Вайшнава-апарадха
Нам следует проявлять осторожность и избегать оскорблений кого бы то ни было, особенно - вайшнавов. Вайшнав старается не наносить никому вреда своими поступками и словами. Естественная реакция обиженного человека - наказать обидчика. Но это - реакция того, кто находится во власти низшей гуны природы. Вайшнав же стойко переносит любые невзгоды.
Жить с другими вайшнавами - огромное благословение, поскольку общение с вайшнавами бесценно. С другой стороны, общение с вайшнавами может оказаться для нас губительным, если мы будем допускать оскорбления в их адрес. Следует понимать, что жизнь в храме требует особой осторожности во взаимоотношениях.
Шрила Прабхупада неоднократно говорил ученикам, что он очень недоволен, когда они позволяют себе критиковать друг друга и ссориться, особенно в его присутствии. Он говорил: "Это очень плохо. Все дороги Кришне... все, кто служат Ему. Мы должны быть осторожными и не причинять им никакого вреда - ни в материальном, ни в духовном отношении".
Молитесь за других
Преданный способен благословлять других. По словам Шрилы Прабхупады, преданные обладают особой силой. Поэтому, когда они молятся Кришне: "Кришна, пожалуйста, благослови этого человека, чтобы он мог очиститься и стать Твоим преданным", Кришна слышит эти молитвы.
Однажды, напутствуя группу санкиртаны, Шрила Прабхупада попросил присутствовавших при этом санньяси: "Пожалуйста, благословите этих преданных. Они едут распространять книги в Восточной Европе и Советском Союзе. Там очень опасно. Если вы благословите их, они смогут добиться успеха, поскольку Кришна услышит ваши молитвы!"
кршна-варнам твишакршнам
сангопангастра-паршадам
йаджнаих санкиртана-прайаир
йаджанти хи сумедхасах
Комментарий Шрилы Прабхупады: Это стих из "Шримад-Бхагаватам" (11.5.32). Шрила Джива Госвами, объясняя его в "Крама-сандарбхе" - своем комментарии к "Шримад-Бхагаватам", - говорит, что иногда Кришна предстает златокожим. Златокожий Господь Кришна - это и есть Господь Чайтанья, почитаемый разумными людьми нашей эпохи. Подтверждение этому можно найти в "Шримад-Бхагаватам", в словах Гарги Муни, который говорит, что, хотя Кришна родился темнокожим, в другие эпохи Его тело бывает красным, белым или желтым. Его воплощения белого и красного цветов приходили в эпохи Сатья и Трета. А золотисто-желтый цвет тела Господь явил в облике Шри Чайтаньи Махапрабху, прославившегося под именем Гауры Хари.
Шрила Джива Госвами поясняет, что выражение кришна-варнам указывает на Шри Кришну Чайтанью. Кришна-варна и Кришна Чайтанья - синонимы. Имя "Кришна" в одинаковой степени относится и к Шри Кришне, и к Господу Чайтанье. Хотя Господь Шри Чайтанья Махапрабху - Верховная Личность Бога, Он непрестанно говорит о Кришне и испытывает духовное блаженство, когда воспевает и вспоминает Его имя и облик. Сам Кришна явился в образе Господа Чайтаньи, чтобы донести до людей высшую религию любви.
Эта песня была сочинена Шрилой Джаяпатака Свами, как подношение Шриле Прабхупаде.
Её можно петь на мотив Шри Гуру ванданы Шрилы Нароттамы даса Тхакура
Стих 1
прабхупада-чарана-ашрайа, шуддха-бхакти-бхаводайа
пранамами-шарана лайе
бхакта-гоштхи джохар дехо, сарва-джива-ашрай гехо,
гаурангер пас амаро ниджайе
Божественные лотосные стопы Его Божественной милости Шрилы А.Ч. Бхактиведанты Свами Прабхупады дают прибежище обусловленным душам этого материального мира. Прибежище Его лотосных стоп пробуждает всеблагое, чистое преданное служение. Я смиренно предлагаю мои распростертые поклоны лотосным стопам Шрилы Прабхупады и посвящаю свою жизнь Его служению.
Трансцендентное тело Шрилы Прабхупады является олицетворением общества чистых преданных (т.е. ИССКОН, международное общество Сознания Кришны). Таким образом, Его божественная милость создал дом, в котором все обусловленные души материального мира обретают духовное прибежище. Пожалуйста, Шрила Прабхупада, возьми нас так же с собой, чтобы мы могли вечно служить Золотой Аватаре, Шри-Кришне-Чайтанйе Махапрабху, где бы Он или Его движение не находилось.
- Что значит «полностью удовлетворить духовного учителя»? (лекция по ШБ 4.28.24, Нижний Новгород, 26.01.98)
- Это зависит от духовного учителя. Кого-то легко удовлетворить, а для кого-то нужно постараться. Когда вы выполнили все наставления духовного учителя, он может одарить вас благословением. Или вы исполняете свое служение настолько примерным образом, что оно привлекает его внимание, тогда он может одарить вас благословениями.
- В комментарии к стиху тад-виддхи-пранипатена Шрила Прабхупада говорит, что секрет успеха в духовной жизни заключается в том, чтобы удовлетворить духовного учителя. Как это сделать? (лекция по ШБ 11.5.36-37 Челябинск 3.10.02)
- Как правило, это можно сделать, выполняя наставления своего духовного учителя. Можно помогать ему распространять сознание Кришны. Мы часто спрашивали Прабхупаду, как можно доставить ему удовольствие, и он говорил, что это очень просто: нужно самому быть в сознании Кришны и помогать быть в сознании Кришны другим.
- Вы говорили, что по милости духовного учителя путь к Богу становится очень легким. А если мы чувствуем, что этот путь очень труден для нас, означает ли это, что мы не можем полностью предаться наставлениям духовного учителя? (лекция по ШБ 4.28.24, Нижний Новгород, 26.01.98)
- Иногда мы можем не спрашивать духовного учителя как избавиться от проблем, которые стоят на нашем пути. Или мы должным образом не следуем наставлениям духовного учителя. К нам могут приходить разные испытания, но если мы следуем наставлениям духовного учителя, мы сможем с легкостью преодолеть их. Как, например, Бхарата Махарадж - он сбился с пути, и это привело его к рождению в теле оленя. Он не спросил разрешения у своего духовного учителя, должен ли он гладить этого олененка и привязываться к нему. Если в нашей жизни нам приходится принимать какие-то серьезные, кардинальные решения, мы обязательно должны посоветоваться с духовным учителем.
Преданные всегда сдержанны, независимо в нищете ли они или в богатстве. Они сдержанны и всегда ставят Кришну на первое место в своей жизни. Теперь во всем мире... как известно... экономические трудности, но это не так ужасно, как то, что много людей безжалостно убивают в террористических атаках. Такое положение вещей может вогнать в депрессию и беспокойство за будущее. Но есть ли трудности, или все хорошо, мы должны выполнять свой долг, мы должны правильно заниматься преданным служением Кришне.
ЕС Джаяпатака Свами, лекция по Бхагавад Гите 2.14, 1 ноября 2005 года, Атланта, США.
(Поет Джая Радха Мадхава и ом намо бхагавате васудевая, затем читает молитвы мангалачарана.)
дхатте гариштха-чаранарчанайа нишатам
джнанасим ачйута-бало дадхад аста-шатрух
свананда-тушта упашанта идам виджахйат
Перевод Его Божественной Милости Абхая Чарана Бхактиведанты Свами Прабхупады (Прабхупада ки джай! Прабхупада ки джай! Прабхупада ки джай!): "До тех пор, пока у человека остается материальное тело со всеми его принадлежностями, тело, которое не вполне подчиняется ему, человеку следует крепко держаться за лотосные стопы своих старших, а именно духовного учителя и его предшественников. По их милости он сможет заточить меч знания, чтобы потом, применив силу, дарованную Верховной Личностью Бога, победить перечисленных врагов. Действуя таким образом, преданный сможет погрузиться в собственное трансцендентное блаженство и покинуть материальное тело, возродив свою духовную природу".
(Мы должны погрузиться в собственное трансцендентное блаженство, покинуть тело и по милости духовного учителя и предшествующих гуру возродить нашу духовную природу).
Как выбрать духовного учителя?
Бывает, что человек имеет веру в более чем одного гуру и потому ему трудно сделать окончательный выбор. Принципы, о которых я здесь напишу, скорее предназначены для тех, кто разобрался кто такой истинный духовный учитель, знаком с несколькими учителями, но не может решить от кого из них принять дикшу.
Нужно помолиться Шриле Прабхупаде, Господу Чайтанье и Господу Нитьянанде, Господу Кришне и Господу Балараме, прося Их о благословении и просветлении, чтобы понять, кого принять шикша-гуру, а кого - как дикша-гуру. Также нужно обратиться к следующим критериям, чтобы лучше понять свое внутреннее состояние, и принять решение.
Вот критерии, по которым можно узнать, является ли тот или иной духовный учитель вашим:
шримате бхактиведанта-свамин ити намине
шри-адвайта гададхара шривасади-гаура-бхакта-вринда
Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе Харе
Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе
Хари ом тат сат. По случаю Вашей Вьяса-пуджи я хочу предложить Вам скромное подношение. Боюсь, что оно не будет приятным для Вас. Я могу предложить не так много, потому что в октябре 2008 года у меня был инсульт в области ствола головного мозга. Местный врач сказал, что мои шансы на выживание были небольшими, и что если я выживу, то буду парализован. Но по Вашей беспричинной милости и милости Господа Кришны я пережил удар и избежал паралича.
Сейчас я нахожусь в Южной Индии, в больнице Арйа-видйа, прохожу терапию и стараюсь выздороветь. Сразу после пережитого удара я почти два месяца провёл в больнице Хиндуджа. Затем я проходил физиотерапию и трудовую терапию в больнице Бхактиведанты. Я очень признателен членам ДжиБиСи, которые молились о том, чтобы я выжил и продолжил служение им и Вашей Божественной Милости. Я особенно признателен Его Святейшеству Бхакти Чару Свами, Его Святейшеству Гопал Кришне Госвами, Его Святейшеству Кавичандре Свами и Его Святейшеству Радханатхе Свами, и особенно тем, кто был в больнице и вдохновлял меня в моём служении Вам и моей борьбе за жизнь. Его Святейшество Радханатха Свами попросил четыре тысячи своих учеников во время Вриндавана ятры молиться за меня.
Я также признателен преданным по всему миру, которые молились за меня. Я был спасён, хоть и был мошенником. Как бы то ни было, мне дали ещё один шанс. Я надеюсь, что смогу полностью восстановиться, чтобы быть полностью занятым преданным служением Вам. Возможно, я что-то сделал верно, потому что хоть я и мошенник, мне дали шанс жить и продолжать служение Вашей Божественной Милости. Я слышал, что после Вашего удара в 1967 году Вы принимали лечение массажем, поэтому я также принимаю его. Я начал проходить его в больнице Бхактиведанта, и делаю это вплоть до настоящего момента в Южной Индии, в аюрведическом чикитасалайам. Надеюсь, это поможет мне восстановиться.