Е.С. Джаяпатака Свами — Шри Гаура Пурнима, 2006

ЕС Джаяпатака Свами, Шри Гаура Пурнима, 2006кршна-варнам твишакршнам
сангопангастра-паршадам
йаджнаих санкиртана-прайаир
йаджанти хи сумедхасах

 

("Шри Чайтанья-чаритамрита", Ади-лила, 3.52)

 

Перевод: "В век Кали разумные люди, собираясь вместе, славят Господа и поклоняются Его воплощению, непрестанно поющему имя Кришны. Хотя цвет Его тела не темный, это Сам Кришна. С Ним всегда Его личные спутники, слуги, оружие и приближенные".


Комментарий Шрилы Прабхупады:
Это стих из "Шримад-Бхагаватам" (11.5.32). Шрила Джива Госвами, объясняя его в "Крама-сандарбхе" - своем комментарии к "Шримад-Бхагаватам", - говорит, что иногда Кришна предстает златокожим. Златокожий Господь Кришна - это и есть Господь Чайтанья, почитаемый разумными людьми нашей эпохи. Подтверждение этому можно найти в "Шримад-Бхагаватам", в словах Гарги Муни, который говорит, что, хотя Кришна родился темнокожим, в другие эпохи Его тело бывает красным, белым или желтым. Его воплощения белого и красного цветов приходили в эпохи Сатья и Трета. А золотисто-желтый цвет тела Господь явил в облике Шри Чайтаньи Махапрабху, прославившегося под именем Гауры Хари.

Шрила Джива Госвами поясняет, что выражение кришна-варнам указывает на Шри Кришну Чайтанью. Кришна-варна и Кришна Чайтанья - синонимы. Имя "Кришна" в одинаковой степени относится и к Шри Кришне, и к Господу Чайтанье. Хотя Господь Шри Чайтанья Махапрабху - Верховная Личность Бога, Он непрестанно говорит о Кришне и испытывает духовное блаженство, когда воспевает и вспоминает Его имя и облик. Сам Кришна явился в образе Господа Чайтаньи, чтобы донести до людей высшую религию любви.

Господь Чайтанья всегда поет и прославляет святое имя Кришны, и, поскольку Он неотличен от Кришны, любой, кто встречается с Ним, невольно сам начинает петь святое имя и рассказывать о нем другим. Господь Чайтанья вдыхает в человека божественное сознание Кришны и тем самым погружает его в духовное блаженство. Поэтому в лице Господа Чайтаньи людям всегда предстает Сам Кришна - как лично, так и в звуке Своего имени. Достаточно взглянуть на Шри Чайтанью Махапрабху, и человек сразу вспоминает о Господе Кришне. Вот почему Его относят к категории вишну-таттвы. Господь Чайтанья - не кто иной, как Сам Господь Кришна.

Слово сангопангастра-паршадам служит еще одним доказательством того, что Господь Чайтанья - это Сам Кришна. Господь Чайтанья всегда украшен браслетами из сандалового дерева и умащен сандаловой пастой. Своей бесподобной красотой Он пленяет всех людей нашей эпохи. В другие века Господь покорял демонов силой оружия, но в нынешний век Он делает это, приняв неотразимо прекрасный облик Шри Чайтаньи Махапрабху. Шрила Джива Госвами объясняет, что красота Господа Чайтаньи - это астра, оружие против демонов. Следует знать, что, поскольку Господь Чайтанья привлекателен для всех, все полубоги находятся в кругу Его приближенных. Его деяния необычны, а спутники - прекрасны. Господь Чайтанья проповедовал движение санкиртаны, привлекая к Себе известных пандитов и ачарьев, особенно в Бенгалии и Ориссе. Господа Чайтанью всегда сопровождают Его ближайшие спутники: Господь Нитьянанда, Адвайта, Гададхара и Шриваса.

Далее в своем комментарии Шрила Джива Госвами цитирует стих из ведического писания, в котором говорится о ненужности обрядовых жертвоприношений и церемоний. Джива Госвами замечает, что вместо таких показных, помпезных представлений люди всех каст, национальностей и вероисповеданий могут собираться вместе и под пение мантры Харе Кришна поклоняться Господу Чантанье. Слова кршна-варнам твишакришнам указывают на то, что предпочтение нужно отдавать повторению имени Кришны. Господь Чайтанья учил сознанию Кришны и пел имя Кришны. Поэтому, чтобы поклоняться Господу Чайтанье, каждый должен вместе с другими петь маха-мантру: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе / Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Нет смысла призывать людей поклоняться Господу в храмах, церквях и мечетях: они потеряли к этому всякий интерес. Но мантру Харе Кришна люди могут петь и повторять везде и всюду. Такое поклонение Господу Чайтанье - самый возвышенный вид деятельности, и, занимаясь ей, человек достигает конечной цели религии: приносит удовлетворение Верховному Господу. Шрила Сарвабхаума Бхаттачарья, знаменитый ученик Господа Чайтаньи, сказал: "Суть трансцендентного преданного служения была забыта, поэтому Шри Кришна Чайтанья пришел, чтобы восстановить путь преданности. Он очень милостив, ибо распространяет любовь к Кришне. Пусть же каждого все сильнее влечет к Его лотосным стопам, как пчелу влечет к цветку лотоса".

Лекция Е.С. Джаяпатаки Свами:

Это "Шри Чайтанья-чаритамрита", Ади, 3.52 "Внешние причины явления Шри Чайтаньи". Меня попросили рассказать о пришествии Господа Чайтаньи. Джаганнатхе Мишре приснился сон, в котором он увидел, как яркий свет исходит из его ума и входит в сердце, а затем входит в сердце матушки Шачи. Затем она забеременела - так произошло непорочное зачатие Господа Чайтаньи. Когда матушка Шачи забеременела, Сам Кришна, Господь Чайтанья был в ее чреве, поэтому от нее стало исходить сияние. Все в ее доме были счастливы. Сама матушка Шачи и Джаганнатха Мишра испытывали огромное блаженство. Люди стали относиться к ним по-другому. Ни с того, ни с сего они вдруг приходили в дом к Джаганнатхе Мишре и говорили: "О, брахман, пожалуйста, прими эти подарки: вот одежда, вот деньги и драгоценности". Люди подносили им всевозможные дары. В их доме появился Господь - и богиня удачи привлекала в него все благоприятное.

Небожители, невидимые для Джаганнатхи Мишры, пришли и стали обходить вокруг матушки Шачи и возносить молитвы: "О, Господь, Ты приходишь в каждую эпоху в разных формах. Ты приходишь как Вараха, Курма, Матсья, Нрисимха, Рама. Обычно, когда Ты приходишь, Ты с легкостью даешь мокшу, но очень редко Ты одаряешь чистой преданностью. Но в этом воплощении Ты пришел, чтобы свободно раздавать чистую преданность. Пожалуйста, окажи и нам Свою милость. Мы - Твои преданные с райских планет, но и там мы очень страдаем. Наше страдание - из-за обилия материальных чувственных наслаждений. В этом проблема. У нас так много материальных удовольствий, что мы забыли о служении Твоим лотосным стопам. У нас есть только две проблемы: нападения демонов и погруженность в чувственные наслаждения, поэтому мы не испытываем любви к Кришне. Поэтому на этот раз в воплощении Господа Гауранги, пожалуйста, одари нас Своей милостью, чтобы мы могли получить любовь к Твоим лотосным стопам".

Однажды в дом Джаганнатхи Мишры и матушки Шачи пришел Адвайта Госвами. Они сказали: "Здорово! К нам пришел старейший брахман нашей общины!" Они радушно приняли его, омыв его стопы и дав самую лучшую асану, которую смогли найти в своем бедном доме. Адвайта Госвами смотрел на матушку Шачи, смотрел и смотрел. Слезы лились из его глаз. Волосы на его теле встали дыбом. Дрожь пробегала по телу. Джаганнатха Мишра удивился: "Что случилось с Адвайтой? В чем дело? (смеется) Почему он так ведет себя? В чем дело?" Внезапно Адвайта встал и обошел вокруг матушки Шачи. Джаганнатха Мишра сказал: "Что ты делаешь? Мы же просто бедные брахманы. Не надо так делать! Ты смущаешь нас. Я не понимаю, зачем ты обходишь вокруг моей жены". Адвайта взял Джаганнатху Мишру за руку и сказал: "Не смущайся, когда-нибудь я отвечу на твой вопрос". Затем он ушел. А Джаганнатха Мишра спросил жену: "Почему он обошел вокруг тебя, матушка Шачи? Наверняка, это не из-за нас, а из-за твоего ребенка. Наверняка, это очень особый ребенок, так как такая великая душа, Адвайта Госвами, обошел вокруг тебя".

Когда прошло десять месяцев беременности (имеются в виду лунные месяцы - прим. Переводчика), пришло время, когда ребенок должен родиться, но никаких признаков на этот счет не было. Прошел одиннадцатый месяц, двенадцатый месяц, тринадцатый месяц! Они серьезно обеспокоились. Джаганнатха Мишра: "Три лишних месяца! Не случится ли чего-нибудь с моей женой? Не пострадает ли ребенок?" Было бы это на западе, сделали бы кесарево сечение, даже сейчас в Индии... Потом пришел Ниламбара Чакраварти, отец матушки Шачи, и стал проверять гороскоп. Он сказал: "Не волнуйтесь, он родится в благоприятный момент в месяц Пхалгуна".

Когда мы были на Навадвипа-парикраме, мы слышали, что все риту обсуждали, в какое время года придет Господь Чайтанья. Они говорили: "Нет, летом слишком жарко. Зимой слишком холодно. В сезон туманов слишком туманно. В сезон дождей слишком сыро. Осень не подходит: уже становится прохладно". Поэтому они решили, что весна - наилучшее время. Благодаря тому, что Господь Чайтанья явился весной, мы можем совершать Навадвипа-парикраму (Харибол!) не слишком жарко и не холодно. Кто в этом году был на Навадвипа-парикраме? Бхакти Бхринга Говинда Махарадж сказал мне, что он и Шиварама Махарадж кровью поклялись, что в следующем году они пойдут. Они всегда устраивают замечательные киртаны. Так что не пропустите следующего года.

Итак, наступил день Гаура Пурнимы. Так как было лунное затмение, все совершали омовение. В то время в Бенгалии кастовые брахманы говорили людям: не воспевайте святые имена, иначе как в Ганге. Во время затмения все вошли в воды Ганги, чтобы не поддаться дурному влиянию затмения. И когда они были в воде, что они делали? Они воспевали: Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе, Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе. Говинда! Кришна! Кришна! Говинда! Преданные, видя, что все воспевают, воскликнули: "Это лучший день нашей жизни! Все повторяют святые имена!"

Внешняя причина прихода Господа Чайтаньи - установить Юга-дхарму, воспевание святых имен. Поэтому во время Своего явления Он побудил всех повторять святое имя. Каждый повторял. Мусульмане, стоя в отдалении от воспевающих индусов, шутили: "Эй, посмотрите на этих людей, поющих Харибол, Харибол, Говинда, Говинда! (смеется) Что с ними случилось?" Так или иначе, повторяли все, хотя бы в шутку. И говорится, что на райских планетах все стали танцевать. Там была харинама. Как только Гаурахари родился, женщины встретили его явление звонким улудхвани. В бенгальском пандале немного опытнее делают это. Попытайтесь еще раз. Раз, два, три! (Все женщины пробуют.) MИВО [Маяпурский институт высшего образования] должен устроить бесплатный семинар. Очень хорошо, спасибо.

Гудели раковины. Адвайта и Харидас Тхакур находились в 30 км оттуда, в Шантипуре. Внезапно они вскочили и стали танцевать. Под предлогом лунного затмения Адвайта стал раздавать пожертвования. Он был так рад, он чувствовал себя как Нанда Махараджа, в доме которого явился Кришна. Адвайта раздавал пожертвования брахманам, беднякам и вообще каждому. Ниламбара Чакраварти Тхакур немедленно составил гороскоп по симха лагне и симха раши, двум знакам льва, царским знакам. Он сказал: "Это очень-очень особенное сочетание. Он будет царем брахманов. У Него будут выдающиеся качества, океан благоприятных качеств. Он будет неотличен от Нараяны, Он даст несравненное учение, чтобы заставить весь мир предаться. Он уничтожит демоническое влияние, освободит вселенную и даст всем любовь к Кришне". Он увидел благоприятные знаки на теле ребенка: три линии на ногах, три линии на шее, руки до колен. Даже будучи ребенком, Он был похож на маленького Кришну, только золотого цвета. Также он увидел в гороскопе, что ребенок примет санньясу, но он не сказал об этом родителям, так как они не были бы рады слышать это. Обычно у родителей другие планы.

Итак, Джаганнатха Мишра прикоснулся к стопам Ниламбары Чакраварти и поблагодарил его. Снаружи появились музыканты - зазвучали мриданги, шенаи, флейты, барабаны и другие музыкальные инструменты. Наступил большой праздник. Матушка Шачи увидела, что пришло много посетителей. На самом деле, все небожительницы приняли облик брамини и пришли увидеть малыша. Там были жены Брахмы, Шивы, Нрисимхадевы, Индры, Васиштхи, а также танцовщица Рамбха и другие прекрасные небожительницы. "Откуда пришли все эти прекрасные женщины? Кто они?" Все они приходили и благословляли ребенка: "Чирайу асту", - что значит "живи вечно". Шачи была так рада видеть, что все приходят и благословляют ее сына! Они все приходили и прикасались к лотосным стопам Шачи. Это было удивительно.

Поскольку затмение продолжалось, праздник длился всю ночь. Он проходил во всей вселенной, а не только на нашей планете. Киртан начался на Гандхарвалоке, Киннаралоке, Сиддхалоке. Вы даже не можете представить - у них есть ашта-сиддхи, они могут проявить двадцать рук с мридангами. Они могут практически все материальное. Так что, все небожители танцевали, переполненные экстатическими чувствами.

В Навадвипу пришло столько музыкальных групп! Они пели на разных языках. Люди не понимали даже, на каком языке они говорят. Это было непостижимо: столько людей из разных стран, из разных мест собралось в Навадвипе. Между тем, Чандрашекхара и Шриваса сказали Джаганнатхе Мишре: "Пришло время совершить ритуалы, благоприятные при рождении". Они провели ритуалы джата-кармы, разные ягьи и церемонии, призывающие благословения на ребенка. Затем Джаганнатха Мишра раздал пожертвования, как Нанда Махараджа. И что бы ему ни дарили, он обратно раздавал это брахманам, музыкантам и всем, кто бы ни пришел. Затем пришла Малини, жена Шриваса. Она нанесла куркуму, вермилион, ароматное масло, сандаловое масло, разбросала плавленый рис, кхои. Я не знаю, знаете ли вы, что такое плавленый рис? Его раздавали вчера вечером. Но сверху был гур - это был морки, плавленый рис. Без гура это блюдо на бенгали называется кхои, и считается очень благоприятным.

Как и здесь сейчас, там был большой праздник, посвященный явлению Господа Чайтаньи. И сегодня нам надо сохранить это счастливое впечатление о Господе Чайтанье в наших сердцах. Сегодня будет лунное затмение примерно с 2:50 и до восхода солнца. Я не знаю, может быть, кто-то собирается принять омовение в Ганге или повторять в храме. Это хорошее время для воспевания. Я слышал, пуджари сказал, что, когда восходит полная луна Господа Чайтаньи, храм не закрывается. Обычно в затмение храм надо закрыть, но когда появляется полная луна Господа Чайтаньи, этого делать не надо.

Гауранга! С Гаура Пурнимой!

 

ЕС Джаяпатака Свами, Шри Гаура Пурнима, 2006
 
 

Слухаємо Книги Прабгупади