Вечер Бхагавад-Гиты и Махабхараты в Волошинской библиотеке. «В поисках другого измерения»

gita-jayanti-puja

«Бхагават-Гита - одно из величайших евангелий человечества»

Максимилиан Волошин

 

14 декабря в московской библитеке им. Волошина прошел философско-культурный вечер с участием известных ученых, посвященный Бхагават-Гите

Мероприятие проводилось в рамках Дней индийской культуры и было приурочено к популярному индуистскому духовному празднику Гита-Джаянти (Явление Бхагават-Гиты)

В программе вечера были:

  • Слово о Махабхарате и о Гите
  • Экскурс в древнюю и современную историю эпоса «Махабхарата» и Бхагават-Гиты с литературоведом Владимиром Пискаревым: «Бхагават-Гита в критике пушкинских времен» и «Бхагават-Гита: история новейших русских переводов».
  • Выступление ведущего научного сотрудника Института Европы РАН Р.Н. Лункина в рамках деятельности Отдела социологии религии Волошинской библиотеки.
  • Выступление доцента кафедры индийской филологии Института стран Азии и Африки МГУ им. М.В. Ломоносова, доцента кафедры истории и филологии Центральной и Южной Азии Института восточных культур и античности Российского государственного гуманитарного университета А.М. Дубянского.
  • Выступление известного исследователя ведической философско-религиозной мысли Вячеслава Рузова.
  • Выступление театра танца «Манджари» с пластическим спектаклем «Гита».
  • Выступление танцовщиц студии классического индийского танца одисси «Лиламрита».
  • В вечере приняли участие видные ученые-индологи, историки и философы, а также послы и представители посольств ряда восточных государств, исследователи, представители мэрии Москвы.
  • Вопросы и ответы. Книги. Редкие экспонаты из частных коллекций. Фуршет с индийскими лакомствами.

Почему современные россияне (украинцы, белорусы, казахи... список можно продолжать... - прим.ред) так мало знают о Священных Писаниях?

bhagavad-gita-stend

Этот вечер вновь заставил задуматься над корневыми причинами кризиса культуры и нравственности.

Сегодня в российских библиотеках представлено довольно внушительное собрание самых разных книг религиозной или религиозно-философской тематики, о чем еще 20 лет назад можно было только мечтать. Увы, книги-то появились, а вот мечта испарилась словно утренний туман. В большинстве случаев все это замечательное наследие, бережно сохраненное и самозабвенно приумноженное святыми личностями, лишь красуется на полках в ожидании своего часа. Если мы и читаем вообще что-то ("альтернативы" - хоть пруд пруди: только для производства бумаги в мире ежегодно вырубается более 125 миллионов деревьев), то, как правило, отнюдь не те мудрые книги, которые призваны перенаправить наше рассеянное сознание на поиск ясных ответов на сложные вопросы нашей же искусственно заматериализованной жизни. Явно страшась перспективы "лишить" себя "прелестей цивилизации", по-прежнему полагая, что священная книга заковывает человека в некие незримые кандалы, мы с готовностью подставляем грудь навстречу потоку псевдокультурной галиматьи, видя в такой насыщенности эдакий бейджик интеллигентности.

Как гром с ясного неба, однако, прозвучало сообщение в СМИ о результатах новейших исследованиях российских ученых из Института психологии РАН, которые предприняли попытку дать оценку типовому психологическому облику наших сограждан с 1981 по 2011 годы. Согласно их наблюдениям, за минувшие годы большинство наших соотечественников стали конфликтнее, злее, наглее и во многом потеряли способность к самоконтролю. Относительно 1980-х россияне стали... в три раза агрессивнее и во столько же раз грубее, не говоря уже о нехарактерной для былого россиянина бесцеремонности! На дворе - почти 2014 год, и ситуация лишь ухудщилась.

Как преодолеть засилье бескультурья? Только ли в том виноват потерявший правильную ориентацию Запад? Или ответа на актуальный для российского общества вопрос следует искать в другой сфере? Ценным опытом могло бы стать развитие в библиотеках или других интеллектуальных местах образовательных и научно-популярных программ по изучению священных текстов мировых религий в рамках государственной образовательной политики и политики межнационального и межрелигиозного согласия. Можно только приветствовать опыт государства по внедрению в средней школе предметов, связанных с изучением основ религий, и можно только порадоваться за любознательных школьников. Но при этом школьникам и студентам должна быть предоставлена еще и возможность полноценного факультативного изучения, в том числе философско-религиозных памятников, что не только расширяет кругозор, но и формирует прочную жизненную позицию, основанную на знании своих естественных прав и признании столь же неотъемлемых прав других людей и всех живых существ в целом. Мало, чтобы священная книга просто находится на полках библиотек и книгохранилищ. Важно, чтобы эти книги, прежде всего Библия, Коран, Бхагават-Гита, Шримад Бхагаватам и другие, изучались, чтобы их обсуждали, анализировали и сверяли с тем временем, в котором мы живем. И это нужно не только подрастающему поколению, но и взрослому населению.

Вот почему свежим ветерком стал необычный (в виду редкости события) философско-культурный вечер в библиотеке Максимилиана Волошина, посвященный известному древнеиндийскому священному писанию Бхагават-Гите и эпосу "Махабхарата", отчасти перенесший нас в разные времена. Как будто в машине времени. Сначала это была эпоха Кришны, когда и родилась Бхагават-Гита, затем золотой век Пушкина и Карамзина, а затем вновь мы вернулись в наш век лицемерия и раздоров. Ведь Бхагават-Гита - это книга не только для знакомства с философией и историей. Это еще и искусство деятельности в наше сложное время забвения человеком своих естественных прав - права на бессмертие, на абсолютное знание и настоящее счастье. Тот, кто знает Гиту, знает о гунах и других тонких законах Вселенной. Гита - идеальный психологический практикум для современного человека. Появившаяся накануне описанной в Махабхарате грандиозной гражданской войны Бхагават-Гита стала, тем не менее, учебным пособием по миролюбию, пониманию ценности жизни и верности долгу перед Богом и людьми.

ЕМ Патита Павана Прабху — «В поисках другого измерения...»

patita-pavana-pr

Вчера мы праздновали Гита-Джаянти, явление «Бхагават-Гиты» в библиотеке им. Максимилиана Валошина в Москве, которая находится прямо напротив Новодевичьего монастыря. Собралась почтенная публика, хотя может быть не такая многочисленная, как хотелось бы. Но атмосфера была необычная для России. Серьезные ученые и общественные деятели высказывались о «Бхагават-Гите» в очень теплом настроении, подчеркивая ее значение для духовного развития России. Один почетный гость, даже, объявил минуту молчания в честь явления «Бхагават-Гиты», и предложил пригласить этой тишиной Самого Кришну в наше собрание. Я подумал, что это неплохая традиция для проведения публичных выступлений и, может, стоит попробовать этот вид медитации на своих публичных лекциях. Минута молчания – это понятная нашему человеку традиция концентрации на происходящем.

Сам поэт серебряного века, Максимилиан Волошин, прославлял «Бхагават-Гиту», подчеркивая её важнейшее значение для человечества. Оказывается, рукопись «Бхагават-Гиты» была прислана ещё Великим Моголом в дар самому Иоанну Грозному и хранится до сих пор в Москве в архиве Министерства иностранных дел. Максимилиан Волошин называл «Бхагават-Гиту» не больше не меньше одним из величайших Евангелий человечества, и считал перевод «Бхагават-Гиты» на русский язык таким же значимым, как перевод Библии.

Индийские танцы и угощение сделали свое дело – сердца гостей растаяли, а получасовая лекция заставила всех задуматься о смысле этого произведения. Единственное, что меня расстроило, - это то, что мы все равно не чувствуем праздника в своем сердце в этот день. Нам кажется, что Новый год принесет нам больше счастья, чем явление «Бхагават-Гиты». К Новому году мы готовимся за несколько месяцев в надежде на новую жизнь, но то, что новую жизнь нам может дать только понимание «Бхагават-Гиты», мы как-то забываем. Не может быть никакого Нового года и никакой новой жизни без слов Бога. Это будет очередной Старый год, в котором мы будем жить так же по-старому, как и раньше. И до тех пор, пока мы не будем радоваться явлению «Бхагават-Гиты» больше, чем всем остальным светским праздникам в году, наша жизнь так и останется детской. Дети празднуют Новый год и ждут подарки от Деда Мороза, а взрослые должны праздновать Гита-Джаянти и ждать милости от Бога.

15.12.2013,
Москва

gita-jayanti-soiree-2013

Слухаємо Книги Прабгупади