
«Почему нет любви, или утерянный рай»
(Восстановление отношений с Абсолютом).Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Вопрос: Если мы кланяемся Божествам, значит, мы отдаем свою карму Богу?
Ответ: Да, верно. Всю карму, все свои проблемы отдаем. Но не только это, что-то и хорошее должны отдавать тоже, не только всё плохое. Тут я натворил дел, Бог, забери всё это, это для Тебя. Бхакти, любовь, это значит, я хочу что-то хорошее, например, приготовьте что-то вкусное и предложите Ему. С этой пищей, которую мы готовим и предлагаем Богу, в Ведической культуре так предписано поступать, при этом карма устраняется из пищи, она становится чистой, трансцендентной. Эта пища потом должна распространяться.
Мы ездили в Джаганнатха Пури. Я всем советую поехать когда-нибудь в Джаганнатха Пури, хотя бы раз в жизни. Знаете зачем? Накопите деньги, если у вас нет денег, потратьте полжизни на это, вы не пожалеете. Просто приезжайте и попробуйте освященной пищи. Всё. И вы поймете, кто такой Бог. Очень просто. Я это испытал на себе.

Джаганнатха Пури – это место, где Господь Чайтанья прожил последние 18 лет. И там всё наполнено этой любовью к Богу, всё просто плачет, стонет… океан. Вы услышите это всё. И главные – Божества Господа Джаганнатхи.

Если вы видели Ратха-Ятру, это там проводится, трансцендентный праздник. Господу Джаганнатхе готовят 54 подношения каждый день. Есть такая кухня с поднятой крышей, оттуда дым валит круглые сутки. И если в пищу попадет какой-то маленький волос – всё это сразу выбрасывается. Если вы зашли на кухню в нечистой одежде – всё считается осквернено. Там соблюдаются высочайшие стандарты чистоты и мыслей. Готовят самые подготовленные люди, священники, это почет готовить там. И затем эта пища, ее же много, она распространяется вокруг храма, повсюду. Возьмите что-нибудь простое, что угодно, и положите в рот. И вы увидите, что не зря прожили жизнь. Просто ради этого стоило прожить жизнь, воплотиться здесь, чтобы попробовать прасад от Джаганнатхи. Аналогов нет, я не знаю, с чем это сравнить.
Вопрос: Сатья Саи Баба называет себя аватаром. Что вы знаете об этом?
Ответ: Не только Сатья Саи Баба, очень многие. В Индии полным полно их. Даже тот, кто убил Махатму Ганди из пистолета в упор, на суде сказал: «Я воплощение Кришны». И суд задержал процесс, потому что стали разбираться. А вдруг? Люди то религиозные там. Стали это всё выяснять и выяснили – нет, ложь. Как? В Писаниях описано. Все аватары описаны там, отмечены, когда придут, с какой миссией. Даже Иисус Христос, его миссия описана в Бхавишья Пуране. За 3000 лет до его прихода описано, что родится как сын девственницы и Его миссия. Всё описано, всё можно посмотреть. И так же в еврейский Писаниях предсказан Его приход, с какой миссией Он придет и когда. Поэтому если кто-то говорит, не только Сатья Саи Баба, что он аватар – проверьте. Откройте Писания или спросите тех, кто знает.
Не так давно в Канаде собирались современные Иисусы Христы. То есть, те, кто так считает. Более 200 человек было. Вот такой зал, даже больше, два таких зала было Иисусов Христов, и они пытались определить, кто же из них главный, настоящий. Не выяснили до сих пор, разъехались. Так что непонятно, кто же настоящий, 200 ведь не может быть.
Сейчас всё очень просто, если вы экстрасенс, то вы уже можете провозгласить себя воплощением. Имея какое-то материальное могущество, можете творить что-то в ладонях – уже вас богом считают. Но люди то могут быть невежественными…
Два человека, молодой и старый. Один одел одежды гуру, а другой прикинулся учеником и ходили по домам. И молодой говорил: «Это мой гуру, он 15 лет медитировал в Гималаях. А я вот просто в ногах у него валялся, чтобы он принял меня учеником, такой отреченный. Денег вообще не берет, всё видит, каждого человека знает. Вы убедитесь в этом сами!» «О-о-о…» В Индии знают – святой пришел, в одеждах санньяси. «Посидите здесь, пожалуйста, дорогой господин, сейчас мы всё приготовим. Сейчас будет обед, не уходите. У нас будут вопросы. А потом мы пожертвование дадим, обеспечим одеждой, мы просто ваши слуги». «Ну, если вы так хотите, то я могу побыть здесь». Отреченный, ему ничего не нужно. И старик сидит, у него в руках четки, он повторяет мантру. А молодой бегает с детьми, играет, разговаривает о чем-то. И, наконец, всё готово, собираются за стол, но сначала нужно отдать должное Богу. И этот старик берет такие звенящие тарелочки и начинает играть и петь на непонятном языке проникновенные мелодии. Молодой раскачивается, внимательно слушает. Потом молодой поет, старый слушает. Потом старый поет, молодой слушает. Потом они вместе поют. Потрясающе! Заворожили всех. Потом чудо! Старик открывает глаза и всё про всех говорит, имена называет, кто, где работает, что было, что будет. Точно святой. Все в шоке. Кормят их до отвала, пожертвования дают, отправляют со слезами на глазах.
Следом полиция:
- Тут были эти двое?!
- Кто?
- Да вот старый и молодой, как бы гуру и ученик.
- Да-а-а, святой человек.
- Ну да, он ходит под видом святого.
- Но он святой, он видит всё, он называл наши имена, он всё про нас знает.
- А молодой что делал в это время, когда «святой» молился?
- Играл с детьми.
- Так он у детей всё это и узнавал! Ваши имена, работу и всё остальное. Это их обычные трюки, они мошенники.
- Ах, негодяи! Наказать!
Но в чем поучительность истории? В том, что люди глупые, их легко провести. Так вот нам нужны знания, Веды. Веды – это и есть знания. Нужно знать: кто гуру, кто Бог, кто аватар, кто я, что это за мир, какое сейчас время, что нужно делать, какой сейчас метод, в данный момент необходимо использовать. Нужно хорошо ориентироваться в этом, потому что каждый может сказать, что он аватар.
Мое понимание Сатья Саи Бабы – это великий мистик. Хороший мистик. Читает мысли, создает какие-то предметы. На расстоянии также влияет хорошо. Дает полезные ценные советы многим людям, на уровне благости. Единственная его ошибка – он думает, что он аватар. Во всем другом – он успешный человек в йоге. Но это не бхакти-йога. Это мистическая йога. Он с прошлой жизни получил это. Он собственно особенно то и не тренировался. Как Порфирий Корнеевич Иванов. Просто у него это открылось в какой-то момент и всё, он не тренировался в этой жизни. Во время второй мировой войны он проявил сиддхи, когда его под лед бросали и прочее. Потом стал ходить по дну Черного моря из города в город. Даже на Луну проходил, видели его, Армстронг, американский космонавт. Они же не знали его, видят, идет человек с бородой в больших трусах и рукой машет, обгоняет их. На Луну тоже. И они подумали, что двинулись умом просто. Потом, когда увидели фотографию Иванова, подтвердили – именно он. По описанию это был он. Мистик. И в Индии мистиков немало, особенно в Гималаях. Они висят над землей немножко, и в волосах у них молнии проскакивают. Есть посильнее, чем Сатья Саи Баба. В Индии он, кстати, не очень известен. Он больше известен в этих регионах. Вот русские любят летать к нему в Индию, собираются целые самолеты из Москвы, паломничество большое. Он также материальные желания исполняет, то есть он могущественный человек, но нельзя ожидать чего-то большего от него.
Вопрос: Какие действия мужчины оскорбляют женщину?
Ответ: Если мужчина смотрит на женщину с вожделением, это уже должно оскорблять женщину. Кроме жены. Жена это может принимать от мужа, это нормально. Но другая женщина, если мужчина смотрит на нее с вожделением – это считается оскорбление, самое главное. И оно как следствие тянет уже все остальные пороки в этих отношениях. Фамильярность и всё остальное.
Мужчина должен смотреть на всех других женщин, кроме своей жены, как на мать, говорится в Ведах. А к чужой собственности нужно относиться как к мусору. И с другими поступать так, как хотел бы, чтобы поступали с ним. Вот она, культура.
Не так, что он только на жену смотрит как на мать, а на остальных смотрит с вожделением. И чужая собственность – это просто как нектар, который плохо лежит. И конечно он хотел бы, чтобы с ним хорошо обращались, но вот насчет других – он не знает.
Вопрос: Как правильно найти себе духовного учителя?…
Ответ: О, это сильный вопрос!
Вопрос: … Какими должны быть правила в отношениях между человеком и его наставником? Может ли быть у семьи духовный наставник?
Ответ: Конечно, может быть. Просто опытный человек, который практикует духовную жизнь и имеет опыт семейной жизни, может быть таким полезным наставником. Для семьи очень важно иметь наставника, особенно в трудные времена, чтобы сохранить семью. Это очень важный момент.
Что касается правильно найти себе духовного учителя, то для этого сначала нужно иметь предварительную подготовку. Откройте Ведические книги и найдите качества духовного учителя. Помедитируйте, почитайте, и потом наблюдайте – где такой человек? И в сердце вы должны этого хотеть, потому что Бог в сердце. Вы должны хотеть. «Хочу гуру. Искренне хочу гуру».
Один юноша подошел к гуру и сказал:
- Гуру! Примите меня в ученики! Я решил стать вашим учеником.
- Ты очень хочешь?
- Очень хочу. Просто, знаете, потрясающе, так хочу.
- Хорошо, пойдем со мной.
Пошли к реке. Гуру с учеником зашли по пояс в воду, он взял его за волосы и в воду. И держит его там. Уже полминуты, он уже задыхается, вырывается, он уже не может!
- Уфффф!!
- Ты очень хотел дышать?
- Очень, я чуть не умер, так хотел!!
- Ну, вот пока у тебя такого желания не будет – не приходи ко мне.
Что ученик должен думать? «Я гнию в этом мире и впереди просто смерть, вот и всё что меня ждет, а что дальше, я не знаю. Спаси меня!» Вот это настроение.
Принять гуру – это не мода. Гуру не нужны неискренние ученики. Последователи ему не нужны. Ему нужно передать Знание!
Был один астролог в Индии, известнейший. Сейчас таких астрологов нет, и вы сейчас поймете, почему их нет. У него было три сына. Этот астролог был таким, что вот входил человек, он смотрел на него, на небо чуть-чуть, и говорил, сколько у того денег в кармане, что будет с ним через 15 минут, имя и все остальное. Дети думали: «Да, папа талантливый у нас, нам повезло, но глуповат. Глуповат, потому что бедный. Денег то не берет за это. Мы то умнее. И вот когда он нам передаст знание, мы знаем, как им распорядиться». И они ждут год, два, три, десять, пятнадцать, отец стареет, уже на ладан дышит. И ничего не открывает им. Уже и времени, кажется, у него и нет. «Отец! Ты что, хочешь в могилу с собой забрать знание? Мы же твои дети. Дай нам наследство, передай нам знание!». «А некому передавать знание. Никого нет», – сказал он. Всё, знание умерло.
Надо искать настоящего гуру. В шастрах описывается, кто такой гуру. Он должен быть утвержден в Брахмане. Он не должен думать о мирском. Он должен иметь качества гуру. Все необходимые духовные качества, весь набор. Не одно какое-то качество, а все качества. Его не привлекают чувственные наслаждения. И самое главное его качество – он ученик своего гуру, стопроцентный. А тот – ученик своего гуру. Это парампара. Он должен быть в парампаре, преемственности. Иначе как вы узнаете, что это гуру? Гуру просто так не появляется, мошенников полным полно. Но гуру – это парампара, это преемственность, цепь передачи знания. То есть нужно искать духовного учителя из преемственности. Поэтому, если кто-то говорит: «Я – гуру», вы должны спросить: «А кто твой гуру?». «А мой гуру ко мне во сне приходит». Всё понятно с тобой, продолжай спать дальше.
Между человеком и его духовным наставником, если вы говорите о наставнике, не о дикша-гуру, а о наставнике, это тоже форма гуру… Наставник должен иметь чувство ответственности за того человека, которому он помогает в жизни. Он должен на самом деле жить этим. Это ответственный человек. Он должен также хорошо знать Писания и иметь опыт, чтобы давать правильные точные наставления. Не эксперименты. Экспериментов не должны быть. Гуру не устраивает экспериментов, он точно знает. Особенно должен знать принцип, куда вести ученика. И подопечный должен быть настроен принимать такие наставления, долго их не анализировать. Он может анализировать, когда проверяет наставника. Задает вопрос и проверяет, что он скажет? Потом анализирует, применяет и видит – правильно, хорошо. Он может какое-то время проверять, таким образом, наставника или гуру, имеет на это право. Но когда уже есть процесс принятия – запрещено сомневаться. Это такой же пример как мужчина и женщина. Они могут влюбиться, но еще не быть женаты. И тут еще нет великой ответственности, они могут еще выбрать другого человека. Нет еще такой верности и законов. Но когда они уже соединились, официально закреплено – уже не имеют права. Всё. Так же гуру и ученик. Если это официально уже утверждено, вы выбирали, вы проверяли и вот, наконец, вы приняли официально – всё, ученик не имеет права сомневаться в наставлениях гуру. Хотя до этого он может проверять сколько угодно.
Один человек в Индии увидел Шрилу Прабхупаду. Это основатель-ачарья нашего Движения, из цепи преемственности, он принес сюда все эти книги, это Ведическое знание. И один человек проверял его 8 лет. Знаете как? Он всегда из зала поднимал руку, с вызовом что-то говорил, раздражал его, и прочее, прочее, прочее. Пытался вызвать гнев у Прабхупады, чтобы он чувства не проконтролировал. Через 8 лет он сказал: «Это святой человек. Я больше не могу заниматься этой ерундой. Он мой гуру».
Другой пришел, в первый раз, стал смотреть. Тут гуру, ученики поют ему какую-то песню, поклоняются ему. А он сидит и тоже поет. «Хм… Ученики поют ему. А он кому поет?», – спросил он у учеников. «А он поет своему гуру». «Да-а-а? Я хочу стать его учеником». Здесь есть парампара, она на нем не замыкается.
Итак, вот эти качества гуру должен естественно пробудить в ученике, вот эту преданность. Это не делается насильственно или официально, а естественным образом. То есть качества гуру пробуждают в ученике то необходимое чувство любви, по которому мы уже начинаем понимать, что такое духовные отношения, что такое духовная Любовь.
Вопрос: На прошлой встрече вы сказали, что необходимо принести бусы, четки, и вы могли бы показать, как правильно повторять мантру на четках.
Ответ: Да, сейчас покажем.
Вопрос: Как быть в такой ситуации, когда теоретически понимаешь, что необходимо повторять Святое Имя Бога, но нет желания применять этот метод на практике.
Ответ: Тогда имейте желание иметь желание. Нет желания? Оно неразвито? Но можно развить его. Нет желания, но есть желание иметь желание. Уже что-то будем делать. Вкус приходит во время еды.
Есть один святой, он написал такой стих:
Больной желтухой ненавидит сахар. Потому что больной желтухой чувствует сильную горечь, когда принимает сахар. Но именно сахар является лекарством от желтухи. И принимая это горькое-горькое лекарство, оно исцелит его и вернет ему снова вкус. Он почувствует, что это на самом деле сладкий вкус. Так вот желтуха сравнивается с невежеством, авидья. В состоянии невежества, а у нас его полным полно, нас может не привлекать такой духовный процесс. Но какое от этого лекарство? Сам процесс. Немножко терпения, и вы увидите – вкус возвращается. Это как болезнь, то же самое. Спали – и вдруг просыпаетесь. Болели – и вдруг выздоравливаете. Таково доказательство.
Вопрос: Почему нынешние духовные лидеры религий не соблюдают принцип ахимсы?
Ответ: Это нужно у них спросить. Принцип ахимсы – принцип ненасилия. Я не могу критиковать других лидеров религий. Нужно прямо спросить у них. Это на самом деле будет правильно. Мы не можем здесь собраться и осуждать другие религии. Я знаю, что многие духовные лидеры искренние, но они не обладают знанием. Поэтому им трудно следовать всему, всем правилам и предписаниям религии. Есть более сильные, есть совсем слабые. Но любая попытка в этом направлении хороша. Но я согласен, что современные религии потеряли силу следовать всем принципам религии. И как только они разовьют настоящее качество смирения, они будут пытаться восполнить этот недостаток. Когда у них уйдет национальная гордость, тогда они смогут восполнить этот недостаток. Они думают, что достаточно быть русским, и можно уже этим гордиться. Это серьезное заблуждение для духовных лидеров. Духовный лидер должен знать, что я не это тело, и нет разницы между русскими и нерусскими. Душа одна и та же. Тогда такой человек может быть лидером. Поэтому есть причины, и мы должны быть терпеливы к духовному развитию других людей.
Вопрос: Нужно ли для обретения просветления иметь собственное мнение, верить своим мыслям?
Ответ: Собственное мнение? Нет, совсем не обязательно. Оно здесь вообще ни при чем. Например, я могу иметь какое-то мнение о Боге или о душе. Могу, почему нет, но какой в нем толк? Если я сейчас увижу Бога или душу, это совсем не совпадет с моим мнением. Никогда не совпадает. Никакие ожидания не совпадают. Даже самые большие ожидания не совпадут, это всегда больше. Это необъяснимые вещи, и мнением никак невозможно описать ни душу, ни Бога. Они оба божественные и на санскрите называются ачинтья, непостижимые, не описываются. Так что мнение здесь вообще ни при чем. То есть духовная жизнь – это не политика, где можно иметь просто свое очередное мнение. Это факт. Просто факт, который объяснить невозможно. Можно только воспринимать.
Вопрос: Когда коллективно воспевают Имена Бога, на чем именно надо концентрироваться, когда поет ведущий? Мелодия, интонации, построение? Какое правильное умонастроение? Или достаточно просто повторять?
Ответ: Достаточно просто внимательно слушать и повторять. Можете просто слушать и внимательно повторять. Постепенно придет чувство, само по себе. То, что вы представите, не совпадет никогда. Будет всегда больше, тоньше. Но это нужно делать дольше. Мы сделали очень мало, несколько минут мы попели, может быть даже минуту всего. Вообще такой киртан может длиться час. А может и больше, если вы не захотите останавливаться. Может быть и 7 часов. Вы даже не почувствуете, что время прошло. Но пока мы не готовы к такой медитации.
Теперь насчет четок. Кто-то принес бусы? Доставайте свои бусы, показывайте, а я покажу свои. У меня тоже есть бусы, видите. Мои четки сделаны из священного дерева Туласи из Индии, это священный предмет. И здесь на них 108 бусин. 109-я вот эта, разделительная. Она представляет Кришну на этих бусах. На этой бусине мантра не повторяется. Я беру первую бусину, средний палец, смотрите внимательно, не указательный, а средний. И большой палец. Вы должны вращать эту бусину на среднем пальце, чтобы вам легче было сконцентрироваться. Вот эта точка помогает лучше сконцентрировать ум. Вращайте бусину. И на ней повторяйте мантру целиком, но бодро уже. Быстро, бодро, чтобы другие мысли уже не вмешивались туда:
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
Следующая бусина.
Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе
Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе
И так дальше. Примерно на одну мантру у вас уйдет около 4 секунд. Если вы научитесь бодро повторять, то получится примерно 4 секунды на одну мантру. И на весь круг уйдет 5-7 минут. Если вы с каким-то уже опытом, если вы сконцентрированы, то тогда 5-7 минут. Если вы не сконцентрированы, то минут 15-20, долго. Когда вы повторите все 108 и вернетесь к этой же бусине, то это называется один круг мантры. И вот каждый повторяет столько кругов, сколько может. Я рекомендую начать с одного круга, я так делал. Пораньше проснитесь, душ примите полностью, чистую одежду оденьте. Сядьте ровненько, возьмите четки в руки. Пораньше встаньте, пока все спят. Закройтесь на кухне, если у вас там есть недоброжелатели. И повторяйте один круг мантры, слушайте внимательно. И вы должны сами заметить, сколько вы еще захотите это делать. Вам не надоест это делать, если будете внимательно повторять. И вы найдете свою норму.
Я повторяю 16 кругов каждый день последние 20 лет. Это мой опыт. Это минимум, я конечно повторял больше, были времена, когда я повторял 64 круга мантры, при этом работал на работе, семью поддерживал, всё успевал делать. На работе мне разрешали мантру повторять, потому что я работал очень эффективно, когда стал мантру повторять. Я мог всю работу сделать всего за 3 часа, то, что раньше делал весь рабочий день. Поэтому мне прощали всё. Я повторял тогда 64 круга мантры, это занимало примерно 6 часов. Я повторял, когда шел по улице, в общественном транспорте. Почувствовал вкус мантры и не хотел останавливаться. Это мне помогло быстро стать на ноги. Поэтому сейчас 16 кругов для меня – это легко, совсем легко. Это минимум считается для того, кто посвящен. Это обет. Это мой обет. Но мы начинаем со своего обета, это может быть 1 круг мантры, для кого-то, это 2 круга. Но если вы повторяете 4 круга мантры каждый день, ваши материальные дела сразу пойдут в гору, вы это заметите, потому что ваша способность концентрироваться улучшится и разум станет тоньше. Вы сразу будете видеть ключевые места, то есть вы будете терять минимум времени и станете всё более эффективны в работе. Это 4 круга для того, кто хочет материального успеха добиться, поможет.
Но если вы хотите идти путем отречения дальше, 16 кругов, там немножко другая психология. Вам придется выполнять свою работу как аскезу, как долг. Никогда не бросайте работу. Потому что иногда вы почувствуете – «зачем работать? Харе Кришна мантры достаточно!» Нет, не достаточно, это ошибка. Поэтому нужен наставник. Чтобы затем научиться работу делать в этом сознании. В духовном сознании. Вот тогда мы принесем огромную пользу. Не для себя это нужно делать, нужно еще что-то делать для других людей. Работа поможет нам улучшить общество, окружение. Все должны работать. Учеба, работа, семья – это всё должно остаться. Нужно просто изменить сознание. Иногда молодые люди, в страсти, непокорные, они берут мантру и думают – «всё, я стал богом». Нужно быть внимательным.
Вопрос: Мужчина живет в семье, он муж семейства, верный, примерный, исполняет свой долг, но душой любит другую женщину за ее благородные качества. Она об этом не знает. Как ему быть? Где искренность?
Ответ: Поэтому мы и говорим – душа должна принадлежать Богу. Как только мы душу отдаем какому-то мужчине или женщине – будут проблемы. Вот это нужно понять. Говоря более строгим языком, потому что это происходит со многими людьми: любовь для Бога, а жену можете взять себе любую. Вот так смотрят на Востоке. Одна жена – достаточно, всё. А любовь – она божественна. И всё, будет полный порядок. Если не будет божественности, никакая жена не удержит мужа на всю жизнь. Невозможно. Это невозможно, чувства пресыщаются, это закон. Разве есть другой опыт у кого-то? Она надоест ему, нужна другая женщина, всё равно.
Поэтому, если он влюбился, это чувство, его нужно уважать. И он при этом разумный, хороший человек. Что делать? Найти компромисс? Возможно. Иногда даже можно жениться на двух женах. Но это лишь уступка, чтобы не разрушать семью. Я знаю такие семьи, это не выдумка. На самом деле это помогло им на какой-то период времени. Если говорить мирским языком, то это помогло. Всё же лучше не разрушать семью. Но мы говорим, что нужна божественная любовь. Вторая жена не поможет. И третья не поможет. И четвертая даже не поможет. Даже пятая, шестая и девятая не поможет. Поможет божественная Любовь! Она омолаживает душу. А вся остальная любовь смешна. Когда вы в 62 года влюбляетесь в какого-то молодого человека, люди будут смеяться. Бабушка убежала с молодым человеком. На Западе это нормальное дело. Сделала пластическую операцию, подтянула себе кожу со всех сторон, волосы приклеила, и убежала с молодым человеком. И все смеются, видите? Поэтому какие-то компромиссы могут быть, потому что мы люди, у нас есть чувства, но нужно также знать Истину.
Гокуланатх дас, большое спасибо за транскрипт лекции
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Лекция 7
