Шримати Радхарани является вечной супругой Господа Кришны, Верховной Личности Бога. Она — внутренняя энергия наслаждения Господа.
Благоприятный день Шри Радхаштами – это день явления Вришабхану-нандини. Лила явления Радхики является вечной. В этот день те, кто слушают катху о Радхике, те, кто прославляют Радхику, те, кто предлагают ей бхогу в этот день и собираются, чтобы вместе выразить ей почтение, – все они могу получить её беспричинную милость. Настоящей проверкой тому, как мы встретили день явления Радхарани, является то, проявилась ли она в нашем сердце или нет. Это и есть её истинное явление. Поэтому Шри Радхаштами следует встречать с сильной верой в то, что в этот день Радхика расположена к нам очень благосклонно. Если в этот праздник я буду всем сердцем стремиться к Радхике, то она будет так добра, что даст мне в этот день свой даршан в моём сердце.
Те, кто находятся в айшварья-бхаве, будут думать, что сегодня просто день явления Радхики. Но те, кто имеют мадхурья-бхаву, будут думать, что сегодня её день рождения. Потому что в мадхурья-бхаве к Радхике относятся как к прекрасной дочери Киртиды. Она миловидная, невинная девочка-пастушка, она очень молода и очень любит каждый день гулять по Враджу. И, поскольку она много ходит и устаёт, то очень важно, чтобы ей служили, заботились о ней, делали ей массаж, кормили её и помогали ей разнообразными способами. До тех пор, пока в сердце преданного остаётся представление о Радхике как о всемогущей богине, у него не появится стремление заботиться о ней и защищать её.
Когда Кришна пришёл в этот мир, Камса знал, что тот, кто должен будет убить его, уже родился где-то в этом мире. Камса позвал Путану и сказал ей: «О, Путана, Вишну появился в этом мире. Когда Вишну приходит, то он приходит со своей шакти. Я хочу, чтобы ты обошла всё вокруг и убила всех новорождённых мальчиков, а всех девочек собрала и принесла мне». У Камсы была такая идея. Убив всех мальчиков, Путана убила бы Кришну, а собрав и приведя к нему всех девочек, Камса смог бы наслаждаться шакти Господа, сделав её своей служанкой.
До того как Путана пришла во Вриндаван, она обошла его окрестности и обнаружила двух прекрасных новорожденных дочерей Виндхьячалы. Это были Радхика и Чандравали. Путана схватила двух девочек, прижала их к себе, и, когда она летела в небе над Вриндаваном, брахманы, которые служили горе Виндхьячал, начали читать защитные мантры, чтобы спасти дочерей Виндхьячала. Путана летела по небу над Гокулой и, испугавшись, отпустила девочек. Одна из них упала на цветок лотоса в Ямуне у Равала, это была Радхика. Другая упала на лотос рядом с местечком под названием Карел, это была Чандравали. Тем временем Путана продолжила свой путь по Враджа-мандале в поисках мальчиков, которых она собиралась убить.
И так она пришла в дом Нанды Махараджа. Она пришла туда, приняв облик прекрасной гопи. Она смазала свою грудь смертельным ядом и попыталась отравить младенца Кришну. Но милостивый Кришна не наказал Путану, а, напротив, освободил её от материального тела и её материального эго, отправив её на Голоку. Шримад Бхагаватам описывает эту лилу как наивысшее проявление милости Шри Кришны. Вместо наказания он отправил Путану на Голоку и дал ей положение, равное своей матери, несмотря на то, что она была такой жестокой и пыталась убить его.
После ухода Шри Кришны Уддхава плакал в разлуке с ним. Плача, он молился:
ахо баки йам стана-кала-кутам
джигхамсайапайаяд апйасадхви
лебхе гатим дхатри-учитам тато 'ньям
кам ва дайалум шаранам враджема
«Увы! Хотя сестра Бакасуры, Путана, хотела убить младенца Кришну, заставив его пить смертельный яд кала-кута из своей груди, она получила положение няни Кришны. Мог ли я принять покровительство у кого-либо другого, кроме Кришны, который является самым милостивым из всех?» (Шримад Бхагаватам, 3.2.23)
Можно ли получить покровительство у более милостивой личности, чем Кришна? Кто бы ни приходил к нему, чтобы убить его, когда он был младенцем, он дал им освобождение, отправив их на Голоку.
Принято считать, что Шримад Бхагаватам прославляет Шри Кришну. На самом деле Шримад Бхагаватам - это прославление Шримати Радхарани. Кришна дал освобождение Путане, потому что, когда Путана прижала Кришну к своей груди, он получил возможность соприкоснуться с пылью со стоп Радхики, которая попала на её грудь раньше. Малыш Кришна только что появился в этом мире, и у него не было до этих пор шанса встретиться с Радхикой. Но пыль со стоп Радхики попала на грудь Путаны, когда та летела по небу, прижимая к себе Радхику. Потом, когда Путана, бросив Радхику, пришла к Кришне и прижала его к своей груди, на него тоже попала пыль со стоп Радхики. Кришна очень обрадовался. Радость его была столь велика, что он, не обращая внимания ни на какие недостатки Путаны, решил дать ей прему. И не только это, он решил дать освобождение всем её родственникам, таким как Бакасура и Агхасура. Из этого мы должны понять, что если кто-то совершает даже самое незначительное служение Шри Радхике, это доставляет такое большое удовольствие Кришне, что он вознаграждает такого человека всей своей милостью. Радхарани прославляется в Шримад Бхагаватам повсюду.
В первую очередь мы должны знать, что Радхика – это очень благочестивая девушка, она безупречно воспитана, поэтому она очень почтительно относится к старшим. Когда мама Яшода видит Радхарани, она переполняется материнской любовью к ней. Яшода любит Радхику не меньше, чем своего сына Кришну. Что испытывает мама Яшода, когда видит лицо Радхики? Она тянет к ней свои руки, прижимает её к себе, начинает целовать всё её лицо. Она вдыхает аромат волос Радхики, и говорит полные любви слова. Яшода говорит: «О, Радхика, я думаю, что ты не дочь Киртиды. На самом деле ты моя дочь. И не сомневайся в моих словах. Я жива только потому, что могу видеть твоё лицо». Затем Яшода открывает Радхике: «Когда я смотрю в твоё лицо, то вижу лицо моего сына». Слыша эти слова, Радхика краснеет, она чувствует себя очень неловко. Потому что она старательно прячет любовь к Кришне в своём сердце. Но она настолько светится любовью к Кришне, что, когда мама Яшода смотрит на неё, она видит лицо Кришны. Радхика от застенчивости часто закрывает лицо вуалью, она боится, что, глядя на неё, все тоже увидят Кришну.
Однажды Радхика сидела со своими сакхи в лесу. Вдруг она увидела, как издалека к ней приближается посланница. В это же время с другой стороны показалась другая посланница. И обе посланницы подошли к Радхике одновременно. Но каждая из них хотела как можно быстрее передать свое послание Радхике. Одна посланница пришла от Кришны. Она сказала, что Кришна ждёт её в уединённой кундже и просит как можно скорее придти к нему. Выслушав первое послание, Радхика повернулась к другой посланнице, и та сказала: «Меня послала мама Яшода, она просит тебя придти к ней в дом, чтобы помочь ей сегодня готовить». У Радхики возникла дилемма, куда же ей идти. Она повернулась к посланнице, которая пришла от Кришны, и сказала ей: «Передай Кришне, что я уже раньше договорилась помочь маме Яшоде, поэтому сейчас я не смогу придти». Затем Радхика собралась и пошла вместе со своими сакхи помогать маме Яшоде. Это пример того, как мама Яшода любит Радхику, и, с другой стороны, как Радхика любит и почитает маму Яшоду.
Это очень удивительно. Кому-то покажется, что Радхика любит маму Яшоду больше, чем Кришну. Но мы должны понять, что этим поступком Радхика доставила Кришне огромное удовольствие. Она очень хорошо знает, как доставить Кришне удовольствие. С одной стороны, когда Кришна узнает, что Радхика не смогла придти к нему сейчас, он огорчится в разлуке. Но тут же, когда он узнает, что Радхика пошла служить маме Яшоде, он подумает: «О, моя возлюбленная такая удивительная! Она так почитает своих гуру-джана, своих старших». В этой игре Радхарани наполняет сердце Кришны радостью, когда он осознает, какими удивительными благородными качествами обладает его возлюбленная. И, с другой стороны, эта разлука усилит его радость при их новой встрече.
Шримати Радхарани Ки джай!
По книге Сиддха Кришна Даса Бабаджи «Шри Шри Гаура-Говинда Лиламрита Гутика».
(В некоторые кальпы Шри Радхику находят на цветке лотоса, а иногда Она рождается непосредственно из лона Киртиды Маты и на Варшане всегда отмечается День Ее Рождения). Здесь Сиддха Кришна Дас Бабаджи рассказывает о праздновании в Кришна Лиле.
Первый-шестой дни восходящей луны
Варшана
С первого дня светлой лунной четверти месяца Бхадра, оркестр, играющий благоприятную музыку, располагается у Львиных Ворот города Вришабхану Махараджа - Вришабханупура, который так же прекрасно и искусно украшается, как и Нандишвара во время празднования Дня Рождения Кришны.
За 2 дня до Радхаштами, в шестой день светлой лунной четверти месяца Бхадра, Вришабхану Баба посылает приглашение Нанде Бабе (отцу Кришны) в Нандишвару прибыть и отпраздновать День Рождения Шри Радхики. Шридам, старший брат Радхики, и Шиканья (помощница Киртиды) доставляют приглашения соответственно мужской и женской половине жителей Нандишвары и Явата.
Седьмой день – саптами лила
На следующий день, после выполнения своих ежедневных утренних обязанностей и легкого завтрака, Нанда Махарадж с музыкантами, стражей и всем своим окружением, включая Яшоду Деви и Гоштха-Чандру Шри Кришну, прибывает во Вришабханупур (Варшану) - кто на повозках, запряженных волами, кто - в паланкинах, а кто-то - пешком.
Услышав звуки музыкальных инструментов приближающихся гостей, Вришабхану Баба, его братья и Киртида Мата со своими свояченицами и другими родственницами выходят на крыльцо и встречают дорогих гостей. Они показывают всем приготовленные для них комнаты, и затем все вместе принимают легкие закуски.
В это время Шри Радхика и Ее Ютхешвари (лидеры групп гопи ) готовят множество восхитительных блюд из риса и овощей, а также роти, пури, и различные сладости. А затем пуджари предлагает все это Божеству Вришабхану Махараджа - Шри Нараяне.
И после того, как пуджари укладывает Божество отдохнуть, Шридам приглашает всех гостей на прасад во внутреннем дворе дворца и распоряжается, чтобы прасад был доставлен туда.
Шри Радхика начинает спорить со своими Ютхешвари по поводу того, кто будет служить гостям первой. Внешне рассердившись, Шьямала сакхи говорит Шри Радхе: "Это твой отец пригласил всех! Что можем мы? Это Ты можешь выбирать - служить сначала или нет, как Ты пожелаешь!"
Слушая эту любовную ссору, Мама Киртида решает поделить ряды гостей между девушками, так, чтобы каждая сакхи смогла служить своей собственной линии гостей. И таким образом все остаются довольными.
После еды, жевания орехов бетеля и ополаскивания рта, все расходятся по своим комнатам и отдыхают. А Шри Радхика с подругами, под предлогом сбора цветов, уходит на Виласа Кунду, которая расположена на западе Варшаны, где Она тайно встречается со Шри Шьямасундарой. Но эта встреча длится недолго, и после нее каждый возвращается в свои личные покои.
Немного отдохнув, Шри Радхика готовит некоторые особенные сладости и собирает их для поклонения Богу Солнца и своей полуденной встречи с Кришной на Шри Радха Кунде. Затем Она омывается, наряжается и украшается своими подружками и служанками и счастливо отправляется на свидание, где проводит изумительно прекрасные лилы со своим Возлюбленным.
Так заканчивается Саптами Лила (события, происходящие на седьмой день восходящей Луны).
Восьмой день – Радхаштами!
Утром в день Радхаштами, после исполнения своих утренних обязанностей, каждый человек во Вришабханупуре красиво одевается, украшается и собирается на абхишеку (церемонию омовения) Шри Радхики.
Шри Радха надевает тонкие белые одежды, множество сияющих украшений, приходит в павильон для омовения, поднимается на платформу и усаживается на сидение, инкрустированное драгоценными камнями. Музыканты начинают играть на своих инструментах (таких, как вина, упанга, пакховадж, мриданги, дундубхи, бхери и долаки), певцы поют, а служанки приносят все необходимые принадлежности для этой великолепной церемонии.
Пурнамаси Деви читает мантры, и Гарги (дочь брахмана Гаргамуни) начинает саму абхишеку. Сначала она льет на прекрасную Радхику воду Махаушадхи, в которой содержится множество благоприятных трав. Затем панча-гавью - пять видов молочных продуктов, таких, как молоко, йогурт, пахту, очищенное топленое масло и коровью мочу, затем панчамриту. После этого омывает Радху сотнями кувшинов чистой прозрачной воды, потом тысячей потоков воды, подобно дождику и, наконец, ароматной водой из раковины.
После этого Шри Радхика спускается с платформы для абхишеки, и Ее служанки осушают Ее тело и волосы мягкими белыми полотенцами и умащают Ее ароматными маслами и смесью Чатух-Шама, состоящей из сандаловой пасты, кункумы, камфоры и мускуса. После чего они ведут Ее к Шрингара Веди (возвышению для украшения), и там наряжают Ее в роскошное синее сари и украшают Ее сверкающими драгоценностями, узорами и цветами.
И таким образом, Шримати Радхика, сияя шестнадцатью шрингарами (чистым блеском тела; жемчужинкой на кончике носа; прекрасными сине-голубыми одеждами; драгоценным поясом на бедрах; искусно заплетенной длинной черной косой; покачивающимися удлиненными серьгами; ароматной сандаловой пастой, которой умащено Ее трансцендентное тело; цветами в Ее волосах; ароматной цветочной гирляндой на Ее груди; цветком голубого лотоса в руке; орехом бетеля в Ее устах; темным цветочком на Ее подбородке, нарисованном точками муска; тушью-каджалом, которым подведены Ее лотосные глаза; разноцветными узорами и рисунками на Ее лице и теле; красным лаком на Ее изящных стопах; и сводящей с ума Кришну тилакой на Ее лбу, подобном половинке луны).
И двенадцатью абхаранами (тонкой сверкающей драгоценной короной; золотыми серьгами; браслетами на запястьях и предплечьях; кольцами на Ее прекрасных пальцах; золотым ожерельем с драгоценными камнями на груди; поясом с маленькими колокольчиками на талии; и мелодично позванивающими ножными браслетами), покоряет своей изумительной красотой и очарованием сердца всех присутствующих.
Гарги поклоняется Шри Радхике с травой Дурва (очень благоприятная ярко-зеленая трава) и ростками пшеницы в руке, а Пурнамаси Деви одаривает Ее брахманскими благословениями. После этого служанки и манджари предлагают арати Шри Радхике, а мама Яшода благословляет Ее и дарит Ей драгоценные ожерелья, одежду и украшения на золотом подносе. Также она дарит такие подарки и всем Ютхешвари - близким подругам Радхики. После нее и все гости, один за другим, одаривают Шри Радхику и Ее подруг различными дарами и благословениями.
В ответ Шри Радха раздает множество великолепно украшенных коров. Вришабхану Махарадж, Ее отец также щедро раздает тысячи коров и телят с позолоченными рогами и посеребренными копытцами. И затем Шри Радхика выражает свое почтение и предлагает поклоны всем старшим.
После этого все старшие, вместе с Шри Кришной и Его друзьями, а также Шри Радха со своими подругами и Ютхешвари, принимают легкий завтрак. И затем Шри Радхика снимает все украшения и готовит вместе с мамой Рохини большой разнообразный пир своего Дня Рождения, состоящий из сотен удивительно вкусных и ароматных блюд из риса и овощей, а также из многочисленных сладостей и напитков.
Сотни брахманов в своих домах готовят другой огромный пир для всех жителей и гостей Вришабханупура.
Сострадательная Яшода говорит своей подруге Киртиде: "Сакхи! Почему твое сердце настолько жестоко? Ты заставляешь Шри Радхику, которая нежна, как цветок Шириша, готовить так много! У тебя нет никакой любви и привязанности к Ней! Только посмотри, какой жар Она чувствует от печей и этого тяжелого труда на Ее собственном Дне Рождения!"
Мама Киртида отвечает: "Это потому, что Радхика получила благословение, согласно которому, все, что бы Она ни приготовила, будет слаще нектара. Вришабхану Баба пожелал, чтобы Нанда Махарадж и его семейство насладилось этим необыкновенным вкусом хотя бы однажды. Именно поэтому Шри Радхика и готовит даже в такой День. O Царица Враджа, только посмотри, насколько хороши Ее приготовления!"
Рохини Мата тогда показывает матери Яшоде все многочисленные и разнообразные угощения, приготовленные Шри Радхикой. А Радхика предлагает Яшоде свои почтительные поклоны, и Яшода Деви благословляет Ее, говоря: "O Радхе! Твои совершенные приготовления полностью насладили мои глаза своей формой, а мой нос - своим ароматом!"
Затем появляются Лалита и Шьямала, предлагают свои поклоны стопам мамы Яшоды, и она также нежно обнимает, хвалит и благословляет их. Мама Рохини говорит, обращаясь к Яшоде: "O Кришна-Джанани, мама Кришны! Наша дорогая Шри Радхика подобна россыпи золотых драгоценных камней - топазов, а Шри Кришна - синих драгоценных камней - сапфиров! Они Оба, как пара сияющих ожерелий, украшают прекрасную Враджа-Лакшми (красоту Враджи)!"
Услышав это, Шри Радхика расцвела румянцем застенчивости и опустила свои лотосные глаза. Видя Ее в таком настроении, Лалита и остальные сакхи преисполнились радости в своих сердцах и заулыбались...
Шри Яшода же позвала некоторых служанок подготовить все угощения для предложения Божеству, а других – омахивать Шри Радху, чтобы удалить Ее усталость.
Через некоторое время пуджари предложил бхогу Господу Нараяне и уложил Божество отдохнуть. (Тем временем, в своих домах сотни брахманов также закончили свою огромную работу по приготовлению праздничного пира).
После этого каждый одевается и украшается должным образом и, подобно тому, как это было в Кришна-Джанмаштами (на Павана-Сароваре), все идут на берег Бхану-Кхора - озера, находящегося на востоке Варшаны, чтобы играть в Дадхикада (бросаться друг в друга маслом, йогуртом и другими молочными продуктами). По завершении этой веселой игры, все вошли в озеро и стали плескать друг на друга водой, играя на различных углах Кхора: в одном гхате - старшие мужчины, в другом - женщины, в третьем - мальчики, в четвертом - девушки. Все смеялись, кричали и перешучивались, азартно сражаясь друг с другом в водах озера, окрасившихся в разные цвета, смытыми с тел Враджаваси молочными продуктами, пыльцой, шафраном, кункумой, муском и т.д. А на берегах музыканты играли веселые мелодии, а танцовщики и танцовщицы танцевали в экстазе.
Затем, когда все наигрались и вышли на берег, музыканты заиграли мелодичные раги, певцы начали петь, а поэты слагать прекрасные стихи, воспевая прелесть и очарование Шри Радхики, славу Ее рода и красоту Варшаны. А после того, как все обсушились и оделись, Махараджа Вришабхану и Махарани Киртида одарили всех присутствующих мужчин и женщин, юношей и девушек щедрыми дарами в виде одежды и украшений.
И когда все счастливо вернулись во дворец, Вришабхану Баба сначала роскошно накормил всех брахманов, а затем и остальных местных жителей и гостей в большом внутреннем дворе. Каждый кушал, пребывая в наивысшем экстазе, и после омывания рта и жевания орехов бетеля, все разошлись по своим комнатам, чтобы отдохнуть, в то время, как слуги предлагали им подходящее по времени служение.
Во внутренних палатах дворца матери Киртида и Яшода также накормили всех гостей-женщин, после чего все ушли отдыхать, каждая в свои личные покои. А потом служанки и манджари, закончив свое служение, также счастливо приняли прасад, смешанный со сладчайшими остатками трапезы Шри Шри Радхи и Кришны.
А в это время Вришабхану Махарадж щедро раздавал одежду, украшения и дакшину (денежные пожертвования) всем певцам, музыкантам, танцовщикам и поэтам, после чего он и все они отправились отдыхать по своим комнатам.
Чуть-чуть отдохнув, Шри Радхика встает, принимает омовение, наряжается и украшается своими служанками, и идет с подругами собирать цветы на берег Виласа Кунды.
Когда сакхи уходят, они делают знаки Шри Кришне, который смотрит на них в свое окно. И через некоторое время, Шри Кришна присоединяется к ним на Виласа Кунде и совершает там свои восхитительные любовные игры с Шри Радхой, такие, как Йогапитха Лила и т.д., и после них Радха и Кришна, чувствуя разлуку, возвращаются вместе с Их подругами, каждый в свои спальни, чтобы отдохнуть еще немного.
После этого Шри Радха готовит угощения для предложения Сурья Деву (Богу Солнца), затем Она и Ее подруги уходят на Сурья Кунд, там встречаются с Кришной, поклоняются Богу Солнца, после чего переходят на Радха Кунду и продолжают свои игры так же, как и в день Саптами.
А ночью Они танцуют Танец Раса и играют в кундже Вишакхи сакхи, потому что она тоже родилась в аштами - в один день с Радхикой. В этом Танце, как и в Раса Лиле в Дни Рождения остальных Ашта сакхи, принимают участие только гопи из группы Шримати Радхики.
Так заканчивается Аштами Лила (события, происходящие на восьмой день восходящей Луны).
Навами Лила: Нанда Махарадж и другие покидают Варшану
Во Вришабханупуре в девятый день светлой лунной четверти месяца Бхадра Шри Радха, Шри Кришна и остальные утром купаются, красиво одеваются, украшаются и принимают легкий завтрак.
Затем Шри Радхика и Ее помощницы готовят различные угощения, которые предлагаются Божеству Шри Нараяны, после этого все принимают прасад в должном порядке и затем идут отдыхать.
Как и в предыдущие дни, Шри Шри Радха и Кришна втайне убегают из дома. В полдень Кришна танцует, подобно павлину, в Мора Кутире (расположенном на краю одной из вершин Холма Варшана), Радхика иногда отвечает Ему тем же. После чего Радха и Кришна бросают ладду (сладкие шарики) в своих зрителей-гопи. А потом Они танцуют Танец Раса, спустившись вниз, в Гахвара-Ван.
А затем в роще, на берегу Виласа Кунды Они совершают Йогапитха Лилу, гуляют в лесу, собирают цветы, поклоняются Сурья Деву и играют в водные игры на Радха Кунде. Затем днем Они возвращаются на Варшану, где все должным образом принимают прасад.
После этого Шри Нанда Махараджа и другие просят разрешения Шри Вришабхану Махараджа вернуться домой. И так же, как Нанда Махарадж сделал на Кришна Джанмаштами, Вришабхану Махарадж попрощался с каждым гостем, обняв его и одарив еще раз напоследок одеждой и драгоценностями. А Киртида Деви преподнесла подарки каждой гостье. Шри Яшода Мата и старшие женщины, со слезами любви на глазах, по очереди сердечно обняли Шри Радхику и Ее подруг и даровали множество благословений, а Радхика в свою очередь выразила всем почтение и предложила свои поклоны. То же самое сделали все Ее подруги и манджари.
И затем все гости в блаженстве и радости рассаживаются по своим повозкам и паланкинам и отправляются в обратный путь по своим домам.
Вечером Шри Кришна, как обычно, идет в гошалу доить своих коров, а Радхика с подругами наблюдает за ним с высокой Лунной башни.
Этой ночью Раса Лила и Шайан Лила происходят на Радха Кунде в золотистой кундже Чампакалаты сакхи, потому, что Навами - это ее День Рождения.
Так заканчивается описание Сиддха Кришна Дасa Бабы Шри Радхаштами Лилы.