
Формула из трех составляющих, которые нам нужно делать, чтобы мы не превращались в сахаджиев с одной стороны, чтобы мы не превращались в людей, которые принимают все дешево и пытаются имитировать духовные эмоции. И чтобы мы не превращались в так называемых, обычных, заурядных преданных. В тех, у кого все в порядке, кто наладил «баланс», и весь такой «сбалансированный» становится все толще и толще. Как же понять, где эта золотая середина?
У нас есть стандартная крайность, в которую склонно кидаться наше эго. С одной стороны - это желание освобождения или сахаджия, фанатизм. Люди имитируют, что они уже «Там», что уже есть любовь к Кришне. И Кришна уже только «Кришночка». «Мой Гопальчик мне сказал…» «Божества мне говорят..» И что они говорят? «Выходи замуж за этого брахмачари». Божества только этим и занимаются, что подбирают подходящих брахмачари. Я много таких вещей слышал, что Гопальчики постоянно что-то говорят. Мы должны отчетливо понимать, что это дешевое желание освобождения. Никакого труда, никакого понимания, никакой ответственности нет. Итак, это одна крайность. В 90–е годы процветало это желание покончить с материальной жизнью.
Теперь маятник качнулся в другую сторону. Теперь мы говорим только об обязанностях, что их нужно всегда исполнять. И это хорошо, это все правильно. Но мы не сможем развить бхаву по отношению к Кришне, просто соблюдая обязанности. Соблюдать обязанности и почитывать мантру в промежутках между обязанностями. Тот же самый маятник: гьяна-карма-гьяна-карма. Тогда как есть серединный путь.
И мне хотелось сказать о трех вещах. Если у нас с вами будет эта формула, то нас ждет неминуемый успех. Сейчас идет социальная проповедь, расстановки эти бесконечные, благотворительность. Хорошо все это, но у всего этого место свое должно быть. Были трансцендентные люди, которые с выпученными глазами хотели вернуться в духовный мир. Но это не любовь. Любовь ни там, и ни там. Она по середине.
В сущности, нам нужно сделать две вещи: примирить сердце и ум. Чего хочет наше сердце? Освобождения, правильно? Любви. Ум чего хочет? Ум хочет выгоды, правильно? Ум постоянно что-то рассчитывает. Карма идет из ума. Карма - это путь расчетливой жизни. С другой стороны есть сердце, и для этого человек начинает соблюдать обязанности и т.д. Но сердце говорит, что хочет любви и свободы, и человек вместо любви получает безответственность. Ведь, вспомните, как раньше, желая любви, человек оставлял жену с тремя детьми или двумя и уходил в храм. По сути, это желание освобождения, а никакая ни любовь. Нам нужно примирить ум и сердце.
Учение Шри Чайтаньи примиряет ум и сердце, сплавляет их в единое целое. Нам нужно, чтобы ум и сердце хотели одного и того же - любви к Богу. И для этого сердце нужно очистить, и ум нужно очистить. Каким образом очищается сердце? - Исполнением своих обязанностей. Дхарма - или путь карма-йоги, очищает сердце от ненужных желаний. Поэтому, нужно исполнять свои обязанности, понимая, для чего это делается. Каким образом очищается ум? - Ум очищается с помощью сиддханты, с помощью изучения священных писаний. Мы должны понять, что ум нужен не для того, чтобы лучше устроиться в этом мире или попасть на райские планеты.
Сердце нужно очистить, исполняя свои обязанности, ум нужно очистить, изучая священные писания. И третью вещь нужно делать, чтобы получить любовь - слушать лилы Кришны. Сердце и ум должны слиться, чтобы получить рагу - любовь к Кришне. Эта формула, которую нам дал Шрила Прабхупада, формула наших ачариев, которая поможет избежать этих дурацких, бессмысленных крайностей. С одной стороны - сахаджии или дешевого освобождения, и с другой - кармы или какой-то социальной жизни, когда духовная жизнь становиться приправой к нашей социальной жизни. Итак, сердце очищается выполнением обязанностей, ум очищается изучением священных писаний, книг Шрилы Прабхупады. И слушание об играх Господа проявляет рагу - привязанность к Нему.
Шрила Бхакти Вигьяна Госвами "Садху-Санга 2015"