ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЗАБОТА О ДЕТЯХ ПРЕДАННЫМ СЛУЖЕНИЕМ?

Вопрос от матаджи Кишори-рани:

У меня еще был вопрос, меня очень волнует, и я хочу прояснить. Я читаю трансцедентный дневник Хари Шаури прабху, и там случай такой был, когда матаджи не разрешалось жить в храме с детьми и т.д. И Прабхупада сказал, что забота о детях не считается преданным служением, даже если растишь их как преданных. Мол это зона личных интересов родителей. Разъясните мне, пожалуйста. Мне больно было это читать и внутри сидит мысль, что это не ценно. Или просто принять, что ты вылетел на пару лет? Или то время такое суровое было, что всем надо было быть «у станка»?

Вот упоминаемый в письме отрывок из «Трансцендентного дневника», том 2, глава 1:

«Во время дневной беседы Прабхупада сказал, что в идеале храмы должны быть предоставлены в распоряжение брахмачари и санньяси, грихастхи же должны жить отдельно. Однако позднее он дал более емкое определение храма, сказав, что там должны жить только те, для кого распространение сознания Кришны является наиважнейшей целью в жизни. Эта тема очень актуальна. Нужно быть уверенными, что не будет никаких отклонений. Даже присмотр за детьми в храме не должен считаться преданным служением. Воспитание детей - индивидуальная обязанность родителей и относится к сфере личной заинтересованности преданного-домохозяина.»

 
Ответ:
 
Спасибо за актуальный вопрос. 
Это все не совсем черно-белое, - либо чистое преданное служение, либо майа. Кстати, в отрывке, приведенном выше, на который Вы ссылаетесь, не сказано, что воспитание детей в сознании Кришны не является или не может быть преданным служением. Там сказано «не должен считаться преданным служением». Исходя из контекста, это означает, что помимо заботы о детях живущие в храме должны быть заняты еще другим служением. А дальнейшее разъяснение еще более подтверждает контекст:  “…он дал более емкое определение храма, сказав, что там должны жить только те, для кого распространение сознания Кришны является наиважнейшей целью в жизни.” То есть это утверждение не является исключающим воспитание детей из списка служения. Речь идет о том, чтобы подчеркнуть что в храмах должны жить преданные, полностью посвятившие себя деятельности ИСККОН и проповеди. 
 
В Бхагавад-гите Господь (9.29-30) говорит о разных уровнях преданности. Вначале Он говорит об уровне чистой преданности, любви в стихе патрам пушпам пхалам тойам йо ме бхактйа прайаччхати…,- “если человек предложит Мне с любовью и преданностью цветок, листок, плод или воду, то Я приму это.” Это уровень чистой любви, в которой преданный естественно делает только то, чего желает Господь. 
 
Если такой любви еще нет, то в следующем стихе (9.30) Шри Кришна предлагает нам метод, который поможет постепенно развить чистую любовь, и это: йат кароши йад ашнаси йадж джухоши дадаси йат йат тапасйаси каунтейа тат курушва мад-арпанам, - “что бы ты, ни делал, что бы ни ел, что бы ты ни отдавал и ни предлагал, какие бы ты ни совершал аскезы, делай это, о сын Кунти, как подношение Мне (мад-арпанам).” В этой шлоке сказано “что бы ты ни делал”, то есть речь идет не о том, о чем просит Кришна, что нужно Ему, но что делаю я, что нужно мне. Да, здесь примешивается сфера личных интересов, поэтому это не чистое бхакти. Заказчик в этом случае не Он, а я. Речь об удовлетворении моих потребностей, но вся эта деятельность должна совершаться как подношение, как ягья, быть предложенной Кришне в соответствии с правилами и предписаниями. Вначале побуждение от меня, потом я вовлекаю в это Кришну.
 
Это еще не совершенное чистое преданное служение, потому что у меня есть желания, стремления и потребности, которые я должен удовлетворять, это уровень садхаки. Так, когда мы женимся или выходим замуж, то в этом всегда есть личная привязанность и потребность в общении с противоположным полом, но мы удовлетворяем эту потребность религиозным образом, как в ягье, в освященном браке. Кришне не обязательно нужно чтобы мы были в браке, Он бы принял если мы, обладая чистой любовью жили как Ганга Мата Госвамини или Харидас Тхакур, без риска падения, не нуждаясь в социальной стабильности. Но мы не можем. Это же касается и детей. Мы нуждаемся в детях. Шрила Бхактисиддханта Сарасвати говорил, что если бы он был уверен в том, что это нужно для Кришны и что дети будут чистыми преданными, то он вступал бы в связь с женщиной сотни раз, но при этом он предпочел оставаться найштхика брахмачари. 
 
Поэтому забота преданных о своих детях несомненно является формой преданного служения, это наша садхана, в рамках нашей гуны и кармы, если мы акцентируем, что это - подношение Кришне. Мы должны стараться делать это как можно лучше для Кришны, с намерением вырастить ребенка преданным, а то, что это, возможно, не является совершенно чистым бхакти, поскольку есть доля личных интересов, не должно вводить нас в депрессию, так же как наше желание принять вкусный прасад не вводит нас в депрессию, но наполняет большим энтузиазмом перед обедом.  

Слухаємо Книги Прабгупади