Е.М. Чайтанья Чандра Чаран Прабху (Александр Хакимов) — Вопросы мудрецов. Часть 2. Тюмень, 28.06.2010г

ЕМ Чайтанья Чандра Чаран Прабху, Вопросы мудрецовШримад Бхагаватам 01.01.01.

Часть 2
1 часть читайте тут
3 часть читайте тут

Итак, Прабхупада опирается на Брахма-самхиту. Есть многие великие мудрецы: Сита, Нарада, Арджуна общался с Кришной. Кришна рассказал Бхагавад-Гиту. Нужно читать эти произведения, чтобы была ясность. На самом деле, сейчас люди стали мало читать книг. Они сейчас смотрят на мир, на людей: как люди себя ведут, как мусульмане, как христиане, как Харе Кришна себя ведёт, и умирают. Этого недостаточно. А вдруг вы встретите плохой пример Харе Кришна или плохой пример Православия, или плохой пример в Исламе. Что вы будете делать? Плохая религия? Почитайте книги – там ничего плохого нет. Ни в одной из этих книг нет ничего плохого. Они написаны согласно времени, месту и обстоятельствам. Ислам распространялся в определенное время, в месте и обстоятельствах. Христианская религия тоже: время, место, обстоятельства. Но здесь, посмотрите, что написано: Брахма сказал это изначально, когда не было ещё творения. Этим отличаются ведические книги. Они не опираются на время, место, обстоятельства какой-то страны или нации. Хотя, это тоже необходимо – иногда дать в конкретном месте согласно обстоятельствам. Но здесь описывается Вселенское знание. Ещё такое есть - вселенское знание. Поэтому читайте эти книги, изучайте. Других книг нет. Человеческие выдумки не читайте на этот счет. Изучайте Шримад Бхагаватам.

Васудева, Господь Шри Кришна - причина всех причин. Все сущее исходит из Господа, и в последующих главах будет разъясняться этот процесс. Шри Чаитанйа Махапрабху называл это произведение безупречной Пураной, так как оно содержит трансцендентное повествование о Шри Кришне, Личности Бога. История «Шримад-Бхагаватам» тоже замечательна. «Бхагаватам» был составлен Шри Вйасадевой, когда он достиг зрелости в познании трансцендентного. Он написал его, следуя наставлениям Шри Нарададжи, своего духовного учителя. Вйасадева составил все ведические писания, включая четыре части Вед, «Веданта-сутры» (или «Брахма-сутры»), Пураны, «Махабхарату» и проч. И тем не менее он был недоволен. Видя его неудовлетворенность, его духовный учитель Нарада посоветовал Вйасадеве описать трансцендентную деятельность Господа Шри Кришны, и Десятая песнь данного произведения посвящена исключительно ей. Однако для того чтобы постичь саму субстанцию, необходимо последовательно изучать ее категории.

Так, понятно утверждение? Мы хотим постичь субстанцию, Бога, но для этого нужно постичь категории – энергии. Например, как мы судим о человеке? По его деятельности – что он делает, как он себя ведёт, есть ли какие-то его оценивающие поступки. Так мы можем понять, что за человек перед нами, что он скажет, сколько знания в его словах, какие качества в его словах, как он поступает, что он творит в этом мире, что поддерживает, что разрушает. Что скажет человек, который поддерживает ложь, уничтожает добродетель? А что скажет другой человек, который творит что-то полезное, поддерживает святость и уничтожает невежество, зло. Видите, по этим поступкам мы можем понять. Так вот, Кришна тоже творит, тоже поддерживает, тоже разрушает. И здесь описывается: как Он это делает - какими энергиями Он это творит, и что за этим творением, поддержанием, разрушением. Что ЗА этим? Смысл какой, в том что Он делает? Т.е. существует как бы ширма. Творение – это как ширма в театре, за кулисы. И что там за этими кулисами. Какой смысл?

Как действуют ученые… Они объясняют всё, но на самом деле они ничего не объясняют. Ни одно явление не объяснили, как сейчас они сами признаются в этом. Это удивительно, они стали понимать это сами, что они ничего не объяснили: они не знают, что такое электрический ток, они не знают, почему взлетает самолет. Они не могут объяснить этого. Учёные говорят, что формулы не работают, которыми они пользуются. Он взлетает, опытным путём они добились взлёта, но не могут объяснить, осознать, как он взлетает. Почему летает шмель – они не знают. Они вычислили: посчитали его массу тела, крылышки его маленькие, его полёт, - всё, всё, всё… Посчитали, вычислили – он не должен летать, его полёт будет неудачным. Но шмель, назло ученым, прямо перед ними летает. Они не могут понять, они ничего не могут объяснить.

А Кришна может объяснить, почему шмель летает, и зачем летает. Не думайте, что только за мёдом. Нет. Кришна знает истинную причину. Кришна знает, почему мы появились на свет и зачем – не для того, чтобы работать всю жизнь, а затем лечиться. Он знает истинную причину. Т.е. существует трансцендентное знание, есть кулисы, есть ширма, есть смысл. Т.е. драма идёт на сцене, но настоящий смысл там, там всё творится, там есть истинная Личность, которая создаёт эту иллюзию здесь, на этой сцене жизни. Спектакль долгий, конечно, и мы забыли кто мы? Мы воплотились в свои роли, так что мы забыли кто мы на самом деле.

Как учёный может объяснить ходьбу человека? Он не может даже объяснить, но он пытается разобрать какие мышцы, сухожилия сокращаются, как это всё перегоняет кровь, как устроено колено, кость, сопротивление материалов. Он всё это описывает, наблюдает. Но почему – не знает. Почему именно так он ходит, а не по-другому? Почему не коленями назад, допустим, - непонятно. Но если вы идёте куда-то, скажем, в магазин, какое вам дело до колен вообще? До суставов, до кровеносных сосудов? Вам нужно просто в магазин сходить за мукой. А учёного это не касается, для него ходьба – это сокращение мышц, это кости, это кровь, это сухожилия. Им всё равно, куда вы идёте, учёным. Что за наука вообще такая? Они не изучают, куда идёт человек, для них просто – идёт человек, а куда – не важно куда. Как раз наоборот важно, куда идёт человек, а не почему идёт человек. Если поймете, куда идет человек, поймёте, и почему идёт человек. За каждым явлением есть причина, и эта причина – желание. Всегда желание. На этом мир держится, на желании. Но вот только одна проблема – не всегда это желание человека. Вот поэтому всё остаётся непонятным. Там где мои желания – там всё понятно. Я делаю потому, потому, потому… Всё могу объяснить. Что же ты работаешь, света белого не видишь? Надо! Я знаю зачем, у меня есть высшая причина – деньги.

Учёные об этом ничего почему-то не говорят, потому что сами попали в зависимость от денег. Поэтому учёный не должен зависеть от денег, говорится, иначе он потеряет смысл того, что происходит в этой Вселенной. Происходит много всего, а смысл в чем? Деньги?

Вот мы переходим границу со средней Азией. Иногда на этой границе можно сидеть по два с лишним часа, если не больше. А собаки бегают туда-сюда, туда-сюда без документов, без денег, без пошлин, без ничего. Птицы летают тоже, смотрят: «Что это вы там натворили?». Итак, смысл – деньги, документы, или что? Они что, созданы природой, эти деньги? Растут на деревьях, или они находятся где-то в недрах Земли? Копаете землю, а там доллары пошли – плодородная земля. Это придумали люди. Причину придумали люди. Настоящая причина не в этом, не в наших желаниях. Если мы думаем только о себе самом, мы ничего уже не сможем понять в этом мире, потому что есть уже желание Вселенского размера – воля Бога существует.

И вот задача Бхагаватам – соединить эти два понятия: мою индивидуальную душу с Его волей, желанием, связать с высшей волей. Это называется гармония, настоящая гармония, счастье. Если Он живёт в вечности, знании, блаженстве, если я свяжу свою волю с Его волей, я тоже буду жить в вечности, знании, блаженстве. Вот и всё. Это Его природа, это и наша природа тоже, изначально. Всё остальное – выдумка.

Поэтому Нарада Муни сказал: «Запиши все эти вещи, которые выдумать никто не сможет и опровергнуть тоже никто не сможет». Мы говорим: «Кришна – Верховная Личность Бога». Опровергните!? Невозможно. Они упрямятся, но опровергнуть не могут. Некоторые упрямятся, - «Почему Кришна?», - говорят. Прабхупада спросил: «А почему не Кришна?». Нельзя утверждать и не то и не другое. Т.е. эти вещи запредельные, как вы будете спорить на эти темы? Вы не сможете спорить. Вы просто читайте Бхагаватам и всё, и оно само найдёт себе дорогу. Ум человеческий бессилен остановить всё это.

Поэтому Прабхупада хотел, чтобы западный мир прочитал Бхагаватам. Его духовный учитель Бхактисиддханта Сарасвати хотел того же самого, ему посвящено это произведение. Потому что предыдущие ачарьи верили, что это знание распространится по всему миру, и везде будут воспеваться Святое Имя Бога. С караталами, с мридангами, собираясь большим количеством прямо по улицам городов, где тама-гуна и раджа-гуна. Прямо на фоне этой тама-гуны так ярко всё это выглядит. На фоне технократического мира это выглядит всё невероятно шокирующим, когда преданные выходят в дхоти, в сари, особенно, когда Баладев Нитай выходит в дхоти… Ему нужно дать приз за вчерашнее…

И люди запоминают: «А что это?» И опровергнуть нельзя, и принять тоже невозможно. «А почему ваш Бог именно такой? Почему Он именно так одевается? Почему Он носит гирлянды?». «Ну, а как Он должен выглядеть!?», - спросите. «Не знаю…» С дипломатом что ли, в галстуке? «Как Он одевается?», - спросите, - «Как Он играет, в какой обители живёт? Где Он? В какой квартире Он живёт? В каком это доме и из чего сделан этот дом?». Таких домов здесь в помине нет. Его окружают только живые существа, Он никогда не живёт в пластике или в бетоне, или обшитым мёртвым дубом. Его окружают живые существа. Даже земля, по которой Он ходит - Чинтамани, камень берут с этой земли и на голову помещают, как самую дорогую вещь на свете. Это земля Чинтамани называется, исполняющая все желания. Это Его обитель. Где такое написано, чтобы Бог трудился с мотыгой на земле? Для Него это совсем другой акт. Он иногда сажает жемчуг в землю, и все смеются над Ним.

Здесь же нет такого опыта, чтобы жемчуг рос. А Он говорит: «Если его полить молоком, то он вырастит». Он ребёнок ещё. «О, глупый ребёнок, столько жемчуга надо закопать и столько молока надо вылить!» Но игра – есть игра. Они поливают молоком и жемчуг вырастает. «О, Кришна, жемчуг растёт! У нас не растёт, у него – растёт». Таковы истории записаны мудрецами. Мудрецы что, в игрушки играли, чтобы придумать такие истории?

Вьясадева – если бы вы его увидели, вы бы испугались. Это не из кукольного театра человек. Он совершает такие аскезы: живёт в Гималаях, на ледниках сидит. Он знает все законы Вселенной, он знает Бога в сердце, как он мог придумать такие истории?

Итак, эта парампара – это абсолютно честные представители Абсолютной Истины. Они должны передать слово в слово. Неважно – поймут люди или отвергнут – это будет работать. Опять же, а почему не посадить жемчуг, если Он всемогущий? И почему он не вырастет? Холм Говардхан на мизинце левой руки держал 7 дней не напрягаясь, а ещё играл на флейте – развлекал других, чтоб не волновались, что упадёт холм. Для Бога, почему не возможно? Какой ответ? Разве что-то невозможно? А вообще трудно для Него, если Он поддерживает все Вселенные?

Итак, люди не привыкли думать о Нём, как о Личности. Они привыкли думать о Нём отстранённо. Но если вы так думаете о Нём, отстранённо, то и Он будет думать о вас точно также – отстранённо. Если мы на самом деле хотим улучшить своё существование, это означает – нужно улучшить свои отношения с Богом, с Личностью Бога. Поэтому начало. Верховная Личность Бога - Шри Кришна. Должны все знать, как Его зовут. Как же мы будет Его любить, если мы понятия не имеем о Нём? Есть много косвенных наук, которые помогают нам приблизиться к Богу, но как бы подготовиться к этому. Не приблизиться, подготовиться к этому восприятию. Если зеркальце грязное, закопчённое, вы его почистите – оно будет подготовлено, чтобы отражать чисто. Это процесс, процесс очищения саттва – саттва-гуна. Какие-то науки прикладные, которые помогают человеку просто научиться мыслить ясным образом, а затем увидеть кто такой Бог. Если Бог всепривлекающий, если Он так привлекательно описывается великими мудрецами, если такими удивительными качествами обладает, почему люди не принимают Его? Только один недостаток есть в Боге. Знаете какой? Он не русский. Он привлекающий, все качества описаны просто идеально, но Он – не русский. Индус. Смотрите, мы говорим об этом постоянно, через одну лекцию, что Он – не индус. Пока люди слушают, они верят. Только из-за двери уходят, опять забывают: «Нет, всё таки, погоди, почему ж всё таки индийский?». Итак, есть очень обусловленные, какие-то навязанные мысли, к Богу они никакого отношения не имеют, Он – не индус. Можете перерисовать все картинки индийские на русский лад – никто не будет против, только не искажайте ничего, атрибуты все сохраните. Согласно писаниям нарисуйте, это тоже будет Кришна. У Него миллиарды обликов, столько оттенков! На самом деле, каждый миг будете его не узнавать. Тот же самый, но не узнаете. Если вы сегодня утром с Ним познакомились, то вечером уже не узнаете Его. Утром познакомились с Ним: «Кришна, я твой слуга», - всё хорошо. Разошлись, встречаетесь – Он уже другой. Вы не сможете так: «О, я его знаю: вот тут каустубха, нос прямой, зубы, как бутоны жасминового дерева, всё написано, шея не длинная, руки, доходящие до колен, подобные змеям, улыбается постоянно, такой вот темноватого, как грозовые тучи, цвета, меняется его оттенок». Изучили, сфотографировали несколько раз – всё понятно. Так можно привыкнуть к этому образу. Вы видите вечером. -Кто это? -Кришна. - Как? Я же утром Тебя видел. ­- Ну да, мы с тобой долго не виделись.

За это время уже многое изменилось. Он как водопад: меняет, меняет, меняет… Каждое мгновенье хочется видеть Его снова, снова, снова… Не пропустите ничего. Так много событий происходит, не пропускайте. Это Кришна такой, Он всегда такой динамичный. И вечером мы снова познали Его: шея длинная, зубы, как бутоны жасминового дерева, сине-черный цвет, волосы, глаза, как лотосы, флейта в руках. Всё познали. Просыпаетесь. Боже, я никогда не видел ничего подобного! Глаза, как лотосы, нос прямой, шея длинная, зубы, как жасмин, флейта играет. Боже, мой! Никогда такого не видел. Вечером приходите – АААА! Это описано. Не могут близкие слуги пережить даже секунды разлуки. Вроде тот же самый Кришна, рисуйте, вы можете всю жизнь Его рисовать, можете миллиарды картин нарисовать – вы Его не изобразите. Вы только успевать будете… Вы погрузитесь в другую реальность – это называется взаимоотношения с Богом. А потом будете видеть, что все это есть здесь в немножко застывшем виде, но всё это отражает Его качества. Немножко материя искажает по-своему, потому что каждый присваивает себе это всё – это тело, для себя хочет извлечь что-то. Но это Его энергия, это косвенно тоже Он. Любое живое существо тоже представляет Его именно, а не кого-то другого. Он говорит: «Мои неотъемлемые частички, вечные». Мы никому не принадлежим, кроме Кришны. И единственная проблема – мы можем забыть об этом. Забвение, тамас, невежество.

Как можно в этом западном мире тамаса говорить о таких высших посланиях? Люди не помнят ничего. Им говоришь: «Кришна», а они ничего не помнят. Они смотрят на изображение Ханумана и думают, что это кот. Западная культура. Сейчас, конечно же, такого нет. Сейчас даже западные люди знают, кто такой Хануман, более, или менее. А когда Прабхупада приехал в Америку и преданные увидели изображение Ханумана, спросили: «Это кто? Кот? Из какой-то сказки персонаж, может быть?». Этот «Кот» до сих пор существует и живёт где-то в Гималаях. Он не умер когда-то. И Кришна до сих пор где-то существует, где-то с Арджуной Он до сих пор путешествует по Вселенной. В какой-то Вселенной Он сейчас проводит свои лилы, точно такие же. И где-то он снова привлекает всех преданных и убивает демонов. А где-то преданные клянут Брахму, за то что так плохо создал своё творение с мигающими глазами. Потому что трудно видеть Кришну, когда материальные глаза мигают. Всё так и происходит: где-то пишется Бхагаватам, где-то знание передаётся. Это самое важное послание, которое только может быть. Это вселенское послание, на котором держится мир. На Абсолютной Истине держится мир, на этой Любви к Богу, постоянно обновляющейся.

Итак, человек, который стремится к Богу, становится неиссякаемым источником энергии. В своём служении он делает чудеса. Чтобы удовлетворить Бога, ему открываются удивительные энергии и знания. Это взаимный процесс отношений Бога и человека. Для любви абсолютное равенство. Здесь просто утверждается Абсолютная истина, это первый стих. Этот афоризм джанмадй асйа йатоха это начало также Веданта-сутры. Начинается Веданта-сутра точно также. джанма ади йасйа йатаха

Это описание Абсолютной Истины. Вьясадева описывает в одной строчке, что такое Абсолютная Истина. Спросите учёных: «Что такое Абсолютная Истина?» Они будут тома книг писать и ничего не опишут. А Вьясадева написал в одной строчке, что такое Абсолютная Истина. Как же они думают, что это какие-то доисторические произведения каких-то безграмотных аборигенов? Как они додумались до такого вывода, некоторые ученые-материалисты? Абсолютная Истина – это то, из чего всё исходит. Джанма ади, джанма – это происхождение, ади – начало. Всё исходит из этого источника. Слово означает всё, абсолютно всё. Всё что вы видите и не видите, знаете и не знаете, вы увидите в будущем или никогда не увидите. Всё исходит из Абсолютной Истины.

Итак, учёные много чего не знают, но даже если они не знают, то они должны знать, что то, что они не знают, причина этого творения, ответы, которые они не знают – они есть в Кришне. Вот, что это означает. Хотите узнать? – Узнайте Кришну. Вы не сможете узнать все Его энергии, это невозможно – они безграничны, у нас крошечный мозг. Сравните наш крошечный мозг с размерами Вселенной. У амёбы, у микроба тоже есть какой-то мозг, но какой толк от этого мозга? Но ответ есть – всё есть в Истине, познай только одну Абсолютную Истину. Узнаешь всё необходимое. Там всё, из одного источника берёт своё начало всё: и постижимые, и не постижимые вещи. Если мы постигаем отношения с Богом, всё становится ясным. Почему человек ходит, почему Кришна устроил так, что нужно ходить ногами? И чтобы поесть, нужно работать, работать именно так, на земле, чтобы вырастить хлеб, зерно. Почему именно так Он всё это создал? Он знает зачем. А человек не знает, но хочет изменить. Не хочу пахать на быках, хочу – на тракторах. Человек тоже пытается совершенствовать природу, он не знает, зачем она создана таким образом. Он не знает, он её разрушает. Он деградирует, если не жить по изначальным законам Бога.

Итак, то, что Бог даёт человеку, это очень важно и полезно. Это изучается. И потом мы увидим, что на самом деле в царстве Бога тоже есть быки и коровы. Если там обрабатывают землю, то только на быках. Во Вриндаване не было тогда коров, Кришна не пахал на тракторе. Кришна пасёт телят и коров. Вы видите, почему здесь есть коровы, земля? Для чего? Чтобы мы кое-чему научились. Материальный мир – это отражение, искаженное отражение реальности. Работая по законам Бога в этом мире, мы сможем тоже понять Его мир, если будем честно трудиться и с любовью выполнять свои обязанности. Любовь откроет нам мир. Любовь сделает так, что мы выдержим все испытания и суровые аскезы, не заметим их, будем чувствовать, что это приносит счастье на самом деле – жить по закону Бога. Так мы сможем просто, честно трудясь, изучая послания Бхагаватам из верного источника, сможем понять, что такое духовный мир.

Особенно, важно непосредственно обращаться к Кришне. Как жители Вриндавана, они всегда обращаются к Кришне непосредственно. У них нет никого другого в сердце. Чтобы не случилось, они всегда говорят: «Кришна». Мальчики-пастушки чувствуют запах очень приятный из лесу, такой волнующий аромат спелых фруктов, они думают: «Хорошо бы туда пойти, поесть спелых фруктов, полазить по деревьям, собрать фрукты». Они первые узнают, что фрукты поспели. Взрослые не знают, а дети уже едят. Здесь тоже они запах уже почувствовали, они уже играют, они уже думают. Но там, в этом лесу, страшно. Демон там страшный живёт – Дхенукасура. Форма осла. Есть демоны как ослы, есть демоны как змеи, есть демоны как утки, есть демоны как быки, есть демоны как кони. Этот был как осёл. И детям не страшно, они говорят: «Кришна, пойдем туда. Правда, там демон сильный, но Ты же ведь его прикончишь. Фруктов поедим. Мы сами не пойдем, мы не сможем – там демон. Но если Ты пойдешь с нами, Ты его убьешь, а мы поедим фруктов. За компанию пойдем с нами?» Они любят Кришну, и, конечно же, хотят все эти фрукты предложить Ему. Кришна понимает замысел: Они идут в лес, и когда Кришна заходит в лес, куда страшно зайти обычному человеку, даже великому человеку, там был такой страшный демон – только Кришна мог убить его. Не было такой силы, чтобы уничтожить Дхенукасуру.

Они зашли, как к себе домой, бесстрашно, в этот лес Талаван, хотя туда даже птицы не залетали. И Баларама подумал: «Фрукты высоко, но ничего». И начал трясти пальму, показывая свою силу. Фрукты посыпались, и мальчики начали кричать: «Кришна, мы вовремя», и предлагать фрукты. Дхенукасура в это время отдыхал и услышал, что что-то в его лесу происходит. Кто-то есть его фрукты. Его! Он хозяин там. Знаете, что хозяин означает? Хозяин считает, что травинку у него не вырвешь даже без спроса. Вот это хозяин материального мира. Кришна – не такой хозяин. Кришна – хозяин для всех. А эти хозяева, здесь в материальном мире, - совсем другие. Если забор поставил, то не дай Бог, руку за забор протянешь, тебя там ударит током,380 Вольтили злая собака откусит. Такой был Дхенукасура. Дети забирают фрукты, и он выскочил убить их всех. Он сначала лягнул Балараму в грудь задним копытом. Баларама далеко отлетел – сильным был Дхенукасура. Только рассмешила Кришну и Балараму эта попытка демона показать свою силу. Он лягался ногой так красиво и думал, что он великий. Он схватил его одной рукой за копыто, раскрутил его, как вертолет, и, когда бросил его, он так красиво летел, упал на макушку пальмы, и пальма повалила другие пальмы, как будто там ураган прошёл, и фрукты сразу все на землю посыпались. Баларама убил демона и дал много фруктов, которые упали для друзей.

Итак, Дхенукасуру Они убили, играючи. Но это была целая интересная история, я коротко рассказал, потому что мальчики тоже издевались на Дхенукасурой, они плевали ему в лицо ещё долго…. Или по морде подходили и били его, они в присутствии Кришны-Баларамы были абсолютно бесстрашными. И Дхенукасура был просто в шоке, он был в трансе, он никак не мог понять, почему они его не боятся, он оцепенел от удивления, пока дети подходили и «бросали ему в морду мячиком». «Что за компания такая? Я абсолютно не могу произвести впечатления, они просто плюют на меня». И когда он был убит, другие демоны прибежали, их было много. На самом деле эти фрукты были какого-то божественного происхождения. Это были не простые фрукты, завезённые из средней Азии, выращенные на нитратах. Там какой-то был ценный нектар, поэтому они берегли этот лес, т.е. Камса пользовался этими фруктами на самом деле. Демоны, они защищают царя. Они выбежали навстречу. И Кришна и Баларама начали раскручивать их одного за другим, и ослы стали падать на пальмы. Они развеселись на пальмах, трупы ослов. Черные, белые, голубые. Очень красиво, это описывается. Хорошо окрашен был лес Талаван.

Кришна делал такие вещи. Это записал мудрец Вьясадева, этому надо верить. Не сомневайтесь в этом. Никаких сомнений не нужно в том, что Кришна может делать все эти вещи. Нужно просто понять их смысл – почему Он это делает? Не как, а почему? Тогда будет понятно и как Он это делает. Т.е. как Он использует свою божественную энергию. Прабхупада объясняет в этом месте – у Него есть только одна забота в духовном мире. У него нет никаких забот, Он – Бог, Ему ничего не нужно, Он самодостаточный. Но одна забота есть – как доставить удовольствие своим преданным. Поэтому игры Он устраивает ради этого, поэтому Его и прославляют: «Вы знаете, как Кришна сделал это? Он за копыта его раскрутил и бросил». И все это обсуждают, они Его прославляют, они восхищаются, они любят Его ещё больше. Это Кришна делает. Не то, что Он просто зенитную батарею выставляет и «огонь!». Там так рассказывается, там нет какого-то героизма. Это лила, игра, она увеличивает счастье премы.

ЕМ Чайтанья Чандра Чаран Прабху, Вопросы мудрецов

Вот весть Шримад Бхагаватам наполнен играми Кришны, начиная с творения. Вот это Вселенная сначала, доступная нашему взору. Объясняется, как Кришна творит её, каким образом. Уникальное знание. Надо изучать Шримад Бхагаватам очень серьезно, а не думать какой национальности Бог. Это глупый вопрос, и ответ тоже. Нужно понять, что Бог духовен. Там нет таких энергий, о которых мы спрашиваем. Там нет русских и американцев, это условное понятие, условное временное понятие. И здесь мы придаём этому огромное значение. Кто какой национальности, какой цвет кожи, какая культура. Какая бы она не была, они говорят, лишь бы она была моя. Моя культура. Эта культура связана со мной. Это эго называется, ложное эго. А если культура связана с Кришной, это называется истинной культурой. Харе Кришна!

Сhuk Norris, большое спасибо за транскрипт лекции

Слухаємо Книги Прабгупади