Однажды Кабир сказал своему ученику, что собственный дом можно превратить в рай, если жена слушается тебя. И он продемонстрировал это своему ученику. Когда ученик пришёл к Гуру в гости, он позвал свою жену и сказал:
- Жена, принеси пожалуйста глину.
Она сходила и принесла.
- А теперь принеси гхи (топленое масло).
Она покорно принесла гхи.
- Теперь смешай глину и гхи.
Она всё это сделала совершенно покорно.
- Сделай лепёшки и поджарь их.
Она пошла и поджарила глиняные лепешки.
- А теперь пойди и выброси их - они никуда не годятся.
Она спокойно выбросила их.
Я уже говорил об этом, но мне хотелось бы еще раз повторить или подчеркнуть этот момент, что причина обиды - гордыня. Я говорил, что причина обиды - невежество, или гнева, невежества, но невежество превращается в гордыню, гордыня превращается, соответственно, в обиду. И послушайте, что пишет об этом Толстой. Это одна из самых удивительных цитат из всего семинара, мне она очень нравится, потому что она очень тонко объясняет, что происходит со мной, когдя я обижаюсь. Вот, что он пишет: «Если я знаю теперь, - а я думаю, что теперь вы все знаете, - что гнев мой - это зло для души моей, то я знаю еще и то, что приводит меня к этому гневу». Слушайте, он приводит здесь очень интересную и глубинную духовную причину гнева моего. Он говорит: «Приводит меня к этому то, что я забываю то, что во всех людях живет то же, что и во мне». Любой редактор исправил бы Льва Толстого, но так как это Лев Толстой, то редактировать его нельзя. Поэтому я прочитаю снова: «Приводит меня к гневу то, что я забываю то, что во всех людях живет то же, что и во мне».
Слово «что» повторено три раза, слово «то» тоже повторено три раза в одном предложении. Но это Толстой. И что он нам говорит? Он нам говорит, что причиной гнева является забвение изначально моей собственной духовной природы и вытекающее из него забвение того, что я не вижу в других людях душу. Я не понимаю, что они душа, и я сам считаю себя телом, и я к другим отношусь как к телу, и начинаю мстить им. Слушайте, что он дальше говорит, потому что у этой мысли есть очень глубокое продолжение. Очень глубокое. «Я вижу теперь то, что это отделение себя от людей и признание себя выше других людей - одна из самых главных причин моей вражды с людьми. Вспоминая свою прежнюю жизнь, я вижу теперь, что я никогда не позволял разгораться своему враждебному чувству на тех людей, которых действительно считал выше себя. Я никогда не оскорблял их, но зато малейший неприятный для меня поступок человека, которого я считал ниже себя, вызывал мой гнев на него и оскорбления. И чем выше я считал себя перед таким человеком, тем легче я оскорблял его. Иногда даже одна, воображаемая мною низость положения человека, уже вызывала с моей стороны оскорбления ему».
Что хочет сказать нам классик русской литературы? Он хочет сказать нам очень важную вещь, что всякий раз, когда у нас появляется обида, это означает, что так или иначе мы опустили человека как минимум на свой собственный уровень. Как правило, мы начинаем гневаться, ревновать, злиться, проявлять какие-то другие чувства только по отношению к тем, кого мы в своем сознании сами опустили.
Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж. Семинар о прощении, V ретрит учеников, Магдалиновка, 2011 г.
Слушание о Кришне - это особый метод духовного осознания. Это одна из форм бхакти, или преданного служения. Нужно очень хорошо понимать, что собираясь и слушая о Нем, мы служим Ему. Нам нужно попытаться максимально сосредоточить свое сознание, свою жизненную силу на этих рассказах.
Пару дней назад у меня спросили, что значит предаться? Каким образом происходит процесс предания? Когда мы слушаем о Кришне, это наше предание! Мы кладем свое сознание к стопам Кришны! Кришна-катха неотлична от самого Кришны. И мы начинаем служить этой кришна-катхе. Нам очень сложно понять, что значит служить, слушая. Мы можем понять, когда мы делаем что-то руками, когда мы делаем что-то ногами. В конце концов, когда мы мелем языком, это тоже можно воспринять как служение. Но служение начинается со слушания. Это значит, что мы берем свое сознание и мы подчиняем свое сознание этим звукам. Мы предаемся в этот самый момент - через смиренное слушание, стараясь раскрыть свое сердце. И с этого начинается предание. Предание начинается с правильного слушания: с внимательного и благоговейного слушания о Кришне. И если мы минуем этот этап, то мы не сможем никакие другие ступени предания пройти. Невозможно перескочить через эту ступеньку. Поэтому мы должны начинать с этого слушания, которое в конце концов приведет к тому, что мы сами начнем рассказывать о Кришне. И это будет следующий этап предания. Постепенно мы научимся думать о Кришне, вспоминать о Кришне - и это будет еще один этап предания. Так, шаг за шагом Кришна будет завоевывать - терра инкогнито, неизвестную территорию нашего сердца.
Однажды Бхактисиддханта Тхакур Прабхупад сделал это сравнение. Он сказал, что мы должны позволить десанту Кришны высадиться в нашем сердце. Когда мы повторяем Святое Имя, мы как бы приглашаем десант Кришны - вместе с Его лилами, вместе с Его друзьями, вместе со всей Его армией - высадиться на маленьком пятачке нашего сердца. И хотя пятачок нашего сердца маленький, а Кришна очень большой, но мы можем начать с этого. Кришна безграничный, Он поместится в маленьком уголке нашего сердца. Если мы пустим Его туда, постепенно Он завоюет все наше сердце. Шаг за шагом, Он будет отвоевывать то, что отдано сейчас майе. Но нам очень важно пустить Кришну внутрь. Потому что, если мы пускаем Кришну внутрь, мы в конце концов избавляемся, от пут материального существования.
Бхакти Вигьяна Госвами, ретрит в Мадхава-лиловке, «Освобождение демона Агхасуры», 2013 год
- Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами: Как повторять Харе Кришны быстро и сосредоточенно
- Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами: ЛУЧИК ЛЮБВИ ШРИМАТИ РАДХАРАНИ
- Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами: КАК ПРИМИРИТЬ СЕРДЦЕ И УМ
- Вьяса-пуджа Шрилы Прабхупады (Керала) - Бхакти Вигьяна Госвами, 2017.08.16
- Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами: Научи меня петь, мой Господь.
- Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами: Соблазн подменить внутреннюю работу бурной внешней деятельностью
- ПЕРВАЯ ИНИЦИАЦИЯ
- История из Рамаяны: А вдруг он сегодня придет?
- ОБРАЩЕНИЕ Е.С.Бхакти Вигьяны Госвами. Мое письмо всем, 29.04.2017 г.
- Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами: Как вернуть вкус повторения святых имён