Е.С. Гопал Кришна Госвами — Лекция по Шримад-Бхагаватам 7.9.40

ЕС Гопал Кришна Госвами, Лекция по Шримад-Бхагаватам 7.9.40джихвайкато ‘чйута викаршати мавитрипта
шишно ‘нйатас тваг-ударам шраванам куташчит
гхрано ‘нйаташ чапала-дрик ква ча карма-шактир
бахвйах сапатнйа ива геха-патим лунанти

«Мой дорогой Господь! О непогрешимый! Я подобен человеку, у которого много жен, каждая из которых старается привлечь его к себе. Например, язык тянется к вкусным яствам, половые органы – к общению с привлекательной женщиной, а чувство осязания – к ощущению чего-то мягкого. Желудок, хотя и полон, все равно хочет есть больше, а уши, не пытаясь слушать о Тебе, обычно тянутся к песням из кинофильмов. Чувство осязания тянет в свою сторону, беспокойные глаза тянутся к сценам чувственных наслаждений, а органы действий тянут в свою сторону. Поэтому стыд мне и позор!»

Комментарий Шрилы Прабхупады:
Человеческая жизнь предназначена для осознания Бога, но этот метод, начинающийся со шраванам-киртанам вишнох – слушания и воспевания святого имени Господа – будет прерываться до тех пор, пока наши чувства тянутся к материальному. Поэтому преданное служение означает очищение чувств. В обусловленном состоянии наши чувства покрыты материальными чувственными наслаждениями, и до тех пор, пока человек не научится очищать чувства, он не сможет стать преданным. Поэтому в нашем движении сознания Кришны мы с самого начала советуем ограничить деятельность чувств, в особенности языка, который Шрила Бхактивинод Тхакур называет чрезвычайно жадным и непокорным. Чтобы остановить побуждения языка, священные писания рекомендуют избегать мяса и других подобных несъедобных вещей, а также не позволять языку тянуться к алкоголю и табаку. Непозволительны даже чай и кофе.

Подобным образом, половые органы необходимо удерживать от недозволенных половых отношений. Без подобных ограничений деятельности органов чувств невозможно продвигаться в сознании Кришны. Единственный метод обуздания чувств – это воспевать и слушать святое имя Господа. Иначе человек всегда будет возбужден, подобно тому, как семейного человека, имеющего несколько жен, будет тянуть на чувственные наслаждения с ними.

Лекция Шрилы Гопал Кришны Госвами:
В этой главе Прахлада Махараджа успокаивает Господа чудесными молитвами. После убийства Хираньякашипу Господь был очень разгневан. Господь не мог вынести, что Его невинного преданного пытался убить демоничный отец. Поэтому, даже убив Хираньякашипу, Он был очень разгневан. Конечно, Хираньякашипу был очень везучей душой, поскольку его убил Сам Господь. Господь убил его у себя на коленях, после чего уселся на его трон. Господь был столь разгневан, что господь Брахма и богиня Лакшми боялись приблизиться к Нему. Поэтому они попросили Прахлада пойти и успокоить Господа.

В этом стихе Прахлада подчеркивает свое ничтожество в преданном служении. На самом деле, Прахлада только по своему смирению проявляет это чувство полной беспомощности. Какова природа продвинутого преданного? Он считает, что у него нет ни капли любви к Богу. Он считает, что является вместилищем всего дурного. Это не значит, что такие преданные лишены всех хороших качеств. Кришнадас Кавирадж написал: «Если кто-то просто вспомнит мое имя, он лишится всех своих добрых качеств, поэтому, пожалуйста, не произносите даже моего имени вслух», – а кто мы по сравнению с ним? Мы хотим, чтобы наше имя написали на доске почета, чтобы к нам непременно обращались по имени. Мы хотим уважения. Одного из шести госвами звали Гопал Бхатта Госвами. Его самадхи находится во Вриндаване, и преданные каждый год отмечают день его ухода.

Перед написанием Чайтанья Чаритамриты Господь Нитьянанда пришел к ее автору во сне и вдохновил его на эту работу. После этого Кришнадас Кавирадж отправился ко всем госвами Вриндавана, чтобы получить их благословения на описание трансцендентных игр Чайтаньи Махапрабху, и Гопал Бхатта Госвами дал свое благословение при одном условии, чтобы нигде в книге не упоминалось его имя. Поэтому во всей Чайтанье Чаритамрите его имя встречается только пару раз.

Итак, здесь Прахлада Махарадж с присущим ему смирением описывает свое состояние. Он говорит: «О, непогрешимый Господь, Ачьюта!» Ачьюта означает «непогрешимый», тот, кто никогда не совершает ошибок. Непогрешим только Кришна и Его философия, которую называют «санатана-дхармой», или вечной функцией живого существа. Никогда не стоит думать, что Господь подобен нам с вами и обусловлен материальными стихиями. Кришна непогрешим с самого рождения. У Кришны был учитель Сандипани Муни, и просто один раз услышав, Кришна все сразу запоминал.

В этом стихе Прахлада приводит в пример человека, у которого несколько жен, и они все пытаются привлечь к себе мужа. Аналогично, у обусловленного живого существа различные чувства пытаются притянуть человека к различным объектам. У нас есть пять познающих органов чувств, пять действующих, пять объектов чувств. Через познающие органы чувств мы обретаем информацию об окружающем мире. Обычно люди с помощью своих глаз хотят смотреть на что-то непристойное. Сейчас все «сидят» в Интернете, но 70 % Интернета – это порнография.

Мы готовы есть все, что угодно – лишь бы было вкусно. Мы не задумываемся о том, насколько это согласуется с законами Бога. А с помощью ушей мы хотим слушать мирские песни, материалистическую философию, но в Шримад Бхагаватам говорится, что цель ушей cлушать прославления Господа. С помощью носа мы нюхаем. Люди покупают дорогую французскую парфюмерию, чтобы другие им завидовали.

Таким образом, мы подобны человеку, у которого множество жен: все чувства тянут нас к чувственным удовольствиям. Живое существо становится жертвой своих собственных чувств и продолжает переселяться из одного тела в другое. Но человеческая жизнь предназначена для самоосознания. Она не предназначена для того, чтобы потакать желаниям чувств. В священных писаниях говорится, что без религии жизнь человека ничем не лучше жизни животного. Иногда мы видим, как животные погибают, становясь рабами своих чувств. Например, мотылек, олень. Оленю очень хочется ублажать свой слух. Его особенно радуют звуки трущихся друг о друга рогов. Охотник играет мелодию, напоминающую эти звуки. Олень останавливается, чтобы послушать, и охотник его убивает. Затем, рыбалка. Однажды Прабхупада сказал рыбакам: «Сегодня вы ловите, а завтра вас будут ловить». Рыбаки насаживают на крючок наживку, и рыба, съедая наживку, попадает на крючок. Таким образом, пытаясь ублажить свой язык, рыба встречает погибель. Пчела ищет ароматный цветок и находит лотос. Вечером этот цветок закрывается, и пчела оказывается в ловушке и задыхается. Эти примеры приводятся в Шримад Бхагаватам. Животные погибают, становясь жертвами своих чувств.

Аналогично, человек встречает свою погибель, если идет по пути чувственных наслаждений. Шримад Бхагаватам предупреждает, чтобы мы не становились рабами чувств. В таком случае вас будут называть «годасами», а в противном – «госвами». Выбор за нами: хотим мы следовать законам государства или нет. Прахлада говорит, что он очень падший, и дает пример того, как враги-чувства тянут его в разные стороны. Кто-то скажет: «Если Прахлада испытывает такие трудности, то где мне с ним сравниться?! Почему от нас этого требуют?» Прахлада Махарадж из смирения ведет себя, подобно обусловленной душе. Он говорит: «О, мой Господь! Все мои чувства тянутся к удовольствиям».

Метод бхакти-йоги подразумевает обуздание ума и чувств, и если мы займем их должным образом, тогда все будет хорошо. В противном случае вас сбросит с колесницы. В Шримад Бхагаватам есть такой пример. Человек едет на колеснице, которая очень быстро несется вперед, и если у вас в руках не будет вожжей, и вы не будете править лошадьми, вас сбросит с колесницы. Аналогично, если не контролировать ум и чувства, то вас сбросит с колесницы преданного служения.

Чувства удовлетворить невозможно, как бы мы не старались. Если у вас что-то чешется, то хочется почесать. Можно или чесать до покраснения, а можно и просто потерпеть немного: почешется, почешется и перестанет. Точно так же, святые мудрецы говорят, что чувства удовлетворить невозможно, как бы мы ни пытались. Мы пытаемся их удовлетворить с незапамятных времен, но удовлетворения нет, поэтому стоит идти по пути, который на самом деле удовлетворит чувства. В Шримад Бхагаватам есть история про царя Яяти.

Тесть Яяти проклял его, чтобы он стал стариком за то, что у него был роман с одной из служанок его дочери. Он дал ему лишь одну уступку: если кто-то согласится поменять свою молодость на его старость, то тогда он сможет вновь стать молодым. Царь обратился с этой просьбой к своим сыновьям, и младший сын сказал, что он в долгу перед отцом и сделает то, что хочет отец. Десять тысяч лет царь пытался ублажить свои чувства, но ничего не получилось, и тогда он сказал, что был подобен похотливому козлу.

Вожделение – всепожирающий враг живого существа, оно всегда горит, словно пламя, и никогда не насыщается. В Шримад Бхагаватам описываются наши проблемные вопросы, и дается рецепт выздоровления. Великие мудрецы очень сострадательны к обусловленным душам. Они знают, что поскольку обусловленные души тянутся к объектам чувств, это делает их равнодушными к духовной жизни. Чтобы уберечь нас от ада, Шримад Бхагаватам просит нас перестать заниматься всяким вздором.

Чувства столь сильны, что при первой же возможности они приходят в возбуждение. В Шримад Бхагаватам есть история про одного мудреца. Он сидел под водой и медитировал. Россия знаменита своими подводными лодками, одним из таких «подводников» и был этот мудрец. У него уже отросли длинные волосы и ногти. Обычно люди подходят по пятьдесят раз в день к зеркалу, чтобы посмотреть, как расцветает их красота, но ему было все равно, как он выглядит. Однажды, сидя там под водой, он увидел, как спариваются рыбки, и его медитация прервалась. Он стал думать о счастье, которое можно получить благодаря чувственным наслаждениям. Так он вышел из медитации, вылез из воды и отправился к царю этой страны, у которого было пятьдесят дочерей и один сын. Мудрец попросил у царя руку одной из его дочерей. Царь был очень дипломатичным и не стал отказывать ему прямо. Он сказал, что не может заставлять своих дочерей выходить замуж, но если они сами захотят, то он не возражает. Царь обратился к своим дочерям, но те все отказывались, потому что мудрец внешне выглядел ужасно. Мудрец догадался, почему его отвергли, и сказал, что с помощью своих экстрасенсорных способностей он станет самым красивым мужчиной на этой планете. Он так и поступил, после чего еще раз пришел во дворец.

Когда царевны увидели его в этот раз, каждая сразу захотела выйти за него замуж, и они стали ссориться друг с другом. В конце концов, они договорились, что он женится на всех пятидесяти. Прошло какое-то время, и мудрец подумал: «Господи, что же я наделал? Увидев, как спариваются рыбки, я полностью потерял разум». Тогда он решил посвятить свою жизнь аскезе, отправившись в лес, и его жены отправились вместе с ним. Он был очень умным и, поняв, что совершил ошибку, решил исправиться.

В материальной жизни мы всегда предостерегаем друг друга об опасности. Встречные машины обычно сигналят фарами о том, что впереди милиция. Это водительский этикет. Шримад Бхагаватам также помогает нам своими историями. Мы все понимаем, что чувства невозможно удовлетворить, но как же отвлечь их от объектов чувств? Если человек болеет, то, принимая лекарства, он вылечится, поэтому нам нужно принимать духовное лекарство. Это шраванам, киртанам… Тогда яд покинет чувства. Заклинатели змей играют с кобрами, носят их на шее, кладут им в пасть руку. В Индии их много. Суть в том, что у этих змей удалены ядовитые зубы. Аналогично, нужно извлечь яд из наших чувств. Язык, глаза, уши – все это пропитано ядом. Яд можно удалить с помощью метода преданного служения. Это авторитетный метод удаления яда из органов чувств. Слушание о святых именах и играх Господа является ключом к нашему духовному прогрессу.

Однажды разбойники, похитив Джаду Бхарату, хотели принести его в жертву богине Кали. Они были готовы отрубить ему голову топором, но Джада Бхарата не боялся, он просто сидел и медитировал на Господа. Тогда богиня Кали вышла из божества и тем же самым топором, которым они хотели отрубить голову Бхарате, она изрубила всех разбойников. Поэтому если ваш ум будет постоянно думать о Кришне, Господь автоматически будет вас защищать. Господь помогает тем, кто сам себе помогает. Кришна стремится нам помочь, но нужно решительно принять Его помощь. Итак, Махараджа Прахлада описывает в этом стихе непогрешимую природу Господа.

Харе Кришна!

Прабхупада-радио

Веда-радио