Нам надо понять, что мы должны преследовать в своей жизни, и почему мы должны стремиться именно к Кришне. В «Чайтанья-бхагавате» есть история о том, как Шри Чайтанья Махапрабху отправился в восточную Бенгалию.
Там в городе Рампур жил один очень чистый человек. Его звали Тапана Мишра. Этот человек искренне изучал все ведические писания. В конце концов, он полностью запутался. Он не знал, что делать, потому что в одном произведении было написано, что нужно заниматься карма-кандой, в другом – гьяной, в третьем – йогой и достигать каких-то мистических сил, в конце концов, он стал плакать и молиться Богу, потому что в конец запутался.
Он стал говорить: «Я не знаю, Кто Ты и как Тебя зовут. Я не знаю, как к Тебе прийти, я знаю одно: я хочу принять одну цель и эта цель должна быть самой высшей!!!». Он плакал из ночи в ночь, из ночи в ночь!!! Сам того не понимая, что это самый лучший способ обрести цель!!!
С этого начинается наш духовный путь – с отчаяния, с понимания того, что нам нужен один путь, по которому мы будем идти до конца, чтобы достичь высшей цели, что нам не нужны все остальные цели, что нам не нужны сиддхи, мистические совершенства, что нам не нужно есть лимоны, т.е. есть их можно, но они нас счастливыми не сделают.
Нам нужна такая цель, достигнув которой мы не будем желать больше ничего!!! Он плакал, плакал, и однажды ночью ему приснился сон. Во сне он увидел сияющее существо, которое сказало ему, что скоро он найдет все ответы на свои вопросы, не надо больше плакать: Нимай Пандит пришел на Землю, Он – Сам Бог, нужно идти к Нему и спросить у Него, что нужно делать.
Тапана Мишра проснулся в необычайном волнении, он проснулся самым счастливым на свете, волосы на его голове стояли дыбом. Он слышал о юноше по имени Нимай Пандит, о юноше, который побеждает всех пандитов, и который лучше всех знает все ведические писания. Тапана Мишра бросил все и в этот же день решил отправиться в Навадвипу к Нимай Пандиту. Как только он вышел на улицу, он услышал, что Нимай Пандит пришел в Рампур. Он бросился к Нимай Пандиту, он увидел Его, но было некое недоверие. Он не мог поверить, что это Сам Бог.
Он задал Ему самый главный вопрос, который мы с вами должны задавать: что нам делать, какова наша цель и что мы должны делать чтобы достичь этой цели, какова высшая цель, которая сделает нас по-настоящему счастливыми?
Нимай Пандит улыбнулся и сказал очень простую вещь: «Все очень просто! В этот век есть только одна цель и не только в этот век, во все остальные века тоже. Это БОГ. Бог – личность, любовь к Нему. Как ее достичь? Воспевай Харе Кришна! Все! Все очень просто!».
Тапана Мишра ответил: «Хорошо, я все понял. Я все брошу и буду ходить с Тобой, чтобы Ты мне все объяснял». Но Нимай Пандит ответил ему, что не нужно ничего бросать. Он отправил Тапана Мишру в Варанаси, чтобы тот ждал Господа там.
В сущности, этот совет относится ко всем нам. Духовный путь пугающе прост, до неожиданности прост. Иногда, когда Шрила Прабхупада рассказывает об этом, и верится и не верится одновременно. Но это то, что сказал Сам Шри Чайтанья Махапрабху. Есть только одна цель, и есть только один способ для достижения этой цели. Но!!! Чтобы достичь этой цели мы должны полностью, безоговорочно принять, что нет никакой другой цели.
Все наши проблемы, которые возникают у нас на духовном пути заключены в том, что мы повторяем Харе Кришна мантру, но пытаемся достичь какой-то другой цели, или не верим, что нам нужна именно эта цель. Если у нас будет простое понимание, что наша цель – Кришна, а все остальное от лукавого, и чтобы Его достичь, нам нужно просто повторять Его святое Имя, тогда все у нас будет очень просто. Но проблема в том, что мы забываем это и нам начинает казаться, что нам нужно что-то еще. Кому нужно что-то еще, кроме Кришны? У нас у всех возникает эта иллюзия, что нам нужно что-то еще помимо Кришны.
В этом смысл 5 Главы Первой Песни Шримад-Бхагаватам – нам больше ничего не нужно. Давайте подумаем. Есть 2 вида целей, промежуточные и конечная. Промежуточная цель – это цель, которой нам нужно достичь, чтобы потом достичь чего-то еще.
Конечная, высшая цель – это цель, достигнув которой, нам уже ничего не нужно достигать. Все промежуточные цели, например, здоровье, нужно нам для того, чтобы достичь чего-то еще. И когда мы что-то делаем, мы должны ясно понимать, зачем нам это нужно. Как правило, люди не понимают, зачем они что-то делают. И, в конечном счете, все, что мы делаем, мы делаем только ради одной самоцели – стать счастливыми. Мы должны понять, читая Шримад-Бхагаватам или повторяя мантру, что у нас есть совершенный способ связать свое сознание с сознанием Всевышнего. И что мешает нам это сделать, когда мы повторяем мантру? - Другие цели, которые становятся блоком между нами и Кришной.
Мы погружаемся в этот мир форм и имен. Мы повторяем святое Имя, но мы бьемся в тесной камере, в которую мы сами себя заключили. Из чего состоит эта камера? Из форм, имен и желаний. Из желаний, которые мучат нас, и мы находимся в этой камере и не собираемся выходить из нее. Но на самом деле, счастье можно обрести только тогда, когда человек обрел любовь, обрел отношения с Кришной.
Единственной высшей целью человека является любовь. Мы инстинктивно понимаем, что нам нужна любовь. Человек по-настоящему счастлив только тогда, когда он любит, и когда у него нет на сердце никакой тяжести, когда он просто любит всех и все. Но человек думает, что ему этого будет мало, ему еще нужна машина, дом и все остальные атрибуты в довесок к этому. Он не верит и не понимает, что единственной самоцелью является любовь, и т.к. он не верит в это, он ее не получает!!! Логично? Можно получить все остальное.
Если мы поставили цель и стремимся к ней, мы ее достигаем. Кришна исполнит любое наше желание, Он Сам говорит об этом, что Он легко дает все, что мы пожелаем. Но Он дает бхакти только тем, кто хочет бхакти и ничего другого, все остальное Он дает запросто. И человек в результате этого останется у разбитого корыта, человек будет хотеть того, этого, пятого, десятого, и он получит все это.
Кришна говорит, что Он легко дает даже мукти, освобождение, но Он с трудом дает человеку понимание самой высшей цели. Человек может обрести бхакти, но только тогда, когда он поймет, что ему больше ничего другого не нужно.
Давайте поймем еще один очень важный психологический аспект: почему именно высшая цель может сделать нас по-настоящему счастливым? Когда я размениваюсь на промежуточные цели… а почему человек не стремится к высшей цели? Слишком далеко, долго и т.д. Просто по природе своей мы скупцы. И т.к. мы скупы, мы боимся поставить самую высшую цель, и поэтому думаем, что лучше синица в руках, чем журавль в небе, именно таким образом действует наш ум.
Но что происходит? Слушайте очень внимательно. Это удивительная вещь!
Когда мы ставим низкие цели перед собой и живем этими низкими целями, то каким образом формируется наше видение? Как мы видим свою жизнь? Если мы поставили перед собой какую-то цель и хотим ее достичь, насколько далеко мы видим свою жизнь? Мы видим только тот отрезок жизни, который необходим для того, чтобы достичь этой цели.
Допустим, мы поставили цель жениться, выйти замуж, купить машину, и вся наша жизнь укладывается в этот отрезок, мы не сможем смотреть на свою жизнь дальше этой цели. В результате что получается? Мы программируем себя и не видим большей картины, и т.к. мы не видим дальше, то если мы не достигаем этой цели, вся наша жизнь рушится, мы погружаемся в депрессию, нам кажется, что произошла трагедия.
В результате с трудом мы переживаем крушение надежд, еле-еле поднимаемся с колен и снова ставим такую же промежуточную цель, - и снова очередное падение или неудача. И каждое падение для нас сродни концу жизни.
Почему люди совершают самоубийство? Кто-нибудь задумывался? Обычно люди совершают самоубийство из-за пустяка, они совершают по одной простой причине, что они не видят большой, развернутой картины своей жизни. Но когда у нас большая цель, высокая цель, то даже если мы оступились, как мы будем относиться к своим временным неудачам? Спокойно.
Мы будем понимать, что путь долгий, и на долгом пути всегда будут попадаться разные препятствия. Чем выше наша цель, тем шире наше видение. Чем шире наше видение, тем ничтожнее становятся неудачи, которые неизбежно будут приходить к нам. В этом разница между видением Дурьодханы и Йудхиштхиры.
Почему Дурьодхана проиграл, а Йудхиштхира победил? Потому что Дурьодхана одержал множество временных побед, а Йудхиштхира потерпел множество временных поражений, но у него была самая высокая цель, поэтому он победил, и все временные поражения он воспринимал легко. Для Дурьодханы каждое поражение было трагедией. Когда у нас высокая цель, мы не зацикливаемся на временных поражениях.
Почему говорится, что преданный может преодолеть любые препятствия? Потому что все проблемы, которые у него возникают, не представляются ему абсолютной трагедией. Если мы будем относиться к так называемым проблемам спокойно, то мы сможем увидеть, как эти проблемы или так называемые поражения, будут очередной ступенькой к окончательной победе. Если у нас будет такое видение, то очередное поражение мы будем воспринимать, как урок Кришны, чтобы мы не делали больше таких глупостей.
Это довольно сложная концепция, но, пожалуйста, подумайте над этим. Когда человек ставит целью бхакти, то он может увидеть свою жизнь, развернутой в вечности. Поэтому преданный всегда счастлив. Почему все остальные несчастны? Потому что ум все время взволнован, ум не достиг той цели, этой цели.
Если мы будем смотреть на свою жизнь с точки зрения вечности, сможем что-то смутить или сбить нас с толку? Сможет что-то привести нас в отчаяние? Мы будем всегда счастливы, и мы будем идти к своей цели, и в этом смысл того, о чем пишет Шрила Вьясадева: «У человека есть одна цель, и человек должен идти к этой цели и не обращать внимания ни на что другое, и тогда он обязательно дойдет до этой цели».
Когда у человека появляется ощущение шуньяйитам джагат сарвам – весь мир пустой без Кришны, что мне нужен только Кришна и в разлуке с Ним все бессмысленно, мертво и не имеет никакого смысла; когда у нас появится такое ощущение, то мы можем быть уверены, что мы получили самую большую милость от Кришны.
Когда человек думает, как я могу жить без Него? Сам Чайтанья Махапрабху говорит, что у Него нет даже крупицы любви к Богу, потому что если бы она была, как бы Он мог жить в этом мире?
И это самая большая милость, - когда мы понимаем, что нам ничего другого не нужно, что все остальное мертвое, что единственное, что нам нужно – это любить Кришну, быть с Кришной, видеть Кришну, иметь возможность слушать и служить Ему. И все это Кришна может нам дать, когда мы поймем, что у нас нет никакой другой цели.
И когда в таком состоянии мы будем повторять Его святое Имя, тогда мы услышим Его. В противном случае, наш ум будет постоянно возбужден, и мы никуда не придем, мы ничего не достигнем, ровным счетом ничего, но если у нас будет понимание, что цель одна и я хочу дойти к этой цели, то Кришна даст нам эту возможность.