Пауганда-лила Господа Чайтаньи

Пауганда-лила Господа ЧайтаньиВ этой главе вы услышите рассказ об играх Господа Чайтаньи, которые проходили в возрасте от пяти до десяти лет. Детей такого возраста в Индии называют "пауганда", отсюда и название игр Господа -  пауганда-лила. Господь Чайтанья так милостив ко всем, что даже самый последний грешник и неверующий материалист могут стать преданными Господа. Это совсем нетрудно. Просто предложите его лотосным стопам цветы или немного фруктов.

Итак, Господь Чайтанья начал Свое обучение. Сначала Он брал уроки у двух учителей - Вишну и Сударшаны. Когда же мальчик немного подрос, отец поручил Его заботам Гангадаса Пандита. Гангадас обучал Нимаи грамматике санскрита. Обучение проходило на самом высоком уровне. Все Веды записаны на санскрите, и хорошее знание этого языка было необходимо для того, чтобы глубоко и правильно понимать их смысл. Тому, кто хорошо знал санскрит, были открыты все священные писания. Санскрит сложен, и обычно на изучение всех правил грамматики уходит не менее двенадцати лет. Но Нимаи запоминал их сразу и очень точно. Ему достаточно было только один раз выслушать объяснения Своего учителя. Более того, грамматику санскрита Он сразу увязывал со смыслом священного писания, и духовные знания сами укладывались в Его сердце.

Прошло немного времени, и Нимаи Сам стал толковать учебник грамматики под названием Панджи-тика. Он делал это столь блестяще, что без труда одерживал победы над учениками, намного старше Его по возрасту.

Хотя Нимаи был еще ребенком, беседы с Ним были весьма поучительны. Так однажды Он подошел к Шачидеви, почтительно поклонился ей и спросил:
- Мама, ты окажешь Мне милость, о которой Я тебя попрошу?
- Конечно, мой дорогой, - ответила Шачимата. - Я дам Тебе все, о чем бы Ты ни попросил.

И тогда Господь сказал ей:
- Пожалуйста, мама, не ешь зерно в дни экадаши!

С того дня мама Шачи стала соблюдать пост в дни экадаши. Господь знал, что эти посты очень важны. В древней Сканда Пуране говорится, что человек, который ест зерно в экадаши, становится убийцей своей матери, отца, брата и духовного учителя. Даже если он когда-нибудь и попадет на планеты Вайкунтхи, он непременно снова падет в этот материальный мир. Поэтому преданные Господа, хотя и предлагают Кришне в этот день зерно и дал, сами воздерживаются от такого прасада. Вот так Господь в детстве заботился о Своей матери.

Время шло, Шачимата и Джаганнатха Мишра не заметили, как вырос их старший сын, Вишварупа. Он стал красивым юношей, и отец решил, что пора подыскать сыну невесту. Но Вишварупа мечтал совсем о другом. Услышав о том, что отец думает его женить, Вишварупа тут же покинул родительский дом и принял санньясу, отречение от мира. Он пустился в бесконечные странствия, посещая святые места.

Узнав об уходе старшего сына, Шачимата и Джаганнатха Мишра очень опечалились. Господь Чайтанья утешал их:
- Мои дорогие отец и мать, - говорил Господь, - не печальтесь. Это очень хорошо, что Вишварупа принял санньясу. Теперь, по беспричинной милости Господа освобождение получит и твоя семья, отец, и мамина.

Шри Чайтанья уверил родителей, что останется с ними до самой старости и будет заботиться о них. Зная, что в все в руках Всевышнего Господа, Шачимата и Джаганнатха Мишра были благодарны сыну за эти добрые слова. Теперь Шри Чайтанья стал им опорой.

Каждое мгновение жизни Господа - это урок, которому люди должны следовать. С этой целью Он приходит на землю. Однажды Нимаи взял предложенные Божествам орехи бетеля и стал жевать их. Ведь Кришна жевал орехи бетеля. Но орехи бетеля одурманивают голову, и мальчик почувствовал Себя плохо. Он потерял сознание и упал. Никто не может подражать Господу. Не обладая Его могуществом, люди не в силах делать то же, что Господь. И великие преданные Кришны знают об этом.

Отец и мать Нимаи тут же подбежали к сыну. Напуганные, они побрызгали Ему в лицо водой, а остатки влили в ром. Нимаи пришел в Себя. Он открыл глаза и сказал родителям слова, прекраснее которых им не доводилось слышать прежде.

- Это Вишварупа забрал Меня отсюда, - сказал Господь. - Он приказал Мне тоже принять санньясу. Но Я ответил Вишварупе: "У Меня остались беспомощные отец и мать. К тому же Я Сам еще ребенок. Что Я знаю о жизни санньяси? Я хочу стать домохозяином, чтобы помогать Своим родителям. Думаю, что Господь Нараяна и Его супруга, богиня удачи, будут довольны Мною". И тогда Вишварупа вернул Меня домой. Но напоследок он попросил: "Пожалуйста, тысячи и тысячи раз поклонись моей матери Шачидеви".

Вскоре после того случая Джаганнатха Мишра, отец Шри Чайтаньи, покинул этот мир. Его уход был неожиданным для всех родных. И хотя мать и сын знали, что он ушел в духовную обитель Кришны, их сердца были полны печали. Друзья и родственники пытались утешить семью Джаганнатха Мишры. Следуя ведическим предписаниям, Господь Чайтанья совершил все необходимые ритуалы по Своему умершему отцу.

Прошло несколько дней. Господь Чайтанья сидел во внутреннем дворе Своего дома. Глядя на мать, Он думал: "Я отказался от санньясы и остался дома. Значит, Я должен вести жизнь домохозяина. Но без жены дом пуст. Потом, вдвоем всегда легче в жизни". Так Господь Чайтанья решил жениться.

Возвращаясь как-то из школы, Господь снова увидел Лакшмидеви, дочь Валлабхачарьи. Она шла к Ганге. Как только они встретились, любовь с новой силой вспыхнула в Их сердцах. Они знали, что любят друг друга. И вот в дом Шачиматы пришел брахман Ванамали, который взял на себя роль свахи. Этот брахман был непростой личностью. Под именем Вишвамитры он приходил на землю вместе с Господом Рамачандрой и помог Ему жениться на прекрасной Сите. А в Кришна-лиле он был тем самым брахманом, который передал Кришне послание Рукмини. И теперь Ванамали-гхатака был свахой на свадьбе Господа Чайтаньи и Лакшмидеви.  Помогая маме Шачи, он устроил веселый праздник. Сколько радости было у жителей Навадвипы!

Слухаємо Книги Прабгупади