Лекция Шрилы Джаяпатаки Свами по Шримад Бхагаватам (7.15.45) по случаю празднования Вьяса-пуджи, организованной его учениками в Шридхаме Маяпуре в 2006 году.
(Поет Джая Радха Мадхава и ом намо бхагавате васудевая, затем читает молитвы мангалачарана.)
(Поет Джая Радха Мадхава и ом намо бхагавате васудевая, затем читает молитвы мангалачарана.)
йаван нри-кайа-ратхам атма-вашопакалпам
дхатте гариштха-чаранарчанайа нишатам
джнанасим ачйута-бало дадхад аста-шатрух
свананда-тушта упашанта идам виджахйат
дхатте гариштха-чаранарчанайа нишатам
джнанасим ачйута-бало дадхад аста-шатрух
свананда-тушта упашанта идам виджахйат
(Очень длинный комментарий, я прочитаю его частично)
Перевод Его Божественной Милости Абхая Чарана Бхактиведанты Свами Прабхупады (Прабхупада ки джай! Прабхупада ки джай! Прабхупада ки джай!): "До тех пор, пока у человека остается материальное тело со всеми его принадлежностями, тело, которое не вполне подчиняется ему, человеку следует крепко держаться за лотосные стопы своих старших, а именно духовного учителя и его предшественников. По их милости он сможет заточить меч знания, чтобы потом, применив силу, дарованную Верховной Личностью Бога, победить перечисленных врагов. Действуя таким образом, преданный сможет погрузиться в собственное трансцендентное блаженство и покинуть материальное тело, возродив свою духовную природу".
(Мы должны погрузиться в собственное трансцендентное блаженство, покинуть тело и по милости духовного учителя и предшествующих гуру возродить нашу духовную природу).
Перевод Его Божественной Милости Абхая Чарана Бхактиведанты Свами Прабхупады (Прабхупада ки джай! Прабхупада ки джай! Прабхупада ки джай!): "До тех пор, пока у человека остается материальное тело со всеми его принадлежностями, тело, которое не вполне подчиняется ему, человеку следует крепко держаться за лотосные стопы своих старших, а именно духовного учителя и его предшественников. По их милости он сможет заточить меч знания, чтобы потом, применив силу, дарованную Верховной Личностью Бога, победить перечисленных врагов. Действуя таким образом, преданный сможет погрузиться в собственное трансцендентное блаженство и покинуть материальное тело, возродив свою духовную природу".
(Мы должны погрузиться в собственное трансцендентное блаженство, покинуть тело и по милости духовного учителя и предшествующих гуру возродить нашу духовную природу).
Комментарий Шрилы Прабхупады (выборочно):
В "Бхагавад-гите" (4.9) Господь говорит:
джанма карма ча ме дивйам
эвам йо ветти таттватах
тйактва дехам пунар джанма
наити мам эти со 'рджуна
"Тот, кто постиг божественную природу Моего явления и Моих деяний, больше никогда не родится в материальном мире. Покинув тело, он вернется в Мою вечную обитель, о Арджуна". Это - высочайшее совершенство жизни, и человеческое тело дано нам для этого".
В "Шримад Бхагаватам" (11.20.17) сказано:
В "Шримад Бхагаватам" (11.20.17) сказано:
нри-дехам адйам сулабхам судурлабхам
плавам сукалпам гуру-карнадхарам
майанукулена набхасватеритам
пуман бхавабдхим на тарет са атма-ха
"Человеческое тело - ценнейший корабль, а духовный учитель - капитан, гуру-карнадхарам, способный провести этот корабль через все рифы океана неведения. Наставления Кришны - попутный ветер. Человек обязательно должен воспользоваться всеми этими благоприятными условиями и пересечь океан неведения. Поскольку духовный учитель - капитан корабля, надо служить ему со всей искренностью, чтобы по его милости снискать милость Верховного Господа".
Следует обратить внимание на слово ачйута-балах. Духовный учитель, безусловно, очень милостив к своим ученикам и, удовлетворив его, преданный получает силу от Верховной Личности Бога. Шри Чайтанья Махапрабху говорит в этой связи: гуру-кришна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа – нужно, прежде всего, удовлетворить духовного учителя; сделав это, человек тем самым доставит удовольствие Кришне и получит от Него силу, которая позволит ему пересечь океан неведения. Стало быть, тот, кто действительно стремится вернуться домой, к Богу, должен обрести необходимую силу, доставив удовольствие своему духовному учителю: так преданный получит оружие, с помощью которого он сможет победить своих врагов, и обретет милость Кришны. Просто получить оружие гьяны недостаточно. Надо заточить этот меч знания, служа духовному учителю и неукоснительно следуя его наставлениям. Тогда человек, вставший на духовный путь, обретет милость Верховной Личности Господа. В обычном сражении воин, чтобы одолеть врагов, использует свою колесницу и лошадей, но, когда он одержал победу, ни колесница, ни все ее оснащение ему уже не нужны. Точно так же, пока у нас есть человеческое тело, надо использовать все его возможности, чтобы достичь наивысшего совершенства жизни - вернуться домой, к Богу.
Особое внимание следует обратить на слово таттватах, которое означает "действительно". Тато мам таттвато джнатва. Только тот, кто по милости духовного учителя действительно познал Кришну, избавляется от необходимости рождаться в материальном теле. Как сказано, арухйа криччхрена парам падам татах патантй адхо 'надрита-йушмад-ангхрайах - те, кто просто накапливает знания, пренебрегая служением лотосным стопам Кришны, не смогут выбраться из плена материального бытия. Нужно быть очень осторожным, всегда памятуя о возможности снова попасть в материальное рабство. Уберечь себя от падения можно, только поднявшись на уровень бхакти - оттуда душа не может упасть. Только тогда человек сможет прекратить деятельность в материальном мире. В общих чертах путь к совершенству заключается в следующем: по словам Шри Чайтаньи Махапрабху, человек сначала должен встретить истинного духовного учителя, принадлежащего к парампаре сознания Кришны. По милости гуру человек, следуя его наставлениям, сможет получить силу от Кришны. А эта сила позволит ему встать на путь преданного служения и достичь высшей цели жизни - лотосных стоп Вишну.
(Далее говорится о принятии прибежища у Баларамы, чьим воплощением является Господь Нитьянанда. Он дарует силу.)
Следует обратить внимание на слово ачйута-балах. Духовный учитель, безусловно, очень милостив к своим ученикам и, удовлетворив его, преданный получает силу от Верховной Личности Бога. Шри Чайтанья Махапрабху говорит в этой связи: гуру-кришна-прасаде пайа бхакти-лата-биджа – нужно, прежде всего, удовлетворить духовного учителя; сделав это, человек тем самым доставит удовольствие Кришне и получит от Него силу, которая позволит ему пересечь океан неведения. Стало быть, тот, кто действительно стремится вернуться домой, к Богу, должен обрести необходимую силу, доставив удовольствие своему духовному учителю: так преданный получит оружие, с помощью которого он сможет победить своих врагов, и обретет милость Кришны. Просто получить оружие гьяны недостаточно. Надо заточить этот меч знания, служа духовному учителю и неукоснительно следуя его наставлениям. Тогда человек, вставший на духовный путь, обретет милость Верховной Личности Господа. В обычном сражении воин, чтобы одолеть врагов, использует свою колесницу и лошадей, но, когда он одержал победу, ни колесница, ни все ее оснащение ему уже не нужны. Точно так же, пока у нас есть человеческое тело, надо использовать все его возможности, чтобы достичь наивысшего совершенства жизни - вернуться домой, к Богу.
Особое внимание следует обратить на слово таттватах, которое означает "действительно". Тато мам таттвато джнатва. Только тот, кто по милости духовного учителя действительно познал Кришну, избавляется от необходимости рождаться в материальном теле. Как сказано, арухйа криччхрена парам падам татах патантй адхо 'надрита-йушмад-ангхрайах - те, кто просто накапливает знания, пренебрегая служением лотосным стопам Кришны, не смогут выбраться из плена материального бытия. Нужно быть очень осторожным, всегда памятуя о возможности снова попасть в материальное рабство. Уберечь себя от падения можно, только поднявшись на уровень бхакти - оттуда душа не может упасть. Только тогда человек сможет прекратить деятельность в материальном мире. В общих чертах путь к совершенству заключается в следующем: по словам Шри Чайтаньи Махапрабху, человек сначала должен встретить истинного духовного учителя, принадлежащего к парампаре сознания Кришны. По милости гуру человек, следуя его наставлениям, сможет получить силу от Кришны. А эта сила позволит ему встать на путь преданного служения и достичь высшей цели жизни - лотосных стоп Вишну.
(Далее говорится о принятии прибежища у Баларамы, чьим воплощением является Господь Нитьянанда. Он дарует силу.)
враджендра-нандана йеи, шачи-сута хаила сеи,
баларама ха-ила нитаи
Невозможно достичь цели жизни без милости Баларамы.
нитаийера каруна хабе, врадже радха-кришна пабе
Если у человека нет связи с Нитаем, Баларамой, то, каким бы гьяни, знатоком писаний, он ни был, и в какой бы почтенной семье он ни родился, это не принесет ему никакой пользы. Самое важное - победить в себе врагов сознания Кришны с помощью силы, полученной от Баларамы.
(Так заканчивается перевод и комментарий Бхактиведанты Свами к седьмой песни, пятнадцатой главе, сорок пятому стиху "Шримад Бхагаватам", глава называется "Наставления для цивилизованных людей".)
Лекция Шрилы Джаяпатаки Свами.
Баларама, Нитьянанда - изначальный гуру. Поэтому до тех пор, пока у человека остается материальное тело со всеми его принадлежностями - чувствами и многим другим он не в силах полностью контролировать его. Мы нуждаемся в духовном учителе. И мы должны служить Кришне и выйти из-под власти материальной иллюзии, занимаясь преданным служением Кришне под руководством истинного духовного учителя.
Прабхупада неоднократно говорил о том, как милостив духовный учитель к ученику. Поведение Шрилы Прабхупады тому пример. Он был очень милостив. Он дал мне так много милости, больше, чем я могу отдать. Мне посчастливилось, что он назначил меня заниматься служением в Маяпуре, потому что сюда, в Маяпур, он приезжал часто - дважды в год. Некоторые преданные, некоторые ученики Прабхупады не видели его, но были связаны с ним через служение. Некоторые видели его всего лишь раз. Но у меня была возможность видеть и служить ему лично дважды в год. Он приезжал на Гаура-пурниму, но тогда он большую часть времени посвящал приезжим преданным. Иногда он приезжал осенью, обычно после Карттики, в месяц Аграхаяна, а иногда перед Карттикой. (На Карттику он любил бывать во Вриндаване.) Разными способами он обучал нас тому, как служить ему. Мы не знали, как служить Прабхупаде. Он был так добр, учил нас, как служить ему. Мы пришли к выводу, что мы должны выражать нашу преданность Прабхупаде через служение.
Во время вьяса-пуджи обычно проводится очень много обрядов. И с каждым годом их все больше и больше. В этом году мы совершаем обряды, связанные с Бхактивинодой Тхакуром. Это хорошо, но Прабхупада говорит в комментарии к "Бхагаватам" (2.8.21):
"Преданный должен стараться выполнять все правила преданного служения под руководством истинного духовного учителя, но при этом не увлекаться лишь формальной стороной. Следуя указаниям истинного духовного учителя, он должен стремиться приносить как можно больше пользы своим служением, а не только заботиться о формальном соблюдении обрядов".
Так заведено, что вьяса-пуджа проводится один раз в год. В другое время года мы предлагаем наше служение. И лишь в этот день мы устраиваем обряды. Это помогает нам лучше совершать служение в течение года.
Наше служение - это выражение нашей любви к Кришне. И важно не столько количество служения, сколько качество - как мы служим сообща. Иногда даже духовным братьям и сестрам трудно действовать сообща. Мы, ученики Прабхупады, испытывали трудности в общении друг с другом, даже когда служили Прабхупаде.
И Прабхупада обычно говорил нам: "Почему вы ссоритесь?" Иногда он говорил: "Выйдите отсюда и там деритесь. Наденьте перчатки, борцовки, а потом возвращайтесь и будьте слугами. (Смех). Не тратьте время. Справьтесь с этой проблемой". Однажды он сказал в Хайдерабаде нескольким нашим духовным братьям.
Во Вриндаване он сказал: "В присутствии духовного учителя все ученики ладили. Но когда он ушел, они стали ссориться. И они развалили Гаудия Матх. Но вы ссоритесь даже в моем присутствии. Поэтому я очень волнуюсь, что будет, когда я уйду. Пожалуйста, поддерживайте это движение сознания Кришны вместе".
Теперь в ИСККОН - сто гуру. В будущем у нас будут тысячи гуру, несущих людям наследие Прабхупады. От нас ушли наши дорогие духовные братья Бхакти Тиртха Махараджа, Тамал Кришна Махараджа, Шридхар Махараджа, Гаура Говинда Махараджа. Я называю их, потому что они оставили после себя учеников, и, надеюсь, это новое поколение пойдет этим же путем.
Важно, чтобы у каждого было их настроение - продолжать парампару и хранить наследство Шрилы Прабхупады. Бодхаяна Махараджа, мой дорогой друг, написал подношение. Он пишет: "Мой гуру - джагад-гуру". Все думают, что их дикша-гуру - величайший гуру, гуру мирового или вселенского значения (джагад-гуру). Все, безусловно, считают своего дикша-гуру чистым преданным, и это естественно. Это должно быть так. Но, тем не менее, нам надо быть более чуткими - ведь не все так думают. Если человек здоров духовно, он будет считают так. Но, если он думает иначе, это означает, что он нездоров.
Кто-то думает: "Мой гуру - чистый преданный, он так милостив", и много других прекрасных слов. Но другой преданный, ученик другого гуру, будет думать то же самое о своем духовном учителе. Это нормально. Мы должны уважать других преданных, входить в их положение, укреплять веру каждого, чтобы они могли хорошо служить Кришне, чтобы они могли хорошо служить Шриле Прабхупаде. Раздавайте милость Господа Нитьянанды и Господа Баларамы.
Мне рассказывали, как в начале 1977-го года Прабхупада тяжело болел в Бомбее (после Гаура-пурнимы он поехал в Бомбей). Он не выходил, чтобы давать лекции каждый день. Но однажды, около 11-ти часов дня, он вдруг спустился посмотреть на Божества. Весть о том, что Прабхупада в алтарной, разнеслась в мгновение ока. Все, кто где был, побросали свои дела и примчались туда. Это было редкое мгновение, потому что Прабхупада болел несколько дней и не спускался вниз. Все засуетились. Прабхупада сел на вьясасану, храм тотчас наполнился людьми. Он сказал: "Я молился Кришне, чтобы вы были сильными в вашем сознании Кришны и чтобы вы проповедовали это сознание Кришны". По милости гуру мы обретаем духовную силу. Она нужна для того, чтобы передавать это знание другим. Интересно то, что Прабхупада был очень добр, он тотчас давал благословения своим преданным. В тот день он сказал, что будет каждое воскресенье спускаться и давать лекции. Ему было не по силам давать лекции каждый день.
Также в этом стихе говорится, что нам нужен духовный учитель и его предшественники. Важно то, что духовный учитель является представителем всех духовных учителей. И через духовного учителя мы связываемся с предшествующими духовными учителями. Это одно. Кто-то может быть связан напрямую. Это также тесная связь. Например, Кришне приносит большую радость удовлетворение Его преданных, чем непосредственное служение Ему. Служение ученику Прабхупады или последователю Прабхупады - это личное служение Прабхупаде. Это приятнее Прабхупаде, чем прямое служение. Это очень верная и прямая связь, потому что действует незамедлительно. Поэтому мы желаем быть связанными с предыдущими ачарьями.
Вчера вечером, - я не знаю, слышали ли вы уже, - Бхадра Чару Прабху говорил, что в этом году они собираются следовать системе, данной Бхактивинодой Тхакуром, который проводил некоторые дополнительные обряды на вьяса-пуджу: например, установление мангала-гхаты (установление Божества в глиняном горшке). Я не помню точно эти пять видов Божеств: Панча-таттва, панча-гуру (ваш гуру и четыре предшествующих гуру), Кришна и четыре экспансии Кришны (изначальные гуру), четверо Кумаров и Вишваксена из духовного мира, Шукадева Госвами и четверо ачарий, также Вьясадева. Они устанавливаются в глиняных горшках.
Итак, мы поклоняемся Вьясадеве. Иногда преданные подкрадываются ко мне и говорят шепотом: "С днем рождения!" – как будто очень близкому другу. Быть связанным с парампарой и Вьясадевой более надежно. Чувствуешь себя более защищенным. Очень значимо, что мы празднуем это событие, осознавая нашу связь со всеми предшествующими ачарьями и особенно с Вьясадевой.
В одной из Своих игр Нитьянанда организовывал пуджу Шриле Вьясадеве. На этой церемонии, будучи представителем Вьясадевы, Нитьянанда должен был вручить ему гирлянду. Он осмотрелся, увидел Господа Чайтанью и понял, что Вьясу представляет Господь Чайтанья. "Отдам Ему". Также и сейчас, в конце лекции, я должен буду поднести гирлянду Господу Чайтанье, но для меня, я думаю, Вьясадева - это Прабхупада. Поэтому я хочу поднести гирлянду Прабхупаде и тогда, по парампаре, я поднесу другую Господу Чайтанье. Господь Чайтанья очень далеко. Но для Нитьянанды Он был рядом.
Прабхупада хотел, чтобы мы продолжали дело. Все вайшнавы в каком-то смысле духовные учителя: кто-то дикша-гуру, кто-то вартма-прадаршака-гуру, кто-то шикша-гуру. Есть много способов помогать другим. Дикша-гуру - это очень официально. Говорится, что до тех пор, пока мы ведем обусловленную жизнь, до тех пор, пока мы имеем материальное тело, нам нужен гуру, который бы вел нас, благословлял нас, делал бы наш путь более безопасным, прощал бы наши ошибки. Гуру - как адвокат. Ему дано право действовать в какой-то степени от имени Кришны. Он не может идти против шастр. Но он - милостивое воплощение Кришны. Он может дарить милость, он может указывать путь, он может помогать и заботиться.
Когда мы были на сафари, мы зашли в один дом, где всем свами при входе, на пороге, омывали стопы. Один свами сказал: "Нет, нет, нет!" И все другие свами последовали его примеру. А Бхактисиддханта Свами сказал: "Если вы взяли на себя эту роль, надо танцевать танец до конца".
Когда Прабхупада проповедовал, он не разрешал людям дотрагиваться до своих стоп. Но когда он заходил в чей-нибудь дом, и ему хотели омыть стопы, он объяснял: "Это традиция. Когда вы приходите в дом - хозяева омывают вам стопы". Таких вещей множество, и их надо принимать, если вы гуру. Я знаю, что, по крайней мере, в Индии, если вы не соглашаетесь, люди очень расстраиваются. Может, в других странах на это смотрят по-другому, но здесь, в Индии, это - часть культуры. Даже мусульмане в Бенгалии касаются стоп своих родителей. Это - часть культуры, когда вы с уважением припадаете к стопам старших. Безусловно, на Вьяса-пуджу совершается очень большая пада-пуджа. Да, это делается.
В ИСККОН мы не должны принимать слишком много поклонения, потому что мы хотим держать Прабхупаду в центре внимания. В то же время в Индии люди очень привыкли оказывать уважение гуру, санньяси и обычным вайшнавам.
На сафари, когда мы вышли к границе с Бангладеш для проведения нашей программы, наш Ануттама Прабху сказал: "Все эти женщины касаются моих стоп". Он был смущен. Но потом добавил: "В них столько преданности". Он сказал: "Кто я? Я самый обыкновенный, ничем не выдающийся вайшнав", - он смиренен, потому что он ученик Шрилы Прабхупады. Он восхищался глубоким чувством преданности бенгальцев, особенно выходцев из Восточной Бенгалии, в них очень много преданности. Мы же живем в совершенно ином окружении.
В этот раз мы были в Андхра Прадеше и Карнатаке в Южной Индии. В этих двух штатах люди - настоящие преданные. У них есть не только бхакти, но и гьяна. Некоторые встречи были ошеломляющими. Когда мы были на ратха-ятре в Кханапуре, все начали прыгать во время киртана, особенно молодежь. Но даже старики старались, как могли. Они также прыгали и танцевали. Это редкость. Была ратха-ятра, и улицы были заполнены народом. Мы видели, может быть, тысячу прыгающих с поднятыми руками людей. Там очень много бхакти.
Джи-Би-Си сделало более строгим проведение гуру-пуджи в ИСККОН. По правилам мы можем проводить Вьяса-пуджу раз в год. Поэтому для каждого гуру мы устраиваем Вьяса-пуджу. Помнится, во время обсуждения Равиндра Сварупа сказал: "Каждый может устраивать празднество один раз в год".
Я не приложил никаких усилий к организации этого праздника. Все сделали мои ученики. Поэтому, если кому-то что-то не нравится, претензии - к ученикам. Это их праздник. Для меня - одни переживания (все смеются). Мы хотим следовать этому стиху. Я молюсь Кришне, чтобы каждый преданный в ИСККОН имел должное руководство, должную заботу, должную милость, то, в чем он нуждается, чтобы продвигаться. Очень грустно, что некоторые духовные учителя игнорируют свои обязанности, и это очень болезненно для учеников. Я молюсь, чтобы все духовные учителя ИСККОН обладали достаточной силой, чтобы выдерживать груз своих обязанностей и чаяний учеников. Это тоже один из видов нашего служения Шриле Прабхупаде. Служение приходится выполнять разное. Помощь другим - один из его видов.
Кто-то рассматривал вопрос о том, что можно сделать в ИСККОН, чтобы занять общину в служении. Всегда существует проповедь: проповедь - это суть. Можно распространять книги по нескольку часов в день, проповедовать членам семьи или вдохновлять соседей повторять Харе Кришна. На сафари мы зашли в один дом. Раньше его хозяева были джайнами. Сын стал преданным в Чоупатти. Обычно он показывал изображения Божеств отцу, а отец говорил: "Это не наша религия. Мы не поклоняемся Кришне", и клал их в ящик стола. Джайны поклоняются Махавире, Ришабхадеве, но они не следуют Ришабхадеве. Поэтому сын сподвигал отца начать повторять Харе Кришна и посмотреть, что будет. Он объяснил отцу, почему это дает результат и почему это путь. Он говорил: "Можешь мне не верить. Но попробуй". И отец попробовал. И теперь мы пришли в его дом, и он полон энтузиазма и поет в киртанах. У него большие изображения Радхи и Кришны. Так как он - бизнесмен, а бизнесмены всегда волнуются из-за прибылей и убытков, он обнаружил, что, когда он повторяет Харе Кришна, его тревоги уходят. Результат виден (аплодисменты). Харинама ки - джай! Он проповедует другим в джайнистской общине. За соседней дверью женщина-джайнистка уже тоже повторяет 16 кругов.
Поэтому все могут проповедовать и помогать другим людям. В этом наше служение. Каждый по-своему может быть гуру и помогать другим. Некоторые могут даже стать дикша-гуру. Каждому в какой-то степени надо быть гуру. Мы называем всех вайшнавов и вайшнави прабху (в некоторых местах женщин называют матаджи). Их уважают как учителей, потому что они учат нас своим примером, они дают нам наставления. Они учат нас самыми разными способами.
В "Кришна-бхаджанамрите" Нарахари Тхакур говорит, что все вайшнавы - гуру. Из них выделяются дикша-гуру и шикша-гуру, они наиболее значимы. Они особенные. У человека обычно бывает один дикша-гуру - его капитан, и несколько шикша-гуру - помощников. Но иногда даже шикша-гуру становится более значителен по каким-либо причинам. Мы должны с уважением относиться ко всем вайшнавам, всем нашим гуру, всем шикша-гуру и нашему дикша-гуру.
Нужно быть очень милостивым. Сколько людей тут нуждается в милости? (Восклицания "Гауранга!", ответы из зала).
Вайшнава всегда защищает Верховная Личность Господа. Но когда вайшнав кажется немощным, у его учеников появляется шанс послужить ему. Иногда Прабхупада болел, и все вайшнавы служили ему. Замечательная возможность послужить. Хари Шаури всегда делал массаж Прабхупаде. Доктор говорил, что ему нужен был массаж. Так иногда гуру лично дает нам какое-то служение. Например, мне обычно поручали заниматься строительством в Маяпуре, выполнять там различного рода служение, проповедовать. И только однажды я растирал спину Прабхупаде в Бомбее. В другой раз мне позволили массажировать его лотосные стопы. И это все. Мне не досталось слишком много анга-севы. Но тогда никого не было рядом, чтобы растереть стопы Прабхупаде, и пока никто не видел, я положил голову на его стопы. Это была особая милость - быть так сокровенно связанным с ним. Но и выполняя свое обычное служение, которое давал мне Шрила Прабхупада, я не чувствовал, что менее связан с ним.
Когда Прабхупада был с нами, было нелегко его увидеть. Нужно было пробиваться к нему через президента вашего храма, Джи-Би-Си и секретаря. Но здесь, в Маяпуре, Прабхупада делал так, что попасть к нему было легко. Маяпур был особым местом. Он говорил: "Ученики-индийцы хотят иметь доступ к своему гуру". Поэтому каждый день у него были приемные часы - с четырех до шести вечера. Любой мог прийти и повидаться с ним. Субхага Махараджа бывал тут каждый день. Он получал всю милость. Это то, что делал Прабхупада: у него были приемные часы. Если вы хотели видеть его, вы должны были прийти в это время. И никаких личных даршанов. И если кто-то говорил: "Я хочу поговорить с вами наедине", он обычно отвечал: "Какие могут быть беседы наедине? Мы все - одна семья. Все это надежные люди". Так поступал Прабхупада. Не знаю, как будем это делать мы. Шрила Прабхупада ки джай!
Большое вам спасибо! Харе Кришна!
(Так заканчивается перевод и комментарий Бхактиведанты Свами к седьмой песни, пятнадцатой главе, сорок пятому стиху "Шримад Бхагаватам", глава называется "Наставления для цивилизованных людей".)
Лекция Шрилы Джаяпатаки Свами.
Баларама, Нитьянанда - изначальный гуру. Поэтому до тех пор, пока у человека остается материальное тело со всеми его принадлежностями - чувствами и многим другим он не в силах полностью контролировать его. Мы нуждаемся в духовном учителе. И мы должны служить Кришне и выйти из-под власти материальной иллюзии, занимаясь преданным служением Кришне под руководством истинного духовного учителя.
Прабхупада неоднократно говорил о том, как милостив духовный учитель к ученику. Поведение Шрилы Прабхупады тому пример. Он был очень милостив. Он дал мне так много милости, больше, чем я могу отдать. Мне посчастливилось, что он назначил меня заниматься служением в Маяпуре, потому что сюда, в Маяпур, он приезжал часто - дважды в год. Некоторые преданные, некоторые ученики Прабхупады не видели его, но были связаны с ним через служение. Некоторые видели его всего лишь раз. Но у меня была возможность видеть и служить ему лично дважды в год. Он приезжал на Гаура-пурниму, но тогда он большую часть времени посвящал приезжим преданным. Иногда он приезжал осенью, обычно после Карттики, в месяц Аграхаяна, а иногда перед Карттикой. (На Карттику он любил бывать во Вриндаване.) Разными способами он обучал нас тому, как служить ему. Мы не знали, как служить Прабхупаде. Он был так добр, учил нас, как служить ему. Мы пришли к выводу, что мы должны выражать нашу преданность Прабхупаде через служение.
Во время вьяса-пуджи обычно проводится очень много обрядов. И с каждым годом их все больше и больше. В этом году мы совершаем обряды, связанные с Бхактивинодой Тхакуром. Это хорошо, но Прабхупада говорит в комментарии к "Бхагаватам" (2.8.21):
"Преданный должен стараться выполнять все правила преданного служения под руководством истинного духовного учителя, но при этом не увлекаться лишь формальной стороной. Следуя указаниям истинного духовного учителя, он должен стремиться приносить как можно больше пользы своим служением, а не только заботиться о формальном соблюдении обрядов".
Так заведено, что вьяса-пуджа проводится один раз в год. В другое время года мы предлагаем наше служение. И лишь в этот день мы устраиваем обряды. Это помогает нам лучше совершать служение в течение года.
Наше служение - это выражение нашей любви к Кришне. И важно не столько количество служения, сколько качество - как мы служим сообща. Иногда даже духовным братьям и сестрам трудно действовать сообща. Мы, ученики Прабхупады, испытывали трудности в общении друг с другом, даже когда служили Прабхупаде.
И Прабхупада обычно говорил нам: "Почему вы ссоритесь?" Иногда он говорил: "Выйдите отсюда и там деритесь. Наденьте перчатки, борцовки, а потом возвращайтесь и будьте слугами. (Смех). Не тратьте время. Справьтесь с этой проблемой". Однажды он сказал в Хайдерабаде нескольким нашим духовным братьям.
Во Вриндаване он сказал: "В присутствии духовного учителя все ученики ладили. Но когда он ушел, они стали ссориться. И они развалили Гаудия Матх. Но вы ссоритесь даже в моем присутствии. Поэтому я очень волнуюсь, что будет, когда я уйду. Пожалуйста, поддерживайте это движение сознания Кришны вместе".
Теперь в ИСККОН - сто гуру. В будущем у нас будут тысячи гуру, несущих людям наследие Прабхупады. От нас ушли наши дорогие духовные братья Бхакти Тиртха Махараджа, Тамал Кришна Махараджа, Шридхар Махараджа, Гаура Говинда Махараджа. Я называю их, потому что они оставили после себя учеников, и, надеюсь, это новое поколение пойдет этим же путем.
Важно, чтобы у каждого было их настроение - продолжать парампару и хранить наследство Шрилы Прабхупады. Бодхаяна Махараджа, мой дорогой друг, написал подношение. Он пишет: "Мой гуру - джагад-гуру". Все думают, что их дикша-гуру - величайший гуру, гуру мирового или вселенского значения (джагад-гуру). Все, безусловно, считают своего дикша-гуру чистым преданным, и это естественно. Это должно быть так. Но, тем не менее, нам надо быть более чуткими - ведь не все так думают. Если человек здоров духовно, он будет считают так. Но, если он думает иначе, это означает, что он нездоров.
Кто-то думает: "Мой гуру - чистый преданный, он так милостив", и много других прекрасных слов. Но другой преданный, ученик другого гуру, будет думать то же самое о своем духовном учителе. Это нормально. Мы должны уважать других преданных, входить в их положение, укреплять веру каждого, чтобы они могли хорошо служить Кришне, чтобы они могли хорошо служить Шриле Прабхупаде. Раздавайте милость Господа Нитьянанды и Господа Баларамы.
Мне рассказывали, как в начале 1977-го года Прабхупада тяжело болел в Бомбее (после Гаура-пурнимы он поехал в Бомбей). Он не выходил, чтобы давать лекции каждый день. Но однажды, около 11-ти часов дня, он вдруг спустился посмотреть на Божества. Весть о том, что Прабхупада в алтарной, разнеслась в мгновение ока. Все, кто где был, побросали свои дела и примчались туда. Это было редкое мгновение, потому что Прабхупада болел несколько дней и не спускался вниз. Все засуетились. Прабхупада сел на вьясасану, храм тотчас наполнился людьми. Он сказал: "Я молился Кришне, чтобы вы были сильными в вашем сознании Кришны и чтобы вы проповедовали это сознание Кришны". По милости гуру мы обретаем духовную силу. Она нужна для того, чтобы передавать это знание другим. Интересно то, что Прабхупада был очень добр, он тотчас давал благословения своим преданным. В тот день он сказал, что будет каждое воскресенье спускаться и давать лекции. Ему было не по силам давать лекции каждый день.
Также в этом стихе говорится, что нам нужен духовный учитель и его предшественники. Важно то, что духовный учитель является представителем всех духовных учителей. И через духовного учителя мы связываемся с предшествующими духовными учителями. Это одно. Кто-то может быть связан напрямую. Это также тесная связь. Например, Кришне приносит большую радость удовлетворение Его преданных, чем непосредственное служение Ему. Служение ученику Прабхупады или последователю Прабхупады - это личное служение Прабхупаде. Это приятнее Прабхупаде, чем прямое служение. Это очень верная и прямая связь, потому что действует незамедлительно. Поэтому мы желаем быть связанными с предыдущими ачарьями.
Вчера вечером, - я не знаю, слышали ли вы уже, - Бхадра Чару Прабху говорил, что в этом году они собираются следовать системе, данной Бхактивинодой Тхакуром, который проводил некоторые дополнительные обряды на вьяса-пуджу: например, установление мангала-гхаты (установление Божества в глиняном горшке). Я не помню точно эти пять видов Божеств: Панча-таттва, панча-гуру (ваш гуру и четыре предшествующих гуру), Кришна и четыре экспансии Кришны (изначальные гуру), четверо Кумаров и Вишваксена из духовного мира, Шукадева Госвами и четверо ачарий, также Вьясадева. Они устанавливаются в глиняных горшках.
Итак, мы поклоняемся Вьясадеве. Иногда преданные подкрадываются ко мне и говорят шепотом: "С днем рождения!" – как будто очень близкому другу. Быть связанным с парампарой и Вьясадевой более надежно. Чувствуешь себя более защищенным. Очень значимо, что мы празднуем это событие, осознавая нашу связь со всеми предшествующими ачарьями и особенно с Вьясадевой.
В одной из Своих игр Нитьянанда организовывал пуджу Шриле Вьясадеве. На этой церемонии, будучи представителем Вьясадевы, Нитьянанда должен был вручить ему гирлянду. Он осмотрелся, увидел Господа Чайтанью и понял, что Вьясу представляет Господь Чайтанья. "Отдам Ему". Также и сейчас, в конце лекции, я должен буду поднести гирлянду Господу Чайтанье, но для меня, я думаю, Вьясадева - это Прабхупада. Поэтому я хочу поднести гирлянду Прабхупаде и тогда, по парампаре, я поднесу другую Господу Чайтанье. Господь Чайтанья очень далеко. Но для Нитьянанды Он был рядом.
Прабхупада хотел, чтобы мы продолжали дело. Все вайшнавы в каком-то смысле духовные учителя: кто-то дикша-гуру, кто-то вартма-прадаршака-гуру, кто-то шикша-гуру. Есть много способов помогать другим. Дикша-гуру - это очень официально. Говорится, что до тех пор, пока мы ведем обусловленную жизнь, до тех пор, пока мы имеем материальное тело, нам нужен гуру, который бы вел нас, благословлял нас, делал бы наш путь более безопасным, прощал бы наши ошибки. Гуру - как адвокат. Ему дано право действовать в какой-то степени от имени Кришны. Он не может идти против шастр. Но он - милостивое воплощение Кришны. Он может дарить милость, он может указывать путь, он может помогать и заботиться.
Когда мы были на сафари, мы зашли в один дом, где всем свами при входе, на пороге, омывали стопы. Один свами сказал: "Нет, нет, нет!" И все другие свами последовали его примеру. А Бхактисиддханта Свами сказал: "Если вы взяли на себя эту роль, надо танцевать танец до конца".
Когда Прабхупада проповедовал, он не разрешал людям дотрагиваться до своих стоп. Но когда он заходил в чей-нибудь дом, и ему хотели омыть стопы, он объяснял: "Это традиция. Когда вы приходите в дом - хозяева омывают вам стопы". Таких вещей множество, и их надо принимать, если вы гуру. Я знаю, что, по крайней мере, в Индии, если вы не соглашаетесь, люди очень расстраиваются. Может, в других странах на это смотрят по-другому, но здесь, в Индии, это - часть культуры. Даже мусульмане в Бенгалии касаются стоп своих родителей. Это - часть культуры, когда вы с уважением припадаете к стопам старших. Безусловно, на Вьяса-пуджу совершается очень большая пада-пуджа. Да, это делается.
В ИСККОН мы не должны принимать слишком много поклонения, потому что мы хотим держать Прабхупаду в центре внимания. В то же время в Индии люди очень привыкли оказывать уважение гуру, санньяси и обычным вайшнавам.
На сафари, когда мы вышли к границе с Бангладеш для проведения нашей программы, наш Ануттама Прабху сказал: "Все эти женщины касаются моих стоп". Он был смущен. Но потом добавил: "В них столько преданности". Он сказал: "Кто я? Я самый обыкновенный, ничем не выдающийся вайшнав", - он смиренен, потому что он ученик Шрилы Прабхупады. Он восхищался глубоким чувством преданности бенгальцев, особенно выходцев из Восточной Бенгалии, в них очень много преданности. Мы же живем в совершенно ином окружении.
В этот раз мы были в Андхра Прадеше и Карнатаке в Южной Индии. В этих двух штатах люди - настоящие преданные. У них есть не только бхакти, но и гьяна. Некоторые встречи были ошеломляющими. Когда мы были на ратха-ятре в Кханапуре, все начали прыгать во время киртана, особенно молодежь. Но даже старики старались, как могли. Они также прыгали и танцевали. Это редкость. Была ратха-ятра, и улицы были заполнены народом. Мы видели, может быть, тысячу прыгающих с поднятыми руками людей. Там очень много бхакти.
Джи-Би-Си сделало более строгим проведение гуру-пуджи в ИСККОН. По правилам мы можем проводить Вьяса-пуджу раз в год. Поэтому для каждого гуру мы устраиваем Вьяса-пуджу. Помнится, во время обсуждения Равиндра Сварупа сказал: "Каждый может устраивать празднество один раз в год".
Я не приложил никаких усилий к организации этого праздника. Все сделали мои ученики. Поэтому, если кому-то что-то не нравится, претензии - к ученикам. Это их праздник. Для меня - одни переживания (все смеются). Мы хотим следовать этому стиху. Я молюсь Кришне, чтобы каждый преданный в ИСККОН имел должное руководство, должную заботу, должную милость, то, в чем он нуждается, чтобы продвигаться. Очень грустно, что некоторые духовные учителя игнорируют свои обязанности, и это очень болезненно для учеников. Я молюсь, чтобы все духовные учителя ИСККОН обладали достаточной силой, чтобы выдерживать груз своих обязанностей и чаяний учеников. Это тоже один из видов нашего служения Шриле Прабхупаде. Служение приходится выполнять разное. Помощь другим - один из его видов.
Кто-то рассматривал вопрос о том, что можно сделать в ИСККОН, чтобы занять общину в служении. Всегда существует проповедь: проповедь - это суть. Можно распространять книги по нескольку часов в день, проповедовать членам семьи или вдохновлять соседей повторять Харе Кришна. На сафари мы зашли в один дом. Раньше его хозяева были джайнами. Сын стал преданным в Чоупатти. Обычно он показывал изображения Божеств отцу, а отец говорил: "Это не наша религия. Мы не поклоняемся Кришне", и клал их в ящик стола. Джайны поклоняются Махавире, Ришабхадеве, но они не следуют Ришабхадеве. Поэтому сын сподвигал отца начать повторять Харе Кришна и посмотреть, что будет. Он объяснил отцу, почему это дает результат и почему это путь. Он говорил: "Можешь мне не верить. Но попробуй". И отец попробовал. И теперь мы пришли в его дом, и он полон энтузиазма и поет в киртанах. У него большие изображения Радхи и Кришны. Так как он - бизнесмен, а бизнесмены всегда волнуются из-за прибылей и убытков, он обнаружил, что, когда он повторяет Харе Кришна, его тревоги уходят. Результат виден (аплодисменты). Харинама ки - джай! Он проповедует другим в джайнистской общине. За соседней дверью женщина-джайнистка уже тоже повторяет 16 кругов.
Поэтому все могут проповедовать и помогать другим людям. В этом наше служение. Каждый по-своему может быть гуру и помогать другим. Некоторые могут даже стать дикша-гуру. Каждому в какой-то степени надо быть гуру. Мы называем всех вайшнавов и вайшнави прабху (в некоторых местах женщин называют матаджи). Их уважают как учителей, потому что они учат нас своим примером, они дают нам наставления. Они учат нас самыми разными способами.
В "Кришна-бхаджанамрите" Нарахари Тхакур говорит, что все вайшнавы - гуру. Из них выделяются дикша-гуру и шикша-гуру, они наиболее значимы. Они особенные. У человека обычно бывает один дикша-гуру - его капитан, и несколько шикша-гуру - помощников. Но иногда даже шикша-гуру становится более значителен по каким-либо причинам. Мы должны с уважением относиться ко всем вайшнавам, всем нашим гуру, всем шикша-гуру и нашему дикша-гуру.
Нужно быть очень милостивым. Сколько людей тут нуждается в милости? (Восклицания "Гауранга!", ответы из зала).
Вайшнава всегда защищает Верховная Личность Господа. Но когда вайшнав кажется немощным, у его учеников появляется шанс послужить ему. Иногда Прабхупада болел, и все вайшнавы служили ему. Замечательная возможность послужить. Хари Шаури всегда делал массаж Прабхупаде. Доктор говорил, что ему нужен был массаж. Так иногда гуру лично дает нам какое-то служение. Например, мне обычно поручали заниматься строительством в Маяпуре, выполнять там различного рода служение, проповедовать. И только однажды я растирал спину Прабхупаде в Бомбее. В другой раз мне позволили массажировать его лотосные стопы. И это все. Мне не досталось слишком много анга-севы. Но тогда никого не было рядом, чтобы растереть стопы Прабхупаде, и пока никто не видел, я положил голову на его стопы. Это была особая милость - быть так сокровенно связанным с ним. Но и выполняя свое обычное служение, которое давал мне Шрила Прабхупада, я не чувствовал, что менее связан с ним.
Когда Прабхупада был с нами, было нелегко его увидеть. Нужно было пробиваться к нему через президента вашего храма, Джи-Би-Си и секретаря. Но здесь, в Маяпуре, Прабхупада делал так, что попасть к нему было легко. Маяпур был особым местом. Он говорил: "Ученики-индийцы хотят иметь доступ к своему гуру". Поэтому каждый день у него были приемные часы - с четырех до шести вечера. Любой мог прийти и повидаться с ним. Субхага Махараджа бывал тут каждый день. Он получал всю милость. Это то, что делал Прабхупада: у него были приемные часы. Если вы хотели видеть его, вы должны были прийти в это время. И никаких личных даршанов. И если кто-то говорил: "Я хочу поговорить с вами наедине", он обычно отвечал: "Какие могут быть беседы наедине? Мы все - одна семья. Все это надежные люди". Так поступал Прабхупада. Не знаю, как будем это делать мы. Шрила Прабхупада ки джай!
Большое вам спасибо! Харе Кришна!