Его не хотели пускать к Кришне. Пастухам нечего делать в храме. Хочешь внутрь? Родись брахманом! Брахманы возвели вокруг храма высокие стены, дабы непосвященные и недостойные ненароком не осквернили Кришну своим взглядом. Но кто мог запретить ему видеть Кришну?
Кришна приказывает Арджуне: майарпита мано буддхир мам анусмара йудхйа ча - "Поднеси Мне свой ум (манас) и разум (буддхи): пусть ум твой постоянно помнит обо Мне, а разум помогает сражаться".
Но можно ли постоянно помнить о ком-то или о чем-то, да еще посреди сражения, на поле битвы нашей жизни? Можно, но только если на том, о ком мы должны помнить, сосредоточены все наши желания. Главная функция ума, порожденного аханкарой в гуне благости, - порождать желания (ШБ 3.26.27). Наш ум никак не может удержать в себе Кришну по одной простой причине: потому что мы Его не хотим. По большому счету, мы просто не знаем, что с Ним делать. Новый автомобиль или много денег - другое дело, им можно найти полезное применение.
Сначала мы должны захотеть Кришну, притом так сильно, чтобы в нашем уме не осталось места ни для каких иных желаний. Духовное желание должно свести человека с ума, вытеснив из его ума все остальное. Садхана - это способ раздуть случайно залетевшую в наш ум слабенькую искорку духовного желания, превратив ее в испепеляющее пламя.
Кришна приказывает Арджуне: майарпита мано буддхир мам анусмара йудхйа ча - "Поднеси Мне свой ум (манас) и разум (буддхи): пусть ум твой постоянно помнит обо Мне, а разум помогает сражаться".
Но можно ли постоянно помнить о ком-то или о чем-то, да еще посреди сражения, на поле битвы нашей жизни? Можно, но только если на том, о ком мы должны помнить, сосредоточены все наши желания. Главная функция ума, порожденного аханкарой в гуне благости, - порождать желания (ШБ 3.26.27). Наш ум никак не может удержать в себе Кришну по одной простой причине: потому что мы Его не хотим. По большому счету, мы просто не знаем, что с Ним делать. Новый автомобиль или много денег - другое дело, им можно найти полезное применение.
Сначала мы должны захотеть Кришну, притом так сильно, чтобы в нашем уме не осталось места ни для каких иных желаний. Духовное желание должно свести человека с ума, вытеснив из его ума все остальное. Садхана - это способ раздуть случайно залетевшую в наш ум слабенькую искорку духовного желания, превратив ее в испепеляющее пламя.
Это желание входит в наше сердце из сердца чистого преданного со звуком киртана. Звук киртана делает его сильнее и сильнее. И когда это желание станет достаточно сильным, чтобы смести все преграды на своем пути, оно приведет нас к Кришне или, вернее, Кришна Сам, привлеченный ароматом этого желания, возьмет нас за руку и приведет к Себе.
* * *
Под высокой башней Гопуры, венчающей вход в Кришна-матх, главный храм Удупи, находится окно, известное в народе как "Окно Канаки даса". Напротив него стоит Канака-мантапа - павильон Канаки.
* * *
Под высокой башней Гопуры, венчающей вход в Кришна-матх, главный храм Удупи, находится окно, известное в народе как "Окно Канаки даса". Напротив него стоит Канака-мантапа - павильон Канаки.
Четыреста лет сидит там, под навесом Канака и пристально вглядывается в окно, желая разглядеть Удупи-Кришну. Если вам очень повезет, то встав рядом с ним и прислушавшись, вы услышите звук киртана, который поет Канака (а что ему еще делать?) Он подыгрывает себе на тампуре, и его голос, идущий из глубины сердца, поет о Кришне, так поет, что кажется, будто сердце вот-вот разорвется на куски от радости и печали.
Его не хотели пускать к Кришне. Пастухам нечего делать в храме. Чтобы зайти туда, нужно родиться брахманом. Брахманы построили вокруг храма высокие стены, чтобы непосвященные и недостойные ненароком не осквернили Кришну своим взглядом.
Но кто мог запретить ему видеть Кришну? Стоило ему закрыть глаза и запеть, как Кришна Сам вставал перед его взором. Он сидел перед храмом и пел, пел так, что казалось, будто сердце вот-вот разорвется на куски от радости и печали. Кристально чистое, как Ганга у истоков, желание непрерывным потоком лилось из его сердца, очищая все вокруг.
Шри Вадираджа Тиртха был брахманом. Более того, он был настоятелем Шри Кришна-матха. Он знал, кто такой Канака. Он знал, что одна нота в его киртане ценнее всех молитв, которые возносят Кришне Его жрецы. Он распорядился сделать навес для Канаки перед входом в храм, но даже он не мог нарушить традицию. Пастухам не положено входить в храм.
Несколько дней подряд Кришна слушал, как поет Канака, сидевший перед входом в храм. Несколько дней подряд Он ждал, когда же тот, наконец, появится перед Ним. Но Канака все не приходил. Откуда Кришне было знать, что пастухов не пускают в храм? Да и странно как-то: ведь Он Сам - пастух, а никакой не брахман.
Чистый голос Канаки проникал даже в каменные сердца случайных прохожих, завороженной толпой слушавших его. Как он мог не проникнуть в сердце Кришны? Кришна хотел увидеть своего бхакту ничуть не меньше, чем бхакта хотел увидеть Его, и с каждым днем это желание становилось все сильнее.
Наконец желание Кришны стало таким сильным, что больше Он не смог сдерживать Себя. Ночью земля в Удупи стала ходить ходуном. Люди в панике повыскакивали из своих домов. Набожные брахманы попадали на колени и стали испуганно молиться, и только Канака продолжал петь, прославляя маленького Кришну, чуть топнувшего ногой от нетерпения.
Утром, когда рассвело, все увидели, что в храмовой стене как раз напротив того места, где сидел Канака, появилась большая трещина.
Сквозь эту трещину Шри Кришна смотрел на Своего бхакту, а бхакта влюбленными глазами смотрел на Шри Кришну.
Его не хотели пускать к Кришне. Пастухам нечего делать в храме. Чтобы зайти туда, нужно родиться брахманом. Брахманы построили вокруг храма высокие стены, чтобы непосвященные и недостойные ненароком не осквернили Кришну своим взглядом.
Но кто мог запретить ему видеть Кришну? Стоило ему закрыть глаза и запеть, как Кришна Сам вставал перед его взором. Он сидел перед храмом и пел, пел так, что казалось, будто сердце вот-вот разорвется на куски от радости и печали. Кристально чистое, как Ганга у истоков, желание непрерывным потоком лилось из его сердца, очищая все вокруг.
Шри Вадираджа Тиртха был брахманом. Более того, он был настоятелем Шри Кришна-матха. Он знал, кто такой Канака. Он знал, что одна нота в его киртане ценнее всех молитв, которые возносят Кришне Его жрецы. Он распорядился сделать навес для Канаки перед входом в храм, но даже он не мог нарушить традицию. Пастухам не положено входить в храм.
Несколько дней подряд Кришна слушал, как поет Канака, сидевший перед входом в храм. Несколько дней подряд Он ждал, когда же тот, наконец, появится перед Ним. Но Канака все не приходил. Откуда Кришне было знать, что пастухов не пускают в храм? Да и странно как-то: ведь Он Сам - пастух, а никакой не брахман.
Чистый голос Канаки проникал даже в каменные сердца случайных прохожих, завороженной толпой слушавших его. Как он мог не проникнуть в сердце Кришны? Кришна хотел увидеть своего бхакту ничуть не меньше, чем бхакта хотел увидеть Его, и с каждым днем это желание становилось все сильнее.
Наконец желание Кришны стало таким сильным, что больше Он не смог сдерживать Себя. Ночью земля в Удупи стала ходить ходуном. Люди в панике повыскакивали из своих домов. Набожные брахманы попадали на колени и стали испуганно молиться, и только Канака продолжал петь, прославляя маленького Кришну, чуть топнувшего ногой от нетерпения.
Утром, когда рассвело, все увидели, что в храмовой стене как раз напротив того места, где сидел Канака, появилась большая трещина.
Сквозь эту трещину Шри Кришна смотрел на Своего бхакту, а бхакта влюбленными глазами смотрел на Шри Кришну.
Окно Канаки
Трещину в храмовых стенах полагалось заделать, но Вадираджа Тиртха распорядился превратить ее в окно - окно Канаки. С тех пор повелось, что прежде чем войти в храм и получить даршан Удупи-Кришны, паломник должен приникнуть к окну Канаки и через него разглядеть в потаенных глубинах храма образ Шри Кришны.
* * *
Прежде чем мы сможем войти в храм сердца и получить даршан Шри Кришны, мы должны сделать хотя бы маленькую трещину в каменных стенах, которые его окружают. Эти каменные стены построены из булыжников материальных впечатлений, сцементированных раствором материальных желаний. Стены эти так крепки, что никакие тараны не смогут разрушить их. Но звук киртана проникает даже сквозь них, достигая слуха Самого Кришны. И когда Он услышит наш киртан, Он Сам, изнутри поможет нам прорубить в этих каменных стенах окно.
Трещину в храмовых стенах полагалось заделать, но Вадираджа Тиртха распорядился превратить ее в окно - окно Канаки. С тех пор повелось, что прежде чем войти в храм и получить даршан Удупи-Кришны, паломник должен приникнуть к окну Канаки и через него разглядеть в потаенных глубинах храма образ Шри Кришны.
* * *
Прежде чем мы сможем войти в храм сердца и получить даршан Шри Кришны, мы должны сделать хотя бы маленькую трещину в каменных стенах, которые его окружают. Эти каменные стены построены из булыжников материальных впечатлений, сцементированных раствором материальных желаний. Стены эти так крепки, что никакие тараны не смогут разрушить их. Но звук киртана проникает даже сквозь них, достигая слуха Самого Кришны. И когда Он услышит наш киртан, Он Сам, изнутри поможет нам прорубить в этих каменных стенах окно.