Здесь изображен Шри Чайтанья Махапрабху со Своими ближайшими спутниками, Гададхара Пандит - в красном.
Гададхара Пандит входит в Панча-таттву, состоящую из Господа Чайтаньи Махапрабху и четырех Его близких спутников. Гададхара Пандит провел большую часть жизни в Джаганнатха Пури, поклоняясь Божеству Тота-Гопитатхи, которому все еще поклоняются в Пури. Гададхара Пандит считается воплощением Шримати Радхарани, вечной супруги Шри Кришны (смотрите Шри Чайтанья Чаритамриту, Ади-лила, 10.15 и 16.130-148).
Читайте также биографию Гададхары Пандита.
Пятьсот лет назад Кришна снова снизошел на эту Землю. Он явился в Навадвипе (Западная Бенгалия) под именем Гауранги (позднее Его стали звать Шри Чайтанья). Вместе с Ним пришли и Его вечные спутники. Одним из таких спутников был Шри Гададхара Пандит.
Старинные рукописи доносят до нас сведения о том, что каждый, кто видел Гададхару, поражался исходящему от него сиянию, лучистости Его лица. Причины тому было две: во-первых, Гададхара всю жизнь строго следовал обету безбрачия, а во-вторых, он сиял чистотой своей безраздельной преданности Богу.
Часто, когда Гауранга восседал в кругу Своих ближайших спутников, Гададхара изящным движением клал Ему в рот освежающую тамбулу. В эти минуты в Гададхаре можно было узнать царицу Рукмини - вечную супругу Кришны, воплощением которой и был Гададхара. Рукмини-деви была образцом абсолютного смирения и покорности; то же самое можно сказать и о Гададхаре.
До нас дошли дневниковые записи очевидцев тех событий. В них упоминается, в частности, о том, что Гададхара участвовал в театральных постановках, которые устраивал Гауранга. Гададхара играл роль юной вриндаванской пастушки.
Когда Гауранга в возрасте 24 лет принял решение отречься от мира, Гададхара вместе с другими пытался было остановить Господа, но делал это в свойственной ему манере - по-дружески, но вместе с тем мягко и неназойливо:
Ты счел, что Кришна достигается санньясой?
Какие преимущества дает
Бритье главы и посох - мне не ясно...
Грихастха разве Господу не мил?
Домохозяев любят, Ты же знаешь...
Обдумав все, о чем Тебя просил,
Ты волен поступать, как пожелаешь.
Однако Гауранга был настроен решительно. Он все-таки принял санньясу и по желанию матери перебрался в Джаганнадха Пури, где стал известен под именем Шри Чайтаньи. Гададхара последовал за Ним. Иногда он готовил для Господа. Простой рис, приготовленный его руками, приобретал неземной вкус, и тогда Шри Чайтанья спрашивал друга: "Гададхара, где ты взял такой рис? Не иначе, ты принес его с Вайкунтхи (из духовного мира)!"
Приготовленные блюда Гададхара с великой любовью предлагал своему Божеству, Тота-Гопинатхе, а затем угощал Шри Чайтанью и других преданных. К слову, Божеству Тота-Гопинатхи и по сей день поклоняются в Джаганнадха Пури.
Когда Шри Чайтанья покинул этот мир, Гададхара утонул в океане скорби. Прибывший к нему на учебу молодой санньяси Джива (в будущем - великий ученый Джива Госвами), обнаружил, что книга "Шримад-Бхагаватам", по которой он должен был учиться у Гададхары, размыта его слезами...
О славе Гададхары Пандита
Сама Шримати Радхика низошла в облике Шри Гададхары, поэтому постараемся понять истину о его славе, гададхара-таттву. Шри Гададхара Пандит неотличен от Шримати Радхики, однако в кришна- и гаура-лиле Радхика проявляет себя по-разному. В гаура-лиле Она в роли Шри Гададхары Пандита пребывает в настроении слуги.
Ни одна гопи, включая Чандравали, Лалиту и Вишакху, не способна испытывать маданакья-махабхаву Шримати Радхики. Кришне доступны такие экстатичные любовные настроения, как рудха и адхирудха, но не маданакья-махабхава, однако Шри Гададхара Пандит обладает маданакья-махабхавой. В гаура-лиле Шри Гададхара Пандит скрывает ее, чтобы помочь Кришне сыграть роль Шримати Радхики. Приняв облик Шри Гададхары Пандита, Шримати Радхика наблюдает за Кришной и оценивает Его игру. Если Кришна допускает ошибки, Она поправляет Его.
Шри Гададхара Пандит – это сама Шримати Радхика и, следовательно, он обладает всеми настроениями вплоть до маданакья-махабхавы, однако он предпочитает служить Чайтанье Махапрабху в дасья-расе. Следуя желанию Кришны, он скрывает свою мадхурья-бхаву. Шри Гададхара Пандит знает, чего хочет Махапрабху, – Господь хочет играть роль Шримати Радхики. С самого начала пребывая в Ее настроении, Махапрабху повторяет: «Кришна прананатха!» («О, мой возлюбленный Кришна!»)
Махапрабху приходил в храм Тота Гопинатхи, чтобы из уст Гададхары Пандита (Шримати Радхики) слушать «Шримад Бхагаватам» и научиться у него, как играть Ее роль. В самом глубоком понимании «Шримад Бхагаватам» является ни чем иным как прославлением настроений Шримати Радхики.
ванде нанда-враджа-стринам
пада-ренус абхикшнасах
йасам хари-катходгитам
пунати бхувана-трайам
«Снова и снова я кланяюсь пыли со стоп женщин из деревни пастухов Нанды Махараджа. Когда гопи громко воспевают славу Шри Кришны, их пение очищает все три мира» («Шримад Бхагаватам», 10.47.63).
Почему Махапрабху приходил к Шри Гададхаре Пандиту слушать «Шримад Бхагаватам»? Поскольку Шри Гададхара Пандит является Самой Шримати Радхарани, он мог разъяснить Ее переживания, испытываемые Ею во время игр со Шри Кришной, описанных в «Шримад Бхагаватам». Слова Гададхары Пандита точнее всего передают Ее настроение. Гададхара Пандит может дать более возвышенные комментарии, чем Шрила Вьясадева, Шрила Шукадева Госвами или даже Сам Кришна.
Махапрабху приходил сюда (в храм Тота Гопинатхи), чтобы познать величие гопи, в особенности, Шримати Радхарани:
шри-гопйа учух
акшанватам пхалам идам на парам видамах
сакхйах пашун анувивешайатор вайасйаих
вактрам враджеша-сувайор анувену-джуштам
йаир ва нипитам ануракта-катакша-макшам
«Гопи обратились к своим подругам: "О, подруги! Только подумайте! Разве можно найти слова, чтобы выразить неописуемую удачу тех, чьи глаза созерцают непревзойденную красоту сыновей Нанды Махараджа – Шри Кришны и Баладевы, когда Они входят во Вриндаван, окружённые пастушками и коровами? Держа флейту у губ и мягко улыбаясь, Они с любовью одаривают нас взглядами, брошенными украдкой из уголков глаз. В этот момент мы пьём нектар Их лиц» («Шримад Бхагаватам», Вену-гита, стих 7).
Шримати Радхика и другие гопи произнесли этот стих, когда Кришна шел пасти коров. Шри Баладева идет первым, а Шри Кришна следует за Ним. Кришна играет на флейте и ищет глазами Шримати Радхику. Шримати Радхика подходит к Нему и забирает Его флейту, а Он искоса поглядывает на Нее. Если об этих играх будет рассказывать Сама Шримати Радхика, описывая сокровенные переживания Своего сердца, это будет самым возвышенным объяснением «Шримад Бхагаватам».
Еще одно из Ее настроений выражено в следующем стихе:
мригайур ива капиндрам вивйадхе лубдха-дхарма
шрийам акрта вирупам шри-джитах кама-йанам
балим апи балим апавестайад дхванкша-вад йас
тад алам асита-сакхйаир душтйаджас тат-катхартхах
«В своем воплощении Рамы эта темная личность, словно охотник из укрытия, выпустил стрелу в Бали, царя обезьян. Обычно охотник убивает животных, потому что жаждет отведать плоти, а Рама убил Бали безо всякой причины. Значит, Он еще более жесток, чем охотник. Кроме того, порабощенный женщиной (Своей женой Ситой), Он отрезал нос и уши полюбившей Его Шурпанакхе. В своем воплощении Ваманы Он в образе карлика принял поклонение Махараджа Бали, а затем связал его веревкой Варунадева. Поэтому мы не хотим иметь ничего общего с этой темной личностью, но мы не можем не говорить о Нем, потому что это выше наших сил» («Шримад-Бхагаватам», 10.47.17).
Этот и нижеследующий стихи произнесены Шримати Радхикой в Уддхава Кьяри (месте, где гопи встретились с Уддхавой), когда Кришна пребывал в Матхуре. Именно Гададхара Пандит поведал Махапрабху глубочайший смысл этих стихов.
йад-анучарита-лила-карна-пийуша-випрут-
сакрид-адана-видхута-двандва-дхарма винаштах
сапади гриха-кутумбам динам утшриджйа дина
бахава иха виханга бхакшу-чарйам чарани
«Рассказы о непрекращающихся развлечениях Кришны - нектар для слуха. Тот, кто хотя бы однажды попробовал на вкус каплю этого нектара, теряет всякую привязанность к двойственности материального мира. Многие из таких людей внезапно оставили свои дома и семьи и превратились в нищих бродяг, скитающихся по Вриндавану, подобно птицам, и живущих на подаяние» («Шримад Бхагаватам», 10.47.18).
Шри Чайтанья Махапрабху приходил в храм Тота Гопинатхи, чтобы слушать «Шримад Бхагаватам», и, слушая, Он терял сознание. Они оба – и Он, и Шри Гададхара Пандит – падали без чувств. Шри Гададхара Пандит знал, что, слушая от него, Махапрабху достигнет совершенства в исполнении Ее роли. Шримати Радхика – директор школы «Шримад Бхагаватам», и потому Она самый искусный толкователь его сокровенного смысла.
Говорится, что в Гамбхире Шри Чайтанью Махапрабху окружали три с половиной ближайших спутника. Почему Шри Гададхара Пандит не был одним из них? Это очень сокровенный вопрос. Если бы рядом был Гададхара Пандит, Махапрабху не мог бы наслаждаться настроением разлуки. В обществе Шримати Радхики в Нем преобладало бы настроение Кришны.
Однажды, после слушания «Шримад Бхагаватам», Махапрабху сидел, на песке Чатака Парваты, который Он считал неотличным от Говардхана. Господь сказал Гададхаре Пандиту: «Гададхара, Я хочу отдать тебе самое ценное, что у Меня есть. Примешь ли ты этот дар?» Когда Гададхара Пандит согласился, Махапрабху произнес: «Вот достояние моего сердца». Он начал разгребать песок, говоря: «Здесь спрятано самое драгоценное сокровище Моей жизни, Мой пранадхана».
Пребывая в настроении Шримати Радхики, Он освободил от песка голову и корону Божества Гопинатхи. Все остальные принялись помогать Ему, и вот, наконец, весь облик Тота Гопинатхи оказался на поверхности. Затем Махапрабху обратился к Шри Гададхаре Пандиту: «Пожалуйста, возьми Его и служи Ему всю жизнь».
Махапрабху оставил этот мир, войдя в Божество Тота Гопинатхи.
Он ушел в возрасте сорока восьми лет, когда Шри Гададхаре Пандиту было сорок семь. Под влиянием глубокого чувства разлуки Гададхара Пандит очень быстро превратился в старика и тоже явил лилу ухода. Подобный пример, мы видим в «Шримад Бхагаватам»: жена Судамы Випры в играх Кришны, выглядела как старуха, хотя была еще молодой. Она так исхудала, что ее тело потеряло формы и походило на скелет. Под влиянием чувства разлуки такие же изменения произошли и с телом Шри Гададхары Пандита.
Выдержка из комментария Шрилы Бхактиведанты Свами Прабхупады:
«Еще один пример – Шри Кришна Чайтанья. Несмотря на то, что Он – Сам Верховный Господь, Он проявляет Себя как преданный, а не как Верховный Господь. Мы должны принять настроение Господа в том или ином воплощении и поклоняться Ему соответственно. Поскольку Господь Чайтанья – это Сам Кришна, кто-то, возможно, решит поклоняться Ему так же, как Кришне.
Однако Кришна находится в настроении наслаждающегося, а Господь Чайтанья – в настроении объекта наслаждения, поэтому считается, что секта гауранга-нагари отклонилась от пути чистого преданного служения. Они предлагают Господу Чайтанье такое же служение, как и Кришне, но Господь Чайтанья этого не любит. Настроение нашего служения должно соответствовать настроению Господа. Мы не должны налагать настроение Кришны на Господа Чайтанью, или Господа Чайтаньи – на Кришну, или Кришны – на Господа Рамачандру, или Рамачандры – на Кришну».