Шрила Прабхупада объясняет трансцендентное положение Господа Шри Чайтаньи Махапрабху

Шрила Прабхупада объясняет трансцендентное положение Господа Шри Чайтаньи МахапрабхуСлово чайтанья означает «жизненная сила», чарита означает «характер, качество» и амрита означает «вечное». Как живые существа мы можем передвигаться, но стол не может, потому что в нем нет жизненной силы. Движение и активность могут быть признаками или симптомами жизненной силы. В действительности можно сказать, что не может быть никакой активности без жизненной силы. Также  жизненная сила присутствует в материальном состоянии. Это состояние не амрита, вечное. Слова чайтанья-чаритамрита, следовательно, могут быть переведены как «качества жизненной силы в вечности».

Но как эта жизненная сила демонстрирует вечность? Она не демонстрируется человеком или каким-нибудь существом в материальной вселенной, никто из нас не вечен в этих телах. Мы обладаем жизненной силой, проявляем активность, и мы бессмертны по природе и строению, но материальное состояние, в которое мы помещены, не позволяет проявиться нашей вечности. Это утверждается в Катха Упанишад, что вечность и жизненная сила принадлежит и нам и Господу. И хотя это правда, что и мы и Господь вечны, есть различие. Как живое существо, мы действуем, но имеем склонность к падению в материальный мир. У Господа нет такой склонности. Будучи всемогущим, Он никогда не попадает под контроль материальной природы. В действительности, материальная природа сама – одна из Его невообразимых энергий.

Аналогия может помочь нам понять различие между нами и Господом. С земли мы можем видеть только облака в небе, но если взлететь над облаками мы можем увидеть, как сияет солнце. С неба небоскребы и города кажутся крохотными; также с позиции Господа все материальное творение незначительно. Склонность живого существа – падать с высоты, откуда все видно. Однако у Господа нет такой склонности. Верховная Личность Бога не впадает в иллюзию (майу), также как солнце не падает за облака. Философы-имперсоналисты (майавади) утверждают, что и Господь и живое существо попадают под контроль майи, когда они попадают в этот материальный мир. Это – ошибка в их философии.

Поэтому Господь Чайтанья Махапрабху не должен считаться одним из нас. Он – Сам Кришна, высшее живое существо и поэтому Он никогда не попадает в когти майи. Кришна, Его экспансии и даже Его чистые преданные никогда не попадают в когти иллюзии. Господь Чайтанья пришел на землю просто, что бы проповедовать Кришна-бхакти, любовь к Кришне. Он как учитель, который видя ученика действующего неправильно, берет в руки карандаш и пишет, говоря: «Пиши так: А, Б, В». Из этого мы не должны делать глупых выводов, что учитель не знает азбуки. Так же, хотя Господь Чайтанья приходит в облике преданного, мы не должны ошибочно думать, что Он обычный человек; мы должны всегда помнить, что Господь Чайтанья – это Сам Кришна (Господь), который учит нас как стать сознающим Кришну, и мы должны смотреть на Него в этом свете.

В Бхагавад-Гите (18.66) Господь Кришна говорит: «Оставь все виды религии и просто предайся Мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих грехов. Не бойся ничего». Мы говорим: «О, предаться? Но у меня столько обязанностей»! И майа, иллюзия, говорит нам: «Не делай этого, или ты не будешь в моих когтях. Просто будь в моих когтях и я ударю тебя».
Это факт, что нас постоянно бьет майа, также как самец осла получает от самки осла по морде, когда он приближается к ней для занятия сексом. Также кошки и собаки всегда дерутся и скулят, когда занимаются сексом. Даже слон в джунглях попадает в ловушку, в которую его заводит дрессированная слониха. Мы должны учится, наблюдая эти хитрости природы.

Майа имеет множество способов поймать нас и ее самые мощные оковы – это женщины. Конечно, в действительности мы не являемся ни мужчинами, ни женщинами, это различие служит только для внешней одежды, тела. Мы все в действительности слуги Кришны. Но в обусловленной жизни мы скованы железными цепями формы прекрасной женщины. Из этого следует, что каждый мужчина связан сексом, и поэтому тот, кто желает освободиться от пут материальной энергии должен сначала научиться контролировать сексуальное желание. Недозволенный секс полностью помещает живое существо в когти майи.

Господь Чайтанья Махапрабху официально отрекся от этой иллюзии в возрасте 24 лет, несмотря на то, что Его жене было 16, а его матери 70 и Он был единственным мужчиной в семье. Он был брахманом и не был богат, но Он принял санньясу, отреченный образ жизни, для того, что бы избавиться от семейных привязанностей.

Если мы хотим стать полностью сознающими Кришну, мы должны отказаться от когтей майи. Или, если мы остаемся с майей, то мы должны жить таким образом, что бы не впадать в иллюзию, как это делало много домохозяев среди ближайших преданных господа Чайтаньи. Однако, со Своими последователями в отречении Господь Чайтанья был очень строг. Он даже прогнал Харидаса Младшего, важного лидера киртанкаров, за то что он с вожделением посмотрел на женщину. Господь сказал ему: «Ты живешь со Мной в отреченном образе жизни, и все равно смотришь на женщину с вожделением». Другие преданные Господа просили Его простить Харидаса, но Он ответил: «Все вы можете простить его и жить с ним. А я буду жить один». С другой стороны, когда Господь узнал, что жена одного из его преданных домохозяев беременна, Он попросил дать ребенку определенное благоприятное имя. Так, в то время как Господь одобрял, когда домохозяева занимались регулируемым сексом, Он был как удар молнии с теми, кто, будучи в отреченном образе жизни обманывал способом «пить воду, находясь под водой, когда омываешься в день поста». Другими словами, Он не терпел лицемерия Своих последователей.

Из Чайтанья-чаритамриты мы узнаем, как господь Чайтанья учил людей как вырваться из оков майи и стать бессмертным. Поэтому, как упоминалось выше, название книги может быть правильно переведено: качества жизненной силы в вечности. Высшая жизненная сила – это Верховная Личность Бога. Он также является высшим существом. Существует бесчисленное количество живых существ и все они индивидуальны. Это очень легко понять: мы все индивидуальны в наших мыслях и желаниях и Верховный Господь тоже индивидуален. Он отличается тем, что Он лидер, тот кого никто не может превзойти. Среди живых существ, живущих мгновение, одно существо может превзойти другое в одном или другом. Как каждое из этих живых существ, Господь индивидуален, но он отличается тем, что Он – высшая индивидуальность.

Господь также непогрешимый, и поэтому в Бхагавад-Гите к Нему обращаются как к Ачьюта, что значит «тот, кто никогда не падает». Это имя выделено здесь потому что в Бхагад-Гите Арджуна впал в иллюзию, но Кришна – нет. Кришна Сам подтверждает Свою непогрешимость, когда говорит Арджуне «Когда Я являюсь в этот мир, я делаю так силой Своей внутренней энергии». (БГ 4-6)

Поэтому мы не должны думать, что Кришну превосходит материальная природа, когда Он в материальном мире. Кришна или Его воплощения никогда не попадает под влияние материальной природы. Они полностью свободны. В действительности, тот, кто имеет божественную природу, в Шримад-Бхагаватам определяется как тот, кто неподвластен гунам материальной природы. Если даже преданные могут достичь такой свободы, тогда что же говорить о Верховном Господе?

Важный вопрос: Как мы можем оставаться незагрязненными пока находимся в материальном мире? Шрила Рупа Госвами объясняет, что мы можем остаться незагрязненными, находясь в материальном мире, сделав смыслом нашей жизни служение Кришне. Кто-то может справедливо спросить: как я могу служить? Это вопрос не только медитации, которая связана только с активностью ума, но и означает практическую работу для Кришны. В такой работе мы должны использовать все возможности. Все, что мы имеем, мы должны использовать для Кришны. Мы можем использовать все: типографию, автомобили, самолеты, ракеты. Если мы просто говорим людям о сознании Кришны, мы так же совершаем служение. Если наш ум, чувства, речь, деньги и энергия вовлечены в служение Кришне, тогда мы уже не находимся в материальном мире. Силой духовного сознания или сознания Кришны мы возвышаемся над платформой материальной природы. Это факт, что Кришна, Его экспансии и Его преданные, те, кто работает для Него, не находятся в материальном мире, хотя люди со скудным запасом знаний так не думают.

Чайтанья-чаритамрита учит, что душа вечна и что наша деятельность в духовном мире тоже вечна. Майавади, которые придерживаются взгляда, что Абсолют безличен и бесформен, утверждают, что реализованной душе нет необходимости говорить. Но вайшнавы, преданные Кришны, утверждают, что когда кто-то достигает стадии реализации, только тогда он по-настоящему начинает говорить. «Раньше мы говорили о бессмыслице» говорят вайшнавы. «А сейчас, позвольте, мы начнем настоящий разговор, разговор о Кришне». В подтверждение их точки зрения, что самореализация требует тишины (молчания), майавади приводят пример горшка для воды. Они утверждают, что когда горшок не наполнен водой, он издает звук, а когда горшок наполнен, он не издает звуков. Но разве мы горшки для воды? Как нас можно с ними сравнивать? Хорошая аналогия использует как можно больше сходства между двумя объектами. Горшок для воды не активное живое существо, но мы –  да. И пусть медитация в тишине может быть приемлема для горшка, но она не приемлема для нас. На самом деле, когда преданный осознает, как много он должен рассказать о Кришне, то и двадцати четырех часов в сутки недостаточно. Глупец тот, кто празднует, когда он молчит, когда он прерывает молчание – всплывает недостаток знаний. Чайтанья-чаритамрита показывает, как много прекрасных вещей может быть открыто при прославлении Господа.

В начале Чайтанья-чаритамриты, Кришнадас Кавирадж Госвами пишет: «Я выражаю почтение моим духовным учителям». Он указывает здесь множественное число, что бы обозначить ученическую преемственность. Он предлагает поклоны не только одному своему духовному учителю, но и всей парампаре. Цепь ученической преемственности берет начало с Господа Кришны. Поэтому автор и обращается к гуру в множественном числе, что бы показать свое уважение всем предшественникам его духовного учителя. После предложения поклонов парампаре, автор предлагает поклоны всем остальным преданным, Самому Господу, Его воплощениям и проявлению внутренней энергии Кришны. Господь Чайтанья Махапрабху (которого еще иногда называют Кришна Чайтанья) является воплощением всего нижеперечисленного: Он – Сам Господь, гуру,  преданный, инкарнация, внутренняя энергия и экспансия Господа. Как Его спутник, Нитьянанда, Он – первая экспансия Господа; как Адвайта, Он инкарнация; как Гададхара, Он внутренняя энергия; и как Шриваса, Он обычное живое существо в роли преданного. Поэтому Кришну нельзя воспринимать как одно существо, но Его нужно воспринимать, как вечно существующего со всеми Его проявлениями, как описал Рамануджачарья. В философии Вишиштадвайты энергии господа, экспансии и инкарнации считаются находящимися в положении: единство в многообразии. Другими словами, Господь неотличен от всего этого: все вместе есть Бог.

Вообще-то Чайтанья-чаритамрита не предназначена для новичков, это аспирантура духовного знания. В идеале, человек начинает с Бхагавад-Гиты и прогрессирует через Шримад-Бхагаватам к Чайтанье-чаритамрите. И, хотя все эти великие писания на одном уровне, ради сравнения, изучение Чайтаньи-чаритамриты считается на более высоком уровне. Каждый стих в ней составлен идеально.

Во втором стихе Чайтаньи-чаритамриты автор предлагает свои поклоны Господу Чайтанье и Господу Нитьянанде. Он сравнивает Их с солнцем и луной, потому что Они рассеивают тьму материального мира. В этом примере солнце и луна восходят вместе.

В западном мире, где слава Господа Чайтаньи относительно неизвестна, кто-то может спросить «Кто такой Кришна Чайтанья?» Автор Чайтаньи-чаритамриты, Шрила Кришнадас Кавирадж, отвечает на этот вопрос в третьем стихе его книге. В целом, в Упанишадах Верховная Абсолютная Истина описывается имперсонально, но персональный аспект Абсолютной Истины упоминается в Шри Ишопанишад, где мы находим следующий стих:
хиранмайена патрена
сачйасйапихитам мукхам
тат твам пушанн апаврину
сатьйа-дхармайа дриштайе

 

О мой Господь, поддерживающий все живое! Твой истинный лик скрыт Твоим ослепительным сиянием. Удали же этот покров и яви Себя Твоему чистому преданному.(Шри Ишопанишад, 15) Имперсоналисты не обладают силой выйти за рамки сияния Господа и достичь Личности Бога, от которого это сияние исходит. Ишопанишад – это гимн этой Личности Бога. Это не так, что имперсональный  Брахман отрицается, это тоже описывается, но этот Брахман раскрывается, как ослепительное сияние тела Господа Кришны. И в Чайтанье-чаритамрите мы узнаем, что Господь Чайтанья – это Сам Кришна. Другими словами, Шри Кришна Чайтанья – основа имперсонального Брахмана.

Параматма, или Сверхдуша, которая присутствует в сердце каждого живого существа и в каждом атоме во вселенной, является частичным воплощением Господа Чайтаньи. Поэтому Шри Кришна Чайтанья является основой и Брахмана и всепроникающей Параматмы так же как и Верховная Личность Бога. По существу, Он полон в шести достояниях: богатство, слава, сила, красота, знание и отречение. Словом, мы должны знать, что Он – Кришна, Господь, и что никто не сравнится с Ним в величии. Нет ничего выше. Он – Верховная Личность.

Слухаємо Книги Прабгупади