Е.С. Джаяпатака Свами — Лекция по Шримад Бхагаватам

ЕС Джаяпатака Свами, Лекция по Шримад Бхагаватам ЕС Джаяпатака Свами, лекция по Шримад Бхагаватам 6.3.20-21, 10 февраля 2012 года, Маяпур.

свайамбхур нарадах шамбхух / кумарах капило манух
прахладо джанако бхишмо / балир ваийасакир вайам
двадашаите виджанимо / дхармам бхагаватам бхатах
гухйам вишуддхам дурбодхам / йам джнатвамритам ашнуте

Истинный закон религии знают Господь Брахма, Бхагаван Нарада, Господь Шива, четверо Кумаров, Господь Капила [сын Девахути], Сваямбхува Ману, Махараджа Прахлада, Махараджа Джанака, патриарх Бхишма, Махараджа Бали, Шукадева Госвами и я. О слуги мои, этот священный закон, бхагавата-дхарма, побуждает предаться Всевышнему и любить Его. Этот закон неподвластен скверне гун природы. Он сокровен, и его нелегко понять обычным людям, но тот, кому посчастливится проникнуть в его смысл, тотчас обретает освобождение и затем возвращается домой, к Богу.

КОММЕНТАРИЙ: В "Бхагавад-гите" Господь Кришна провозглашает бхагавата-дхарму самой сокровенной религией (сарва-гухйатамам, гухйад гухйатарам). Он говорит Арджуне: "Я открываю тебе самую сокровенную религию, ибо ты – Мой дорогой друг". Сарва-дхарман паритйаджйа мам экам шаранам враджа: "Оставь все прочие обязанности и предайся Мне". Может возникнуть вопрос: какая польза в законе, который понятен лишь избранным? Однако из слов Ямараджи явствует, что понять этот закон не трудно, если следовать парампаре, восходящей к Господу Брахме, Господу Шиве, четырем Кумарам и другим признанным наставникам. Есть четыре цепи духовных учителей: одна берет начало от Господа Брахмы и называется Брахма-сампрадаей, другая (Рудра-сампрадая ) - от Господа Шивы (Шамбху), третья (Шри-сампрадая ) – от богини процветания, Лакшми, и четвертая (Кумара-сампрадая) - от Кумаров. Тот, кто хочет познать самую сокровенную религию, должен найти прибежище в одной из этих сампрадай . В "Падма-пуране" сказано: сампрадайа-вихина йе мантрас те нишпхала матах - мантра и духовное посвящение бесполезны, если не получены от представителя одной их этих четырех сампрадай . В наше время появилось много апа-сампрадай, то есть ложных сампрадай, которые не подкреплены авторитетом Господа Брахмы, Господа Шивы, Кумаров или Лакшми. Эти так называемые сампрадаи лишь обманывают людей. В шастрах сказано, что тот, кто получит посвящение в такой сампрадае, никогда не узнает истинных законов религии и только напрасно потеряет время.

Лекция ЕС Джаяпатаки Свами

Прежде всего, я воспользуюсь этой возможностью и поприветствую всех ДжиБиСи и региональных секретарей Индии, которые пришли сюда в Бали Мардан. Это ваш дом - Маяпур Дхама. Прабхупада построил здесь центр ИСККОН, чтобы он стал домом для всех преданных. Харибол! Шрила Прабхупада ки джай!

Мне бы хотелось кое-чем поделиться с вами. Первое: Прабхупада хотел, чтобы все преданные регулярно посещали фестиваль Гаура-пурнима, каждый год. Один из ДжиБиСи сказал (тогда такая поездка обходилась в $500, сейчас дороже): "Прабхупада, каждый год тысячи преданных едут сюда и тратят на это по 500 долларов. Получается, что все вместе они тратят 500 тысяч долларов. Мы могли бы построить на эти деньги храм (в то время)". Прабхупада ответил: "Да. Преданные так много едят" [смех]. И этот ДжиБиСи замолчал [смех]. Мы не можем жить без еды. И подобным же образом общение с преданными всего мира дает нам энергию. Как известно, в этом году приедут все наши лидеры - их так много. Это особая встреча. Пользуясь этой возможностью, мы бы хотели сказать, что мы уверены - Прабхупада очень доволен, что вы все собрались здесь. Я тоже надеюсь послужить вам в Маяпур Дхаме. Мы также надеемся зарядиться энергией от общения со всеми вами.

Однажды Шачимата была очень обеспокоена. Ей приснился плохой сон, и она была сбита с толку, поэтому попросила своего сына Шачинандану объяснить ей значение сна. Она видела божества Кришна-Балаларамы в своей комнате для божеств. Она увидела Кришну и Балараму на алтаре. Также она увидела младенцев Господа Чайтанью и Господа Нитьянанду. Они разговаривали с Кришной и Баларамой. Говорил все время Нитай: "Эта юга - юга Господа Чайтаньи. Это не твоя юга! [смех]" Затем он подбежал к матери Шачи: "Я голоден. Накорми меня!" Что же означает этот сон? "Ну, я понял из него, что Нитьянанда голоден. Ты должна накормить его. Поэтому я пойду и приглашу его на обед". И Господь Чайтанья пошел искать Господа Нитьянанду. В это время тот плавал в Ганге. Он позвал его и сказал: "Приходи сегодня к нам на обед". "О, отлично, приду".

Когда они шли в дом Матери Шачи и Джаганатхи Мишры, Господь Чайтанья сказал: "Только никаких выходок! Никаких выходок!" "Да ты что! Я ничего такого не делаю. Это ты валяешь дурака".

Они пришли, сели в комнате для божеств, и Мать Шачи была счастлива служить им обоим. В экстазе она положила перед ними по три листа. Затем раздала рис. В Бенгалии традиционно на тарелку кладут гору риса, а вокруг кладут дал, сабджи и горькую тыкву. Она вышла, чтобы принести еще блюда, и когда вошла, то увидела вместо Нитай-Гауры Кришна-Балараму. Господь Чайтанья начал говорить: "Мама Шачи, мама Шачи!". Она стала плакать. Побежала в свою комнату и не отвечала.

Такие игры Нитай-Гаура устраивали в Навадвипа Дхаме. Особо мне бы хотелось выделить одну вещь - это Их юга. И было предсказано в Брахма-Виварта Пуране, что наступит Золотой Век, он будет продолжаться 10 тысяч лет. И в этот век имя Господа Чайтаньи будет распространяться в каждом городе и деревне.

Все святые реки, кунды и саровары пришли повидать Господа Кришну в Двараке. Вперед они поставили Ганга-майи. Ее выбрали оратором от лица всех остальных. Она сказала: "Мы видим, что скоро Твои игры здесь подойдут к концу и Ты уйдешь. Поэтому мы хотим, чтобы Ты забрал нас собой. Мы видим, что начинается Кали-юга, и множество грешников будут просто омываться в наших водах и сливать в нас свои грехи. Поэтому мы лучше пойдем с Тобой". Господь Кришна улыбнулся: "Лишь увидев Вайшнава, мы очищаемся. Не говоря уже о том, когда касаемся его. Через пять тысяч лет я пошлю особого преданного, который распространит Мое святое имя по всем континентам мира. И все эти преданные придут, и будут омываться в ваших святых водах. Это очистит вас, и на протяжении последующих десяти тысяч лет будет продолжаться Золотой Век. Харибол! [Харибол!] После этого Кали-юга станет Гаура Кали. В это время, уходите под землю, как Сарасвати, и ждите начала Сатья-юги".

Итак, Шрила Прабхупада пришел спустя пять тысяч лет после начала Кали-юги и распространил Сознание Кришны по всем континентам мира. Он принес его в Южную Америку, Северную Америку, Европу, Азию, Россию и Австралию. Так он выполнил это предсказание.

Ом Вишнупада Бхакти Сиддханта Сарасвати Тхакур рассказывал, что после 200 лет движение Господа Чайтаньи и воспевание святых имен было очень распространено по всей Бенгалии, Ориссе и других частях Индии. В то время Кали отчаянно пытался остановить Господа Чайтанью. Он пошел к гуру всех демонов, Шукрачарье, и сказал: "Мне нужна твоя помощь. Мне надо остановить Вишну. Мы должны остановить Его!" Шукарчарья ответил: "Да, я не хочу Вишну. Из-за него я потерял один глаз".

Когда Шукрачарья сказал Бали Махарадже передать Вишну, что он не даст Ему три шага земли, Бали не последовал его совету. И тогда Шукрачарья с помощью своей мистической силы превратился в муху и забрался в носик горшка для воды Бали Махараджа. Когда Ваманадева забрал горшок, он засунул туда палку и проткнул один глаз Шукрачарьи-мухи. И когда Шукрачарья принял человеческую форму, он был слеп на один глаз.

Поэтому он сказал: "Я отомщу этому Вишну. Я ОТОМЩУ ВИШНУ. Я явлюсь как Рупа Кавирадж и буду проповедовать сахаджию: Просто представьте себе, что вы Яшода, Радха или какой-то великий преданный - никакой садханы, никакой бхакти, просто представляете себе и все". И так возникли эти апасампрадаи, которые учат, что человек может стать преданным не следуя садхане-бхакти, что экстаз возможно получить и так.

Таким образом, движение Господа Чайтаньи пошатнулось, но пришел Шрила Прабхупада, и его миссией было распространение послания Господа Чайтаньи. Поэтому нам надо сохранять сосредоточенность на Шриле Прабхупаде и Господе Чайтанье, и не позволять себе быть обманутыми сахаджиями или маявади. Прабхупада говорил, что у одной медали есть две стороны. С одной стороны вы думаете, что вы бог. С другой вы думаете, что вы какой-то великий преданный.

Мы просто хотим быть дасанудасанудаса - слуга слуги слуги. Прабхупада очень многого ожидал от лидеров ИСККОН: президентов храмов или ДжиБиСи. Он хотел, чтобы ДжиБиСи смотрели за президентами, прививая им правильный дух. Но также он очень много писем написал непосредственно президентам, прося их писать ему об их проповеди. Когда я был президентом храма, он говорил мне писать ему два раза в неделю.

Дважды в неделю! Он сам хотел проповедовать лидерам. Сначала он сказал: "Делайте храмы". И мы пребывали в настроении создания храмов. Когда у нас было уже около сорока храмов, он сказал: "Теперь нам надо сгущать молоко". В Индии продавцы молока говорят: "Я не добавляю воду в молоко. Могу поклясться на "Гите"! Я не добавляю воду в молоко". Они берут молоко и выливает его целиком в воду [смех]. Так что они действительно не добавляют воду в молоко. Они добавляют молоко в воду. [смех ]

Как бы то ни было, если смешивать молоко с водой, добавить еще воды, еще воды, и скоро это уже не будет молоком совсем. Поэтому наступило время, когда Прабхупада хотел уварить молоко. Он предсказывал, что будет сто центров, и когда было уже сто, он сказал: "Теперь я хочу им написать, я хочу, чтобы лидеры сняли с меня эту головную боль управления. Я хочу, чтобы храмовые президенты делали все сами, при необходимости собирались друг с другом и совещались. А когда я закончу "Бхагаватам", у нас должно быть уже тысяча центров".

По последним данным, которые я слышал, у нас около 950 храмов. Еще много нама-хатт, групп бхакти-врикши, групп, изучающих священные писания, и разных других групп. Я не знаю, сколько это, если пересчитать на храмы, но Шрила Прабхупада хотел 1000 центров. Идея в том, что мы очень благодарны Команде Стратегического Планирования. Мы видим, что ДжиБиСи выделило несколько областей, на которых они хотели бы сосредоточиться: забота о преданных, положение Шрилы Прабхупады, параллельные линии, какова организация ИСККОН, сколько всего зон и так далее. Еще много других тем. Идея поделиться со всеми достигнутым прогрессом, поделиться с лидерами ИСККОН и пообщаться с ними. Я не знаю, допускаются ли до этих семинаров другие люди. Я не знаю. Они это скажут. Но это большая возможность все это выяснить. На этих собраниях присутствуют не только ДжиБиСи. Они также приглашают лидеров всего движения.

Кришна, и Его ДжиБиСи - 8 махаджан. Прабхупада надеялся, что в будущем ДжиБиСи будут, как махаджаны. У Прабхупады были большие ожидания. Он хотел, чтобы и лидеры, и ДжиБиСи, и все остальные брали на себя ответственность. Я читаю об этом снова в книгах. Недавно я прочел "Нектар Преданности" снова, не помню уже в который раз, и там Рупа Госвами утверждает, что есть три уровня преданности: практика, экстатическая преданность и чистая любовь.

На уровне практике есть еще три подуровня. Преданный должен следовать шастрам, следовать гуру. Прабхупада хотел, чтобы все мы воспевали 16 кругов и читали его книги и занимались преданным служением, рано вставали. Он сказал, что если мы будем делать это, управлять ИСККОН будет легко. Это самое первое. Затем преданный начинает думать, как улучшить свое служение, как действовать лучше. У президента целый штат или страна. Его территория больше. Его служение - забота о преданных, расширение проповеди по всей территории, открытие новых центров, привлечение новых людей. И когда он начинает думать, как улучшить мое служение, это уровень рагануги. На другом уровне расширяется уже любовь. Это тоже называется рагануга. То есть преданный начинает думать, как улучшить свое служение. Что изменить. Если вы приведете одного человека, одного человека, и он станет чистым преданным, вы получаете бесплатный билет. Бесплатный билет к Кришне!

Ом Вишнупада Бхактисиддханта сказал, что Бхактивинод Тхакур говорил, а Прабхупада сообщил это нам, с его настроением 64 храмов и тысячами преданных, - если хотя бы один станет чистым преданным, он будет считать все движение успешным. Поэтому я надеюсь, что будет много много чистых преданных. Мужчины, женщины, лидеры, пожалуйста, используйте свой разум, свой творческий потенциал, свое вдохновение, думайте, как улучшить свое служение, как еще больше расширить движение Сознания Кришны. Господу Чайтанье и Шриле Прабхупаде это очень понравится. Харибол! [Харибол][Аплодисменты]

Есть комментарии или вопросы?

Прабху: Харе Кришна, Махараджа. Спасибо Вам большое за очень вдохновляющую лекцию. Вы упомянули существование апа-сампрадай и как Шрила Бхактивинода Тхакур побеждал их, чтобы установить чистое бхакти. Мой вопрос, Махараджа, в каких формах эти апасампрадаи сейчас существуют по всему, и как мы можем победить их?

ЕС Джаяпатака Свами: Мы знаем, что существуют различные апа-сампрадаи. Во время Бхактивинода Тхакура он пел песню "аула, баула, картабхаджа, пракрита-сахаджия, сакхи-бекхи, джати-госаи, гауранга-нагари". Было около тринадцати апа-сампрадай, все это отклонения. Я видел, как однажды в храме женщина проводила арати. Потом она повернулась, и оказалось, что это не женщина, а большой мужчина с большой бородой, но одетый в сари. Это называется сакхи-бекхи. В настроении сакральных переживаний они носят сари. Это все спекуляции. Я знаю одно, что это не самое мудрое времяпрепровождение.

Я хочу следовать Шриле Прабхупаде. [Харибол] Ничего, что не одобрено Прабхупадой - Харибол! Окей. Пожалуйста, пока вы все в Маяпуре, я не знаю живете ли вы тут, или только приехали на Гаура Пурниму, я желаю вам экстатичного времяпрепровождения. Каждое служение, которое вы совершаете здесь, приносит тысячекратное благо. Однако, Прабхупада говорил: какой смысл умножать на тысячу ноль! [смех] Пока вы здесь, идея в том, что это трансцендентное место. Больше воспевания, больше слушания и больше пуджи. Как-нибудь занимайте себя, слушайте больше, больше общайтесь с Господом Кришной и таким образом занимайте свое время в служении Кришне и вы умножите его в тысячу раз.

Шрила Прабхупада ки джая! Харибол! [Харибол!] [Аплодисменты]

Прабхупада-радио

Веда-радио