Матаджи Деваки деви даси "Целомудрие - что это действительно значит?"

 
26 июля 2013г. в Харькове мы с радостью приняли 40 леди, приехавших из Москвы, Минска, Молдовы, Крыма и различных уголков Украины для участия в двухнедельном курсе для женщин под названием "Исследование корней духовной культуры". Каждый год мы организовывали их размещение в находившемся неподалёку общежитии женского колледжа. Нашей самой молодой участнице было 10 лет, а старшей - чуть больше 50, и каждая с нетерпением ожидала начала этого путешествия-трансформации. Каждая участница получила цветную папку с распечатанными материалами и статьями. У нас было плотное расписание: 3 часа лекций утром, и 2 часа - после обеда. Каждое утро мы начинала с показа сценки, отображающей темы обсуждений предыдущего дня. Каждая сценка, в которой принимала участие 10-летняя Манджари, была особенно трогательной и сладкой. Одной из самых увлекательных тем была "Целомудрие - что же это в точности значит?"
 
В наши дни мы обладаем очень узким и поверхностным пониманием этого самого важного качества, и так как женщины в материалистичной культуре к нему совсем не стремятся, сейчас это понятие практически потеряно и забыто. Я отчётливо помню, как я давала лекцию на воскресной программе в Сиднее и упомянула слово "целомудрие" в присутствии пришедших первый раз людей. Одна их женщин с выражением лица, отображающим вопрос с тысячью вопросительных знаков, воскликнула: "Целомудрие? Что ЭТО такое?"
 
Также в немецком языке слово "целомудрие" (Keuschheit) звучит как нечто из средневековья. Для женщины существует два главных инструмента для развития целомудрия - терпение и стыдливость. Если женщина нетерпелива, она будет требовать, жаловаться, возражать, беспокоиться при малейшей провокации и неудобствах, и сможет оставить мужа и уйти.
 
Терпение - это самое важное качество в духовной практике. Это самый главный критерий для оценки продвижения и духовной силы преданного. Терпение показывает, что ложное эго усмирено и уменьшено. Прахлада Махараджа и Харидас Тхакур являются вечными примерами проявления высшего уровня терпения. Также Девахути служит замечательным примером жены, следовавшей за мужем в абсолютном терпении и покорности. И она получила такие выдающиеся награды - большие богатства и летающий дом, созданный Кардамой Муни, и в конце концов, возможность дать рождение Самому Верховному Господу! Может ли женщина пожелать ещё большего?! Она приобрела эти чудесные благословения ценой служения мужу с терпением и покорностью. Однако, главные инструменты в развитии терпения - это смирение и твёрдая вера в Кришну. Пока нет этих двух элементов, человек не сможет быть терпеливым. Конечно, в материальной жизни терпение не имеет никакой ценности и, по сути, считается слабостью. Очень часто мы слышим, как люди говорят: "Я не собираюсь это терпеть. Кто я, по-твоему?!" и "Как долго мне ещё придётся терпеть эту бессмыслицу?"
 
Считается, что нетерпение - это признак силы и победы. Однако в духовной жизни ценности диаметрально противоположны. Совершение тапасйи - это самое важное в духовном прогрессе - не только для мужчин, но и для женщин. Шрила Прабхупада описывает очищающее воздействие тапасйи во многих своих комментариях. Все великие личности, такие как Дхрува Махараджа, Господь Брахма, Прачеты, получили великую милость и полномочия благодаря совершению тапасйи. Для женщины поле для тапасйи - внутри замужества и жизни в семье. Это её кшетра для совершения тапасйи и развития терпения, и если она делает это, то становится духовно сильной и очень могущественной. Качество стыдливости также часто понимается неправильно, с очень узкой и поверхностной точки зрения. Мы часто путаем стыдливость с ментальностью и пребыванием на телесной платформе. Как правило, когда женщина "слишком стыдливая", чтобы сказать что-либо, она скорее чересчур сосредоточена на себе, находится на платформе ума и боится выставить себя дурочкой. Но на самом деле это не стыдливость.
 
В комментарии к ШБ 1.9.27 Шрила Прабхупада замечательно описывает качество стыдливости следующим образом: "Что касается женщин, то они считаются силой, вдохновляющей мужчин. В этом смысле женщины могущественнее мужчин. Могучий Юлий Цезарь находился под властью Клеопатры. Таких могущественных женщин сдерживает стыдливость. Поэтому женщины должны быть стыдливыми. Как только этот регулирующий клапан ослабевает, незаконными половыми связями женщины могут нанести огромный ущерб обществу. Такие связи приводят к рождению нежелательных детей..." Такая аналогия стыдливости как сдерживающего клапана просто великолепна. Этот сдерживающий клапан предназначен для сохранения женской энергии внутри и предотвращения её выбрасывания в мир. Стыдливость значит сопротивляться искушению наслаждаться влиянием, оказываемым своей женской энергией - даже на самых тонких уровнях. Это значит, что женщина сопротивляется соблазну выставлять себя напоказ. Это стыдливость. И как описывает Шрила Прабхупада, как только этот сдерживающий клапан открывается, женщины могут создать в обществе хаос. Это то, что происходит в наши дни. Любая женщина может свести с ума любого мужчину, если достаточно сильно постарается, - такова сила женской энергии. Поэтому её следует контролировать с помощью стыдливости. В настоящее время женщины потеряли это качество, и стыдливость мало где можно найти.
 
В ШБ 1.10.16 Шрила Прабхупада даёт другой подробный разбор качества стыдливости: "Сгорая от страстного желания увидеть Господа, женщины царского рода Куру поднялись на крышу дворца и, улыбаясь стыдливо и с любовью, осыпали Господа цветами".
 
Комментарий: "В стыдливости заключается особая сверхъестественная прелесть прекрасного пола, и она вызывает уважение у мужчин... Этот случай, относящийся ко времени «Махабхараты», ясно показывает, что женщины во дворце строго соблюдали парду (ограничение общения с мужчинами), и вместо того чтобы выйти из дворца и пойти туда, где стояли Господь Кришна и все остальные, они поднялись на крышу и выразили Господу Кришне свое почтение, осыпав Его оттуда цветами. Здесь ясно говорится, что женщины, находившиеся на крыше дворца, стыдливо улыбались. Стыдливость - дар природы прекрасному полу. Она придает им очарование и вызывает уважение к ним, даже если они незнатного происхождения или не очень привлекательны. Мы наблюдали это в жизни: женщина-уборщица вызывала к себе уважение у многих почтенных мужчин просто за свою женскую застенчивость. Полуголые женщины на улице ни у кого не вызывают уважения, а застенчивая жена дворника вызывает уважение у всех... Стыдливость удерживает от неограниченного смешения полов. Это дар природы, и им нужно пользоваться".  Как мы знаем, мужчины становятся очень сильными, когда сопротивляются искушению наслаждаться воздействием их могущественной энергии продолжения рода на грубом уровне. Если они держат своё семя внутри, то становятся сияющими, обретают острую память и разум, хорошее здоровье и жизнеспособность. Любой серьёзный спортсмен знает о величии целибата. Схожий принцип есть и для женщины - на более тонком уровне. Если она держит свою могущественную энергию внутри, она может использовать её на более высоких уровнях и таким образом стать духовно очень могущественной и необычайно привлекательной - и даже очаровательной. Но когда эта женская энергия расходуется на сексуальное привлечение и чувственные удовольствия, даже на более тонком уровне на выставление напоказ своего красивого тела, сдерживающий клапан ослабляет своё давление, что потом может принести беспокойства, и в итоге она оскверняется и теряет духовную силу. Однако, когда сдерживающий клапан стыдливости держит эту могущественную женскую энергию внутри, женщина может использовать её на более высоких уровнях для духовной практики, поэзии, искусства и музыки, и она будет приносить удачу, славу, богатство и всё благоприятное. Она станет источником благоприятной энергии для мужчин - маленькой представительницей Лакшми Деви, Богини Процветания. И она будет всегда очаровывать своего мужа женственностью.
 
Эти глубокие секреты необычайной силы и красоты женщины, к сожалению, сейчас утеряны и забыты.  Как только мы глубже поймём важность стыдливости, для нас станет очевидным, что по-настоящему целомудренная женщина, например, никогда не захочет быть впереди процессии харинамы и демонстрировать свою женскую красоту. Такие практики, даже в целях проповеди, приводят к тонким изменениям в сознании женщины, увеличивая отождествление себя с телом, и так оскверняют её. Поэтому в некоторых ятрах лидеры ИСККОН выпустили национальные резолюции, говорящие, что леди должны быть не впереди процессии харинамы, а идти за мужчинами под защитой нескольких мужчин-грихастх, идущих за ними. Женщина следует этому же принципу, когда покрывает голову. Это очень сильно влияет на её сознание и меняет его. Это помогает ей развивать стыдливость, смирение и покорность - качества, которые так важны для счастливого прогресса женщины в сознании Кришны.
 
Интересно, что во всех духовных культурах женщинам следует покрывать голову. В Украине женщина даже не может зайти в Русскую Православную церковь, пока не покроет голову чем-нибудь - хотя бы маленькой косынкой. В наши дни на нас сильно влияет и обуславливает материалистическая пропаганда, которая мерит успех женщины по тому, насколько привлекательно для чувств её тело. Эта обусловленность принимает очень тонкие формы и незаметно закрадывается в нашу духовную практику. Только когда я начала проповедовать в Бангладеш, я поняла, что имел в виду Чанакья Пандит, когда говорил, что красота женщины в её целомудрии. До сих пор женщины Бангладеш обладают этим глубоко высеченном в их сердцах качеством целомудрия. Благодаря этому атмосфера в обществе сохраняется очень чистой, а женщины становятся будто бы даже другим биологическим видом, обладающим необыкновенной красотой и духовной силой. На церемонии закрытия участники курса поделились согревающими сердце осознаниями, и это вызвало у многих слёзы. Я попросила каждую принести небольшой подарок в упаковке, и затем я распределила их между всеми, так что каждая из нас и подарила, и получила подарок…
 

Слухаємо Книги Прабгупади