Праздник Маха Шиваратри называют еще «Великой ночью Бога Шивы», который отмечается в честь бракосочетания Шивы и Парвати. Он приходится на месяц Магха (январь-февраль). Ему предшествует бессонная ночь, на протяжении которой в храмах и площадях прославляют Шиву, поют священные гимны в честь Бога-разрушителя. Утром совершаются ритуальные омовения.
В Восточной Бенгалии Маха Шиваратри празднуют как народный фестиваль. Незамужние девушки в эту ночь бодрствуют, постятся и молят Шиву дать им хороших мужей. В храме Таракешвар, расположенном в 57 км. от Калькутты босоногие паломники выливают принесенную воду из Ганга на каменную статую Бога Шивы и украшают гранитный лингам (изображение Шивы в виде фаллоса) цветочными гирляндами. Маха Шиваратри считается также благоприятным временем для паломников посетить 12 лингамов, расположенных в разных частях страны, чтобы заслужить благосклонность Бога Шивы.
Во многих местах, в том числе и в Дели, в эту ночь можно увидеть горящие во многих домах огоньки и услышать в украшенных цветами храмах гимны, прославляющие великого Бога.
Ведический праздник Шиваратри – "ночь Шивы"
«Ратри» на Санскрите означает «ночь»; Шиваратри – это ночь Шивы. Маха Шиваратри – один из самых значимых Ведических праздников, и по традиции всю ночь проводится церемония в честь Шивы – Ягъя Шиве. Также по традиции всю ночь соблюдается пост (с захода Солнца до восхода Солнца следующего дня). Поются мантры Шиве, проводятся пуджи, а утром совершается омовение.
В Восточной Бенгалии Маха Шиваратри празднуют как народный фестиваль. Незамужние девушки в эту ночь бодрствуют, постятся и молят Шиву дать им хороших мужей. В храме Таракешвар, расположенном в 57 км. от Калькутты босоногие паломники выливают принесенную воду из Ганга на каменную статую Бога Шивы и украшают гранитный лингам (изображение Шивы в виде фаллоса) цветочными гирляндами. Маха Шиваратри считается также благоприятным временем для паломников посетить 12 лингамов, расположенных в разных частях страны, чтобы заслужить благосклонность Бога Шивы.
Во многих местах, в том числе и в Дели, в эту ночь можно увидеть горящие во многих домах огоньки и услышать в украшенных цветами храмах гимны, прославляющие великого Бога.
Ведический праздник Шиваратри – "ночь Шивы"
«Ратри» на Санскрите означает «ночь»; Шиваратри – это ночь Шивы. Маха Шиваратри – один из самых значимых Ведических праздников, и по традиции всю ночь проводится церемония в честь Шивы – Ягъя Шиве. Также по традиции всю ночь соблюдается пост (с захода Солнца до восхода Солнца следующего дня). Поются мантры Шиве, проводятся пуджи, а утром совершается омовение.
Это день, когда в Чистом сознании больше всего оживлена связь с относительной стороной существования (что символизируется браком Шивы и Парвати). Этот праздник – это очень хорошее время чтобы оживить связь относительного с Абсолютом.
Импульс этого дня может улучшить обе сферы жизни: и духовное развитие, и материальную жизнь, особенно в отношении тех устремлений в жизни, которые направлены на важные свершения и которые трудно достичь.
Шива – это такой аспект Природного Закона, который преодолевает сопротивление эволюции и развитию и разрушает невежество на пути к чистому знанию. В этот день импульс Созидательного Разума, который дает духовное развитие и просветление и который помогает в осуществлении устремлений, наиболее проявлен и оживлён в Природе. Эта «Ночь Шивы» особенно эффективна для исполнения даже тех желаний, которые трудно достичь.
Шиваратри-Врата и ее значимость
Шиваратри – один из наиболее благоприятных Ведических праздников. Пураны раскрывают значимость этого праздника.
Однажды, когда всё во всех мирах было поглощено Шивой, в той темноте ничего не присутствовало, Парвати почитала Господа Шиву с большой преданностью. Парамешвара (Шива), удовлетворенный Её молитвой, решил наградить Её. Она попросила о пользе для всех созданий: о том, что в будущем, кто бы ни почитал Господа в день Шиваратри с преданностью, те должны быть награждены Мокшей – окончательным освобождением, просветлением.
Когда Брахма и Вишну спорили между собой: «кто самый великий», Шива появился перед ними как столб огня. Они не смогли найти начало и конец этого столба. Тогда Брахма и Махавишну раскаялись за свою ошибку и просили Шиву простить их и стали почитать Шива-Лингам, который является одной из форм пламени. В ночь праздника Шиваратри перед ними появился Шива и благословил их. Поэтому преданные Шиве обращаются к нему в течение всей ночи Шиваратри, совершая Абишеку, повторяя мантры и выполняя другие святые действиям.
Чатурдаши [четырнадцатый лунный день] Кришна-Пакши [убывающей Луны] каждого лунного месяца называется «Шива-Ратри». Этот день в месяце Магха, который длится с середины февраля до середины марта, называется «Маха-Шива-Ратри». Последователями Шивы он считается наиболее важной вратой.
Существует много событий, говорящих о величии этого дня.
Человек в джунглях очень устал. Когда наступил вечер, тигр начал преследовать его. Убегая от тигра, человек взобрался на дерево. Это было дерево Билва. Тигр сидел под деревом, ожидая, когда человек спустится. А человек сидел на ветке дерева и старался не заснуть. И чтобы отогнать сон и что-то делать, он щипал листья дерева и бросал их вниз; внизу под деревом находился Шива-Лингам. Так прошла целая ночь. Шива был доволен Упавасой [постом] и Пуджей, которые человек и тигр совершили, даже не зная этого. Он стал очень благосклонен: Шива дал человеку и тигру Мокшу – просветление.
В храме Шивы в день Маха-Шива-Ратри лампа, находящаяся на алтаре, стала гореть очень тускло. В это время мышь, которая пришла найти свою добычу, коснулась лампы. Благодаря этому лампа разожглась, и алтарь хорошо осветился. Довольный этим Шива сделал мышь Махабали известным королём асуров.
Есть много подобных событий, рассказанных в Пуранах. Если мы совершаем врату с чистой преданностью и любовью, то без сомнения мы получим благосклонность Всемогущего Шивы.
Скандха-Пурана описывает четыре Шива-Ратри:
1) Нитйа-Шива-Ратри (ежедневный Шива-Ратри – каждую ночь).
2) Маса-Шива-Ратри (ежемесячный Шива-Ратри), который соблюдается в Чатурдаши [четырнадцатый титхи] Кришна-Пакши [убывающей Луны] каждого лунного месяца.
3) Магха-Пратхам-Ади Шива-Ратри, который соблюдается в течение первых тринадцати титхи [лунных дней] лунного месяца Магха.
4) Маха-Шива-Ратри, который соблюдается в Чатурдаши [четырнадцатый титхи] Кришна-Пакши [убывающей Луны] лунного месяца Магха. В ночь перед этим Чатурдаши (то есть с 13-го на 14-й титхи) Шива почитается в течение всей ночи.
Существуют разные мнения о дате (титхи – лунном дне), в ночь (ратри) которого празднуют Маха-Шива-Ратри. Общепринято, что Маха-Шива-Ратри празднуется каждый год ночью 13-го титхи и днём 14-го титхи Кришна-пакши (убывающей Луны) лунного месяца Магха (по календарю Шаливахана) / лунного месяца Пхалгуны (по календарю Викрама), то есть в течении ночи Трайодаши (28-го титхи) и дня Чатурдаши (29-го титхи). Эта ночь – это последняя ночь лунного месяца перед Новолунием (Амавашйа-титхи).
Празднование Шиваратри в разных странах
Шиваратри в Непале
Непал – это земля Шивы, здесь вы можете ощутить его присутствие повсюду. В священных текстах утверждается, что Гималаи – обитель Шивы, или Махадевы – как он также называется. Шива – Разрушитель зла – является наиболее прославляемым и почитаемым из всех. В Непале есть тысячи памятников, которые прославляют его имя; обычно это Шива-Лингам, который символизирует его. Шива-Лингам считается символом сотворения мира, началом всего.
В храм Пашупати-Натх в Катманду, который считается один из самых священных мест где прославляют Шиву, приезжает больше чем 100 000 человек во время праздника Шиваратри. Эти преданные прибывают издалека, чтобы выразить свое уважение и почитание Махадеве в его священный день.
Храм Пашупати-Натх в Катманду
Храм Пашупати-Натх расположен в восточной части долины Катманду на берегу святой реки Багмати. Пашупати-Натх, который буквально означает "повелитель животных", – одно из многих воплощений Шивы. Он является Деватой, защищающей Королевство Непал, поэтому Шиваратри – это один из главных празднеств Непала. Паломники, как со всего Непала, так и из Индии прибывают в Пашупати-Натх чтобы почитать Девату в Его день рождения и считается, что это очищает от всех совершенных грехов. Только непальцам и индийцам позволяют войти внутри храма, а туристам разрешено только наблюдать празднество с реки Багмати.
Шиваратри – это великий праздник, которого ждут все. Паломники, йоги и святые люди со всей юго-восточной Азии прибывают в Катманду за неделю перед празднеством. В этот святой день они соблюдают пост в течении всего солнечного дня (от восхода до восхода Солнца). На рассвете они совершают омовение или купание в реке и идут к храму.
Пураны – одни из священных текстов – говорят, что если вы почитаете Шиву в этот день, все ваши грехи будут прощены.
На Шиваратри храм Пашупати-Натх заполнен поклонниками. Преданные не делятся бедных или богатых, к ним относятся в равной степени; Шива обращаются с нами всеми одинаково. Даже Король Непала и королевская семья воздает должное Пашупати-Натх в этот день наряду с тысячами людей, которые собираются, чтобы праздновать Маха Шиваратри. Таким образом, это празднество показывает преданность Непала Ведической традиции.
Шива-Ратри в Ориссе
Каждой Ведической Девате посвящен отдельный день, и этот день считается священным и наиболее благоприятным для почитания. Шиваратри – ночь Шивы – это праздник в честь Шивы. В Шива-Пуране Шива говорит своей супруге Парвати, что никакое празднество кроме Шиваратри, соблюдаемое его последователями, не даёт Ему так много удовлетворения. Поэтому это праздник соблюдается людьми со всей святостью в 14-й день убывающей Луны месяца Пхалгуна (февраль - март).
Во времена риши [мудрецов] Орисса была место поклонения Шиве. Шиваизм был государственной религией в течение более чем четырех столетий и в результате повсюду были построены бесчисленные храмы, посвященные Шиве. Самые ранние из храмов существуют с 6-го столетия нашей эры. С тех пор Шиваизм является великой духовной силой людей Ориссы. В большинстве деревень, сел и городов есть храм Шивы. Поэтому в Ориссе праздник Шиваратри проводится с большой духовной преданностью.
Шиваратри в Кашмире
Одно из наиболее выдающихся из Ведических празднеств в Кашмире – Шиваратри. Для кашмирских пандитов Шиваратри – это самый важный духовный праздник. Его празднование осталось неизменным с древних времен. В Кашмире в этот день совершается церемония Ватака-Пуджи и почитаются Шива и Шакти. Исторический эпизод связан с Шиваратри: Говорится, что Джабар Кхан, губернатор Кашмира, запретил людям совершать Ватака-Пуджу в этот день зимнего месяца Пхалгуна и вместо этого приказал, чтобы они праздновали это в июле. Люди повиновались приказу, но к всеобщему удивлению в тот день пошел снег в июле.
Господь Шива, всемогущий и вездесущий, находящийся вне всей пустоты, является источником всего. У него есть пять обязанностей: эволюция, поддержание, вовлечение, сохранение и трансформирование. Также, как семя развивается в дерево и через должное время становится опять семенем, точно также вселенская Шакти – энергия – должна возвратиться абсолютному трансцендентному покою (к состоянию Парма-Шивы). Поэтому важность Шиваратри может трактована как празднование союза Шивы и Шакти, который символизируется браком Шивы и Парвати.
В 9-ом столетия кашмирский святой поэт Утпалдева описывая Шиваратри написал: "Когда одновременно устанавливаются Солнце, Луна и все звёзды, приходит сияющая ночь Шивы, распространяющая ее собственное сияние".
Кашмирские пандиты обычно празднуют Шиваратри в течение 23 дней. Сначала шесть дней посвящены очищению дома и покупке предметов для Пуджи. Затем 2-3 дня проводятся в молитвах. Один день дарят подарки; затем два дня почитают Бхаиравов. Один день предназначен для почитания Шивы. На следующий день самый старший человек в семье делает подарки всем членам семьи. Затем снова – день почитания Шивы. На следующий день раздаётся прасад из орехов и рисовых пирогов. Праздник часто продолжается до Аштами [8-го лунного дня]. Последний день, кроме того, отмечает конец зимы; люди надевают новую и лучшую одежду, семьи собираются вместе.
Величие Шиваратри, Котирудра Самхита
По случаю они спросили Шиву, Великого Атмана: «Какой обряд удовлетворяет Тебя настолько, что дарует (поклоняющемуся) бхукти и мукти?» ...
О Вишну, среди четырех наиболее могущественным является Шиваратри врата. Поэтому он должен соблюдаться теми, кто жаждет плодов мирского наслаждения и Освобождения.
Нет другого обряда более благоприятного для людей. Этот обряд — самый превосходный в смысле (в значении) блага (добродетели) для всех.
Для свободных от желаний, для имеющих какие-либо желания, для всех людей любых ашрам (стадий жизни) и варн (каст) — даже для женщин и детей — эта врата особенно благоприятна.
Для рабов — как мужчин, так и женщин, для Богов и вообще для всех воплощенных душ этот превосходный обряд весьма благоприятен.
Шиваратри темной половины месяца Магха особенно прославляется. Обряд Шиваратри совершается, когда Чатурдаши длится (доходит, простирается) до полуночи. Соблюдение враты в этот Титхи устраняет даже грех убийства крора (10 миллиона) людей.
Шрила Санатана Госвами о Шиваратри (из «Хари-бхакти-виласы»)
На четырнадцатый день темной половины месяца Пхалгуна (февраль-март) вайшнав должен соблюдать пост, чтобы доставить удовольствие Господу Шри Кришне. (14/187, из Гаутамия-тантры)
Господь Шива входит в любые Шива-лингамы, находящиеся на Земле, ночью четырнадцатого дня темной половины месяца Пхалгуна (Шиваратри). Поэтому этот день очень дорог Господу Хари. (14/200, из Сканда-пураны, Нагара-кханда)
Если вайшнав соблюдает пост в ночь Господа Шивы, то преданность вайшнава Кришне быстро возрастает по милости Господа Шивы. (14/221, из Сканда-пураны)
Ом Намах Шивайа.
Импульс этого дня может улучшить обе сферы жизни: и духовное развитие, и материальную жизнь, особенно в отношении тех устремлений в жизни, которые направлены на важные свершения и которые трудно достичь.
Шива – это такой аспект Природного Закона, который преодолевает сопротивление эволюции и развитию и разрушает невежество на пути к чистому знанию. В этот день импульс Созидательного Разума, который дает духовное развитие и просветление и который помогает в осуществлении устремлений, наиболее проявлен и оживлён в Природе. Эта «Ночь Шивы» особенно эффективна для исполнения даже тех желаний, которые трудно достичь.
Шиваратри-Врата и ее значимость
Шиваратри – один из наиболее благоприятных Ведических праздников. Пураны раскрывают значимость этого праздника.
Однажды, когда всё во всех мирах было поглощено Шивой, в той темноте ничего не присутствовало, Парвати почитала Господа Шиву с большой преданностью. Парамешвара (Шива), удовлетворенный Её молитвой, решил наградить Её. Она попросила о пользе для всех созданий: о том, что в будущем, кто бы ни почитал Господа в день Шиваратри с преданностью, те должны быть награждены Мокшей – окончательным освобождением, просветлением.
Когда Брахма и Вишну спорили между собой: «кто самый великий», Шива появился перед ними как столб огня. Они не смогли найти начало и конец этого столба. Тогда Брахма и Махавишну раскаялись за свою ошибку и просили Шиву простить их и стали почитать Шива-Лингам, который является одной из форм пламени. В ночь праздника Шиваратри перед ними появился Шива и благословил их. Поэтому преданные Шиве обращаются к нему в течение всей ночи Шиваратри, совершая Абишеку, повторяя мантры и выполняя другие святые действиям.
Чатурдаши [четырнадцатый лунный день] Кришна-Пакши [убывающей Луны] каждого лунного месяца называется «Шива-Ратри». Этот день в месяце Магха, который длится с середины февраля до середины марта, называется «Маха-Шива-Ратри». Последователями Шивы он считается наиболее важной вратой.
Существует много событий, говорящих о величии этого дня.
Человек в джунглях очень устал. Когда наступил вечер, тигр начал преследовать его. Убегая от тигра, человек взобрался на дерево. Это было дерево Билва. Тигр сидел под деревом, ожидая, когда человек спустится. А человек сидел на ветке дерева и старался не заснуть. И чтобы отогнать сон и что-то делать, он щипал листья дерева и бросал их вниз; внизу под деревом находился Шива-Лингам. Так прошла целая ночь. Шива был доволен Упавасой [постом] и Пуджей, которые человек и тигр совершили, даже не зная этого. Он стал очень благосклонен: Шива дал человеку и тигру Мокшу – просветление.
В храме Шивы в день Маха-Шива-Ратри лампа, находящаяся на алтаре, стала гореть очень тускло. В это время мышь, которая пришла найти свою добычу, коснулась лампы. Благодаря этому лампа разожглась, и алтарь хорошо осветился. Довольный этим Шива сделал мышь Махабали известным королём асуров.
Есть много подобных событий, рассказанных в Пуранах. Если мы совершаем врату с чистой преданностью и любовью, то без сомнения мы получим благосклонность Всемогущего Шивы.
Скандха-Пурана описывает четыре Шива-Ратри:
1) Нитйа-Шива-Ратри (ежедневный Шива-Ратри – каждую ночь).
2) Маса-Шива-Ратри (ежемесячный Шива-Ратри), который соблюдается в Чатурдаши [четырнадцатый титхи] Кришна-Пакши [убывающей Луны] каждого лунного месяца.
3) Магха-Пратхам-Ади Шива-Ратри, который соблюдается в течение первых тринадцати титхи [лунных дней] лунного месяца Магха.
4) Маха-Шива-Ратри, который соблюдается в Чатурдаши [четырнадцатый титхи] Кришна-Пакши [убывающей Луны] лунного месяца Магха. В ночь перед этим Чатурдаши (то есть с 13-го на 14-й титхи) Шива почитается в течение всей ночи.
Существуют разные мнения о дате (титхи – лунном дне), в ночь (ратри) которого празднуют Маха-Шива-Ратри. Общепринято, что Маха-Шива-Ратри празднуется каждый год ночью 13-го титхи и днём 14-го титхи Кришна-пакши (убывающей Луны) лунного месяца Магха (по календарю Шаливахана) / лунного месяца Пхалгуны (по календарю Викрама), то есть в течении ночи Трайодаши (28-го титхи) и дня Чатурдаши (29-го титхи). Эта ночь – это последняя ночь лунного месяца перед Новолунием (Амавашйа-титхи).
Празднование Шиваратри в разных странах
Шиваратри в Непале
Непал – это земля Шивы, здесь вы можете ощутить его присутствие повсюду. В священных текстах утверждается, что Гималаи – обитель Шивы, или Махадевы – как он также называется. Шива – Разрушитель зла – является наиболее прославляемым и почитаемым из всех. В Непале есть тысячи памятников, которые прославляют его имя; обычно это Шива-Лингам, который символизирует его. Шива-Лингам считается символом сотворения мира, началом всего.
В храм Пашупати-Натх в Катманду, который считается один из самых священных мест где прославляют Шиву, приезжает больше чем 100 000 человек во время праздника Шиваратри. Эти преданные прибывают издалека, чтобы выразить свое уважение и почитание Махадеве в его священный день.
Храм Пашупати-Натх в Катманду
Храм Пашупати-Натх расположен в восточной части долины Катманду на берегу святой реки Багмати. Пашупати-Натх, который буквально означает "повелитель животных", – одно из многих воплощений Шивы. Он является Деватой, защищающей Королевство Непал, поэтому Шиваратри – это один из главных празднеств Непала. Паломники, как со всего Непала, так и из Индии прибывают в Пашупати-Натх чтобы почитать Девату в Его день рождения и считается, что это очищает от всех совершенных грехов. Только непальцам и индийцам позволяют войти внутри храма, а туристам разрешено только наблюдать празднество с реки Багмати.
Шиваратри – это великий праздник, которого ждут все. Паломники, йоги и святые люди со всей юго-восточной Азии прибывают в Катманду за неделю перед празднеством. В этот святой день они соблюдают пост в течении всего солнечного дня (от восхода до восхода Солнца). На рассвете они совершают омовение или купание в реке и идут к храму.
Пураны – одни из священных текстов – говорят, что если вы почитаете Шиву в этот день, все ваши грехи будут прощены.
На Шиваратри храм Пашупати-Натх заполнен поклонниками. Преданные не делятся бедных или богатых, к ним относятся в равной степени; Шива обращаются с нами всеми одинаково. Даже Король Непала и королевская семья воздает должное Пашупати-Натх в этот день наряду с тысячами людей, которые собираются, чтобы праздновать Маха Шиваратри. Таким образом, это празднество показывает преданность Непала Ведической традиции.
Шива-Ратри в Ориссе
Каждой Ведической Девате посвящен отдельный день, и этот день считается священным и наиболее благоприятным для почитания. Шиваратри – ночь Шивы – это праздник в честь Шивы. В Шива-Пуране Шива говорит своей супруге Парвати, что никакое празднество кроме Шиваратри, соблюдаемое его последователями, не даёт Ему так много удовлетворения. Поэтому это праздник соблюдается людьми со всей святостью в 14-й день убывающей Луны месяца Пхалгуна (февраль - март).
Во времена риши [мудрецов] Орисса была место поклонения Шиве. Шиваизм был государственной религией в течение более чем четырех столетий и в результате повсюду были построены бесчисленные храмы, посвященные Шиве. Самые ранние из храмов существуют с 6-го столетия нашей эры. С тех пор Шиваизм является великой духовной силой людей Ориссы. В большинстве деревень, сел и городов есть храм Шивы. Поэтому в Ориссе праздник Шиваратри проводится с большой духовной преданностью.
Шиваратри в Кашмире
Одно из наиболее выдающихся из Ведических празднеств в Кашмире – Шиваратри. Для кашмирских пандитов Шиваратри – это самый важный духовный праздник. Его празднование осталось неизменным с древних времен. В Кашмире в этот день совершается церемония Ватака-Пуджи и почитаются Шива и Шакти. Исторический эпизод связан с Шиваратри: Говорится, что Джабар Кхан, губернатор Кашмира, запретил людям совершать Ватака-Пуджу в этот день зимнего месяца Пхалгуна и вместо этого приказал, чтобы они праздновали это в июле. Люди повиновались приказу, но к всеобщему удивлению в тот день пошел снег в июле.
Господь Шива, всемогущий и вездесущий, находящийся вне всей пустоты, является источником всего. У него есть пять обязанностей: эволюция, поддержание, вовлечение, сохранение и трансформирование. Также, как семя развивается в дерево и через должное время становится опять семенем, точно также вселенская Шакти – энергия – должна возвратиться абсолютному трансцендентному покою (к состоянию Парма-Шивы). Поэтому важность Шиваратри может трактована как празднование союза Шивы и Шакти, который символизируется браком Шивы и Парвати.
В 9-ом столетия кашмирский святой поэт Утпалдева описывая Шиваратри написал: "Когда одновременно устанавливаются Солнце, Луна и все звёзды, приходит сияющая ночь Шивы, распространяющая ее собственное сияние".
Кашмирские пандиты обычно празднуют Шиваратри в течение 23 дней. Сначала шесть дней посвящены очищению дома и покупке предметов для Пуджи. Затем 2-3 дня проводятся в молитвах. Один день дарят подарки; затем два дня почитают Бхаиравов. Один день предназначен для почитания Шивы. На следующий день самый старший человек в семье делает подарки всем членам семьи. Затем снова – день почитания Шивы. На следующий день раздаётся прасад из орехов и рисовых пирогов. Праздник часто продолжается до Аштами [8-го лунного дня]. Последний день, кроме того, отмечает конец зимы; люди надевают новую и лучшую одежду, семьи собираются вместе.
Величие Шиваратри, Котирудра Самхита
По случаю они спросили Шиву, Великого Атмана: «Какой обряд удовлетворяет Тебя настолько, что дарует (поклоняющемуся) бхукти и мукти?» ...
О Вишну, среди четырех наиболее могущественным является Шиваратри врата. Поэтому он должен соблюдаться теми, кто жаждет плодов мирского наслаждения и Освобождения.
Нет другого обряда более благоприятного для людей. Этот обряд — самый превосходный в смысле (в значении) блага (добродетели) для всех.
Для свободных от желаний, для имеющих какие-либо желания, для всех людей любых ашрам (стадий жизни) и варн (каст) — даже для женщин и детей — эта врата особенно благоприятна.
Для рабов — как мужчин, так и женщин, для Богов и вообще для всех воплощенных душ этот превосходный обряд весьма благоприятен.
Шиваратри темной половины месяца Магха особенно прославляется. Обряд Шиваратри совершается, когда Чатурдаши длится (доходит, простирается) до полуночи. Соблюдение враты в этот Титхи устраняет даже грех убийства крора (10 миллиона) людей.
Шрила Санатана Госвами о Шиваратри (из «Хари-бхакти-виласы»)
На четырнадцатый день темной половины месяца Пхалгуна (февраль-март) вайшнав должен соблюдать пост, чтобы доставить удовольствие Господу Шри Кришне. (14/187, из Гаутамия-тантры)
Господь Шива входит в любые Шива-лингамы, находящиеся на Земле, ночью четырнадцатого дня темной половины месяца Пхалгуна (Шиваратри). Поэтому этот день очень дорог Господу Хари. (14/200, из Сканда-пураны, Нагара-кханда)
Если вайшнав соблюдает пост в ночь Господа Шивы, то преданность вайшнава Кришне быстро возрастает по милости Господа Шивы. (14/221, из Сканда-пураны)
Ом Намах Шивайа.