Итак, мы сосредоточимся на заданной теме – садхана-бхакти. Продолжаем наши размышления, обсуждения этой темы. И как мы понимаем в процессе этого обсуждения, практически вся наша практика – это есть садхана, усилия. Также это наш образ жизни. Каждый день мы прилагаем усилия в продвижении. И иногда может казаться, что это и есть смысл духовной жизни, суть. Постоянная борьба, некая опасность рядом. Потому что майя, мы говорим, это опасная энергия Кришны, очень опасная.
Прабхупада предупреждал, что соприкосновение с низшими гунами крайне опасно для преданных. Это в принципе опасно, но материалисты не знают об этой опасности. Может быть, даже они чувствуют счастье, находясь в гунах материальной природы, время от времени чувствуют какое-то счастье, удовлетворение. Но преданный особенно остро понимает это, насколько опасна материальная природа. То есть в чем же ее опасность? В том, что она может проникнуть внутрь, в сердце. Разум, ум и чувства могут быть пронизаны низшей энергией. И это называется духовная гибель. То есть это потеря уровня совершенства, могущества, это примитивное существование, борьба за выживание, которая просто порождает новые и новые виды страданий, обрекает нас на бессмысленное безвыходное существование. Потому что невежество означает покрытие.
Я не знаю ни себя, ни этот мир, я не понимаю, почему всё так и зачем всё так. Но я вынужден работать, потому что есть страсть. Я должен есть, где-то жить, поддерживать тело. А что можно предложить кроме этого? У меня просто нет выбора. Нет выбора. Это определенные навязывающие вещи. И таким образом человек попадает в очень опасное положение. Очень опасным он становится в этом мире, и мир становится опасным. Человеческий мир особенно опасен. Как выясняется, не так опасен мир животных, как вот этот мир людей. Люди ждут катаклизмов, но главный катаклизм – это человек, это человечество, это тот мир, который он здесь устроил. Этот арсенал вооружений, эти отношения в политике, в экономике, в личных отношениях.
Мы только что проехали по городам Сибири и Дальнего Востока, сделали тур. И мы проводим программы о семейной жизни для новых людей, мы это связываем с духовной практикой. В конце поем Харе Кришна, устраиваем представления, говорим о медитации, об Абсолютной Истине. Но интересная статистика – во многих городах России 100% разводы за последние 2-3 года. 100% разводы! Видите, как опасно это существование. То есть человек живет с разбитым сердцем, с многочисленными травмами, он нуждается в постоянной психологической помощи. Практически все люди сейчас, в век Кали, больны серьезными болезнями. Поэтому Прабхупада говорил, что если вы упадете в этот колодец материального существования, будет очень трудно выбраться оттуда. Трудно. Трудная задача.
Поэтому если мы хотим на самом деле встать на путь совершенства, обрести все виды совершенства, могущества, обрести желанное счастье, то шастры рекомендуют встать на путь чистого преданного служения Кришне. Вот именно Кришне, нужно этот момент уточнить. Это не просто какое-то очередное новое религиозное название. Как есть рекламные кампании, и у каждой компании есть своё название, своя эмблема, чтобы она узнавалась. И Кришна не просто какая-то эмблема, нет. Это то, что ищет каждый человек. Каждый находится в забвении Кришны. Это самое сложное – вернуться к Богу, вернуться к Кришне. Не так сложно достичь имперсонального Брахмана. Не так сложно стать благочестивым человеком или религиозным человеком. Но не так просто стать слугой Кришны. Потому что там очень близкие отношения.
Как вы думаете, нам легко строить отношения с президентом страны? Ну да, есть законы, и мы их соблюдаем. Всё ясно, легко, правда же? Нарушаете – тюрьма, не нарушаете – вы свободный гражданин. Тут всё ясно и понятно. Легко, никаких больших усилий не требуется. Как правило, здесь не требуется психологической помощи. Но у президента есть семья, есть близкие отношения, и там могут быть непростые отношения. Чем ближе отношения, тем больше сложностей в этих отношениях. Как в Бенгалии есть пословица – хозяйка, шаркающая ногами по квартире, разрушит всю семью. Вот такая простая вещь может быть роковой в семье. В близких отношениях даже малейшие детали могут показаться очень значительными, судьбоносными. Привычки, черты характера.
Поэтому, несомненно, если мы хотим счастья, именно такого большого счастья – то для этого нужно найти безупречную личность. Очень чистую личность. И вот этой личностью, Веды говорят, является Кришна. Ачьюта, Он непогрешимый, Он никогда не совершает ошибок. Что это означает? Отсутствие ошибок означает – Он всегда отвечает на любовь. Не случается так, чтобы Он не ответил кому-то на любовь. Это значит безошибочное положение, вот таким образом. Но если мы совершаем что-то материальное, Он не отвечает нам. Это совершенное положение. С Ним невозможно вступить в какие-то торговые отношения или материальные отношения, эта сфера не касается Его. Но что касается любви – он мгновенно ответит, сразу же. Как только заметит малейшее проявление бхакти – Он сразу отвечает, всегда к этому готов. То есть эта личность, находится исключительно в атмосфере чистой беспримесной любви. Это Его среда, это Его близкая среда. Это называется Бог.
Итак, Бога можно представить несколько условно, как некое такое обозначение. У нас много есть обозначений. В науке, философии, жизни мы пользуемся обозначениями. Потому что многие вещи нельзя как-то еще объяснить, мы просто даем названия вещи и так ее понимаем, так ее представляем. Но что это – никто не знает. Вот что это? Микрофон. Я называю звук – «микрофон», и вы говорите – «теперь понятно». Но это просто название. Итак, в материальном мире мы пользуемся обозначениями. И слово «Бог» – это тоже обозначение. Нельзя с этим словом, с этим понятием еще иметь какие-то отношения, кроме того, что это что-то большое, грандиозное, сверхсильное, могущественное. И это нужно уважать, потому что я очень маленький.
То есть так же, как в математике есть значок бесконечности. Его рисуют восьмерочкой, и его нельзя представить, объяснить, но обозначение есть, и им пользуются. Когда речь идет о бесконечности – вот значок нарисуют и показывают – «видите, это бесконечность». Это не бесконечность, это абстрактное обозначение. То есть я не знаю что это такое, но обозначаю. И вот это обозначение принимается за знание. Хотя это не является никаким знанием, просто обозначение. То есть абстрактное представление того или иного объекта, или аспект чего-то. А нас интересует личность, объект, который имеет 4 характеристики – форма, имя, качества и функции. И Харидас Тхакур говорит, что если одного из этих четырех недостает, то это уже не объект, это аспект. Вы уже не можете с ним развивать какие-то личные отношения. Если вы имеете дело только с формой – этого недостаточно. Или только с функцией. Или только с каким-то обозначением. Но если вы имеете дело с личностью – 4 характеристики должны присутствовать одновременно. И вот тогда появляются отношения. Поэтому Кришна означает имя, а не обозначение. Он имеет форму, функции, качества. Имя раскрывает всё. Так все шастры утверждают – что весь секрет в воспевании Святого Имени. Именно в личностных отношениях. Потому что если личностные отношения не строятся, мы не сможем рассчитывать на полное освобождение от страданий этого мира, пока мы не привяжемся непосредственно к Кришне. Привязаться можно лишь к тому, что очень привлекательно.
Как говорит Рукмини деви, первая царица Двараки… Когда Кришна начинает с ней шутить, а Рукмини очень смиренная и скромная. Она послушная. Она великая преданная. Она первая супруга Кришны в Двараке. Не бывает так, чтобы она разгневалась на Кришну, повысила голос. Она всегда очень мягкая, очень любящая Рукмини деви. И Кришна иногда хочет ее разозлить, потому что в гневе Рукмини еще красивее становится. И Он думает – «ну как ее разозлить?» Чтобы разозлить женщину, нужно вызвать ревность, тогда женщина начинает гневаться. В супружеских отношениях.
Он ей так и говорит: - Ты знаешь, ты вышла замуж не за того. Я так думаю сейчас.
Прошло, конечно, уже много лет… у них уже было 10 взрослых сыновей. Но Рукмини деви по благословению всегда выглядела молодой.
И Кришна говорит: - Знаешь, Я подумал, и сейчас с опытом Я понимаю, что Я тебе не пара. Просто раньше Я был молод, глуп, по ошибке женился на тебе, украл тебя, не зная даже тебя. Просто ты Мне написала письмо, и Я тебя украл, но Я не знал тебя раньше до этого. Я мог совершить ошибку, глупость. Потому что ну какой Я царь? У Меня нет настоящего царского положения.
Я просто живу в Двараке, наслаждаюсь, но Я не управляю царством. Управляет Уграсена, есть другие цари, а Я не имею какого-то царства. Я скрываюсь от других царей, скрываюсь в океане на этом острове, в Двараке, построил себе крепость и живу. Какой же Я царь? Я, если честно говорить просто трус. Более того, у Меня нет профессии…
Ну, какая у Кришны профессия? Он правду говорит. У Него нет никаких обязанностей в этом мире.
- Я трус, работы нет. А ты очень красива. У тебя есть цель жизни, а у Меня цели жизни тоже нет. Меня вообще многие цари хотят убить, Я не дружу ни с кем в этом мире. Просто скрываюсь от всех. И тебя тоже держу в этой ловушке – Двараке. Но на тебе хотели жениться такие цари как Шишупала и другие. Великие, великие цари. Рукмини, еще не поздно! Ты еще молода, ты хорошо выглядишь. Ты можешь начать новую нормальную личную жизнь. Подумай хорошо.
В это время Рукмини опахалом, чамарой обмахивает Кришну. Она сама любит служить. Хотя она царица, но она сама любит совершать такое служение. И она всё это смиренно слушает, до конца, и на глазах худеет. Так описывается. Ее сари становится большим, все украшения сползают, распускаются волосы, она просто худеет на глазах. Такая сила эмоций, такая сила чувств, что она просто худеет на глазах. И Кришна наблюдает это. И наслаждается.
И, в конце концов, Он ей говорит: - Да, я точно делаю такой вывод, что Я тебе не пара. Развод. Я устрою твою жизнь лучше на самом деле.
И когда Рукмини начинает в это уже верить, потому что Кришна очень серьезно всё говорит, приводит необходимые аргументы – «ну какой Я муж, ни цели в жизни, ни работы, трус, скрываюсь, у тебя нет будущего со Мной». Когда она понимает, что это Он говорит серьезно, она теряет сознание и падает в обморок. Всё, конец разговора.
И тут Кришна понимает, что Ему не удалось разгневать Рукмини, попытка была неудачна. И Он поднимается, Он берет ее за руки, принимает четырехрукую форму. Двумя руками Он ее держит, двумя руками гладит ее лицо, волосы и говорит – «о, совершенство любви!» Начинает разговаривать с ней. Кришна, Бог. Вот Он говорит одно, а теперь говорит другое. Его трудно понять. Мужская природа, ее трудно понять для женщины, потому что он то чувственный, то жесткий, то чувственный, то жесткий. И Кришна тоже странный, Он как мужчина действует, Пуруша. Но для наслаждения, Своего наслаждения Он это делает. И Он говорит ей – «совершенство любви» – начинает прославлять Рукмини.
А Рукмини говорит: - Нет-нет, Ты не лжец. Ты сказал всю правду. В твоих словах на самом деле нет лжи. Ты никак не царь этого мира, потому что этот мир принадлежит майе, Дурге. Ты царь другого мира.
Она начинает прославлять Его возвышенное положение. - У Тебя нет цели в этом материальном мире, тут нет ничего достойного для Тебя. У Тебя есть высшее Твоё бытие.
И она начинает говорить о Кришне удивительные вещи, прославляет Его. И Кришна слушает, этот разум Рукмини, эта любовь, Он наслаждается, смотрит на нее, гладит, смотрит в глаза. Бог лично так общается со Своими преданными.
- Как же я могу кроме Тебя кого-то еще выбрать при таких обстоятельствах? Ты высшая Верховная Личность, Верховный Возлюбленный. Кого же я могу выбрать еще? Неужели, пообщавшись с Тобой, я могу еще посмотреть на какое-то мужское тело, созданное из костей, мышц, кишок, испражнений, мочи, покрытое кожей, волосами и усами? Неужели Ты думаешь, что меня привлечет этот вид? Вот этот вот вид майи, просто набор химических элементов? Пообщавшись с Тобой, ни одна женщина не сможет мечтать ни об одном мужчине, это невозможно.
И Рукмини до замужества, до того, как Кришна украл ее, молилась. Она просто слышала о Кришне, никогда не видела Его, просто слышала о Кришне. Его имя, Его форму, Его качества, Его славу. То, о чем пишет Бхагаватам, то, о чем Кришна в Бхагавад-Гите говорит. Она услышала это и подумала – «никто другой мне не нужен».
Шишупала, великий царь, великий демон решил просить руку Рукмини, взять ее в жены. И отец Кунтибходжа, и брат Рукмини, все были согласны. А Рукмини писала письмо Кришне и была несчастна. «Укради меня, иначе я расстанусь с жизнью. Спаси меня». Она пишет письмо и посылает брахмана далеко с посланием. И Кришна в Двараке получает письмо, садится на свою колесницу и за одну ночь пересекает гигантское пространство, оказывается там. Рукмини уже считает минуты перед свадьбой, уже утро. Ее уже нарядили и подготовили. Она уже идет в храм Дурги, получить благословения и маха-прасад. И уже начинается свадьба. Она смотрит по сторонам – Кришны нет. Нет Кришны…
Когда она появилась, все цари, увидев ее красоту, просто свалились с лошадей. Они были поражены, как молния. «Какая чистота, какая красота! Кому же достается такая невеста, такая жена? Это же сама Богиня процветания! Неужели есть какая-то достойная пара?» И Шишупал думал – «да, я достойная пара» (преданные смеются). Очень гордился. И те, кто впервые увидели ее, просто свалились, выпали из седел на пол, на землю, потеряли сознание на какое-то время. Она была очень молода, юна, красива, невинна, чиста. И вот эта чистота поражала всех.
И Кришна появился там очень тихо. Просто как будто проезжал мимо на колеснице. Ну какой-то извозчик на золотой колеснице проезжает… На глазах у всех собравшихся царей просто протянул ей руку, возвел на колесницу и так же медленно поехал дальше. Никто не мог взять в толк – «что происходит, что происходит, что происходит?!!!»
«Как?!!» – закричали цари – «это что, шакал у льва добычу отбирает?! Война, битва!» Но Рукмини взяла вожжи и стала на полном ходу управлять боевой колесницей. Эта девушка. А Кришна взял лук и всё. И там еще Баларама появился. Так что вопрос был решен быстро. Такое могущество у Кришны.
Мы не можем такие лилы слышать об имперсональном Брахмане. Там не за что зацепиться. Там хорошо, конечно, там нет страданий. Но вот и всё, больше ничего хорошего там нет. В Брахмане нет страданий. Но нет и ананды. Нет этих личных отношений. На самом деле Брахман – это энергия, ослепляющая глаза преданного. Он хочет убрать эту завесу Брахмана. Молится Кришне – «убери эту завесу, убери эту завесу, я не могу видеть Твое лицо». Он привязан к форме Кришны, к качествам Кришны, к общению с Богом.
Поэтому, как сегодня утром мы слышали в лекции, конечно же, воспевая Святое Имя нужно желать этих отношений. Если мы думаем, что это очень далеко от нас – Кришна подтверждает в Бхагавад-Гите – это далеко, это очень далеко от нас. Но также и очень близко. Самое близкое одновременно. Это доступно каждому. Почему? Согласно нашей духовной природе, это наша вечная позиция, законное право – служить Кришне в близких отношениях. У каждого есть это право. У любого живого существа, это неотъемлемое право, нельзя отказываться от этого, этим нужно всегда пользоваться, это нужно делать, нужно к этому прилагать усилия. С Кришной нужно разговаривать, Кришне нужно предлагать всё, что мы едим, всё, что мы носим, всё, что мы зарабатываем. О Кришне нужно думать, о Кришне нужно говорить, с Кришной нужно вместе жить. Уже сейчас это можно сделать, если использовать чувства в служении Кришне. Занять их. Язык можно занять в служении Кришне, принимая прасад и говоря о Кришне. Уши – слушая. Носом можно вдыхать ароматы предложенных благовоний и цветов, так в храмах делают. В каждом храме мы сразу чувствуем аромат предложенных благовоний и цветов, когда заходим туда. В каждом храме готовится пища, чтобы предложить Божествам. В больших храмах Индии ежедневно десятки или сотни тысяч людей принимают прасад.
Например, мы жили какое-то время в Удупи, в Удупи-Кришна, это Южная Индия, там Божество Мадхвачарьи.
Каждый день в храме 10 тысяч человек получают прасад. Ежедневно. 8 месяцев в году фестиваль, праздник в храме. И во время фестиваля мы видели караваны индийских грузовиков. Знаете, что такое индийский грузовик? Это огромные машины с очень высокими бортами, и горы овощей, фруктов, бананов, кокосов вываливают на площадь. Горы, горы, горы. Этого пандала будет мало, чтобы собрать всё, что привозят каждый день. И во время больших фестивалей там сотни тысяч людей принимают Кришна-прасад. Бесплатно. Деньги не платятся за Кришна-прасад. Кришна-прасад можно брать без денег. Можно воровать, реакций не будет. Это расценивается как сильное стремление к Богу. Если вы воруете маха-прасад, это вам идет как плюс к преданному служению (преданные аплодируют). Почему-то все обрадовались. Я не знаю, какие будут последствия после этого… Но такова слава маха-прасада. Поэтому все храмы в Индии всегда распространяют маха-прасад, благовония, атрибуты, четки, книги о Кришне, фотографии, изображения Кришны, великих святых, которые говорят о Кришне, носят печать Кришны у себя на голове.
Если мы видим изображение Прабхупады или мурти Прабхупады – мы, несомненно, сразу же вспомним Кришну. Потому что Кришна во всём, везде Кришна. Постоянно видел Его Прабхупада. Он постоянно видел Его перед собой, как он говорил. Всё, что бы он ни слышал – он связывал с Кришной. Это было удивительно. Чем он поражал своих учеников – вот этой глубиной чувств личностных отношений. Океан шумит – «уфффф… уфффф…». Ученики гуляют с Прабхупадой. Прабхупада говорит – «вы слышите? Это Радхарани вздыхает в разлуке с Кришной». Ученики думают – «вау, мы не слышим, но Прабхупада слышит». Радха-Кришна кругом. «Месяц чахнет, смотрите, в разлуке с Кришной находится. Не может встретиться и чахнет, пропадает. Совсем скоро умрет, темно будет». Вот это состояние разлуки можно так ощутить в этом мире. Тьма… Света никакого нет.
Это называется бхакти. Вот эти чувства, эта привязанность, которые мы как раз хотим развивать. Не просто делать правила и предписания ради самих правил и предписаний. Потому что это тоже может выразиться в форме престижа, уважения. Ведь мы же принимаем какую-то аскезу. А в этом мире аскеза уважается. Скажите людям, что вы соблюдаете 4 регулирующих принципа. Если они в это поверят – будут уважать. Может быть, будут критиковать, но будут уважать. «Мясо, рыбу, яйца совсем нет? О!»
Помню, я приехал к своей тете. Давно не виделись, я был маленьким ребенком, а тут уже вырос, был в Сознании Кришны. Навестил ее. Она: - О-о-о! За стол! - Но я теперь Харе Кришна. - А что это значит? - Ну, вот изображение Кришны, это Бог. - Индийский? - Нет, не индийский. Бог для всех. Один Бог. - А, понимаю, понимаю… - Ну вот, мясо-рыбу-яйца мы не едим, интоксикаций никаких не принимаем. Ни вино, ни водку, ни сигареты, ничего такого. Даже чай и кофе. - Ах! Боже, боже мой… - Азартные игры, денежные махинации – нет. - Ну, вы молодцы, молодцы. - Незаконный секс нельзя, вне брака ни в коем случае. - Ой, как хорошо! Садись за стол. Вино будешь? (преданные смеются) - Так нельзя же, у нас принципы? - Как, совсем?! Ну, праздник же, ну чуть-чуть! Никто не увидит, правда. Ты же тут один, никто не узнает, я никому не скажу. Кришна ничего не узнает. (преданные смеются)
Нет-нет, Кришна узнает! Нельзя, нельзя! Мы очень близко общаемся с Богом. Он сразу увидит вино на столе у преданного. У материалистов Он не будет смотреть, что на столе. Но у преданного сразу посмотрит – «что там у него на столе, ну-ка! А это что такое?!»
Один пьяница-санньяси (преданные смеются) пригласил Господа Чайтанью и Нитьянанду в гости на прасад. Он также… жил с женщиной (преданные смеются). Но он был Махараджем, как-то так вот всё это у него уживалось. Ну, авадхута, парамахамса, может быть, так он думал о себе. Но он пригласил очень искренне, и Господь Чайтанья увидел эту искренность и пришел к нему с Нитьянандой. И Господь Чайтанья, Он же простой, Он в настроении Радхарани, Он видит любовь и сразу соглашается. И Он сел, и этот человек расставил блюда, они начали есть, и потом он спросил – «не хотите ли для счастья чуть-чуть, а?» Господь Чайтанья ничего не понял. «Что он имеет в виду, для счастья? Мы уже счастливы, на столе уже всё есть для счастья». «Ну, чуть-чуть…» И достал вино, поставил туда. Господь Чайтанья стал возмущаться, испугался. А Нитьянанда сказал – «не слушай Его. Со Мной лучше поговори, мы найдем общий язык». Он был настоящий авадхута, Он даже мог пить вино. Но Он не пил вино, Он стал шутить с этим человеком, тем не менее, вступил в отношения. А Господь Чайтанья сразу выбежал и сразу бросился в Гангу, прямо в одежде – бух! И туда же Нитьянанда за Ним потом также, чтобы смыть это впечатление, быстро-быстро. И Они плыли и говорили только о Кришне, чтобы забыть все, что там было только что на столе, этот вкус, это «счастье». Так Они плыли в Шантипур много километров по Ганге и были счастливы.
Итак, Кришна – это высшая совесть. Маттах смритир джнанам апоханам ча, говорит, от Меня это исходит – в сердце, память, знания и забвение. И можно себе представить, когда мы принимаем Личность Бога в свою жизнь, в свое сердце – как обостряется эта память, эта совесть, какие высокие требования к себе появляются у преданных. Какая сильная садхана становится, могущественная. Ведь дело не в том, что человек курит или пьет и не может с этим справиться. А в том, что он не может построить отношения с Кришной. Правда! Тут не нужны какие-то другие особые способности. В Гите Кришна говорит, что любой человек, обратившись ко Мне, достигает совершенства. Даже если это обычная женщина-домохозяйка. Или бизнесмен, который всю жизнь считает деньги. Или рабочий, который копает траншеи или машины ремонтирует. Они не склонны к философскому поиску, к аскезам, к йоге, это люди совсем простые. «Эти люди, обращаясь ко Мне, достигают совершенства». Так просто. Гита утверждает, что это очень просто, Кришна говорит. «Предайся Мне, думай обо мне, и всё, будешь жить со Мной». Поэтому нам нужно знание о Кришне. Кто же такой Кришна, как же о Нем думать.
И в Гите Арджуна спрашивает то же самое – «как же о Тебе думать? Кто Ты?» Увидев уже вселенскую форму, услышав речи Кришны, Арджуна спрашивает – «кто Ты? Как о Тебе думать? Потому что в Тебе всё умещается, о чём же думать? Как же о Тебе думать в этом мире? Потому что этот мир так много вмещает в себя разнообразия, и это разнообразие путает меня! Как же о Тебе думать?» И Кришна говорит – «ну это же очень просто, смотри – есть способности в людях? Это – Я. Любой талант в человеке ты увидишь – это Моё присутствие. Среди людей – Я царь. Среди рыб – Я акула. Из подавляющих безбожие – наказание». И Он описывает все проявления в том мире, божественные проявления, связанные с Личностью Бога. И так же нужно думать о Нем, как о самом старом живом существе. Наистарейшем, источнике всего. И в то же время – Он вечно юный. И вот когда эти вещи мы начинаем принимать одновременно, когда ум наш становится смиренным и не спорит – «как это?! Старый и юный одновременно? Как это возможно?! Что вы такое говорите?! Как это Он безграничный и при этом у Него человеческая форма? Не может такого быть!»
Это ум бесится постоянно, он не может уместить, у него здравого смысла не хватает. Но Кришна не вмещается в здравый смысл. Когда мы просто принимаем это в сердце, что Кришна имеет сладкую форму, и одновременно Он проявляется во всех вселенных – это экстаз, дрожь охватывает. Ведь Яшода видела это. Арджуна видел это. Яшода сказала – «Кришна, дорогой мой, правду говорят, что Ты ел глину? Боже мой, моя репутация. Я же Твоя мать, зачем Ты так делаешь? Я что, плохая мать, плохо Тебя кормлю?» И потом Падмавати так и говорит – «какая Яшода мать, посмотрите, Он у нее глину ест! Она Его не кормит досыта, поэтому Он покинул Вриндаван, вот почему. Яшода такая мать, она Ему даже пару обуви не дает, чтобы идти коров пасти. Босиком, по колючкам, по камням… Какое же это воспитание, какая же это забота матери? Понятно, что Он уехал из Вриндавана и больше не возвращается. Как к такой матери можно вернуться?» То есть существуют такие преданные, которые принимают сторону Кришны, другие сторону Яшоды, есть такие партии, это происходит из любви, у них есть такие разногласия.
И Кришна принимает роль ребенка Яшоды. Яшода говорит «Как же Ты ел глину? Все друзья говорят, что Ты брал в рот глину, грязь!» «Нет!» – сказал Кришна, Он испугался гнева Яшоды – «никогда». И когда Кришна так делает, Он очень еще при этом невинно выглядит. Вы не можете уловить какую-то фальшь, потому что это Кришна, Он всегда естественный. «Нет! Глину не ел!» Ну, в каком то смысле это правда, Он ничего не ест. Зачем Ему что-то есть? То есть Бог может всё о Себе сказать, и всё будет правдой. Что Ему воровать, ведь Ему и так всё принадлежит, какой Он вор? «Нет, Я не вор! Я не ел!» Это тоже правда. Но Яшода не верит. «Ну-ка, иди сюда! Иди!» И Кришна подходит, Он не может сопротивляться любви Яшоды, невозможно. Он боится, и даже слезы наворачиваются – Яшода гневается на Него. Эта любовь Яшоды такая могущественная – «ну-ка, иди сюда, Кришна! Я посмотрю. Открой рот!» И тут Кришна играет. Он всегда играет. Это удивительно. Стоит нам подумать о Кришне, и начинаются игры. В Сознании Кришны не соскучитесь. Так интересно!
Яшода открывает рот Кришны. «А-а-ах… Боже мой, там вся вселенная, в этом рту! Все планеты, пространства, время, гуны, полубоги, все живые существа, всё вмешается у Него внутри. Что с моим ребенком, что случилось с Ним? Боже мой, я схожу с ума? Я вижу там себя, и я там смотрю в рот Кришне, и там еще одна вселенная… Боже мой! Вишну, Вишну, Вишну! Надо пойти поклоняться Богу, что-то со мной не то». Она теряет сознание, потому что видит такое… Это не просто DVD-4 какой-то. Яшода реально увидела эти бесконечные пространства, глубоко погрузилась. Она была сильно напугана, потеряла сознание, когда увидела эту грандиозность. «Кто же мой ребенок? Кто же это?» Тут Кришна понял, что дела плохи, что она забывает о своей расе. Сейчас айшварья на нее повлияла, могущество, и она забывает об этих сладких отношениях.
И Он говорит – «ма-ма-а-а, Я хочу есть». «О! Совсем другое дело. Нормально, нормально, это то, что я жду, то, что я хочу от Него. Вот так я проявляю свою любовь – я кормлю Его на своих коленях, я держу Его на руках. Я имею даже право целовать Его голову, когда захочу, без спросу. Могу отчитывать Его за что-то, ругаться с Ним. Могу вдыхать запах Его волос, находиться в трансе. Это Кришна, Он мой». Это называет раса. Ну, посмотрите, разве мы не таких отношений ищем в материальном мире? Но Прабхупада говорит – они временны. Это тоже хорошо, но нас ждет печаль. Временно это всё.
У нас с супругой выросла дочь. И что же, где она сейчас? Нет рядом с нами. Временно. Вышла замуж и всё. «Харе Кришна, папа-мама». Ну, мы читали об этом, что так и будет. И мы стареем постепенно, тело меняется. Милость Кришны это называется. Чтобы мы готовились к отречению, не привязывались к этому временному существованию. Мритью-лока, тут всё временно, в какое-то время всему придет конец. И что же останется у нас тогда? Кришна! Кришна останется всегда! Он не постареет. Мы состаримся, будем смотреть в зеркало – «ой, Боже мой…» Ну как в таком теле сказать – «Кришна, я люблю Тебя»? Стыдно показаться. Но дело в том, что как только мы видим Кришну на алтаре, мы забываем про своё тело. И мы говорим – «Кришна, я люблю Тебя!» С одним зубом… (преданные смеются) Вот кому вы так скажете? Кому вы можете признаться в любви в таком возрасте, когда уже с одним зубом? Ну, только Кришне! (преданные смеются и аплодируют)
Большое спасибо за транскрипт лекции Гокуланатху прабху
Прабхупада предупреждал, что соприкосновение с низшими гунами крайне опасно для преданных. Это в принципе опасно, но материалисты не знают об этой опасности. Может быть, даже они чувствуют счастье, находясь в гунах материальной природы, время от времени чувствуют какое-то счастье, удовлетворение. Но преданный особенно остро понимает это, насколько опасна материальная природа. То есть в чем же ее опасность? В том, что она может проникнуть внутрь, в сердце. Разум, ум и чувства могут быть пронизаны низшей энергией. И это называется духовная гибель. То есть это потеря уровня совершенства, могущества, это примитивное существование, борьба за выживание, которая просто порождает новые и новые виды страданий, обрекает нас на бессмысленное безвыходное существование. Потому что невежество означает покрытие.
Я не знаю ни себя, ни этот мир, я не понимаю, почему всё так и зачем всё так. Но я вынужден работать, потому что есть страсть. Я должен есть, где-то жить, поддерживать тело. А что можно предложить кроме этого? У меня просто нет выбора. Нет выбора. Это определенные навязывающие вещи. И таким образом человек попадает в очень опасное положение. Очень опасным он становится в этом мире, и мир становится опасным. Человеческий мир особенно опасен. Как выясняется, не так опасен мир животных, как вот этот мир людей. Люди ждут катаклизмов, но главный катаклизм – это человек, это человечество, это тот мир, который он здесь устроил. Этот арсенал вооружений, эти отношения в политике, в экономике, в личных отношениях.
Мы только что проехали по городам Сибири и Дальнего Востока, сделали тур. И мы проводим программы о семейной жизни для новых людей, мы это связываем с духовной практикой. В конце поем Харе Кришна, устраиваем представления, говорим о медитации, об Абсолютной Истине. Но интересная статистика – во многих городах России 100% разводы за последние 2-3 года. 100% разводы! Видите, как опасно это существование. То есть человек живет с разбитым сердцем, с многочисленными травмами, он нуждается в постоянной психологической помощи. Практически все люди сейчас, в век Кали, больны серьезными болезнями. Поэтому Прабхупада говорил, что если вы упадете в этот колодец материального существования, будет очень трудно выбраться оттуда. Трудно. Трудная задача.
Поэтому если мы хотим на самом деле встать на путь совершенства, обрести все виды совершенства, могущества, обрести желанное счастье, то шастры рекомендуют встать на путь чистого преданного служения Кришне. Вот именно Кришне, нужно этот момент уточнить. Это не просто какое-то очередное новое религиозное название. Как есть рекламные кампании, и у каждой компании есть своё название, своя эмблема, чтобы она узнавалась. И Кришна не просто какая-то эмблема, нет. Это то, что ищет каждый человек. Каждый находится в забвении Кришны. Это самое сложное – вернуться к Богу, вернуться к Кришне. Не так сложно достичь имперсонального Брахмана. Не так сложно стать благочестивым человеком или религиозным человеком. Но не так просто стать слугой Кришны. Потому что там очень близкие отношения.
Как вы думаете, нам легко строить отношения с президентом страны? Ну да, есть законы, и мы их соблюдаем. Всё ясно, легко, правда же? Нарушаете – тюрьма, не нарушаете – вы свободный гражданин. Тут всё ясно и понятно. Легко, никаких больших усилий не требуется. Как правило, здесь не требуется психологической помощи. Но у президента есть семья, есть близкие отношения, и там могут быть непростые отношения. Чем ближе отношения, тем больше сложностей в этих отношениях. Как в Бенгалии есть пословица – хозяйка, шаркающая ногами по квартире, разрушит всю семью. Вот такая простая вещь может быть роковой в семье. В близких отношениях даже малейшие детали могут показаться очень значительными, судьбоносными. Привычки, черты характера.
Поэтому, несомненно, если мы хотим счастья, именно такого большого счастья – то для этого нужно найти безупречную личность. Очень чистую личность. И вот этой личностью, Веды говорят, является Кришна. Ачьюта, Он непогрешимый, Он никогда не совершает ошибок. Что это означает? Отсутствие ошибок означает – Он всегда отвечает на любовь. Не случается так, чтобы Он не ответил кому-то на любовь. Это значит безошибочное положение, вот таким образом. Но если мы совершаем что-то материальное, Он не отвечает нам. Это совершенное положение. С Ним невозможно вступить в какие-то торговые отношения или материальные отношения, эта сфера не касается Его. Но что касается любви – он мгновенно ответит, сразу же. Как только заметит малейшее проявление бхакти – Он сразу отвечает, всегда к этому готов. То есть эта личность, находится исключительно в атмосфере чистой беспримесной любви. Это Его среда, это Его близкая среда. Это называется Бог.
Итак, Бога можно представить несколько условно, как некое такое обозначение. У нас много есть обозначений. В науке, философии, жизни мы пользуемся обозначениями. Потому что многие вещи нельзя как-то еще объяснить, мы просто даем названия вещи и так ее понимаем, так ее представляем. Но что это – никто не знает. Вот что это? Микрофон. Я называю звук – «микрофон», и вы говорите – «теперь понятно». Но это просто название. Итак, в материальном мире мы пользуемся обозначениями. И слово «Бог» – это тоже обозначение. Нельзя с этим словом, с этим понятием еще иметь какие-то отношения, кроме того, что это что-то большое, грандиозное, сверхсильное, могущественное. И это нужно уважать, потому что я очень маленький.
То есть так же, как в математике есть значок бесконечности. Его рисуют восьмерочкой, и его нельзя представить, объяснить, но обозначение есть, и им пользуются. Когда речь идет о бесконечности – вот значок нарисуют и показывают – «видите, это бесконечность». Это не бесконечность, это абстрактное обозначение. То есть я не знаю что это такое, но обозначаю. И вот это обозначение принимается за знание. Хотя это не является никаким знанием, просто обозначение. То есть абстрактное представление того или иного объекта, или аспект чего-то. А нас интересует личность, объект, который имеет 4 характеристики – форма, имя, качества и функции. И Харидас Тхакур говорит, что если одного из этих четырех недостает, то это уже не объект, это аспект. Вы уже не можете с ним развивать какие-то личные отношения. Если вы имеете дело только с формой – этого недостаточно. Или только с функцией. Или только с каким-то обозначением. Но если вы имеете дело с личностью – 4 характеристики должны присутствовать одновременно. И вот тогда появляются отношения. Поэтому Кришна означает имя, а не обозначение. Он имеет форму, функции, качества. Имя раскрывает всё. Так все шастры утверждают – что весь секрет в воспевании Святого Имени. Именно в личностных отношениях. Потому что если личностные отношения не строятся, мы не сможем рассчитывать на полное освобождение от страданий этого мира, пока мы не привяжемся непосредственно к Кришне. Привязаться можно лишь к тому, что очень привлекательно.
Как говорит Рукмини деви, первая царица Двараки… Когда Кришна начинает с ней шутить, а Рукмини очень смиренная и скромная. Она послушная. Она великая преданная. Она первая супруга Кришны в Двараке. Не бывает так, чтобы она разгневалась на Кришну, повысила голос. Она всегда очень мягкая, очень любящая Рукмини деви. И Кришна иногда хочет ее разозлить, потому что в гневе Рукмини еще красивее становится. И Он думает – «ну как ее разозлить?» Чтобы разозлить женщину, нужно вызвать ревность, тогда женщина начинает гневаться. В супружеских отношениях.
Он ей так и говорит: - Ты знаешь, ты вышла замуж не за того. Я так думаю сейчас.
Прошло, конечно, уже много лет… у них уже было 10 взрослых сыновей. Но Рукмини деви по благословению всегда выглядела молодой.
И Кришна говорит: - Знаешь, Я подумал, и сейчас с опытом Я понимаю, что Я тебе не пара. Просто раньше Я был молод, глуп, по ошибке женился на тебе, украл тебя, не зная даже тебя. Просто ты Мне написала письмо, и Я тебя украл, но Я не знал тебя раньше до этого. Я мог совершить ошибку, глупость. Потому что ну какой Я царь? У Меня нет настоящего царского положения.
Я просто живу в Двараке, наслаждаюсь, но Я не управляю царством. Управляет Уграсена, есть другие цари, а Я не имею какого-то царства. Я скрываюсь от других царей, скрываюсь в океане на этом острове, в Двараке, построил себе крепость и живу. Какой же Я царь? Я, если честно говорить просто трус. Более того, у Меня нет профессии…
Ну, какая у Кришны профессия? Он правду говорит. У Него нет никаких обязанностей в этом мире.
- Я трус, работы нет. А ты очень красива. У тебя есть цель жизни, а у Меня цели жизни тоже нет. Меня вообще многие цари хотят убить, Я не дружу ни с кем в этом мире. Просто скрываюсь от всех. И тебя тоже держу в этой ловушке – Двараке. Но на тебе хотели жениться такие цари как Шишупала и другие. Великие, великие цари. Рукмини, еще не поздно! Ты еще молода, ты хорошо выглядишь. Ты можешь начать новую нормальную личную жизнь. Подумай хорошо.
В это время Рукмини опахалом, чамарой обмахивает Кришну. Она сама любит служить. Хотя она царица, но она сама любит совершать такое служение. И она всё это смиренно слушает, до конца, и на глазах худеет. Так описывается. Ее сари становится большим, все украшения сползают, распускаются волосы, она просто худеет на глазах. Такая сила эмоций, такая сила чувств, что она просто худеет на глазах. И Кришна наблюдает это. И наслаждается.
И, в конце концов, Он ей говорит: - Да, я точно делаю такой вывод, что Я тебе не пара. Развод. Я устрою твою жизнь лучше на самом деле.
И когда Рукмини начинает в это уже верить, потому что Кришна очень серьезно всё говорит, приводит необходимые аргументы – «ну какой Я муж, ни цели в жизни, ни работы, трус, скрываюсь, у тебя нет будущего со Мной». Когда она понимает, что это Он говорит серьезно, она теряет сознание и падает в обморок. Всё, конец разговора.
И тут Кришна понимает, что Ему не удалось разгневать Рукмини, попытка была неудачна. И Он поднимается, Он берет ее за руки, принимает четырехрукую форму. Двумя руками Он ее держит, двумя руками гладит ее лицо, волосы и говорит – «о, совершенство любви!» Начинает разговаривать с ней. Кришна, Бог. Вот Он говорит одно, а теперь говорит другое. Его трудно понять. Мужская природа, ее трудно понять для женщины, потому что он то чувственный, то жесткий, то чувственный, то жесткий. И Кришна тоже странный, Он как мужчина действует, Пуруша. Но для наслаждения, Своего наслаждения Он это делает. И Он говорит ей – «совершенство любви» – начинает прославлять Рукмини.
А Рукмини говорит: - Нет-нет, Ты не лжец. Ты сказал всю правду. В твоих словах на самом деле нет лжи. Ты никак не царь этого мира, потому что этот мир принадлежит майе, Дурге. Ты царь другого мира.
Она начинает прославлять Его возвышенное положение. - У Тебя нет цели в этом материальном мире, тут нет ничего достойного для Тебя. У Тебя есть высшее Твоё бытие.
И она начинает говорить о Кришне удивительные вещи, прославляет Его. И Кришна слушает, этот разум Рукмини, эта любовь, Он наслаждается, смотрит на нее, гладит, смотрит в глаза. Бог лично так общается со Своими преданными.
- Как же я могу кроме Тебя кого-то еще выбрать при таких обстоятельствах? Ты высшая Верховная Личность, Верховный Возлюбленный. Кого же я могу выбрать еще? Неужели, пообщавшись с Тобой, я могу еще посмотреть на какое-то мужское тело, созданное из костей, мышц, кишок, испражнений, мочи, покрытое кожей, волосами и усами? Неужели Ты думаешь, что меня привлечет этот вид? Вот этот вот вид майи, просто набор химических элементов? Пообщавшись с Тобой, ни одна женщина не сможет мечтать ни об одном мужчине, это невозможно.
И Рукмини до замужества, до того, как Кришна украл ее, молилась. Она просто слышала о Кришне, никогда не видела Его, просто слышала о Кришне. Его имя, Его форму, Его качества, Его славу. То, о чем пишет Бхагаватам, то, о чем Кришна в Бхагавад-Гите говорит. Она услышала это и подумала – «никто другой мне не нужен».
Шишупала, великий царь, великий демон решил просить руку Рукмини, взять ее в жены. И отец Кунтибходжа, и брат Рукмини, все были согласны. А Рукмини писала письмо Кришне и была несчастна. «Укради меня, иначе я расстанусь с жизнью. Спаси меня». Она пишет письмо и посылает брахмана далеко с посланием. И Кришна в Двараке получает письмо, садится на свою колесницу и за одну ночь пересекает гигантское пространство, оказывается там. Рукмини уже считает минуты перед свадьбой, уже утро. Ее уже нарядили и подготовили. Она уже идет в храм Дурги, получить благословения и маха-прасад. И уже начинается свадьба. Она смотрит по сторонам – Кришны нет. Нет Кришны…
Когда она появилась, все цари, увидев ее красоту, просто свалились с лошадей. Они были поражены, как молния. «Какая чистота, какая красота! Кому же достается такая невеста, такая жена? Это же сама Богиня процветания! Неужели есть какая-то достойная пара?» И Шишупал думал – «да, я достойная пара» (преданные смеются). Очень гордился. И те, кто впервые увидели ее, просто свалились, выпали из седел на пол, на землю, потеряли сознание на какое-то время. Она была очень молода, юна, красива, невинна, чиста. И вот эта чистота поражала всех.
И Кришна появился там очень тихо. Просто как будто проезжал мимо на колеснице. Ну какой-то извозчик на золотой колеснице проезжает… На глазах у всех собравшихся царей просто протянул ей руку, возвел на колесницу и так же медленно поехал дальше. Никто не мог взять в толк – «что происходит, что происходит, что происходит?!!!»
«Как?!!» – закричали цари – «это что, шакал у льва добычу отбирает?! Война, битва!» Но Рукмини взяла вожжи и стала на полном ходу управлять боевой колесницей. Эта девушка. А Кришна взял лук и всё. И там еще Баларама появился. Так что вопрос был решен быстро. Такое могущество у Кришны.
Мы не можем такие лилы слышать об имперсональном Брахмане. Там не за что зацепиться. Там хорошо, конечно, там нет страданий. Но вот и всё, больше ничего хорошего там нет. В Брахмане нет страданий. Но нет и ананды. Нет этих личных отношений. На самом деле Брахман – это энергия, ослепляющая глаза преданного. Он хочет убрать эту завесу Брахмана. Молится Кришне – «убери эту завесу, убери эту завесу, я не могу видеть Твое лицо». Он привязан к форме Кришны, к качествам Кришны, к общению с Богом.
Поэтому, как сегодня утром мы слышали в лекции, конечно же, воспевая Святое Имя нужно желать этих отношений. Если мы думаем, что это очень далеко от нас – Кришна подтверждает в Бхагавад-Гите – это далеко, это очень далеко от нас. Но также и очень близко. Самое близкое одновременно. Это доступно каждому. Почему? Согласно нашей духовной природе, это наша вечная позиция, законное право – служить Кришне в близких отношениях. У каждого есть это право. У любого живого существа, это неотъемлемое право, нельзя отказываться от этого, этим нужно всегда пользоваться, это нужно делать, нужно к этому прилагать усилия. С Кришной нужно разговаривать, Кришне нужно предлагать всё, что мы едим, всё, что мы носим, всё, что мы зарабатываем. О Кришне нужно думать, о Кришне нужно говорить, с Кришной нужно вместе жить. Уже сейчас это можно сделать, если использовать чувства в служении Кришне. Занять их. Язык можно занять в служении Кришне, принимая прасад и говоря о Кришне. Уши – слушая. Носом можно вдыхать ароматы предложенных благовоний и цветов, так в храмах делают. В каждом храме мы сразу чувствуем аромат предложенных благовоний и цветов, когда заходим туда. В каждом храме готовится пища, чтобы предложить Божествам. В больших храмах Индии ежедневно десятки или сотни тысяч людей принимают прасад.
Например, мы жили какое-то время в Удупи, в Удупи-Кришна, это Южная Индия, там Божество Мадхвачарьи.
Каждый день в храме 10 тысяч человек получают прасад. Ежедневно. 8 месяцев в году фестиваль, праздник в храме. И во время фестиваля мы видели караваны индийских грузовиков. Знаете, что такое индийский грузовик? Это огромные машины с очень высокими бортами, и горы овощей, фруктов, бананов, кокосов вываливают на площадь. Горы, горы, горы. Этого пандала будет мало, чтобы собрать всё, что привозят каждый день. И во время больших фестивалей там сотни тысяч людей принимают Кришна-прасад. Бесплатно. Деньги не платятся за Кришна-прасад. Кришна-прасад можно брать без денег. Можно воровать, реакций не будет. Это расценивается как сильное стремление к Богу. Если вы воруете маха-прасад, это вам идет как плюс к преданному служению (преданные аплодируют). Почему-то все обрадовались. Я не знаю, какие будут последствия после этого… Но такова слава маха-прасада. Поэтому все храмы в Индии всегда распространяют маха-прасад, благовония, атрибуты, четки, книги о Кришне, фотографии, изображения Кришны, великих святых, которые говорят о Кришне, носят печать Кришны у себя на голове.
Если мы видим изображение Прабхупады или мурти Прабхупады – мы, несомненно, сразу же вспомним Кришну. Потому что Кришна во всём, везде Кришна. Постоянно видел Его Прабхупада. Он постоянно видел Его перед собой, как он говорил. Всё, что бы он ни слышал – он связывал с Кришной. Это было удивительно. Чем он поражал своих учеников – вот этой глубиной чувств личностных отношений. Океан шумит – «уфффф… уфффф…». Ученики гуляют с Прабхупадой. Прабхупада говорит – «вы слышите? Это Радхарани вздыхает в разлуке с Кришной». Ученики думают – «вау, мы не слышим, но Прабхупада слышит». Радха-Кришна кругом. «Месяц чахнет, смотрите, в разлуке с Кришной находится. Не может встретиться и чахнет, пропадает. Совсем скоро умрет, темно будет». Вот это состояние разлуки можно так ощутить в этом мире. Тьма… Света никакого нет.
Это называется бхакти. Вот эти чувства, эта привязанность, которые мы как раз хотим развивать. Не просто делать правила и предписания ради самих правил и предписаний. Потому что это тоже может выразиться в форме престижа, уважения. Ведь мы же принимаем какую-то аскезу. А в этом мире аскеза уважается. Скажите людям, что вы соблюдаете 4 регулирующих принципа. Если они в это поверят – будут уважать. Может быть, будут критиковать, но будут уважать. «Мясо, рыбу, яйца совсем нет? О!»
Помню, я приехал к своей тете. Давно не виделись, я был маленьким ребенком, а тут уже вырос, был в Сознании Кришны. Навестил ее. Она: - О-о-о! За стол! - Но я теперь Харе Кришна. - А что это значит? - Ну, вот изображение Кришны, это Бог. - Индийский? - Нет, не индийский. Бог для всех. Один Бог. - А, понимаю, понимаю… - Ну вот, мясо-рыбу-яйца мы не едим, интоксикаций никаких не принимаем. Ни вино, ни водку, ни сигареты, ничего такого. Даже чай и кофе. - Ах! Боже, боже мой… - Азартные игры, денежные махинации – нет. - Ну, вы молодцы, молодцы. - Незаконный секс нельзя, вне брака ни в коем случае. - Ой, как хорошо! Садись за стол. Вино будешь? (преданные смеются) - Так нельзя же, у нас принципы? - Как, совсем?! Ну, праздник же, ну чуть-чуть! Никто не увидит, правда. Ты же тут один, никто не узнает, я никому не скажу. Кришна ничего не узнает. (преданные смеются)
Нет-нет, Кришна узнает! Нельзя, нельзя! Мы очень близко общаемся с Богом. Он сразу увидит вино на столе у преданного. У материалистов Он не будет смотреть, что на столе. Но у преданного сразу посмотрит – «что там у него на столе, ну-ка! А это что такое?!»
Один пьяница-санньяси (преданные смеются) пригласил Господа Чайтанью и Нитьянанду в гости на прасад. Он также… жил с женщиной (преданные смеются). Но он был Махараджем, как-то так вот всё это у него уживалось. Ну, авадхута, парамахамса, может быть, так он думал о себе. Но он пригласил очень искренне, и Господь Чайтанья увидел эту искренность и пришел к нему с Нитьянандой. И Господь Чайтанья, Он же простой, Он в настроении Радхарани, Он видит любовь и сразу соглашается. И Он сел, и этот человек расставил блюда, они начали есть, и потом он спросил – «не хотите ли для счастья чуть-чуть, а?» Господь Чайтанья ничего не понял. «Что он имеет в виду, для счастья? Мы уже счастливы, на столе уже всё есть для счастья». «Ну, чуть-чуть…» И достал вино, поставил туда. Господь Чайтанья стал возмущаться, испугался. А Нитьянанда сказал – «не слушай Его. Со Мной лучше поговори, мы найдем общий язык». Он был настоящий авадхута, Он даже мог пить вино. Но Он не пил вино, Он стал шутить с этим человеком, тем не менее, вступил в отношения. А Господь Чайтанья сразу выбежал и сразу бросился в Гангу, прямо в одежде – бух! И туда же Нитьянанда за Ним потом также, чтобы смыть это впечатление, быстро-быстро. И Они плыли и говорили только о Кришне, чтобы забыть все, что там было только что на столе, этот вкус, это «счастье». Так Они плыли в Шантипур много километров по Ганге и были счастливы.
Итак, Кришна – это высшая совесть. Маттах смритир джнанам апоханам ча, говорит, от Меня это исходит – в сердце, память, знания и забвение. И можно себе представить, когда мы принимаем Личность Бога в свою жизнь, в свое сердце – как обостряется эта память, эта совесть, какие высокие требования к себе появляются у преданных. Какая сильная садхана становится, могущественная. Ведь дело не в том, что человек курит или пьет и не может с этим справиться. А в том, что он не может построить отношения с Кришной. Правда! Тут не нужны какие-то другие особые способности. В Гите Кришна говорит, что любой человек, обратившись ко Мне, достигает совершенства. Даже если это обычная женщина-домохозяйка. Или бизнесмен, который всю жизнь считает деньги. Или рабочий, который копает траншеи или машины ремонтирует. Они не склонны к философскому поиску, к аскезам, к йоге, это люди совсем простые. «Эти люди, обращаясь ко Мне, достигают совершенства». Так просто. Гита утверждает, что это очень просто, Кришна говорит. «Предайся Мне, думай обо мне, и всё, будешь жить со Мной». Поэтому нам нужно знание о Кришне. Кто же такой Кришна, как же о Нем думать.
И в Гите Арджуна спрашивает то же самое – «как же о Тебе думать? Кто Ты?» Увидев уже вселенскую форму, услышав речи Кришны, Арджуна спрашивает – «кто Ты? Как о Тебе думать? Потому что в Тебе всё умещается, о чём же думать? Как же о Тебе думать в этом мире? Потому что этот мир так много вмещает в себя разнообразия, и это разнообразие путает меня! Как же о Тебе думать?» И Кришна говорит – «ну это же очень просто, смотри – есть способности в людях? Это – Я. Любой талант в человеке ты увидишь – это Моё присутствие. Среди людей – Я царь. Среди рыб – Я акула. Из подавляющих безбожие – наказание». И Он описывает все проявления в том мире, божественные проявления, связанные с Личностью Бога. И так же нужно думать о Нем, как о самом старом живом существе. Наистарейшем, источнике всего. И в то же время – Он вечно юный. И вот когда эти вещи мы начинаем принимать одновременно, когда ум наш становится смиренным и не спорит – «как это?! Старый и юный одновременно? Как это возможно?! Что вы такое говорите?! Как это Он безграничный и при этом у Него человеческая форма? Не может такого быть!»
Это ум бесится постоянно, он не может уместить, у него здравого смысла не хватает. Но Кришна не вмещается в здравый смысл. Когда мы просто принимаем это в сердце, что Кришна имеет сладкую форму, и одновременно Он проявляется во всех вселенных – это экстаз, дрожь охватывает. Ведь Яшода видела это. Арджуна видел это. Яшода сказала – «Кришна, дорогой мой, правду говорят, что Ты ел глину? Боже мой, моя репутация. Я же Твоя мать, зачем Ты так делаешь? Я что, плохая мать, плохо Тебя кормлю?» И потом Падмавати так и говорит – «какая Яшода мать, посмотрите, Он у нее глину ест! Она Его не кормит досыта, поэтому Он покинул Вриндаван, вот почему. Яшода такая мать, она Ему даже пару обуви не дает, чтобы идти коров пасти. Босиком, по колючкам, по камням… Какое же это воспитание, какая же это забота матери? Понятно, что Он уехал из Вриндавана и больше не возвращается. Как к такой матери можно вернуться?» То есть существуют такие преданные, которые принимают сторону Кришны, другие сторону Яшоды, есть такие партии, это происходит из любви, у них есть такие разногласия.
И Кришна принимает роль ребенка Яшоды. Яшода говорит «Как же Ты ел глину? Все друзья говорят, что Ты брал в рот глину, грязь!» «Нет!» – сказал Кришна, Он испугался гнева Яшоды – «никогда». И когда Кришна так делает, Он очень еще при этом невинно выглядит. Вы не можете уловить какую-то фальшь, потому что это Кришна, Он всегда естественный. «Нет! Глину не ел!» Ну, в каком то смысле это правда, Он ничего не ест. Зачем Ему что-то есть? То есть Бог может всё о Себе сказать, и всё будет правдой. Что Ему воровать, ведь Ему и так всё принадлежит, какой Он вор? «Нет, Я не вор! Я не ел!» Это тоже правда. Но Яшода не верит. «Ну-ка, иди сюда! Иди!» И Кришна подходит, Он не может сопротивляться любви Яшоды, невозможно. Он боится, и даже слезы наворачиваются – Яшода гневается на Него. Эта любовь Яшоды такая могущественная – «ну-ка, иди сюда, Кришна! Я посмотрю. Открой рот!» И тут Кришна играет. Он всегда играет. Это удивительно. Стоит нам подумать о Кришне, и начинаются игры. В Сознании Кришны не соскучитесь. Так интересно!
Яшода открывает рот Кришны. «А-а-ах… Боже мой, там вся вселенная, в этом рту! Все планеты, пространства, время, гуны, полубоги, все живые существа, всё вмешается у Него внутри. Что с моим ребенком, что случилось с Ним? Боже мой, я схожу с ума? Я вижу там себя, и я там смотрю в рот Кришне, и там еще одна вселенная… Боже мой! Вишну, Вишну, Вишну! Надо пойти поклоняться Богу, что-то со мной не то». Она теряет сознание, потому что видит такое… Это не просто DVD-4 какой-то. Яшода реально увидела эти бесконечные пространства, глубоко погрузилась. Она была сильно напугана, потеряла сознание, когда увидела эту грандиозность. «Кто же мой ребенок? Кто же это?» Тут Кришна понял, что дела плохи, что она забывает о своей расе. Сейчас айшварья на нее повлияла, могущество, и она забывает об этих сладких отношениях.
И Он говорит – «ма-ма-а-а, Я хочу есть». «О! Совсем другое дело. Нормально, нормально, это то, что я жду, то, что я хочу от Него. Вот так я проявляю свою любовь – я кормлю Его на своих коленях, я держу Его на руках. Я имею даже право целовать Его голову, когда захочу, без спросу. Могу отчитывать Его за что-то, ругаться с Ним. Могу вдыхать запах Его волос, находиться в трансе. Это Кришна, Он мой». Это называет раса. Ну, посмотрите, разве мы не таких отношений ищем в материальном мире? Но Прабхупада говорит – они временны. Это тоже хорошо, но нас ждет печаль. Временно это всё.
У нас с супругой выросла дочь. И что же, где она сейчас? Нет рядом с нами. Временно. Вышла замуж и всё. «Харе Кришна, папа-мама». Ну, мы читали об этом, что так и будет. И мы стареем постепенно, тело меняется. Милость Кришны это называется. Чтобы мы готовились к отречению, не привязывались к этому временному существованию. Мритью-лока, тут всё временно, в какое-то время всему придет конец. И что же останется у нас тогда? Кришна! Кришна останется всегда! Он не постареет. Мы состаримся, будем смотреть в зеркало – «ой, Боже мой…» Ну как в таком теле сказать – «Кришна, я люблю Тебя»? Стыдно показаться. Но дело в том, что как только мы видим Кришну на алтаре, мы забываем про своё тело. И мы говорим – «Кришна, я люблю Тебя!» С одним зубом… (преданные смеются) Вот кому вы так скажете? Кому вы можете признаться в любви в таком возрасте, когда уже с одним зубом? Ну, только Кришне! (преданные смеются и аплодируют)
Большое спасибо за транскрипт лекции Гокуланатху прабху