Е.М. ЧАЙТАНЬЯ ЧАНДРА ЧАРАН ПРАБХУ (АЛЕКСАНДР ХАКИМОВ) — ответы на вопросы учащихся Института прикладных духовных технологий. Часть 1

i-4209 Спрашивайте - отвечаем.

— Вы говорили по поводу пожертвований. Очень часто встречаешь людей на улице, которые просят деньги. В автобусе, когда заходят маленькие дети, у меня наворачиваются слезы на глаза. Как вести себя в такой ситуации? Как относится к этим людям? Давать ли им деньги?

— Самое лучшее кормить этих людей прасадом ( освященной пищей). С деньгами они все равно не смогут справиться, они злоупотребляют деньгами. Те же дети идут и покупают сигареты или пиво.

— Заходит мать, а у нее на руках младенец. Сложно ей помочь.

— Лучше таких людей регулярно кормить прасадом. Не знаю, насколько здесь заведено, в Средней Азии, по-моему, кормить людей это не плохая традиция, и везде это есть. Т.е. не плохо это делать, хотя бы в том районе, в котором мы живем, если есть такие люди, иногда их кормить.

Как-то утром мы с женой приготовили прасад, предложили Богу, все сделали, получилась освященная пища. Это было воскресенье, у нас был домашний пир. Все такое вкусное, качественное. Я даже сделал халаву, у меня есть любимый рецепт, я когда-нибудь его сделаю для Вас. Это был Екатеринбург, мы жили на первом этаже, напротив, через площадь был супермаркет, а между нашим домом и супермаркетом, была еще линия мусорных бачков. Туда частенько приходили бомжи, и там копались. На улице было холодно. Они такие грязные, что-то находят, потому это пропивают, отбросы едят.

Я посмотрел на наш стол, потом на этих людей, и подумал, - они же люди. Стал думать на эту тему, и понял, что хорошо бы кормить этих людей. Хотя бы раз в жизни им попробовать прасад. Я говорю жене, - может быть, отнесешь им? У нас есть разовые тарелки. Она сразу согласилась. Бомжи разворачивают какие-то ящики, бумагу, ищут поесть. Действия их не скоординированы, они медлительные, как динозавры.

Так вот, жена выносит им две тарелки, ставит на ящик, что-то говорит и уходит. Этот человек, смотрит на тарелку, т.е. он пытается понять, что это такое. Почему? Никогда такого не было. Пища горячая, имеющая совершенно другие запахи, приготовлена в других гунах. Это не мусор.

Представьте себе гигантский контраст, освещенная пища и мусорные бочки. Он смотрит на пищу, потом переводит взгляд на мою жену, а она уже уходит, он хочет что-то спросить. Смотрит на тарелку, смотрит ей вслед, смотрят друг на друга, не едят, смотрят. Опять смотрят в тарелки, и наконец, берут что-то там и пробуют. И как только он попробовал все это, просто кусочек, у него затряслись плечи, он ел и рыдал.

Т.е. смысл пробудить у них сознание, не просто накормить, удовлетворить их желание, потому, что именно так они деградируют, эти люди. Т.е. мы как бы помогаем, но пользы не видно. Поэтому на такой случай, лучше всего, иметь какой-то прасад, сладости. Думайте об этом. Если бы люди об этом думали, планировали, что есть люди, которые нуждаются в помощи, то проблем больше бы не было. Даже голодных бы не было в городе. Потому что у нас достаточно пищи, чтобы накормить всех. Это вопрос сознания. Поэтому деньги часто помогают людям деградировать, а такая помощь, может пробудить в них энергию разума, духовную энергию.

Можно жертвовать также одежду. Это практичные вещи. В Индии строят дома, где такие люди могут просто ночевать, как-то стараются об этом заботиться. Обычно здесь, у современных людей, в планах нет таких вещей. Но, если вы живете в Индии, то вы видите, что каждый праздник едят все, даже собаки, вороны. Для них есть специальные места, куда им тоже несут пищу. Всех кормят, кто двигается. Это праздник, праздник для всех.

— Вы сказали, что аскеза дает человеку силу. Как-то у нас возник разговор, даже спор, что аскеза может развить гордость в человеке. Зависит ли это от умонастроения человека, в каком умонастроении он держит аскезу?

— Есть такое выражение: «Гордость разрушает все плоды аскетизма». Этого нужно остерегаться. Мы должны знать по определению, что любой наш прогресс, вызовет также определенную ложную гордость этим прогрессом. Это всегда нужно иметь в виду и быть начеку, чтобы не поддаваться на эту ловушку сознания. Потому что, как только мы возгордились, мы хотим показать свою силу, свои способности, и мы уже считается, получили плод. И все плода больше нет, аскезы.

Дается рецепт для людей имеющих больший трансцендентные знания, вести себя, как невежды. Вести себя среди людей, как будто я ничего не знаю. Внимательно слушать людей. Не пытаться доминировать своими знаниями, а так же быть внимательными к окружающим, как будто ничего не знаете. Такое положение. И, потом, это, кажется, что я что-то знаю. Как ребенок, заканчивает 11 классов, и, кажется, что все уже знает.

— А начать говорить, только когда спросят?

— Самое лучшее, когда спрашивают. Но вайшнавы, они не ждут, и часто говорят без спроса.

Есть пример утопающих людей и спасательной команды. Никто не работал в спасательной команде? Там есть специальная подготовка, потому что есть разные стадии утопания. И на последней стадии утопания, человек не примет у вас помощь, вот что интересно. Скажет, - уходи, не мешай, у меня все хорошо. У него эйфория, у него блаженное состояние, идет наркотизация, и он с удовольствием тонет. У него нет страха, кислородное голодание, и что-то происходит.

И этому обучают спасателей, чтобы они понимали, что человек может барахтаться, тонуть, и говорить, - нет, никакой помощи не нужно, - будет отбиваться от вас. Тогда спасатели подплывают сзади, а не спереди, и коленкой бьют в живот, т.е. их вытаскивают силой. Специальными приемами, очень грубыми, потому что нужно делать все очень быстро, а потом прямо за волосы рвут в лодку. Потом человек еще какое-то время отбивается, затем вода уходит, человек приходит в себя, и говорит, - о, меня спасли, спасибо.

Так, что следите, если человек в таком состоянии вы можете просто что-то сказать ему без спросу. Это конечно риск, получить что-то в ответ. Потому что если глупцу дать хороший совет, он гневается. Реакция будет тяжелая, тогда вас проклянут родственники этого человека. Он раньше ел мясо, сейчас не ест мясо. Раньше с нами выпивал, общался, а сейчас нет. Мы потеряли родственника.

— Я пошла, учиться на психологию, и там нам дают жизненные вещи, но они очень сильно связаны с материальной энергией, и они очень сильно противоречат ведическим знаниям. Как научиться все, это вместе совмещать? Или разделять? Получается, что надо учиться, получать знания. Я была в дисбалансе, потому что я не понимала, какие знания мне принимать, какие не принимать. Как найти «золотую середину»?

— Сейчас вы просто изучаете, принимать нужно все, что практично. Не важно, откуда вы это получили из Вед или из Института. Все, что полезно, все, что практично, принимаете. Важно не слушать ложные теории, не воспринимать их близко к сердцу. Скажем, Фрейд издал теорию, но она работает на определенном уровне. Он изучил все сексуальные энергии, и они работают, как он говорит. Просто он не знал о других энергиях, т.е. его знания не законченные, не полные. В этом его недостаток. И все остальные знания тоже не законченные, не полные. Душа дает какие-то знания, наука же развивается, но не полные, не законченные. А ваша задача закончить. Вы можете изучать, чтобы иметь опыт этой культуры, этой науки, в которой вы живете, чтобы затем закончить, добавить конечную цель, концепцию, выводы, шастры.

— Свою цель?

— Высшую цель. Т.е. сам процесс познания не является не опасным, не безопасным, а опасен или безопасен вывод. Пока вы в процессе познания этого не видно, но как только вы делаете вывод, это уже может принести последствия. Так что знайте, вывод всего этого, а учиться можете китайской психологии, индийской психологии, американской психологии, русской психологии, какой угодно психологии, если вы знаете вывод, все это принесет пользу. Научная классификация может быть разной, как разделить, как объяснить, термины, это может быть разным, но суть-то не меняется. Наше дело понять суть.

Например, если бы я сейчас говорил бы только санскритскими терминами, нам было бы все не понятно. И давал только ведические примеры, могло быть не понятно. Но, в схематичных вещах понятно, потому что это наша обычная система образования. Значит, мы пользуемся этим современным языком. Попробуйте приехать во Вриндаван, и рассказать все это, никто не придет слушать, никому это не будет интересно там, в той культуре. Там слушают совершенно другие вещи, и совершено по-другому.

— Вы говорите, что человек всегда должен быть доволен тем, что имеет. А выступал Н.А.Назарбаев и утверждал, что основа бизнеса, это недовольство тем, что есть. Как развивается бизнес? Бизнесмен развил свое предприятие до определенного предела, и если он останавливается, предприятие перестает расти вверх, и постепенно падает вниз. А если он недоволен предприятием (это надо изменить, это надо изменить), оно развивается.

— Все равно когда-нибудь падает вниз, это вопрос времени. Вот этот закон они не изучили, что есть всегда предел развития человеческого ума, и возможностей. Все равно все в пределах человека, поэтому он все равно оттуда упадет. Это они не изучили, не приняли в расчет, во внимание. Эта та же ошибка Хабарда, психологии Хабарда. Онине учли одну вещь, что человек ограничен, у каждого есть свой предел, свои возможности разума, физический срок жизни и т.д. Поэтому рано или поздно он все равно упадет оттуда.

Даже такие цивилизации, как майя, ацтеки, атланты упали, достигнув своего предела. Материальный мир ставит нам пределы. Как говорят, выше головы не прыгнешь. Есть предел материальных возможностей. В этом проблема страсти, страсть сильно ограничивает человека. Это написано в шастрах, если вы заработали тысячу, вы думаете о десяти тысячах. Заработали десять тысяч, вы думаете о миллионе или ста тысячах. Заработали миллион или много миллионов, думаете обо всем мире. А если завоевали весь мир, о чем думаете? О бессмертии, а это невозможно. Есть предел.

— Ну, почему, если завоевал весь мир, то могу подумать, как установить в этом мире рай.

— А рай уже есть в этом мире, вы ведь все уже завоевали. Все превращать в рай вам будет не выгодно, для кого-то же нужен будет и ад. Вы управляете в этом мире, кого-то в ад пошлете, кого-то в рай. Нужно ту же самую систему создать и поддерживать. Такова жизнь, таковы законы. Изучите их внимательно, и вы увидите, что ничего не сможете изменить в жизни, во вселенной. Она уже совершенно устроена.

— Вопрос о пожертвованиях — Добродетель в невежестве не принесет пользы. Например, вы даете человеку желаемое, но он может злоупотребить этим. Ни один нищий не поднялся из нищеты путем сбора пожертвований. Заметили это? Т.е. в его жизни ситуация не меняется. И даже, наоборот, на эти деньги он может пить, и продолжать деградировать.

— Цель повлиять на сознание?

— Да, цель пробудить сознание. Либо прасадом, если это возможно, либо хорошими словами. В добродетели нужно проявлять заботу, чтобы люди чувствовали это на себе, и постепенно переняли это качество. Нищие люди становятся постепенно добрыми людьми, вот в чем их преимущество. А богатые постепенно становятся жестокими. Из жизни в жизнь они меняются ролями. Богатые учатся давать пожертвования, а добрые учатся, нищие учатся этой доброте. Т.е. они нужны друг другу, в законах вселенной это уже предусмотрено. Они взаимодействуют. Богатые и бедные, таким образом, взаимодействуют. Богатый помогает бедному, тогда есть духовное развитие. Не только богатый так очищается от жадности, но и бедный учится у него добродетели. Пользу получают оба. А когда бедный становится добрее, не такой эгоистичный, у него пробуждается разум. Он начинает пробуждаться к деятельности, к образованию, к знанию, из жизни в жизнь он меняется.

— Скажите, пожалуйста, духовный и материальный мир в человеке могут вместе расти? Или если ты растешь духовно, то материальное теряет свой смысл.

— Есть машина, это тело, аллегория, есть душа, это водитель. И водитель очень хорошо заботится о машине, поскольку машина очень дорогая, вся его жизнь в этой машине. Поэтому он настолько поглощен заботами о машине, что забывает о себе. Что произойдет в какой-то момент времени? Не будет сил даже поддерживать машину. В упадок придет и материальная природа. Но, если вы, прежде всего, заботитесь о водителе, он достаточно силен, энергичен, отрегулирован, то не трудно поддерживать и машину. Есть материальная сторона, есть духовная сторона, нужны приоритеты, от чего мы зависим? От энтузиазма зависим, от знания, от цели жизни. Вот это и будет нашим прогрессом в материальном мире. Материальный успех, это как побочный продукт материального развития. На это упор не делается, это достигается автоматически.

— Расскажите подробнее об аскезах речи для женщины, потому что женщины более склонны болтать, более эмоциональны.

— Это невозможно для женщин. Такая же аскеза, как для мужчин им не рекомендуется. Они, конечно же, должны болтать. С кем болтать? С детьми. Они должны близко общаться с детьми, там они могут реализовать свои эмоции, язык (в хорошем смысле слова). Они воспитывают детей, они учат их говорить, т.е. много разговаривают. Для женщины это хорошо. Язык, как говорится, самая страшная вещь на свете, и самая сильная вещь на свете, смотря как его использовать. Если женщина не контролирует язык, т.е. допускает ошибки в речи, слова не благоприятные, она портит свою судьбу. Поэтому молчание золото. Женщина должна просто учиться молчать. Если нужно все-таки что-то говорить, говорите правду. Если вы уже отмолчались, и правду высказали, что делать дальше, о чем говорить? Говорите что-то соответствующее долгу, обязанностям. Эта речь никому не навредит. Если вы уже и молчали, и сказали всю правду, и о долге все обсудили, что делать дальше? А говорить хочется. Тогда говорите приятные вещи, если этого уже ничего нет, молчите. Больше слушать нечего.

Слухаємо Книги Прабгупади