Шри Ишвара Пури направил своих учеников, Говинду и Кашишвару Пандита, в Джаганнатха Пури, чтобы они смиренно служили Господу Чайтанье.
Не желающий принимать служение Своих духовных братьев, Шри Чайтанья все-таки согласился, ибо таково было желание Его духовного учителя. Говинда и Кашишвара во Враджа-лиле были соответственно Калавати и Шаширекхой, приносивших Господу Шри Кришне воду Ямуны. Кашишвара Пандит, прекрасно сложенный и сильный преданный, шел перед Господом Чайтаньей, прося расступиться окружавшую Господа толпу. А после киртана он раздавал прасад всем Его преданным.
Ученик Шри Гададхары Пандита, Шри Бхугарбха Госвами был очень дружен со Шри Локанатхой Госвами. Воодушевленные Господом Чайтаньей, они стали первыми и старшими преданными во Вриндаване. Поэтому именно они до прибытия Шри Рупы Госвами и Шри Санатаны Госвами попытались разыскать утерянные святые места, связанные с Радхой-Говиндаджи.
В отличие от агрессивного подхода современных ученых, пытающихся открыть неизвестное, Бхугарбха и Локанатха Госвами нашли места сокровенных игр Шри Кришны смиренным методом предания себя Богу. Они просто бродили вокруг Вриндавана, взывая к именам двенадцати лесов, «Бхандираван, Камьяван, Махаван, Талаван…» И Шримати Вринда-деви (экспансия потенции наслаждения Кришны, поддерживающая существование лесов) явила им точное месторасположение каждого леса.
Говорится, что Бхугарбха совершал свой бхаджан в подземной пещере специально для того, чтобы избежать влияния отвлекающей материальной энергии. Поэтому он получил имя Бхугарбха (бху означает земля, гарбха означает пещера, лоно, тайное место).
Он – према-манджари или Бхадра Рекхика в нитья-никунджа-лиле Радхи-Гопинатхи. Его самадхи находится неподалеку от самадхи Шри Рупы Госвами во дворе храма Радха-Дамодары.
Господь Брахма сказал Нараде Муни: “Дорогой сын, о лучший из мудрецов, я поведаю тебе славу Харибодхини экадаши, уничтожающего все грехи и дарующего великое благо и высшее освобождение тем мудрым людям, которые предаются Всевышнему Господу.
О лучший среди брахманов, благо, достигаемое омовением в Ганге, имеет значение лишь до тех пор, пока не наступил Харибодхини экадаши. Этот экадаши, который наступает в светлой половине месяца картика, очищает намного сильнее, чем омовение в океане, в местах паломничества или в озере. Этот священный экадаши более могущественен в уничтожении грехов, чем тысяча жертвоприношений Ашвамедха и сотня жертвоприношений Раджасуйя”.
Нарада Муни, мудрец среди полубогов, спросил: “О отец, будь добр, опиши те качества, которые можно обрести если полностью поститься в экадаши, или только ужинать (без зернобобовых), или если есть только в середине дня (без зернобобовых)”.
Господь Брахма ответил: “Если человек ест один раз в полдень экадаши, то грехи предыдущего рождения уничтожаются, если он только ужинает, то уходят грехи, приобретенные в двух предыдущих рождениях, а если он ничего не ест, то уходят грехи, накопленные за семь предыдущих рождений.
О сын, человек, строго соблюдающий Харибодхини экадаши, будет обладать труднодостижимым в этих трех мирах. Тот, чьи грехи сравнимы с горой Сумеру, увидит, что они исчезли, если будет просто соблюдать пост в Папахарини экадаши (другое название Харибодхини экадаши). Грехи, накопленные человеком за тысячи предыдущих рождений, сгорят дотла, если он не только постится, но и бодрствует ночью в экадаши, так сгорает гора хлопка, если поднести к ней маленький огонек.
Шримати Радхарани является вечной супругой Господа Кришны, Верховной Личности Бога. Она — внутренняя энергия наслаждения Господа.
Благоприятный день Шри Радхаштами – это день явления Вришабхану-нандини. Лила явления Радхики является вечной. В этот день те, кто слушают катху о Радхике, те, кто прославляют Радхику, те, кто предлагают ей бхогу в этот день и собираются, чтобы вместе выразить ей почтение, – все они могу получить её беспричинную милость. Настоящей проверкой тому, как мы встретили день явления Радхарани, является то, проявилась ли она в нашем сердце или нет. Это и есть её истинное явление. Поэтому Шри Радхаштами следует встречать с сильной верой в то, что в этот день Радхика расположена к нам очень благосклонно. Если в этот праздник я буду всем сердцем стремиться к Радхике, то она будет так добра, что даст мне в этот день свой даршан в моём сердце.
Те, кто находятся в айшварья-бхаве, будут думать, что сегодня просто день явления Радхики. Но те, кто имеют мадхурья-бхаву, будут думать, что сегодня её день рождения. Потому что в мадхурья-бхаве к Радхике относятся как к прекрасной дочери Киртиды. Она миловидная, невинная девочка-пастушка, она очень молода и очень любит каждый день гулять по Враджу. И, поскольку она много ходит и устаёт, то очень важно, чтобы ей служили, заботились о ней, делали ей массаж, кормили её и помогали ей разнообразными способами. До тех пор, пока в сердце преданного остаётся представление о Радхике как о всемогущей богине, у него не появится стремление заботиться о ней и защищать её.
Гопаштами - в этот день Господь Шри Кришна стал настоящим пастухом. До этого он был пастушком и мог пасти только телят.
В Его честь и думая о Нем, преданные покланяются в этот день коровам десятью упачарами (благоприятными подношениями) и мантрой «ОМ ГАВЕ НАМАХ». Коровам красят рога куркумой, ставят им синдур – украшение на лоб, а дети, вымазав свои руки в разноцветные краски, оставляют на теле коров и телят разноцветные отпечатки своих ладоней. На коров надевают цветочные гирлянды и другие украшения. В этот день коровы выглядят очень нарядно, их кормят свежей травой, сладостями-вкусностями и обходят по кругу, по часовой стрелке.
В Индии в этот день маленьких мальчиков одевают Кришной в память о Его играх и кажется, что по всем деревням бегает Сам Кришна, благословляя Своим даршаном преданных.
Шри Чайтанью Махапрабху в Его играх обычно сопровождали две группы спутников. Одна группа состояла из двадаша-гопала (Абхирама Гопала, Гауридаса Пандит, Дхананджая и другие), которые служат Шри Нитьянанде Прабху в настроении сакхья-расы (дружбы). Преданные из второй группы погружены в настроение мадхурья-расы (супружеской любви).
Шри Гададхара Госвами является объединенной формой гопи Чандраканти (экспансии сияния Радхарани) и Пурнананды (экспансии дорогой подруги Господа Баларамы). Таким образом, Гададхара дас был спутником как Шри Чайтаньи Махапрабху, так и Нитьянанды Прабху. Кришна дас Кавираджа описывает Господа Чайтанью как радха-бхава-дйюти сувалиту, «воплотившим в Себе эмоции и цвет тела Шримати Радхарани». Гададхара дас являлся его дйюти, сиянием. Гададхару даса иногда называли «олицетворением божественного сияния Шри Радхики».
Радха Кунда Пракат, Снана Дана - день явления Радха-кунды, пруда омовения Шримати Радхарани во Вриндаване. Преданные принимают в этот день там омовение, особенно в полночь. Бахулаштами - праздник явления Радха-кунды и Шьяма-кунды, священных прудов в которых омывались Шримати Радхарани и Господь Кришна во Вриндаване.
Убив демона, который принял облик быка, Кришна в состоянии эйфории от этой победы пришёл на встречу с Радхикой. Увидев перепачканного в крови быка Кришну, Радха запретила Ему приближаться к ней. Кришна попытался объяснить, что это был демон-оборотень, и Кришна был очень рад и горд, что Ему удалось победить быка.
Но Радха была непреклонна, напомнив Кришне, что бык – это олицетворение религии, и убивать быка, как и корову, это очень тяжкий грех. Радха сказала, что до тех пор, пока Кришна не очистится от греха убийства быка, она не станет с Ним (Кришной) встречаться.
«Что же мне делать?» – взмолился Кришна.
«Ты должен омыться во всех святых тиртхах», – ответила ему Радха.
Тогда Кришна мистическим образом создал большой котлован и призвал придти в это место все святые воды со всей вселенной. Перед Кришной проявились божества всех святых рек и озёр. Они наполнили своей водой озеро, которое было названо Шьяма Кундой. Приняв омовение в этом озере, Кришна предстал перед Радхарани. Но заметив в сердце Кришны остатки его гордости от победы над быком, Радха сказала ему: «Видимо последствия совершенного тобой греха очень тяжелы, даже святые тиртхи всей вселенной не смогли помочь тебе очиститься».
Шри Вирабхадра Госвами - сын Шри Нитьянанды Прабху и ученик Шри Джахнава Маты. Его матерью является Шримати Вашудха Деви. В Гаура-ганоддеша-дипике описывается что Шри Вирачандра Прабху был воплощением Кширодакашаи Вишну - одной из экспансий Шри Санкаршаны. Таким образом он не отличен от Самого Господа Чайтаньи.
Вся слава Шри Гуру и Шри Гауранге!
Шри Чайтанья-чаритамрита Ади-лила
Глава 11 Явление Господа Нитьянанды
1. Почтенье предложив всем бхактам Нитьянанды, которые как пчелы собирают мед со стоп Его, подобных лотосам, я попытаюсь рассказать о самых выдающихся из них.
4. Шри Нитьянанда Прабху – самая главная ветвь нерушимого древа вечной любви к Богу, Шри Кришны Чайтаньи. Поклоны предлагаю всем ветвям, растущим из этой главной ветви.
5. Шри Нитьянанда – важнейшая ветвь древа Чайтаньи. И множество ветвей и веток из неё растет.
6. Орошаемые водой воли Чайтаньи, эти ветви и ветки разрослись по всему миру, всех одаряя цветами и плодами любви к Богу.
7. Бесконечны, бесчисленны эти ветви и ветки. Кто сосчитать их может? Я расскажу лишь о главных, чтобы себя очистить.
«Шри Чайтанья Бхагавата» описывает Дхананджаю Пандита как вилакшана-маханту, «обладающего всеми качествами великой личности». До того, как, последовав указанию Махапрабху, переехать во Вриндаван, он принял участие в навадвипа-киртана-лилах Господа Гаурачандры.
Нося с собой лишь камандалу – оставаясь погруженным в любовь к Шри Кришне и Шри Чайтанье – он повсюду путешествовал и проповедовал. Он установил Божества Гаура-Нитай, Шри Гопинатха и Дамодара. Во Враджа-лиле он был Васудамой, одним из друзей Господа Баларамы. Его самадхи расположено в районе 64 самадхи во Вриндаване.
Из книги «Слава Шриле Прабхупаде!» Е.С. Бхакти Викаши Свами
Великий преданный - незабываем, как и Кришна. Его характер и деяния столь возвышенны, что их продолжают обсуждать те, кто черпает вдохновление от личности чистого преданного даже спустя сотни тысяч лет. Шрилу Прабхупаду будут помнить всегда, подобно таким великим преданным как Прахлада Махарадж и Притху Махарадж. Не просто в течении нескольких сотен лет или даже тысяч лет, но до тех пор, пока будет существовать вселенная.
Шрила Прабхупада говорил - недостаточно сказать, что Бог велик, нужно знать "как" Он велик. Таким образом мы приходим к более глубокому восприятию Его славы. Подобным же образом, если мы оценим элементы величия Шрилы Прабхупады, то наше осознание его уникальных качеств несомненно увеличится. Шрила Кришнадаса Кавираджа Госвами говорит, что если мы оцениваем милость Господа Чайтаньи, то наши сердца будут тронуты удивлением. Тем же самым образом, если мы оцениваем качества и достижения Шрилы Прабхупады, то мы не сможем не удивиться.