Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж — Дом это рай, когда жена исполняет все твои приказания

Однажды Кабир сказал своему ученику, что собственный дом можно превратить в рай, если жена слушается тебя. И он продемонстрировал это своему ученику. Когда ученик пришёл к Гуру в гости, он позвал свою жену и сказал:
- Жена, принеси пожалуйста глину.
Она сходила и принесла.
- А теперь принеси гхи (топленое масло).
Она покорно принесла гхи.
- Теперь смешай глину и гхи.
Она всё это сделала совершенно покорно.
- Сделай лепёшки и поджарь их.
Она пошла и поджарила глиняные лепешки.
- А теперь пойди и выброси их - они никуда не годятся.
Она спокойно выбросила их.

Е. С. Бхакти Вигьяна Госвами, цитата из Семинара о прощении, V ретрит учеников, Магдалиновка, 2011г. г.

Я уже говорил об этом, но мне хотелось бы еще раз повторить или подчеркнуть этот момент, что причина обиды - гордыня. Я говорил, что причина обиды - невежество, или гнева, невежества, но невежество превращается в гордыню, гордыня превращается, соответственно, в обиду. И послушайте, что пишет об этом Толстой. Это одна из самых удивительных цитат из всего семинара, мне она очень нравится, потому что она очень тонко объясняет, что происходит со мной, когдя я обижаюсь. Вот, что он пишет: «Если я знаю теперь, - а я думаю, что теперь вы все знаете, - что гнев мой - это зло для души моей, то я знаю еще и то, что приводит меня к этому гневу». Слушайте, он приводит здесь очень интересную и глубинную духовную причину гнева моего. Он говорит: «Приводит меня к этому то, что я забываю то, что во всех людях живет то же, что и во мне». Любой редактор исправил бы Льва Толстого, но так как это Лев Толстой, то редактировать его нельзя. Поэтому я прочитаю снова: «Приводит меня к гневу то, что я забываю то, что во всех людях живет то же, что и во мне».

Слово «что» повторено три раза, слово «то» тоже повторено три раза в одном предложении. Но это Толстой. И что он нам говорит? Он нам говорит, что причиной гнева является забвение изначально моей собственной духовной природы и вытекающее из него забвение того, что я не вижу в других людях душу. Я не понимаю, что они душа, и я сам считаю себя телом, и я к другим отношусь как к телу, и начинаю мстить им. Слушайте, что он дальше говорит, потому что у этой мысли есть очень глубокое продолжение. Очень глубокое. «Я вижу теперь то, что это отделение себя от людей и признание себя выше других людей - одна из самых главных причин моей вражды с людьми. Вспоминая свою прежнюю жизнь, я вижу теперь, что я никогда не позволял разгораться своему враждебному чувству на тех людей, которых действительно считал выше себя. Я никогда не оскорблял их, но зато малейший неприятный для меня поступок человека, которого я считал ниже себя, вызывал мой гнев на него и оскорбления. И чем выше я считал себя перед таким человеком, тем легче я оскорблял его. Иногда даже одна, воображаемая мною низость положения человека, уже вызывала с моей стороны оскорбления ему».

Что хочет сказать нам классик русской литературы? Он хочет сказать нам очень важную вещь, что всякий раз, когда у нас появляется обида, это означает, что так или иначе мы опустили человека как минимум на свой собственный уровень. Как правило, мы начинаем гневаться, ревновать, злиться, проявлять какие-то другие чувства только по отношению к тем, кого мы в своем сознании сами опустили.

Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж. Семинар о прощении, V ретрит учеников, Магдалиновка, 2011 г.

Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами: мы должны позволить десанту Кришны высадиться в нашем сердце

 

Слушание о Кришне - это особый метод духовного осознания. Это одна из форм бхакти, или преданного служения. Нужно очень хорошо понимать, что собираясь и слушая о Нем, мы служим Ему. Нам нужно попытаться максимально сосредоточить свое сознание, свою жизненную силу на этих рассказах.

Пару дней назад у меня спросили, что значит предаться? Каким образом происходит процесс предания? Когда мы слушаем о Кришне, это наше предание! Мы кладем свое сознание к стопам Кришны! Кришна-катха неотлична от самого Кришны. И мы начинаем служить этой кришна-катхе. Нам очень сложно понять, что значит служить, слушая. Мы можем понять, когда мы делаем что-то руками, когда мы делаем что-то ногами. В конце концов, когда мы мелем языком, это тоже можно воспринять как служение. Но служение начинается со слушания. Это значит, что мы берем свое сознание и мы подчиняем свое сознание этим звукам. Мы предаемся в этот самый момент - через смиренное слушание, стараясь раскрыть свое сердце. И с этого начинается предание. Предание начинается с правильного слушания: с внимательного и благоговейного слушания о Кришне. И если мы минуем этот этап, то мы не сможем никакие другие ступени предания пройти. Невозможно перескочить через эту ступеньку. Поэтому мы должны начинать с этого слушания, которое в конце концов приведет к тому, что мы сами начнем рассказывать о Кришне. И это будет следующий этап предания. Постепенно мы научимся думать о Кришне, вспоминать о Кришне - и это будет еще один этап предания. Так, шаг за шагом Кришна будет завоевывать - терра инкогнито, неизвестную территорию нашего сердца.

Однажды Бхактисиддханта Тхакур Прабхупад сделал это сравнение. Он сказал, что мы должны позволить десанту Кришны высадиться в нашем сердце. Когда мы повторяем Святое Имя, мы как бы приглашаем десант Кришны - вместе с Его лилами, вместе с Его друзьями, вместе со всей Его армией - высадиться на маленьком пятачке нашего сердца. И хотя пятачок нашего сердца маленький, а Кришна очень большой, но мы можем начать с этого. Кришна безграничный, Он поместится в маленьком уголке нашего сердца. Если мы пустим Его туда, постепенно Он завоюет все наше сердце. Шаг за шагом, Он будет отвоевывать то, что отдано сейчас майе. Но нам очень важно пустить Кришну внутрь. Потому что, если мы пускаем Кришну внутрь, мы в конце концов избавляемся, от пут материального существования.

Бхакти Вигьяна Госвами, ретрит в Мадхава-лиловке, «Освобождение демона Агхасуры», 2013 год

Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами. Даршан для учеников, Садху санга 17.09.2016г.

 
Мне хотелось несколько простых слов вам сказать. Они, может, покажутся вам слишком наивными или ещё какими-то. Мне хотелось вам сказать: «Пожалуйста, не забывайте о том, что мы пришли сюда, чтобы стать счастливыми». 
 
Если вы по той или иной причине несчастны, надо подумать, в чем дело. Мы пришли сюда не для того, чтобы стать несчастными, не для того, чтобы нагрузиться какими то обязанностями, не для того, чтобы перегрузить своё сознание. 
 
Мы пришли сюда, чтобы быть счастливыми. Человек ищет ананды, блаженства. Все, что мы делаем, нужно для того, чтобы сделать нас счастливыми. Беда заключается в том, что когда мы сосредотачиваемся на второстепенных вещах, то в этих второстепенных вещах мы можем потерять цель. И мы начинаем следовать каким-то правилам, но забываем, что все правила - служанки главного правила - помнить о Кришне, потому что именно памятование о Кришне должно сделать нас счастливыми. 
 
Я просто хотел вас попросить: «Пожалуйста, будьте счастливы». Я очень вас прошу. Это моя настоятельная к вам просьба. И у нас есть все для этого возможности. Есть Святое Имя, есть замечательные священные писания. Раскрепоститесь, расслабьтесь. Следуйте всем правилам, но не ради самих правил. Понимайте, для чего мы следуем правилам. Мы следует правилам, чтобы стать осознанней, чтобы делать все не автоматически. Все правила нужны только для того, чтобы вернуть наше сознание в то, что мы делаем, объяснить нам, как нужно делать. 
 
Мы не должны превращаться в Харе Кришна-автомат, автомат-робот Харе Кришна, с готовыми ответами на все случаи жизни, с какими-то готовыми реакциями, с приклеенной улыбкой, с какими-то рецептами, которые иногда не работают, но все равно мы будем их талдонить и твердить. 
 
Будьте людьми, будьте счастливыми людьми. Кришна даёт вам все возможности для этого. Он для этого произнёс Бхагавад-гиту, чтобы дать вам это счастье свободы внутренней. Он пришёл и сказал: «Перестаньте зависеть от результатов. Перестаньте ожидать чего-то. Станьте счастливыми наконец». Он этого от вас хочет, не я. Я просто повторяю то, что Он хочет. 
 
Поэтому, пожалуйста, будьте счастливы. Это моя очень смиренная просьба ко всем вам. Если вы по той или иной причине несчастны, спросите, почему я несчастен? Спросите у умных людей, почему вы несчастны. Они вам ответят: «Что-то ты не так делаешь, что-то ты не так понимаешь. Ты неправильно запрограммировал себя и опять ждешь чего-то. Ты ищешь счастье не там, где оно есть».Вот… 
 
Есть Святое Имя, есть преданные, есть прасад, в конце концов, есть фестивали. Есть наше служение, которое тоже источник счастья. И мы делаем это легко и свободно. 
 
Источник счастья - в этом ощущении того, что все то, что я делаю, я делаю свободно, я делаю, потому что я хочу этого и потому что это мой способ сделать что-то для Кришны и таким образом свою энергию использовать и стать счастливым. 
 
Поэтому повторяю ещё раз: «БУДЬТЕ СЧАСТЛИВЫ, иначе я буду недоволен». (смех) 
Если хотите удовлетворить меня, будьте счастливы во что бы то ни стало.

Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами: Об открытии сердца

 
"Однажды к мудрецу вся в слезах пришла молодая красивая девушка: 
- Что мне делать? - сквозь слезы жаловалась она. - Я всегда стараюсь по-доброму обходиться с людьми, никого не обижать, помочь, чем могу. И хоть я со всеми приветлива и ласкова, но часто вместо благодарности и уважения принимаю обиды и горькие насмешки. А иногда люди откровенно враждуют со мной. Я не виновата ни в чем, и это так не справедливо и обидно до слез. Посоветуйте, что мне делать. 
 
Мудрец посмотрел на красавицу и с улыбкой сказал: 
- Разденься донага и пройдись по городу в таком виде. 
 
- Да вы с ума сошли! - возмутилась девушка. - В таком виде всякий обесчестит меня и еще Бог весть, что сотворит со мною. 
 
Тогда мудрец открыл дверь и поставил на стол зеркало. 
- Вот видишь, - ответил он, - появиться на людях, обнажив свое красивое тело, ты боишься. Так почему ходишь по миру с обнаженной душой? Она у тебя распахнута, как эта дверь. Все кому не лень входят в твою жизнь. И если видят в добродетелях твоих, как в зеркале отражение безобразия своих пороков, то стараются оклеветать, унизить, обидеть тебя. Не у каждого есть мужество признать, что кто-то лучше его. Не желая меняться, порочный человек враждует с праведником. 
 
- Так что же мне делать? - спросила девушка 
- Пойдем, я покажу тебе свой сад, – предложил старец. 
 
Водя девушку по саду, мудрец сказал: 
 
- Много лет я поливаю эти прекрасные цветы и ухаживаю за ними. Но я ни разу не замечал, как распускается бутон цветка, хотя потом я и наслаждаюсь красотой и ароматом каждого из них. 
 
Так и ты будь подобна цветку: раскрывай свое сердце перед людьми не спеша, незаметно. Смотри, кто достоин быть другом тебе и творит тебе добро, как поливает цветок водой, а кто обрывает лепестки и топчет ногами"
 
На самом деле, открывать сердце - значит говорить что-то сокровенное. Но говорить что-то сокровенное мы должны только тому человеку, про которого мы знаем, что он не злоупотребит этим, а реально воспользуется этим. Даже о Кришне не нужно говорить всем. Это девятое оскорбление Святого Имени - проповедовать славу Святого Имени неверующим людям, которые не смогут правильно воспринять это. Мы им скажем, а они злоупотребят этим. Поэтому в Библии говорится: «Не мечите бисер перед свиньями». 
 
Иначе говоря, что-то ценное мы не должны давать тому, кто не оценит это. Потому что свинья не может оценить жемчуг, по определению. И поэтому раскрывать сердце, правильно раскрывать свое сердце - значит давать человеку что-то, что мы ценим, но при этом что-то, что он сможет оценить. Если он не сможет этого оценить - ему не нужно этого давать. Мы раскрыли свое сердце, дали что-то ценное, а человек не оценил этого (даже если это равный), посмеялся над этим, и всё. Что в этом хорошего? Для него это плохо, и для меня это плохо. Поэтому нужно быть очень осторожным с тем, что мы говорим.
 
 
 

Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами: Цена любви

 
...Веселый Бог мой смотрит на меня, 
Я не пойму, Он плачет иль смеется: 
 
"Отбрось религию, чтоб Бога обрести. 
Предайся Мне, чтоб победить Меня же. 
 
От счастья отрекись, чтоб счастье испытать, 
Лишись покоя, чтоб покой изведать. 
 
Проникнись малостью своей, чтобы великим стать. 
Отринув славу, славы удостойся. 
 
Чтобы себя найти, себя забудь. 
Умри, чтоб жить начать, усни, чтобы проснуться. 
 
Чтоб неподсудным стать, отдай себя на суд, 
Стань бесприютным, чтоб найти приют, 
Уйди из дома, чтоб Домой вернуться. 
 
В пыли Вриндавана лицо свое умой, 
Обсохни под дождем и вымокни под солнцем". 
 
Веселый Бог мой смотрит на меня, 
Я не пойму, Он плачет иль смеется....
 
Е.С. Шрила Бхакти Вигьяна Госвами
 

Е.С. Бхакти Вигъяна Госвами: мала является символическим воплощением всех сил вселенной.

 
Когда человек берет в руки четки, он должен понимать, что этим действием он может достичь всех совершенств, всего успеха, может преодолеть все препятствия на своем пути, потому что мала является олицетворением или символическим воплощением всех сил вселенной. 
 

Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами, Что является реальным критерием нашего духовного прогресса.

 
Ответ на этот вопрос очень простой - мягкость сердца. 
На пути йоги критерием прогресса является спокойствие ума. 
На пути гьяны - отрешённость. 
На пути карма-йоги - отсутствие материальных желаний является таким критерием. 
Но на пути Бхакти - именно мягкость сердца является таким критерием. 
 
Если сердце наше мягкое, если оно радуется, живёт, сочувствует и сопереживает страданиям других живых существ, не может не принимать их внутрь, если мне хочется помогать другим людям, это значит, что я прогрессирую... Пока мы не достигли этого состояния мягкости сердца, мы можем практиковаться в этом, служа другим живым существам, помогая и заботясь о других людях, делая это как служение Кришне, понимая, что все люди - это частицы Кришны! 
 
И наоборот, если сердце моё становится более жестким, если оно омертвело, если меня перестало волновать всё то, что происходит вокруг - это повод, чтобы серьёзно задуматься, а действительно ли я иду по пути Бхакти? Или я превратился в слепого догматика, который довольствуется набором стандартных догм и думает, что уже спасён, потому что он некогда встретился с великим преданным Шрилой Прабхупадой и принял этот путь? 
 
Поэтому, пожалуйста, никогда не забывайте об этом критерии!!! 
Если мне, по-прежнему, хочется находить недостатки в других людях, если я, по-прежнему, горжусь, завидую другим, это значит, что я не иду по пути Бхакти. Мне нужно обратиться вовнутрь, посмотреть в своё сердце, чего там не хватает и спросить у других людей, что мне ещё надо сделать, чтобы продвинуться по этому замечательному пути. Не правила ради правил. Не жесткость, к которым они приводят, а именно мягкость сердца - критерий нашего продвижения по пути Бхакти. 
 
Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж.

Советы от Е.С. Бхакти Вигьяны Госвами Махараджа

 
Читать каждый день. 
 
1. Нужно ясно поставить перед собой цель. Большая часть людей этого не делает. Шрила Прабхупада говорит, что если цель поставлена, она достижима. Надо поставить и увидеть цель. И уже другое не должно нас отвлекать. Каждый день мы должны напоминать себе об этой цели.
 
2. Нужно понять, каким образом достичь этой цели, и делать это, занимаясь садханой. Садхана означает каждый день в одно и то же время, не пропуская ни разу, не в промежутке, не между другими целями, не в погоне от одной цели до другой и лучше всего в одном и том же месте, чтобы место стало намоленным. Потом это место начнет помогать нам.
 
3. На 100 % знаю, что никто этим советом пользоваться не будет - не беспокоиться по пустякам. Не беспокойтесь о том, чего больше нет, не беспокойтесь о том, на что вы не можете повлиять, не беспокойтесь о том, что будет в будущем. Что происходит, когда мы начинаем беспокоиться? Уходит вся энергия. Есть одна замечательная шлока, которую нужно выучить всем: джатасья хи друвам мритйур… /БГ 2.27/
 
4. Каждый день либо слушайте, либо читайте священные писания! Пусть немного, пусть чуть-чуть. Мы каждый день что-то едим, но чем питается наш ум? Всякой ерундой. Уму нужно давать хорошую пищу каждый день. Каждый день кормите свой ум хорошими вещами - священными писаниями, словами Кришны.
 
5. Помнить о том, что Кришна всегда рядом с нами, всегда в нашем сердце, всегда говорит с нами, всегда нас видит и ведет и знает, что мы делаем и думаем. Наша жизнь полностью изменится, если мы будем помнить об этом.
 
6. Постоянно общаться с теми людьми, у которых та же самая цель, и ни в коем случае не общайтесь с преданными, который эту цель забыли. Общение с преданными определенной категории может быть самой опасной формой асат-санги. Постоянно старайтесь находить людей, у которых есть цель перед собой и которые к ней идут. Если вы общаетесь с кем-то, то общайтесь с теми, кто по-настоящему серьезно относится к духовной практике. Избегайте людей, которые утратили цель и пытаются вас стащить на свой уровень. Приходите чаще в храм, ищите общение, которое может воодушевить и укрепить вас на этом пути, а не такого, которое собьет вас с толку.
 
7. Постоянно заглядывайте в свое сердце и анализируйте, насколько вы прогрессируете на духовном пути. Не пренебрегайте этим важным аспектом нашей практики - самоанализом, старайтесь как можно честнее смотреть, есть ли у вас духовный прогресс, научились ли вы преодолевать негативные эмоции, стали ли вы духовно сильнее, насколько у вас по-прежнему сильны низменные страсти и инстинкты, которые мучают вас. Анализируйте это, и это поможет вам продвигаться по пути бхакти.
 
Е.С. Шрила Бхакти Вигьяна Госвами Махарадж.
 

Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами: Два качества, которые гарантируют успех

 
Шрила Прабхупада говорит, что мы можем избавиться от рабства этого мира, даже если мы еще не готовы предаться Кришне полностью. Если мы просто с ВЕРОЙ принимаем все, что Кришна говорит нам, и БЕЗ ЗАВИСТИ! Если у нас нет отвержения с самого начала, тогда мы можем стать свободными от кармы, от любых ошибок, которые мы совершили в прошлом. Постепенно. Все религии говорят о предании, не только мы, поэтому люди не любят религию... 
 
ВЕРА - значит вера в указания священных писаний и в слова Кришны... Сомнения на самом деле есть у каждого, и вера - это то самое чувство, которое позволяет человеку отвергнуть логические доводы. С помощью логики невозможно понять Бога. Чтобы следовать духовным путем, у нас должна быть инстинктивная вера, которая у всех есть внутри.
 
И второе качество, которое должно быть у нас и которое обеспечит нам успех, - анасуя - ОТСУТСТВИЕ ЗАВИСТИ. Зависть - это способность видеть недостатки там, где их нет... Зависть - это признак нашего бесплодия, т.к. сами мы не способны что-либо сотворить, поэтому мы ищем недостатки в других, чтобы смешать их с грязью. Нужно понимать, что это качество является защитной реакцией нашего ума, который не хочет предаваться. Ум не хочет терять свою независимость, и поэтому он включает этот механизм зависти, чтобы с ее помощью у человека появились причины ничего не делать. 
 
Анасуя - то самое качество, с помощью которого мы сможем понять Бога, даже если мы не знаем, кто Он такой. Одного этого качества достаточно для того, чтобы процесс начал работать. 
 
Если мы будем придерживаться двух этих правил, мы придем к освобождению, к чистому сознанию Кришны. 
 
Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами, Лондон, 2006г.

Прабхупада-радио

Веда-радио