19 сентября - заезд, фестиваль санкиртаны и фестиваль бхакти-врикш.
20 сентября утром - Вьяса Пуджи ЕС Прабхавишну Свами и ЕС Бхакти Вигьяны Госвами, вечером в 18.00 - открытие.
26 сентября вечером - закрытие фестиваля.
27 сентября - утренняя программа, завтрак и разъезд.
Интервью с ЕС Бхакти Вигьяной Госвами о революционном изменении в формате фестиваля.
- Госвами Махарадж, расскажите, пожалуйста, о сути нововведений.
- На самом деле, эти изменения сначала были введены на Украинском фестивале по настоянию Его Святейшества Ниранджаны Махараджа. И Ниранджана Махарадж с самого начала говорил о том, что фестиваль должен быть фестивалем, а не средством какого-то вайшнавского бизнеса или еще чего-то. Иногда там, где задействованы деньги, происходят подмены - подмены мотивов ментальных, подмены ценностей. И уже несколько лет, три или четыре года, фестиваль в Евпатории проводится именно по такому формату, когда нет фиксированного взноса. Это не значит, что нет взноса вообще, это значит, что организаторы делают шаг навстречу всем участникам и говорят, что "мы не будем требовать какую-то фиксированную плату, несмотря на то, что у нас есть фиксированные расходы и достаточно большие. Но мы даем возможность каждому поучаствовать". И, делая такой шаг навстречу, они как бы приглашают всех остальных сделать такой же шаг вперед. Потому что когда все эти отношения имеют формат товарно-денежных отношений, то не получают благо ни те, кто продает, условно говоря, то есть организаторы фестиваля, ни те, кто участвует в этом фестивале, вернее, получают, но, может быть, не такое большое благо. Потому что, в конце концов, участники приезжают туда не как участники, а как потребители, и они чувствуют себя вправе требовать что-то с организаторов, которые им, так сказать, продали свой продукт в виде вайшнавского фестиваля. Все это естественным образом оскверняет само отношение к фестивалю и, главное, уменьшает духовный эффект фестиваля.
Такой шаг, который впервые был сделан на украинском фестивале, позволяет человеку перейти из категории потребителя в категорию непосредственно участника, или человека, который отвечает за успех этого мероприятия. Люди приезжают в другом умонастроении, в другом сознании. И не важно, сколько они платят. Некоторые люди платят больше, чем если был бы фиксированный взнос. Потому что, в конце концов, кто-то платит меньше, и за счет чего-то нужно эту разницу покрывать, потому что есть расходы на организационные вещи. Важно именно само отношение или сам настрой. В каком-то смысле это шаг к духовному миру. Когда мы собираемся вместе на фестивале, мы хотим воспроизвести атмосферу духовного мира. Атмосфера духовного мира - это прежде всего атмосфера полного погружения, или участие в том, что происходит. Если я потребитель, то я не погружаюсь глубоко, я всего лишь навсего с недовольным или довольным лицом потребляю то, что мне предоставляют. И я, в общем-то, в каком-то смысле остаюсь наслаждающимся, я не служу. Если я прихожу на фестиваль в настроении слуги и работаю вместе с другими, чтобы фестиваль был успешным, то результат этого фестиваля будет совсем другим, я по-настоящему смогу ощутить, что значит находиться в духовном мире и жить по ценностям духовного мира.
- А вот скажите, то есть по сути меняется идеология фестиваля, это такой эволюционный перелом или революционный?
- Нет, он, безусловно, революционный, потому что мы достаточно резко переходим на этот формат, хотя в течение последних нескольких лет мы уже старались делать так, чтобы каждый человек, который приезжает на фестиваль, не просто потреблял, а участвовал в организации фестиваля, работал на кухне, служил другим, делал какой-то свой вклад в это, но все равно чего-то не хватало. Не хватало какой-то последовательности, что ли, в проведении этой идеи. И люди сталкивались с этой непоследовательностью, потому что, с одной стороны, ему говорили, что он полноправный участник, а, с другой стороны, он не чувствовал это при каком-то соприкосновении с организаторами. Поэтому мы решили этот процесс формально завершить. В том смысле, что форму привести в полное соответствие с тем содержанием или с тем посланием, которое мы хотим через этот фестиваль донести до преданных. Но одновременно с этим работать над тем, чтобы в каждом единичном акте взаимодействия преданных друг с другом это содержание проявлялось.
- Похоже, что организаторы фестиваля сейчас идут на некоторый риск? Наверное, не так просто будет преданным, российским преданным и не только российским, а тем преданным, которые приедут на фестиваль, сразу перестроить свое сознание, или Вы все-таки верите в преданных?
- Риск, безусловно, есть, и более того, даже когда в первый раз был сделан этот шаг на украинском фестивале, там тоже был какой-то недобор, который потом покрыли. Потому что понятно, что работу с настроем преданных нужно вести в течение года, не только на самом фестивале. Какой-то риск есть, но, тем не менее, нужно где-то начинать, когда-то начинать, и, в общем, здраво обсудив все за и против, мы решили на этот риск пойти. Мы очень надеемся на то, что этот шаг будет понят правильно, что люди поймут, что к ним обращаются как к взрослым, ответственным, серьёзным людям, настоящим вайшнавам, и просят их также внести свой посильный вклад, как финансовый, так и какой-то физический, эмоциональный, в успех этого фестиваля. То есть чтобы каждый почувствовал ответственность за это. Хотя в конце концов ответственность всегда лежит на каком-то последнем человеке, который должен будет восполнять финансовый недостаток, если он возникнет. Я взял эту ответственность на себя, сказав, что если будет какая-то недостача, то я постараюсь так или иначе, какими-то способами ее восполнить.
- Этим последним человеком являетесь Вы?
- Ну, кто-то должен быть крайним!
- То есть получается, что сейчас преданные могут, если они не перестроятся, неким образом подвести Вас?
- Да нет! Еще раз: все это делается только ради блага самих преданных, даже если кто-то не перестроится, то лишится сам чего-то.
- А чего он лишится?
- Он лишится опыта, который он мог бы получить, если бы он занял другую позицию. Что греха таить, люди очень часто годами ходят в храмы и остаются в позиции потребителя или в позиции ребенка, они всем недовольны. Человек растет в сознании Кришны только тогда, когда он принимает на себя ответственность. Точно так же как ребенок может повзрослеть только тогда, когда он примет на себя ответственность. Если человек остается инфантильным, то это проявляется прежде всего в его нежелании или в его неспособности принимать ответственность. Наш рост в сознании Кришны напрямую зависит от нашей способности реально принимать на себя ответственность. Поэтому на кон поставлено духовное развитие людей.
- О какой ответственности Вы сейчас говорите? Ответственность перед кем и за что?
- В данном случае речь идет об ответственности перед всеми остальными, скажем так. Становясь полноправным участником фестиваля и слугой на этом фестивале, я принимаю на себя ответственность за успех этого фестиваля. Точно так же как люди, которые организуют фестиваль, переживают, они мучаются, они заботятся о том, чтобы все было хорошо. Благодаря этому они, в общем-то, переживают за Кришну, точно так же как Яшода переживает за Кришну. Яшода на себя приняла ответственность за Кришну. И ее ответственность заключается в том, чтобы Кришна был сыт, и Кришна был доволен, и Кришна был счастлив, и Кришна был чистым и хорошо одетым. Она переживает за это, и это проявление ее любви к Кришне, правильно? Если бы она сидела в углу и думала: «Сам о Себе позаботится, в конце концов, он Бог, это Он должен обо мне заботиться»,- то она не была бы Яшодой. И у нее не было бы любви, то есть это было бы свидетельством того, что у нее любви нет. У нас, может, еще нет любви, но мы хотим ее развить. И мы развиваем эту любовь, принимая реально на себя ответственность за миссию Шрилы Прабхупады, за дело Шрилы Прабхупады и за успех этого конкретного небольшого, локального, но очень важного, мероприятия.
- Правильно я понимаю, что, делая вот такой революционный шаг, Вы даете возможность преданным сделать тоже революционный шаг в своем развитии?
- Безусловно, так!
- Знаете, у некоторых преданных появилось такое немножко скептическое мнение, так сказать, что вот сейчас, в этом году, он будет проходить в Абхазии, и от этого, на Ваш взгляд, он не становится менее российским?
- Мы, к сожалению, были вынуждены перенести место его проведения в Абхазию, потому что на Краснодарском побережье сложилась не очень благоприятная обстановка. Нам все время приходилось менять место проведения фестиваля. Мы проводили его в Дивноморске несколько лет, потом в Анапе, потом были вынуждены уехать из Криницы. Последний раз мы проводили его в Кучугурах, но даже там нам обещало местное население, что они будут устраивать пикеты, они почему-то перепугались. Ведется какая-то достаточно последовательная пропаганда против этого фестиваля. Абхазия в этом смысле место гораздо менее политизированное, традиционно это республика, где много разных конфессий, и как-то они умеют уважать веру других людей и ценить веру других людей. Нам хотелось бы, чтобы фестиваль вернулся конкретно на российскую землю, но в этом году у нас нет другого выхода, кроме как проводить его в Абхазии. Посмотрим, что из этого выйдет. В Абхазии традиционно к сознанию Кришны очень хорошее отношение, потому что на протяжении всей войны преданные кормили всех, все воюющие стороны, и практически все люди в Абхазии знают о том, что делали преданные. Еще раз: конечно, хотелось бы, чтобы он был все-таки в России.
- Такой еще момент: наверное, несмотря на такую абхазскую терпимость, может быть, все равно как-то стоит попросить преданных, чтобы они... иногда просто преданные, к сожалению, бывают немного навязчивы в проповеди местному населению?
- Это здравый смысл, это нужно делать в любом случае. Мы не должны проповедовать людям вопреки, особенно когда нас много. Хорошее правило - соседям не проповедуют, с соседями дружат, соседей угощают, соседей приглашают к себе в гости, но им не проповедуют! Я думаю, что это правило нужно соблюдать везде, не только в Абхазии. Если мы приезжаем куда-то, мы должны вести себя очень смиренно. И если нас спрашивают, то мы можем людям рассказывать, о чем идет речь, а если нас не спрашивают, то мы не должны никоим образом навязывать. К сожалению, у людей возникает эффект некоего такого превосходства, потому что нас много, местного населения мало, и иногда бывают эксцессы. К сожалению, из-за этих эксцессов или не совсем правильного поведения, нам пришлось уйти из Дивноморска, и до сих пор в значительной степени из-за нашего неправильного поведения мы не можем проводить фестиваль.
- Последний вопрос, если можно. Мы говорили немного об особенности этого фестиваля. Вам вопрос как астрологу. Такое давление Сатурна над Россией, наверное, оказывает какую-то роль в величии этого фестиваля?
- Я немножко знаю астрологические принципы в приложении к индивидуальной судьбе человека. Что касается глобальной астрологии, астрологии или кармы мест больших, то тут мне очень сложно судить. Я не считаю себя специалистом даже в такой астрологии, в обычной, не говоря уже о глобальной астрологии, мировой астрологии… Есть какая-то существенная роль у российского народа в мировых судьбах, это тоже факт. Какая роль, нам, я думаю, предстоит еще узнать. И какую роль в этой судьбе российского народа сыграет наш фестиваль, тоже еще пока сказать сложно. Но если опираться не на астрологию, а на историю, то, наверное, да! У России всегда были очень большие великодержавные претензии.
- Наверное, российским преданным нужно все-таки в этом величии начать с себя прежде всего и принять ответственность, да?
- Да, и величие преданных проявляется в смирении. В Евангелии есть хорошее правило, что последние станут первыми. В царстве Бога тот, кто чувствует себя самым маленьким и принимает на себя самую большую ответственность, не гордясь при этом, получает особое почетное место и играет особую роль. Величие в том, что мы не считаем себя великими!
- Спасибо большое!
Подробности можно узнать тут: http://sadhu-sanga.ru/index.php/foto.html