Е.С. Ниранджана Cвами — Истинная Независимость

Сегодня после обеда я открыл эту книгу и начал читать. Эта книга называется <<Амрита вани>> или наставления Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Махараджа. Я часто читаю из этой книги. Очень многие выдержки из нее философские. Также могу заметить, что Шрила Прабхупада часто говорил на эти темы. Кто-то мог бы сказать, почему бы не почитать что-то из книг Шрилы Прабхупады, ведь Прабхупада говорил об этом часто. Но после того, как эта книга была издана, я много ее читал. Цитаты, которые здесь приведены, наполнены могуществом и точностью. Некоторые из этих утверждений достаточно резкие и четкие, что их бывает сразу трудно принять, трудно переварить.

В этой книге, с самого начала до конца, во всех высказываниях делается упор на чистое преданное служение. Шрила Прабхупада, когда говорил о чистом преданном служении, то очень часто ранил или резал ложное эго людей. Конечно же, Шрила Прабхупада делал это таким образом, что даже материалисты, когда это слышали, начинали смеяться над собой. Они всегда после этого испытывали такое чувство, что Шрила Прабхупада был добр по отношению к ним.

Но в нескольких случаях было так, что люди были очень обеспокоены в результате такой бескомпромиссной проповеди Прабхупады. Однако, чаще всего, когда Прабхупада разговаривал с материалистичными людьми, то они были способны оценить его качества, характер, его преданность. Это одно из качеств преданного, то, что он добр. И Шрила Прабхупада, несмотря на то, что критиковал этих людей, делал это по-доброму. Когда люди слышали какие-то такие резкие слова от Шрилы Прабхупады, у них оставалось ощущение, что он добр к ним.

Шрила Бхактиссиддханта Сарасвати Тхакур также очень сурово и строго проповедовал, разрубая ложное эго. Он говорил, высвечивал, делал очевидным, кто может предаться, а кто не может. Или кто может предаться, но все же его ждет еще долгий путь. Также было видно, кто обеспокоен тем, что он услышал о необходимости предаться. Кому-то также становилось неудобно, не по себе, потому что человек видел, что Его уровень сознания Кришны еще низок. И этот человек не хотел себя больше подталкивать, чтобы предаться больше.

На английском есть такое выражение: <<раскачивать лодку>>. Человек думает: <<Сейчас я чувствую себя очень комфортно в том положении, в котором нахожусь. А когда я слышу такие строгие утверждения, то это раскачивает мою лодку и мне уже не так становится комфортно. И в этот период моей жизни, когда я слышу, о том, что необходимо предаться больше - это действительно меня беспокоит. Потому что для того, чтобы достичь этого моего уровня, утвердиться в нем, стать стабильным, я потратил много сил. А сейчас, когда мне говорят, о том, что нужно предаться больше - вот эту идею очень трудно сейчас принять и переварить>>.

Очень часто мы сталкиваемся с такой необходимостью, что кто-то нас убеждает предаться больше. Или мы видим как другие преданные сталкиваются с этим. Конечно же, мы не говорим о такой стабильности в каком- то негативном ключе, потому что каждый нуждается в том, чтобы утвердиться на каком-то уровне, с которого он будет двигаться дальше вперед. И каждому требуется найти определенный уровень такой защиты и стабильности, потому что, каждый в общем-то этого ищет. Каждый хочет чувствовать себя в безопасности и в стабильном положении, потому что такова наша природа: мы хотим испытывать эту защиту. Мы хотим принимать эту защиту и чувствовать, что она у нас есть. И поскольку это соответствует нашей природе, мы этого желаем.

Хотя многие люди принимают прибежище в каких-то временных вещах снова и снова ачарьи нам напоминают, что единственное прибежище, к которому надо стремиться - это лотосные стопы Господа и преданное служение Ему. И единственное истинное прибежище заключается в том, что наш ум сосредоточен на Кришне, независимо от того, какие бы мы трудности не испытывали. Поэтому Кришна устраивает множество различных таких ситуаций, когда лодка для такой души, начинает раскачиваться.

В особенности это относится к тем, кто искренний. Потому что, тот, кто действительно искренен, то он желает больше зависеть от Господа и развить эту зависимость. У этого преданного также есть такой опыт, что когда он пытается принять прибежище в каких-то поверхностных, искусственных вещах, то он обнаруживает, что прибежища там нет.

Когда мы ехали сюда, то мы обсуждали в машине как раз эту тему. Мы говорили об одном преданном, который был в машине в это время. Этот преданный делился собственным пониманием, делился тем, как невозможно найти прибежище в материальном мире и зависеть от каких-то материальных вещей. Он делился тем, как материальная природа снова и снова сталкивает его. Снова и снова. Результат таков, что преданный все еще здесь и он способен говорить.

Я сказал ему, что это твое такое качество, которое нельзя отнять и оно сохраняется - что, не смотря на то, что материальная природа бьет тебя снова и снова, но ты понимаешь, что нет другого прибежища, кроме как общения с преданными и кроме как преданного служения. Эта непоколебимая убежденность, твердость должна быть в сердце каждого преданного. Даже если это происходит на какое-то мгновение. Даже, если человек на какое-то мгновение предается Господу, то благо и влияние от этого сохраняется на протяжении всей его вечной жизни.

В Шримад-Бхагаватам есть стих, в котором говорится какова ценность долгих лет жизни, которые так или иначе, прожиты в пустую. Лучше прожить одно мгновение в полном сознании, потому что это мгновение побудит такого человека искать высший интерес в жизни. Даже если на одно мгновение человек предается, то это приносит вечный результат. Таково могущество преданного служения.

Говорится, что в какой-то день, когда преданный говорит: <<Господь, всё - я Твой>>, тогда Господь принимает его. Даже, если на мгновение преданный испытывает такое чувство, что Кришна - я Твой и нет ничего, чему бы я хотел предаться, и хотя бы на мгновение преданный предается Господу, то даже одно такое мгновение оставляет на вечно отпечаток на его сознании, даже если в следующее мгновение преданный забывает о Кришне. Даже, если потом он продолжает свою обычную жизнь и забывает, что он испытывал такое ощущение, но потом, все равно приходит такое мгновение, когда он вспоминает, что однажды он полностью предался Господу, полностью отверг все остальное. К нему приходит этот вкус предания.

Этот вкус, на самом деле, очень сладок. И это наиболее замечательное положение, в котором можно оказаться. Нет более защищенного, болем безопасного положения. Но все же, не смотря на это, мы продолжаем сражаться. Мы сопротивляемся. Очень часто мы пытаемся как-то изменить ситуацию в своей жизни, так, чтобы чувствовать больше защиту, безопасность и быть счастливыми. Но все же в нашем сознании сидит то, что мы понимаем, что неизбежен тот момент, когда Господь Кришна напомнит нам, что необходимо предаться Кришне.

И вот таков вайшнав, который говорит нам об этом, который представляет эту идею, что не обходимо предаться больше. Иногда это может быть сделано так, что человек может почувствовать, что это слишком резко, слишком требовательно и ему будет трудно это принять. Этот человек даже не поймет насколько милостив вайшнав, который так поступает. Но в какой-то момент жизни человек вспомнит об этом и поймет, что эти наставления, которые он получил, это действительно была огромная милость. Такова ценность представления именно чистого преданного служения.

Мы видим как предыдущие ачарьи ничем не поступались и представляли чистое преданное служение Господу. И вот когда я читаю, как Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит о предании Господу, я вижу насколько это ясно и бескомпромиссно. Сегодня в середине дня я читал одну цитату о независимости.

Таков вопрос: в чем же истинная независимость? Все, если честно, хотят быть независимыми и им нравится это. Это одно из качеств, присущее тем, кто живет в этом материальном мире. Нам нравится наша независимость. Нам не нравится, когда кто-то говорит, что следует делать и мы не хотим полностью зависеть от кого-то. Потому что, когда кто-то полностью зависит от кого-то в этом материальном мире, то это признак того, что этот человек неудачник. Как только вы начинаете полностью от кого-то зависеть, то сразу же вы становитесь обязанным делать столько много разных вещей. Какие-то вещи, какие-то поступки, которые вы не хотите делать, но вы вынуждены это делать, потому что зависите полностью от другого человека. И мы постепенно как-то пытаемся независимо развивать какое-то другое положение, для того, чтобы однажды все же вырваться из паутины зависимости от другого человека.

Но как только мы хотим ослабить свою зависимость от одного человека и как бы вырваться, то тогда оказывается, что мы развиваем свою зависимость от кого-то другого. Но мы этого не понимаем. Мы начинаем думать, что вот в этой ситуации зависимость получше, чем в предыдущей. И здесь, Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Махарадж говорит об этом.

Он говорит, в чем же заключена истинная независимость: <<Попытка стать Богом не имеет ничего общего с преданностью. Желание бать независимым в этом мире указывает на то, что мы хотим быть слугами других. Материальная независимость это такая скрытая форма зависимости. Полная независимость обретается тогда, когда мы зависим только от Господа. От Господа, который по Своей природе вечен, полон знания и блаженства. Мы желаем служить только Ему. Такие люди, которые держатся за веревку милости Господа, такие люди известны как Его преданные. Те, кто думают, что они зависят только от себя или не зависят ни от кого, следует понимать однозначно, что они зависят от кого-то другого. Только те, кто зависят от Верховного Господа, только их можно по-настоящему назвать истинно независимыми. Когда мы обретаем истинную независимость, то тогда представление о том, что мы зависим вечно от Шри Хари - это представление проявляется в полной мере. И любой объект, который является полным целым - он по своей природе трансцендентен>>.

Это очень важный момент, который объясняется здесь. Если мы служим только вот этой Абсолютной Истине Шри Хари, то тогда в таком состоянии мы обретаем зависимость, но эта зависимость полна радости и блаженства. Иначе, если мы только показываем, играем такой спектакль независимости и мы думаем, что являемся господином или мы сами что-то делаем, то вот такое вот понимание приводит лишь только к страданиям. И это ни что иное, как подчинение и деятельность полностью под руководством майи.

Здесь вкратце Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит о том, что такое независимость и что такое зависимость. Если мы желаем в этом материальном мире быть независимыми, это указывает на то, что мы будем зависеть от кого-то другого. Единственная истинная независимость, которую может обрести живое существо это только если живое существо полностью зависит от Верховного Господа. Если человек не зависит от Верховного Господа, то по-настоящему он не может быть независимым. Он должен быть отчего-то другого зависим.

Почему же? И причина почему это так, в том, что, несмотря на то, что живое существо полноценно, его эта полноценность или полнота достигается только лишь тогда, когда он полон, будучи, связанным с Господом. Если человек не связан с Господом, то никаким живым существом не может быть достигнута эта полнота или полноценность. И в таком состоянии находятся все обусловленные души. Нет исключения из этого правила. До тех пор пока мы не заняты преданным служением, связанным с Господом, пока мы не утвердились, что мы Его слуги - мы не полноценны. До тех пор пока мы не чувствуем этой полноты – мы пытаемся ее чем-то компенсировать, что-то еще мы ищем. Только те, кто полностью удовлетворены в себе - они полноценны.

Как же человек может быть доволен, самоудовлетворен? До тех пор пока он не понимает, кто же он есть на самом деле дживера сварупа хайа - кришнера нитйа-даса. До тех пор пока человек не понимает, что он является вечным слугой Господа Кришны, только тогда он начинает понимать кто же он такой. Но если он этого не понимает и в таком понимании не действует, не живет - он никогда не будет испытывать удовлетворение, он всегда будет чувствовать, что есть какая-то неполноценность. Поэтому он всегда ищет чего-то, что могло бы это компенсировать, сделать его более полным, более полноценным.

Мне нужны какие-то отношения. Один из способов, как мы можем почувствовать себя более полноценными - это развивать отношения с другими. Конечно же, мы можем стать более полными, если мы развиваем отношения с преданными. Это более истинная попытка. В следующем абзаце Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит: <<По милости преданных Господа, состояние, в котором человек пытается не зависеть от Господа, может быть разрушено. Если человек подчиняет себя преданным Господа, то это правильная попытка зависеть. Если человек желает удовлетворять свои чувства, то он не правильно использует свои попытки быть полным, полноценным>>.

Правильно как мы можем это задействовать - это общаться с преданными Господа. Неправильно как это можно использовать - пытаться быть полноценными, удовлетворяя свои чувства. И к чему всегда ведет удовлетворение своих чувств? К страданиям. Всегда приводит к этому. Это невозможно изменить. Таков закон. Некоторые живые существа думают, что это возможно как-то изменить.

Когда Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур начинает об этом говорить, то, прежде всего он говорит, что пытаться быть Богом это не имеет ничего общего с преданностью. Кто такой Господь? Он сварат, Он полностью независим. Это одно из Его качеств. Если человек пытается быть полностью независимым от Господа, то один из вариантов это самому стать Богом. Потому что единственная личность, которая полностью ни от чего не зависит это Верховный Господь. Он может делать всё, что только пожелает. Конечно же мы знаем, что Он связан Своими преданными.

Есть множество описаний, где говорится о природе бытия духовного мира. И часто мы видим, что одно из необыкновенных и удивительных качеств, которое мы обнаруживаем в играх Господа это то, что Господь становится зависимым от Своих преданных. Мы можем тоже сделать такой вывод, что Кришна то ведь тоже не независим - Он связан Своими преданными. Но! Здесь проявляется выбор Кришны. Он Сам выбирает, что Он готов быть связанным Своими преданными, зависеть от них, потому что таким образом, Он обретает вкус. Это усиливает Его наслаждение. Ему нравится быть зависимым, связанным Своими преданными.

С одной стороны - Он Господь. Он независим и не обязан никому и ничем. Но не всегда Ему нравится быть вот таким независимым Господом. Ему больше нравится такое положение, в котором нет необходимости быть Абсолютным Господом. Ему больше нравится такое положение, когда Он просто сын Нанды, сын Яшоды и Он полностью от них зависит. Они Его ругают. Кормят. Ему нравится зависеть от Своих друзей. Ему нравится, когда Радхарани заставляет Его танцевать или еще к чему-то Его побуждает.

Когда Радхарани сердится на Кришну, то Он расстраивается и бежит к Ней, чтобы как-то попросить прощение и пасть к Ее стопам. Кришне это нравится. Ему нравится быть зависимым от Своих преданных. Но у Него всегда есть этот выбор! В конечном итоге Он абсолютно независим. Хотя Он выбирает быть зависимым от тех, у кого есть чистая преданность по отношению к Нему.

Живые существа они не независимы. Они никогда не могут бать независимы. И когда они пытаются быть независимыми от Кришны, то тогда они пытаются быть Богом. Но это ничего не имеет общего с преданностью. Более того, они полностью находятся под влиянием иллюзии, потому что они думают, что они независимы. Но в это время, они являются по сути, слугами кого-либо другого. Они служат какой-то одной личности. Потом это их разочаровывает. Они пытаются служить другой, а от этой зависимости пытаются избавиться.

Мне нужны деньги и поэтому вот на эту личность мне нужно поработать. Мне нужна любовь. Но не получается. Кого-то надо поискать, кто дал бы любовь. А через какое-то время, - нет это не любовь, человек получает больше, чем мне дает. Все, с этой любовью покончено. Достаточно. Нужно другую любовь найти и чувствовать эту любовь.

Мы нуждаемся, чтобы чувствовать себя в безопасности. Это таков закон. Это следует принять как закон. Мы не независимы! Нужно это принять. Но это так трудно. Это означает, что нужно предаться Кришне. А я бы не хотел полностью зависеть от Кришны. Если я буду полностью зависеть от Кришны, то кто же позаботится обо всех моих планах и все, что я хотел. Кришна вообще ничего не знает обо мне. Что Кришна обо всем этом позаботится? Он даже не знает, что я существую. Потому что там миллиарды живых существ, а кто я среди них? Если я предамся Кришне, то у меня даже не будет шансов служить, я даже в очереди там не встану. Какой шанс мне туда попасть? Как Кришна вообще сможет позаботиться обо мне? Нет. Полностью зависеть он Него я не могу.

Так или иначе, нужно как-то о себе позаботиться. Когда мы начинаем развивать такую заботу о себе, это означает, что мы начинаем зависеть от кого-то, помимо Кришны. Но Кришна говорит, что если ты предашься - не беспокойся больше ни о чем. Кришна нас заверяет в Бхагаватам, и есть множество примеров этому. Кришна нас заверяет! Когда преданный предается Кришне, то Кришна берет его под защиту внутренней энергии. Но мы думаем, возможно, но это не я. Полностью предаться Кришне я не смогу.

Шрила Бхактисиддханата Сарасвати Тхакур говорит здесь: <<Хорошо, если вы хотите быть независимыми от Кришны, то вы можете быть независимыми от Кришны, не зависеть от Него. Но вы вынуждены будете зависеть от других>>. Другими словами, можно лишь только попытаться быть независимым от Кришны, но невозможно быть независимым.

Поэтому он говорит, что любой объект, если мы видим, что он полноценен, следует понимать, что он трансцендентен.

ом пурнам адах пурнам идам пурнат пурнам удачйате пурнасйа пурнам адайа пурнам эвавашишйате

Только Кришна полон в Себе и ни в чем больше не нуждается. Кришна совершенен и полон. И все, что исходит от Кришны, также полно совершенства и полноценно. Не смотря на то, что множество вселенных исходят из Кришны, все равно Он остается полным и не испытывает ни в чем недостатка. Кришна полностью удовлетворен, полон в Себе. У Него нет желаний, которые Он стремится как-то исполнить. Но, не смотря на то, что Он так совершенен и полон в Себе, все же у Него есть бесчисленное множество живых существ, которые все являются Его частичками - и они усиливают Его наслаждение, Его удовлетворение. Усиливают таким образом, что они добровольно выбирают зависимость от Верховного Господа.

Не смотря на то, что Кришна полон и совершенен, часто Он ставит Себя в зависимость от Своих преданных для того, чтобы усилить Свое наслаждение. Но Кришна не жаден и Он не думает только лишь о Своем удовлетворении, Он хочет поделиться этим наслаждением. Он хотел бы, чтобы и мы это испытывали. Потому что каждый в своей жизни хочет почувствовать, что же это такое быть независимым.

И Господь говорит: <<Да! Ты можешь также быть независимым. Вы можете делать все, что пожелаете. И вы даже можете заставить Меня танцевать в соответствии с Вашими желаниями>>. Кришна танцует в соответствии с желанием Своих чистых преданных. Мама Яшода часто говорит Кришне: <<Ну, давай, танцуй!>>. Она начинает хлопать в ладоши. И Кришна танцует. Она может побудить Кришну танцевать. И многие преданные могут побудить Кришну танцевать. Кришна хочет поделиться этим ощущением независимости. Он хотел бы, чтобы каждое живое существо почувствовало ощущение, что же это за такое ощущение - быть по настоящему независимым. Он говорит, что если вы хотите этого, то просто зависьте от Меня. И только тогда вы можете полностью быть независимыми.

Есть такой пример в отношении предания. Предание - это когда мы сдаемся и белый флаг вывешиваем. Как армия во время войны, когда она проигрывает сражение. Оставшаяся горстка солдат видит, как генералы лежат сраженные, битва полностью проиграна. Они выходят с белым флагом, сдавшиеся. И тогда другая сторона принимает их, заковывает в наручники и начинает распоряжаться ими по своему усмотрению. Получается, что таким образом они должны предаться тем, кто их победил и стать такими рабами врага, который их победил.

Они думают: <<Все, больше нет независимости. До этого я был независимым или я думал, что стану независимым, ведь ради этого я сражался с врагом>>. Посмотрите, насколько эта естественная склонность живого существа быть независимым и насколько она проявляется, что люди даже готовы ради этого умереть. Просто в сражении они готовы отдать свою жизнь только ради того, чтобы быть независимым. Это естественное желание бать независимым.

Но предание Кришне совсем не похоже на эту сдачу с белым флагом. Потому что Кришна не ищет никаких пленных или рабов. Кришна не ищет кого-то кто мог бы удовлетворить Его жадность или похоть. Он Господь! Ему нет нужды ни в чем этом. Нет никакой необходимости пытаться кого-то победить, чтобы кто-то исполнял Его желания. Он уже Верховное существо! Верховный Господь! И это положение даже не оспаривается. Нет никого кто был бы Ему равен или кто был бы более велик, чем Он. Зачем Ему искать каких-то пленных или рабов для Себя? Он не ищет кого-то в материальном мире, чтобы поработить, чтобы сделать живых существ Своими рабами. Наоборот! Он желает одарить их вкусом истинной независимости!

<<Да, ты можешь быть независимым. Ты можешь служить Мне так, как ты сам того пожелаешь. А Я буду отвечать тебе на это>>.

йе йатха мам прападйанте тамс татхаива бхаджамй ахам.

Господь говорит: <<На столько, на сколько эти души предаются Мне, соответственно Я их награждаю>>. <<О сын Притхи, все, во всех отношениях следуют тем путем, который Я указал и установил>>. Кришна желает, чтобы мы предались, для того, чтобы Он поделился с нами тем самым наслаждением, которое Он Сам испытывает. Он желает поделиться этим с каждым. Даже тем, кто восстает против Него и в своем сердце как-то противятся Ему, то Господь все равно ждет, когда они примут прибежище у Него для того, чтобы так же и с ними поделиться этим ощущением независимости.

Поэтому никто не может сказать: <<Ну, какие у меня шансы? Как Кришна узнает обо Мне?>> Мы можем использовать это как предлог, но в реальности Кришна живет прямо в нашем сердце. И Он знает обо всем! Он знает даже больше, чем мы! Но Он ожидает, когда мы к Нему повернемся, чтобы предаться.
Господь пребывает в сердце каждого живого существа, как Сверхдуша и Он также проявляет Себя через преданных.

Бхактисиддханата Сарасвати Тхакур здесь говорит, что вот это обусловленное положение живого существа, основанное на попытках быть независимой. Если мы ставим себя в зависимость от преданного Господа, то это настоящее использование нашего желания быть независимыми. И даже Кришна так поступает. Даже Кришна показывает на Своем примере, как это замечательно быть зависимым от Своего преданного.

Все игры Кришны как раз и проявляют вот этот Его принцип. Во всех Его играх проявляется как Господь ставит Себя в зависимость от Своих преданных. В <<Брихад Бхагаватамрите>> мы читаем, как Нарада Муни искал преданного, который получил милость Господа. Он идет от одного преданного к другому и ищет, кто же получил больше милости Господа. Постепенно один за другим, он приходит к Уддхаве. И начинается обсуждение, кто же получил больше всего милости Господа. Но даже Уддхава не хочет говорить об этом. Разные преданные вовлекаются в такое обсуждение, кто же больше получил милости Господа? В Двараке Баларама и Рохини обсуждают, кто же этот преданный, кто получил больше милости?

Они начинают обсуждать и говорят о преданных, которые живут во Вриндаване и сильно страдают от разлуки с Господом. В то время,когда они это обсуждали, Кришна находился в соседней комнате. Он был в кровати и когда Он услышал это обсуждение, то Он не встал и не вышел к ним, потому что Он сразу же начал плакать. Они разговаривали между собой и через некоторое время удивились, почему же Кришна сегодня не встает? Но когда Кришна услышал из соседней комнаты о жителях Вриндавана и о том, что Господь доставил им столько страданий, потому что их покинул, что они в разлуке сильно страдают, тогда Господь, плача, вышел из комнаты. Он обнял Балараму. Поскольку Он чувствовал Себя ужасно от того, что Он столько страданий доставил Своим преданным во Вриндаване - Он просто потерял сознание.Он лежал на земле и был полностью без сознания.

Все, кто присутствовал там, пришли в беспокойство: <<Что же случилось с Кришной? Как мы можем вернуть Его в сознание?>>. Тогда Господь Брахма высказал такую идею: <<Мы можем Господа отнести в Ново-Вриндаван>>. Ново-Вриндаван - это место, которое было построено Вишвакармой и это полное подобие, копия Вриндавана со всеми его жителями. Вриндаван это такое место, где живут преданные Кришны, которые получили больше всего милости Господа. Ново-Вриндаван - копия, она очень похожа.

Вишвакарма пострил Ново Вриндаван в соответствии с настоящим Вриндаваном. Все здания, все было таким же как во Вриндаване. Единственное, что он не мог сделать - это жителей Вриндавана. Потому там находились неподвижные статуи разных преданных: мамы Яшоды, Нанды Махараджа, мальчиков пастушков, гопи. Там просто стояли статуи жителей, они были неподвижными. Господь Брахма думал, как Кришну можно привести в сознание. Поэтому он начал искать Гаруду. Гаруда как и все преданные прибыл в это место. Он как и все преданные был обеспокоен, что Господь потерял сознание. Все плакали.

Господь Брахма позвал Гаруду и дал ему наставление: <<Возьми Кришну и Балараму и отвези Их в Ново-Вриндаван. Тебе нужно на своей спине перенести их туда>>. Преданные поместили Кришну и Балараму на спину Гаруды и он перенес Их в Ново-Вриндаван. Баларама тоже был без сознания. Но здесь Он очнулся. Начал оглядываться вокруг и стал думать, что же происходит.

Баларама увидел, что Кришна лежит на Земле без сознания. Но это Кришна из Двараки. Они прибыли из Двараки и поэтому Кришна был одет как житель Двараки. Баларама начал Его переодевать для того, чтобы Кришна был похож на того каким Он был во Вриндаване. Баларама поместил на Его голову перо павлина. Потом достал флейту. Снял с Него царские украшения и одел на Кришну одежду мальчика-пастушка, особенные сережки и украшения из ягод гунджа.

И только тогда Баларама начал пробуждать Кришну, говоря: <<Брат, очнись! Очнись! Посмотри! Посмотри, куда Мы попали!>>. Кришна очнулся и начал оглядываться. Он сразу же увидел - там стояли мама Его и отец. Он сразу же выразил им Свое почтение, предложил поклоны. Кришна сразу же потянулся к их стопам, чтобы взять пыль с их стоп. Но они не двигались. Рохини, она следом за Ними прибыла с Двараки. Она знала, что Кришна будет спрашивать, почему Яшода неподвижна? Рохини сказала: <<Твоя мама сегодня так беспокоилась из-за того, что Ты так долго не вставал с постели. Она думала, что Ты заболел и это привело ее в такое беспокойство, что она просто оцепенела. Почему бы Тебе сейчас не отправиться со Своими друзьями в лес?>>.

Кришна подумал и дал понять, что мама Яшода, перед тем как Он и мальчики-пастушки отправляются в лес, всегда дает покушать с собой. Рохини поняла, что вместо мамы Яшоды ей необходимо все приготовить и снабдить Кришну всеми этими вкусными вещами, которые Он обычно берет в лес. Она сказала, что я сама сделаю, потому что мама Яшода в оцепенении. Кришна согласился с этим и отправился в лес Вриндавана.

Но, прежде чем отправиться в лес Вриндавана, он выхватил небольшой кусочек масла, который был в руке мамы Яшоды. Вишвакарма знал, что Кришна обычно так поступает и он вложил в руку мамы Яшоды немного масла. Кришна подошел к маме Яшоде, забрал масло и пошел в леса Вриндавана. Потом Он увидел Радхарани. Он подумал: <<О, Радхарани! Наверное , Она на меня сердится и поэтому не движется. Наверное, Она поняла, что Мне снилось прошлой ночью, поэтому сердится на Меня. Посмотрите, Она тоже оцепенела и не движется>>.

Кришна подбежал к Радхарани и сказал: <<Не беспокойся! Я скоро вернусь>>. Кришна даже не понял, что это статуя. Он посмотрел вокруг, что никто не смотрит, подошел к Шримати Радхарани и быстренько поцеловал Ее, бросив Ей на голову лепестки цветов. А в это время, следом за Кришной и Баларамой, на каком-то расстоянии, следовали жители Двараки. Они наблюдали за всем этим. Сатьябхама там тоже была. Они наблюдали, прятались за деревьями и они видели как Кришна находится в полной зависимости от всех этих преданных жителей Вриндавана.

Нарада Муни был в небе и не приближался. Он был в беспокойстве и думал: <<Я начал эту дискуссию, кто получил больше милости, и вот к чему все это привело. О, теперь я буду отвечать, за то что Кришна в таком беспокойстве>>. Поэтому он не хотел приближаться, а принял йогическую асану и сидел высоко в небе, наблюдая все это. А Гаруда летал и своими крыльями закрывал солнце, чтобы оно не пекло сильно и куда бы Кришна не пошел - Гаруда был сверху.

Потом Кришна и Баларама направились на берег Ямуны, туда, где были мальчики-пастушки и коровы. Все это происходило в Двараке, но там была копия Ямуны. Они отправились туда и Кришна подумал, что это Ямуна. Но это Ново-Вриндаван. Они подошли с телятами к тому месту, которое, как Он думал, была Ямуна. И когда Он посмотрел на Ямуну, то вдалеке увидел огромный город. Он сказал: <<Где это Я вообще? Кто Я?>>.

Кришна находился под контролем Своих преданных. Все жители Двараки со стороны наблюдали как Господь ведет Себя в Ново-Вриндаване, как Он зависит от Своих преданных, Вриндавана, мамы Яшоды, Нанды Махараджа. Но когда Господь начал задавать вопросы: <<Кто Я? Где Я?>>, тога Баларама напомнил Ему: <<Разве Ты не помнишь, что Ты прибыл сюда, чтобы защитить Своих преданных. Существует определенная миссия, с которой Ты пришел в этот мир - защитить Своих преданных>>.

Баларама напомнил Кришне о Его миссии и что необходимо возвращаться в Двараку, для того, чтобы продолжать миссию по отношению к тем преданным, которые живут в Двараке. Но в то же самое время, все эти преданные Двараки с какого-то расстояния наблюдали, как Господь полностью подчинен любви Своих преданных, живущих во Вриндаване. Они снова вернулись в Двараку и между ними состоялся такой разговор.

Кришна Сам начал говорить о любви Своих преданных из Вриндавана. Он сказал: <<Я сделаю все ради этих преданных. Они все оставили ради Меня. Всем пожертвовали, чтобы быть со Мной . Они ничего не оставили для себя. Всем пожертвовали ради Меня>>.

В комментарии на Шримад -Бхагаватам Вишванатха Чакраварти Тхакур говорит о гопи: <<Кришна утверждает: <<Я не могу отплатить гопи. Поскольку, они оставили все: членов своих семей, родителей, своих детей. Они оставили всех ради Меня. Но Я не могу оставить Свою маму. Не могу оставить Своего отца. Я не могу отплатить им той же монетой, поскольку Я не могу также оставить всех ради них, как они оставили всех ради Меня>>.

Кришна говорит всем жителям Двараки, что те преданные, которые в наибольшей степени обрели Его милость - это жители Вриндавана. Он Сам лично произносит эти слова и утверждает, что Он никогда не сможет им отплатить за эту любовь и Он всегда находится под их контролем.

Кришна позвал в комнату, где все это происходило, Нарада Муни. Кришна сказал: <<Заходи!>> Нарада Муни боялся, потому что он думал, что из-за него это все началось. Он начал задавать вопросы и это привело к таким событиям. Господь сказал Нарада Муни: <<Разве ты не знаешь, что тот, кто напоминает Мне о тех преданных, кто Мне наиболее дорог, тот тоже становится Мне очень и очень дорог. Ты также Мне очень дорог. Ты совершил великое служение Мне, потому что ты напомнил Мне об этих преданных, которых Я очень люблю. Проси какое-нибудь благословение. Я тебе дам все, что попросишь>>.

Нарада Муни попросил такое благословение, которое звучит так: <<Пусть в природе преданного всегда будет так, что он никогда не будет испытывать, что он получил достаточно милости. Чтобы он никогда не думал, что у него достаточно любви к Кришне. И чтобы он никогда не думал, что он делает достаточно служения для Кришны>>.

Кришна сказал: <<Нарада, ну что это за благословение? О чем ты просишь? Разве ты не знаешь, что такова естественная природа преданного служения. Посмотри! Всех кого ты обошел, ты пошел к царю, Шиве, Брахме, Хануману, Пандавы, жители Двараки. Все, к кому бы ты не пришел, все они чувствовали, что недостаточно послужили Мне. Они все указывали на кого-то другого, кто обрел больше милости, чем они получили. И они все думали, что они недостаточно совершили для Меня служения. Но они все Мои чистые преданные. Я отвечаю им соответственно.

И такова природа чистого преданного служения, что они никогда не думают, что делают достаточно. Попроси какого-нибудь благословения, более существенного. Почему ты просишь то, что уже проявлено и присутствует в природе преданного служения?>>.

И Нарада Муни попросил благословения: <<Пусть любой, кто слушает о Твоей любви к этим преданным и любой, кто говорит о таких преданных, которые так бескорыстно Тебя любят, любой, кто к ним привяжется, пусть этому человеку будет дарована возможность заниматься чистым преданным служением. Чтобы у них была возможность служить Тебе и чтобы им было даровано такое же возвышенное служение, которое я видел у жителей Вриндавана>>.

Господь сказал: <<Нарада, я даю тебе это благословение>>. И Он дал Нараде такое благословение: <<Любой, кто услышал это повествование, также обрел ту милость, которую имеют жители Вриндавана>. Нарада Муни тут же отправился к тем преданным, с которых он начал свой поиск того, кто обрел больше милости и он начал рассказывать о преданных Вриндавана. И суть того, что он рассказывал, в том, что на сколько подчинен и зависим Господь от Своих преданных, которые обладают чистой преданностью.

Кришна дает им абсолютную независимость в отношении того, как бы они не пожелали Ему служить. И как бы они не захотели Ему служить, Кришна полностью отвечает на все их усилия. Кришна полностью подчиняется им и зависит от них. Вот в этом проявляется великая независимость. Это единственный способ, как человек может делать все, что он хочет делать. А пытаться быть независимым в этом материальном мире это просто полная иллюзия. Пытаться делать то, что мы сами желаем в этом материальном мире и быть независимыми от того, о чем мы говорили сегодня, не слушать это - это значит, быть зависимыми от чего-то другого. И это приводит только лишь к одним страданиям. Вот такое должно быть понимание.

Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур ясно объясняет, что нет никакой независимости, помимо полной зависимости от Господа. Господь желает поделиться этим опытом с каждым. Все что Он просит: <<Просто делайте, что-то для Меня. Это все! Делайте что-то ради Меня. Хотите какие-то аскезы совершать - делайте это ради Меня! Хотите что-то пожертвовать или что-то предложить - делайте это для Меня!>>.

Это все, что Он просит. Ему нет в этом необходимости. Он не нуждается в этом, но Он желает делиться этим опытом. Ему не нужно это подношение. Ему не нужно наше служение. Он желает поделиться этим вкусом истинной независимости - вкусом преданного служения по отношению к Нему. Он так сильно желает, чтобы другие испытывали этот вкус, что даже Он Сам желает этот вкус испытать. Он видит, что когда Ему служат, то испытывают даже большее удовлетворение, чем когда Он получает это служение.
Господь видит, что преданные более удовлетворены в этом служении. Поэтому Он желает также наслаждаться этим вкусом, получить его.

Поэтому, однажды Он решил придти как Господь Чаитанья, чтобы этот вкус обрести. Вот насколько необыкновенен этот нектар, который преданные испытывают, служа Господу. Настолько этот вкус необыкновенен, что Сам Господь желает придти как преданный, чтобы его испытать. Он стал Господом Чаитанья, для того, чтобы этот вкус попробовать! Этот вкус как последние границы самого возвышенного - бхакти, это то, что испытывает Господь, придя как преданный.

Господь Чаитанья пришел, чтобы этот вкус распространить. Не только, чтобы Самому испытать. Сам Господь Кришна, который пришел как преданный Кришны, пришел для того, чтобы раздавать этот вкус другим. Поэтому, если мы хотим этот вкус испытать, должны предаться Господу Чаитанье. Нет никакого другого пути, как мы можем этот вкус получить, потому что Он пришел, чтобы этот вкус раздать. Он делает этот вкус таким доступным, легко достижимым через имя Кришны. Вот такова милость сострадания Господа к жителям материального мира. Он свободно раздает это каждому. Даже нам!

Что мы делаем? Какова наша квалификация? Поэтому мы можем видеть, на сколько милостивы преданные Господа, на сколько эта большая удача быть зависимыми от преданного Господа. Преданный это тот, кто распространяет, раздает милость Господа. Поэтому Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур говорит, что до тех пока преданный держит веревку зависимости от Господа, до тех пор пока живое существо держится за эту веревку милости Господа его можно считать преданным Господа.

И эта милость приходит через преданных Господа! Тогда, по милости преданных, человеку легко преодолеть иллюзорное состояние, в котором он думает, что независим от Господа. Когда мы подчиняемся преданным, когда от них зависим, то это самое правильное использование желания быть независимым.

Поэтому мы должны все стремиться к этому, так, чтобы мы прожили эту жизнь в зависимости и подчинении преданному Господа, чтобы мы оставили эти глупые идеи о том, что мы можем быть в этом мире независимыми. Потому что этого не будет. Это просто не может произойти. И единственный способ как мы можем избавиться от этой иллюзии – это принять прибежище у милости преданных. Это наиболее великая удача! Это то, о чем молят чистые преданные Господа, чтобы жизнь за жизнью была возможность общаться с Его преданными. Потому что они знают, что нет никакого другого пути, как можно предаться Кришне и как можно обрести Его милость. Нет другого пути, кроме как через и от другого преданного Господа Кришны!

Слухаємо Книги Прабгупади