Однажды Господь Гауранга, беседуя на улице со Своими спутниками, повстречал прокаженного. Поклонившись Господу, тот сказал: «Все говорят, что Ты – Джанардана, вечная Верховная Личность Бога. Ты — Бог всех богов и друг обитателей трех миров. О океан милости и сострадания! Пожалуйста, освободи Меня от моих страданий!
Услышав, что Ты – спаситель падших, я пришел искать у Тебя прибежища и молю об освобождении. Ты — Господь Говинда, Гопал, Господь предавшихся душ. Во всех трех мирах нет большего грешника, чем я. Пожалуйста, избавь меня от моего невыносимого недуга».
Воспылав гневом, Вишвамбхара молвил: «Грешный негодяй! Почему ты поносишь вайшнавов? Все живые существа в материальном мире – Мои друзья. Но Я враждебен тем, кто враждебен вайшнаву. Я не придаю значения тому, что кто-то оскорбляет Меня, но если кто-то поносит Шривасу Пандита, могу ли Я быть счастлив? Ты сказал Шривасе слова, которые нельзя даже повторить, и за это будешь страдать на протяжении многих жизней. Ты видишь лишь Мое тело, но подлинная Моя жизнь – это вайшнавы, живущие в Моем сердце. Если человек, враждебный Мне, служит вайшнаву, Я заберу все его невзгоды и освобожу его. Однако глупец, враждебный вайшнаву, попадет в ад. И Я не могу тебе сказать, как долго ты будешь страдать в аду. Ты — очень порочный и грешный человек. Твоим страданиям не будет конца!»
Прокаженный беспомощно заплакал: «В других Своих воплощениях Ты являл милость соответственно преданности человека. Но в Кали-югу каждый дом полон грешников. Если Ты не дашь милости тому, кто не является Твоим преданным, как сможешь Ты сохранить имя Патита-павана — спаситель падших?
Слава сильнорукому Вишвамбхаре! Ты – мост религии. По этому мосту люди пройдут над материальным бытием. О любимец Шачиматы! Прошу Тебя, не отвергай меня! Ты независим, но, если Тебе хоть немного жаль меня, яви мне Свою милость!»
Конечно, сердце Вишвамбхары сжималось от сострадания к этому раскаявшемуся брахману, но, прежде чем явить Свою милость, Гауранга отправился в дом Шривасы Пандита и поведал собравшимся там преданным о прокаженном, которого встретил по дороге. Махапрабху смиренно обратился к Шривасу: «О Шриваса! Если ты пожелаешь даровать свою милость этому грешнику, он будет освобожден».
Шриваса Пандит ответил Гауранге: «Мой Господин! Я ниже нижайшего. Ты славишь меня, хотя подлинный спаситель – это Ты. Я прощаю прокаженному его грех; да избавится он от проказы!».
Испытывая радость, Гауранга издал громкий крик. В этот же миг прокаженный, лежавший возле Ганги, исцелился и получил прекрасное тело. Он побежал к дому Шривасы, восклицая: «Где Гаурачандра, луна моего сердца? Кто другой может освободить человека, ослепленного недугом материального бытия?»
Господь Гаурахари вышел из дома Шривасы и быстро зашагал навстречу исцелившемуся прокаженному. Тот упал на землю, выражая почтение Господу. Шри Гауранга поднял его и прижал к груди. Господь наполнил его сердце кришна-премой, которая недоступна даже Брахме.
Охваченный любовью к Шри Кришне, этот человек то плакал, то безудержно смеялся. Он стал петь, танцевать и кататься в пыли. Он восклицал: «Господь Гауранга – друг каждого! Он — Патита-павана. Он пришел, чтобы спасать последних грешников! Да славится самое милостивое воплощение Господа Гаурасундара! Слава Господу Гауранге!» При виде этого чуда спутники Господа преисполнились счастья, а жители Надии поразились.
В разные эпохи являлось множество воплощений, но ни одно из них не сравнится с Вишвамбхарой. Он всем без исключения давал богатство Вриндавана. Он освободил человечество, даровав ему трансцендентную любовь. Дорогой брат! Всегда славь Гаурангу! Не пренебрегай этим! Это — единственный корабль, на котором можно переплыть океан материального бытия. Лочана дас говорит, что никогда более не будет воплощения, подобного Господу Гаурачандре.
(По материалам «Шри Чайтанья-бхагаваты» Шрилы Вриндавана даса Тхакура и «Шри Чайтанья-чаритамриты» Шрилы Кришнадаса Кавираджи Госвами)