
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
Часть 5
Часть 6
Часть 7
Когда-то мы на улице говорили об этом в Петербурге, прямо на улице. Я показывал книгу, мы разговорились, рядом собралось много людей. Тогда мы не могли снимать залы, потому что нам бы в то время не дали зал. Нам предлагали другие помещения – отдельные камеры. В те времена мы просто разговаривали с людьми на улицах, пока милиция не подошла. И вот я так же разговаривал, много людей собралось, и я сказал, что есть Бог, и есть душа, и существуют формы служения Богу, вот что важно. Служить нужно Богу, а не кому-то еще. «А если я служу Сатане» – спросил кто-то – «в чем разница? Я делаю то же самое, вы поклоняетесь Богу, а я поклоняюсь Сатане, мы же делаем одно и то же, в чем же разница?». И тогда я вспомнил этот стих и сказал – «если вы поклоняетесь Сатане, то идете к Сатане, а если поклоняетесь Богу, то идете к Богу, в этом разница». Это стих из «Бхагавад-гиты», поэтому это неопровержимо. Мысли в момент смерти определяют будущее человека. И таким образом, «где богатство ваше, там и сердце ваше». Жертвуйте, и там, куда вы пожертвуете, туда вы и пойдете, в этом направлении.
Если мы воспитывали ребенка, купали его, лелеяли, одевали, кормили, любили, мы душу вложили в него – то всё сердце ему принадлежит, мы привязаны к нему. Точно так же нужно научиться служить Богу, это практика. Это не какая-то идея, это практика. Так же мы можем кормить Бога, одевать Бога. Да, до сих пор в Индии это делают люди. В каждом доме Бог есть. Если поедете в святую дхаму в Индии, то вы увидите это. Так много мест и в каждом доме Бог. Они делают фигурки, как это описано в Ведах. Можно создать образ Господа в уме, можно создать из металла, из земли, из глины, из дерева, из любого материального элемента. Если вы йог, можете в уме создать этот образ и медитировать на него. Это называется медитативная йога, аштанга-йога. Параматму можно увидеть, а можно, если мы не видим, создать Ее образ. На бумаге или из какого-то материала. И что же делать с Ним? Нужно предлагать Ему какие-то молитвы, разговаривать с Ним, пищу можно предлагать Ему, потом пища становится уже освященной, чистой от кармы. Можно одевать Его в различные одежды, зная, по описаниям Вед как Он одевается, Его атрибуты, можно делать всё это. И таким образом очень просто мы привязываемся к Нему.
Если человек в Индии умирает, знаете, что он говорит? «Ом Рам!». Он обязательно скажет это. Махатма Ганди успел это сказать, когда в него выстрелили в упор: «Ом Рам!» – и умер. Считается, что это высшее совершенство жизни. «Призвавший имя Господа спасется». Это высшая медитация.
И когда я однажды говорил одному человеку о том, как важно повторять мантру Харе Кришна, потому что в момент смерти именно этот звук может спасти нас, нашу душу, он сказал – «а зачем всю жизнь ее повторять? Вот вы повторяете каждый день, практикуете. Просто в момент смерти вспомнил и освободился!». А я был тогда совсем неопытный, думаю – «действительно, как же ему объяснить? Да я и сам толком не понимаю зачем, если можно просто в момент смерти вспомнить?». А тогда была зима, скользко. И Бог тут же помог мне найти ответ. Этот человек поскользнулся и упал. И он не назвал имя Бога, он произнес совсем другое слово. Я не могу его воспроизвести в микрофон на публике. И я схватился за этот момент – «вот смотри, ты поскользнулся и тут же забыл, о чем мы говорили, ты что-то другое произнес. Видишь, тебя сбила с толку ситуация. У тебя насморк появится, и ты уже не будешь думать о чем-то хорошем. Поднять тебя повыше на высоту – и ты тоже собьешься с толку, уже не знаешь о чем думать. А как же в момент смерти?».
Когда-то мне казалось, 20 лет назад, что я уже готов, что как йог я уже совершенен. Я не испытывал ни страха смерти, как мне казалось, я уже был на трансцендентном уровне, такое у меня было чувство. Мне даже казалось, что я видел все время Параматму, такие мистические сиддхи дает эта мантра. Я думал – «всё, я достиг совершенства». Но это был лишь аванс. Потом была целая школа трудностей, которые надо было преодолеть в себе, очистить свое сердце, хороший был путь, трудный. И он продолжается еще. Он будет вечно продолжаться.
И вот однажды мне показалось, что я стал трансцендентным, полностью духовным. Мы жили с женой на 15 этаже в студенческом общежитии, и там было всё хорошо видно, целое пространство до горизонта, много районов Санкт-Петербурга. И вот однажды вечером я должен был лечь спать. Это была зима. Я выключил свет и улегся. И вдруг знаете, что произошло? Я такого даже представить не мог. Всё стало светло как днем, даже ярче. Я открыл глаза – всё было светло, как днем и этот свет вибрировал, дрожал. Я вскочил на ноги. Первая мысль была – «это же ядерный взрыв! Только он мог вызвать такой эффект!». Посмотрел в окно – еще больше испугался. Все было освещено до горизонта белым светом. «Точно, ядерный взрыв!». И всё общежитие 15-этажное – «в-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а» – крики, визг поднялся. Такой шум! И я уже медитировал на Святое Имя и всё прочее, была практика йоги. И я подумал – «так, что делать? Харе Кришна повторять?». И в ту же секунду ум как ураган пронесся – «да, причем тут Харе Кришна?! Бежать надо!!!». Он просто с легкостью, все эти мысли отбросил, он показал свое настоящее могущество. Он притворялся, я обманывал себя, это был самообман.
Даже в духовной жизни легко сбиться с толку. Можно почувствовать себя иногда уже святым, совершенным. В человеке есть это желание быть прославленным, принимать поклонение, вот эти корыстные желания. И тогда этот момент мне показал, насколько я на самом деле не готов, насколько я несовершенен и насколько ум силен.
Когда один человек тонул в Ганге и его спасли, он был без сознания. И когда он пришел в себя, его спросили – «о чем ты думал, какие были последние мысли?». Он даже голову опустил, не хотел говорить, ему было стыдно. «Ну, говори, признавайся, что там было?». Он сказал – «реклама стирального порошка». Когда-то он видел ее по телевидению, и всё это всплыло в момент смерти. Интересно, кем он родился бы в следующей жизни. Не стиральным же порошком, правильно? Но что-то было бы связанное с этой деятельностью.
Слон любит пить и работать. Характерная черта у слонов – пьет и работает. Мышь живет в норе, где копит всякие вещи, ей не нужные: золотые монеты, пуговки, салфеточки, гвоздики. Всё хорошо уложено. Это неудачливый домохозяин в прошлой жизни, говорится в Ведах. Кто-то строит себе большой дом, и совершает так много грехов, а потом рождается в этом же дворе, но деревом. А кого-то приводят собакой в этот дом и привязывают на цепь. Потому что это его дом, он его строил, он рождается там же. Но поскольку он деградировал, он получает другую форму жизни. И сторожит свой собственный дом, который строил в прошлой жизни.
В Ведах есть история об одном человеке, который построил дом для своих детей, три сына у него было. И оставил тело. Но родился прямо напротив своего дома в семье сапожника. Он помнил свою прошлую жизнь, но поскольку не был благочестив, то родился бедным, в семье сапожника. Но он помнил своих сыновей, ходил к ним работу получать. Те давали ему чинить сапоги. И всякий раз, когда он приносил свою работу, они смотрели и говорили – «опять ты халтуришь!» – и били его этими сапогами по голове. Такие метаморфозы, такие вот трансформации происходят. И до каких пор это будет происходить? Пока человек не научится бескорыстной чистой любви.
Откуда же она исходит, эта любовь? Легко сказать, но как я могу любить того, кого не знаю? Я даже кого знаю, не могу любить. Вы говорите «Бог», а я Его в глаза не видел. У меня куча сомнений вообще в том, что вы говорите насчет Бога. Потому что Бог может быть в моем представлении вообще не личность, а просто некая сила, некий разум, и этого достаточно. А для кого-то это просто природа.
Так вот в век Кали-юги дается единственный метод постижения этой любви:
харер нама харер нама харер намаива кевалам
калау настй эва настй эва настй эва гатир анйатха
Смотрите, три раза повторяется, это очень редко вы увидите такие стихи в Ведах, чтобы три раза повторялось одно и то же. Если что-то дважды повторяется, это уже в Ведах означает что-то очень-очень-очень важное. Но тут трижды повторяется. То есть век Кали сейчас, век борьбы, лицемерия и вражды, это сложное время для духовной жизни. Нет иного пути, нет иного пути, нет иного пути, три раза говорится. Ни медитативная йога, ни путь жертвоприношений, ни храмовое поклонение – отвергается всё. Харер нама – только нама, только Святое Имя возможно для духовного прогресса, только этот метод имеет силу. Поэтому для Кали-юги особенно нужна эта мантра из 16 или трех слов: Харе, Кришна, Рама. Почему? Она препятствует влиянию на человека века Кали. Есть пороки? Конечно, есть. Но есть и лекарство. Плохая погода? Берите зонтик, кругом будет дождь, а вы будете сухой.
Итак, тот, кто будет внимательно повторять эти трансцендентные звуки, освободится от влияния Кали-юги, от оскверняющего влияния Кали-юги. Скверна заключается в том, что мы видим кругом очень много плохих примеров, очень много вкуса материальной жизни – много эгоизма, много вожделения, мы иногда сами становимся объектом похоти какого-то человека, или обмана, или жадности. Очень трудно оставаться чистым и спокойным. И что же делать? Нужно просто внимательно повторять, регулярно каждый день, сосредотачиваться на Святых Именах по утрам: Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе, Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе. Эти звуки даются в Ведах.
Это Ведическое знание, оно было записано примерно чуть больше чем 5 тысяч лет назад. И примерно столько же лет назад как раз началась Кали-юга. Для Кали-юги оставляют знание мудрецы, каким образом в этот век человек может легко достичь совершенства. Потому что вообще само понятие духовной жизни сейчас чрезвычайно сложное, не поддающееся даже какому-то научному описанию. Духовная жизнь сейчас очень сложная тема. Но в Ведах это дается научным языком, это очень научное знание. Научное означает, что мы можем пройти это всё, пройти, пережить на себе этот опыт, аутентично. И аутентично означает также, что это может быть доказано мной, моим опытом, но никто другой не сможет этого понять, пока не переживет сам. Это аутентично означает. Тем не менее, этот опыт можно передать, если слушать от того, кто имеет этот опыт. На слух. Шраванам – мы слушаем. Киртанам – повторяем. Слушая, мы испытываем вдохновение, и тогда мы хотим говорить. Слушая и говоря, возникает состояние самадхи, глубокого сосредоточения, или смаранам, памятования. Также как каждую секунду, даже во сне, человек сейчас помнит, что он должен наслаждаться, даже во сне наслаждается. Где бы он ни был, он должен наслаждаться, должен быть удовлетворен, он это помнит постоянно. Также в сознании Бога можно помнить постоянно о Боге, так чтобы всё было с Ним связано.
Прабхупада говорит – «посмотрите, женщина в Индии несет целую стопку предметов на голове». До средины потолка она может посуду нести. «Что бы она ни делала, она не уронит, она помнит. Так же можно помнить Бога, что бы мы ни делали, и всё было с Ним связано». И тогда спросили – «Прабхупада, а как понять, что всё с Ним связано, что абсолютно всё с Ним связано?».
Прабхупада сидел в это время на сидении, рядом была его трость, туфли, очки на столе.
Он сказал:
- Чьи это очки?
- Ваши, Прабхупада.
- Чья трость?
- Ваша.
- Чьи туфли?
- Ваши.
- Вот так же можно видеть всё в связи с Богом. Точно так же.
Вот у нас есть ребенок. И мы на лето его к бабушке отправили. С бабушками ему будет хорошо, пусть он там отдыхает. Проходит неделя-другая, вы мама или папа, открываете шкаф что-то достать, и оттуда выпадают его штанишки. И у вас прилив любви – «о, мой ребенок!». Штанишки его. «О, мой маленький!». Вы чувствуете те же самые чувства. Какой-то атрибут – и память.
Точно так же можно видеть этот мир. Солнце, а что такое Солнце? Говорится, что это глаз Бога. Солнце и Луна – это глаза Бога. Мы можем это видеть. Вы увидите тогда мир совершенно по-другому. И свет Солнца увидите по-другому. А что такое восходы и закаты? Это Его мигание век. А небо голубое что такое? Это Его пупок, говорится. А реки – это Его вены. Океан – это Его живот. Есть вселенская форма, можно медитировать таким образом, это колоссальная медитация. Можно видеть вселенную, связанную с Богом. Это еще не Бог, это связь с Богом называется, йога. Сам Бог выше всех этих понятий.
Говорится, что из тела Махавишну исходят все эти вселенные, из пор Его тела. Мы выдыхаем что-то, и Он тоже выдыхает, но Он выдыхает вселенные. Махавишну, это одна из форм Бога имеет такие гигантские размеры. В сотни тысяч раз больше этой вселенной, что просто из пор Его тела выходят вселенные, развиваются, какое-то время существуют, и с вдохом входят в Него обратно. Лишь на протяжении одного выдоха Вишну существует этот материальный мир, и тут же вдох, снова сворачивается, снова в Него. Так же как человек, который сидит на коврике, встает и сворачивает коврик и уходит, и ничего не остается. Так же и эта вселенная в конце творения сворачивается. Нет пространства и времени, и деятельность сворачивается, карма, и всё погружается снова в это же тело Махавишну, в источник, затем снова выходит из него, и снова погружается, происходят такие пульсации. Это материальный мир, вот он.

Пока у нас материальные желания, мы продолжаем этот цикл входа и выхода, входа и выхода, проявленное и непроявленное состояние, как сон и бодрствование, сон и бодрствование. Но когда мы обретаем сознание Бога, мы освобождаемся из этого цикла рождения и смерти. Потому что есть бытие Бога, Сам Он не рождается, не появляется, не исчезает, Он существует как нечто постоянное. И есть также постоянный мир, Его окружение. И Веды говорят – вот это наше истинное место, вот это прибежище души. Все религии мира указывают на этот принцип – возлюби Бога, обрети трансцендентную чистую любовь – и будешь жить с Богом. Но не везде раскрывается подробно, что это означает, «жить с Богом», что там делать вообще. Но в Ведах объясняется это очень подробно, какая там деятельность и прочие, прочие, прочие вещи.
Итак, мы раскрываем сейчас Ведические принципы. Мы начали с простых вещей, мы пытались понять на первых занятиях, что есть тело и есть дух, мы привели философию санкхья, чтобы различить это. Это очень убедительная, сильная философия. Затем мы развивали тему дальше, объясняли деятельность, карму, социальное устройство общества, йогу, многие другие вещи. И, наконец, мы подходим к тому моменту, что существует трансцендентная природа в сердце каждого человека в форме желаний. Мы хотим вечной жизни в блаженстве и знании. И что же там делают? Там танцуют и поют. Песни и танцы свыше даются человеку. Заметили, что животные не поют и не танцуют? Это может делать только человек. Но как часто люди поют и танцуют? Вы видели, чтобы кто-то с утра до вечера пел и танцевал? Это жизнь Вайкунтхи, описывается в Ведах, это жизнь духовного мира, там каждый шаг – это танец, и каждое слово – песня. Такое состояние сознания.
Здесь же поют, но только редко, и танцуют тоже. Когда хорошо примут интоксикации, трясутся друг перед другом мужчины и женщины, краснеют, возбуждаются, вот так они наслаждаются. Без спиртного и женщин не танцуют. Сложно танцевать, нужно наркотик принять, чтобы танцевать.
Но когда вы участвуете в киртане, вы чувствуете, что есть силы и петь и танцевать. Киртан пробуждает вот эти энергии счастья и это спонтанно выражается. Прабхупада был таким могущественным, его воспевание было таким чистым, что когда он просто выходил на аудиторию новых людей, это были студенты в Америке, кто угодно, и пел Харе Кришна мантру, спонтанно все поднимались, поднимали руки и начинали танцевать. Была такая радость, такое внутреннее ликование и всем передавалось это счастье.
Мы, конечно же, не Прабхупада, мы его последователи. Мы пытаемся делать то же самое. Во всяком случае, мы хотя бы себя можем убедить. Убедить всех не всегда получается, но это практика просто удивительная. В этом вы можете быть уверены на все 100 процентов.
Итак, что бы человек ни хотел получить в этом мире или за его пределами, он может получить, просто повторяя Харе Кришна мантру, потому что Бог всемогущий, Он выполняет любые желания. Но в том случае, если человек чист. Иначе действует закон кармы, и мы не можем получить желаемое. Карма может препятствовать нашим желаниям. Единственный путь к исполнению желаний – это путь очищения от кармы. И Харе Кришна мантра сейчас – это и цель, и средство одновременно. Это средство очищения. И, в конце концов, это также и цель, потому что звук имени Бога и сам Бог неотличны друг от друга. Это шабда-брахман, трансцендентный духовный звук. Поэтому просто повторяя эти звуки – Харе Кришна Харе Кришна Кришна Кришна Харе Харе Харе Рама Харе Рама Рама Рама Харе Харе – человек постепенно становится совершенным. Прабхупада называл это лифтом, быстрый прямой путь, чтобы сразу подняться.
Другой он пример привел, что путь повторения мантры подобен большому кузнечному молоту. Вот есть глыба нашей кармы, гранитная или базальтовая, и в наших руках ювелирный молоточек. И мы пытаемся какими-то методами с этим разобраться. Тюк-тюк-тюк… Очень долго, невообразимо долго. Так вот сознание Бога, эта практика как большой кузнечный молот. Нажимаете – и он просто сверху БУХ! Одним ударом разбивает всё, быстро очень процесс происходит. И поскольку происходит быстро, мы на этом контрасте понимаем разницу духовного и материального, очень быстро постигаем эти истины.
Итак, постижение Абсолюта может быть таким быстрым, как откровение, нисходящий путь, это просто может на нас свалиться. В одно мгновение жизнь может измениться у человека. Критерий – искренность и самоотверженность. Мы приводили примеры. Если мы на самом деле готовы посвятить свою жизнь чему-то возвышенному, если мы искренни и честны перед собой – человек очень легко может быть близок к совершенству.
Один человек подошел к Иисусу и сказал:
- Что мне не хватает до совершенства?
- Соблюдай все заповеди.
- Я с детства соблюдаю все заповеди, я вырос в религиозной семье, я с детства не нарушал ни одной заповеди. Я всё это уже имею.
- Тогда отдай всё своё богатство бедным, оставь себе одну одежду, сними сандалии и иди за мной.
Человек отошел в сторону. Он был очень богат. Иисус сказал ученикам:
- Посмотрите, легче верблюду пролезть через игольное ушко, чем богатому попасть в Царство Божие.
Материальные привязанности, очень трудно преодолеть. Даже Иисус не смог этого человека спасти. Очень сложно. То есть материальная привязанность означает, что я держусь за это сам. Я говорю – «спасите меня!» – но я сам держусь за это.
Был один человек, который хотел прыгнуть с парашютом, десантник. И первый прыжок он не смог прыгнуть, испугался. Ну, бывает. Его друзья прыгнули, все сделали первый прыжок, успешно, у них праздник. Он приземляется на самолете, с опущенной головой, ему очень стыдно, он струсил. Ребята говорят – «ничего, мы не будем его беспокоить, ничего ему не скажем, как будто не заметили ничего, всё в порядке, пусть прыгнет в следующий раз». Ему стыдно, он говорит – «ребята, я боюсь на самом деле, вытолкните меня, помогите немножко и я прыгну». «Нет проблем, поможем с удовольствием, не беспокойся». Ведь они друзья.
И вот второй вылет, парашюты на плечи, люк открывается.
- О боже! Нет, только не туда! Нет, не могу!
- Давай-ка поможем ему.
- А, нет!!
Он схватился за какую-то стойку. «Ну и ладно» – все прыгнули. Опять он приземляется, еще хуже ему.
- Ребята, пожалуйста, помогите. Не спрашивайте меня ни о чем. Просто возьмите за руки, за ноги и выкиньте из этого самолета.
- О! Так бы стразу и сказал. Конечно, выкинем! Даже без парашюта можем выкинуть!
Ну, они шутят, они друзья. И вот снова самолет в воздухе. Люк открывается.
- О, нет!! Никогда не смогу!!
- Так, ребята, берем его! Руки, ноги где?
Тогда он берет карабин, который на поясе, цепляет за стойку этого самолета и закручивает. Его уже никаким трактором не вытащить оттуда.
Если вы не хотите – никто не поможет. Это уже наше желание. Нужна искренность и самоотверженность. Сначала честность, а потом мы уже может что-то самоотверженно делать. Постепенный путь.
Итак, сознание Бога подобно этому. Мы вдруг попадаем в другое пространство, в другое измерение. Как в воздухе висим. Всё, земли под ногами нет. Так, кажется сначала, но уже в следующий момент открывается парашют. И вы чувствуете – какая свобода, какая красота, всё по-другому! Другое измерение сознания. Вы на самом деле видите мир как царство Бога, если вы в знании находитесь, вы знаете, как жить в этом мире, он не хуже чем царство Бога, говорится.
То, что мы объясняли на примере, если вы немного в железо добавляете золото – это уже золото. Немножко этого сознания в материю – и она уже действует как дух. Другой пример – железо погрузите в огонь. Что с ним станет? Раскалится, оно станет огнем. Мы скажем – «это уже огонь, это не железо». «Да нет, всё равно железо». Потрогайте. Действует как огонь. Так что немного духовного сознания, и это тело уже действует как дух. Речь, мысли, поступки полностью одухотворяются. И это счастье. Вот оно счастье!
Жизнь в материи – это сплошные муки. Адхидайвика, адхиатмика, адхибаутика. Нет спасу от страданий кроме как сосредоточить ум на духовной жизни, и так происходит одухотворение человека. Так же можно говорить об одухотворении нации, это уже политики должны позаботиться об этом. Экономисты позаботятся об одухотворении бизнеса и денег. Всё это можно поднять на очень высокий духовный уровень, любую деятельность. Культуру, искусство, бизнес, политику, экономику – всё что хотите. Это уже вопрос нашего развития. Но он начинается непосредственно с каждого из нас. Когда таких людей будет 1% в мире, в обществе – мир изменится. Такова будет сила их влияния, 1% людей достаточно, чтобы изменить мир, так сказал Прабхупада.
Гокуланатх дас, большое спасибо за транскрипт лекции
Часть 1 Часть 2 Часть 3 Часть 4 Часть 5 Часть 6 Часть 7