прабхупада совершил не просто какое-то маленькое чудо, но всякий раз, когда его ученики говорили: «Шрила Прабхупада, вы совершили такое великое служение, вы сотворили такое великое чудо!» Шрила Прабхупада отвечал: «Я ничего не сделал, просто я верил в слова
моего духовного учителя и попытался исполнить его приказ, и по его милости пришел успех». Шрила Прабхупада никогда не говорил, что благодаря моему тяжелому труду или благодаря моим усилиям распространяется это движение. И из этого мы должны извлечь для себя урок. Иногда мы немного попроповедуем, достигаем небольшого успеха, и уже воспаряемся над землей, возносимся в небо. Но Господь говорит здесь: «Не стремитесь за ложным престижем и не считайте себя делателями». Как только вы начинаете считать себя делателем, и думать, что успех был достигнут благодаря мне, вы увидите, что со временем, будет потеряна вся та небольшая духовная сила, что вы обрели. Господа можно удовлетворить смирением. Итак, Господь говорит: «Держитесь в стороне от ложного престижа и не считайте себя делателями».

Затем Господь говорит, что преданный, ученик никогда не должен лениться. Преданный должен быть занятым 24 часа в сутки. Наше настроение должно быть таким, мы должны понимать, что даже если одно мгновение мы потратили неправильно, мы не сможем вернуть его даже за все богатства мира. Поэтому мы должны все время занимать себя служением Господу. Ешьте столько, сколько нужно, спите тоже столько, сколько нужно. И если мы находитесь в материальной атмосфере, то есть работаете в офисе, занимаетесь каким-то бизнесом, учитесь и т.д., то даже в этой обстановке говорите только столько, сколько нужно, а остальное время используйте на служение Господу.

Что такое служение? Самое лучшее служение, которое мы можем делать – это повторение святого имени Господа. Иногда преданные просят: дайте нам какое-нибудь служение. Самое важное служение – это очень хорошо повторять свои 16 кругов. В Экадаши и другие благоприятные дни старайтесь повторять 25 кругов. Это самое важное служение для нас, преданных. Итак, здесь Господь говорит, что нужно всегда быть занятым
служением. Будь вы грихастха, брахмачари или санньяси. В этой аудитории есть много брахмачари. Так же здесь есть студенты, те, кто работают, домохозяйки и т.д. И мы не должны лениться служить Господу. Мы всегда должны думать, что время – представитель Господа. Господь говорит в Бхагавад-гите: « Я – время, разрушитель всего». Время все разрушает. Итак, мы должны всегда быть заняты. Сейчас мы на поле битвы, битвы с кем? С майей. На поле боя все генералы должны всегда быть готовы. Там нельзя отдыхать. Там нельзя заниматься пустыми разговорами. В любой момент пуля врага может сразить воина. Подобным образом, майа наш враг. Майа всегда пытается повлиять на вас, привлечь вас, и поэтому на поле боя вы должны все время быть начеку, быть готовыми к бою. Нужно постоянно быть занятым служением Господу. Быть ленивым – не хорошо. Лень означает, что вы спите больше чем нужно, едите больше чем нужно и т.д. Но если вы не ленивы, вы всегда хотите служить, тогда вы сможете спасти себя от майи. Как говорится в Чайтанья Чаритамрите: кришна сурья сама, мая хая андхакар, яхан кришна, тахан нахин маяр адхикара. Там где Кришна, майа не может влиять, подобно тому как, там где солнце – тьма рассеется.

И что Господь говорит дальше? Нужно оставить чувство собственничества по отношению к объектам чувств. Это значит, что преданный должен думать, что даже если у него есть какая-то собственность, настоящий хозяин ее – Господь Кришна. Допустим, преданный в грихастха ашраме, у него жена, дети, дом и т.д. И как он должен вести себя? Должно быть понимание, что мы всей семьей должны вернуть домой к Богу. Грихастха ашрам означает ситуацию, когда муж и жена живут, но у них есть дух «достичь Верховного Господа». А если в семье есть дети, то родители также хотят дать детям это трансцендентное знание, которое сможет их спасти. Господь Ришабхадева говорит, что человек не должен становиться отцом, матерью, духовным учителем и т.д., если не может спасти своих подопечных из лап смерти. Итак, здесь Господь говорит, что мы не должны думать, что это наша собственность. Если Господь дал нам эту собственность, мы должны использовать эту собственность в служении Господу.

«Он должен испытывать к духовному учителю чувство любовной дружбы». Чувство дружбы, дух дружбы должны быть. Иногда ученики думают: «Теперь я всему научился у духовного учителя, теперь зачем мне выражать ему почтение?» Чайтанья Махапрабху – Сам Кришна, и Он своим примером показал, каким должно быть поведение преданного.

В чем состоит долг духовного учителя? Долг духовного учителя в том, что он должен контролировать свой ум и разум. Затем он должен наставлять учеников тому, чему учит Гуру парампара. Например, все лекции и наставления, которые вы получаете, от меня или любого другого духовного учителя ИСККОН, зависимы от книг Шрилы Прабхупады и его наставлений. Шрила Прабхупада говорил, что в одном смысле, быть духовным учителем легко. Просто контролируйте свои ум и чувства и повторяйте подобно попугаю, все, что вы услышали. То есть долг духовного учителя – представлять послание таким, как оно есть. Шрила Прабхупада дал нам то же послание, которое он получил от Шрилы Бхактисиддханты  Сарасвати.

Другая обязанность духовного учителя в том, что он должен наставлять ученика так, чтобы ученик смог вернуть домой к Богу. Смысл этого в том, что иногда нужно сказать ученику: «Прекрати делать это, это неправильно и т.д.». Шрила Рупа Госвамиджи сказал, что если вы хотите принять прибежище у Кришны, то отвергните все, что неблагоприятно для преданного служения и примите все, что способствует преданному служению. Таково настроение духовного учителя: все, что благоприятно для преданного служения, нужно принять, а все, неблагоприятное для преданного служения, нужно отвергнуть. Духовный учитель становится врагом ученика, когда он даже зная о недостатках ученика, не пытается их исправить. Отец становится врагом сына, когда не наставляет сына идти в верном направлении. И иногда ученики думают:"О, духовный учитель отругал нас за что-то" - и тогда их чувство дружбы уходит. Но здесь Господь говорит, что ученик должен испытывать чувства любви и дружбы к духовному учителю. Когда человека просят исправиться, он должен считать себя удачливым. Ведь только когда мы уберем все эти проблемы, только тогда мы сможем двигаться вперед в духовной жизни.

Затем Господь говорит, что ученик никогда не должен отклоняться или впадать в заблуждение. В материальном мире майа всегда пытается заставить нас отклониться или сбить с толку. Майа все время пытается вам внушить мысль: «Зачем так торопиться с преданным служением. Зачем торопиться предаваться Господу. Впереди у тебя еще такая долгая жизнь». Итак, мы должны защищать себя от отклонений и заблуждений. Вы сможете защитить себя, если воспользуетесь преимуществами садхана-бхакти. Будь вы брахмачари, санньяси или грихастха. Все мы должны вкладывать веру в садхана-бхакти. Садхана-бхакти означает следовать правилам и предписаниям. В «Нектаре преданности» Шрила Рупа Госвами описал множество правил , которым мы должны следовать. Иногда люди обвиняют нас в том, что в ИСККОН есть столько правил. Что слишком много ограничений в ИСККОН. «Вот посмотрите на нашего Гуру, он дал нам полную свободу, разрешил делать все, что мы хотим». И это правда, что у нас есть ограничения. Если вы пойдете в любую другую организацию, вы получите инициацию через минуту. Но если вы хотите получить инициацию в ИСККОН, вам нужно будет ждать год или два. Почему? Потому что Шрила Прабхупада хотел, чтобы проверяли искренность ученика. И ученик тоже должен понять какую ответственность ему нужно принять, если он хочет получить инициацию. Итак, мы хотим, чтобы люди понимали писания, и понимали какие настроение и сознание стоят за каждым действием.

Есть определенное настроение, которое стоит за мангала-арати, Нрисимха-арати, Туласи-пуджей, гуру-пуджей, чтением писаний, следованием четырем регулирующим принципам. Поскольку, если мы следуем этим правилам, то эти правила действуют как опоры преданного служения, а когда мы не следуем им, это становится опорой греха или ада. Итак, мы должны следовать этим правилам и мы определяем, что неблагоприятно, мы отказываемся от этого, и тогда мы можем продвигаться в преданном служении. Иногда задают вопрос, как обрести решимость, как понять, что мы должны идти только этим путем. И Рупа Госвами отвечает на этот вопрос, говоря, что следуя бхаджана крие, можно достичь анартха ниврити.

Следование бхаджана крие означает повторение Святого имени. Насчет повторения святого имени говорится, что мы можем повторять святое имя
Господа на трех уровнях: намаапарадха, намабхаса и шуддханама. В начале вы повторяете святое имя, вы следуете некоторым правилам, а некоторым не следуете. Вы еще не знаете о различных намаапарадхах. Но когда вы благодаря общению с преданными начинаете прогрессировать, когда вы начинаете читать писания, вы получаете наставление, что нужно ограждать себя от намаапарадх. Это уже намабхаса. Есть много видов апарадх.

Намаапарадха – оскорбления святого имени, гуруапарадха – критиковать духовного учителя, не иметь веры в духовного учителя. Не понимать, что наставления духовного учителя предназначены для нашего блага. Иногда наш материальный ум говорит: «Он такой же как мы, в чем разница?» Он такой же как мы, но все же Господь дал ему ответственность, он наставляет нас, мы должны с верой принимать его наставления, с чувством любви и дружбы мы должны принимать наставления духовного учителя. Таково заключение писаний. Итак, благодаря бхаджана крие. Бхаджана крия означает мангала-арати. Те, кто является грихастами, должны сделать алтарь дома. У вас должны быть Божества Гаура Нитай или фотография, если вы не можете иметь дома Божества. Проводите мангала-арати каждый день. Если не можете проводить мангала-арати в 4.30 утра, то проводите в 5.30, но каждый день пойте эту молитву самсарадаванала, Шри Гуру Чарана Падма, Туласи пуджу и читайте писания, таким образом вы сможете духовно преобразиться. Если вы хотите излечиться от какой-нибудь болезни, то вам нужно принимать лекарства. Вам нужно принимать лекарства, а также принимать меры предосторожности. Это так? И если вы хотите защитить себя от влечения к материи, то вам нужно принимать лекарство и следовать 4 регулирующим принципам и т.д.

Итак Господь говорит здесь, что ученик должен всегда думать о развитии в духовной жизни, и он должен также ограждать себя от любых видов праджалпы или бесполезных разговоров. Праджалпа это обсуждение какой-то темы, которая не связана с Кришной. В наши дни все мы занимаемся праджалпой. Но преданного должны интересовать, прежде всего, Кришна-катха и Имена Кришны. Мы должны защищаться от праджалпы. Шрила Рупа Госвамиджи сказал, что праджалпа разрушает ваше бхакти, а благодаря Кришна-катхе ваш духовный вкус усилится. В этой шлоке Господь говорит, каковы обязанности ученика, каким должно быть поведение ученика. И я хочу попросить вас, пожалуйста, развивайте эти качества в себе. В прошлом году я говорил, и в этом году тоже говорю, что я хочу, чтобы все вы читали книги Шрилы Прабхупады минимум один час каждый день. В этих книгах содержится все могущество. Эти книги содержат в себе комментарии предыдущих Ачарьев, комментраии Шрилы Прабхупады и вани Господа. И если вы будете читать эти книги, ваш духовный разум будет усиливаться. И тогда вам будет легко сражаться с майей. Сейчас наша самая большая проблема в том, что майай все время пытается увести нас в сторону. И если вы хотите сражаться с майей, это единственное решение. И если вы будете повторять джапу внимательно… Иногда преданные спрашивают, что это означате повторять джапу внимательно?

Внимательное повторение означает, что когда вы садитесь повторять свои 16 кругов, вы твердо решаете, что сейчас я буду повторять 16 кругов, и в это время я не буду делать ничего другого. А не так, что вы повторяете 16 кругов и параллельно при этом говорите по телефону, ведете машину, ведете мотороллер и делаете 10-15 других дел. Вы можете делать другие вещи, но тогда не включайте эти круги в свою ежедневную норму – 16 кругов. Насколько внимательно вы будете повторять джапу, настолько вы и будете прогрессировать в преданном служении.

Также сейчас преданные ИСККОН проводят столько различных программ: бхакти-врикши, нама-хатты. Участвуйте в этих программах. Увеличивайте свое сотрудничество с ними. И если возможно, проводите такие программы и в своих домах. И мы также видели за последние несколько лет, что многие грихастхи, которые живут дома, тем не менее проявляют такой замечательный дух служения, что они даже помогают в распространении книг, они приходят в храм, чтобы служить там. Занимайтесь служением. В конце концов, когда мы повторяем святое имя Господа, о чем мы молимся? «Пожалуйста дай мне служение, пожалуйста дай мне служение». И когда мы получаем возможность служить, мы должны пользоваться этой возможностью. Итак, пожалуйста, следуйте этим наставлениям. Я подумал обратиться к вам с посланием, которое должно помочь вам прогрессировать в духовной жизни.

Итак, Господь говорит здесь об обязанностях ученика, это ваши обязанности, это наставления Верховной Личности Бога. Будете следовать? (Зал: «Харибол!» ) Точно? Если вы будете следовать этому, тогда я буду считать что Вьяса-пуджа этого года была успешной. (Аплодисменты) А если вы не будете следовать этому, а просто дадите гирлянду или какую-нибудь дакшину (пожертвование), то я буду думать, что Вьяса-пуджа была неудачной. Пожалуйста, следуйте этим наставлениям. И именно так вы сможете прогрессировать в преданном служении. Харе Кришна!

 

Слухаємо Книги Прабгупади