
У бхакти есть одно очень важное свойство, – она ахаитуки и авйавахита. Это поток нашего сознания, устремлённый к Богу, который сравнивается в этих стихах с Гангой, стремящейся к океану. Бхакти, это сознание, это описание сознания, определённого состояния сознания, в котором сердце человека отдано Богу. И стоит человеку услышать о Боге, как сердце его устремляется навстречу Богу. И поэтому бхакти охватывает все сферы жизни.
У меня есть потребность, – я личность и Бог личность, – и самая глубокая потребность человека, это потребность в личностных отношениях. И эта потребность в личностных отношениях реализуется, когда я делаю что-то конкретное. И в этом отличие бхакти. Бхакти, как я уже объяснил, – это состояние сознания, в котором я вижу мир связанным с Богом. И в результате этого, всё то, что я делаю, станет моим служением Богу.
Грех – не беда. Один раз повторив святое имя, я могу уничтожить такое количество грехов, которые я не смогу совершить; святое имя может устранить все грехи. Проблема – в злобе, которая у меня есть. Если я просто, невинно совершаю грех, это ерунда – это не оставляет никакого следа, это очень быстро уходит. Но беда в том, что у меня есть это качество, и оно иногда прячется в разных видах и формах. И эта бхава, ревность, матсарья, зависть к другим живым существам, состояние сознания очень могущественное – оно мешает. Это две несовместимые вещи: любовь и зависть, любовь и ревность. Хотя в материальном мире, это очень даже совместимые качества: человеку кажется, что любить значит ревновать. Нет, любовь, которой сопутствует ревность, это не любовь, это эгоизм. Это то же самое желание чего-то для себя. Если я живу для кого-то другого, то я не буду ревновать.
Любовь это нечто совсем другое, в любви нет ревности. Но когда у нас появляется эта ревность, злоба, зависть, то она уничтожает любовь. И, в сущности, эта ревность, злоба, зависть по отношению к другим живым существам, – это нечто, что, в конечном счёте, направлено против Кришны. Потому что Кришна есть Кто? – Кришна есть всё! Кришна находится в сердце каждого живого существа, Кришна находится повсюду. Когда у нас есть эта ревность порождённая ощущением дефицита: "мне нужно, мне нужно, мне нужно", то мы будем причинять беспокойства другим живым существам, мы будем причинять боль другим живым существам. И в результате этого мы будем причинять боль Кришне. Кришне это не нравится. Что мешает развитию нашей любви – развитию нашей любви к Кришне мешает то, что мы постоянно делаем то, что Ему не нравится.
Авашйе шротавйо – я обязательно должен анализировать себя. Иначе говоря, я должен постоянно анализировать. Бхакти значит самоанализ, бхакти значит интроспекция. Бхакти значит понимание своих мотивов и анализ своих собственных поступков, и нежелание обвинить кого-то ещё.
Поэтому Вишванатх Чакраварти Тхакур и объясняет этот стих: мы должны постоянно слушать, о чём слушать? – пытаясь понять свои собственные изъяны и пытаясь понять свои собственные достоинства тоже. Достоинства свои мы тоже должны понять, и в конечном счёте для чего это нужно сделать? Для того, чтобы бхакто правартанартхам – для того, чтобы мы могли по-настоящему практиковать бхакти. Чтобы мы поняли, где бхакти, где мы ошибку совершаем.
Для того, чтобы мы поняли, что такое бхакти, нам обязательно нужно слушать о наших недостатках и наших добродетелях. Слушайте очень внимательно, потому что это важная вещь. У нас у всех есть недостатки, и у нас у всех есть какие-то хорошие качества. И если мы стремимся к совершенству, то мы должны слушать шастру. Каким образом мы должны слушать шастру? – пытаясь понять, о каких наших недостатках и наших добродетелях говорится в шастре. Мы должны слушать "Бхагава-гиту" и "Шримад-Бхагаватам", но каким образом? – пытаясь понять, что это в сущности слова Кришне, обращённые к нам.
И иногда мы не понимаем этого, иногда мы не понимаем, какую боль мы причиняем другим живым существам. Сколько беспокойств мы приносим другим живым существам. А Кришна находится у них в сердце – у каждого из них в сердце. И это очень важное положение, о котором говорит Капиладев здесь: что до тех пор, пока мы будем делать что-то, что не нравится Кришне, мы никогда не сможем полюбить. Мы пытаемся разжечь любовь, пытаемся полюбить Кришну – ничего не получается. Почему? Потому что мы даём волю ревности, злобе, зависти в своём сердце. И это очень серьёзная вещь, очень серьёзная вещь. Четыре этих степени оскорблений, их нужно знать, нужно понимать, и нужно понимать, что последствия этого очень и очень серьёзные: что внутри, в своём сердце я должен бояться одной вещи – я не должен ни в коем случае никого оскорблять.
В одиннадцатой песни "Шримад-Бхагаватам" говорится, что мы можем выпустить стрелу в человека, можем ранить какого-то человека, и стрелу эту можно вынуть и намазать какой-то мазью – и в принципе боль пройдёт. Но если мы поразили какого-то человека стрелой своих злобных неприязненных слов, то эта стрела засядет в сердце – её невозможно будет оттуда вынуть. И она будет болеть. Когда мы просто физически кого-то раним – сколько человек будет чувствовать боль от этой физической раны? – Один день, два дня, три дня, месяц, два месяца – максимум. Рана от оскорблений, которые мы нанесли кому-то или которые нам нанесли, может болеть в течение десятилетий.
Если мы слышим критику, то самое лучшее – попросить, чтобы при нас не критиковали. Если мы не можем попросить по той или иной причине – лучше уйти из этого места. И надо обязательно извиниться перед человеком, в чей адрес мы слушали критику, хотя бы мысленно. Это очень распространённая вещь: люди постоянно критикуют друг друга, постоянно причиняют боль друг другу. Особенно, если мы почувствовали, что в нас что-то отозвалось в ответ на эту критику – нужно обязательно извиниться перед человеком. Наша психология устроена таким образом, что мы очень легко верим чему-то плохому. Если про кого-то скажут что-то плохое, мы сразу же верим в это. Сразу же верим в это! Почему? – Потому что у нас эта внутренняя склонность, сродство ко всему этому. И когда мы слушаем критику, то все эти качества только укрепляются в нас, поэтому нужно попросить человека, чтобы он при нас не критиковал. Если мы не можем – просто отойти на какое-то расстояние.
На самом деле реально, духовная жизнь – настоящая духовная жизнь – начинается с того момента, когда я перестаю смотреть свысока на других. И это только первая степень зависти, которая живёт в моём сердце. Вторая степень – это упекша: когда зависть становится сильнее. Вначале мы можем смотреть свысока на кого-то, можем гордиться. Потом, когда неприязнь по отношению к кому-то становится сильнее, что мы делаем? Упекша – значит, мы пытаемся избегать этого человека, мы не хотим близко приближаться к этому человеку. Мы видим его, что мы делаем? – Разворачиваемся и обходим его стороной. Есть у вас такие люди? Нету? Есть, да. Ну хотя бы один такой человек должен быть для разнообразия. В жизни каждого человека есть такой человек, которого ну просто вот, ну… внутри мы говорим: "Мы не желаем ему ничего плохого", правильно? Но видеть его тоже не хотим. Правильно? Это следующая степень проявления злобы – упекша. Я держусь в стороне, я не хочу иметь ничего общего, я не хочу разговаривать с этим человеком, мне не нужно это.
И четвёртая степень проявления – какая четвёртая степень проявления? Первая – это презрение или пренебрежение. Второе – это попытка избежать человека, нежелание иметь с ним ничего общего, держаться подальше. Третье – это активная злоба. И четвёртое это что? Четвёртое – это нинда. Нинда что значит? – Оскорбление, критика. И Капиладев объясняет, что это самая серьёзная вещь, потому что ненависть мы можем держать про себя. Когда у нас есть просто злоба – двеша по отношению к кому-то, неприязнь по отношению к кому-то, – мы можем до поры до времени держать это при себе. Но когда она прорывается наружу, то это становится оскорблениями. И эти оскорбления на самом деле – очень серьёзная вещь, очень серьёзное проявление нашей злобы.
Наверняка у многих у вас есть этот опыт, или у некоторых из вас есть этот опыт: когда мы общаемся с очень чистым человеком, желание притворяться уходит. Почему желание претворяться уходит? – Потому что понимаешь, что бесполезно, что тебя насквозь видят, что видят какие-то твои проблемы и что нет никакой необходимости притворяться. И оказываясь с таким человеком рядом, ты также видишь, что он не осуждает тебя. Он видит твои проблемы, но у него внутри нет никакой злобы, никакой зависти – он хочет помочь тебе, помочь избавиться от всего, возвысить тебя. Поэтому здесь, комментируя этот стих, Вишванатх Чакраварти Тхакур объясняет смысл этого всего. Да, мы должны слушать шастру и мы должны повторять святое имя – нама-санкиртанач ча ме. Одновременно с этим: арджавам, мы должны быть максимально простыми, максимально стараться избавиться от какой-то показухи, от чего-то ненужного. Каким образом? – Общаясь или служа или почитая возвышенных личностей, возвышенных вайшнавов – махат-упасанайа. И таким образом в конечном счёте мы поймём, что значит бхакти и поймём смысл этой практики, и сможем в конце концов очистить своё сердце.
Е.С. Бхакти Вигьяна Госвами, "Культура уважения", Израиль, 2014г.