Е.М. Чайтанья Чандра Чаран Прабху — Даршан для учеников: ответы на вопросы, Краснодар 2009

ЕМ Чайтанья Чандра Чаран Прабху, Даршан для учеников: ответы на вопросы, Краснодар 2009Вопрос: Что может сплотить учеников?

Ответ: Во-первых, сплачивает учеников настроение духовного учителя. Духовные учителя в настроениях, могут отличаться. Это оттенки бхавы, которые могут отличаться, отношение к миссии, поэтому настроение может немножко отличаться. И ученики это хорошо понимают, и уже в этой среде, в этой атмосфере находятся. Это сплачивающий фактор. То есть личность духовного учителя – естественный объединяющий фактор.

Затем – миссия, проповедь, сотрудничество. На этой основе каждый сплачивается. Очень хорошо лично знать друг друга. Стараться знать всех учеников, их пока здесь не так много. Знать и помогать, для того, чтобы оказывать друг другу служение. В помощи будет нуждаться каждый человек в свое время, любой, всегда будет такая ситуация, когда нужна будет какая-то помощь, у каждого.

И поэтому мы должны помогать преданным, чтобы ожидания были оправданы, и вера не разрушалась. Вера разрушается, когда преданные не служат друг другу, не помогают, полагаясь на Кришну, но сами не оказывают личной поддержки. Если преданный расстроен, говорите с ним, вдохновляйте его; болен – помогите ему; нуждается в деньгах – соберите пожертвования для него. Здесь имеется в виду, когда он на самом деле нуждается в помощи. Мы не поощряем просто какой-то паразитизм. Но разные моменты бывают в жизни, всегда будьте чутки к этому, это очень важное условие, не будьте эгоистами.

Иначе мы не сможем постичь Божества, Святое имя, миссию, будет очень сложно, мы будем стараться выполнять миссию только для своей собственной славы. Чем больше миссия расширяется, тем больше у вас будет забот, люди будут приходить после вас, младшие преданные приходить, они будут надеяться получить от вас поддержку, духовную заботу, внимание. Не забывайте об этом, никогда не думайте только о себе. И тогда мы сможем сплотиться. На почве эгоизма это невозможно, на почве служения это обязательно произойдет, это очень хорошо. Так наша вера в Кришну становится твердой, через взаимоотношения между преданными.

Вопрос: Гуру Махарадж на фестивале в Кринице Вы сказали, что нам необходимо общаться с Вами через старших преданных, если нет другой возможности, кого бы Вы могли порекомендовать для общения?

Ответ: Общаться можно с кем хотите. Свобода. Всё, что полезно для вас, для духовной жизни – принимайте. Наставления тоже можно получать из разных источников. Особенно важно здесь сотрудничать с местными лидерами, общаться можно очень широко. Шикша-гуру может быть много, которые могут помочь нам в духовной жизни. Очень важно, ключевой момент, в этих непосредственных обстоятельствах - строить отношения с лидерами, с другими преданными. 

Вопрос: Скажите, а если много шикша-гуру, я сначала спросила одного шикша-гуру - на определенные вопросы он дал ответы, потом - другого и ответы получила разные, как быть в этой ситуации?

Ответ: Есть разные шикша-гуру, существуют шикша-гуру, которые просто проповедуют, но они не берут ответственности за преданных. Дают общее понимание философии, объясняют какие-то моменты, но они не будут интересоваться - насколько вы принимаете их проповедь или не принимаете, насколько вы будете следовать этому или не будете. Они просто проповедуют и всё. Выбирают, что они хотят, чему следовать, чему не следовать.

Но есть другая форма гуру, которые принимают ответственность за каких-то учеников, и его будет интересовать – насколько вы поняли то, что он говорит, насколько вы будете следовать тому, что он говорит. И вот последнее слово за тем, кто принимает за вас ответственность. То есть мнения могут быть разные, но окончательное мнение будет того, кто принимает за вас ответственность, несет какую-то ответственность за вас. А поскольку дикша-гуру несет за вас полную ответственность, то его мнение будет последним, самым важным. По степени ответственности это тоже определяется.

Вопрос: А шикша гуру для матаджи может быть только матаджи, или прабху тоже может быть?

Ответ: Лучше матаджи. Бывает что это и мужчина, но тут уже детали, смотря какой мужчина, какие обстоятельства. Очень часто шикша-гуру, особенно если это молодой мужчина, или духовно реализованный, к нему подопечная может привязаться, уже действует материальная природа, в этом смысле могут быть трудности. Поэтому удобнее если это будет опытная женщина. Там невозможно быть привязанной. Но бывает и по-другому, это зависит уже от того, какой это мужчина, в каком возрасте и так далее.

Вопрос: Бывает, что шикша-гуру мужчина и если возникает какая-то проблема, то он более конкретно говорит, а если матаджи, то…

Ответ: Я понимаю с мужчиной лучше, тем более, если это женщина, ей легче от мужчины получать наставления, по природе вещей. Но там есть опасность. Это не категоричное мнение, но имейте в виду, что есть опасность в этих отношениях.

Вопрос: У Вас очень ответственная и тяжелая деятельность. Скажите, а что Вас больше всего в ней вдохновляет?

Ответ: Что больше всего вдохновляет? То, что я делаю. Киртан, проповедь, прасад когда ем, ученики вдохновляют, когда заняты миссией. Энтузиазм учеников очень вдохновляет. Когда у них есть энтузиазм - это очень хорошо, это хороший признак, показатель того, что они здоровы. Когда они теряют энтузиазм - это печальное зрелище.
Вопрос: Вот, если у преданного есть куратор, но куратор является учеником другого учителя, является ли это важным и какие сложности при этом возможны?

Ответ: Нет, важно. Это тоже форма шикша-гуру – куратор, если говорить ведическим языком, это тоже форма шикша-гуру, он принимает определенную ответственность за обучение, образование и духовную жизнь. И как шикша-гуру, его роль связать подопечного с его дикша-гуру, он должен понимать настроение его дикша-гуру, их настроения не должны противоречить друг другу - дикша и шикша-гуру. И шикша-гуру идет в наставлениях за его дикша-гуру, иначе вера ученика будет разрушаться.

Вопрос: Преданные развивают определенные отношения с Кришной – родительские, дружеские и так далее, и учитель имеет какие-то отношения с Кришной, а к нему ученики приходят, которые развивают такие же отношения как их учитель с Кришной?

Ответ: Сейчас об этом думать не нужно. До этого вопроса еще очень и очень далеко. Не спешите. Сейчас это не практичный вопрос. Поэтому ответ не важен. Просто информация какая-то. То есть вопрос в том – сомневаться нужно в духовном учителе или не сомневаться? Подходит вообще моя раса к его или не подходит? В этом вопрос. Сомневаться не нужно. Кришна посылает учителя. Слушайте свое сердце. Не анализируйте эту тему. «Раса – где? На каком уровне он сейчас находится? И что он там, у Кришны будет делать?» Это сейчас не доступно, это хорошо Кришна знает.

Вопрос: Вы много путешествуете, а вы не планируете построить где-то базу для проповеди?

Ответ: База? Звучит серьезно – база. Будем строитель базу для проповеди, военную базу (смех). Я думал об этом, но в этом году меня назначили Джи-Би-Си по Средней Азии и Уралу, поэтому я должен там чаще бывать. Поэтому, скорее всего там и будет какая-то основа. Но кроме этого у меня сейчас становится очень много учеников на Украине. Значит нужно бывать и там, какой-то центр иметь и там для учеников. Вот такие пока планы.

Вопрос: Как правильно служить духовному учителю дома, когда какое-то время не видишь его, когда год-два не видишь?

Ответ: Как правильно служить духовному учителю? Слушайте лекции, читайте книги, повторяйте Святое Имя, соблюдайте принципы, ешьте только Кришна-прасад, думайте о миссии больше и больше. Таким образом, ваша жизнь становится ближе к духовному учителю. Потому что он делает то же самое. В чем разница? Образ жизни тот же самый и придет полное понимание, все более и более глубокое понимание, потому что духовная связь не зависит от расстояний и даже времени. Все дело в образе жизни, в погружении ума. Живете тем образом жизни как это делает духовный учитель.

Вопрос: Про чтение над бхогой мантры «Шри Вишну».

Ответ: Преданные быстро усваивают такие мантры: Ом Шри Вишну, Шри Вишну, Шри Вишну и третий раз не успевают проговорить и уже яблоко во рту. Есть преданные еще более практичные – они сразу предлагают весь яблоневый сад, есть другие, которые говорят – вообще этот мир полностью Твой, Кришна, я дарю Тебе его! Зачем предлагать? Итак, всё Ему принадлежит.

Смысл,  когда вы предлагаете в том, что вы выражаете Любовь, бхакти. Вот в этом смысл –  любовь принимается, в этом смысл отношений, яблоко Ему не нужно. Ему там хватает яблок, у Него их в достатке, самых лучших яблок, лучше, чем краснодарские. Но это практика бхакти. Вы используйте это, для  того, чтобы постоянно что-то предлагать Ему, общаться с Ним. Если что-то нужно очень быстро съесть, возникла такая необходимость, обычно это с детьми может быть связано. Но почему мы говорим об этом? Потому что через детей вы можете также забыть про это, привычка выработается. Берете яблоко и «Ом Шри Вишну, Шри Вишну, Шри Вишну» и сразу в рот.

Мой Гуру Махарадж говорит, что эта мантра очищает от кармы фрукт, пищу, но он не является прасадом, это очищенная, но не предложенная пища. Ее можно есть, но это не прасад. Бхакти не развивается, но карму не приносит. Это допустимо, нейтрально, иногда вы это делаете. Но для ребенка будет больше блага, если он будет есть предложенные фрукты, если вы будете заблаговременно заботиться об этом.

Вопрос: А если я утром вычитал джапу, час, а потом решил в течение дня час-два поспать… Некоторые преданные говорят, что джапа считается не вычтенной.

Ответ: Час-два днем? Это очень долго. Долгий сон днем, он полностью перебивает ум. Минут 15 уснуть днем достаточно. Если не хватило, еще раз минут 5 в следующий раз, всё. Немножко.

Вопрос: Джапу нужно перечитывать?

Ответ: Я не слышал, что нужно перечитывать джапу. Но просто будет настроение тамаса большое. Вы не будете ощущать повторенной джапы. Тамас покроет сознание.

Вопрос: А что касается молочной продукции, ходит такая молва, что она вся разбавлена постным маслом?

Ответ: Я слышал про это, давно не пью магазинное молоко, но иногда я пью, когда мне предлагают, но сам я не пью такое молоко, не покупаю, дома мы никогда не используем такое молоко. Мы берем молоко рыночное, натуральное.

Вопрос: А сгущенка?

Ответ: Не знаю, я не эксперт в этой области. Я мало общаюсь со сгущенкой. С другой стороны мы не такие фанатики. В этом мире трудно всё соблюсти, чисто. Прабхупада пил молоко в Америке с рыбьим жиром, потому что другого просто не было. Все молоко было с рыбьим жиром, с добавками. Он пил такое молоко.

Когда Прабхупада проповедовал, там разные были ситуации, всегда были компромиссы. Как-то они были в каком-то богатом доме, в Индии их пригласил, очень радушный хозяин, он хотел жертвовать деньги, хотел помогать миссии, он угостил там всех, прасад приготовил, с луком. И все садятся, Прабхупада, рядом с ним, по-моему, Ямуна была, его ученица, все едят. И Ямуна похолодела от ужаса, лук в прасаде, Прабхупада говорил, что лук, чеснок нельзя, там лук, а все едят.  «Прабхупада, лук». «Нет лука, ешь». «Да нет, Прабхупада, лук». «Нет, никакого лука тебя говорят, ешь» «Прабхупада, может быть, Вы не видите, посмотрите, вот это что такое?» «Я тебе сказал, что нет никакого лука, ешь». 

Когда мы были на сафари, по Индии путешествовали, там было более 200 человек, с разных стран мира, с духовным учителем. Это была проповедническая программа, то есть одновременно мы в Индии посещали новые святые места, было очень интересно. Ганга сафари называется. И мы останавливались в местах, где вайшнавов не было вообще.    Такие места есть в Индии, где вайшнавов нет, там другая культура. Северная Индия, Гималаи, Тибет - влияние Тибета там очень сильное, много христиан, там много буддизма, такие есть места, где нет ятры вообще. И что мы там ели? Мы приезжаем уставшие, нам нужно уже что-то поесть, верно? Там гостиница, где мы останавливаемся, у них есть ресторан, и звонили туда заранее наши менеджеры, говорили, что приезжает группа из 200 человек, что нужны номера и нужна вегетарианская пища, приготовьте, пожалуйста. Мы ели эту пищу.

И однажды мы едим пищу, а там окурок в овощах. Конечно мы жаловались Гуру Махараджу чуть что. Но он объяснял, что сейчас мы проповедуем. Кришна понимает обстоятельства, Он видит, что мы в безвыходном положении. Принимайте то, что возможно в ваших условиях. Другой раз мы остановились в чистом поле. Нам предложили землю, территорию. Был небольшой домик, на 200 человек, конечно, нам не хватило его, там несколько женщин каких-то, стариков, всё. Остальные на открытом поле. И две колонки - мужчины и женщины вместе. Как тут закричали: «Я брахмачари! Как я могу тут принимать омовение рядом с женщиной!». И началась революция.

Пришел Гуру Махарадж и сказал: «Ты не брахмачари, ты не женщина, мы души. Место, время, обстоятельства». И все что-то там нашли, чем-то перегородились чуть-чуть. Все. Но так или иначе, все было нормально. Место, время, обстоятельства.

Если Прабхупада был таким вот педантичным, он сказал: «Я бы даже на Запад не смог приехать, если бы я строго следовал всем принципам санньясы, я бы никогда не приехал в Нью-Йорк, и учениц бы никогда не принимал». Во Франции, скажем, или в Америке, потому что там даже поведение было не учениц, они не знали такую культуру, они просто были эмансипированными женщинами. И Прабхупада принимал их, делал это со снисхождением, понимал ситуацию. Он принимал этих людей, он был могущественным.

Итак, сосредоточьтесь на проповеди. А не на этих всех мелочах. То, что вы понимаете, различайте то, что вы не понимаете, и то, что вне нашего понимания, мы принимаем, полагаясь на Кришну. Самая чистая жизнь должна быть в храме, когда у нас есть своя земля, свои коровы, своя ферма, самая чистая, но сейчас нам нужно проповедовать.

Вопрос: Вот Вы сказали своя земля. У нас с мужем давно такая мечта и он так к ней целеустремленно идет, чтобы из города переехать на землю, насколько это сейчас практично и насколько это возможно с духовной точки зрения?

Ответ: С духовной точки зрения это сложно. С позиции саттва гуны это неплохо. Но с духовной точки зрения, духовная жизнь держится на садху-санге, на общении с преданными. Это может быть не практично, что уезжая на землю, вы разрываете связь с обществом преданных, с ятрой, это сложная ситуация. В этом смысле это будет трудно. То есть, если есть уже община, как бы готовая для того, чтобы вместе жить, вместе сотрудничать, осилить какую-то землю, пространство какое-то заполнить сознанием Кришны, это будет лучше. Но если просто одна семья куда-то переезжает – это очень трудно в плане общения.

Вопрос: Существуют такие благостные общества, которые не в сознании Кришны, не преданные, просто благостные люди, вегетарианцы…

Ответ: Это будет трудно. Если вы будете проповедовать, они будут становиться преданными, это нормально, но в любом случае это будет трудно.

ЕМ Чайтанья Чандра Чаран Прабху, Даршан для учеников: ответы на вопросы, Краснодар 2009

Вопрос: Вопрос про отношения с дочерью, она слушает свою музыку и все время, сколько она дома, она рассказывает о своих друзьях, а если я ее останавливаю, говорю – давай, дочка, лучше о чем-нибудь другом поговорим, полчасика послушаем другие песни, то она говорит: «Ты меня не хочешь слышать, не понимаешь». И… я не знаю, как тут быть.

Ответ: Вам придется уделять внимание дочери, как она этого хочет и очень мудро и гибко развивать ее. Прямую проповедь она не примет. Главное любите ее, кормите прасадом. И если ее можно занять каким-то творчеством – было бы неплохо. Индийские танцы, например, было бы очень хорошо. Она любит киртаны? Нет? На праздники она приходит? … Ни разу не была. Значит все еще впереди. Постепенно, не навязывайте ничего. Иначе, она вообще это надолго оттолкнет. Да, ребенок в этом возрасте требует любви. Любить это главное.

Вопрос: Гуру Махарадж, а вот скажите, пожалуйста, во время картики стараешься очень внимательно и джапу воспевать и читать духовную литературу, и накапливается это состояние гармонии. И когда она накапливается, приходит вот этот пик, я начинаю расслабляться, то есть мне хорошо, мне здорово, замечательно, я начинаю расслабляться и что-то где-то не читать, то есть я джапу читаю 16 кругов, но медитацию уже не чувствую, невнимательно могу прочитать. И так незаметно, незаметно, незаметно я скатываюсь до того состояния, что… как мне вот это состояние поймать?

Ответ: Это называется нестабильный уровень. Мы не начинаем с твердой веры. Мы начинаем с нестабильной веры и в начале сознания Кришны, для нас это вид нового наслаждения, какого-то экстаза. Мы получаем экстаз и поэтому расслабляемся, цель как бы достигнута, наслаждение есть, всё. Сытому человеку можно отдыхать – естественно, такое представление о жизни. Но при этом говорится, что в духовной жизни, практике еще нужно твердо выполнять свои материальные обязанности, в семье, то есть еще нужно служить мужу, детям, выполнять свои обязанности, при этом вы станете более стабильной, ваша духовная практика станет более стабильной. Когда вы очень заняты служением, вы начинаете лучше повторять мантру, а лучше повторяя мантру, вы начинаете лучше заниматься служением.

Вопрос: У меня не вся семья в вайшнавской традиции и родственники просят меня покупать мясные продукты. То есть я иду на компромисс. Как правильно поступать, чтобы не нарушать этот принцип? Или я должна как бы уйти от этого? Как правильно поступить?

Ответ: Постепенно научите их самими справляться с этими обязанностями. Ведь вы вегетарианец, вы преданный.

Вопрос: Значит можно смело им сказать – моя религия мне не позволяет?

Ответ: Не о религии речь, а ваше отношение к жизни не позволяет, к животным. То есть вы видите там уже не мясо, вы видите там уже что-то другое, объясните им: «С такими идеями я не могу касаться всего этого, у меня меняется сознание. Я вегетарианка, я служу Богу и поэтому я не могу касаться этих вещей, покупать эти вещи, готовить эти вещи, покупайте самостоятельно, без меня, если хотите».

Вопрос: Нужно всем так поступать?

Ответ: Да нужно всем так постепенно проповедовать, чтобы освободиться от этой плохой греховной кармы. Это очень плохая карма. Тот, кто убивает, разделывает, продает, покупает, готовит, ест – все несут ответственность за это. Итак, даже если вы касаетесь мяса, вы вегетарианка, то вы несете за это ответственность. Покупаете, деньги даете, приносите домой – плохая деятельность.

Вопрос: А скажите, пожалуйста, вопрос о взаимоотношениях с родственниками, родителями. Если они все против, что делать? Отстаивать?

Гуру Махарадж: Родители против?

Матаджи: Да.

Гуру Махарадж: Против чего? Конкретно – против мяса, против вегетарианства?

Матаджи: Ну, как-то к мясу уже более лояльно относятся, потому что я вообще как бы особо никогда мясо не ела.  А так волнуются за меня, даже не знаю, как это объяснить.

Гуру Махарадж: Родители у вас хорошие. Не давите на них, не проповедуйте слишком сильно.

Матаджи: Я просто говорю, что у каждого свое счастье. Я хочу, чтобы вы были счастливы.

Гуру Махарадж: Можете домой пригласить каких-то преданных, таких серьезных, хороших, чтобы они с ними познакомились.

Матаджи: Мы уже это делали.

Гуру Махарадж: Делали? И как они отнеслись к преданным?

Матаджи: Мы просто две семьи встречались, и один родитель как-то сразу был негативно настроен и у нас, конечно, не очень сложился разговор.

Гуру Махарадж: Тогда терпите, но с верой, всё равно они изменятся. Нужно терпение.

Матаджи: Но как бы лучше не говорить?

Гуру Махарадж: Агрессивно себя не вести. Но если они агрессивны, то можете себя вести, как хотите, как родственники, не спрашивая никого, под свою ответственность.

Матаджи: Но это возможно, ради Кришны так сказать обманывать их, что ли… что я еду в другое место, не в храм?

Гуру Махарадж: Все так делают. Все обманывают (смех). Даже Санатана Госвами обманывал Кази. Притворился больным, а сам читал шастры и пел киртаны.

Матаджи (другая):  Вот мы с мужем тоже обманывали и по радио объявили, что сегодня Джанмаштами, и мама услышала, она спрашивала: «Куда вы едите?» Ну, мы по делам… И вдруг прямо по радио сказали, что сегодня Джанмаштами – явление Кришны. Мама сказала: «Всё понятно». Так что лучше, наверное, не обманывать.

Гуру Махарадж: Дети боятся и поэтому обманывают. Когда взрослеют, уже не боятся, пока есть страх, они родителей всегда обманывают, но потом позже, когда вы станете сильнее, вы будете уже говорить правду, и это будет восприниматься по-другому. Сейчас нужно терпение.

Матаджи (та, которая спрашивала про родителей): Правду говоришь, но тут последнее время уже не хватает…

Гуру Махарадж: Но все равно Кришна, так или иначе, позволяет, дает возможность. Я думаю, просто ваши родители еще не поняли что такое сознание Кришны. Они кажется не плохие люди, судя по вашему настроению, они в принципе ваши доброжелатели,  не вредители. Но просто они пока еще не понимают этого. Боятся, что будет в будущем. «Примет секту какую-то, работать не будет, замуж выйдет за сектанта, дети будут сектантами, что с ними делать потом? Как общаться?». Родственники постепенно меняются.

Вопрос: До сознания Кришны я изучала христианство. Можно ли сочетать православные молитвы и Харе Кришна мантру?

Ответ: Это очень сложно в настроении. Потому что в христианских молитвах есть настроение - признание своей греховности, оно основывается на таком умонастроении, там нет радости, в церкви там никто не прыгает, не танцует. Все там скорбят и плачут, молятся о своих грехах, о прощении. А мы Харе Кришна поем, веселимся.

Поэтому они говорят: «Странно, что вы делаете в храмах, это же кощунство вообще, греховные люди собираются и пляшут перед Богом, вам нужно молиться о прощении» Это такое траурное настроение. Как совместить это? Если вы ориентируетесь на Иисуса Христа, то Харе Кришна маха-мантра не противоречит этому умонастроению. Иисус никогда не скорбел, Иисус не находится в скорби, Иисус чист. В этом смысле вы можете сочетать это настроение, оно сочетается.

ЕМ Чайтанья Чандра Чаран Прабху, Даршан для учеников: ответы на вопросы, Краснодар 2009

ЕМ Чайтанья Чандра Чаран Прабху, Даршан для учеников: ответы на вопросы, Краснодар 2009

Но мы говорим о тех, кто совершает грехи и постоянно раскаивается. В этом умонастроении трудно сочетать Харе Кришна мантру, потому что это ликование, это радость, это счастье. Если вы говорите об Иисусе, это другое дело – это вайшнав, это наш гуру, разницы нет. То есть, по идее, думая об Иисусе, мы должны ликовать и танцевать тоже, но для этого нужно прекратить греховную деятельность. Поскольку вы соблюдаете регулирующие принципы, вы должны радоваться, думая об Иисусе, не скорбеть.

Матаджи: Я стала больше радоваться, раньше я вообще часто плакала, сейчас нет.

Гуру Махарадж: Так вы очищаетесь, видите, не о чем плакать.

Матаджи: Иногда хочется сходить в православный храм и я стала ходить с радостью.

Гуру Махарадж: Ну, смотрите внимательно, потому что это заметят окружающие, слишком радуетесь в храме, странно, все люди как люди, плачут там стоят.

Матаджи: Но восхищаться Его подвигом, Его жизнью можно?

Гуру Махарадж: Я тоже захожу в храмы, где старые традиции, особенно православный храм, где иконостасы красивые. Я тоже очень люблю Иисуса, всё, что с ним связано. Но видите, настроение у нас в храмах другое.

ЕМ Чайтанья Чандра Чаран Прабху, Даршан для учеников: ответы на вопросы, Краснодар 2009

ЕМ Чайтанья Чандра Чаран Прабху, Даршан для учеников: ответы на вопросы, Краснодар 2009

ЕМ Чайтанья Чандра Чаран Прабху, Даршан для учеников: ответы на вопросы, Краснодар 2009

ЕМ Чайтанья Чандра Чаран Прабху, Даршан для учеников: ответы на вопросы, Краснодар 2009

Вопрос: А вот возможно ли такое явление – как прятаться за Святым Именем? То есть вот преданный киртанит, воспевает каждый день и чувствует постоянно вот этот экстаз, когда он перестает воспевать, его накрывает… и начинают вылазить анартхи, пока он поет, анартхи не трогают.

Ответ: Хорошая практика, видите. Так Господь Чайтанья устраивает. Он так устроил, чтобы вокруг Него постоянно пели, как только прекращали, Он кричал, беспокоился: «А-а-а». Его никто не мог успокоить. И поэтому постоянно кто-то пел. Это хорошо, чтобы воспевать Святое Имя постоянно - стимул, чтобы воспевать постоянно. Но с другой стороны, это означает, что еще сердце не очищено, материальные желания они просто ждут возможности. У них нет возможности, кругом же воспевание Харе Кришна мантры, но они ждут – когда же. И как только воспевание прекращается, они сразу туда, малейшая щель - быстро туда. Такая сила материальных желаний.

Прабху: Ну, так я могу спрятаться в таком случае? Нужно петь постоянно и знать, что когда перестанешь петь – они накроют.

Гуру Махарадж: Но когда Святое Имя войдет в сердце, эти желания сгорят мгновенно. Это все равно как огонь туда врывается, «фууух» как печь и семена сразу же сгорают. В сердце пока еще есть материальные желания, Святое Имя еще пока на поверхности более или менее, постепенно оно войдет вглубь, туда. Обычно это делают гуру - бхакти лата бидж мы получаем от него в сердце семя, вот именно оно начинает произрастать изнутри. Внешне мы языком повторяем, ушами слушаем, но в сердце попадает очень мало, потому что мы обусловлены. Фильтры существуют. И гуру он в сердце вкладывает, семя бхакти лата биджа, оттуда идет рост, итак можно достичь чего-то.

То есть важно же воспевать в сердце. Один преданный решил воспевать 64 круга мантры. Дело было во Вриндаване, он каждый день, хотел время провести вот так вот эффективно. При этом он раздавал прасад, занимался служением и всегда был с четками, чтобы успеть 64 круга мантры повторить. И там есть местный Баба, святой, его все уважают в ИССКОНе, многие его принимают как шикша-гуру, хороший Вайшнав. И он подошел к нему и сказал: «Я вижу, как ты стараешься, много мантры повторяешь вместо служения, но у меня к тебе одна просьба – один раз повтори Святое Имя - чисто» Вот всё что требуется. В сердце! Но на это нужно время. Поэтому мы так много повторяем, чтобы когда-то, когда сердце будет чистое, хотя бы один раз повторить чисто, чтобы всё понять. Поэтому наберитесь терпения.

Прабху: Когда мы повторяем Святые имена, важно понимать перевод или представлять что Он здесь, разумно так воспринимать или просто слушать?

Гуру Махарадж: Вы уже знаете все переводы, переводов бесконечно множество, все ачарьи по-разному трактовали Святое Имя. Вы знаете уже все переводы, не нагружайтесь ментально во время джапы. Просто слушайте имена и всё. Это же просто - слоги есть, слушайте. Для мужчин это так. Для женщин по-другому. Мужчине нужно просто слушать.

Матаджи: А женщине?

Гуру Махарадж: Женщина не может просто слушать, ей нужно, чтоб был какой-то образ, какая-то связь, изображение какое-то, какая-то должна быть связующая эмоция. Как правило, у нее такая психология. Поэтому они перед этим любят украсить алтарь. Сначала атмосферу какую-то создать и уже в этой атмосфере повторять джапу. Гауракишор дас Бабаджи уходил в отхожие места повторять джапу, чтобы люди не приходили туда. Женщинам так не рекомендуется поступать.

Вопрос: Ситуация такая возникла: до сознания Кришны были друзья и с моей стороны был поступок, и я понял, что они не простят меня, и я перестал с ними общаться. И сейчас они стали преданными, столько времени уже прошло. Как сейчас быть – продолжать игнорировать?

Ответ: Нет, игнорировать уже нельзя. Они преданные, нужно подойти и попросить прощения. Чтобы начать с ними новую жизнь. Нужно обязательно сохранить дружеские отношения. Раз это были друзья, нужно восстановить дружбу.

Прабху: В Ваших лекциях практически нет вопросов, на которые Вы бы не дали ответ. У меня довольно большая коллекция записей. То есть вопрос по распространению книг… у меня сейчас такой менталитет, что мне трудно распространять. А записи, диски – проще. Будет ли это являться служением?

Гуру Махарадж: Да, конечно. Но при случае нужно предлагать книги Прабхупады. Хотя бы при случае.

Прабху: Надо чтобы люди сначала как бы подготовились.

Гуру Махарадж: Потому что основа – это книги Прабхупады. Лекции это всё хорошо, много интересных лекций. Но основа –  это книги Прабхупады, ничто другое.

Прабху: То есть книги распространять сложно… люди как бы могут сразу не воспринять информацию, должен же быть сначала подготовленный человек.

Гуру Махарадж: Мы знаем это, поэтому и даем лекции для новых людей, пишем книги для новых людей. Хотя Прабхупада тоже написал это. Но опять же, для того, чтобы привести их к книгам Прабхупады. Ссылаемся на Бхагавад-Гиту, на эти книги, цитаты, чтобы люди заинтересовались основой  –  в этом идея. Всё нужно распространять, что помогает людям прогрессировать.

Вопрос: Скажите, Гуру Махарадж, в каких случаях можно Гуру писать, по каким таким важным вопросам?

Ответ: Иногда можно написать просто в форме отчета – что происходит, как служение, как дела, что интересного. Иногда про это можно написать, раз в месяц или в два месяца. Написать, что мы продолжаем служение, что все хорошо. И даже не обязательно получать ответ на это письмо. Я просто прочитаю, и буду знать об учениках, что ученики живые, здоровые, энтузиастичные, что всё хорошо.

Вопрос: А вот если ответ содержится просто в лекциях, обязательно потом еще раз переспрашивать?

Гуру Махарадж: Если есть сомнения?

Прабху: Нет, много вопросов возникает внутри, но как-то так складывается ситуация, что Шримад Бхагаватам или Бхагавад-Гиту открываешь, листаешь, а потом в течение дня складывается ответ, на то, что у меня возникало.

Гуру Махарадж: Сейчас в вопросах уж такого большого смысла нет как раньше. Прабхупада на все вопросы отвечал, потому что не было никакой основы. Сейчас вы можете читать книги, слушать множество лекций, сейчас столько семинаров, на любой вопрос есть ответы. Это все что касается информации.

Но когда вы чувствуете как Арджуна - не знаете в своей жизни, что делать или не делать, тогда нужен непосредственно духовный учитель, который скажет, что вот это нужно делать, продолжать в том же духе, а в плане информации можете самостоятельно в этом легко разобраться. Столько старших преданных сейчас в ИССКОНе, столько возможностей. Но отношения с духовным учителем поддерживать нужно, иногда что-то писать ему. 

Вопрос: Я 18 лет уже изучаю книги, слушаю лекции и я замечаю за собой, что у меня редко когда возникают вопросы, а преданные обычно задают после лекции какие-то вопросы, а вот у меня даже не возникает вопросов, не является ли это признаком того, что я вообще эту лекцию не понимаю?

Ответ: Не похоже. Вопрос разумный, поэтому нельзя сказать, что человек вообще ничего не понимает. Не обязательно задавать вопросы, можно слушать. Например, Махараджа Парикшит задавал вопросы, Шукадева Госвами отвечал, а все остальные мудрецы просто слушали, никто ничего не спрашивал, просто слушали, учились. Нет вопросов? Открываем Бхагавад-Гиту, Арджуна спрашивает, мы читаем, участвуем. 

Прабху: И еще, если возникают какие-то вопросы, то ответы приходят ко мне через книги, через лекции, через преданных… То есть, ответы приходят, это нормально?

Гуру Махарадж: Я думаю - да, так и должно быть. Мой Гуру Махарадж часто задавал вопросы Прабхупаде. Это было в Маяпуре, когда Прабхупада давал лекции. Он вспоминает, как он был совсем молодым, все были молодыми, он любил поднимать руку и задавать вопросы, а в основном все преданные молчали. Но в один день мой Гуру Махарадж где-то был вне храма. Когда Прабхупада закончил лекцию, сказал: «Вопросы». Все молчали, посмотрели – где он, его нет. Прабхупада был не очень доволен, что у учеников нет вопросов, все это почувствовали.

И тогда президент храма подошел к моему Гуру Махараджу и сказал: «У тебя теперь будет отдельное служение – ты будешь всегда в конце задавать вопросы. Готовь вопросы, это будет твое личное служение. Прабхупада любит, когда задают вопросы» Он говорит: «Я очень возгордился тем, что мне дали такое служение, что я могу спрашивать у Прабхупады, задавать вопросы, и никто другой так не может. И я подумал надо что-то сокровенное, важное спросить у Прабхупады, надо спросить что-то особенное. Я подготовился, и на следующее утро была лекция, Прабхупада закончил, сказал: «Вопросы» и я поднял руку, Прабхупада был серьезен и я спросил: «Прабхупада, расскажите нам, пожалуйста, о Шримати Радхарани». Это было что-то важное, самое важное! Прабхупада был так недоволен и сказал: «А кто ты такой, чтобы спрашивать у меня о Шримати Радхарани?»»

Так, кажется, мы дошли до Шримати Радхарани, пора заканчивать. Харе Кришна! Шрила Прабхупада ки - джай!
 

Слухаємо Книги Прабгупади