Е.С. Гопал Кришна Госвами — Предайтесь, предайтесь

ЕС Гопал Кришны Госвами, Предайтесь, предайтесьШримад-Бхагаватам 5.11.2:

татхаива раджанн уру-гархамедха-
витана-видйору-виджрмбхитешу
на веда-ведешу хи таттва-вадах
прайена шуддхо ну чакасти садхух

Дорогой царь, разговоры об отношениях слуги и господина, царя и подданных и т.п. попросту относятся к материальной деятельности. Люди, проявляющие интерес к материальным действиям, подробно описанным в Ведах, склонны совершать материальную деятельность. Такие люди, разумеется, не могут видеть проявлений духовного развития.

Комментарий Шрилы Прабхупады. В этом стихе особенно важны два слова веда-вада и таттва-вада. Согласно "Бхагавад-гите", тех, кто просто привязан к Ведам, не понимая цели Вед, или Веданта-сутры, называют веда-вада-ратах.

йам имам пушпитам вачам
правадантй авипашчитах
веда-вада-ратах партха
нанйад астити вадинах

каматманах сварга пара
джанма-карма-пхала-прадам
крийа-вишеша-бахулам
бхогаишварйа-гатим прати

"Тех, чьи познания слишком ограничены, очень привлекают цветистые слова Вед, предлагающие совершать различные кармические действия ради вознесения на райские планеты, высокого рождения, обретения могущества и т.п. Стремясь к чувственному удовлетворению и богатой жизни, они говорят, что нет ничего превыше этого" (Бг.2.42-43).

Последователи Вед из числа веда-вада, как правило, склонны к карма-канде, совершению жертвоприношений в соответствии с ведическими указаниями. Благодаря этому они переносятся на более высокие планетные системы. Обычно они следуют системе Чатурмасьи.

Е.С. Гопал Кришна Госвами — Истинное счастье

ЕС Гопал Кришна Госвами, Истинное счастьеЯ хочу передать всем вам очень короткое послание. Это наставление из Шримад Бхагаватам, 1.2.14, это очень известная шлока. Вы наверняка слышали это и раньше. На санскрите это звучит так:

тасмад экена манаса
бхагаван сатватам патих
шротавьях киртитавьяш ча
дхйеях пуджаш ча нитьяда

Перевод этого стиха такой: "Поэтому нужно, сосредоточив все свое внимание, постоянно слушать повествования о Личности Бога, прославлять, помнить Его и поклоняться Ему – защитнику преданных".

Это наставление дает Шрила Сута Госвами. Шримад Бхагаватам был поведан Шрилой Шукадевой Госвами, и когда он рассказывал Шримад Бхагаватам, его слушали многие святые и одним из тех, кто был там, был Сута Госвами. Когда мудрецы из Наимишараньи попросили Суту Госвами наставлять их, чтобы это принесло благо людям в век Кали, Сута Госвами повторил послание Шримад Бхагаватам, которое он услышал от Шукадевы Госвами. Тех, кто может запомнить что-то, услышав всего один раз, называют на санскрите шрутидхарой. Это послание Суты Госвами в этой шлоке предназначено для всех преданных.

Некоторые преданные – в брахмачари ашраме, некоторые – в грихастха ашраме, некоторые – в ванапрастха ашарме, а некоторые – в санньяса-ашраме. Итак, мы можем быть в любом из этих четырех ашрамов, но наша главная цель жизни должна быть – любовь к Богу. Метод обретения любви к Богу описан в этой шлоке.

Часто мы думаем, мы – в грихастха-ашраме, поэтому нам не нужно следовать этим наставлениям. Но наставления писаний предназначены для всего общества и особенно для преданных, которые должны пытаться следовать этим наставлениям.

Е.С. Гопал Кришна Госвами — Лекция по Шримад-Бхагаватам 7.9.40

ЕС Гопал Кришна Госвами, Лекция по Шримад-Бхагаватам 7.9.40джихвайкато ‘чйута викаршати мавитрипта
шишно ‘нйатас тваг-ударам шраванам куташчит
гхрано ‘нйаташ чапала-дрик ква ча карма-шактир
бахвйах сапатнйа ива геха-патим лунанти

«Мой дорогой Господь! О непогрешимый! Я подобен человеку, у которого много жен, каждая из которых старается привлечь его к себе. Например, язык тянется к вкусным яствам, половые органы – к общению с привлекательной женщиной, а чувство осязания – к ощущению чего-то мягкого. Желудок, хотя и полон, все равно хочет есть больше, а уши, не пытаясь слушать о Тебе, обычно тянутся к песням из кинофильмов. Чувство осязания тянет в свою сторону, беспокойные глаза тянутся к сценам чувственных наслаждений, а органы действий тянут в свою сторону. Поэтому стыд мне и позор!»

Комментарий Шрилы Прабхупады:
Человеческая жизнь предназначена для осознания Бога, но этот метод, начинающийся со шраванам-киртанам вишнох – слушания и воспевания святого имени Господа – будет прерываться до тех пор, пока наши чувства тянутся к материальному. Поэтому преданное служение означает очищение чувств. В обусловленном состоянии наши чувства покрыты материальными чувственными наслаждениями, и до тех пор, пока человек не научится очищать чувства, он не сможет стать преданным. Поэтому в нашем движении сознания Кришны мы с самого начала советуем ограничить деятельность чувств, в особенности языка, который Шрила Бхактивинод Тхакур называет чрезвычайно жадным и непокорным. Чтобы остановить побуждения языка, священные писания рекомендуют избегать мяса и других подобных несъедобных вещей, а также не позволять языку тянуться к алкоголю и табаку. Непозволительны даже чай и кофе.

Подобным образом, половые органы необходимо удерживать от недозволенных половых отношений. Без подобных ограничений деятельности органов чувств невозможно продвигаться в сознании Кришны. Единственный метод обуздания чувств – это воспевать и слушать святое имя Господа. Иначе человек всегда будет возбужден, подобно тому, как семейного человека, имеющего несколько жен, будет тянуть на чувственные наслаждения с ними.

Е.С. Гопал Кришна Госвами — Как избавиться от печали

ЕС Гопал Кришна Госвами, Как избавиться от печалиПричина, по которой люди принимают сознание Кришны, - это то, что философия очень практична у нас. Все вы выглядите очень интеллектуальными. И, разумеется, вы бы не пришли сюда, если бы вас что-то не привлекало в этой программе. Проблема современной цивилизации в том, что люди не знают истинного пути обретения счастья.

Когда мы сюда ехали, мы видели по дороге много кинотеатров. На одном из плакатов был изображен Брюс Ли. На вывесках других кинотеатров были приглашения: "Приходите к нам в кинотеатр!" Мне также сказали, что в вашей стране много кинотеатров. Почему люди идут в кино? Мы все знаем: чтобы развлечься. Хотя все они ищут развлечений потому, что они ищут счастья.

У Бога много качеств. Одно из качеств Бога - то, что Он вечен. Он полон блаженства. И Он полон знания. И, если Господь полон счастья, значит мы, Его неотъемлемые части, также должны иметь счастье. Если мой отец - миллионер, то, по крайней мере, у меня будет часть его денег. И почему, если мы должны быть счастливы, мы не испытываем счастья? Кто-то из вас может возразить: "Да, в настоящее время мы несчастливы, но пройдет время, что-то изменится, и мы обретем счастье".
 
Прошлый месяц я провел в Америке и Канаде, там тоже люди жаловались, никто не был счастлив. В материальном мире, куда бы вы ни отправились, вы везде увидите несчастных. Независимо от того, какие усилия вы прилагаете, материальная природа не позволит вам ощутить истинного счастья. Каким бы хорошим пловцом вы ни были, вы не построите дом в реке. Вы можете быть хорошим пловцом, плавать часами, но все равно вы не пожелаете жить в воде. Точно так же, материальный мир - это не наша родная среда обитания.

Е.С. Гопал Кришна Госвами — Лекция по Шримад-Бхагаватам 5.11.1

ЕС Гопал Кришна Госвами, Лекция по Шримад-Бхагаватам 5.11.1брахмана увача
ако-видах ковида-вада-вадан вадасй атхо нато-видам вариштхах на
сурайо хи вйавахарам енам таттвавамаршена сахамананти

Брахман Джада Бхарата сказал: Дорогой царь, не имея никакого опыта, ты пытаешься говорить , как очень искушенные люди. Это показывает, что сам ты человек совсем не искушенный. Тот, кто действительно обладает опытом, не станет, как ты, говорить об отношениях господина и слуги или о материальной боли и удовольствии. Все это просто внешняя деятельность, и ни один искушенный, продвинутый человек, думающий об Абсолютной Истине, не будет вести таких речей.

Комментарий Шрилы Прабхупады:

Подобной же критике подверг Арджуну Кришна. Ашочайан анвачошас твам прагйавадамш ча бхашасе: "Ведя ученые речи, ты скорбишь о том, что недостойно сожаления. "(Бг. 2. 11). Так и 99. 9 процента людей пытаются выступать в роли искушенных советчиков, но, на самом деле, не обладают духовным знанием и потому подобны детям, которые не имеют жизненного опыта и говорят бессмысленные вещи. Так что не следует придавать их словам какое-либо значение. Нужно получать знания от Кришны или от его преданного. Если чьи-либо слова основаны на этом опыте, т. е. на духовном знании, тогда они обладают ценностью. Современный мир полон глупцов. "Бхагавад-гита" называет таких людей мудхами. Они пытаются управлять человеческим обществом, но из-за того, что у них нет духовного знания, весь мир находится в хаотическом состоянии. Чтобы вырваться из этих жалких условий, необходимо обрести сознание Кришны и учиться у возвышенной личности, подобной Джаде Бхарате, Господу Кришне и Капиладеве. Только таким путем можно решить проблемы материальной жизни.

Лекция ЕС Гопал Кришны Госвами:

Этот стих произнес Джада Бхарата, обращаясь к царю Рахугане, который был очень могущественным царем. В своей предыдущей жизни Джада Бхарата был очень возвышенным преданным Господа, царем Бхаратой. Он был старшим из ста братьев, которые были сыновьями Господа Ришабхадевы, инкарнации Господа. Слово"ришаб" означает "лучший". Господь Ришабхадева был воплощением Верховной Личности Бога, и мы читаем об Его играх в пятой песне. Когда сыновья Господа Ришабхадевы выросли, Он удалился от управления государством и доверил его Своему старшему сыну, Бхарате.

Лекция Шрилы Гопал Кришны Госвами — В чем состоит долг ученика?

Лекция Шрилы Гопал Кришны Госвами на Вьяса-пудже, 2008Итак, сегодня я прочитаю вам из Шримад Бхагаватам 11.10.6. В этой шлоке Господь Шри Кришна говорит Уддхаваджи, в чем состоит долг ученика.

Сегодня проводится церемония Вьяса-пуджи и оказывается почтение Гуру, и как сказал Макхан Лал Прабху, если посторонний человек увидит эту церемонию, он может сказать, что Гуру выражают чрезмерное почтение, и он может задасться вопросом, почему это они проводят Вьяса-пуджу с такой пышностью? Шрила Прабхупада учил нас в этой связи, что Вьяса-пуджу празднуют, потому что Гуру Махарадж – это представитель Вьясадевы и он передает послание Шрилы Вьясадевы, и в этой связи Шрила Рупа Госвами говорит о тех качествах, которыми должен обладать Гуру :

вачо вегам манасах кродха-вегам
джихва-вегам ударопастха-вегам
этан веган йо вишахета дхирах
сарвам апимам пртхивим са шишйат

Гуру должен обладать контролем над умом и разумом и он должен получить знание (шикшу) из Гуру парампары и его поведение всегда должно основываться на наставлениях писаний.

В нашем ИСККОН есть много духовных учителей, многие преданные служат в роли Гуру. Это служение, потому что для того, чтобы продолжать парампару, также требуются Гуру. Иногда бывают разные несчастные случаи, но это не означает, что процесс Парампары не должен продолжаться. В ИСККОН есть много строгих правил. Как вы знаете, есть строгие правила относительно инициации, и также есть много строгих правил касающихся принятия ответственности духовного учителя, также есть строгие правила относительно принятия санньясы. Поскольку Шрила Прабхупада хотел, чтобы все мы стали чистыми преданными, нам нужно чем-то пожертвовать, чтобы стать чистыми преданными. И в этой шлоке Господь Шри Кришна говорит Уддхаве:

Е.С. Гопал Кришна Госвами — Первый приезд в СССР

ЕС Гопал Кришна Госвами, Первый приезд в СССРВоспоминания о первом приезде в бывший Советский Союз в 1976 году (прочитано в Индии на даршане, 1996 год).

Из Советского Союза пришло письмо в Бобмейское Би-Би-Ти, и там они написали, что "мы заинтересованы тем, чтобы купить у вас книги. Вышлите нам свой каталог, пожалуйста". В то время был преданный, его звали Джаята, из Канады. Он был менеджером, работал под моим непосредственным руководством, и занимался повседневными делами. Он дал мне это письмо и сказал: "Смотрите, вот письмо из Советского Союза. Они хотят наши книги". И мы очень обрадовались, потому что в то время там был строжайший коммунизм. Мы выслали наш каталог Би-Би-Ти. По-моему, это было в январе 1976 года, двадцать лет назад. В марте 1976 года я приехал в Майапур на совещание Джи-Би-Си и на Гаура-Пурниму. В те времена был настоящий коммунизм. Прабхупада изо всех сил пытался проникнуть в Советский Союз. И какие бы пути ни были, он хотел их использовать.

Когда я приехал в Майапур, я сказал Прабхупаде, что мы получили запрос от Советского Союза, и выслали им каталог. В то время, да и сейчас, Индия и Советский Союз были очень близкими деловыми партнерами. И с политической точки зрения они тоже были хорошими друзьями. Когда я сказал Прабхупаде о письме, он обрадовался, но ничего тогда не получилось. Затем, недели через две, Прабхупада вызвал меня где-то в 6-30 утра. Я не помню точно во сколько, но это было утром. Прабхупада вызывал нас в самое невообразимое время, иногда даже в 12 часов ночи. Потому что Прабхупада работал 24 часа в сутки. В то время там был еще один мой коллега Тамал Кришна Махарадж, Вы наверное, о нем слышали. Он возглавлял крупную странствующую группу санкиртаны в Америке. Она называлась "Группа Радха-Дамодар". В то время какие-то споры ходили вокруг этой группы, потому что она была немного агрессивной, воровала брахмачари из храмов, заезжала на территорию других храмов.

И вот в Майапуре собрались все президенты храмов из Америки и стали жаловаться, что брахмачари от них убегают и присоединяются к этой группе. Прабхупада очень беспокоился о том, как это остановить, потому что храмы не могут остаться без преданных. И Прабхупада выработал трансцендентный план. Он вызвал Тамал Кришну Махараджа и сказал ему: "Отправляйся в Китай, и начинай проповедовать там". И Тамал Кришна Махарадж начал работать в Китае.

Е.С. Гопал Кришна Госвами — биография

ЕС Гопал Кришна Госвами - биографияЕго Святейшество Гопал Кришна Госвами (имя при рождении — Гопал Кришна Кханна) явился в этом мире в благословенный день Аннада Экадаши (14 августа 1944 года) в Нью-Дели, в семье крупного военачальника индийского флота. Окончив с отличием Делийский университет, он отправился в Европу, где изучал менеджмент в Сорбонском университете в Париже, получая стипендию от французского правительства. Свою учёбу Гопал Кришна Госвами завершил в Университете Макгилла в Монреале, получив учёную степень магистра по управлению бизнесом. После этого он работал в департаменте маркетинговых исследований компании «Coca-Cola», а затем перешёл работать в фармацевтическую компанию «Bristol-Myers».

Духовный поиск Е.С. Гопал Кришны Госвами начался в конце 1967 года, когда он начал регулярно посещать церкви, храмы, гурудвары и различные духовные общины. Приходя воскресным утром в новое место религиозного поклонения, он обычно оставался там на весь день и принимал участие в духовных практиках.

Встреча с преданными Кришны и Шрилой Прабхупадой (1968) 31 мая 1968 года Гопал Кришна Госвами впервые посетил храм движения сознания Кришны в Монреале. Сделал он это по приглашению президента храма Махапуруши даса, который также сообщил ему, что на следующий день в город приезжает основатель ИСККОН Бхактиведанта Свами Прабхупада. Когда Махарадж изъявил желание сделать какое-либо служение для вайшнавского гуру, Махапуруша попросил его подготовить комнату, в которой должен был остановиться Шрила Прабхупада.

«Для меня было удачей получить такое поручение в качестве моего первого преданного служения», — сказал Махарадж. В комнате Шрилы Прабхупады, он помыл двери, окна и протер полки. Таким образом, его отношения со Шрилой Прабхупадой возникли еще до того, как он встретился с ним.

В то время во всём мире существовало всего четыре храма Международного общества сознания Кришны — три в США (в Нью-Йорке, Сан-Франциско и Лос-Анджелесе) и один в Канаде (в Монреале). По этой причине, Шрила Прабхупада, путешествуя и проповедуя по разным храмам, останавливался в каждом из них на долгое время — по нескольку недель и даже месяцев. В монреальском храме Шрила Прабхупада решил пробыть три месяца.

Прабхупада-радио

Веда-радио