Лесной фестиваль – Пушкино
Прабху: Как правильно ответить на вопрос собеседника, почему именно Кришна – Бог? Махарадж: Как объяснить это другим людям? Почему именно Кришна Бог? Потому что Он Бог. Он всегда был Богом. Даже Кришна не знает, почему Он Бог. Нет причины. Он сам причина. Кришна Бог, потому что Он Бог.
(записка) Нужно ли преданным читать другую религиозную или эзотерическую литературу? Гуру Махарадж: Это смотря для чего вы читаете такую литературу. Важно не это. Важно понять источники знания. Не просто какую-то религиозную литературу, а важно именно изучать источники. Источники знания. То, что нам дал Прабхупада, очень важно читать. Остальное можете читать или не читать, это не так важно. Если вы понимаете изначальное знание, вы понимаете всё. Если вы уже утвердились в знании книг Шрилы Прабхупады, то можете открыть какую-то религиозную литературу или эзотерическую литературу и сразу увидите что есть что. Сразу увидите все искажения и прочее, прочее, прочее, всё откроется. Там много искажений. Просто в религиозной литературе или просто в эзотерической литературе – там очень много искажений. Много надуманных вещей.
Матаджи: Некоторые люди принимают сами тексты, но не принимают комментарии Шрилы Прабхупады. Они говорят, что это слишком всё просто и понятно, и что Прабхупада везде пытается направить на то, чтобы все вступили в общество. А вот они читают Ошо, он закручивает там что-то сложно и интересно… Гуру Махарадж: Люди могут выбирать сами, что им выбирать – Ошо или Шрилу Прабхупаду. Но какой результат они получат со временем, вот в чем вопрос. Сейчас многие люди, которые занимались эзотерикой лет 15-20 назад, мы их знали еще тогда, они сейчас приходят к Шриле Прабхупаде. Они исчерпали там все возможности. Практически все теряют интерес к тому, что они изучали, через 15-20 лет. Надеялись, что это принесет им какие-то знания, мудрость, даст открытия, реализации. Но нет, этого не произошло. Максимум что происходит – они какую-то чакру пробуждают у себя, а потом лечатся всю жизнь. Вот и всё. Это максимум, это самые смелые из них, которые рискнули на какую-то практику с чакрами, потому что этого не избежать, эзотерики все имеют дело с психофизическими центрами внутри себя, нарушают какую-то чакру и потом лечатся всю оставшуюся жизнь. Не проще ли сразу повторять мантру Харе Кришна?
Прабху: Как отвечать на вопрос «кто ты по вере?» Как правильно, кришнаит или преданный Кришны, как будет правильное понимание у людей? Гуру Махарадж: Все это правильно. Можно сказать, что кришнаиты. Можно сказать, что вайшнавы. Можно сказать, что слуги Бога. Как вам легче, как вам не страшно?
Прабху: Да мне не страшно, но люди могут неправильно понять. Гуру Махарадж: Если вы проявляете качества, люди поймут правильно. Если вы проявляете качества, улыбаетесь, вы добрый человек, почему люди не поймут? Поймут. Вот одна женщина пришла к преданным в храм и говорит – «где ваш лидер?» «Вот наш лидер, Прабхупада». Он пришла гневная, но когда увидела Прабхупаду, она сразу изменилась. «О, вы совсем другой человек. Я пришла жаловаться на ваших учеников, они вот такие, такие и такие. Но вы то совсем другой человек». Прабхупада ее умиротворил, всё объяснил, успокоил. Главное качества.
(записка) Может ли повторение Святого Имени быть кармической деятельностью, если цель – удовлетворить свои чувства? Гуру Махарадж: Это не может быть кармической деятельностью, но это может выполняться в умонастроении кармической деятельности. Это не является кармической деятельностью, что вы такого делаете, когда повторяете Харе Кришна мантру, какую работу совершаете? Карма, гьяна, что это? К какой категории кармической деятельности это принадлежит? Нет. Но умонастроение может быть таким, что мы хотим какого-то материального результата от повторения Харе Кришна мантры. Умонастроение может быть. Процесс нет.
(записка) Шрила Прабхупада говорил нам распространять имя Кришны, но иногда в своей проповеди Шрила Прабхупада говорит, что неважно какое имя Бога вы повторяете, если в вашей стране известно другое имя Бога, повторяйте его. Почему Прабхупада так делал и в каких ситуациях нужно проповедовать нам? Гуру Махарадж: Если вы проповедуете уже людям религиозным, которые уже приняли какую-то религию в сердце, вы не должны говорить только об имени Кришны. Прабхупада говорит – следуйте своей религии. Но приносил туда знание. Следуйте своей религии. Если они уже посвящены в своей религии, и не хотят ничего менять, зачем же делать вероотступников? В этом нет необходимости. Религии не нужно устранять, это не наша цель. Наша цель – распространять знание. Все эти знания войдут в религии, они уже входят в религии, ими будут пользоваться все люди. И каков будет результат? Будут воспевать больше Святые Имена, это очень хорошо.
Прабху: В наших книгах, в частности в Бхагавад-Гите, есть такой термин как нестремление к плодам, а также нестремление к славе, к богатству. Как правильным образом понимать эти термины? Это в принципе существует в умах преданных, они действительно не стремятся и что-то такое делают, что к ним это вообще не приходит. Гуру Махарадж: Если вы правильно практикуете, слава придет к вам, Прабхупада говорит.
Прабху: И что с ней делать? Мы же не должны к ней стремиться. Гуру Махарадж: Не стремитесь. Но если она сама приходит, то что с ней делать? Выгонять на улицу? Слава – это энергия Кришны, нельзя ее выгонять. Это будет оскорбление. Кришна посылает вам славу, а вы ее выгоняете, что это такое? Она должна служить вместе с вами. Она к вам пришла служить, заниматься преданным служением. А вы ее выгоняете? Неразумно. Так же и богатство – это энергия Кришны. Кришна посылает, а вы отказываетесь? Это плохой тон. Видите, как думают преданные? «Слава мне не нужна». Ложная скромность называется. А если придет слава, что будете делать?
Вы должны быть известными, чтобы люди слушали вас. Если вы не прославлены, кто вас будет слушать? Если вы не богаты, кто вас будет слушать? Если вы не прославлены, не богаты, вообще никто, и говорите – «предайтесь Кришне!» - да кто вас будет слушать? Что за глупости. На что надеемся? Прабхупада создал богатое движение. И слава смотрите какая у Прабхупады – ого-го, на весь мир. Он гремел по всей Индии, потом в Америке. Он сам удивлялся, какая слава, по всему миру. И как лесной пожар всё распространялось по всему миру. Денег куры не клевали в ИСККОНе. И сейчас их не клюют куры (преданные смеются). Обороты гигантские, миллионы и миллионы долларов в ИСККОНе в течение года. Обороты большие. То есть денег то нет, они вращаются. Фестиваль, сколько он сейчас стоит хотя бы один ваш московский? Он стоит каких-то денег. Посчитайте, сколько фестивалей происходит в России, потом в Индии сколько праздников, сколько по всему миру, Ратха-Ятр сколько сейчас проводится по всему миру. Вы удивитесь, какое богатое движение.
Прабху: Почему улицы индийских городов такие грязные по сравнению с западными, хотя стандарты чистоты у людей выше? Гуру Махарадж: Я тоже задавал этот вопрос насчет Индии. Западные города понятно, там организация, их цель именно жить чистой материальной жизнью, на высшем уровне стандартов, они это поддерживают и поглощены этим на 100%. А что касается Индии, то Индия разнообразна. Скажем, в Южной Индии чисто, а на Севере грязно. Почему? Я слышал такое объяснение старших преданных, что там правят коммунисты, на Севере, поэтому такой результат. То есть шудры управляют. А там где кшатрии управляют – там всё очень хорошо. Вот мы были в Вишакапатнам, потом в Тирупати. Прабху: То есть это от правительства зависит? Гуру Махарадж: Да-да, от правительства.
(записка) Можно и нужно ли проповедовать людям, которые говорят, что знакомы с ИСККОН и разочаровались в нем? Гуру Махарадж: Я тоже разочаровался в ИСККОНе, давно уже (все смеются). Каждый разочаровывается в чем-то в ИСККОНе. Вот скажите сами, как тут можно жить? Мы здесь, потому что воспеваем, потому что прасад есть, знания есть. А сама организация, что она у нас из себя представляет? Боже мой, чего мы только не натворили, как организация… И я сам во всем этом участвовал (все смеются). Факт. Я разочарован. Если говорить об этой стороне, то я вообще первый разочарованный человек.
Меня это не беспокоит, конечно. Смотря какие у нас интересы. Если наши интересы – продолжать воспевать, то мы это легко перенесем, недостатки какие-то личные, организаторские. В Москве сначала как было? Москва это был основной центр, через который проходило много-много преданных. Представьте, обычно сразу Гуру приезжает в Москву. Значит, все паломники съезжаются в Москву, из Питера, из других мест. И сначала, поскольку мы знали друг друга, я говорил, что общество было небольшим, то всех принимали бесплатно, по квартирам, кормили, давали ночлег, то есть всё необходимое, находили места, преданные заботились.
Помню, приезжаем из Петербурга на улицу Колхозную, а у них уже прасад заканчивается. То есть вся утренняя садхана уже прошла, они едят прасад, а мы только с поезда приехали. И там Видура прабху увидел – «а, гости пришли! Всё, срочно бежим на кухню и ставим кашу готовить для них!» Вот так мы принимали гостей, друг друга, в Петербурге, Москве, всегда заботились. Преданных больше, больше, больше, больше – невозможно уже, правда? «Всё, платите деньги». Оскорбление, смотрите. Уже разочарование. Только что принимали как друзья, а теперь платите деньги. Или какие-то уже нам ставят условия. Или по билетам нас пускают. Или назвали нас прихожанами. Те, кто в храме живут, оскорбили нас прихожанами, вообще деньги с нас потребовали.
Смотрите, это организация, она же вынуждена расширяться, и уже какие-то новые меры, руководство требуется и прочее, и мы это всё пережили. Столько было обид, боже мой, на этой почве… Когда устанавливается именно организация Сознания Кришны. Как сочетать эти теплые дружеские отношения с администрацией? Нужно платить аренду, перевозку и прочее, за всё деньги нужны, правда же? Не так просто всё оказалось. И сейчас у преданных уже есть больше опыта, как это делать, больше Сознания Кришны, как всё организовывать, чтобы не ущемлять, потому что преданные очень обидчивы. Они очень обидчивы. Вот полный зал, все едят прасад, а там еще человек пришел или группа преданных. И вы говорите – «подождите, будет вторая смена». Нормально же? А им все равно обидно. Это же преданные. Всё равно они ущемлены, такая психология у них. Вот такие обстоятельства. Разочарования могут быть на этой почве.
(записка) Подскажите, как лучше представить книги Шрилы Прабхупады директору нескольких индийских магазинчиков. Гуру Махарадж: Это индус, так я понимаю? Говорите – джагат-гуру Шрила Прабхупада, он основал Международное Общество Сознания Кришны. Они это понимают, кто такой джагат-гуру, основатель-ачарья. Прокомментировал Шримад Бхагаватам, Бхагавад-Гиту, Чайтанья Чаритамриту. Прославьте Шрилу Прабхупаду. Если это индус, это его культура, он поймет, о чем вы говорите.
(записка) Был ли случай, чтобы Маха-мантра навредила человеку? (все смеются) Гуру Махарадж: Я не уверен, Маха-мантра ли навредила или кто-то другой. Как же может навредить Маха-мантра, я пытаюсь вспомнить. Нет, не могу вспомнить, чтобы именно Маха-мантра навредила. Нет, не помню. Прабху: А может муж стал повторять Святое Имя, и потом оставил семью? И вот жена считает, что Маха-мантра навредила. Гуру Махарадж: А, в этом смысле, разбила семью? Да, много таких случаев как Маха-мантра навредила (все смеются). Повторял мантру и принял санньясу. Явный вред жене. Но общество выигрывает. Поэтому я не знаю, как тут судить.
Мы сейчас очень мягко проповедуем, правда? «Не нужно принимать санньясу…» А кто вам сказал, что не нужно принимать санньясу? В книгах Прабхупады написано, что нужно принимать санньясу! Мы просто не хотим никого беспокоить. И потом, ачарья может так сказать, а я же не такой ачарья, я не буду так говорить… я скажу – «нет, женитесь, будьте счастливы». А потом что вы будете делать? Я же знаю, вы не будете счастливы без Кришны. А Кришна имеет затягивающее влияние. Не просто что вы поставили статуэтку на алтарь и счастливы навечно. Вы потом спать не будете по ночам и думать, как уйти к Кришне. Вы в результате станете таким. Это же известно. Так что же мы говорим – «будьте счастливы в семейной жизни, воспитывайте детей», о чем мы говорим? Да, это первый этап отречения, но потом вы пойдете дальше. Вы сами пойдете дальше.
Мы хотим сказать, что эти этапы нужно прожить достойным образом. Семейная жизнь должна быть достойная, чистая. Не то, что это высшая цель, это просто хороший этап жизни. Но в конце концов нас ждет отречение от мира. Это тоже Маха-мантра. Если вы считаете, что это вред – это другой вопрос, но я так не думаю.
Прабху: Во время проповеди спросили, кто присвоил Шриле Прабхупаде титул «Его Божественная Милость» Гуру Махарадж: Общество преданных это делает. Общество преданных присваивает титул «Его Божественная Милость». Кто это, к кому так обращаются, скажите? К духовному учителю. Таков этикет, такова традиция. Это уже установлено, такова традиция, мы следуем традиции. Ученики обращаются к гуру так, когда хотят выразить в высшем смысле положение гуру. «Ваша Божественная Милость» или говорят «Гуру Махарадж». Слово «Махарадж» не используется, когда ученик обращается к гуру, это фамильярно. Надо обращаться «Гуру Махарадж». Просто «Махарадж» это фамильярное отношение к духовному учителю. К любому другому санньяси можно обратиться «Махарадж» или «Прабху». Но к духовному учителю – «Гуру Махарадж», то есть существует традиция, мы не должны ничего придумывать или менять.
Прабху: Как прояснять истинное значение слов? Гуру Махарадж: Вы же читаете книги, вы думаете, вы разговариваете. Вот есть работа, работайте с этим.
(записка) Что скрывает термин «секта»? Гуру Махарадж: Этому слову придали некоторую окраску. На самом деле Шрила Прабхупада пишет в своих комментариях, что есть много вайшнавских сект. В одном месте он говорит, что есть различные вайшнавские секты. Такая сампрадайя, такая сампрадайя, такая сампрадайя. То есть там нет негативного оттенка в этом слове. Никогда оно не использовалось негативным образом.
«Секта» от слова «сектор», часть. Как в геометрии, есть круг, а есть сектор. От этого секта, часть целого. Группа, секта означает. Вот у нас же группа, секта значит. Вот это правильное значение слова. Или «ятра» говорится в вайшнавской культуре. Тоже часть, группа. Вот и всё. Нет никаких сект. Есть поиск. Но они принесли страх в это слово. Соединили с энергией страха. Как и свастика – страх. И люди не понимая смысла слова «секта», связали это с насилием, болью, смертью. «Аум Синрикё – секта! Вот оно что такое, секта! Когда хотят уничтожить весь мир – это секта!» Это слово придумано людьми. То есть понятие придумано людьми.
А на самом деле что такое Аум Синрикё? Демоны. Вот и всё, никакая не секта. То есть нужно указать на качества, каков человек, какова группа, качества. А если эта секта живет по высочайшим духовным стандартам, что это такое? Это группа, она может жить по высоким стандартам чистоты. Тогда какое значение слова «секта» будет? То есть изначально все понятия позитивны, поймите правильно. Даже демонов уважали в Ведическом обществе. И даже демоны уважали вайшнавов в ведическом обществе. То есть даже врага уважали. Всё было позитивным образом преподнесено. Но это Кали-юга, когда всему придают еще какой-то скрытый негативный оттенок.
Я сейчас скажу слово – «человек». Ну и что, какое это понятие? Никто не радуется, видите. «Шел по лесу и встретил человека». И ничего в вашей жизни значительного не случилось, правда же? Человек какой-то прошел мимо и всё. Ничего значительного, ничего, ровным счетом ноль. О чем вы говорите, о нуле каком-то? А знаете, что такое раньше было слово «человек», когда вы встречаете человека какого-то на улице? Означает, что открывается вам нечто новое. С каждым человеком мы понимаем что-то новое в жизни. Сейчас говорят что перенаселение виновато. Не совсем так. Люди не умеют общаться. Ни мужчины с мужчинами, ни мужчины с женщинами, ни женщины с женщинами. Поэтому это слово обесценивается. Вы выходите на улице и говорите - «там толпа людей», вот и всё.
Хорошо, преданный тоже выходит на улицу с книгами, и там тоже толпа людей, но как он на это смотрят? Уже по-другому. Он уже по-другому видит все это. Если встречаете человека, который покупает книги, вы говорите - «мне сегодня такой человек на улице попался!» Не так ли? Открывается смысл слова «человек» по-другому. В действии, в благостном действии. То есть если мы начнем правильно общаться, мы сможем понять, что такое слово «человек». Взаимоотношения означает. Не слово, а взаимоотношения приносят смысл в это слово. Так же и Бог, должна охватывать человека радость и ликование при слове «Бог», потому что это отношения, самые высшие отношения. Попытайтесь разобраться в этой безрадостной терминологии, которую мы постоянно применяем. Просто безрадостное скопление слов, набор какой-то информации мы получаем. Практически бесчувственной. Образы люди все потеряли, мыслят абстрактно, не образно. Человек – это образ, мать – это образ, Бог – это образ. Всё имеет образ, всё имеет взаимоотношения с нами. И Прабхупада говорит – «Сознание Кришны – это наука взаимоотношений»
(записка) Есть знания о материализации мыслей. Мысль материализуется, что вы можете сказать об этом? Гуру Махарадж: Да, мысль материализуется. И что тут нужно говорить? Вот мы хотим уже обедать, и скоро эта мысль у нас материализуется. Что тут сложного? Это происходит постоянно, на каждом шагу. Разве нужно объяснять это? Допустим, вы имеете какое-то желание. Желание – это уже плод, это мысль. Как она материализуется? В уме вы должны также иметь путь к этому желанию, воссоздать его. А потом сделать это и получить, всё. Так мысль материализуется. Или вы думаете, просто подумал – и упало сверху? Так хотите? Но, тогда вы должны иметь большое благочестие. Такое благочестие, что просто вы говорите «хлеба», и хлеб сразу перед вами.
Как калпа-врикша, знаете, приходите и говорите «хлеба» - и ту же раз в эту руку хлеб. «Банан» - и пожалуйста, банан. «Молоко» - молоко. Калпа-врикша. Вы просто говорите, и оно исполняет. Это тоже отношения означает. То есть просто мантру произносите и всё, и тут же кто-то прибегает и преподносит. Как вы сыну говорите - «принеси воды» - и он тут же выполняет, вы одно слово сказали, вы сами ничего не делаете. Волшебство. Но там опять же есть отношения, благочестие. Если у вас такие отношения с природой, то вы можете сказать - «дай хлеба». И хлеб кто-то принесет. Просто потому что вы голодны, и уже на это отреагирует окружающая среда – вас накормят.
Ведь так в среде преданных, правда же? Неважно, пришли вы голодный или сытый –вас все равно накормят. Тут много благочестия. А если нет благочестия, вы не сможете сразу реализовать мысль, вы должны принять процесс. «Хочешь есть? Вот эту землю вспашешь, вот такой объем работы сделаешь, и поешь». Это меньше благочестия, но все-таки можно при помощи такого почтительного труда, с уважением к старшим что-то заработать, что-то получить.
А если и такого благочестия нет, что делать? Если даже на работу не берут? Я вообще видите какой неблагочестивый, никакой квалификации нет, говорить не умею, выгляжу плохо, от работы сразу же устаю. Могу только есть и спать. Ведь на работу не возьмут, увольняют сразу, что мне делать? Тогда развивайте науку и технику. Аппараты, машины. Вот еще такой путь существует, когда вообще никакого благочестия нет. Берете автомат, машину – «деньги давай» - мантру произносите, и она сразу выполняет. Все деньги ваши, тут же. Всё просто, без всякого благочестия.
Но Прабхупада сказал – повторяйте мантру. При помощи мантры станете благочестивыми, служа вайшнавам, и мантра исполнит все ваши желания.
(записка) Прокомментируйте, пожалуйста, 2012 год (все смеются). Гуру Махарадж: Боитесь 2012 года? Не бойтесь, не надо ничего бояться. Повторяйте Харе Кришна мантру, и как раз в 2012 году все желания наши исполнятся (аплодисменты). Вот я сейчас по вопросам понимаю, какие у преданных серьезные проблемы.
(читает записку) Как избежать употребления не прасада, если родственники обижаются? Мне сейчас нужно настроиться на эту волну… родственники. Это всегда тяжелые отношения с родственниками, очень трудно. Я тоже скоро приеду к своим родственникам. Сейчас уже немного легче, прошло 25 лет. С матерью мне всегда хорошо, но есть еще другие родственники. Они разные.
Неважно, какие родственники, важно, что вы преданный. Они получат благо так или иначе, слушают они вас или не слушают. Ваше служение уже награда для них. Совсем не важно, насколько они понимают или не понимают вас. Но вы спрашиваете, что делать с этим не прасадом, если они вас им угощают? Надо хотя бы успеть сказать «Шри Вишну, Шри Вишну, Шри Вишну». Хотя бы когда летит уже кусок - «Шри Вишну, Шри Вишну, Шри Вишну!» Надо что-то успеть, хотя бы подумать. Хотя бывает, попали в такую среду и что делать. Они еще прислушаются – «а что ты произнес, что ты там успел произнести?» Я так делал, поэтому говорю. Они спрашивают тогда – «а что ты там произносишь? Перед тем как ел, что-то сказал?» «Ничего не сказал». «Нет, ты что-то сказал, подожди». Это сила родственников, с ними бывает очень трудно. Тем более если это старшие родственники. Отец, мать, или бабушка. Но это же редко бывает, верно? Раз в неделю придти в гости, если вы рядом живете. Или раз в полгода. Съедите что-то не прасадное, ничего, Кришна простит вас, я думаю.
Прабху: Как правильно возвращаться с фестиваля в материальный мир, чтобы не было последствий? Гуру Махарадж: Правильно вообще не возвращаться в материальный мир (аплодисменты). Это несчастье – вернуться с фестиваля снова в те же обстоятельства. Часто преданные возвращаются злые с фестиваля. Когда в те же условия приезжают, они устраивают разгром дома, после фестиваля. И люди думают – «они были на духовном фестивале? Мы думали, они станут духовными, а они стали злые». Учитесь терпению. Всё придет в свое время, по милости Кришны. Не знаю что сказать. Оставайтесь в этом сознании, просто помните, практикуйте. Фестивалей будет у нас много в жизни. Сплошной фестиваль потом будет. После 2012 года (все смеются).
Я не знаю, что будет. Но кто-то говорит страшные вещи, нагоняет. Кто-то говорит - ничего страшного не будет. Я не думаю, что что-то будет такое прямо страшное. На самом деле страшное уже происходит, но поскольку происходит постепенно, мы не думаем, что это страшное, правда? Мы уже готовы к потопу, к войне, к чему угодно. Как люди говорят, что это характеристика русских, что слух идет - цены падают, цены падают. И все боятся, боятся, боятся, когда ж они упадут то. Слух ходит, а цены не падают. Всё, упали. Ну, наконец-то! Всё, нормально, упали цены, всё хорошо, привыкли. То есть мы привыкаем к этому.
Говорится, что на черном фоне золото становится еще красивее. На фоне трудностей, которые мы переживаем, представьте, вот эти крупицы экстаза, какая удивительная ценность. Иначе будет много отклонений. Когда материальные условия очень хорошие, очень много отклонений, очень сильная склонность к майяваде у всех современных людей. У нас тоже. Мы более склонны к имперсонализму, чем к Сознанию Кришны. Такова природа материального сознания. Поэтому обстоятельства тоже имеют значение, в каких обстоятельствах мы практикуем Сознание Кришны.
Например, в западном мире философия Сознания Кришны большей частью вырождается в майяваду, в имперсонализм. Именно там, где хорошие материальные обстоятельства для жизни. Там люди мнят себя просто Богами. Они принимают именно такую точку зрения. А в России очень трудно почувствовать себя Богом на какое-то долгое время. На короткое только можно. То есть обстоятельства очень-очень меняются, жизнь в России очень изменчива. Мы постоянно сталкиваемся с какими-то трудностями. И мы естественно понимаем – я слуга Кришны. Нам помогают обстоятельства.
Поэтому я не думаю, что у нас какие-то плохие обстоятельства или что 2012 год что-то сильно испортит. В Сознании Кришны он не испортит ничего. Но также у нас должна быть вера в Кришну, что Кришна конечно же окажет поддержку вайшнавам. Как в Русских Ведах написано об этом времени – наступит конец света для темных и конец тьмы для светлых. Вот эти современные перемены к этому предсказанию относятся. Что не будет такого конца света, как потоп, буквально катаклизм, который поглотит всё. Нет, что-то другое происходит. Сейчас зло уничтожает зло, внутри, прямо во время мира это происходит. Вот такая сейчас жизнь, вот такой катаклизм, мирный катаклизм. Поэтому мы можем спокойно практиковать, фестивали проводить на фоне такого мирового катаклизма.
Харе Кришна! Спасибо большое. Шрила Прабхупада ки – джай!
Grisha Olibash (Одесса), большое спасибо за предоставленный транскрипт материала