Ответы на вопросы
Прабху: Какая основная цель ИСККОН и сколько сейчас преданных в мире? Махарадж: Преданных в мире? Я думаю, что даже Ангира Муни не знает об этом. Ангира Муни: Даже Кришна не знает (все смеются) Махарадж: Трудно сказать, потому что слово «преданный» - понятие очень растяжимое. В Индии практически все преданные. Прабхупада так говорил, что практически все преданные.
Прабху: А осознанных? Махарадж: Они осознанные преданные. Вы имеете в вижу чистых преданных? Чистых преданных мало, таких великих личностей, но вообще преданных очень много.
Основные цели ИСККОН, Ангира Муни, скажи пожалуйста. Ангира Муни: Возродить духовную культуру в человеческом обществе. Махарадж: Вот, Ангира Муни говорит, такова основная цель ИСККОН. Знаете, в чем проблема? Не в том, что есть разные классы, разные нации, разные страны, разные формации, разные законы. А в том, что разная культура. Нужна единая культура. При этих различиях одна культура. Это цель ИСККОН, установить самые высокие стандарты культуры и ценностей, куда бы все люди стремились.
Прабху: Купил на фестивале книгу, в которой исследователь помогал людям вспомнить свои прошлые жизни. И что-то он подтверждает из Ведического знания, а что-то опровергает. Как к этому относиться? Например, он отвергает наличие ада.
Махарадж: Когда вы читаете какие-то относительные знания, вы должны заранее знать, что это чье-то относительное мнение. И не вступать в спор. Просто ради информации получайте такое знание. Ради интереса, как люди думают, понимают, все по-разному, просто заглянуть в эту область человеческих размышлений. Читать их записи, книги, исследования какие-то. Вы не должны ожидать, что там Абсолютная истина. Они обычные люди, имеют 4 недостатка, как и все – могут ошибаться, их чувства несовершенны, они склонны к обману. Поэтому не питайте иллюзий, когда читаете такие книги. Но если вы читаете Бхагавад-Гиту, то вы должны знать, что там говорит Бхагаван, говорит с близким другом, очень серьезно отнеситесь к этому. Понятно, что это нужно принять очень серьезно.
А когда мы просто общаемся друг с другом, мы должны быть довольно терпеливы, понимать, что у нас есть какие-то несовершенства и мы можем по-разному пока что понимать какие-то вещи, на данном этапе развития. Это нормально, но в развитии это всё очистится. Итак, сейчас не так важно кто что думает о том или о другом, а важно, что мы все в процессе развития. Вот это важный момент. Находясь в одном процессе, мы не очень придаем значение различиям, разногласиям. Но если нет одного процесса, то это опасно. Вот тогда это опасно.
Матаджи: Почему на сотой странице написано, что все простится, какие бы поступки человек не совершал? Махарадж: Даже если человек совершает самые дурные поступки, но занят чистым преданным служением, то следует считать его праведником, ибо он на верном пути. (БГ 9.30.) Теперь нужно читать комментарий Шрилы Прабхупады. Как он комментирует этот стих? Он говорит, что это относится к случайным падениям. Видите, всё сразу стало на место. Вот как опасно выдергивать из контекста фразы и делать выводы. Намеренный грех не прощается, человек ответственен за это, а ненамеренный грех прощается. Человек не хотел, но так случилось, и он раскаивается. Зачем же его наказывать? Это можно простить.
Матаджи: Не хотел украсть, но обстоятельства так сложились, что украл, да? Махарадж: Не заметил даже, что украл (все смеются).
Прабху: Сила привычки может быть имеется в виду? Махарадж: Сила привычки, один вор, помните, как он захотел стать святым? И примкнул к группе святых. Они шли в места паломничества, и он тоже притворился святым и присоединился к ним. Но каждую ночь он просыпался. Он же вор, они же ночью не спят. Клептомания, называется, вы не уснете. И тут все спят, столько вещей вокруг, он тихонько вставал, эти вещи все забирал и уходил. И когда уходил, к нему снова возвращалось желание стать святым. Он возвращался и снова клал вещи на место и снова ложился спать. И снова просыпался, снова брал вещи и уходил… И когда просыпались все эти святые, садху, они видели, что все их вещи перепутаны. Каждую ночь всё кто-то перемешивал. Стали уже ругаться, ссориться – «не ты ли брал мои вещи? Зачем чужие вещи берешь?»
В конце концов, он сказал – «это я…» «Зачем ты это делаешь?» «Понимаете, на самом деле я вор, у меня привычка воровать, вот я ворую ночью, а утром возвращаю. Я же хочу стать садху, поэтому возвращаю снова обратно». Понимаете смысл? То есть вы практикуете духовную практику. Но у вас еще остались какие-то привычки, верно? Кришна вас за это наказывать не будет. Он вас будет считать святой, поскольку вы стали на верный путь. Понимаете смысл стиха? «Ибо он на верном пути». То есть он случайно совершает эти вещи, по привычке. По дурной привычке еще, потому что он необразован, необучен, не очищен.
Ребенок много совершает ошибок? Много. Вы же не убиваете его, слишком сурово не наказываете. Вы воспитываете его, считая, что это хороший ребенок, в будущем будет еще лучше. Совсем нетрудно понять этот стих. Просто Кришна милостив и помогает. И Прабхупада говорит в комментарии – этим стихом нельзя пользоваться как оправданием своих грехов.
Прабху: В прежние времена брахманы вели дискуссии, и проигравший становился учеником победителя. А в настоящее время возможно ли такое? Махарадж: Чтобы стать учениками? Или чтобы они стали учениками? Такие встречи совершаются, состоятся. Например, Удупи-Кришна, это место явления Мадхвачарьи, недалеко, и там эта линия, это наша сампрадайя, Мадхвачарья. Но в какой-то момент времени они сказали, что ИСККОН не относится к линии Мадхава-сампрадайи. Не признавали, что ИСККОН – это линия Мадхава-сампрадайя. И тогда наши духовные учителя пришли и там общались с лидерами брахманов. И в течение беседы они пришли к выводу, что это та же самая линия, та же самая сампрадайя.
Прабху: А как насчет межконфессионального диалога? Махарадж: Можно это делать, при желании найти общий язык. Официально диалог такой не знаю, состоится или нет, но неофициально такие диалоги происходят постоянно. Неофициально всегда. Официально - не знаю, стоит ли это делать.
Прабху: вопрос про постоянное общение с одним монахом Махарадж: Я не думаю, что нужно продолжать постоянно какие-то беседы. По интересам, по необходимости. У них своя традиция. Например, если я хочу что-то узнать об Иисусе Христе, я пойду к человеку, кто хорошо знает об этом. Я могу спросить, поговорить, узнать. Вот на таком уровне это очень хорошо. Если они хотят узнать что-то о Кришне, они должны придти сюда и послушать здесь, и им всё станет ясно.
Прабху: Мы живем в материальном мире и очень сложно все время говорить материальному миру «нет», тогда как все вокруг говорят «да». Каково должно быть реальное поведение преданного?
Махарадж: Реальное поведение в материальном мире – оставаться свободным от низших качеств. Вот это реальное поведение в материальном мире, вот такое оно должно быть. Свобода от низших качеств. Не та свобода, которая провозглашается в западном мире, свобода чувств – свобода похоти, свобода жадности. Нет. Этим качествам свободу давать нельзя. Нужно освободить душу, высшую энергию, из плена низшей энергии. Поэтому здесь нужно жить именно свободным от низших качеств, независимым от пороков, отказаться от них. Такой образ жизни должен быть. Прабхупада сказал, что люди думают, что они свободны, а на самом деле они порабощены, они страдают, потому что порабощены низшими гунами природы.
Матаджи: Среди преданных бытует мнение, что чем быстрее человек начинает практиковать, чем выше он взлетает, а за этим взлетом всегда следует падение.
Махарадж: Это просто какая-то теория. Теория, разработанная в Москве (все смеются). Я думаю, что есть у кого-то подобный опыт, это не на пустом месте разработана теория, что за большим взлетом следует потом падение. Смотря что называть взлетом. Если взлетает ложное эго – ждите падения. И это будет очень сокрушительное падение. Если взлетает дух, то он взлетает в смирении, в служении. Он никогда не возвышается над другими, он служит другим – так куда же он будет падать? Падать то будет некуда. Это совсем другой взлет.
Вот, скажем, сидит старый преданный, Ангира Муни. Он никогда не падает, сколько я его помню. И не собирается, по всей видимости, стабильный. Самый стабильный в Российском ИСККОНе, все это знают. Потому что он служит, терпеливо служит много-много лет. Но если человек в лучах славы находиться, это может быть опасно для него, если он себя будет отождествлять с этой славой, с могуществом, с влиянием, то есть риск всё это потерять.
Мой Гуру Махарадж однажды сказал, что человек потеряет то, чем он злоупотреблял. Ничто другое не потеряет никогда. Так что можете иметь вечные богатства и вечную славу, если не злоупотребляете этим.
Матаджи: А что такое злоупотребление? Когда человек начинает наслаждаться этим?
Махарадж: Да, для чувственных наслаждений использует. Обычно это выражается в высокомерии, в гордости, в критике других, в противопоставлениях. Как в «Источнике» змей Кали накопил много яда и поэтому уже не мог жить в мире с другими. Вот он, прогресс, видите. Потому что яд не дает ему покоя. Он давит его изнутри, этот яд. Или слишком большие богатства, тоже гордость. Или слишком большие знания, тоже гордость. Опасность гордыни. Ложное эго падает. Душа не падает.
Прабху: вопрос о гордости Махарадж: Когда гордость разрушает плоды аскетизма, это означает, что вы поднимаетесь, а гордость – подножку, всё разрушает, и вы падаете. Гордость разрушает все плоды аскетизма, все достижения. Поэтому называется высоким искусством преданное служение, что вы можете делать великие вещи, но оставаться смиренным. В этом искусство деятельности. То есть не отождествляйте себя с телом, с плодами деятельности этого тела, это смирение называется, и при этом можете быть очень успешным.
Прабху: Человек долгое время практикует, но не принял духовно учителя. Какова причина, что он этого не хочет? Махарадж: Не хочет принимать духовного учителя? Может быть, он принял в сердце какие-то наставления и пока ему достаточно, я не знаю в чем причина. Не всегда это должно быть опасным. Если он следует наставлениям, я не вижу опасности.
Шрила Прабхупада ки – джай!
Grisha Olibash (Одесса), большое спасибо за предоставленный материал
Прабху: Какая основная цель ИСККОН и сколько сейчас преданных в мире? Махарадж: Преданных в мире? Я думаю, что даже Ангира Муни не знает об этом. Ангира Муни: Даже Кришна не знает (все смеются) Махарадж: Трудно сказать, потому что слово «преданный» - понятие очень растяжимое. В Индии практически все преданные. Прабхупада так говорил, что практически все преданные.
Прабху: А осознанных? Махарадж: Они осознанные преданные. Вы имеете в вижу чистых преданных? Чистых преданных мало, таких великих личностей, но вообще преданных очень много.
Основные цели ИСККОН, Ангира Муни, скажи пожалуйста. Ангира Муни: Возродить духовную культуру в человеческом обществе. Махарадж: Вот, Ангира Муни говорит, такова основная цель ИСККОН. Знаете, в чем проблема? Не в том, что есть разные классы, разные нации, разные страны, разные формации, разные законы. А в том, что разная культура. Нужна единая культура. При этих различиях одна культура. Это цель ИСККОН, установить самые высокие стандарты культуры и ценностей, куда бы все люди стремились.
Прабху: Купил на фестивале книгу, в которой исследователь помогал людям вспомнить свои прошлые жизни. И что-то он подтверждает из Ведического знания, а что-то опровергает. Как к этому относиться? Например, он отвергает наличие ада.
Махарадж: Когда вы читаете какие-то относительные знания, вы должны заранее знать, что это чье-то относительное мнение. И не вступать в спор. Просто ради информации получайте такое знание. Ради интереса, как люди думают, понимают, все по-разному, просто заглянуть в эту область человеческих размышлений. Читать их записи, книги, исследования какие-то. Вы не должны ожидать, что там Абсолютная истина. Они обычные люди, имеют 4 недостатка, как и все – могут ошибаться, их чувства несовершенны, они склонны к обману. Поэтому не питайте иллюзий, когда читаете такие книги. Но если вы читаете Бхагавад-Гиту, то вы должны знать, что там говорит Бхагаван, говорит с близким другом, очень серьезно отнеситесь к этому. Понятно, что это нужно принять очень серьезно.
А когда мы просто общаемся друг с другом, мы должны быть довольно терпеливы, понимать, что у нас есть какие-то несовершенства и мы можем по-разному пока что понимать какие-то вещи, на данном этапе развития. Это нормально, но в развитии это всё очистится. Итак, сейчас не так важно кто что думает о том или о другом, а важно, что мы все в процессе развития. Вот это важный момент. Находясь в одном процессе, мы не очень придаем значение различиям, разногласиям. Но если нет одного процесса, то это опасно. Вот тогда это опасно.
Матаджи: Почему на сотой странице написано, что все простится, какие бы поступки человек не совершал? Махарадж: Даже если человек совершает самые дурные поступки, но занят чистым преданным служением, то следует считать его праведником, ибо он на верном пути. (БГ 9.30.) Теперь нужно читать комментарий Шрилы Прабхупады. Как он комментирует этот стих? Он говорит, что это относится к случайным падениям. Видите, всё сразу стало на место. Вот как опасно выдергивать из контекста фразы и делать выводы. Намеренный грех не прощается, человек ответственен за это, а ненамеренный грех прощается. Человек не хотел, но так случилось, и он раскаивается. Зачем же его наказывать? Это можно простить.
Матаджи: Не хотел украсть, но обстоятельства так сложились, что украл, да? Махарадж: Не заметил даже, что украл (все смеются).
Прабху: Сила привычки может быть имеется в виду? Махарадж: Сила привычки, один вор, помните, как он захотел стать святым? И примкнул к группе святых. Они шли в места паломничества, и он тоже притворился святым и присоединился к ним. Но каждую ночь он просыпался. Он же вор, они же ночью не спят. Клептомания, называется, вы не уснете. И тут все спят, столько вещей вокруг, он тихонько вставал, эти вещи все забирал и уходил. И когда уходил, к нему снова возвращалось желание стать святым. Он возвращался и снова клал вещи на место и снова ложился спать. И снова просыпался, снова брал вещи и уходил… И когда просыпались все эти святые, садху, они видели, что все их вещи перепутаны. Каждую ночь всё кто-то перемешивал. Стали уже ругаться, ссориться – «не ты ли брал мои вещи? Зачем чужие вещи берешь?»
В конце концов, он сказал – «это я…» «Зачем ты это делаешь?» «Понимаете, на самом деле я вор, у меня привычка воровать, вот я ворую ночью, а утром возвращаю. Я же хочу стать садху, поэтому возвращаю снова обратно». Понимаете смысл? То есть вы практикуете духовную практику. Но у вас еще остались какие-то привычки, верно? Кришна вас за это наказывать не будет. Он вас будет считать святой, поскольку вы стали на верный путь. Понимаете смысл стиха? «Ибо он на верном пути». То есть он случайно совершает эти вещи, по привычке. По дурной привычке еще, потому что он необразован, необучен, не очищен.
Ребенок много совершает ошибок? Много. Вы же не убиваете его, слишком сурово не наказываете. Вы воспитываете его, считая, что это хороший ребенок, в будущем будет еще лучше. Совсем нетрудно понять этот стих. Просто Кришна милостив и помогает. И Прабхупада говорит в комментарии – этим стихом нельзя пользоваться как оправданием своих грехов.
Прабху: В прежние времена брахманы вели дискуссии, и проигравший становился учеником победителя. А в настоящее время возможно ли такое? Махарадж: Чтобы стать учениками? Или чтобы они стали учениками? Такие встречи совершаются, состоятся. Например, Удупи-Кришна, это место явления Мадхвачарьи, недалеко, и там эта линия, это наша сампрадайя, Мадхвачарья. Но в какой-то момент времени они сказали, что ИСККОН не относится к линии Мадхава-сампрадайи. Не признавали, что ИСККОН – это линия Мадхава-сампрадайя. И тогда наши духовные учителя пришли и там общались с лидерами брахманов. И в течение беседы они пришли к выводу, что это та же самая линия, та же самая сампрадайя.
Прабху: А как насчет межконфессионального диалога? Махарадж: Можно это делать, при желании найти общий язык. Официально диалог такой не знаю, состоится или нет, но неофициально такие диалоги происходят постоянно. Неофициально всегда. Официально - не знаю, стоит ли это делать.
Прабху: вопрос про постоянное общение с одним монахом Махарадж: Я не думаю, что нужно продолжать постоянно какие-то беседы. По интересам, по необходимости. У них своя традиция. Например, если я хочу что-то узнать об Иисусе Христе, я пойду к человеку, кто хорошо знает об этом. Я могу спросить, поговорить, узнать. Вот на таком уровне это очень хорошо. Если они хотят узнать что-то о Кришне, они должны придти сюда и послушать здесь, и им всё станет ясно.
Прабху: Мы живем в материальном мире и очень сложно все время говорить материальному миру «нет», тогда как все вокруг говорят «да». Каково должно быть реальное поведение преданного?
Махарадж: Реальное поведение в материальном мире – оставаться свободным от низших качеств. Вот это реальное поведение в материальном мире, вот такое оно должно быть. Свобода от низших качеств. Не та свобода, которая провозглашается в западном мире, свобода чувств – свобода похоти, свобода жадности. Нет. Этим качествам свободу давать нельзя. Нужно освободить душу, высшую энергию, из плена низшей энергии. Поэтому здесь нужно жить именно свободным от низших качеств, независимым от пороков, отказаться от них. Такой образ жизни должен быть. Прабхупада сказал, что люди думают, что они свободны, а на самом деле они порабощены, они страдают, потому что порабощены низшими гунами природы.
Матаджи: Среди преданных бытует мнение, что чем быстрее человек начинает практиковать, чем выше он взлетает, а за этим взлетом всегда следует падение.
Махарадж: Это просто какая-то теория. Теория, разработанная в Москве (все смеются). Я думаю, что есть у кого-то подобный опыт, это не на пустом месте разработана теория, что за большим взлетом следует потом падение. Смотря что называть взлетом. Если взлетает ложное эго – ждите падения. И это будет очень сокрушительное падение. Если взлетает дух, то он взлетает в смирении, в служении. Он никогда не возвышается над другими, он служит другим – так куда же он будет падать? Падать то будет некуда. Это совсем другой взлет.
Вот, скажем, сидит старый преданный, Ангира Муни. Он никогда не падает, сколько я его помню. И не собирается, по всей видимости, стабильный. Самый стабильный в Российском ИСККОНе, все это знают. Потому что он служит, терпеливо служит много-много лет. Но если человек в лучах славы находиться, это может быть опасно для него, если он себя будет отождествлять с этой славой, с могуществом, с влиянием, то есть риск всё это потерять.
Мой Гуру Махарадж однажды сказал, что человек потеряет то, чем он злоупотреблял. Ничто другое не потеряет никогда. Так что можете иметь вечные богатства и вечную славу, если не злоупотребляете этим.
Матаджи: А что такое злоупотребление? Когда человек начинает наслаждаться этим?
Махарадж: Да, для чувственных наслаждений использует. Обычно это выражается в высокомерии, в гордости, в критике других, в противопоставлениях. Как в «Источнике» змей Кали накопил много яда и поэтому уже не мог жить в мире с другими. Вот он, прогресс, видите. Потому что яд не дает ему покоя. Он давит его изнутри, этот яд. Или слишком большие богатства, тоже гордость. Или слишком большие знания, тоже гордость. Опасность гордыни. Ложное эго падает. Душа не падает.
Прабху: вопрос о гордости Махарадж: Когда гордость разрушает плоды аскетизма, это означает, что вы поднимаетесь, а гордость – подножку, всё разрушает, и вы падаете. Гордость разрушает все плоды аскетизма, все достижения. Поэтому называется высоким искусством преданное служение, что вы можете делать великие вещи, но оставаться смиренным. В этом искусство деятельности. То есть не отождествляйте себя с телом, с плодами деятельности этого тела, это смирение называется, и при этом можете быть очень успешным.
Прабху: Человек долгое время практикует, но не принял духовно учителя. Какова причина, что он этого не хочет? Махарадж: Не хочет принимать духовного учителя? Может быть, он принял в сердце какие-то наставления и пока ему достаточно, я не знаю в чем причина. Не всегда это должно быть опасным. Если он следует наставлениям, я не вижу опасности.
Шрила Прабхупада ки – джай!
Grisha Olibash (Одесса), большое спасибо за предоставленный материал