В восьмой песне Шримад Бхагаватам повествуется о том, как Господь Ваманадева явился на свет и как Он отправился к месту жертвоприношения, проводимого Махараджей Бали. Махараджа Бали радушно принял Ваманадеву и сказал, что готов даровать Ему все, что Он пожелает.
Господь Ваманадева появился в этом мире из лона Адити, держа в руках раковину, диск, булаву и лотос. Цвет Его тела был темным, и Он был облачен в желтые одежды. Господь Вишну явился в благоприятное время: в день Шравана-Двадаши, когда взошла звезда абхиджит. В это время во всех трех мирах (в том числе на высших планетах, в космическом пространстве и здесь, на Земле) Полубоги, коровы, Брахманы и даже времена года, радуясь явлению Господа, преисполнились счастья. С тех пор этот благоприятный день называют виджаей.
Когда Сам Бог, Верховная Личность, чье тело имеет природу сат-чит-ананды, явился как сын Кашьяпы и Адити, Его родители были крайне изумлены. После того как Господь предстал перед ними, Он принял облик карлика (Ваманы). Великие мудрецы встретили это событие ликованием и, возглавляемые Кашьяпой Муни, провели обряд по случаю рождения Ваманадевы. Когда на Господа Ваману торжественно надевали священный шнур, Ему воздали почести бог Солнца, Брихаспати, богиня Земли, божество райских планет, Его мать, Господь Брахма, Кувера, семь Риши и другие.
После этого Господь Ваманадева отправился туда, где брахманы из династии Бхригу проводили жертвоприношение. Это было на поле Бхригукаччха, на северном берегу реки Нармады. Облаченный в оленью шкуру, с поясом из камыша (мунджа) и священным шнуром, с дандой в руках, зонтом и кувшином (камандалу), Господь Ваманадева пришел туда, где Махараджа Бали совершал ягью.
Божественное сияние Господа Ваманадевы затмило великолепие всех собравшихся там жрецов, и они, встав со своих мест, вознесли Ему молитвы. Сам Господь Шива принимает на свою голову воды Ганги, берущие начало от большого пальца на ноге Ваманадевы. Поэтому и Махараджа Бали, омыв Господу стопы, сразу окропил этой водой свою голову и почувствовал, что ему и его предкам выпала огромная удача.
Затем Махараджа Бали поинтересовался, не нуждается ли Господь Ваманадева в чем-либо, и сказал, что готов дать Ему деньги, драгоценности — все, что Он пожелает.
Махараджа Юдхиштхира спросил Господа: «О Джанардана, пожалуйста, расскажи мне, как Ты обуздал Бали Махараджу. Будь милостив ко мне и ответь на этот вопрос».
Всевышний Господь ответил: «О Юдхиштхира, лев среди царей, я с радостью поведаю тебе историю, слушание которой устраняет все последствия грехов.
Когда-то в Трета-юге жил царь по имени Бали; родившись в семье демонов, он был очень предан Мне. Он пропел Мне много ведических гимнов и, чтобы удовлетворить Меня, совершил ритуал хома, он почитал дваждырожденных брахманов и занял их совершением ежедневных жертвоприношений. Бали сражался с Индрой и победил его в битве. Бали завладел всем небесным царством, которое Я дал Индре, поэтому Индра и все другие полубоги, а также многие великие святые пришли ко мне и пожаловались на Бали Махараджу. Склонив головы к земле и вознеся священные молитвы из Вед, они, вместе со своим духовным учителем Брихаспати, почтили Меня. И я согласился явиться в их интересах как карлик Ваманадева – Мое пятое воплощение».
Царь Юдхиштхира спросил: "О, Господь, как смог Ты в теле карлика повергнуть такого могущественного демона? Пожалуйста, ясно объясни это, ведь я Твой искренний преданный".
Всевышний Господь, Шри Кришна, сказал: "Я был брахманом, хотя и карликом, и попросил у Бали Махараджа милостыню в виде земли. Я сказал: "О Бали, пожалуйста, пожертвуй Мне всего лишь три шага земли". Без долгих рассуждений Бали согласился удовлетворить Мою просьбу. Но когда он пообещал дать Мне землю. Мое тело увеличилось до гигантской трансцендентной формы. Я покрыл всю землю Своими стопами, всю Бхуварлоку Своими бедрами, небеса Сварга - талией, Махарлоку животом, Джаналоку грудью, Тапалоку шеей и Сатьялоку головой и лицом. Я покрыл все материальное творение. Все планеты вселенной, включая солнце и луну, были окружены Моей гигантской формой.
Видя эту Мою изумительную игру, все полубоги, включая Индру и Шешу, царя змей, запели ведические гимны и вознесли Мне молитвы. Затем Я взял Бали за руку и сказал ему: "О, безгрешный, Я покрыл всю землю одним шагом и все небесные планеты вторым. Куда же Мне сделать третий шаг, чтобы отмерить обещанную Мне землю?"
Выслушав это, Бали Махараджа пал ниц и предложил Мне свою голову. О Юдхиштхира, Я поставил стопы на его голову и послал ему весь путь в Паталоку.
Видя его смирение, Я остался весьма удовлетворен и сказал Бали, что отныне навсегда останусь в его дворце. Затем, в Паривартини экадаши светлой половины месяца Бхадра, Бали, сын Вирочаны, установил в Своей обители Мое мурти.
Цитаты из Шримад Бхагаватам:
Человек должен довольствоваться тем, что дарует ему провидение, ибо неудовлетворенность никогда не приносит счастья. Кто не обуздал свои чувства, тот не будет счастлив, даже став хозяином трех миров.
Господь Вамана, Шримад-Бхагаватам (8.19:24).
Нет ничего более греховного, чем ложь. Поэтому мать-Земля сказала однажды: «Я могу выдержать любую тяжесть, кроме человека, который лжет».
Царь Бали, Шримад-Бхагаватам (8.20:4).
Ты, о Господь, больше чем кто-либо желаешь нам, демонам, добра и потому ради нашего же блага берешь на Себя роль врага демонов. Поскольку мы всегда стремимся к славе и почету, Ты, наказывая нас, помогаешь нам увидеть истинный путь.
Царь Бали, Шримад-Бхагаватам (8.22:5).
Что мне материальное тело, которое в конце жизни неизбежно расстается со своим обладателем? Что толку от всех членов семьи, которые, словно грабители, отнимают у человека деньги, предназначенные для служения Господу? Что толку от жены? Она лишь служит причиной все большей материальной обусловленности. И что толку от семьи, дома, страны и рода? Из-за привязанности к ним человек впустую растрачивает драгоценные силы, дарованные ему в этой жизни.
Царь Бали, Шримад-Бхагаватам (8.22:9).
Дорогой Брахма, из-за материального богатства неразумный человек глупеет и становится безумным. Он перестает уважать кого бы то ни было в трех мирах и отказывается признавать даже Мою власть. Чтобы оказать такому человеку особую милость, Я первым делом отбираю у него все.
Господь Вамана, Шримад-Бхагаватам (8.22:24).
Положение царя Бали было аналогичным положению владыки всего мира. Однако, имея все эти богатства, имея такую неограниченную власть во вселенной, в минуту полного краха в своей жизни, он все же остался верен своему слову. Господь обманул Бали, отобрав у него под предлогом трех шагов - все его царство. Господь лишил Бали всех материальных благ, и дал возможность выбора как поступить в этой сложной ситуации: выполнить свое обещание Господу, или обмануть. И до последнего момента, царь был верен своему решению и своей привязанности к Богу, поэтому, даже потеряв все три мира, отвергнув своего духовного наставника, которому Бали был обязан жизнью, отвергнув всех своих соратников и близких, опозоренный и поверженный - махараджа Бали все же остался преданным Господу. И Господь наградил царя Бали такими дарами, которые не могут достичь даже полубоги на райских планетах.
«Хари-Бхакти-Виласа» о славе Вамана-двадаши:
«Каждый должен праздновать благоприятный двенадцатый день двух недель прибывающей луны месяца Бхадра, когда присутствует накшатра Шравана, постясь, омываясь в слиянии двух рек и поклоняясь Верховному Господу, Ваманадеве. Благо от совершения огненного жертвоприношения или другого благочестивого действия усиливается в этот день в 100 тысяч раз».
«Знай точно, что когда Двадаши растущей луны месяца Бхадра соединяется с накшатрой Шравана, то он становится Маха-двадаши. Пост и другие религиозные ритуалы, совершаемые в этот день, приносят огромное благочестие. Те, кто поклоняется Господу Ачьюте с любовью и преданностью, обретают благочестие от поклонения Господу Ачьюте в течение 10 лет. Благочестивые действия, такие как совершение жертвоприношения или раздача милостыни, совершаемые в этот день, приносят благо в 100 раз большее».