Воспоминания о первом приезде в бывший Советский Союз в 1976 году (прочитано в Индии на даршане, 1996 год).
Из Советского Союза пришло письмо в Бобмейское Би-Би-Ти, и там они написали, что "мы заинтересованы тем, чтобы купить у вас книги. Вышлите нам свой каталог, пожалуйста". В то время был преданный, его звали Джаята, из Канады. Он был менеджером, работал под моим непосредственным руководством, и занимался повседневными делами. Он дал мне это письмо и сказал: "Смотрите, вот письмо из Советского Союза. Они хотят наши книги". И мы очень обрадовались, потому что в то время там был строжайший коммунизм. Мы выслали наш каталог Би-Би-Ти. По-моему, это было в январе 1976 года, двадцать лет назад. В марте 1976 года я приехал в Майапур на совещание Джи-Би-Си и на Гаура-Пурниму. В те времена был настоящий коммунизм. Прабхупада изо всех сил пытался проникнуть в Советский Союз. И какие бы пути ни были, он хотел их использовать.
Когда я приехал в Майапур, я сказал Прабхупаде, что мы получили запрос от Советского Союза, и выслали им каталог. В то время, да и сейчас, Индия и Советский Союз были очень близкими деловыми партнерами. И с политической точки зрения они тоже были хорошими друзьями. Когда я сказал Прабхупаде о письме, он обрадовался, но ничего тогда не получилось. Затем, недели через две, Прабхупада вызвал меня где-то в 6-30 утра. Я не помню точно во сколько, но это было утром. Прабхупада вызывал нас в самое невообразимое время, иногда даже в 12 часов ночи. Потому что Прабхупада работал 24 часа в сутки. В то время там был еще один мой коллега Тамал Кришна Махарадж, Вы наверное, о нем слышали. Он возглавлял крупную странствующую группу санкиртаны в Америке. Она называлась "Группа Радха-Дамодар". В то время какие-то споры ходили вокруг этой группы, потому что она была немного агрессивной, воровала брахмачари из храмов, заезжала на территорию других храмов.
И вот в Майапуре собрались все президенты храмов из Америки и стали жаловаться, что брахмачари от них убегают и присоединяются к этой группе. Прабхупада очень беспокоился о том, как это остановить, потому что храмы не могут остаться без преданных. И Прабхупада выработал трансцендентный план. Он вызвал Тамал Кришну Махараджа и сказал ему: "Отправляйся в Китай, и начинай проповедовать там". И Тамал Кришна Махарадж начал работать в Китае.
Из Советского Союза пришло письмо в Бобмейское Би-Би-Ти, и там они написали, что "мы заинтересованы тем, чтобы купить у вас книги. Вышлите нам свой каталог, пожалуйста". В то время был преданный, его звали Джаята, из Канады. Он был менеджером, работал под моим непосредственным руководством, и занимался повседневными делами. Он дал мне это письмо и сказал: "Смотрите, вот письмо из Советского Союза. Они хотят наши книги". И мы очень обрадовались, потому что в то время там был строжайший коммунизм. Мы выслали наш каталог Би-Би-Ти. По-моему, это было в январе 1976 года, двадцать лет назад. В марте 1976 года я приехал в Майапур на совещание Джи-Би-Си и на Гаура-Пурниму. В те времена был настоящий коммунизм. Прабхупада изо всех сил пытался проникнуть в Советский Союз. И какие бы пути ни были, он хотел их использовать.
Когда я приехал в Майапур, я сказал Прабхупаде, что мы получили запрос от Советского Союза, и выслали им каталог. В то время, да и сейчас, Индия и Советский Союз были очень близкими деловыми партнерами. И с политической точки зрения они тоже были хорошими друзьями. Когда я сказал Прабхупаде о письме, он обрадовался, но ничего тогда не получилось. Затем, недели через две, Прабхупада вызвал меня где-то в 6-30 утра. Я не помню точно во сколько, но это было утром. Прабхупада вызывал нас в самое невообразимое время, иногда даже в 12 часов ночи. Потому что Прабхупада работал 24 часа в сутки. В то время там был еще один мой коллега Тамал Кришна Махарадж, Вы наверное, о нем слышали. Он возглавлял крупную странствующую группу санкиртаны в Америке. Она называлась "Группа Радха-Дамодар". В то время какие-то споры ходили вокруг этой группы, потому что она была немного агрессивной, воровала брахмачари из храмов, заезжала на территорию других храмов.
И вот в Майапуре собрались все президенты храмов из Америки и стали жаловаться, что брахмачари от них убегают и присоединяются к этой группе. Прабхупада очень беспокоился о том, как это остановить, потому что храмы не могут остаться без преданных. И Прабхупада выработал трансцендентный план. Он вызвал Тамал Кришну Махараджа и сказал ему: "Отправляйся в Китай, и начинай проповедовать там". И Тамал Кришна Махарадж начал работать в Китае.
Чуть погодя он вызвал меня и сказал: "Ага, ты получил письмо, отправляйся в Советский Союз". Прабхупада очень очень сильно хотел проникнуть в Советский Союз. Я отправился в советское посольство в Дели и обратился за деловой визой. Я поехал туда как вице-президент Бхактиведанта Бук Траст. В то время, если вы собирались ехать в Советский Союз, вам нужно было заказывать номер в гостинице еще до приезда. И еще - в этой стране я не знал буквально ни единой души. Единственный живой преданный в СССР в то время был Ананта-Шанти. Но никто не знал даже его номера телефона. Я не знаю как, с огромными сложностями, я все-таки достал его телефон еще до отъезда.
Так или иначе, я не помню, то ли через Индию, то ли через Европу я полетел, и приземлился в Москве. Это было в мае. Я взял такси и поехал в гостиницу "Берлин" (сейчас "Савой"). По-моему, я приземлился в воскресенье днем. Сейчас гостиницу всю отремонтировали, а когда я там был, это было старое отдельное здание. У нас была семейная пара Хамсадута и Бхимавати. Они были в Советском Союзе в 1972 году. Перед моим отъездом в Россию они мне рассказывали, что там ни молока, ни фруктов недостаточно, одно мясо сплошное. Это была настоящая проблема. Я приехал в эту гостиницу "Берлин" и сразу сказал, что я строгий вегетарианец. Вечером я отправился ужинать в ресторан. Директор ресторана был очень приятный человек. Я сказал ему, что я вегетарианец. Он отправился на кухню и выудил зеленого горошка. По-моему, недели две я жил в основном на зеленом горошке. Вечером я позвонил Ананта-Шанти. Ананта-Шанти очень обрадовался, когда я стал с ним говорить по телефону, и на следующий день он пришел ко мне в гости. В то время Ананта-Шанти был таким очень напористым проповедником.
На следующий день я отправился в "Международную книгу" - мы договорились о встрече еще в Индии. Я показал им каталог и наши книги. Эта организация импортировала книги из-за границы, а затем рассылала их по книжным магазинам в СССР. Я не уверен, по-моему, мы так ничего и не продали им, но по крайней мере, начался диалог. У них я заполучил разных индологов. Сразу после своей поездки в 1976 году я написал Прабхупаде очень развернутый отчет. Совсем недавно, буквально 4 месяца назад, я обнаружил у себя этот пятистраничный отчет. Позже я отправился в Институт востоковедения - это на Суворовском бульваре. Я встречался с профессором Левиным и с другими учеными. Я пытался как-то получить от них рецензии. В то время в Москве нигде нельзя было найти ксерокс. Я хотел сделать копии с некоторых документов, но мне везде отвечали: "Извините, но в Советском Союзе ксероксов нет, потому что правительство хочет контролировать все".
А в то время я подружился с менеджером "Аэр-Индия" в Москве. И слава Богу, в офисе "Аэр-Индия" все-таки был ксерокс. Поэтому я делал копии у них. Я встретился с профессором Левиным, по-моему, это было в пятницу днем. Я сказал, что я из Индии, из Бхактиведанта Бук Траст, и хочу получить от него рецензии. Он и еще один профессор согласились дать их. Где-то в понедельник или во вторник я заскочил к ним и получил эти рецензии. Тогда я подумал: "Ну надо же, переворот, впервые мы получили рецензии от советских ученых". Так или иначе Кришна подсказал мне божественную идею - снять копии с рецензий. И как только я получил эти рецензии, я отдал их моему другу из "Аэр-Индия", который сделал с них копии.
Через несколько дней я вернулся назад к профессору Левину. Он очень тепло встретил меня и сказал: "А нельзя заполучить назад эти рецензии, которые я дал, я хочу их своему начальнику показать". Я был тогда в деловом костюме, с дипломатом; я порылся в дипломате и достал эти рецензии, отдал их ему с надеждой на то, что он взглянет на них и вернет. Но он посмотрел на рецензии, сложил аккуратненько, приподнял лацкан своего пиджака и положил их во внутренний карман. По-моему, была пятница, и он сказал, что вернет все в понедельник. В понедельник я пришел и спросил: "Вы можете вернуть рецензии мне, потому что вы обещали вернуть их после того, как покажете начальству?" "Мой босс запретил мне давать такие рецензии вам", - сказал он, - "он очень рассердился на меня". Но по милости Кришны я уже получил копии этих рецензий, о чем он не знал. Я выслал эти копии Прабхупаде.
Мы также ездили в Ленинскую библиотеку и оставили там книги. Вишвамитра прабху говорит, что в 1976-1977 годах он видел в Ленинской библиотеке эти книги. Ананта-Шанти культивировал одного товарища, который был внуком Анастаса Микояна. Этот парень был музыкантом, а его отец был каким-то генералом в армии. Ананта-Шанти таскал меня по домам устраивать домашние программы. Я помню, что мы пришли к одной женщине, там было человека 4-5 всего. Это было в мае 1976 года. Когда мы шли в дом этого внука Анастаса Микояна, я помню, что КГБ буквально на хвосту висело.
В номере в гостинице "Берлин", в котором я жил, были отдельные комнаты, но ванной там не было. На самом деле меня так напугали перед моим приездом - мне говорили, что там мыться негде, что надо в коридор выходить, или еще куда-то.
Когда я туда приехал, я в каждом видел "кгбиста". И когда я начал ходить по библиотекам, эти "кгбисты" меня здорово заподозрили. В то время так было потому, что когда мы приходили в библиотеки, Ананта-Шанти был вместе со мной, он был такой напористый проповедник; он все время доставал такой красивый, в серебряной обложке "Источник", показывал всем налево и направо и говорил: "Смотрите, читайте!" В то время, я еще помню, "кгбисты" школьников нанимали. Поскольку гостиница "Берлин" находилась в центре города, из Ленинки и других библиотек мне не нужно было ехать на такси, я пешком ходил. У меня было такое ощущение, что эти мальчишки - они хотели вырвать у меня дипломат и удрать с ним. Я в него очень крепко вцеплялся обычно, я чувствовал, что они хотели проверить, что там у меня внутри хорошенького.
Побыв неделю в Москве, я отправился на несколько дней в Питер. В Питере я был в Ленинградском университете, встречался там с одним ученым. Я помню, в 1976 году, когда я был в России, "Рамаяна" там была очень популярна, и все знали о "Рамаяне". Он перевел "Рамаяну", также хотел перевести "Источник" на русский язык. Он говорит, что он представлялся как профессор индологии. И во всех библиотеках, в которых я был, говорили: "Сэр, нам очень понравились ваши книги, мы очень хотим иметь ваши книги в библиотеке, но у нас нет долларов". Они говорили: "Мы можем бартер устроить. Мы вам - наши книги, а вы нам - свои". В то время в Индии очень много русских книг продавали. Я подумал: "Неплохая идея. Мы получим русские книги, и в Индии продадим их".
И после этого я написал Прабхупаде, что они хотят наши книги, но у них нет денег, и поэтому они хотят поменять их на русские книги. А Прабхупада сказал: "Не беспокойся об этих советских книгах. Отдай им книги бесплатно". И в 1976 году я разослал книги бесплатно по библиотекам. В 1976 году я был в СССР дней 16 или 18 даже. По крайней мере, тогда мы завязали переписку с некоторыми учеными.
Затем второй раз я приехал в Советский Союз в августе 1977 года. В то время была большая международная книжная ярмарка. Бхактиведанта Бук Траст было участником этой книжной ярмарки. Я получил очень огромный диплом за участие в этой выставке. Там написано, что международная книжная ярмарка признает огромный вклад, сделанный издательством Бхактиведанта Бук Траст за решение проблемы установления мира на земле, потому что в то время Советский Союз интересовался только миром. Этот диплом показали Прабхупаде буквально за несколько дней до того, как он оставил планету, и Прабхупада был очень и очень счастлив. Он показывал диплом всем, кто приходил навестить его, и говорил: "Смотрите, я получил диплом из Советского Союза". В то время Советский Союз был настолько замкнутым обществом! У меня до сих пор сохранился этот диплом, он находится в офисе в Бомбее.
В 1977 году еще двое преданных из Франции приехали участвовать в книжной ярмарке. Один из них был Притха прабху, по-моему, он сейчас оставил тело, а другой - Бхугарбха прабху. Мы приняли участие в ярмарке. У нас была очень замечательная выставка книг Би-Би-Ти, и мы также раздавали прасад - арахис. В то время я жил в гостинице "Россия". У меня был целый альбом фотографий с этой ярмарки, я не знаю, куда он задевался. Очень много ученых приходило, мы ходили по разным библиотекам. Я помню, в то время был премьер-министром Косыгин (когда Брежнев был генсеком), и дочь Косыгина была директором одной из библиотек. Вечером у меня собиралась куча народа поговорить со мной о йоге в гостинице "Россия". И "Источник" - он буквально всех очень сильно привлекал.
В 1977 году у вас было уже больше преданных, я не помню, сколько, но побольше. Я продолжал обмен книг с библиотеками.
У меня была встреча с профессором Котовским. Он рассказал мне о том, как он встречался с Прабхупадой в 1971 году, и как он Прабхупаде такси ловил. Прабхупада всегда был очень дружен с профессором Котовским. С Котовским мы стали хорошими друзьями, я с ним несколько раз встречался. Когда я с ним первый раз встретился несколько лет назад, он был конченным атеистом. Но в последний раз, где-то 1,5-2 года назад он был довольно дружелюбен. Он был очень потрясен тем, насколько это движение разрослось в стране.
Так или иначе, я не помню, то ли через Индию, то ли через Европу я полетел, и приземлился в Москве. Это было в мае. Я взял такси и поехал в гостиницу "Берлин" (сейчас "Савой"). По-моему, я приземлился в воскресенье днем. Сейчас гостиницу всю отремонтировали, а когда я там был, это было старое отдельное здание. У нас была семейная пара Хамсадута и Бхимавати. Они были в Советском Союзе в 1972 году. Перед моим отъездом в Россию они мне рассказывали, что там ни молока, ни фруктов недостаточно, одно мясо сплошное. Это была настоящая проблема. Я приехал в эту гостиницу "Берлин" и сразу сказал, что я строгий вегетарианец. Вечером я отправился ужинать в ресторан. Директор ресторана был очень приятный человек. Я сказал ему, что я вегетарианец. Он отправился на кухню и выудил зеленого горошка. По-моему, недели две я жил в основном на зеленом горошке. Вечером я позвонил Ананта-Шанти. Ананта-Шанти очень обрадовался, когда я стал с ним говорить по телефону, и на следующий день он пришел ко мне в гости. В то время Ананта-Шанти был таким очень напористым проповедником.
На следующий день я отправился в "Международную книгу" - мы договорились о встрече еще в Индии. Я показал им каталог и наши книги. Эта организация импортировала книги из-за границы, а затем рассылала их по книжным магазинам в СССР. Я не уверен, по-моему, мы так ничего и не продали им, но по крайней мере, начался диалог. У них я заполучил разных индологов. Сразу после своей поездки в 1976 году я написал Прабхупаде очень развернутый отчет. Совсем недавно, буквально 4 месяца назад, я обнаружил у себя этот пятистраничный отчет. Позже я отправился в Институт востоковедения - это на Суворовском бульваре. Я встречался с профессором Левиным и с другими учеными. Я пытался как-то получить от них рецензии. В то время в Москве нигде нельзя было найти ксерокс. Я хотел сделать копии с некоторых документов, но мне везде отвечали: "Извините, но в Советском Союзе ксероксов нет, потому что правительство хочет контролировать все".
А в то время я подружился с менеджером "Аэр-Индия" в Москве. И слава Богу, в офисе "Аэр-Индия" все-таки был ксерокс. Поэтому я делал копии у них. Я встретился с профессором Левиным, по-моему, это было в пятницу днем. Я сказал, что я из Индии, из Бхактиведанта Бук Траст, и хочу получить от него рецензии. Он и еще один профессор согласились дать их. Где-то в понедельник или во вторник я заскочил к ним и получил эти рецензии. Тогда я подумал: "Ну надо же, переворот, впервые мы получили рецензии от советских ученых". Так или иначе Кришна подсказал мне божественную идею - снять копии с рецензий. И как только я получил эти рецензии, я отдал их моему другу из "Аэр-Индия", который сделал с них копии.
Через несколько дней я вернулся назад к профессору Левину. Он очень тепло встретил меня и сказал: "А нельзя заполучить назад эти рецензии, которые я дал, я хочу их своему начальнику показать". Я был тогда в деловом костюме, с дипломатом; я порылся в дипломате и достал эти рецензии, отдал их ему с надеждой на то, что он взглянет на них и вернет. Но он посмотрел на рецензии, сложил аккуратненько, приподнял лацкан своего пиджака и положил их во внутренний карман. По-моему, была пятница, и он сказал, что вернет все в понедельник. В понедельник я пришел и спросил: "Вы можете вернуть рецензии мне, потому что вы обещали вернуть их после того, как покажете начальству?" "Мой босс запретил мне давать такие рецензии вам", - сказал он, - "он очень рассердился на меня". Но по милости Кришны я уже получил копии этих рецензий, о чем он не знал. Я выслал эти копии Прабхупаде.
Мы также ездили в Ленинскую библиотеку и оставили там книги. Вишвамитра прабху говорит, что в 1976-1977 годах он видел в Ленинской библиотеке эти книги. Ананта-Шанти культивировал одного товарища, который был внуком Анастаса Микояна. Этот парень был музыкантом, а его отец был каким-то генералом в армии. Ананта-Шанти таскал меня по домам устраивать домашние программы. Я помню, что мы пришли к одной женщине, там было человека 4-5 всего. Это было в мае 1976 года. Когда мы шли в дом этого внука Анастаса Микояна, я помню, что КГБ буквально на хвосту висело.
В номере в гостинице "Берлин", в котором я жил, были отдельные комнаты, но ванной там не было. На самом деле меня так напугали перед моим приездом - мне говорили, что там мыться негде, что надо в коридор выходить, или еще куда-то.
Когда я туда приехал, я в каждом видел "кгбиста". И когда я начал ходить по библиотекам, эти "кгбисты" меня здорово заподозрили. В то время так было потому, что когда мы приходили в библиотеки, Ананта-Шанти был вместе со мной, он был такой напористый проповедник; он все время доставал такой красивый, в серебряной обложке "Источник", показывал всем налево и направо и говорил: "Смотрите, читайте!" В то время, я еще помню, "кгбисты" школьников нанимали. Поскольку гостиница "Берлин" находилась в центре города, из Ленинки и других библиотек мне не нужно было ехать на такси, я пешком ходил. У меня было такое ощущение, что эти мальчишки - они хотели вырвать у меня дипломат и удрать с ним. Я в него очень крепко вцеплялся обычно, я чувствовал, что они хотели проверить, что там у меня внутри хорошенького.
Побыв неделю в Москве, я отправился на несколько дней в Питер. В Питере я был в Ленинградском университете, встречался там с одним ученым. Я помню, в 1976 году, когда я был в России, "Рамаяна" там была очень популярна, и все знали о "Рамаяне". Он перевел "Рамаяну", также хотел перевести "Источник" на русский язык. Он говорит, что он представлялся как профессор индологии. И во всех библиотеках, в которых я был, говорили: "Сэр, нам очень понравились ваши книги, мы очень хотим иметь ваши книги в библиотеке, но у нас нет долларов". Они говорили: "Мы можем бартер устроить. Мы вам - наши книги, а вы нам - свои". В то время в Индии очень много русских книг продавали. Я подумал: "Неплохая идея. Мы получим русские книги, и в Индии продадим их".
И после этого я написал Прабхупаде, что они хотят наши книги, но у них нет денег, и поэтому они хотят поменять их на русские книги. А Прабхупада сказал: "Не беспокойся об этих советских книгах. Отдай им книги бесплатно". И в 1976 году я разослал книги бесплатно по библиотекам. В 1976 году я был в СССР дней 16 или 18 даже. По крайней мере, тогда мы завязали переписку с некоторыми учеными.
Затем второй раз я приехал в Советский Союз в августе 1977 года. В то время была большая международная книжная ярмарка. Бхактиведанта Бук Траст было участником этой книжной ярмарки. Я получил очень огромный диплом за участие в этой выставке. Там написано, что международная книжная ярмарка признает огромный вклад, сделанный издательством Бхактиведанта Бук Траст за решение проблемы установления мира на земле, потому что в то время Советский Союз интересовался только миром. Этот диплом показали Прабхупаде буквально за несколько дней до того, как он оставил планету, и Прабхупада был очень и очень счастлив. Он показывал диплом всем, кто приходил навестить его, и говорил: "Смотрите, я получил диплом из Советского Союза". В то время Советский Союз был настолько замкнутым обществом! У меня до сих пор сохранился этот диплом, он находится в офисе в Бомбее.
В 1977 году еще двое преданных из Франции приехали участвовать в книжной ярмарке. Один из них был Притха прабху, по-моему, он сейчас оставил тело, а другой - Бхугарбха прабху. Мы приняли участие в ярмарке. У нас была очень замечательная выставка книг Би-Би-Ти, и мы также раздавали прасад - арахис. В то время я жил в гостинице "Россия". У меня был целый альбом фотографий с этой ярмарки, я не знаю, куда он задевался. Очень много ученых приходило, мы ходили по разным библиотекам. Я помню, в то время был премьер-министром Косыгин (когда Брежнев был генсеком), и дочь Косыгина была директором одной из библиотек. Вечером у меня собиралась куча народа поговорить со мной о йоге в гостинице "Россия". И "Источник" - он буквально всех очень сильно привлекал.
В 1977 году у вас было уже больше преданных, я не помню, сколько, но побольше. Я продолжал обмен книг с библиотеками.
У меня была встреча с профессором Котовским. Он рассказал мне о том, как он встречался с Прабхупадой в 1971 году, и как он Прабхупаде такси ловил. Прабхупада всегда был очень дружен с профессором Котовским. С Котовским мы стали хорошими друзьями, я с ним несколько раз встречался. Когда я с ним первый раз встретился несколько лет назад, он был конченным атеистом. Но в последний раз, где-то 1,5-2 года назад он был довольно дружелюбен. Он был очень потрясен тем, насколько это движение разрослось в стране.