Вдохновляющие и благоприятные молитвы перед и на чтение «Шримад-Бхагаватам»
нараянам намаскритья
нарам чайва нароттамам
дэвим сарасватим вьясам
тато джаям удирайет
«Перед чтением "Шримад-Бхагаватам", который является единственным путем к победе, следует выразить почтение Нараяне – Личности Бога, Нара-Нараяне Риши – лучшему из людей, Сарасвати – богине знания и Шриле Вьясадеве – автору» (Шримад-Бхагаватам, 1.2.4).
веде рамаяне чайва
пуране бхарате татха
адав анте ча мадхье ча
харих сарватра гияте
«Все ведические писания, включая "Рамаяну", Пураны и "Махабхарату", с самого начала, в конце и в середине повествуют только о Хари, Верховной Личности Бога» (Чайтанья-чаритамрита, Ади-лила, 7.131 комм.).
мукхам кароти вачалам
пангум лангхаяте гирим
ят-крипа там ахам ванде
шри гурум дина тарине
парамананда мадхавам
«Я в почтении склоняюсь перед исполненным высочайшего блаженства Мадхавой и перед моим духовным учителем, спасителем падших душ, по чьей милости немые могут превратиться в красноречивых ораторов, а хромые – переходить через горы».
парамананда хе мадхава
падунгалучи макаранда
се-макаранда пана-кари
ананде боло хари хари
харинка наме ванда вела
пари карибе чака-дола
се чака-доланка-паяре,
мана-мо раху нирантаре
мана мо нирантаре раху,
ха-кришна боли джива джау
ха-кришна боли джау джива
моте удхара радха-дхава
моте удхара радха-дхава
моте удхара радха-дхава
«О всерадостный Мадхава! Нектар струится от Твоих лотосоподобных стоп. Вкушая этот чудесный нектар, я радостно пою: "Хари! Хари!" Из имени Хари я связываю плот, на котором Господь Джаганнатха перевезет меня через океан материального бытия. Мой ум всегда устремляется к стопам Господа Джаганнатхи, Божества с огромными круглыми глазами. И когда придет мой час, я воскликну "О Кришна!" – и расстанусь с жизнью. О супруг Радхарани, спаси меня!»
дхармах проджхита-кайтаво ‘тра
парамо нирматсаранам сатам
ведьям ваставам атра васту
шивадам тапа-трайонмуланам
шримад-бхагавате маха-муни-
крите ким ва парайр ишварах
садьо хрдй аварудхьяте ‘тра
критибхих шушрушубхис тат-кшанат
«Полностью отвергая всякую религиозную деятельность, преследующую материальные цели, "Бхагавата-пурана" провозглашает высочайшую истину, постичь которую могут только те преданные, чьи сердца совершенно чисты. Высочайшая истина – это реальность, отличная от иллюзии, и здесь на благо каждого дано ее описание, способное искоренить тройственные страдания. Этой прекрасной "Бхагавата-пураны", составленной великим мудрецом Вьясадевой [в пору его духовной зрелости], вполне достаточно, чтобы познать Бога. Так разве нужны для этого другие писания? Как только человек начинает внимательно и смиренно слушать наставления "Бхагаватам", Верховный Господь сразу утверждается в его сердце» (Шримад-Бхагаватам, 1.1.2).
нигама-калпа-тарор галитам пхалам
шука-мукхад амрита-драва-самьютам
пибата бхагаватам расам алаям
мухур ахо расика бхуви бхавуках
«О многоопытные и вдумчивые люди, пейте нектар "Шримад-Бхагаватам" – зрелого плода ведического древа желаний. Изойдя из уст Шри Шукадевы Госвами, этот плод стал еще вкуснее, хотя его дивный сок и прежде приносил наслаждение всем, в том числе и освобожденным душам» (Шримад-Бхагаватам, 1.1.3).
анартхопашамам сакшад
бхакти-йогам адхокшадже
локасьяджанато видвамш
чакре сатвата-самхитам
«Материальные страдания живого существа, чуждые его природе, можно сразу облегчить с помощью преданного служения, которое связывает его со Всевышним. Но большинство людей не знают этого, и потому ученый Вьясадева составил это ведическое произведение, повествующее о Высшей Истине» (Шримад-Бхагаватам, 1.7.6).
ясьям ваи шруяманаям
кришне парама-пуруше
бхактир утпадьяте пумсах
шока-моха-бхаяпаха
«В человеке, который просто слушает это ведическое писание, тотчас же пробуждается влечение к любовному преданному служению Господу Кришне, Верховной Личности Бога, гасящее пламя скорби, иллюзии и страха» (Шримад-Бхагаватам, 1.7.7).
шримад-бхагаватам пуранам-амалам
йад вайшнаванам приям
ясмин парамахамсьям экам амалам
гьянам парам гияте
татра гьяна-вайрагья-бхакти-сахитам
наишкармьям авишкритам
тач чхринван су-патхан вичарана-паро
бхактья вимучьен нарах
«Шримад-Бхагаватам» – безупречная пурана. Она очень дорога вайшнавам, так как в ней изложено самое чистое и возвышенное знание, которым обладают парамахамсы. В «Бхагаватам» объясняется, как освободиться от материалистической деятельности, а также что представляют собой постижение трансцендентного, отречение от мира и путь преданного служения. Каждый, кто серьезно пытается понять «Шримад-Бхагаватам», надлежащим образом слушая и с преданностью читая и пересказывая его, обретает полное освобождение. (Шримад-Бхагаватам, 12.13.18)
артхо 'ям брахма-сутранам
бхаратартха-винирнаях
гаятри-бхашья-рупо 'сау
ведартха-парибримхитах
В «Шримад-Бхагаватам» разъяснен смысл «Веданта-сутры». В нем полностью раскрыты темы «Махабхараты». Здесь можно найти объяснение Брахма-гаятри, дополненное ведическим знанием во всех его тонкостях. (цитата из «Гаруда-пураны», приведенная в «Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 25.143)
сарва-ведетихасанам
сарам сарам самуддхритам
Суть всех ведических писаний и исторических хроник собрана в «Шримад-Бхагаватам» (Шримад-Бхагаватам, 1.3.41).
сарва-веданта-сарам хи
шримад-бхагаватам ишьяте
тад-расамрита-триптасья
наньятра сья ратих квачит
Признано, что «Шримад-Бхагаватам» заключает в себе суть всей философии Веданты. Любой, кто изведает трансцендентный вкус «Шримад-Бхагаватам», утратит интерес ко всем другим книгам. (Шримад-Бхагаватам, 12.13.15)
кришна-бхакти-раса-сварупа шри-бхагавата
тате веда-шастра хайте парама махаттва
«Шримад-Бхагаватам» прямо говорит о расах, которые можно изведать, служа Кришне. Поэтому «Шримад-Бхагаватам» превосходит все остальные ведические писания. (Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 25.150)
чари-веда-упанишаде ята кичху хая
тара артха лана вьяса карила санчая
Вьясадева, собрав воедино все выводы четырех Вед и ста восьми Упанишад, в сжатом виде представил их в «Веданта-сутре». (Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 25.98)
йей сутре йей рик-вишая-вачана
бхагавате сей рик шлоке нибандхана
В "Веданта-сутре" объясняется весь смысл ведического знания, и тот же смысл объясняется в 18 000 стихов «Шримад-Бхагаватам». (Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 25.99)
дживера нистара лаги' сутра кайла вьяса
майявади-бхашья шуниле хая сарва-наша
Шрила Вьясадева сформулировал философию Веданты ради спасения обусловленных душ, однако тот, кто слушает комментарий Шанкарачарьи, обречен. (Чайтанья-чаритамрита, Мадхья-лила, 6.169)
яха, бхагавата пада вайшнавера стхане
эканта ашрая кара чайтанья-чаране
Если ты хочешь понять «Шримад-Бхагаватам», обратись к осознавшему себя вайшнаву и слушай «Бхагаватам» в его изложении. Ты сможешь делать это после того, как полностью укроешься под защитой лотосных стоп Шри Чайтаньи Махапрабху. (Чайтанья-чаритамрита, Антья-лила, 5.131)
бхагавата йе на мане, се явана-сама
тара шаста ачхе джанме джанме прабху яма
Человек, не почитающий «Шримад-Бхагаватам», ничем не лучше яваны, и его будет жизнь за жизнью наказывать Ямарадж. (Чайтанья-бхагавата, Ади-кханда, 1.39)