Я натолкнулся на некоторые статьи на сайте Dandavats.com написанные Дравидой прабху, одним из наших наиболее уважаемых ученых преданных, в которых он бросает вызов давно существующей идее о том, что, если вы нарушили Экадаши в течение года, вы можете восполнить это, соблюдая полный пост в день Пандава Нирджала Экадаши.
"Каждый год североамериканский офис Бхактиведанта Бук Траст издает календарь со всеми самыми важными датами для вайшнавов. В этом году, как в прошлых годах, мы отметили под Пандава Нирджала Экадаши , что нужно соблюдать "полный пост, включая воду, если вы нарушали Экадаши". Там для нас подчеркивалось, что единственное наставление, которое дал Шрила Прабхупада относительно нарушения Экадаши - это то, что, если вы нарушили его случайно, нужно соблюдать Экадашный пост на следующий день.
Хотя некоторые преданные, чтобы компенсировать нарушенные Экадаши в предыдущем году соблюдают полный пост на Пандава Нирджала Экадаши, воздерживаясь даже от воды, нет никаких наставлений Шрилы Прабхупады по этому поводу. Относительно аспекта нирджала этого Экадаши, Шрила Прабхупада говорил следующее:
"В день Экадаши никакой роскошной еды. Просто вы принимаете немного фруктов и цветов. Старайтесь и этого избегать. Вы даже воды не пьете. Это действительно экадаши. Но так как не можем делать этого - в Кали-югу время другое - поэтому нам разрешается есть немного фруктов и молоко, которое называют анукалпа".
Если мы случайно нарушаем Экадаши, мы можем соблюдать его на следующий день. Что касается строгого соблюдения Пандава Нирджала Экадаши, без воды, это личное дело каждого преданного, в зависимости от его или её возможностей. В следующих календарях этот Экадаши будет перечислен без какого-либо особенного примечания". Дравида дас.
Потом была вторая статья Дравиды прабху:
"С некоторым дальнейшим исследованием и помощью Его Святейшества Бхану Свами, мы пришли к заключению, что в действительности нет никакого основания ни в 1) священных писаниях, непосредственно в Хари-бхакти-виласе, руководстве по практике преданного служения, составленном Санатаной Госвами, ни в 2) наставлениях Шрилы Прабхупады, для той идеи что, если человек соблюдает полный пост нирджала на Пандава Нирджала Экадаши, это нейтрализует любые неблагоприятные последствия от нарушения Экадаши за предыдущий год.
Можно сказать, что Шрила Прабхупада, видя много наших недостатков, приспособил для нас очень много правил и предписаний. Не минимум 64 круга, а 16, не полный нирджала пост на Экадаши, а пост на зерно и бобы, и т.д. И это было все ради проповеди: он никогда не запрещал нам воспевать 64 круга - он даже начал с этого количества в 1966 - но когда он увидел, что повторение кругов займет целый день, и мы не сможем делать ничего другого, он уменьшил количества кругов до 32, и наконец до 16 - минимум. То же самое с Экадаши.
Если бы Шрила Прабхупада установил такое строгое правило как нирджала пост на Экадаши, и не спать всю ночь, слушая и воспевая - обычная практика Гаудия Вайшнавов - тогда 99 % преданных были бы взволнованы "невозможной" аскетичностью, а некоторые оставшиеся преданные проводили бы 2 дня каждые две недели только соблюдая Экадаши и восстанавливаясь после этого, без какого-либо другого служения.
Таким образом, нет абсолютно никакого оправдания или потребности в уменьшении проповеди, или любого другого служения, под предлогом соблюдения нирджала Экадаши на Бхима Экадаши, чтобы искупить предыдущие нарушенные Экадаши. Если Вы нарушили Экадаши и поняли это в день Экадаши, соблюдайте Экадаши в течение остальной части дня и поститесь на зерно и бобы на следующий день (или соблюдайте полный пост, если это не будет препятствовать вашему служению), а если вы нарушили Экадаши и не можете соблюдать его на следующий день, тогда молитесь о прощении и обещайте строго соблюдать следующий Экадаши (никакого зерна или бобов), и продолжайте ваше служение.
Нет никакой праяшчиты (искупления) для преданных кроме непосредственно практики преданного служения, сосредотачиваясь на слушании и повторении святого имени."
Е.С.Бхакти Чайтанья Свами (из дневника)