Я хочу передать всем вам очень короткое послание. Это наставление из Шримад Бхагаватам, 1.2.14, это очень известная шлока. Вы наверняка слышали это и раньше. На санскрите это звучит так:
тасмад экена манаса
бхагаван сатватам патих
шротавьях киртитавьяш ча
дхйеях пуджаш ча нитьяда
Перевод этого стиха такой: "Поэтому нужно, сосредоточив все свое внимание, постоянно слушать повествования о Личности Бога, прославлять, помнить Его и поклоняться Ему – защитнику преданных".
Это наставление дает Шрила Сута Госвами. Шримад Бхагаватам был поведан Шрилой Шукадевой Госвами, и когда он рассказывал Шримад Бхагаватам, его слушали многие святые и одним из тех, кто был там, был Сута Госвами. Когда мудрецы из Наимишараньи попросили Суту Госвами наставлять их, чтобы это принесло благо людям в век Кали, Сута Госвами повторил послание Шримад Бхагаватам, которое он услышал от Шукадевы Госвами. Тех, кто может запомнить что-то, услышав всего один раз, называют на санскрите шрутидхарой. Это послание Суты Госвами в этой шлоке предназначено для всех преданных.
Некоторые преданные – в брахмачари ашраме, некоторые – в грихастха ашраме, некоторые – в ванапрастха ашарме, а некоторые – в санньяса-ашраме. Итак, мы можем быть в любом из этих четырех ашрамов, но наша главная цель жизни должна быть – любовь к Богу. Метод обретения любви к Богу описан в этой шлоке.
Часто мы думаем, мы – в грихастха-ашраме, поэтому нам не нужно следовать этим наставлениям. Но наставления писаний предназначены для всего общества и особенно для преданных, которые должны пытаться следовать этим наставлениям.
Сута Госвами утверждает в этой шлоке, что Верховынй Господь – это истинный защитник преданных. Господь Кришна говорит в Бхагавад-гите (9.31): «Каунтея пратиджанихи на ме бхактах праншьяти». Что означает: «О сын Кунти, смело объяви всем, что Мой преданный никогда не погибнет». Другими словами, если мы предадимся Господу, Господь дарует нам защиту.
Господь хочет, чтобы мы обрели подлинное счастье. Прахлад Махарадж сказал 5000 лет назад, что сейчас люди не знают о том, как обрести подлинное счастье. Мы сможем обрести подлинное счастье, только если попытаемся провести свою жизнь в соответствии с наставлениями писаний.
Изучение Шримад Бхагаватам и Бхагавад-гиты очень важно, если мы хотим развиваться в духовной жизни. Чайтанья Махапрабху в особенности дал это наставление преданным. Первое Его наставление – повторять святое имя, поэтому преданным дается наставление повторять, по крайней мере, 16 кругов в день и 25 кругов в экадаши и другие особые дни.
В Чайтанья Чаритамрите говорится, что повторение святого имени Господа может совершаться тремя способами: первый способ называется Нама-аппарадха, второй способ называется Нама Абхаса, третий способ называется Шудха Нама.
Вначале, когда мы повторяем святое имя, мы не следуем правилам и предписаниям и не пытаемся избегать оскорблений, эта стадия называется Нама апарадха. Когда мы начинаем общаться с преданными, изучать писания, принимаем инициацию или начинаем готовиться к инициации, то мы обретаем знание о 10 нама апарадхах, 4 принципах и других правилах. Мы должны пытаться следовать этим правилам, если мы хотим продвигаться по пути духовной жизни. Этот уровень называется стадия нама абхасы. И если мы будем продолжать пытаться действовать таким образом, мы сможем повторять святое имя Господа чисто. Этот уровень называется шудха намой.Все мы хотим повторять святое имя Господа, но мы должны стараться повторять свои круги внимательно.
Итак, здесь Сута Госвамиджи говорит, что с неотрывным вниманием мы должны всегда слушать о святом имени Господа, заниматься киртаном, смаранам и служить Господу. Преданного, который делает эти четыре вещи, можно в действительности назвать преданным Господа. Мы всегда продолжаем называть себя преданными Господа Кришны. Это хорошо, но если мы хотим стать настоящими преданными, мы должны делать эти четыре вещи.
Итак, здесь Сута Госвами говорит, что мы должны совершать шраванам и киртанам святых имен Господа. Мы получаем духовное знание через уши. Вы все знаете, что Чайтанья Махапрабху сказал, что Господь вложил все свои энергии в Свое святое Имя.
Святое имя Господа подобно чинтамани и нет разницы между Господом и Его именами. Обсуждение этой темы: то, что мы должны проявлять интерес к шраванам и киртанам, можно обнаружить в писаниях с начала и до конца. Об этом говорится в первой песне Шримад Бхагаватам и также в 12 песне Шримад Бхагаватам. Эта тема обсуждается снова и снова, поскольку мы упрямы, и даже услышав один раз, два раз, много раз, мы не извлекаем блага из этого наставления. Поэтому писания снова и снова, разными способами обсуждают эту важную тему, чтобы, слушая снова и снова, мы смогли принять эти наставления в свое сердце.
Здесь Сута Госвами говорит, что мы должны регулярно слушать о послании Господа. Именно поэтому Чайтанья Махапрабху дал нам наставление повторять Харе Кришна Маха-мантра и читать Шримад Бхагаватам и Бхагавад-гиту.
Как все вы знаете, в центрах ИСККОН утром обсуждается Шримад Бхагаватам, а вечером обсуждается Бхагавад-гита. Все вы живете дома, занимаетесь каким-то бизнесом, и кто-то из вас может жить в том месте, где нет храма. И все вы преданные – грихастхи должны стараться читать Шримад Бхагаватам, Бхагавад-гиту. Изучение писаний очень важно, если мы хотим противостоять Майе. Сам Кришна говорит в Бхагавад-гите (7.14):
даиви хй эша гуна-майи
мама майа дуратйайа
мам эва йе прападйанте
майам этам таранти те
«Преодолеть влияние Моей божественной энергии, состоящей из трех гун материальной природы, невероятно трудно. Но тот, кто предался Мне, с легкостью выходит из-под ее власти». Мы должны научиться использовать это духовное оружие предания.
Шрила Прабхупада создал общество, которое может принести благо всем. Однажды один астролог пришел к Шриле Прабхупаде в Маяпуре и он сказал: «Прабхупада построит дом, в котором сможет жить весь мир». Итак, Прабхупада создал это общество, чтобы все смогли получить связь с Ведической цивилизацией и получить от этого благо. Поскольку это единственный путь, который поможет нам духовно развиваться.
Итак, мы должны стараться жить таким образом, чтобы повторять святое имя, регулярно читать писания и если мы будем стараться, то у нас это получится. Очень важно регулярно читать писания, если мы хотим узнать наставления Господа. Прабхупада часто говорил, что Господь доволен, когда мы изучаем писания, поскольку писания это слова Господа, и когда Господь видит, что мы хотим узнать о Нем, Господь наделяет нас необходимым разумом, который позволяет нам узнать Его.
Моя просьба ко всем преданным, которые повторяют 16 кругов, повторяйте свои круги внимательно. Слушайте то, что вы повторяете. Часто преданные спрашивают, что значит внимательное повторение? Внимательное повторение означает, что во время повторения святого имени мы не должны думать ни о чем другом или заниматься чем-то другим. Иначе вы не получите полного блага от повторения святого имени. Мы хотим, чтобы вы обрели полное благо от повторения святого имени. Это заключение всех писаний, что мы должны повторять святое имя Господа внимательно.
Итак, все мы должны так планировать свое расписание, чтобы у нас каждый день было, по крайней мере, от полутора до двух часов на внимательное повторение святого имени. И вы обнаружите, что когда вы будете повторять святое имя внимательно, вам будет гораздо легче противостоять Майе, и вы также ощутите духовное блаженство.
Итак, здесь Сута Госвами говорит, что с неотрывным вниманием, мы должны слушать святое имя Господа. Мы должны совершать киртанам, смаранам. Бхагавад-гита и Шримад Бхагаватам подчеркивают это. Как Господь Кришна говорит в конце Бхагавад-гиты (18.65):
ан-мана бхава мад-бхакто
мад-йаджи мам намаскуру
мам эваишйаси сатйам те
пратиджане прийо 'си ме
«Всегда думай обо Мне, стань Моим преданным, поклоняйся Мне и почитай Меня. Так ты непременно придешь ко Мне. Я обещаю тебе это, ибо ты – Мой дорогой друг».
Итак, если вы внимательно совершаете шраванам, киртанам, тогда смаранам также будет возможно. Мы можем помнить о Господе во множестве образов, то есть мы можем помнить о Божестве Господа, мы можем помнить о славе Господа, о качествах Господа, о лилах Господа, о наставлениях Господа. И если наш ум поглощен духовными мыслями, в нем не будет места материальной деятельности. Здесь Господь говорит: «Всегда помни обо Мне». Когда наш ум стремится к неправильным мыслям, мы должны притягивать его обратно и стараться вспоминать об играх Господа, о Его качествах, образе, наставлениях и т.д.
Сута Госвами дальше говорит, что мы должны поклоняться Господу. Господь Кришна проявил Себя в образе Божества. Кришна говорит: «Поклоняйся Мне!». Мы можем поклоняться Кришне в Его образе Божества. Вы можете получить из храма ИСККОН Божества Шри Шри Радхи Кришны, Шри Шри Гайра Нитай, Шри Шри Джаганнтахи Бладаевы Субхадры, Шри Шри Рамы Лакшмана Ханумана.
Вы также можете поклоняться изображениям Господа. То есть, если возможно установите Божества Господа в своем доме, или же поклоняйтесь изображениям Божеств. Мы должны сделать своим правилом, прежде чем есть что-то у себя дома – предлагать всю бхогу сначала Господу. Господь является в образе Божества. Нет разницы между Господом и Его Божеством. Кришна проявляет Себя в образе Божества, чтобы дать преданным возможность занять себя служением Господу.
Итак, здесь Сута Госвами говорит, что мы должны всегда слушать о Господе, заниматься киртаном, помнить о Господе и поклоняться ему. И если мы будем делать все это, мы станем преданными и Господь говорит: «Я защищаю своих преданных».
Истинная суть ИСККОН – распространять послание Шри Чайтаньи Махапрабху. Чайтанья Махапрабху предсказал: «Притхивите ачхе ята нагаради грамма сарватра прачара хаибе мора нама – в каждом городе и деревне услышат пение Моего имени».
Днем раньше мы праздновали 111 годовщину со дня явления го Божественной Милости Шрилы Прабхупады. Шрила Прабхупада явился на этой планете, чтобы исполнить предсказание Чайтаньи Махапрабху. Шрила Прабхупада очень сильно подчеркивал важность проповеди. Главная цель ИСККОН – связывать людей с Кришна-бхакти. Прабхупада провел много времени в Дели. Прабхупада жил в храме Радхи Дамодары во Вриндаване, и оттуда он ездил в Матхуру на лошадиной повозке, а из Матхуры Прабхупада ездил в Дели на поезде, в вагоне третьего класса. Затем он отправлялся на Садар Базар, чтобы покупать бумагу для издания книг, затем он сам распространял свои книги. В то время Прабхупада все делал один. Шрила Прабхупада построил дом, в котором могут жить все. Прабхупада дал нам столько книг и храмов. Сегодня в каждом уголке мира есть центр ИСККОН, и Прабхупада дал нам много программ, с помощью которых мы можем распространять послание Чайтаньи Махапрабху.
Часто можно видеть, что после инициации преданные становятся апатичными, но также можно видеть как преданные после инициации начинают проповедовать еще с большим энтузиазмом. И моя просьба ко всем вам, инициированным преданным, и всем тем, кто связан с этим обществом, вы должны понять наставления Шрилы Прабхупады, Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Прабхупады и Шрилы Бхактивинода Тхакура. Чайтанья Махапрабху хотел, чтобы прославление имени Господа распространилось по всему миру, чтобы люди всего мира смогли обрести настоящее счастье, установив связь с Кришна-бхакти.
В ИСККОН есть столько много разных программ, с которыми вы можете связать себя. Есть программы Бхакти-врикши, где вы можете изучать писания в маленьких группах. Есть группы нама-хатт. В каждом храме есть воскресные программы. В Дели есть много храмов: Санат Нагар, Нойда, Панджаби Бхаг, Газиабад, Панчшил, Бахадургарх. Во всех этих храмах каждое воскресенье проводятся программы. Если вы живете в городе, где нет храма, то вы сами можете начать проповедническую программу. Вы можете проводить программы у себя дома. В писаниях говорится, что в те дома, где собираются преданные, чтобы прославлять Господа, Кришна лично приходит как гость, и мы можем получить огромную милость. Так что вы должны с энтузиазмом связать себя с одной из этих программ.
Чайтанья Махапрабху наставлял Сананату Госвами, что мы должны искать прибежище у духовного учителя, чтобы встать на духовный путь, мы должны принять инициацию и спрашивать у духовного учителя о том, что следует отвергнуть, чтобы развиваться в духовной жизни. И нужно отвергнуть то, что мешает. Вы должны спрашивать: «Как я могу развиваться в духовной жизни?» Для того чтобы расти в духовной жизни, мы должны взять на себя бремя проповеднической миссии Чайтаньи Махапрабху. Чайтанья Махапрабху хотел, чтобы прославление святого имени распространилось по всему миру. Все мы должны принять эту ответственность.
Мы должны сами становиться хорошими преданными и затем распространять послание дальше. Мы должны быть осторожны, чтобы не совершать 10 оскорблений святого имени и особенно нужно избегать вайшнава апарадхи. Мы должны тщательно следовать всем правилам и предписаниям бхакти.
Мы должны связать себя с проповедническим движением. Моя просьба ко всем вам: «Пожалуйста, подключитесь к одной из групп Бхакти-врикши. Сейчас в Дели существуют почти 60 групп Бхакти-врикши, которые проводят наши храмы. Таким образом, вы станете хорошими преданными и сможете также связывать с движением других людей.
Мы думаем, что вот мы инициированные и раз в год мы приходим на Вьяса-пуджу, так мы исполняем свой духовный долг. Так не должно быть. Вы должны установить связь с храмами в ваших городах и с энтузиазмом служить там. Все инициированные ученики должны ходить в храм каждое воскресенье. И не приходите в храм как гости, приходите с настроением, что это ваш храм, думайте: какое служение я могу сделать, чтобы распространять движение Чайтаньи Махапрабху. Сегодня мы нуждаемся в преданных, и если мы будем чем-то жертвовать, мы получим духовное благо.
В Бхагавад-гите (18.5) Кришна говорит, что мы не можем убрать три вещи из своей жизни: жертвоприношения, благотворительность и аскетизм. Это послание, обращенное ко всем нам. Моя просьба, чтобы вы все приняли его очень серьезно. И мое настоящее желание в том, чтобы вы не только предлагали цветы, но чтобы вы стали хорошими преданными, увеличивали вкус (ручи) к святому имени и писаниям и усиливали свой дух служения. Мы должны всегда быть в таком настроении: мы должны стать орудиями в распространении послания Чайтаньи Махапрабху и это настоящий способ, с помощью которого мы можем сделать счастливым духовного учителя.
Шрила Прабхупада написал подношение на Вьяса-пуджу, в котором он сказал, что духовного учителя нельзя удовлетворить, просто предложив ему цветы. Духовный учитель доволен, когда видит, что его ученик обретает большую привязанность к святому имени, писаниям, что он развивает хороший дух служения и старается избегать вайшнава апарадхи. Это подлинный способ как можно по-настоящему удовлетворить духовного учителя. Итак, это мое желание, чтобы все вы стали хорошими преданными и распространяли послание Шрилы Прабхупады. Так вы сможете достичь цели жизни.
Лекция ЕС Гопал Кришны Госвами на Вьяса-пудже 7 сентября 2007 года, Нью Дели, Индия.