Первым русским паломником во Вриндаване был царь Николай II, 125 лет назад

 
В пятницу, 4 января 1891 года, индусы, принимавшие омовение в священной  реке Ямуне увидели потрясающее зрелище. Приближался корабль, название которого было написано незнакомыми буквами.  
 
 
В утреннем тумане, молодой, светлокожий человек в офицерском мундире и в окружении вооруженных солдат, но, тем не менее, совсем не воинственный с виду, сошел на берег. Иностранцем оказался наследный принц Николай, последний русский император, погибший во время революции 1917 году.
 
Маленький городок Вриндавана, в 80 милях к югу от Дели, вместе с Мумбаи, Дели, Гвалиором, Агрой, Ахмедабадом, Лакноу, Калькуттой, Мадрасом и Шри Рангамом, был в списке городов, которые посетил наследный принц, объехавший Индию до южных границ, откуда он видел очертания Цейлона. 
 
 
                                                                            Лодки на Ямуне
 
Наследнику Российского трона понравился Вриндаван. Он показался ему похожим на Венецию. Из заметок путешественника, сделанных Николаем, понятно, что его отношения с Вриндаваном начались в месте под названием Кеши Гхат, на берегах Ямуны. Царскому гостю показали храм Мадана-Мохана.  
 
 
                                                              Храм Мадана-Мохана
 
А еще одним из «интересных» храмов, которые он посетил мог бы быть храм Югала Кишора. По некоторым предположениям, в ходе визита в один из храмов, наследный принц получил благословения от одного из старших местных священников на правление царством. Хотя вполне может быть, что это всего лишь легенда. Так или иначе, Николай II был русским «первооткрывателем» Вриндавана.  
 
 
Исследователь Эспер Ухтомский (1861-1921) представил подробный доклад о путешествии Николая II на восток. Интересный факт – ученый присоединился к экспедиции всего за несколько дней до отправления. Дипломат и ученый, Ухтомский много раз бывал на востоке, особенно в Монголии и был сведущ в культурах и религиях Азии. На борту «Азовских воспоминаний» также находился художник и этнограф Николай Каразин (1842-1908) и Василий Менделеев, сын знаменитого автора «Таблицы Менделеева». Каразин сделал множество красивых рисунков, которые готовились как иллюстрации к книге о путешествии Российского царя в Египет, Сиам, Индию и Японию, а Менделеев вел фоторепортаж путешествия. Уникальная коллекция из более чем 200 изображений хранится в Национальной Библиотеке России.
 
 
Храм Матхура Дваракадиш в 1891 году, так его видел Николай Каразин, художник, сопровождавший царевича Николая
 
Почему же Вриндаван считается «землей обетованной» для всех индусов, как Вифлеем для христиан и Мекка для мусульман? Круглый год сотни, тысячи, иногда даже миллионы людей приезжают во Вриндаван, чтобы выразить почтение Господу Кришне. Говорят, что всего лишь один шаг по земле Вриндавана приравнивается к паломничеству в любое другое Святое место. 
 
 
                                                                       Ворота в Матхуру
 
 
 
                                          Мечеть Аурангзеба в месте явления Кришны  
 
«Если паломник проведет хотя бы один день на родине Кришны, это принесет для спасения его души больше блага, чем годы духовных практик и молитв в благословенном Бенаресе», пишет Ухтомский в своей книге, подтверждая эту истину. 
 
Во Вриндаване можно испытать все вкусы духовных отношений: от радости встречи с Господом до невыносимой разлуки с Ним. Эти чувства паломники испытывают не только во время посещения храмов, но повсюду, куда бы они ни пошли, в любое время дня и ночи. И не удивительно, ведь, в конце концов, это место считается земным отражением вечной духовной планеты Кришны – Голоки Вриндаваны, «где все наполнено знанием и бесконечным блаженством», как сказано в индуистских священных писаниях. Но чтобы понять трансцендентную природу Вриндавана, Его нужно посещать только в обществе преданных Кришны. Только в обществе таких преданных можно развить подобающее для Святой Дхамы настроение, и тогда святая земля примет вас.  
 
История Вриндавана началась более 5 тысяч лет назад. Тогда, это была пастушья деревушка, затерянная среди непроходимых лесов и буйно цветущих лугов, на которых паслись миллионы коров. Некоторые мудрецы считают, что Вриндаван включает в себя всю провинцию – Врадж, территория которого составляет приблизительно 420 кв. км, он включает в себя Вриндаван, Священный холм Говардхан, Гокулу, Варшану, священное озеро Радха кунду и Нандаграм. Слово «Враджа» означает «пастбище коров». Во Врадже 137 лесов, все они связаны с играми Кришны, 12 из них – основные. На месте Вриндавана также был густой лес. Свое название он получил от имени Вринды – спутницы Кришны, которая распоряжается тем, как доставить удовольствие Кришне и Его друзьям.   
 
Другие считают, что Врадж – это только Вриндаван и его окрестности, то есть, по их мнению, именно Вриндаван находится центре всех событий прошлого, настоящего и будущего. Как бы там ни было, весь Врадж ассоциируется с Кришной. Все индусы испытывают особое почтение к Кришне. Слово Кришна означает «Всепривлекающий»  и именно таким Его преданные видят Его.
 
С философской точки зрения, Кришна – самый личностный аспект Господа. Никаким другим образом Господь не проявляет весь безграничный спектр личных отношений между Ним самим и Его частями и частичками. Можно стать «даси» (смиренным слугой), как поет известный слепой Сурдас. Или «сакхи», близким другом Кришны, как храбрый воин Арджуна из «Бхагават Гиты» и красавица Драупади из «Махабхараты». «Ватсалья» – означает служить Кришне, как родитель служит ребенку, как, например, мама Яшода и много других индийских матерей. С Кришной также можно вступать в супружеские отношения, как вриндаванские девушки-пастушки. Все эти разные виды отношений проникнуты бескорыстной любовью и потому абсолютны.  
 
Возрождение Вриндавна произошло благодаря Шри Чайтанье Махабрабху, который 500 лет назад вернул Ему Его былую славу. Господь Чайтанья посетил Вриндаван и Его окрестности, открыв, благодаря своим мистическим способностям, многие забытые священные места. Он отправил Рупу Госвами  и Санатану Госвами возрождать Вриндаван как Святую Дхаму. К этим двум святым позже присоединились еще четверо Госвами. 
 
Современное возрождение началось в конце 1960-х, когда Ачарья-основатель Международного Общества Сознания Кришны Бхактиведанта Свами Прабхупада привез своих западных учеников во Вриндаван. Видя энтузиазм  белых санньяси и брахманов, которые исповедовали их собственную религию, индусы испытали настоящее культурное потрясение. Сотни тысяч индусов приезжали во Вриндаван лишь для того, чтобы только посмотреть на то, как их стали называть, «белых слонов». 
 
Во Вриндаване день начинается очень рано. В 2 часа город просыпается, повсюду раздаются звуки колокольчиков. В потемках люди спешат в храмы, приветствуя друг друга: «Раде, Раде!» (Радхарани – любимая подружка Кришны; в своих сердцах бриджабаси поклоняются Ей даже больше, чем самому Кришне). До восхода солнца многие посещают разные святые места. А некоторые обходят вокруг Вриндавана.  
 
Вриндаван не был бы священным городом, если бы здесь не проходило духовное образование. Прежде всего, Вриндаван – это модель настоящей духовной простоты. Вриндаван пропитан естественным умиротворением. Здесь царят дружелюбие и ненасилие по отношению к другим живым существам. Барьер недоверия, такой привычный для западного мира, и правило «что мое – то мое» здесь не существуют, хотя при этом каждый занят своими повседневными делами. Вриндаван – пример своеобразной здоровой демократии. Скажи «Раде!» и любой вдруг станет твоим лучшим другом. 
 
 

Слухаємо Книги Прабгупади