Всем, кто читает это письмо, - да пребудут с вами мои искренние молитвы о вашем благополучии.
Слава Шриле Прабхупаде!
Недавно мне задали три вопроса, ответами на которые я хочу сегодня поделиться со всеми вами.
ВОПРОС ПЕРВЫЙ: Несколько раз я видел, как преданные стараются, но у них ничего не получается, они теряют интерес к повторению святого имени и в конце концов, полностью разочарованные, уходят. Как нам повторять святое имя, чтобы быстро миновать стадии оскорблений и без долгих блужданий собрать богатый урожай опыта сознания Кришны?
ОТВЕТ: Очень хороший вопрос. Тот же самый вопрос я всё время задаю себе. Как ускорить и заметно ускорить наше продвижение?
Вот несколько мыслей, которые пришли ко мне, когда я размышлял над ответом. Во-первых, надо становиться знатоком, ученым в своей духовной жизни. Сделай всё, что от тебя зависит, а в остальном положись на Кришну. Особенно важно стать ученым в повторении святого имени и без остатка посвятить себя этой практике.
Во-вторых, надо четко представлять себе цель своей духовной жизни – садхью – и увязывать свои занятия с этой целью. Сейчас, отвечая тебе, я не хочу вдаваться в подробности – как отточить свою практику до совершенства и в каком направлении двигаться. Лучше я обращу твое внимание на то, что есть два взгляда на прогресс. Это наш собственный и Кришны. Может с нашей точки зрения прогресса и нет. Но Кришна смотрит на вещи по-другому.
По-другому смотрит на вещи и чистый преданный. У чистого преданного – трансцендентное видение. Мне вспоминается в связи с этим один ответ Шрилы Прабхупады молодому, только что получившему посвящение ученику, который хотел знать, произошло ли что-то необычное на церемонии посвящения.
Прабхупада ответил: "Посвящение спасло тебя. Ты тонул в океане, а теперь тебя вытащили на палубу. Ты выбился из сил и всё еще лежишь без сознания. Но фактически твоя ситуация коренным образом изменилась – ты больше не тонешь в океане. Однако с твоей точки зрения всё осталось тем же".
Мне так нравится этот ответ! Чистый преданный и Кришна видят, что реально происходит, тогда как мы по-прежнему пребываем под влиянием ума.
Может ли так быть, что мы, преданные, уже находимся в другом состоянии, но не понимаем, что и как с нами случилось? Уверен, так оно и есть. Я видел много преданных, которые на пороге смерти вдруг поняли, какими большими благословениями они одарены, и которым перед уходом открылось множество духовных тайн.
ВОПРОС ВТОРОЙ: В чем разница между первым очищением, о котором говорится в "Шикшаштаке" (чето-дарпана-марджанам), и вторым ( сарватма-снапанам)?
ОТВЕТ: Первая фраза относится к очищению зеркала ума – мы почти что насильно очищаем себя от материальных наслоений и выдумок. Это ум заставляет нас думать: "О, я тону… А теперь мне хорошо… А теперь плохо… Я делаю успехи… Я умираю…" Да, смерть существует только в уме – для вечной души смерти нет. Когда ум достаточно хорошо очищен, он обретает способность отражать духовное знание, а также качества и энергию души.
Второе очищение, сарватма-снапанам, – это омовение души в нектарных водах духовного блаженства, знания и любви. Трансцендентный звук святого имени без остатка обволакивает душу своими высшими энергиями – это уже не просто очищение от материальной пыли: здесь на нас нисходит духовная энергия. В соприкосновении с этой трансцендентной энергией святого имени мы можем полностью преобразиться. Такое преображение похоже на превращение бронзы в золото. О таком трансцендентном преображении говорил Шрила Прабхупада. Он говорил, что наши храмы находятся не в Лондоне, Токио или Гамбурге – они находятся в духовном мире: от повторения святых имен материальная энергия превратилась в духовную.
ВОПРОС ТРЕТИЙ: Ведя духовную жизнь, повторяя святое имя, мы на каком-то месте вдруг оказываемся перед глухой стеной. Как перебраться через нее? Вот Джива Госвами указывал, что Махараджа Бхарата, покинув дом, не искал общества преданных, и не было никого рядом, кто указал бы ему на его растущую привязанность к оленю, и никто не уберег его от падения. Джива Госвами говорит, что это было следствием его, Бхараты, оскорбления, совершенного в прошлой жизни.
ОТВЕТ: Из этого следует, что порой нас останавливают последствия наших оскорблений, совершенных в прошлой жизни. Есть много оскорблений (апарадх), и любая из них может стать причиной такой преграды.
Напрашивается вопрос: а возможно ли противодействовать таким прошлым оскорблениям, прежде чем они обретут реальную форму?
Да, возможно. Через самозабвенное предание Кришне. Он может легко устранить последствия этих оскорблений.
Недавно один преданный рассказывал мне о посещении чтецов «Бхригу-самхиты» («Бхригу-самхита» может раскрыть тайны прошлых жизней, а также порекомендовать определенные действия для нейтрализации неблагоприятных последствий прошлых прегрешений). У этого человека была хроническая болезнь, и каких только лекарств он не пробовал – всё безрезультатно. И вот он поехал к чтецам «Бхригу-самхиты», и они поведали ему, что его болезнь – следствие того, что в прошлой жизни он обидел брахмана. Излечиться от этой болезни теперь можно было только одним способом – каждый день кормить брахманов. К сожалению, он не придал особого значения этим словам, и лечится по сей день. А другой преданный отнесся к рекомендациям «Бхригу-самхиты» серьезно и вылечился.
Возвращаясь к твоему вопросу – да, есть оскорбления, которые держат нас на привязи. Но эти оскорбления могут быть сведены на нет преданием себя Кришне. Надо по-настоящему предаться, а не довольствоваться громкими словами на эту тему. Мы должны попробовать мед изнутри.
От всей души желаю всем вам удивительных открытий в вашем вечно свежем и интересном бхаджане.
Всех вам благ и духовной силы.
Шачинандана Свами