Е.М. Чайтанья Чандра Чаран Прабху — лекция на Радхаштами

ЕМ Чайтанья Чандра Чаран Прабху, лекция на Радхаштами

Джая Шри Радхе!

ЕМ Чайтанья Чандра Чаран Прабху, лекция на Радхаштами, 5 сентября 2011 года.

С Днем явления Шримати Радхарани! Харе Кришна!

Особый день, особая милость. «Практически невозможно ничего сказать о Шримати Радхарани, – как говорил Рамананда Рай, - впервые меня просят говорить на эти темы». И мы просто последуем традиции: мы что-то скажем в соответствии с тем, что написано в Священных писаниях, также то, о чем говорят духовные учителя, передавая по цепи ученической преемственности.

Несомненно, каждый преданный чувствует эту внутреннюю тонкую привязанность к Радхе и Кришне. «Где-то в глубине сердца, – Прабхупада говорит, – эта любовь дремлет у каждого», есть это. Но это большой секрет, большая тайна. Эта таинственная беседа состоялась 500 лет назад между Господом Чайтаньей и Рамананда Райем. И Господь Чайтанья поднял интересную тему, Он попросил описать, что же такое совершенство. И далее беседа состоялась так, что были описаны различные уровни совершенства. Есть совершенство в области материального мира, которое начинается с платформы дхармы, затем поднимается выше до платформы артхи, затем еще выше до платформы камы и, наконец, до платформы освобождения. И это также обсуждалось, но Господь Чайтанья не проявлял глубокого интереса к этим темам, к этим видам, к этим ступеням совершенства в области материи.

Он готовил Рамананду Рая к более сокровенным темам, к более глубоким темам, потому что высшее совершенство описывается как любовь к Богу. И Господь Чайтанья, Он повелел Своим последователям впервые подробно описать эту науку. То есть впервые эта наука была подробно описана Его последователями, шестерыми Госвами. Но этого нет, был лишь намек, это было уделом индивидуальным, это не публиковалось, как сейчас, широко в книгах, не распространялось. Это сделал Господь Чайтанья, Он вскрыл эти замки любви к Богу, взломал буквально то, что за семью замками, в глубине, в тайне, в секрете: «тайна тайн», говорится. Тайна Священных писаний существует, есть свои секреты. И Он это взломал, просто открыл наружу, всем и каждому Он стал давать это настроение, которое человек может понять, то есть свои отношения с Верховной Личностью Бога. Каким образом? – Необходимо слушать о Радхе и Кришне. Хотя бы в этот день, раз в году, мы можем слушать о Радхе и Кришне. Тема сокровенная, и так просто о ней говорить тоже не очень правильно – нужна подготовка или какая-то особая милость или особая атмосфера, которая складывается между исключительно преданными, интересующимися этими темами, с искренним сердцем.

 

Когда Господь Чайтанья делал спектакли, Он хотел показать эти сцены, то Он предупредил всех преданных: что придти на эти спектакли, где будут показаны игры Радхи и Кришны, могут только те преданные, которые полностью контролируют свои чувства и обуздали свой ум. И даже близкие спутники Господа Чайтаньи сильно испугались: «Никто не может контролировать чувства и ум, мы не пойдем на спектакль». Тогда Господь Чайтанья понял, что зал будет пуст либо придут какие-то праздные зрители, совсем не подготовленные, и тогда Он сказал: «Я даю благословение каждому, кто придет на этот спектакль: он будет контролировать свои чувства во время этого спектакля, все увидят Радху, Кришну прямо на сцене перед собой».

И в этот день мы имеем очень большие благословения, чтобы просто говорить вот так, сейчас открыто на эти темы. В прошлом даже мурти Радхарани не было на алтаре, об этом святые вслух не говорили, вообще, – там укладывались лишь комплект одежды рядом с Кришной, намек на то, что рядом есть еще кто-то, некто, о котором лучше не говорить вслух.

Это не обычная женщина, чтобы о Ней думать таким вот обычным образом. Радха и Кришна – это одна душа, но два разных тела, но при этом душа одна. То есть Бог, Он одновременно мужчина и женщина. Радха-Кришна, Сита-Рама, Лакшми-Нараяна – так их величают. Причем женское имя, женская энергия впереди, и затем «Кришна». Если мы хотим обратиться к Кришне то посредством Его внутренней энергии можно как-то к Нему приблизиться, потому что наивысшее служение совершает Ему именно Радхарани. Близкое, самое близкое служение, самое интимное духовное служение это совершает именно женская энергия.

Хотя мы знаем, что в духовном мире нет мужчин и женщин, совсем не то, что мы здесь имеем в виду. Здесь есть мужчины и женщины. И каждый принимает эту природу и гордится этой природой. Мужчина настаивает на своем, женщина настаивает на своем, поэтому в основном мы видим в семьях конфликты между мужчинами и женщинами. Чаще всего это регулярно происходит в каждой семье, потому что у каждого есть свое эго: мужское эго и женское эго.

Но что касается духовного мира: там нет ложного эго, там никто не настаивает ни на чем, там все служат Кришне. И поэтому женская форма в духовном мире – это вечное желание служения, это проявление сварупы, это не личное какое-то отождествление, основанное на моих личных независимых желаниях. Там только одно желание: удовлетворить Кришну, удовлетворить Его желание. И в соответствии с этими желаниями живые существа принимают различные духовные формы, они не мужчина и женщина, они станут кем угодно для Кришны, если это понадобится.

И вот самое высочайшее служение совершает Шримати Радхарани. Описывается, что Она совершает чистое непрерывное беспримесное преданное любовное служение, нет никакой примеси личных интересов. И Ее наперсницы точно такие же, все гопи, это Ее личное распространение окружения. То есть это атмосфера, в которой Кришна находится во Вриндаване: Он окружен гопи, Он возлюбленный гопи, «гопи-джана-валлабха». Гопи-джана-валлабха Его зовут, это одно из Его имен, очень важных имен. Кто же такой Бог? – Его любят гопи, Его любят женщины.

А кто такие женщины во Вриндаване? – Это высочайшего уровня преданные, это в прошлом все величайшие мудрецы, которые совершали суровейшие аскезы с одним желанием – вступить в эти отношения с Верховной Личностью Бога. В этой роли испытывают этот вкус супружеских отношений. Настолько привлекательна Его форма, что душа согласна стать женщиной для того, чтобы удовлетворять Его чувства и желания. Но она не мужчина и не женщина, душа – слуга Кришны, она преданная Кришны. Так описывается духовный мир, на самом деле его нельзя описать словами.

И источник всего – Радха и Кришна. Рамананда Рай сказал: «Совершенство – когда человек достигает освобождения от материальных желаний, становится свободным от рождения, старости, болезни и смерти, он выполняет свои обязанности, он идет путем Священных писаний, путем аскез, религий, всевозможных практик, получение знаний – это все пути к совершенству. Всё, чтобы он не делал, он должен делать как жертву Всевышнему, – это путь к совершенству».

Но затем Господь Чайтанья говорит: «А есть что-то лучше этого? Говори дальше, Рамананда Рай, не останавливайся, продолжай эту тему». И вот если мы с вами будем продолжать дальше эту тему совершенства, дальше и дальше – мы пойдем таким же путем. О чем говорил Рамананда Рай? – Сказал, что «выше всего этого, этого материального совершенства, этих попыток к совершенству – выше всего этого – слушать о трансцендентных играх и развлечениях Бога», то есть слушать «Шримад-Бхагаватам», Священное Божественное послание свыше, из духовного мира.

Тогда Господь Чайтанья выпрямился, сразу заинтересовался: «Так, так, – он сказал, – Да! Да! Продолжай, Рамананда Рай, дальше!» То есть экстаз Господа Чайтаньи увеличивался, и он передавался Рамананда Раю. И когда Рамананда Рай слышал снова эту просьбу, его экстаз углублялся: он знал, о чем говорить. Говорит: «Я ничего не знаю, но Ты! Ты уполномочиваешь меня – я подобно струнам инструмента, натянув струны. И Ты сейчас будешь играть на этих струнах эту рагу. Пожалуйста, повелевай! Говори! Проси! Требуй от меня!» И Рамананда Рай заговорил, что, конечно, есть совершенство отношений с Богом, есть духовное совершенство, есть совершенство, превосходящее обычные представления, еще более превосходящее, есть совершенное совершенство, еще более совершенное, еще более совершенное. Хотя все тут духовно, но там есть градации совершенства: они безграничны.

И когда они подошли к играм гопи, гопи и Кришны. Величайшие слуги Кришны – это гопи, которые испытывают трансцендентную привязанность к Нему, чувственную, супружескую. Это над всеми другими расами: над родительской, над дружеской расой, над служением – над всем этим, она венчает, это венец. Венец игр, венец наслаждения, венец этой расы, раса-лилы – это супружеские отношения со множеством гопи. Кришна как трансцендентный Купидон – Бог любви. Безграничны Его потенции наслаждаться любовью. Поэтому нет числа этим гопи, говорится, в духовном мире.

И кажется, что достигли кульминации – раса-лила уже описывалась, Господь Чайтанья был в полном трансе: Он чуть не потерял сознание, когда услышал это. Сказал: «Рамананда Рай, прошу тебя, не останавливайся, говори дальше». И Рамананда Рай сказал: «Впервые меня просят говорить дальше. Запретные темы, мы никогда дальше не говорим этих тем. Дальше просто мы молчим. Мы просто повторяем Харе Кришна и молчим. Это в глубине сердца. Как можно дальше говорить об этом вслух?» Но Господь Чайтанья говорил: «Говори дальше!»

И тогда Они стали говорить о Шримати Радхарани. И в этом время Рамананда Рай увидел Господа Чайтанью другими глазами: он увидел там две формы в Нем, он понял, кто задает вопросы. Этот удивительный образ раскрылся перед его глазами: он увидел очень темную форму, трансцендентно украшенную, с павлиньим пером в волосах, с игривыми глазами и странными движениями. Он заигрывал, Он играл. Его форма – форма игры. И рядом он увидел золотую форму, сияющую. И когда Рамананда Рай увидел эти две формы вместе, он сразу потерял сознание. Он был в экстазе, он больше не мог ощущать ничего внешнего.

И когда он очнулся, он сказал: «Я знаю, кто Ты. Ты меня всё это время обманывал, но теперь я знаю, кто Ты!».
«Рамананда Рай, не будем говорить об этом, – сказал Господь Чайтанья. – Ты лучше скажи мне: что такое совершенство?»
«Совершенство? – Это Радха и Кришна».>
«Правильно. А о чем человек должен постоянно думать?»
«О Радхе и Кришне».
«А ради кого он должен жить в этом мире?»
«Ради Радхи и Кришны».
И какой бы вопрос Господь Чайтанья не задавал, Рамананда Райя отвечал сразу же: «Радха и Кришна, Радха-Кришна, Радха-Кришна, Радха-Кришна...»
«Ты всё правильно понял, – сказал Господь Чайтанья. – Только никому об этом не говори: тебя примут за сумасшедшего, ты должен держать это в сердце, это тайна тайн». То есть в сокровенных беседах это обнаруживается.

В чем же заключается тайна творения?

Это новое издание «Учение Шри Чайтаньи». Я бы хотел почитать о качествах Шримати Радхарани. У Кришны есть 64 качества, очень много, и все они трансцендентны, все безграничны. Вплоть до уровня Нараяны проявляется до 60 качеств, обычное живое существо проявляет до 50 качеств, но в небольшой степени. У Кришны нет границ в этих качествах. 60 – уже уровень Нараяны, и есть еще 4 качества, которые присущи только Кришне и больше никому, никто их не имеет, ни одно живое существо: ни обычное, ни относящееся к Вишну-таттве. Это Его необычная внешность.

Кому-то приходило в голову, что Бог бегает с павлиньим пером в волосах, с рожкàми, с веревками за телятами? – Невозможно! Это очень удивительная форма. Она прекрасная, одевается очень изысканно, экстравагантно, как актер на сцене, говорится, только всерьез всё это. Конечно, если актер на сцену выходит наряженный как Кришна, мы узнаем, что это Кришна, но это всё же актер играет Его, правда же? Потому что нам не очень естественно так постоянно ходить, мы для сцены это делаем. На работу мы не пойдем с павлиньим пером, в дхоти, с флейтой, в припрыжку – мы нет, нет, нет, это вопрос серьезный: вот, видите, нас уволят с работы, это очень опасное поведение. А Кришна всегда заигрывает – это Его главная работа. Он пытается удовлетворить своих преданных и как? – Играми. Он их приближает к Себе постоянно, привязывает к Себе.

Вот, например, наша задача – привязаться к Кришне, верно же? В духовном мире они думают, как от Него отвязаться, да? Иногда они так и говорят об этом вслух. Конечно, это в шутку более или менее: они гордятся этой привязанностью, что Кришна с ними играет, но иногда они жалуются. Потому что Кришна, Он подстерегает Радхарани еще с детства. Он стережет Ее где-нибудь за углом, в кустах. И Она проходит, Она знает, что Кришна где-то прячется. Она знает об этом, и Она идет и ждет, когда же Он выскочит из-за угла. И Кришна выскакивает из-за угла и как всегда неожиданно и валит Ее на землю и кусает щеки – это Их детские игры. Он валит Ее на землю и кусает щеки. Они еще не знают, что такое супружеские отношения, они ёще дети, но что-то происходит напоминающее такое. Так они выражают свою привязанность, когда кусают друг друга или щиплют друг друга, дразнят друг друга или толкают или даже бьют друг друга – вот так Кришна себя ведет: Он пристает к Ней постоянно. И Радхарани в этот момент кричит: «Мама! Мама! Помоги мне! Спаси Меня от этого Кришны! Он постоянно на Меня нападает! Спасите Меня от Него! Избавьте Меня от этого беспокойства». Но когда в очередной раз идет этой тропой, думает: «А где же Кришна? Где-то вот тут раньше в кустах ждал Меня», – и это привязанность.

Итак, эта привязанность у Них вечного уровня, но иногда Они встречаются и спрашивают друг друга: «А с чего вообще началась наша привязанность, наша любовь?». И всякий раз находят новые причины. «Ты знаешь, как это было?» – «Да, это было тогда, когда Ты впервые вышел на тропу передо Мной и сказал: «Куда это Ты направляешься с этим йогуртом? А не хочешь Меня угостить всем этим? Вообще, ты должна заплатить пошлину, потому что Я царь Вриндавана, Ты знакома со Мной, вообще? Мне кажется, вот с этого начались наши отношения». И они могут начаться с любого момента времени, потому что Йога-майя покрывает Их разум: Им кажется, что вот у Них встреча первая, всегда новая, вот сегодня или вчера была многозначительная встреча.

И Она играет в прятки, и Кришна очень мило прячется. Он любит прятаться от гопи: Он их привязывает к Себе, а потом прячется – это Его излюбленный приём, знаете: сначала привяжет, а потом уйдет, спрячется и будет наблюдать, что вы будете делать теперь, как будете с ума сходить от этой привязанности – Ему очень нравится наблюдать это настроение.

Или иногда Кришна погружается в кунду с головой в голубых лотосах – игра в прятки. Радхарани должна найти, но очень сложно, потому что Он сливается с голубыми лотосами, потому что Он такой же сияющий как этот лотос: Кришна очень ловко прячется там. И Радхарани, Она беспокоится: «Долго нет Кришны – может, Он, вообще, уже ушел», – начинает тревожиться. «Ведь одно мгновение разлуки, – Господь Чайтанья говорит, – это настроение, 12 лет острое и…», достигает кульминации, Она начинает доходить до безумия, Радхарани: «А что? Может быть, Он, вообще, уже ушел? Покинул меня совсем!?» Она готова разрыдаться от этого страстного, сильного желания увидеть Кришну – и не может Его увидеть, не может найти Его. А Кришна наслаждается, смотрит изнутри этих лотосов, как Радхарани просто сходит с ума от этой бхавы, как сгущается Ее любовь, как выражаются Ее чувства, как проявляются симптомы Ее тела: Ее дрожь, Ее… все… И Он просто это всё видит, как Она любит Его! И Он счастлив и не показывается.

И когда другие уже, бриджабаси, не могут этого вынести этого настроения, этого напряжения этих чувств Радхарани, тогда появляется одна обезьяна. Она садится на ветку, на дерево прямо над Кришной там, сверху, сидит и смотрит на Него сверху. Она ничего не говорит, она не раскрывает ни какой тайны – просто внимательно смотрит на Него. Радхарани тоже замечает эту обезьяну: «Это не обычная обезьяна, смотрите, она в экстазе! Таких обезьян не бывает, она, вообще, другого цвета: только в экстазе такой цвет тела может быть. Она видит Кришну – Кришна там», – Радхарани нашла Его. Так обезьяна помогает найти Кришну.

Мы тоже можем не видеть Кришну, но если мы будем просить Шримати Радхарани: Она покажет, где Кришна, или преданных: преданные покажут, где Кришна. У них есть эта способность давать Кришну, Прабхупада об этом говорит.

Итак, Радхарани – это очень милостивая энергия, потому что это махабхава, когда Радхарани имеет махабхаву, она распространяется всюду, ей нет границ. Она Ее полностью ослепляет, Шримати Радхарани. И даже Кришна удивляется: «Что за удивительная любовь!? Как же Она любит Меня?» Особенно когда Кришна внезапно видит свое отражение – с Ним случается шок.

С вами случался такой шок, когда вы внезапно видели свое отражение? – Кто это!? Так это же я. И они увидели, видео фильм – там вдруг себя увидели: «Ой! Кто это!?» И также и Кришна: иногда Он видит Себя в отражении в мраморном полу или в колонне или на полированной изумрудной стене. И эта картина шокирует: «O-o-o! Кто это!? – А, так это же Я! Как бы Я хотел обнять вот эту форму, также как это делает Радхарани. Что же Она чувствует в этот момент, когда обнимает Меня?!» Его очень интересует это настроение Радхарани, эта махабхава. И это причина того, что появляется вот эта форма, вечная форма Господа Чайтаньи – это Кришна в золотом состоянии Радхарани, сияющий золотом, излучающий вот эту Махабхаву, сгущенную прему, которая присуща только Ей. И Кришна испытывает это настроение Шримати Радхарани, Он ведет Себя как преданный. Он больше не ведет Себя как Кришна.

И как преданный Он интересуется у Рамананды Райя, Он говорит Санатане Госвами, Он говорит другим: «Говорите всем о Кришне, кого увидите, всем и каждому. Делайте то, что вы делаете, ничего не меняйте, ничего не нужно менять. Просто всем вокруг говорите о Кришне, но говорите с любовью о Нем». О Кришне могут говорить только преданные, как это делает Шримати Радхарани. Она ни о ком другом не говорит, и не думает, кроме Кришны.

И каждую ночь Они встречаются, но днем... Нужно пережить день, потому что днем Они не могут встречаться: старшие контролируют, у них паракия-раса, у них супружеские отношения вне брака. И Радхарани не может в присутствии старших даже смотреть долго на Кришну. А Кришна идет на теркадамбу, там созывает всех коров, друзей, там у них начало всех игр, там Он играет на флейте. А Радхарани из Явата проходит это место, но не может смотреть в сторону Кришны. И тогда у Нее есть друг: бриллиантовое ожерелье из крупных полированных алмазов, вот здесь висит у Нее на груди. И проходя мимо, Она смотрит на это ожерелье – и там отражается Кришна, Она ловит это отражение и смотрит, прикрыв голову: Она целомудренна, Она предана мужу, понимаете?

ЕМ Чайтанья Чандра Чаран Прабху, лекция на Радхаштами
Но здесь Она видит только Кришну, больше никого. Когда Она видит форму Кришны, Она уже не может дальше двигаться: Она не может Себе представить, что вот так вот дальше просто пройдет мимо. И тогда в этом состоянии Она берет это ожерелье – «пу-у-уф» и срывает с Себя, и все эти бриллианты в пыль падают, теряются там. И все подруги начинают собирать снова это ожерелье, на это уходит много времени. А Радхарани в это время украдкой смотрит на Кришну, использует это время. Прямо напротив, там где теркадамба, там есть тропа, и вот там Радхарани часто останавливается, чтобы собрать своё ожерелья. Подруги помогают ей – Она в это время смотрит на Кришну. Потому что Она не может терпеть долго эту разлуку.

Итак, Кришна: Он постоянно привязывает, постоянно привязывает, привязывает живое существо – потом разлука, и тогда чувства усиливаются – и снова встреча, и снова чувства усиливаются – и снова разлука, и снова чувства усиливаются – и до какой же степени? Господь Чайтанья говорил: «У Меня нет ни капли любви к Богу, потому что если была бы любовь к Богу, хотя бы капля, Я бы не мог уже жить в этом мире, Я бы оставил это бренное тело. Но Я жив до сих пор – это доказывает то, что у Меня нет никакой любви к Богу». Как же можно согласиться жить так долго в материальном теле, которое не может испытывать такую махабхаву?

Гопи презирают это тело: они критикуют Брахму, критикуют Творца Вселенной: «Какой ты творец?!» – сказали гопи Брахме. Когда они видят Кришну, они сетуют: «Что это за тело такое, вообще!? Оно постоянно мигает глазами!», – замечали? Глаза хлопают постоянно, нас не спрашивают. «Этот творец был материалистом! Грубым, причем. Этот Брахма, он сотворил что-то грубое. О-о-о, ему не знакомо чувства экстаза, ему не знакомо это чувство привязанности к Богу, иначе бы он не сотворил такие мигающие глаза. Ведь вы же не видите Кришну, когда мигаете, в это время». Вот когда просто мигание глаз, гопи тоже раздражает: «Что за глаза!? Кто делал, вообще!?».

Нас же тоже иногда начинает раздражать, когда тело начинает болеть, не слушать нас: «Ну, что за тело!? Что случилось!? Что такое!?» – иду к врачу: «Доктор, помогите». Откуда такое тело у нас? – быстро устает, чуть что сразу есть ему нужно, поел – сразу отдыхать, Боже мой. Мантру сядешь повторять – ум убегает куда-то. Открыл форточку – холодно, закрыл – тепло – уснул. Сел послушать лекцию – жестко сидеть… там еще что-что, еще кто-то вошел: там сквозняк и все … столько проблем. Боже мой, кто все это делал? – скажите.

Если бы это Сам Кришна создавал наше тело, Он, конечно, не так создал его, правда же? Мы бы непосредственно из рук Бога бы изошли – но нет, нас создал прародитель людей с другой целью, чтобы мы учились терпению, смирению и почтению, чтобы мы прошли через аскезу в этом теле. Это чувствительное тело столько беспокойств нам доставляет.

Гопи говорят: «Нам такое тело не нужно. Нам нужно другое тело, нам нужны трансцендентные глаза, трансцендентные уши». Рупа Госвами говорит, что: «Что это за слоги такие?! – Криш-на – если я их повторяю, то хочется иметь миллионы ушей – двух ушей мало. И нужно миллионы языков – ведь одного языка мало. И глаз тоже нужно миллионы! Но нет этого ничего! Я не могу реализовать свою любовь к Богу в этом теле».

Господь Чайтанья говорил: «Нет ни капли любви: Я еще в этом теле жив, Я еще пользуюсь, наслаждаюсь этим ограниченным, материальным телом». Конечно, тело Господа Чайтаньи трансцендентно, оно безгранично, оно не обусловлено, но Он говорил как преданный. Преданный, всегда ему не хватает времени, чтобы служить Кришне. Гопи танцуют раса-лилу ночь Брахмы, но сетуют: «Как быстро время пролетело, ночь Брахмы! Мы же только начали танец-раса», – они только во вкус вошли. И все уже: время нас ограничивает, всегда близится какая-то разлука. Это называет махабхава – настроение – такое вот нетерпение.

Но когда Кришна оставляет раса-лилу, потому что Радхарани покидает раса-танец. Она делает вид, что Ей не нравится, что Он танцует со всеми одновременно, не уделяя Ей особого внимания, потому что Он может быть счастлив по-настоящему только с Ней. Она думает: «Нет, раса-лила успеха не принесет, потому что Кришна сейчас равно со всеми танцует», – и удаляется, незаметно уходит с раса-танца. В разгар, можно сказать, наслаждения Она покидает Его. Кришна тоже теряет интерес к раса-лиле, ко всем другим гопи и тоже покидает раса-лилу, и ищет Радхарани. И не найдя, начинает рыдать и плакать. И так усиливается эта махабхава у Кришны тоже. Он тоже испытывает эту глубокую привязанность. И Радхарани начинает немножко гордиться: «Да-а-а, я же лучшая гопи. Я же лучше всех могу служить Кришне».

Итак, Кришна покидает и Радхарани тоже. И Он прячется от всех гопи. И когда их разлука достигает кульминации и сумасшествия, когда начинают танцевать, как Кришна, играть на флейте, как Кришна, говорить, как Кришна, двигаться, как Кришна – они в безумии своем начинают так себя вести. Он наслаждается этим – Он вдруг появляется перед ними. Гопи гневаются, они злятся на Него: «То придет, то уйдет. Он всегда такой. Привяжет, а потом раз и покинет. Так, так, так… Кришна, хорошо, скажи нам, объясни: какого рода Ты мужчина? Как? Что это за любовь у Тебя такая? Вот есть разные любовники, знаешь? Вот есть такие любовники, которые отвечают ровно столько, сколько получают, на любовь. А есть другие, которые любят, даже если не получают любви. А есть удовлетворенные в себе – им не нужна никакая любовь – атмарамы. А Ты какой любовник? К какому классу Ты относишься? Ты равнодушен к нам, или Ты торгуешь этой любовью? В равной степени отвечаешь? Либо Ты святой: любишь, не взирая на то, что…? Кто же Ты? Какой же Ты?»

Кришна говорит: «Я не один из этих любовников. Ко мне это, вообще, не относится. Моя главная роль – усиливать эту привязанность, даже ценой собственной репутации. Обо мне будут говорить, что Я непостоянный, что Я обманываю постоянно, ненадежный, нельзя опираться на такую любовь».

И даже Сам Кришна иногда переодевается в гопи – идет переодетый к Радхарани. Новая гопи, знаете: Шьямала, такая темная, такая красивая, интересная гопи, очень похожа на Кришну. У нее форма женская и голос и всё остальное… Вот Кришна, так Он меняет форму. Он говорит: «Да, Я с высшей планеты, Я богиня, и пришла послужить тебе, кое-что сказать по секрету. Ты не к тому привязалась, Радхарани. Это ненадежный индивидуум. Столько Я тебе доказательств приведу! Сколько раз обманывал и будет в будущем делать то же самое. Мужчину нельзя изменить, – знаете об этом? – это Его природа такова. Ты зря связалась с Ним, вообще».

Радхарани говорит: «Молчи! Как ты можешь так говорить о Кришне! Я не могу слушать эти оскорбления», – и Кришна наслаждается, закрыв сари. И Она начинает прославлять Кришну при всем вот таком Его поведении, Его характере. Радхарани начинает прославлять Его, какой Он на самом деле: какой Он любящий, какие у Него 64 качества, какой Он красивый, какие Его игры, какое Его окружение и так далее, далее.

Почему Кришна? – Потому что Кришна выражает мнение других людей, которые могут критиковать Его за это. «Ваш Бог, – они говорят, – танцует по ночам…! Ваш Бог заставляет Арджуну убивать своих родственников. Вы поклоняетесь недостойной Личности, Он думает только о женщинах, у Него нет смысла жизни, цели жизни. У Него нет даже профессии, никаких обязанностей. Кто Он, этот Кришна!?» Шишупала говорит: «А кто такой Кришна!? Почему поклоняетесь Ему перед Раджасуя-ягьей!? Выбрали объект для поклонения Кришну – да, Он не лучше вороны!?!?!? – он это сказал в присутствии такого большого зала, громко, смело выразил свою мысль, – Он трус, прежде всего, Он скрылся от всех царей в море, в Двараке. И чем Он там занимается, знаете!? – 16108 жен. Можете представить, чем Он, вообще, занят там?! Он трус. Потом Он привязан к женщинам», как это по-русски сказать? – бабник. Иногда гопи тоже самое говорят Ему – язык не поворачивается, правда же?

Вместе с тем это тайна тайн и Кришну ничто это абсолютно не оскверняет, потому что Он трансцендентный, Он не материальный, Он источник всех этих игр. Завистливые люди говорят: «Я бы тоже хотел танцевать как Он, но вот нельзя, а Ему можно. А здесь законы религии, законы государства». Но в тайне они устраивают все эти игры где-то, правда же, эти черные, грязные игры – они подражают Кришне, но подражают плохо. Это извращенная раса называется. Чистая, изначальная раса – нужно вступить в эти отношения именно с Кришной: паракия-раса возможна только с Кришной.

И энергия наслаждения в наиболее концентрированной форме называется махабхавой. Шримати Радхарани – вечная супруга Кришны – является олицетворение махабхавы. В «Уджджвала-ниламани» Рупа Госвами говорит, что «Радхарани, Чандравали соперницы в любви к Кришне, но если сравнить их двоих, то становится очевидным превосходство Радхарани, ибо Она является махабхава-сварупой». То есть существуют и другие гопи, очень привлекательные, возвышенные. Иногда, даже сложно понять, кто кого превосходит. Говорится, есть две наиболее яркие представительницы гопи: это Радхарани и Чандравали – две партии, но если их сравнить…, говорится. Вот если их не сравнивать – сложно понять, но если их сравнить, их рядом поставить – все же очевидно, что Радхарани превосходит всех.

ЕМ Чайтанья Чандра Чаран Прабху, лекция на Радхаштами
Махабхава-сварупа. Термин «махабхава-сварупа» – олицетворение махабхавы – относится исключительно к Радхарани. Махабхава исполнена энергией наслаждения, это проявление высочайшей любви к Кришне, поэтому Радхарани известна во всем мире как Та, кого Кришна любит больше всего, Ее имя всегда связано с Кришной: Радха-Кришна.

В «Брахма-самхите» также говорится, что Кришна распространяет Себя в духовном мире посредством своей энергии наслаждения, и что все проявления этой энергии не отличны от Него, Абсолютной Истины. Хотя Кришна всегда наслаждается обществом экспансии Своей энергии наслаждения, Он вездесущ. Брахма почтительно склоняется перед Ним, Говиндой, причиной всех причин.

Итак, качества Шримати Радхарани.

Здесь говорится о том, какие эмоции Шримати Радхарани может испытывать в общении с Кришной. Как себя ведет Радхарани, посмотрите, вот это интересно: идет поэтическое описание Ее образа. И затем Рамананда Рай стал объяснять, почему Радхарани является наивысшим олицетворением энергии наслаждения Кришны: «Радхарани распространяет Себя в различные формы, к которым относятся Лалита, Вишакха и другие Ее близкие спутницы».

В «Уджджвала-ниламани» Рупа Госвами также описывает одну из отличительных особенностей Шримати Радхарани: «Само тело Радхарани является выражением высочайшего трансцендентного блаженства. Украшенное цветами, источающее благоухания оно исполнено трансцендентной любви к Кришне и является сосредоточием Его энергии наслаждения. Радхарани омывает свое трансцендентное тело трижды: первый раз – в водах милосердия, второй раз – в водах девичьей красоты и третий раз – в водах сияния юности. После этих трех омовений Она облачается в светозарные одежды. Своей красотой, которую сравнивают с косметическими средствами, Радхарани превосходит любые произведения искусства. Кроме того, Ее украшают такие проявления духовного экстаза, как: трепет, слезы, испарина, дрожь в голосе, оцепенение, вызванное трансцендентным блаженством, вставание волос на теле дыбом, изменение цвета кожи и безумие».

Я слышал, что иногда Радхарани в состоянии разлуки с Кришной или экстаза махабхавы, Она рычит как лев: р-р-р-р-р… – рык издает, такой громкий, очень громкий рык, как будто лев это делает. Радхарани такие звуки может издавать. У нее интересная походка: Она ходит как лебедь. Я помню, как показывал один преданный, как Радхарани ходит, как лебедь, это очень красивая трансцендентная походка, посмотрите внимательно. Так вот, (показывает) таким образом. Красиво?

Вы должны представлять Радхарани: мы же все йоги, мы же можем медитировать. Я просто показывал, как Радхарани ходит, я не видел никогда. Говорится, как лебедь, вот лебедь так вот ходит, при этом он шею держит с достоинством, правда? Он, конечно, красивее плавает, чем ходит, лебедь, но в этом есть какая-то особенная красота вот этой простоты, потому что Радхарани, Она очень проста, а Кришна хитер. Хотя Ей тоже присуще некоторое лукавство, но оно очень простое, оно бесхитростное лукавство, его сразу видно как бы. Поэтому лукавство Ее переходит в застенчивость. А Кришна: Он очень хитрый, Он может обманывать.

«У трансцендентной энергии наслаждения есть 9 видов украшений. 5 из них – это проявления красоты самой Радхарани. Радхарани носит цветочные гирлянды. А Ее невозмутимое спокойствие сравнивают с накидкой, которая очищена камфорой. Ее тайные муки по Кришне – это узел в Ее волосах, а знак тилака на Ее лбу – это Ее удача. Слух Радхарани всегда сосредоточен на Имени и Славе Кришны, безраздельно. От безраздельной привязанности Радхарани к Кришне уста у Нее красные как от жевания орехов бетеля», – вот почему губы красные у Радхарани: от привязанности к Кришне, то есть Ее косметика естественная, природная, Она не пользуется губной помадой, может быть.

«А черная сурьма, которой подведены Ее глаза, возникла от шуток Радхи с Кришной», – так, как только Они шутят, у Нее сразу глаза подведенные становятся. То есть видите, в материальном мире женщины имитируют это при помощи косметики, красок. «Улыбка Радхарани подобна вкусу камфоры. Гирлянда разлуки скользит по Ее телу, когда Она опускается на ложе гордости в покоях аромата. Грудь Радхарани прикрыта блузкой гнева, порожденного Ее экстатической любовью к Кришне. Всем известно, что Радхарани – лучшая из подруг Кришны, и воплощением этой Ее славы является струнный инструмент, на котором Она играет. Когда Кришна, прекрасный юноша, сидит рядом с Ней, Она кладет руку Ему на плечо. Хотя Радхарани обладает столь многими трансцендентными качествами, Она все время поглощена служением Кришне.

На лбу у Шримати Радхарани тилака удачи. У Нее также есть медальон, в котором хранится према-вайчитья. Према-вайчитья называется состояние любящих, которые находятся вместе и боятся разлуки. Шримати Радхарани на 15 дней младше Кришны. Она всегда держит руку на плече одной из своих подруг и всегда говорит и думает о лилах Кришны. Она все время предлагает Кришне пьянящую сладость своих речей и готова исполнить любые Его желания. Другими словами, Она удовлетворяет все потребности Шри Кришны и обладает уникальными, несравненными качествами, благодаря которым Она способна это делать».

Радхарани рождается на 15 дней позже, то есть Она младше Кришны на 15 дней. И появляется в лотосе. У Ее отца Вришабхану и Киртиды нет детей – они молятся о ребенке. И после очередной молитвы царь Вришабхану, он спускается к Ямуне рано утром, совершить омовение, – и он видит сияющий лотос, большой, золотой лотос. Приближается к нему, открывает и... там маленькая, золотая сияющая девочка, младенец. Счастливый, он понял, что молитва его исполнена, желания его исполнены. Он приносит Ее домой, отдает Киртиде. Это прекрасный ребенок – все трансцендентные признаки: какая-то богиня удачи воплотилась, пришла, отвечает их молитвам Всевышний. Но несчастье: глаза у Нее закрыты, Она не смотрит, не открывает никогда глаз – так расстраивает это всех. Но мы знаем, что Радхарани не будет смотреть, пока не будет Кришны, Она не откроет глаз.

И вот уже время достаточно долгое: Она уже может переворачиваться, ползать, говорить: «а-гу», «а-га», «у-гу» – подавать какие-то возгласы, эмоции уже, но глаз не открывает.

И вот однажды Яшода приходит из Гокулы. Там Гокула неподалеку. Она берет Кришну вот так вот: на бедро садит – так женщины в Индии носят детей, видели? Не на руках – на бедро: так ноги здесь – и вот так и ходят. И ребенок очень хорошо себя чувствует, как в седле. И Яшода берет Его на бедро и идет в гости к Киртиде, поговорить, поздравить там с днем явления Радхарани. Она посмотрела: «Да, девочка прекрасна, но вот, к сожалению, Она слепая». «Рождена слепой. Мы переживаем и молимся, но ничего не меняется»…

И потом, в конце концов, они пустились в какие-то разговоры, свои, женские. И она Кришну отпустила на пол, и Кришна пополз к кроватке Радхарани, поднялся там на ноги и: «А-гу-у-у! А-га-а-а! О-го-го-о!» – стал проявлять свои трансцендентные эмоции. Радхарани услышала и сразу открыла глаза и тоже: «А-га-га! Ого-го!» И родители, они были ошеломлены: «Что это? – чудо! – смотрите глаза! Она открыла глаза! Те как два лотоса: такие прекрасные глаза у Нее оказывается! Она все прекрасно видит, все прекрасно слышит», – полноценный хороший ребенок. «Ну, почему же Ты не смотрела до этого никуда?» – Они не поняли, родители не знали – «Какое-то чудо!».

Позже Яшода догадывается, что между Ними уже есть какие-то чувства, у этих детей: «Да, они хорошая пара, подходят друг другу». А Кришна встречает Радху и говорит: «Радха! – тебя так зовут? Так вот, приходи ко мне в гости. Я живу вот там во Вриндаване. И если утром выйдешь – вечером успеешь домой вернуться», – так Он Ее приглашает в гости: «Утром выйдешь – вечером успеешь домой вернуться, приходи ко мне в гости».

И Радхарани приходит в гости. По приглашению Она приходит и стучится в дверь: «Кришна дома?» В это время Кришна и Яшода ругаются, сорятся: она за что-то Его отчитывает, Он как-то оправдывается. Он бьет горшки, всякие бывают вещи… У Них свои семейные дела, они в состоянии ссоры находятся, и в это время Радхарани: «Кришна дома?». Яшода открывает: «Да. Заходи. Будешь хозяйкой, давай помогай по хозяйству. Заходи, заходи Радха. Вот давай взбивай масло здесь, вот рядом со мной. Ну, а Кришна, займись тоже делом – иди, подои коров», – и она смотрит, что Они делают: странная парочка: Она принялась взбивать масло в пустом горшке, а Он собирается доить быка. «О-хохо! Началось! Это любовь», когда человек начинает делать сплошные глупости – знайте, это любовь – это дурак дураком становится – это трансцендентное безумие.

Трудно сказать, с чего началась Их любовь, правда? И Яшода думает: «Все, поженим Их. Да весь Вриндаван уже видит и знает. Ну, кто же, как не Они! Наилучшая пара! Это гордость Вриндавана будет!» И она зовет Радхарани к себе: «Иди ко мне, доченька», и усаживает на колени Радхарани к себе. И в полном блаженстве находится Яшода в присутствии сияющей Радхи. Это такая невинная девочка, такая чистая, сияющая, трансцендентная. Она берет Ее ладошки, берет куркуму, и смазывает. И Радхарани не понимает ничего, доверяет Яшоде, сидит: «Что это означает? Что это такое?» – «А означает, что Ты помолвлена с Кришной. Я Тебя помолвила, все, иди, дорогая. Сейчас все увидят Твои желтые ладошки, весь Вриндаван». Так объявлялась помолвка. Тогда не было таких залов, микрофонов. Просто намазывали все куркумой с ног до головы, и «иди – всё – помолвлена, все увидят», не отмоешься потом.

И Радхарани идет своей походкой лебедя с этими ладошками, а Яшода пьянеет полностью от этой походки: «О! Какое счастье! Какая невестка! О!» И Она выходит – там Лалита, Вишакха: «Что у Тебя с ладонями?» «Да, вот Яшода помолвила меня с Кришной. Теперь я вроде как уже должна быть скоро Его женой».

ЕМ Чайтанья Чандра Чаран Прабху, лекция на Радхаштами
«Ты что!? Зачем? А как же эти все игры? Будешь женой – будешь дома сидеть, готовить, стирать – всё – никуда! А как свобода? Нее-еет, пойдем – смоем, пока никто не видел».

Они берут Радхарани и ведут к кунде. Этот кунд до сих пор существует во Вриндаване: там желтая вода, там Радхарани мыла эти ладошки. И мыла ладошки быстрей, быстрей, пока никто не увидел, и этот кунд становился золотистый, желтый, он сиял всей этой премой Радхарани. И Она думала: «А, вообще, что плохого, чтобы я вышла замуж за Кришну? Зачем я мою эти ладони? Я бы с Ним тогда никогда бы не разлучалась». Она думает о Кришне, моет ладони, думает о Кришне – и эта кунда стала излучать такое сияние! – гопи сказали: «Стоп! Радхарани хватит: все догадаются. Это твой цвет тела уже распространяется этой кундой – хватит. Тут столько экстаза – побежали отсюда, пока никто не увидел, быстрее, бегом!» «А что? Разве только у меня тело золотого цвета во Вриндаване?» «Да-а-а, такое сияние только у Тебя, Радхарани», – и они ушли.

Немного позже там Шьям появляется с телятами, смотрит повсюду: «Так, все ли в порядке во Вриндаване?» Ну, Он хозяин Вриндавана. «Что-то странно с этой кундой случилось! Чего это она так сияет? Надо проверить». Подошел ближе – сияние, это махабхава: «Что ж это такое?» Опустил руку, палец и коснулся: «А-а-а! Махабхава. Что это такое!?» И он погрузился туда прямо с головой: одно перо торчит. Не вылезает час-два-три, не выходит оттуда – все. Погрузился в эту прему. Весь Вриндаван собрался и все плачут: «Кришна утонул. Выходи, пожалуйста, успокой нас. Что там делаешь так долго?!»

Он выходит уже совершенно золотого цвета: это уже не Шьям – уже Гауранга. Го-о-оуранга-а! Джа-а-а-а-й Шри-и-и Ра-а-адхе! Шьям.

Всё? Помолвили? Не-е-ет, Йога-майя приходит к Яшоде: «Яшода, ты хочешь поженить Радху и Кришну?»

«Ну, да, конечно, все согласны».

«Нет. Они не должны жениться». Знаете, кто такая Йога-майя во Вриндаване? – Это Гуру всех жителей Вриндавана. Гуру вопросы такие не задают: «А почему это так? Все согласны, а Вы дорогой Гуруджи говорите совсем другие вещи». Нет, Гуру говорят: «Хорошо: нет – значит, нет».

Яшода говорит: «Ну, хорошо. Если ты так говоришь, значит нет, значит как-то должно быть по-другому – ты знаешь, как лучше. Хорошо – не будем Их женить».

И это тайна, это секрет, потому что Радхарани выходит замуж за Абхиманью. Кто такой Абхиманью? – Это странное, очень странное существо: он настоящий трансценденталист: он не видит различий между мужчиной и женщиной, вообще.

«Ты не понимаешь, что такое женитьба, что такое мужчина, что такое женщина» – и ему нужно объяснять, что «ты должен жениться».
«Зачем? – он спрашивает – жениться?»
«Ну, когда ты женишься, у тебя будут дети».
«А зачем дети? – он спрашивает – и кто такие дети?»
«Ну, то есть у тебя будет хозяйство, дом, много будет коров, понимаешь?»
«А, ну, это я понимаю: коровы – нормально. Ради коров могу жениться», – вот такого склада его сознание. Его называют трансцендентным идиотом. Это идеальный муж для Радхарани, понимаете? Идеальный муж для Радхарани – это паракия-раса строится: то есть они не вступают ни в какие отношения, он не знает ничего об этом, он трансцендентный. И все знают во Вриндаване этого Абхиманью и думают: «Ну, Абхиманью, ну, как он женится, вообще? Он трансцендентный идиот».

И как-то Кришна идет пасти телят со своими друзьями, с пастушками. И Его посещают к обеду гопи. Они приносят целый пир туда: горшки, яства и такой исключительный пир прямо разворачивается… И Кришна говорит: «А что, сегодня во Вриндаване праздник что ль какой-то?»
«Да-а, сегодня свадьба во Вриндаване».
Правда? А кто женится?»
«Да, Абхиманью».
«Абхиманью!? Женится?! И на ком же он женится, Абхиманью?» – спросил Кришна.

«На Радхарани», – и у Кришны застревает комок в горле. Он не может ни глотать, ни есть, ни говорить, ни сидеть, ни лежать, ни думать. Он цепенеет просто: Радхарани выходит замуж за Абхиманью! Потом думает: «Не так и плохо. Теперь Она живет в Явати, там в Явати, в доме Абхиманью. Но там у него мать Джатила, слепая Джатила, ее же легко обмануть, но у нее острый слух. Джатила не смазывает двери, все двери скрипят у нее. Потому что она плохо видит, но хорошо слышит. Радхарани, у Нее комната наверху, а Джатила внизу спит. И если Радхарани ночью пытается выйти, то дверь – э-э-э-э-э-э-э… – и Джатила сразу услышит – вскакивает – Радхарани – бух – закрывает дверь.

А Кришна: там дерево тамала под окном поднимается наверх и говорит Ей: «Ку-ку». Ну, Он это делает изящно, как кукушка, Он в точности имитирует «ку-ку, ку-ку, ку-ку». И Джатила слышит: «Ну, кукушка кукует, да». Но Радхарани, когда слышит эту кукушку, Она говорит: «Это не кукушка, это трансцендентное блаженство, это Кришна кукует». И тогда ночью – и-и-и-и-и-и-и-и… – Джатила: «Что?!» – бух! – И так Кришна кукует всю ночь иногда: «Ку-ку, ну, ку-ку же, ку-ку!» Нет, не может уйти Радхарани.

Таковы их игры. И главная цель Джатилы – поймать их с поличным. Все знают, что Они встречаются, но тайно – этот секрет известный каждому. Нужно же уличить, доказать это все, что вот Он разбивает семью, этот черный, вот этот любовник. «Я Его поймаю все равно на горячем!».

И так и случилось однажды. Кришна проник через окно в комнату Радхарани. И сидел прямо на Ее постели в обнимку, и Они разговаривали, и тут Джатила: «Ага!» – открыла дверь – и Кришна выпрыгнул в окно быстро, но флейта осталась. «Вот она! Улика. Завтра все узнают утром, что Он творит, как Он разбивает чужие семьи». Радхарани плачет: все у Нее трагедия, горе – Джатила ликует. Она подслеповата, выходит утром и кричит: «Смотрите все, жители Вриндавана! Вы видите, что творится перед нашими глазами!? Эту флейту я нашла на постели Радхарани вчера вечером!».

Все проходят мимо и думают: «Чего она кричит?», никто не собирается, никто внимания никакого не обращает. «Дорогие жители Вриндавана, послушайте меня внимательно! Вы только посмотрите, что я нашла в комнате своей невестки!»

«Джатила, что ты кричишь, вообще, с утра пораньше? Ты чего тут всех тревожишь? Не все даже проснулись. Ты разве не знаешь, что сегодня ночью выпал дождь из флейт? Их полным полно вокруг, посмотри, открой глаза, вообще. Чего ты раскричалась, Джатила!? У-у-уходи».

Это Вриндаван, обитель Кришны. Иногда она смотрит прямо на Них глазами. И она приходит в лес, где Они сидят парой и там свадьба, тайная, лесная свадьба, гопи Их женят там. Нелегальная свадьба, паракия-раса. И Джатила, она Их тоже находит, – и смотрит, но не видит ничего. Их сияние ослепляет, она говорит: «Дочка Вишакха или кто-то там… Лалита, посмотри, это не этот черномазый, нет, с моей невесткой?» «Нет, нет, – говорит, – это друзья-пастушки шутят, они переоделись». «А-а-а, ну, я пошла». Она такая вот, ее просто вокруг пальца водят Кришна, Йога-майя тоже самое.

Игры очень интересные во Вриндаване. И в центре этих игр их любовь. Много шуток, конечно же, но на самом деле, это любовь настоящая, это не шутка, это глубокая любовь, это то, что ищет каждый. Потому что Кришна в какой-то момент покидает Вриндаван, оставляет Своих гопи, ближайших спутников, для которых Кришна – жизнь и душа, и ничего кроме Него не существует. Они всем пожертвовали ради Него, особенно Радхарани: репутацией, чем угодно… И Он покидает их, Он уезжает, потому что у Него есть своя миссия, Ему нужно убить демонов, Ему нужно построить город в Двараке, Он должен много чего сделать, ради чего пришел на Землю.

И тогда они страдают днем и ночью, круглые сутки. Они знают: спят они или не спят, едят или не едят, чем они занимаются – не осознают реальности. У них печки заросли паутинами, они с тех пор ничего не ели, вообще. Как они живут – никто не знает – как!? – они сами удивляются: «Как!? Насколько же сильна привязанность к этому телу, если жизненный воздух до сих пор не вышел из этого тела в разлуке с Кришной, как же удивительно сильна эта привязанность к Майе», – так они думают.

И Кришна тоже переживает: каждую ночь Он приходит туда во сне, и чтобы танцевать с ними раса-лилу, но каждую ночь Ему кажется, что это был лишь сон. Это усиливает их разлуку и чувство привязанности. И тогда Он зовет Уддхаву: «Уддхава, ты мой ближайший спутник, ты лучший из всех преданных». Уддхава даже внешне похож на Кришну, даже цвет тела его, как у Кришны, даже одежды такие, как у Кришны. Он может войти в любое время к Кришне в Двараке днем и ночью. Он очень близкий Его друг.

И Кришна говорит: «Ты знаешь, Я думаю о Вриндаване. Я постоянно думаю о Вриндаване. Мне очень больно, потому что Я знаю, как Мои преданные страдают в разлуке. Пожалуйста, Я прошу тебя, поезжай во Вриндаван, отвези им Мое послание, письмо, прочти им. А потом вернешься, расскажешь Мне об этом. Я хочу, чтобы ты утешил их разлуку, облегчил эти страдания».

Уддхава гордится миссией: ближайший спутник Кришны получает такую возможность близкого служения. И он очень ученый человек, он прямой ученик Брихаспати, это гуру полубогов, он знает имперсональный брахман, он знает философию, он великий ученый.

И Кришна предупреждает: «Только, пожалуйста, Уддхава, просто прочти это письмо им, не пытайся что-то объяснять, будь осторожен с гопи: они могут тебя проклясть». Уддхава сначала не очень слышит эти слова, он знает свой уровень, понимает свое величие.

Когда едет во Вриндаван, приближается ко Вриндавану, он замечает, что какие-то витают странные настроения, странные какие-то звуки: люди обходят это место подальше стороной, чтобы не видеть и не слышать, что там происходит. Там такие возгласы страданий, там душераздирающие звуки. Что испытывают мальчики-пастушки, Его друзья, что испытывают животные, что испытывают деревья Вриндавана – все погружены просто в эту глубокую скорбь.

Вот он появляется во Вриндаване – жители окружают и думают: «Кто это? Это Кришна? – сначала они подумали, что это Кришна, очень похож, – Нет, нет, нет, это кто-то очень близкий к Кришне. Какой-то спутник». В конце концов, они знакомятся, что это Уддхава приносит послание от Кришны: «Да, все в порядке, Он в Двараке, Он теперь царь…» – Он то-то и то-то, то-то – все как-то начинают слушать о Кришне, умиротворяются, а гопи уединяются подальше, и туда Уддхава и приходит к ним с посланием. «Вот вам от Кришны письмо всем», – Он там ко всем обращается поименно.

И вот тут Радхарани сходит с ума в этот момент, когда близко ощущает присутствие Кришны. Она в этой махабхаве сходит с ума. Она отходит, начинает разговаривать со шмелем, принимая его за посланца: «Ты-ы-ы такой же ненадежный как твой хозяин: ты с цветка на цветок – Он точно такой же – тебе доверять нельзя, твоему посланию. Иди туда, откуда ты пришел, – Она говорит шмелю, – и скажи Ему, что мы Его видеть не хотим и не желаем». И шмель как-то странным образом: жу-у-у полетел и улетел, просто исчез из виду.

Радхарани испугалась: «Нет, нет, нет, нет, вернись! Вернись! Я не все сказала. На самом деле, мы только о Нем и думаем. Мы желаем хотя бы увидеть Его секунду, хотя бы мгновение. Скажи, Он будет во Вриндаване? Он приедет во Вриндаван? Мы можем Его увидеть хотя бы минуту? Не улетай», – Уддхава теряет дар речи: «Что же делать? Как же, как же утешить эту разлуку? Они просто безумны», и говорит: «Гопи, зачем вы так страдаете? А вы знаете, что Кришна, Он же ниргуна, Он же трансцендент, Он же брахман, вездесущий, Он везде присутствует. Зачем вы так себя истязаете? Вы только посмотрите: Кришна везде и всюду, всё есть Кришна: Он ниргуна. Отвлекитесь от всяких материальных качеств разнообразия и вы увидите, что Кришна всегда здесь».

ЕМ Чайтанья Чандра Чаран Прабху, лекция на Радхаштами
Гопи сказали: «Уддхава, ты откуда приехал?! Давай обратно туда же! Для тебя Он ниргуна. А ты знаешь, что этот ниргуна сделал здесь, во Вриндаване?! – Он рвал нам сари, воровал сладости, убивал демонов, Он действовал как сагуна. Мы Его знаем с качествами, с формой, играми. А ты говоришь ниргуна! Убирайся, Уддхава, отсюда!»

И Уддхава вспомнил, что Кришна сказал: «Они тебя могут проклясть, гопи, будь осторожен». Тогда Уддхава подумал: «Это великие преданные. А какой я, вообще, преданный? Я просто о себе возомнил. Я понимаю, почему Кришна послал меня во Вриндаван – я должен учиться преданности у этих гопи. Я хочу стать травой во Вриндаване, – подумал Уддхава, – просто травой во Вриндаване. Потому что иначе пыль с их стоп не получу, они не позволят взять пыль с их стоп. А если буду травой во Вриндаване: они будут бегать, не замечать меня, по моей голове. И я хочу, чтобы меня коснулись просто стопы, моей головы, этих преданных». Такое великое смирение Уддхавы: он возвращается в великом смирении в Двараку.

То есть великие учителя, высший духовный учитель – это есть Шримати Радхарани. Потому что у духовного учителя мы учимся привязанности, преданности к Кришне, «это наивысший гуру», говорится. Даже Кришна учится у Радхарани искусству танца. Это вдохновляющая сила Кришны. Благодаря этой вдохновляющей силе, трансцендентным качествам Радхарани, Кришна играет на флейте, Кришна танцует, Кришна играет – эта вдохновляющая сила, Она очаровывает Его полностью. Она способна держать внимание Кришны на себе, Она полностью Им управляет и повелевает, говорится. Это внутренняя энергия Кришны – Шримати Радхарани.

И кроме этого, Она может дать Кришну, кому пожелает. И Она смотрит, какие-то гопи, манджари. Особенно манджари, они не стремятся к Кришне, они делают служение бескорыстно, их особая черта в том, что они не думают о себе, вообще. Иногда Радхарани встает с трона, покидает Кришну, подходит к какой-нибудь манджари, берет ее за руку и подводит ее к Кришне, и говорит: «Кришна, эта манджари лучше, чем Я. Она Тебе служит чище и бескорыстней. Вот, посиди с ней, пообщайтесь». И манджари очень стесняется этого, она говорит: «Не достойна», но Кришна принимает манджари, потому что Радхарани ее представляет. Все, что Радхарани представляет, становится очень ценным.

Просто если Ее милостивый взгляд коснется нас – наша жизнь будет успешна. Это чистейшая из чистых, говорится. Олицетворение трансцендентного блаженства и чистоты. Поэтому думать о Радхарани может человек уже с чистым умом, с чистым сердцем, либо по милости Господа Чайтаньи, что в нашем случае очень важно.

В Кали-югу очень сложно обрести чистый ум и чистые чувства, но милость легко получить. В век Кали Господь Чайтанья разносит эту милость просто всем и каждому без разбора с закрытыми глазами. Просто сказал: «Собирайтесь вместе и громко воспевайте Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе!»

Джай-джай Шри-и-и-и Радхе-э-э-э – Шьям!

Харе Кришна. Спасибо большое.

Шрила Прабхупада ки – джай.

 

 

Слухаємо Книги Прабгупади