
Экадаши-врата подразумевает полный пост, включая запрет на употребление воды. В течение ночи в экадаши желательно не спать.
Шрила Бхактивинод Тхакур в «Шри Джайва-дхарме» (часть II, глава 8) объясняет основные положения соблюдения экадаши. Так, за сутки до наступления экадаши нужно следовать принципу полового воздержания (целибату). Экадаши-врата подразумевает полный пост, включая запрет на употребление воды. В течение ночи в экадаши желательно не спать; преданный должен бодрствовать и совершать поклонение Господу Шри Хари, а затем рано утром в соответствующее время необходимо прервать пост (в течение 2,5 часов после восхода солнца в двадаши – следующий день за экадаши). Весь последующий день также необходимо хранить целибат. Таково правильное исполнение обета хари-васары.
Поскольку пост предполагает исключение из своего рациона не только пищи, но и воды (нирамбу), в день экадаши необходимо избегать употребления даже маха-прасада. Однако, если по причине слабого здоровья или вследствие каких-либо других обстоятельств, человек не способен полностью соблюдать хари-васара-врату с соответствии с вышеперечисленными принципами, священные писания предлагают альтернативные правила, в соответствии с которыми допускается прием в пищу ряда продуктов.
Вообще же говоря, пост означает полное воздержание от еды и питья, хотя можно выпить воду ачаманы и чаранамриту (только три капли). Тот, кто находит это невозможным, должен есть пищу, не содержащую зерна, один раз после полудня. Эта пища, называемая нактой, т. е. ужином, может состоять из корнеплодов (кроме свеклы), фруктов, воды, молочных продуктов, орехов, сахара и овощей (кроме грибов). В экадаши нужно стараться не пить и не есть больше одного раза. Согласно священным писаниям тот, кто полностью постится в экадаши, получит полное благо от соблюдения поста, тогда как тот, кто принимает в пищу накту – обретает половину возможного результата.
Шрила Бхактивинод Тхакур в «Шри Джайва-дхарме» (часть II, глава 8) объясняет основные положения соблюдения экадаши. Так, за сутки до наступления экадаши нужно следовать принципу полового воздержания (целибату). Экадаши-врата подразумевает полный пост, включая запрет на употребление воды. В течение ночи в экадаши желательно не спать; преданный должен бодрствовать и совершать поклонение Господу Шри Хари, а затем рано утром в соответствующее время необходимо прервать пост (в течение 2,5 часов после восхода солнца в двадаши – следующий день за экадаши). Весь последующий день также необходимо хранить целибат. Таково правильное исполнение обета хари-васары.
Поскольку пост предполагает исключение из своего рациона не только пищи, но и воды (нирамбу), в день экадаши необходимо избегать употребления даже маха-прасада. Однако, если по причине слабого здоровья или вследствие каких-либо других обстоятельств, человек не способен полностью соблюдать хари-васара-врату с соответствии с вышеперечисленными принципами, священные писания предлагают альтернативные правила, в соответствии с которыми допускается прием в пищу ряда продуктов.
Вообще же говоря, пост означает полное воздержание от еды и питья, хотя можно выпить воду ачаманы и чаранамриту (только три капли). Тот, кто находит это невозможным, должен есть пищу, не содержащую зерна, один раз после полудня. Эта пища, называемая нактой, т. е. ужином, может состоять из корнеплодов (кроме свеклы), фруктов, воды, молочных продуктов, орехов, сахара и овощей (кроме грибов). В экадаши нужно стараться не пить и не есть больше одного раза. Согласно священным писаниям тот, кто полностью постится в экадаши, получит полное благо от соблюдения поста, тогда как тот, кто принимает в пищу накту – обретает половину возможного результата.
Кроме того, необходимо избегать: сна днем; натирания тела маслом; жевания орехов бетеля; прикосновений к женщине в период менструации. Также не следует прикасаться к чандалам (людям грубого материалистического сознания) и пьяницам; бриться; есть из бронзовой посуды. Тот, кто не постится в этот день, должен кроме зерновых и бобовых избегать следующих продуктов: шпината, меда, баклажанов, асафетиды и морской соли (поваренная соль допустима). Нужно избегать приема пищи в чужих домах. Прием гомеопатических лекарств больными в этот святой день разрешается.
Тот, кто совершенно не может поститься в экадаши из-за серьезной болезни или преклонного возраста, должен найти возвышенную личность и жертвовать ей что-нибудь в этот день. Однако для вайшнавов предписание делать пожертвование в экадаши означает, что в этот день они должны приложить особые усилия для проповеди людям духовного знания, славы преданного служения Богу. Другой важной практикой является слушание и чтение о славе экадаши. Кроме того, в экадаши важно воспевать как можно больше Святое Имя Господа и посвятить все время служению Божествам, духовному учителю и преданным Господа.
Если экадаши случайно пропущен, можно соблюдать его на следующий день, двадаши, и прервать пост на трайодаши, тринадцатый день после новолуния или полнолуния. В ведических писаниях сказано: «Если искрений человек, стремящийся достичь обители Всевышнего, забыл об экадаши, он может соблюдать его в двадаши».
Согласно писаниям, каждый старше пяти лет должен соблюдать пост в экадаши. Каждый ачарья, духовный наставник, советует всем искренне и строго соблюдать экадаши, чтобы достичь высшего совершенства в духовной жизни. Но для замужних женщин существует особое наставление: «Жена при живом муже должна просить его позволения соблюдать пост. Пренебрегая этим, она сокращает свою жизнь и попадает в ад».
Отрывок из «Джайва-дхармы» Шрилы Бхактивинода Тхакура
Виджая Кумар: Что значит соблюдать пост в экадаши, Джанмаштами и другие дни, связанные с прославлением Господа Хари?
Бабаджи: Хари-васара – это чистый (шуддха) экадаши. Садхака [ученик, следующий пути регулируемой духовной практики] должен соблюдать пост только в шуддха-экадаши, но не в виддха (смешанный) экадаши. В тех случаях, когда двадаши совпадает с маха-двадаши, необходимо соблюдать пост в этот день, вместо идущего перед ним экадаши. За сутки до наступления экадаши нужно следовать принципу полового воздержания (целибат). Экадаши-врата подразумевает полный пост, включая запрет на употребление воды. В течение всей ночи после поста нельзя спать; преданный должен бодрствовать и совершать бхаджан (поклонение) Господу Шри Хари, а затем рано утром в соответствующее время прервать пост. Весь последующий день также нужно хранить целомудрие. Таково правильное исполнение обета хари-васары. Поскольку этот пост предполагает исключение из своего рациона не только пищи, но и воды (нирамбу), в день экадаши необходимо избегать даже маха-прасада. Если по причине слабого здоровья или вследствие других обстоятельств человек не способен соблюдать хари-васара-врату в соответствии с вышеперечисленными принципами, священные писания предлагают альтернативные (анукалпа) правила, при которых допускается принятие в пищу определенных продуктов. Кроме того, в «Хари-бхакти-виласе» (12.34) говорится, что неспособный соблюдать пост может попросить другого человека сделать это от его имени:
упавасетвашактасйа ахитагнератхапи ва
путран ва курайеданйан брахманан вапи карайет
«Если сагника-брахман не способен исполнить все требования враты, от его имени могут сделать это брахманы или его сыновья».
В «Хари-бхакти-виласе» (12.39) и «Вайю-пуране» говорится:
нактам хавишйанна маноданам ва
пхалам тилах кширам атхамбу чаджйам
йат панча гавйам йади вапи вайух
прашастам атроттарам уттаран ча
«Вечером вместо зерновой пищи человек может принять хавишьянну, которая включает в себя такие продукты, как фрукты, семена кунжута, молоко, воду, гхи (топленое масло), панча-гавью или воздух. В этом списке каждый последующий ингредиент лучше, чем предыдущий».
В соответствии с «Махабхаратой» (Удьога-парва):
аштаитанйа вратагхнани апо мулам пхалам пайах
хавир брахмана камйа ча гурор вачанам аушадхам
«Следующие восемь не нарушают поста: вода, коренья, фрукты, молоко, гхи, желание брахмана, указание гуру, лечебные травы или лекарства».
Когда пропущен пост Экадаши и когда Маха-двадаши
Экадаши-врата бывает два раза в Лунный месяц. «Сутки» (здесь имеется в виду как минимум 25 часов и 36-40 минут) собственно Экадаши-поста соответствуют 11/12 или иногда, по астрономическим расчётам, 12/13 Лунным суткам после каждого полноЛуния и новоЛуния.
В некоторых случаях такие 11/12 и 12/13 Лунные сутки соответствуют одним и тем же Солнечным суткам. В таком случае, когда ЭКАДАШИ и ДВАДАШИ совпадают в одни «сутки», ПОСТ может называться: «Маха-двадаши» или же просто «Экадаши». Такой случай совпадения - особо ценен для соблюдения поста.
Дату Экадаши-поста надо бы соотносить по месту пребывания. Например, для города Калькутта один Экадаши в году приходится на другие сутки, нежели для города Бомбей. Если расчёты ошибочны, то нежели чем на сутки раньше, лучше соблюсти на сутки позже. Т.е. если пост Экадаши нарушен, то, считается предусмотренным, что можно поститься в последующие сутки, как если бы врата оказалась смещена в будущее. Однако, в случае пропуска Маха-двадаши соблюдать позже уже нет смысла.
Тот, кто совершенно не может поститься в экадаши из-за серьезной болезни или преклонного возраста, должен найти возвышенную личность и жертвовать ей что-нибудь в этот день. Однако для вайшнавов предписание делать пожертвование в экадаши означает, что в этот день они должны приложить особые усилия для проповеди людям духовного знания, славы преданного служения Богу. Другой важной практикой является слушание и чтение о славе экадаши. Кроме того, в экадаши важно воспевать как можно больше Святое Имя Господа и посвятить все время служению Божествам, духовному учителю и преданным Господа.
Если экадаши случайно пропущен, можно соблюдать его на следующий день, двадаши, и прервать пост на трайодаши, тринадцатый день после новолуния или полнолуния. В ведических писаниях сказано: «Если искрений человек, стремящийся достичь обители Всевышнего, забыл об экадаши, он может соблюдать его в двадаши».
Согласно писаниям, каждый старше пяти лет должен соблюдать пост в экадаши. Каждый ачарья, духовный наставник, советует всем искренне и строго соблюдать экадаши, чтобы достичь высшего совершенства в духовной жизни. Но для замужних женщин существует особое наставление: «Жена при живом муже должна просить его позволения соблюдать пост. Пренебрегая этим, она сокращает свою жизнь и попадает в ад».
Отрывок из «Джайва-дхармы» Шрилы Бхактивинода Тхакура
Виджая Кумар: Что значит соблюдать пост в экадаши, Джанмаштами и другие дни, связанные с прославлением Господа Хари?
Бабаджи: Хари-васара – это чистый (шуддха) экадаши. Садхака [ученик, следующий пути регулируемой духовной практики] должен соблюдать пост только в шуддха-экадаши, но не в виддха (смешанный) экадаши. В тех случаях, когда двадаши совпадает с маха-двадаши, необходимо соблюдать пост в этот день, вместо идущего перед ним экадаши. За сутки до наступления экадаши нужно следовать принципу полового воздержания (целибат). Экадаши-врата подразумевает полный пост, включая запрет на употребление воды. В течение всей ночи после поста нельзя спать; преданный должен бодрствовать и совершать бхаджан (поклонение) Господу Шри Хари, а затем рано утром в соответствующее время прервать пост. Весь последующий день также нужно хранить целомудрие. Таково правильное исполнение обета хари-васары. Поскольку этот пост предполагает исключение из своего рациона не только пищи, но и воды (нирамбу), в день экадаши необходимо избегать даже маха-прасада. Если по причине слабого здоровья или вследствие других обстоятельств человек не способен соблюдать хари-васара-врату в соответствии с вышеперечисленными принципами, священные писания предлагают альтернативные (анукалпа) правила, при которых допускается принятие в пищу определенных продуктов. Кроме того, в «Хари-бхакти-виласе» (12.34) говорится, что неспособный соблюдать пост может попросить другого человека сделать это от его имени:
упавасетвашактасйа ахитагнератхапи ва
путран ва курайеданйан брахманан вапи карайет
«Если сагника-брахман не способен исполнить все требования враты, от его имени могут сделать это брахманы или его сыновья».
В «Хари-бхакти-виласе» (12.39) и «Вайю-пуране» говорится:
нактам хавишйанна маноданам ва
пхалам тилах кширам атхамбу чаджйам
йат панча гавйам йади вапи вайух
прашастам атроттарам уттаран ча
«Вечером вместо зерновой пищи человек может принять хавишьянну, которая включает в себя такие продукты, как фрукты, семена кунжута, молоко, воду, гхи (топленое масло), панча-гавью или воздух. В этом списке каждый последующий ингредиент лучше, чем предыдущий».
В соответствии с «Махабхаратой» (Удьога-парва):
аштаитанйа вратагхнани апо мулам пхалам пайах
хавир брахмана камйа ча гурор вачанам аушадхам
«Следующие восемь не нарушают поста: вода, коренья, фрукты, молоко, гхи, желание брахмана, указание гуру, лечебные травы или лекарства».
Когда пропущен пост Экадаши и когда Маха-двадаши
Экадаши-врата бывает два раза в Лунный месяц. «Сутки» (здесь имеется в виду как минимум 25 часов и 36-40 минут) собственно Экадаши-поста соответствуют 11/12 или иногда, по астрономическим расчётам, 12/13 Лунным суткам после каждого полноЛуния и новоЛуния.
В некоторых случаях такие 11/12 и 12/13 Лунные сутки соответствуют одним и тем же Солнечным суткам. В таком случае, когда ЭКАДАШИ и ДВАДАШИ совпадают в одни «сутки», ПОСТ может называться: «Маха-двадаши» или же просто «Экадаши». Такой случай совпадения - особо ценен для соблюдения поста.
Дату Экадаши-поста надо бы соотносить по месту пребывания. Например, для города Калькутта один Экадаши в году приходится на другие сутки, нежели для города Бомбей. Если расчёты ошибочны, то нежели чем на сутки раньше, лучше соблюсти на сутки позже. Т.е. если пост Экадаши нарушен, то, считается предусмотренным, что можно поститься в последующие сутки, как если бы врата оказалась смещена в будущее. Однако, в случае пропуска Маха-двадаши соблюдать позже уже нет смысла.