В поисках Кришны: археология

В поисках Кришны: археология

В данной статье рассказывается об археологических свидетельствах, подтверждающих истинность событий, описанных в Махабхарате и Харивамше. Хотя датировка, предлагаемая учеными, несколько расходится с данными самого эпоса, а также данными астрономии, некоторые свидетельства (такие как наконечники стрел, найденные на Курукшетре) говорят в пользу шастр. Раскопки на Курукшетре были приостановлены. Не потому ли, что ученым пришлось бы многое поменять в своих представлениях о древнеиндийской истории и вторжении ариев на Индостан?

Не так давно в художественном центре «CP Art Centre» в Ченнаи (бывш. Мадрас. – Ред.) телепродюсер Т.К.В. Раджан (а в прошлом – археолог) устроил выставку под названием «В поисках Кришны». На ней была представлена подтвержденная серьезными документальными свидетельствами подборка материалов о раскопках в местах, связанных с жизнью Кришны и событиями из «Махабхараты». Ввиду продолжающихся в настоящее время раскопок в Айодхье было бы полезно посмотреть, что же открылось при раскопках по местам «Махабхараты».

На севере Индии было идентифицировано свыше 35 мест, упомянутых в древнем эпосе. В каждом из них ученые нашли предметы материальной культуры: расписную серую керамику, гончарные изделия с черным орнаментом, а также древности, относящиеся к одежде и внешнему виду человека. Гончарные изделия изготовлены из высококачественной, тщательно размятой глины и имеют тонкую текстуру. Они хорошо обожжены благодаря равномерному распределению жара в печи. Данной культуре также было свойственно и использование железа, неизвестного ранней Хараппе.

Хастинапур, находящийся в Уттар Прадеше между Мирутом и Маваной, сегодня представляет собой заброшенную деревню. Однако раскопки 1952 года явили миру Видур-ка-тиллу (Дворец Видуры), Драупади-ки-расой (кухню Драупади) и Драупади Гхат (купальня, место для омовения). Кроме того, там были найдены медная посуда, железные тавро, золотые и серебряные украшения, терракотовые диски и вытянутые бруски из слоновой кости (для азартной игры).

Было найдено 135 предметов из железа, в том числе наконечники стрел и копий, дротики, клещи, крюки, топоры и ножи. Все это свидетельствует о существовании в то время оживленной промышленности. Сохранились следы мощеных кирпичом дорог и дренажных систем, а также некоторые свидетельства об экономике, основанной на земледелии и животноводстве. Расписная серая керамика из Хастинапура датируется 1100-800 гг. до н.э. События же, описанные в «Махабхарате» [по мнению некоторых ученых] произошли, вероятно, в 1000-900 гг. до н.э.

Позже, согласно «Матсья Пуране» и «Ваю Пуране», Хастинапур был разрушен сильным наводнением, вызванным разливом Ганги. Ничакшу, пятый царь после Парикшита (внука Арджуны, занявшего престол после сражения на Курукшетре), перенес столицу в Каусамби, что в 50 километрах от Аллахабада. Найдены ясные археологические свидетельства о масштабном наводнении. Следы разрушения водами Ганги еще видны в глинистой почве.

Будучи в изгнании, Пандавы попросили себе три деревни: Панипрастху, Сонапрастху и Индрапрастху, которые принято отождествлять с Панипатом, Сонепатом и Пуранакилой в Нью-Дели. В ходе раскопок в этих местах были обнаружены все та же керамика и древности. В Пуранакиле были раскопаны строения с системой дренажа, а также расписная серая керамика.

На Курукшетре (ныне в штате Харьяна) произошла битва между родами Куру и Пандавов. На раскопках здесь нашли железные наконечники, датированные при помощи термолюминесцентного анализа 2800 годом до н.э.

В наши дни Курукшетра – город озер для омовения. Считается, что в Брахма-сароваре – большом озере размеров 1200 на 500 метров – Кришна, Баларама и Субхадра омывались после солнечного затмения. Бхишма лежал на ложе из стрел там, где сейчас находится Бхишма-Кунда. Арджуна выпустил стрелу в землю, и из нее забил фонтан прохладной воды, падавшей прямо в рот Бхишме. Эта вода образовала озерцо Бан Ганга. В восьми километрах оттуда находится поселение Тханесар, которое в VI веке было столицей Харша Вардханы.

Однако вскоре после того, как были найдены эти артефакты, раскопки прекратились и никогда больше не возобновлялись. Почему?

Очень живо в эпических повествованиях рассказано о затоплении Двараки. Арджуна попросил ее жителей немедленно покинуть город, поскольку море угрожало затоплением. Согласно Сабха-парве (одной из частей «Махабхараты»), Дваравати был хорошо укреплен. Когда д-р С.Р. Рао начал раскопки в храме Дваракадхиши, он обнаружил там остатки храмов XV, XII и IX веков н.э. Продолжив копать глубже, и, миновав слои двух ранних храмов, на глубине 9,5 метров ученый обнаружил остатки двух городов, уничтоженных морем. В более древнем из них были обнаружены осколки блестящей красной керамики, очень характерной для того времени и места. Воодушевленный открытием, Рао решил отыскать Двараку.

Во время подводных работ в Аравийском море, недалеко от современной Двараки, на глубине 10 метров были найдены двое ворот, крепостные стены, башни и мол. Помимо соответствий с описаниями «Махабхараты», рассказывающей об архитектурном облике города и том, как он был затоплен, было установлено и время его существования. Термолюминесцентный анализ керамики из Двараки указывает на возраст – 1570 год до н.э.

Другие находки включали в себя керамику, бронзовые изделия и железные орудия труда, а также треугольные каменные якоря с тремя отверстиями (в Двараке) и печати из раковины, подобные позднехараппским, с изображением животного, объединившего в себе черты быка, единорога и козла. Также в Бет Двараке были найдены осколки блестящей красной керамики, что позволяет связать это место с культурой Хараппы и говорить о нем, как о ее преемнике.

Бет Дварака – это остров, на котором, согласно преданию, бывал Кришна и посещал расположенный там храм Шанкходары. Кроме того, там находится единственный в своем роде древний храм Матсьи, легендарного спасителя мира во времена Великого Потопа. Предметы, найденные в Двараке, увязывают между собой историю и миф, позволяя говорить о времени затопления города между 1500 и 1300 годами до н.э.

Самый примечательный момент в обоих эпических повествованиях [«Махабхарате» и «Рамаяне»] – это их география. В «Махабхарате» упомянуто много маленьких деревень, озер и холмов, местоположение которых установить не удается до сих пор.

Что можно сказать об историчности «Махабхараты»? Скептически настроенные историки не признают ни одну из находок, пока подлинность ее не будет доказана надписями. А подобные надписи никогда не будут обнаружены, ибо самая ранняя из индийских надписей датируется 300 г. до н.э. Так что же, будем считать эпос мифом, пока не удастся их убедить?

Западные ученые пытаются установить связь между Кришной и Христом, провозглашая, что легенды о Кришне возникли из проповедей Св. Фомы о Христе. Но тексты и археология говорят о другом. В «Чхандогья Упанишаде» говорится, что Кришна Девакипутра (сын Деваки.- Ред) был учеником Гхоры Ангирасы и автором этой Упанишады, слово в слово повторяющей наставления из «Бхагавад-гиты».

Чанакья в IV веке до н.э. упоминает об истории рождения Кришны, а Мегасфен говорит о том, что Соурасены (Шурасены или Ядавы) поклонялись Гераклу (Кришне [Хари-кулеше]). Двумя важнейшими местами этого культа были Метхора (Матхура) и Клеисобора (Кришнапура?) на судоходной реке Йобарес (Ямуна). Мегасфен сообщает о том, что Геракл (Кришна) послал свою дочь Пандаю править царством Матхура (Мадураи) на южном побережье. Была ли она потомком Пандавов? Всплыло ли впоследствии ее имя в названии династии Пандьев, столица которых была названа в честь столицы Кришны, Матхуры?

У Панини, Патанджали, а также в трудах буддийских и джайнских монахов также упоминаются Кришна и война на Курукшетре. А китайский путешественник Юан Чанг пишет, что на Курукшетре случилась великая битва, и под слоем земли на ней лежат кости убитых воинов.

В 180-165 г.г. греческий царь Агатокл выпустил монеты с изображением Васудевы, держащего чакру. Сохранились некоторые надписи, относящиеся к I в. до. н.э. Греческий посол Бхагавата Гелиодор возвел в Беснагаре колонну Гаруды, посвятив ее Васудеве. Надпись у источника Мора близ Матхуры упоминает о поклонении пяти героям Вришни, среди которых есть и Васудева. В Гхошунди и Хативаде были возведены каменные стены (Нараяна ватика), посвященные Васудеве и Его брату Санкаршане (Балараме).

Место, вызывающее наибольшие разногласия, - это, несомненно, храм в Матхуре, на месте рождения Кришны. Мне неизвестно, проводились ли там какие-либо раскопки, но традиция и видные историки связывают это место с Кришной. Именно поэтому Аурангзеб избрал это место для строительства мечети.

Вьюхами назывались особые методы построения боевых единиц в армии. Кроме этого, нам ничего не известно об их устройстве и ударной силе. Раджан при помощи компьютера попытался восстановить схему, по которой строились воины Кауравов, и выяснить, каким образом Пандавы проникали в эти вьюхи и уничтожали их. То, что всегда считали примитивной родовой войной, оказывается на деле все более и более сложным явлением.

Божественность Кришны – предмет веры, согласно которой Его отождествляют с Господом Вишну. Но археология убедительно установила правдивость «Махабхараты» и существование культа Васудевы-Кришны в очень древний период истории. Эпос формирует душу Индии, и Раджан славно потрудился, чтобы подтвердить и вернуть к жизни древнюю историю.

Источник: Vijitatma Das @ blogs.mail.ru

Слухаємо Книги Прабгупади