Когда Господь Чайтанья начал в Навадвипе движение санкиртаны, Господь Нитьянанда поспешил в Навадвипу, чтобы присоединиться к Нему. Прибыв туда, Господь Нитьянанда остановился в доме Нандана Ачарьи. Он отдыхал там. Как только Господь Нитьянанда достиг Навадвипы, Господь Чайтанья сказал всем преданным: «Нитьянанда Прабху здесь! Кто такой Нитьянанда? Он – Мой вечный двойник, все равно что Мой брат. Идите и найдите Его».
Преданные отправились на поиски, ходили от дома к дому и спрашивали: «Господь Нитьянанда здесь?». Но в каждом доме им отвечали: «Мы не знаем никакого Нитьянанду». Они обыскали всю округу, заглядывали даже в трущобы, в дома бедняков. Они искали повсюду, поздней ночью стучали в дверь.
«Что надо? Уже поздно». «Мы ищем одного человека, Господа Нитьянанду». «Что с вами, преданные Господа Чайтаньи? Вновь беспокоите мирных жителей. Спать не даете».
Преданным пришлось вернуться ни с чем: «Мы не смогли найти Нитьянанду». Господь Чайтанья спрашивал каждого: «Нашел? Нашел?» – «Нет, мы не смогли найти Господа Нитьянанду». «Конечно, вы не смогли найти, поскольку Нитьянанда – это Господь! Никто не может найти Бога просто так».
Преданные отправились на поиски, ходили от дома к дому и спрашивали: «Господь Нитьянанда здесь?». Но в каждом доме им отвечали: «Мы не знаем никакого Нитьянанду». Они обыскали всю округу, заглядывали даже в трущобы, в дома бедняков. Они искали повсюду, поздней ночью стучали в дверь.
«Что надо? Уже поздно». «Мы ищем одного человека, Господа Нитьянанду». «Что с вами, преданные Господа Чайтаньи? Вновь беспокоите мирных жителей. Спать не даете».
Преданным пришлось вернуться ни с чем: «Мы не смогли найти Нитьянанду». Господь Чайтанья спрашивал каждого: «Нашел? Нашел?» – «Нет, мы не смогли найти Господа Нитьянанду». «Конечно, вы не смогли найти, поскольку Нитьянанда – это Господь! Никто не может найти Бога просто так».
Это важный момент. Многие люди ищут Бога. Совсем как в этой истории. В одной индийской деревне жил человек, который ходил ночью с фонарем и заглядывал во все подворотни. Люди спрашивали его: «Что ты делаешь? Что ты делаешь? Бродишь вокруг домов с фонарем. Ты что вор? Что ты делаешь?» – «Нет, нет, – отвечал он, – я ищу солнце. Оно село на западе, и я его ищу. Куда оно подевалось?». Хорошая идея?
«Мой дорогой друг, не стоит искать солнце с фонарем. Когда солнце восходит, светом озаряется весь мир. Не нужен фонарь, чтобы найти его». Когда Кришна поселяется в сердце преданного, оно само собой начинает сиять. Итак, Господь Чайтанья объяснил преданным, почему они не смогли найти Господа Нитьянанду, потому что Он – Господь.
Как купить Кришну
Однажды Господь Чайтанья, встретив Шривасу Тхакура, спросил его: «Как дела?» «Все хорошо по Твоей милости, мой Господь». «Почему ты так много общаешься с Господом Нитьянандой? Разве это хорошее общение? Он иногда ведет себя странновато, бегает с детьми, громко кричит. Он совсем непредсказуем. Почему же ты так много с Ним общаешься и так сильно Его уважаешь?».
Шриваса Тхакур был поражен, услышав эти слова Господа Гауранги. Он ответил: «Почему Ты проверяешь меня, мой Господь? Господь Нитьянанда – чистейший преданный. Все Его деяния исполнены истинной любви к Кришне. Я нисколько не сомневаюсь в Господе Нитьянанде. Он делает все в сознании Кришны. Даже если Он находится в каком-нибудь грязном притоне, то только ради проповеди. Я безраздельно верю в Господа Нитьянанду».
В действительности Господь Чайтанья проверял Шриваса Тхакура, и Шривас Тхакур прошел эту проверку. Вера каждого из нас постоянно подвергается той или иной проверке. Но вера преданного в гуру и Господа непоколебима.
Господь Чайтанья сказал Шривасе Прабху: «Ты купил Меня своей твердой верой в Господа Нитьянанду, твоего изначального гуру. Твоя преданность Ему подкупила Меня. Теперь Я принадлежу тебе. Можешь делать со Мной все, что пожелаешь. Можешь Меня подарить, выставить на аукцион. Я – твой. Ты купил Меня своей преданностью Господу Нитьянанде».
Своей искренней преданностью духовному учителю преданные способны покорить Кришну и снискать Его беспричинную милость.
Гундича-марджана
Господь Чайтанья Махапрабху вымыл храм Гундича не один, а несколько раз, каждый раз более тщательно, чем предыдущий. В начале Он очистил его от песка, камешков, листьев и мелких веток. Во второй раз Он выметал пыть и грязь, а на третий отчищал мелкие пятна. И, наконец, когда все уже было помыто, Он начал вычищать грязь, въевшуюся в трещины каменного пола.
Эта приборка – практический пример того, с какой тщательностью преданный должен очищать ум и сознание, если он дорожит сокровищем чистого преданного служения.
Истинный метод познания
Предназначение человеческой жизни – вопрошать об Абсолютной Истине. Мои родители учили меня, что в светском обществе не принято обсуждать политику, религию, философию и некоторые другие темы. Естественно, их не обсуждают, потому что, в основном, воспринимают их как что-то абстрактное.
Отношения гуру, духовного учителя, и ученика, таковы, что ученик задает вопросы, пытаясь искоренить сомнения, и слушает ответы. Это вовсе не светская беседа: «А что Вы думаете по этому поводу?» Нет, наоборот: «Я хочу обучиться всему тому, чему Вы хотите меня обучить. Поэтому я буду вопрошать и слушать. Если у меня возникнут сомнения, я буду спрашивать снова и снова, пока они не исчезнут».
Очень сложно обучить человека, который бросает вызов, ставит под сомнение истинность слов говорящего или относится ко всему с цинизмом. Но это не значит, что надо слепо принимать все, – это тоже не рекомендуется. Просто нужно задавать вопросы, и если, выслушав ответ, остаются еще сомнения, говорить об этих сомнениях, правильно формулировать вопрос и спрашивать вновь.
Итак, метод постижения истины, упомянутый здесь, заключается в том, что человек должен обратиться к духовному учителю, смиренно вопрошать его и служить ему.
Служение слуге приводит к совершенству
Что бы вы ни делали, делайте это с пониманием того, что вы служите Кришне через посредство духовного учителя. Духовный учитель передает плоды вашего служения своему духовному учителю, который, в свою очередь, передает своему духовному учителю, и в конце концов – изначальному духовному учителю, которым является Бог, Кришна. Милость нисходит через ученическую преемственность, или цепь духовных учителей. Кто-то может подумать: «Я не настолько чист, чтобы служить Самому Богу и прямо обратиться к Нему. Но я могу обратиться к моему гуру, и мой гуру обратится к своему гуру, а его гуру обратится к своему гуру, и таким образом, как по электропроводам, послание дойдет до Кришны». Итак, лучше считать себя слугой слуги Бога, чем непосредственным слугой Бога.
Это интересная концепция. На Западе, разумеется, никто не хочет быть слугой. Каждый хочет быть господином: «Как выделиться из толпы? Как стать номером один?». Но в духовной жизни положение слуги Бога считается похвальным! Или же положение слуги слуги Бога! Бог, бесспорно, – самый великий, и никто не может стать Богом. Положение слуги Бога – наивысшее положение, которого можно достичь. И это самое возвышенное положение. Оно не отлично от положения слуги одного из близких слуг Бога.
В нашей духовной практике считается совершенным положение чистых слуг Господа, Верховной Личности Бога. Чем лучше и бескорыстнее мы служим слугам Бога, тем быстрее сможем осознать свои изначальные взаимоотношения с Кришной. Служа гуру, или духовному учителю, мы связываемся с Самим Кришной по линии духовной преемственности. Вот почему, служа гуру, мы чувствуем непосредственную связь с Богом. Это легко понять на практике, но трудно без таковой.
Пробелы в садхане
Вопрос: Иногда, в особых случаях, таких как свадьба близкого родственника, разного рода проекты, отчетный период на работе, подготовка к фестивалям, наш обычный распорядок дня нарушается. Тогда страдает наша САДХАНА, то есть джапа, чтение «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам». Как исправить эти пробелы в садхане?
Ответ: Когда мы строили Маяпур, Прабхупада хотел, чтобы мы работали с 6 утра до 12 ночи. В две смены. Но мне нужно было следить за работой обеих смен. Поэтому у меня совсем не было времени на мангала-арати, что уж говорить о чтении книг и обо всем прочем!.. Я спросил Прабхупаду, и он ответил: «Ну что ж, по крайней мере, ты должен стараться каждый день проводить гуру-пуджу и читать джапу». Предлагать поклоны духовному учителю очень важно. По крайней мере, старайтесь прочитывать джапу. Иногда можно дочитать недочитанные круги на другой день, но это очень дурная привычка, потому что день ото дня долг будет все расти и расти.
Из книги ЕС Джаяпатаки Свами "Принимая прибежище у Кришны".
«Мой дорогой друг, не стоит искать солнце с фонарем. Когда солнце восходит, светом озаряется весь мир. Не нужен фонарь, чтобы найти его». Когда Кришна поселяется в сердце преданного, оно само собой начинает сиять. Итак, Господь Чайтанья объяснил преданным, почему они не смогли найти Господа Нитьянанду, потому что Он – Господь.
Как купить Кришну
Однажды Господь Чайтанья, встретив Шривасу Тхакура, спросил его: «Как дела?» «Все хорошо по Твоей милости, мой Господь». «Почему ты так много общаешься с Господом Нитьянандой? Разве это хорошее общение? Он иногда ведет себя странновато, бегает с детьми, громко кричит. Он совсем непредсказуем. Почему же ты так много с Ним общаешься и так сильно Его уважаешь?».
Шриваса Тхакур был поражен, услышав эти слова Господа Гауранги. Он ответил: «Почему Ты проверяешь меня, мой Господь? Господь Нитьянанда – чистейший преданный. Все Его деяния исполнены истинной любви к Кришне. Я нисколько не сомневаюсь в Господе Нитьянанде. Он делает все в сознании Кришны. Даже если Он находится в каком-нибудь грязном притоне, то только ради проповеди. Я безраздельно верю в Господа Нитьянанду».
В действительности Господь Чайтанья проверял Шриваса Тхакура, и Шривас Тхакур прошел эту проверку. Вера каждого из нас постоянно подвергается той или иной проверке. Но вера преданного в гуру и Господа непоколебима.
Господь Чайтанья сказал Шривасе Прабху: «Ты купил Меня своей твердой верой в Господа Нитьянанду, твоего изначального гуру. Твоя преданность Ему подкупила Меня. Теперь Я принадлежу тебе. Можешь делать со Мной все, что пожелаешь. Можешь Меня подарить, выставить на аукцион. Я – твой. Ты купил Меня своей преданностью Господу Нитьянанде».
Своей искренней преданностью духовному учителю преданные способны покорить Кришну и снискать Его беспричинную милость.
Гундича-марджана
Господь Чайтанья Махапрабху вымыл храм Гундича не один, а несколько раз, каждый раз более тщательно, чем предыдущий. В начале Он очистил его от песка, камешков, листьев и мелких веток. Во второй раз Он выметал пыть и грязь, а на третий отчищал мелкие пятна. И, наконец, когда все уже было помыто, Он начал вычищать грязь, въевшуюся в трещины каменного пола.
Эта приборка – практический пример того, с какой тщательностью преданный должен очищать ум и сознание, если он дорожит сокровищем чистого преданного служения.
Истинный метод познания
Предназначение человеческой жизни – вопрошать об Абсолютной Истине. Мои родители учили меня, что в светском обществе не принято обсуждать политику, религию, философию и некоторые другие темы. Естественно, их не обсуждают, потому что, в основном, воспринимают их как что-то абстрактное.
Отношения гуру, духовного учителя, и ученика, таковы, что ученик задает вопросы, пытаясь искоренить сомнения, и слушает ответы. Это вовсе не светская беседа: «А что Вы думаете по этому поводу?» Нет, наоборот: «Я хочу обучиться всему тому, чему Вы хотите меня обучить. Поэтому я буду вопрошать и слушать. Если у меня возникнут сомнения, я буду спрашивать снова и снова, пока они не исчезнут».
Очень сложно обучить человека, который бросает вызов, ставит под сомнение истинность слов говорящего или относится ко всему с цинизмом. Но это не значит, что надо слепо принимать все, – это тоже не рекомендуется. Просто нужно задавать вопросы, и если, выслушав ответ, остаются еще сомнения, говорить об этих сомнениях, правильно формулировать вопрос и спрашивать вновь.
Итак, метод постижения истины, упомянутый здесь, заключается в том, что человек должен обратиться к духовному учителю, смиренно вопрошать его и служить ему.
Служение слуге приводит к совершенству
Что бы вы ни делали, делайте это с пониманием того, что вы служите Кришне через посредство духовного учителя. Духовный учитель передает плоды вашего служения своему духовному учителю, который, в свою очередь, передает своему духовному учителю, и в конце концов – изначальному духовному учителю, которым является Бог, Кришна. Милость нисходит через ученическую преемственность, или цепь духовных учителей. Кто-то может подумать: «Я не настолько чист, чтобы служить Самому Богу и прямо обратиться к Нему. Но я могу обратиться к моему гуру, и мой гуру обратится к своему гуру, а его гуру обратится к своему гуру, и таким образом, как по электропроводам, послание дойдет до Кришны». Итак, лучше считать себя слугой слуги Бога, чем непосредственным слугой Бога.
Это интересная концепция. На Западе, разумеется, никто не хочет быть слугой. Каждый хочет быть господином: «Как выделиться из толпы? Как стать номером один?». Но в духовной жизни положение слуги Бога считается похвальным! Или же положение слуги слуги Бога! Бог, бесспорно, – самый великий, и никто не может стать Богом. Положение слуги Бога – наивысшее положение, которого можно достичь. И это самое возвышенное положение. Оно не отлично от положения слуги одного из близких слуг Бога.
В нашей духовной практике считается совершенным положение чистых слуг Господа, Верховной Личности Бога. Чем лучше и бескорыстнее мы служим слугам Бога, тем быстрее сможем осознать свои изначальные взаимоотношения с Кришной. Служа гуру, или духовному учителю, мы связываемся с Самим Кришной по линии духовной преемственности. Вот почему, служа гуру, мы чувствуем непосредственную связь с Богом. Это легко понять на практике, но трудно без таковой.
Пробелы в садхане
Вопрос: Иногда, в особых случаях, таких как свадьба близкого родственника, разного рода проекты, отчетный период на работе, подготовка к фестивалям, наш обычный распорядок дня нарушается. Тогда страдает наша САДХАНА, то есть джапа, чтение «Бхагавад-гиты» и «Шримад-Бхагаватам». Как исправить эти пробелы в садхане?
Ответ: Когда мы строили Маяпур, Прабхупада хотел, чтобы мы работали с 6 утра до 12 ночи. В две смены. Но мне нужно было следить за работой обеих смен. Поэтому у меня совсем не было времени на мангала-арати, что уж говорить о чтении книг и обо всем прочем!.. Я спросил Прабхупаду, и он ответил: «Ну что ж, по крайней мере, ты должен стараться каждый день проводить гуру-пуджу и читать джапу». Предлагать поклоны духовному учителю очень важно. По крайней мере, старайтесь прочитывать джапу. Иногда можно дочитать недочитанные круги на другой день, но это очень дурная привычка, потому что день ото дня долг будет все расти и расти.
Из книги ЕС Джаяпатаки Свами "Принимая прибежище у Кришны".