Е.С.Шачинандана Свами, Камадева - бог любви, "Гаятри"

Кама-гаятри названа в честь ее мантра-деваты, трансцендентного Камадевы Кришны, господина чувств. Предназначение всех живых существ состоит в том, чтобы своими духовными чувствами доставлять Ему удовольствие.
 
В материальном мире есть зеркальный двойник Камадевы Кришны. Это Купидон, бог любви, всемогущий правитель материального мира. Вооруженный пятью стрелами, мирской Камадева держит этот мир в подчинении. Его стрелы описываются следующим образом:
 
1. Харшана - восхищение, веселье, трепет радости и желания;
2. Рочана - обаяние, привлекательность, способность даровать наслаждение и удовлетворение;
3. Мохана - способность вводить в заблуждение, смущать, сбивать с толку;
4. Шошана - способность иссушать, жечь, лишать сил;
5. Марана - смерть, уничтожение.
 
«Любовь движет миром», - гласит пословица. Если даже обыкновенная любовь обладает такой силой, то, став трансцендентно чистой, она легко может притянуть нас к Господу Кришне.
 
Слово пушпабанайа, относится к Кришне, у которого есть пять цветочных стрел. Мирской Камадева пользуется своим набором стрел для того, чтобы волновать сердца людей, но стрелы Кришны успокаивают сердце, пылающее в огне мирского вожделения. Эти стрелы стимулируют духовные желания. Кришна использует их для того, чтобы пробуждать в сердцах Своих дорогих преданных трансцендентные эмоции бхавы и премы, полностью пленяя все их пять чувств:
 
1. Его прекрасный облик, который включает в себя Его общий внешний вид, одежду, украшения, гирлянды и т.д., привлекает глаза Его преданных. То же касается и Его подвижных глаз и сияющего тела, похожего на только что появившуюся дождевую тучу, озаренную яркими вспышками молнии. Эта молния - либо Его дхоти, либо Шримати Радхарани;
 
2. Благоухание Его тела, смешанное с ароматами чудесных снадобий, которыми оно умащено (такими как агуру, камфара и сандаловая паста), привлекает обоняние преданных;
 
3. Звуки, исходящие от Кришны, влекут к себе слух преданных. К этим звукам относятся тембр Его голоса, мелодии Его флейты, звон колокольчиков и прочих украшений, надетых на Господа, а также шуршание Его дхоти, слышное, когда Он возвращается во Врадж по лесным дорогам;
 
4. Прикосновение к телу Кришны, Его лотосным стопам, рукам, груди и т.д. притягивает осязание Его преданных. А прикосновение Самого Кришны к телу преданного охлаждает лучше, чем лунный свет;
 
5. Преданные ощущают Господа на вкус, наслаждаясь остатками Его пищи, орехами бетеля, которые Он жевал, или (в мадхурья-расе) поцелуями Его губ. Все это привлекает чувство вкуса преданных.
 
Кришнадас Кавираджа Госвами описывает эти стрелы в связи с проявлениями трансцендентного экстаза Чайтаньи Махапрабху:
 
«Когда Шри Чайтанья Махапрабху осознал, что Господь Джаганнатха - это Сам Кришна, пять атрибутов Господа Кришны тут же полностью захватили пять органов чувств Махапрабху».
 
В комментарии к этому стиху Шрила Прабхупада объясняет, что эти пять атрибутов изображаются в виде пяти стрел трансцендентного бога любви:
 
«Красота Шри Кришны пленила глаза Господа Чайтаньи Махапрабху, пение Кришны и звуки Его флейты привлекли слух Махапрабху, а трансцендентное благоухание, исходящее от стоп Кришны, притянуло к себе ноздри Махапрабху. Трансцендентная сладость Кришны влекла язык Махапрабху, а прикосновение тела Кришны - Его осязание. Таким образом каждый из атрибутов Господа Кришны притягивал к себе одно из пяти чувств Шри Чайтаньи Махапрабху».
 
Кришну называют Анангой, трансцендентным богом любви. Так же называют и мирского Камадеву (ан - «без», анга - «части тела»), который есть материальное отражение Кришны. История о том, как он получил такое имя, связана с Дакшей и тем, как он проклял Господа Шиву.
 
После того как супруга Шивы, Сати, покинула свое тело, будучи не в силах вынести жестокие слова, которыми ее отец Дакша оскорбил ее мужа, Шива рассвирепел. Взяв на руки ее тело и пустившись в неистовый пляс, своим гневом он грозил разрушить весь мир. Чтобы успокоить его, потребовалось личное вмешательство Господа Вишну. Своей трансцендентной чакрой Он разрезал тело Сати на множество кусков, и те места, куда упали части ее тела, стали священными тиртхами. Увидев это, Господь Шива успокоился и сел, погрузившись в медитацию. Скоро он вошел в глубокий транс.
 
Сати, вечная спутница Господа Шивы, родилась вновь - на этот раз как Ума, дочь Гималаев. Прошло какое-то время, и она погрузилась в медитацию на Шиву, желая вновь стать его женой.
 
Примерно в это же время у полубогов начались серьезные проблемы. Асуры, их вечные враги, набрали силу, и небесное царство полубогов постоянно подвергалось нападениям. Девам нужен был могущественный и опытный главнокомандующий, который мог бы успешно руководить ими в бою.
 
Решив, что на эту роль лучше всего подошел бы сын бога-разрушителя, Шивы, и зная, что Ума - его вечная супруга, полубоги обратились к ней с просьбой зачать с Шивой ребенка.
 
Ума согласилась. Но, подойдя к своему господину, сидящему в Гималаях, она увидела, что он глубоко погружен в самадхи и не замечает ее. Ума всеми силами пыталась привлечь его внимание, но все напрасно. Тогда полубоги в отчаянии обратились к Камадеве, чьи могущественные стрелы казались им последним средством, которое могло бы прервать медитацию Господа Шивы и заставить его обратить внимание на Уму.
 
Камадева, прекрасно зная о разрушительной силе гнева Шивы и подозревая, что Шива придет в ярость, если нарушить его медитацию, никак не мог решиться на такой подвиг. Только когда полубоги заверили его в своей защите и убедили в важности порученной миссии, Камадева согласился. Взяв лук, он отправился в горы, спрятался за кустом и выпустил в Господа Шиву свои могущественные стрелы. Медитация Господа Шивы внезапно прервалась. Разгневанный, он стал оглядываться и обнаружил бога любви, стоящего за кустом и все еще сжимающего в руках свой цветочный лук. Яростный взгляд Господа Шивы в мгновение ока испепелил бога любви, и с этих пор он стал зваться Анангой, «бестелесным».
 
Однако по милости полубогов и благодаря их защите Ананга даже без тела сохранил способность входить в сердца всех живых существ в этом мире и оказывать на них свое влияние - ощущение, которое испытывает практически каждый, когда влюбляется.
 
Чтобы закончить историю, скажем, что желание полубогов исполнилось. Когда Шива увидел свою прекрасную жену Парвати в новом теле, он естественным образом пленился ею и зачал с ней ребенка. В результате их союза родился Карттикея, который впоследствии стал главнокомандующим полубогов.
 
Учитывая, что могущественный Купидон - всего лишь отражение Кришны, трансцендентного Ананги, мы можем представить себе, насколько притягательна раса-лила Господа Кришны. В материальном мире вожделение направлено на то, чтобы удовлетворить наши чувства. Но попытка удовлетворить свои чувства всегда приводит к разочарованию. Однако, если преобразовать свое вожделение в сильное стремление порадовать Кришну, нам обеспечен подлинный успех. 
 
Е.С.Шачинандана Свами "Гайатри".

Слухаємо Книги Прабгупади