Шрила Бхактивинод Тхакур в «Шри Джайва-дхарме» (часть II, глава 8) объясняет основные положения соблюдения экадаши. Так, за сутки до наступления экадаши нужно следовать принципу полового воздержания (целибату). Экадаши-врата подразумевает полный пост, включая запрет на употребление воды. В течение ночи в экадаши желательно не спать; преданный должен бодрствовать и совершать поклонение Господу Шри Хари, а затем рано утром в соответствующее время необходимо прервать пост (в течение 2,5 часов после восхода солнца в двадаши – следующий день за экадаши). Весь последующий день также необходимо хранить целибат. Таково правильное исполнение обета хари-васары.
Поскольку пост предполагает исключение из своего рациона не только пищи, но и воды (нирамбу), в день экадаши необходимо избегать употребления даже маха-прасада. Однако, если по причине слабого здоровья или вследствие каких-либо других обстоятельств, человек не способен полностью соблюдать хари-васара-врату с соответствии с вышеперечисленными принципами, священные писания предлагают альтернативные правила, в соответствии с которыми допускается прием в пищу ряда продуктов.
Вообще же говоря, пост означает полное воздержание от еды и питья, хотя можно выпить воду ачаманы и чаранамриту (только три капли). Тот, кто находит это невозможным, должен есть пищу, не содержащую зерна, один раз после полудня. Эта пища, называемая нактой, т. е. ужином, может состоять из корнеплодов (кроме свеклы), фруктов, воды, молочных продуктов, орехов, сахара и овощей (кроме грибов). В экадаши нужно стараться не пить и не есть больше одного раза. Согласно священным писаниям тот, кто полностью постится в экадаши, получит полное благо от соблюдения поста, тогда как тот, кто принимает в пищу накту – обретает половину возможного результата.